Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институт ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов

Работа №8247

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

административное право

Объем работы185стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
943
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ 14
§ 1. Становление законодательства, предусматривающего ответственность за налоговые правонарушения 14
§ 2. Теоретические проблемы кодификации правовых норм, регламентирующих ответственность за налоговые правонарушения 27
§ 3. Основные свойства и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений 63
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ДЛЯ ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ 83
§ 1. Особенности законодательства о правонарушениях в сфере налогов
и сборов периода преобразования налоговой системы 83
§ 2. Государственное принуждение в области налогов:
сущность, структурные компоненты и его место в системе права 96
ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНО-НАЛОГОВАЯ ДЕЛИКТОЛОГИЯ 114
§ 1. Налоговый деликт: понятие и значение для юрисдикционной
деятельности налоговых органов 114
§ 2. Проблема систематизации административно-налоговых деликтов
и перспективы ее разрешения в российском законодательстве 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Актуальность темы исследования. В различных отраслях права, к числу которых относятся административное, финансовое, уголовное, важное место принадлежит правовым институтам, регламентирующим общественные отношения, связанные с привлечением к ответственности за совершение противоправных деяний. Их формирование связано с необходимостью обеспечить поддержание правопорядка в обществе, в том числе под угрозой применения к правонарушителям наказания, защитить его от действий, причиняющих различный ущерб.
Для российской правовой системы 90-х годов XX века были характер¬ны процессы, связанные с изменениями ключевых отраслей права. Достаточно отметить, что в процессе правовой реформы были приняты новые Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Налоговый кодекс РФ, а также Гражданский процессуальный кодекс Российской Феде¬рации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации, что свидетельствует о принципиальном обновлении соответствующих отраслей права. Такое преобразование оказало существенное влияние на институты уголовной и административной ответственности за совершение противоправных деяний, в том числе и в налогообложении.
Особым динамизмом отличался процесс развития той части финансового права, которая регулирует налоговые отношения. В результате сложилась новая для России подотрасль финансового права, законодательную основу которой к настоящему времени составляет кодифицированный право¬вой акт - Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ). Данный правовой акт регулирует в том числе властные отношения, возникающие в связи с привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Для закрепления этой ответственности была проведена работа по систематизации законодательства, устанавливавшего основание ответственности за нарушение налогового законодательства и порядок применения мер государственного принуждения к налогоплательщикам - правонарушителям, что нашло свое отражение в главах 15, 16 и 18 НК РФ.
Вместе с тем, законодатель отошел от традиционного в отечественной правовой науке выделения уголовной, гражданской, административной и дисциплинарной ответственности. Формирование параллельно с институтом административной ответственности института финансово-правовой ответственности повлекло за собой возникновение целого ряда проблем, разрешение которых неизбежно требует теоретического исследования.
Актуальность подобного изучения связана также с тем, что завершенная к 2001 году кодификационная переработка законодательства об административных правонарушениях не внесла ясность в вопросы унификации налоговых правонарушений и административных правонарушений в области налогов. В связи с этим институт налоговой ответственности и институт административной ответственности за правонарушения в области налогов существуют и развиваются в рамках налогового и административного права параллельно свыше десяти лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основываясь на результатах проведенного диссертационного исследования законодательства РФ в области ответственности за нарушение сложившегося порядка управления в сфере налогов и сборов, считаем возможным сделать следующие выводы.
Изменение характера таких функций государства как налогообложение и финансовый (налоговый) контроль повлекло за собой формирование современного российского налогового законодательства. В его рамках неизбежно должна была быть разрешена проблема регламентации статуса налогоплательщиков, что означало фиксацию предъявляемых к ним требований в сфере налогообложения, невыполнение которых влекло применение мер государственного принуждения. При создании законодательства об экономической, в том числе предпринимательской деятельности, были регламентированы вопросы налогообложения предприятий исходя из новых условий хозяйствования. В процессе формирования законодательства регулировавшего предпринимательскую деятельность, была предусмотрена система правовых норм, связанных с нарушениями предпринимателями установленных для них ограничений в сфере экономической деятельности. В результате, это привело к формированию межотраслевого правового института, устанавливающего ответственность налогоплательщиков - предпринимателей за нарушение налогового и связанного с ним предпринимательского законодательства.
При создании в рамках налогового законодательства комплекса норм, устанавливающих ответственность за нарушение налогоплательщиками своих обязанностей, был использован особый порядок применения к налогоплательщикам мер государственного принуждения, заключающийся в том, что для его закрепления были использованы нормы базовых налоговых законов содержащих основы налогового законодательства. Именно в них были закреплены составы конкретных нарушений налогового законодательства. Эти налоговые законы предусматривали систему санкций в отношении нарушителей налогового законодательства, которые, с одной стороны, являются правовосстановительными мерами, а с другой - карательными санкциями в виде штрафов. Кроме того, был определен круг субъектов, к которым могли при-меняться указанные санкции, причем новеллой стала возможность применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства к юридическим лицам.
При формировании системы норм, устанавливающих ответственность за противоправное поведение в сфере налогообложения, появилась дифференциация нарушений налогового законодательства на различные виды в зависимости от объекта противоправных посягательств.


1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1994, № 13, ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 1,ст. 1.
4. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, № 40, ст. 591.
5. Закон СССР от 08 декабря 1961 г. «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1961, № 50, ст. 525.
6. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, № 27, ст. 909.
7. Закон РСФСР от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов Верховного Совета РФ, 1990, № 27, ст. 357.
8. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. № 445-1 // Ведомости СНД и ВС от 27.12.1990 №
30, ст. 418.
9. Закон РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимаю¬щихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 // «Российская газета» №36 от 14.02.1992.
10. Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов, 1992, №1.
159

11. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» // Ведомости Съезда народных депута¬тов и Верховного Совета РФ, 1992, №11, ст. 525.
12. Закон от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1992, №11, ст. 527.
13. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных рес¬публик // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Со¬вета РФ, 1992, № 30, ст. 1800.
14. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5221-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1993, №31, ст. 1224.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301.
16. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» // Собрание законодательства РФ, 1995, №25, ст. 2343.
17. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, №5, ст. 410.
18. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1996, № 25, ст. 2954.
19. Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2000, №32, ст. 3338.
20. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 48, ст. 5369.
21. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном
160

производстве» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 30, ст. 3591.
22. Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 года №162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» от 21 ноября 2003 года // Российская газета от 16 декабря 2003 г.
23. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145- ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998, №31, ст. 3823.
24. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3824.
25. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа
2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2000, № 32, ст. 3340.
26. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» // Собрание законодательства РФ, 2001, № 1, ст. 2.
27. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» // Собрание законодательства РФ, 2001, ст. 5030.
28. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2002, № 1 ст. 1.
29. Постановление Совета Министров СССР от 15 мая 1986 г. №575 «О ме¬рах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами»
30. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября
2000 г. № 783 «Об утверждении Положения о Министерстве Россий¬ской Федерации по налогам и сборам» // Собрание законодательства РФ, 2000, № 43, ст. 4242.
31. Указ Президента РФ «О свободе торговли» № 65 от 29 января 1992 г. // Ведомости СНД и ВС РФ № 6 от 06.02.1992 г. ст. 290
32. Приказ Центрального Банка России от 08 сентября 1997 г. № 02-390
161

«О введении в действие Положения «О пруденциальном регулирова¬нии деятельности небанковских кредитных организаций, осуществ¬ляющих операции по расчетам, и организаций инкассации»// Вестник Банка России, 1997, № 59.
33. Положение Центрального Банка России от 31 августа 1998 г. № 54-ГТ «Об утверждении Положения «О порядке предоставления (раз¬мещения) кредитными организациями денежных средств и их воз¬врата (погашения) // Вестник Банка России, 1998, № 70-71.
34. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 236 «О совершенствовании организации работы по воз¬мещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных ор¬ганов либо должностных лиц этих органов» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету, 1999, № 1.
35. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 26 апреля
2001 г. № 35н «Об утверждении Инструкции «О порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ» // Российская газета, 2001, № 138.
36. Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30 августа 2001 г. № ШС-6-14/668 «Об исполнении обязанности по уплате налогов (сборов)» // Экономика и жизнь, 2001, № 38.
37. Письмо Управления МНС по г. Москве от 12 апреля 2002 г. № 11- 15/16900 «Обзор результатов рассмотрения жалоб на решения на¬логовых органов, действия (бездействия) их должностных лиц за
2001 год» // Московский налоговый курьер, 2002, № 10.
162

СУДЕБНЫЕ АКТЫ
1. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положе¬ний абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 закона Рос¬сийской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ, 1997, №4.
2. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1998, № 42, ст. 5211.
3. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» и законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О Федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства РФ, 1999, №30, ст. 3988.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. № 130-0 "По запросу Омского областного суда о проверке конституционности поло-жения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налого¬вых органах Российской Федерации". СЗ РФ. 2001 г. № 34. ст. 3512.
5. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 18 января 2001 г. № 6-0 «По запросу Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского Округа о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2001, № 10, ст. 995.
163

6. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 25 июля 2001 г. № 138-0 «По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2001, № 32, ст. 3410.
7. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30 января 2001 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в редакции федерального закона от 31 июля 1998 года «О внесении изменений и дополнений в статью 20 закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также положений закона Чувашской республики «О налоге с про¬даж», закона Кировской области «О налоге с продаж» и закона Че¬лябинской области «О налоге с продаж» в связи с запросом Арбит¬ражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограничен¬ной ответственностью «Русская тройка» и ряда граждан» // Собрание законодательства РФ, 2001, № 7, ст. 701.
8. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» // Российская газета, 1996, № 152.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. М 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов". Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 9.
164

10. Обзор практики применения разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за наруше¬ние налогового законодательства. Письмо ВАС РФ от 31 мая 1994 г. № С1-7ЮП-370. Вестник ВАС РФ № 8, 1994.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ