Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институт ответственности за правонарушения в сфере налогообложения

Работа №12882

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы74стр.
Год сдачи2005
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..с.3

1.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………с.6

1.1. История правовой регламентации института ответственности за правонарушения в сфере налогообложения…………………………………….с.6
1.2. Юридическая сущность и особенности ответственности за правонарушения в сфере налогообложения…………………………………….с.12

2.РЕАЛИЗАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………………..с.28

2.1. Порядок наложения административных взысканий за нарушение законодательства о налогах и сборах……………………………………………с.28
2.2. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение……………………………………………………………………….с.41

3.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………с.54
3.1. Правовые аспекты административной ответственности юридических лиц в налоговых отношениях……………………………………………………с.54
3.2. Рецепция административно-правовых норм налогового законодательства в Кодекс РФ Об административных правонарушениях…………………………………………………………………с.60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..с.66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…с.69
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..с.75



ответственности за правонарушения в сфере налогообложения в России приобрела в последние годы особую актуальность и остроту. Неблагоприятное развитие российского государства во многом определяет тенденции значительного увеличения числа совершаемых правонарушений в различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере налогообложения.
Увеличивающееся число правонарушений в области налогов и сборов побудил органы государственной власти страны решительно взяться за административно-правовое регулирование налоговой сферы.
На смену старому Кодексу об административных правонарушениях пришел новый, который принципиально отличается от его предшественника. В состав особенной части данного законодательного акта введены нормы об ответственности за нарушение в сфере налогообложения, постоянно вносятся изменения в Налоговый кодекс России.
В условиях проводимых преобразований в стране и развития общественных отношений в Российской Федерации значительно повышается роль взимаемых налогов и сборов, которые обеспечивают значительную часть доходных поступлений в бюджет Российской Федерации. Неоценимая заслуга данного финансового института не только в формировании бюджета страны, но и в реализации одного из важнейших направлений государственной политики – социальной функции государства. Так как именно бюджетное финансирование обеспечивает реализацию многих социальных программ по защите большинства бедствующих слоев населения российского общества. Возрождающиеся после обвала экономики в 1998 году предприятия, учреждения различных форм собственности в целях сохранения большей части доходных поступлений на своих банковских счетах, вынуждены идти на различные ухищрения, чтобы скрыть реальный размер прибыли и не платить должным образом налоги и различные сборы.
В то же время, как показывает анализ деятельности соответствующих правоприменительных органов (налоговых инспекций, подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями органов внутренних дел), рост совершаемых правонарушений в сфере налогообложения по всем видам продолжает иметь неуклонную тенденцию к росту. Так, если в 1999 году, правонарушений в сфере налогов и соборов, предусмотренных Налоговым кодексом России было совершено 89146, то в 2000 году данный показатель был равен 92457, в 2001- 95345, 2002 – 101235, 2003 – 110167 .
Таким образом, проблема института ответственности за правонарушения в сфере налогообложения в настоящее время приобретает особую актуальность.
В условиях реформирования российской правовой системы, законодатель предусмотрел определенные меры административно-правового регулирования рассматриваемой сферы. Данные меры предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ и Налоговым кодексом. Именно данные кодифицированные законодательные акты являются нормативно-правовой основой института ответственности за правонарушения в сфере налогообложения.
Теоретическая разработка проблем ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов в настоящее время ведется достаточно активно. Можно выделить мнения некоторых известных авторов, которые прямо или косвенно касались в своих исследованиях данной проблематики: Дугенец А.С., Мышляев Д.Н., Поспелова Л.И., Шергин А.П., Якимов А.Ю., Массленников М.Я. Но фундаментальных научных трудов по теме исследования нет. Ориентироваться в вопросах исследуемой темы помогают научные труды таких патриархов науки административного права, как Лончаков А.П., Бахрах Д.Н., Манохин В.М, Старилов Ю.Н., Л.Л. Попов, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов и ряд других авторов..
Таким образом, требующая своего продолжения и теоретического обоснования работа по изучению российского законодательства, регламентирующего вопросы ответственности за правонарушения в сфере налогообложения, необходимость рассмотрения проблемы на основе комплексного подхода и подробного анализа действующих нормативных правовых актов, потребности современной правоприменительной практики определили выбор основных направлений данного дипломного исследования.
Объектом настоящего дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации института ответственности в сфере налогов и сборов.
Предметом исследования являются нормативные акты и правовые нормы, преимущественно административного и ведомственного характера, регламентирующие институт ответственности в сфере налогообложения.. Основной целью исследования является уяснение следующих вопросов: понятия ответственности в рассматриваемой сфере, ее особенностей, соотношения административной ответственности и ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом, стадий наложения административных наказаний, органов, которые вправе налагать административные наказания за совершение правонарушений в сфере налогов и сборов.
В соответствии с указанной целью основной задачей дипломного исследования является уяснение юридической сущности института ответственности в сфере налогообложения.
Кроме того, в целях повышения общего уровня правовой культуры, представляется необходимым рассмотреть проблемные вопросы, возникающие при правовой регламентации данного института..
Структура и объем дипломной работы определены с учетом целей и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, подводя итог настоящему дипломному исследованию, сделаем следующие выводы.
1. Ответственность за правонарушения в сфере налогообложения - это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.
За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния применяются нормы Кодекса об административных правонарушениях и Налогового кодекса.
Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как самостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. Однако для этого нет оснований. О налоговой ответственности можно говорить только как о комплексном институте, объединяющем нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений.
2. Взгляд на налоговую ответственность как на самостоятельный вид ответственности является результатом терминологических неточностей, допускаемых законодателем.
Например, ст.10 НК РФ сформулирована таким образом, что позволяет сделать ошибочный вывод о противопоставлении налоговой ответственности административной и уголовной. Однако в этой статье речь идет не о видах ответственности, а о порядке производства по делам о налоговых правонарушениях. Из статьи следует, что производство по правонарушениям, предусмотренным Кодексом, ведется по правилам, закрепленным в гл.14 и 15 НК РФ. Производство по налоговым нарушениям, ответственность за которые установлена Кодексом об административных правонарушениях или УК РФ, по правилам, закрепленным в законодательстве об административных правонарушениях и уголовно-процессуальном законодательстве; производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ ведется в соответствии с таможенным законодательством РФ (однако это не дает оснований выделять особый вид таможенной ответственности за нарушения таможенного законодательства).
3. Термин «налоговая ответственность» применен законодателем в п.2 ст.108 НК РФ как синоним понятия «ответственность за совершение налогового правонарушения». Терминологическая неточность устранена при внесении в НК РФ изменений и дополнений Федеральным законом от 9 июля 1999 г. Однако этот термин сохранился в ст.107 НК РФ.
Иногда вместо термина «налоговая ответственность» применяют понятие «финансовая ответственность». По существу оно равнозначно понятию «финансовые санкции» в значении имущественной, денежной ответственности.
4. Взыскания, установленные НК РФ (раздел VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение», гл.16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение»), являются мерами административной ответственности. Основанием такой ответственности служит налоговое правонарушение как вид административного проступка. Ряд таких правонарушений предусмотрен в КоАП (см. ст.156-1; 156-2). В этом случае субъектами ответственности выступают физические лица.
Нормы административной ответственности юридических лиц традиционно не включаются в КоАП. Однако она может наступать в силу норм, закрепленных в различных нормативных актах, в том числе в актах о налогах и сборах.
5. Характерная черта административной ответственности - применение административного взыскания в качестве меры ответственности. К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа.
6. Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства НК РФ не предусмотрено. Эти меры сводятся к применению типичного административного взыскания - штрафа. Выделяемые иногда особенности финансовых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правонарушениях, установленном КоАП, и т.п.) относятся не к штрафу, а к порядку его применения. Специфических черт финансового штрафа, не позволяющих отождествлять его с административным, нет.






1. Конституция РФ. – М.: НОРМА, 2003. – с. 123
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М.: НОРМА, 2003. – 245 с.
3. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. - 2002.- № 1 (Ч.1). - Ст.2.
4. Налоговый кодекс РФ. – М.: ИНФРА, 2004. – 675 с.
5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ. – М.: Юрайт, 2004. – 356 с.
6. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» с изм. и доп. // СЗ РФ. - 1995. - № 31. - Ст. 2990; 1999. - № 8. - Ст.974; 2000. - № 46. - Ст.4537.
7. Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» // Финансовое право: Сборник нормативных правовых актов. – М.: Юрайт, 2004. – 785 с.
8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст.3176.
9. Федеральный закон от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте» // СЗ РФ. - 1995. - № 35. - Ст.3505.
10. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» с изм. и доп. // СЗ РФ. - 1994. № 35. - Ст.3649; 2000. - № 46. -Ст.4537; 2001. - № 33 (Ч. 1). - Ст.3115.
11. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» с изм. и доп. // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст.3805; 2000. - № 2. - Ст.130.
12. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изм. и доп. // СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563; 1999. - № 2. - Ст.232.
13. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. - 1999. - № 29. - Ст.3686.
14. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2001. - № 51. - Ст.4832.
15. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 августа 2002 г. № 2209/02 Применение ответственности за неисполнение обязанности налогоплательщика по представлению налоговой декларации не ставится в зависимость от уплаты или неуплаты самого налога // Вестник ВАС. – 2002. - №9. – с.4-7
16. Письмо Фонда социального страхования РФ от 13 февраля 2003 г. № 02-18/05-992 «О реализации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Финансовое право: Сборник нормативных правовых актов. – М.: Юрайт, 2004. – 785 с.
17. Закон Республики Татарстан от 18 мая 1993 года «Об административной ответственности за нарушения общественного порядка и порядка управления»//Известия Татарстана. - 1993. - 4 июня.
18. Закон Республики Карелия от 3 июля 1992 года «Об административных правонарушениях» (с последующими изменениями и дополнениями)//Собрание законодательства Республики Карелия. - 1992. - № 4; 1995. - № 9.
19. Кодекс Свердловской области об административных правонарушениях //Ведомости Законодательного Собрания Свердловской области. – Екатеринбург. 1997. - Выпуск 26.
20. Административное право. Академический курс: Учебник под ред. Старилова Ю.Н. – М.: Юрайт, 2004. – 1563 с.
21. Административное право: Учебник под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2002. – 697 с.
22. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. - М.: 1994. – 453 с.
23. Алехин АП.. Кармолицкий А.А.. Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: 1997. – 603 с.
24. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. – «Бератор-Пресс», 2002 г. – 356 с.
25. Бахрах Д.Н. Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях. - М.: 1989. – 178 с.
26. Бобрышев А.Н. Административная ответственность в различных общественно-политических сферах. – Ярославль, 2000. – 202 с.
27. Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. Административное право: Учебник. – М.: НОРМА, 2003. – 338 с.
28. Богородицкий И.Б. Производство по делам об административных правонарушениях по новому КоАП РФ. – Самара.: 2003. – 98 с.
29. Бондарев А.В. К вопросу о правовой природе налоговых санкций. – М.: Налоги и финансовое право, 2002. – 453 с.
30. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности, финансов и налогов. – «Налоги и финансовое право», 2002 г. – 734 с.
31. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2001. – 407 с.
32. Гарипов А.С. Ответственность в области налогообложения. – СПб.: 2003. – 396 с.
33. Грин А.Д. Вопросы привлечения к административной ответственности за нарушения в области валютного законодательства. –М.: Налоги и финансовое право, 2002. – 389 с.
34. Дугенец А.С. Административная юрисдикция: Рабочий учебник. - М.: 2001. – 267 с.
35. Кикоть В. Административная деятельность органов внутренних дел. – М.: Щит, 2003. – 301 с.
36. Комментарий к КоАП РФ /Под ред. Козлова Ю.М. – М.: ЮР-ПИТ, 2004. – 797 с.
37. Комментарий к КоАП РФ под ред. Овсянко Д.М. – М.: Юристъ, 2003. – 600 с.
38. Комментарий к КоАП РФ под ред. Богданова А.В. – М.: НОРМА, 2003. – 587 с.
39. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под ред. Веремеенко И.И., Салищевой Н.Г. и Студеникиной М.С., М., 2003. – 678 с.
40. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный)/Составитель и автор комментария С.Д.Шаталов: Учебное пособие. - М.: МЦФЭР - 1999. – 905 С.
41. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный, расширенный)/Под ред. А.В.Брызгалина. - М., 1999. – 789 С.
42. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации для предприятий производственной сферы / О.П. Глебова, Ж.Л. Гусева, К.А. Иванов и др. Под редакцией О.П. Глебовой. - М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2003. – 815 с.
43. Масленников М.Я. Российский административный процесс. – Тверь.: 2001. – 413 с.
44. О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) - г. Алматы: Юрист, 2002. – 567 с.
45. Овчарова Е.В. Административная ответственность в налоговой сфере. - М., 2003. – 278 с.
46. Ракитина М.Ю., Арутюнова О.Л., Шарова С.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации для торговых организаций. – «Статус-Кво 97», 2003 г. – 607 с.
47. Российский статистический ежегодник. – М.: Издание Госкомстата, 2004. – 1067 с.
48. Стельмах Н.Н. Практическое пособие по налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей. - "Статус-Кво 97", 2002 г. – 604 с.
49. Алехин А. КоАП РФ: что нового? // Вестник НГУ. – 2003. - №1. – с. 16-17.
50. Белинский Е.К. К вопросу о правовой природе ответственности по налоговому законодательству//Хозяйство и право. - 1995. - № 8-9.
51. Богданов Е.В. Правовое положение органа юридического лица // Журнал российского права. – 2001. - № 3. – с.7
52. Виговский Е.В. Принципы презумпции невиновности при совершении налоговых правонарушений // Аудиторские ведомости. – 2002. - № 1.- с. 6-7.
53. Емельянов А.С. Правонарушения в сфере налогов и сборов и ответственность за них: сравнительный анализ законодательства о налогах и сборах и законодательства об административных правонарушениях// Налоговый вестник. – 2002. - № 11. – с. 4-16.
54. Калинина Л.А. Некоторые современные проблемы административной ответственности за нарушения финансового и налогового законодательства // Законодательство. – 1999. - № 8. – с. 24.
55. Кизилов В. Практика привлечения к налоговой (административной) ответственности организаций и построение защиты интересов организаций в налоговых спорах // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2003 - №2. – с. 6-8
56. Кизилов В. Административная ответственность в налоговых правоотношениях как средство государственного управления экономикой // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2003. - №4. – с.6-7
57. Курбатов А.Я. Вопросы применения финансовой ответственности за нарушения налогового законодательства//Хозяйство и право. - 1995. - № 1. – с.4-9
58. Нагорная Э.Н. Спорные вопросы привлечения к налоговой ответственности // Арбитражная практика. - 2001. - № 2. - с.26.-29.
59. Пепеляев С.Г. Комментарий к главе 15 «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений» части первой НК РФ. // Ваш налоговый адвокат. - № 1. - I квартал 2000 г.. – с.3-15.
60. Савинко Т.В. Административные правонарушения по налогам и сборам // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 23. – с. 17.
61. Черкаев Д.И. Административная ответственность юридических лиц за таможенные правонарушения // Законодательство. – 2002. - № 6. – с.6-11
62. Хаменушко И.В. О правовой природе финансовых санкций//Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2002. - № 2. – с. 5-8.
63. Якимов А.Г. Административно-юрисдикционный процесс и административно-юрисдикционное производство // Государство и право. - 1999. - № 3. - с.8.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ