Правовые основы нотариата в Российской Федерации
|
Введение
1. Теоретические и правовые основы нотариата в Российской Федерации
1.1 Ретроспективный анализ развития законодательства о нотариате в России
1.2 Понятие и место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции
1.3 Нормативно-правовое регулирование нотариальной деятельности
2. Организация нотариального дела
2.1 Организация нотариата и нотариального самоуправления
2.2 Контроль за деятельностью нотариата
2.3 Актуальные проблемы нотариального дела в современной России
Заключение
Список использованных источников
1. Теоретические и правовые основы нотариата в Российской Федерации
1.1 Ретроспективный анализ развития законодательства о нотариате в России
1.2 Понятие и место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции
1.3 Нормативно-правовое регулирование нотариальной деятельности
2. Организация нотариального дела
2.1 Организация нотариата и нотариального самоуправления
2.2 Контроль за деятельностью нотариата
2.3 Актуальные проблемы нотариального дела в современной России
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Российскому внебюджетному нотариату уже более десяти лет. На сегодняшний день 6532 нотариуса в стране занимаются частной практикой. В 2004 году переход на внебюджетную систему нотариата был осуществлен в 16 субъектах Российской Федерации. Однако происходящие в настоящее время в судебно-правовой системе страны реформы, безусловно, потребуют адекватных изменений в функционировании российского нотариата. Главное, чтобы эти изменения дали положительный эффект для государства и общества./39/
Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль, за оформлением наследства или за согласием на вывоз ребенка на отдых за границу РФ. Российский нотариат в современном обществе стал одним из важнейших институтов государственного устройства.
Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или небюджетный нотариат) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы. Вместе с тем, нельзя отвергать и частноправовую природу нотариальной деятельности, прочно закрепленную в ряде нормативно-правовых актов. Такая двойственность нотариальной деятельности, к сожалению, оказывает противоречивое воздействие на развитие института нотариата в нашей стране, и особенно это стало заметно в последнее время. Примеров тому много: ст. 11 НК РФ приравняла нотариуса к предпринимателям, отождествление нотариальной деятельности с коммерческой породило на законодательном уровне тезис о "дороговизне нотариальных услуг" и т.д. С одной стороны, российское государство, видимо еще не осознав в полной мере важность нотариальной деятельности для дальнейшего поступательного развития экономики страны, рассматривает нотариуса как некий бюрократический механизм со всеми присущими ему недостатками.
Вопрос о правовой природе нотариальной деятельности является сейчас особенно актуальным, так как, относя нотариат в публично-правовым институтам, государство обязано регулировать численность нотариусов в нотариальных округах, устанавливать обязательные размеры нотариальных тарифов и жестко контролировать их уплату, возложить на нотариат необходимость предоставления льготного обслуживания малообеспеченных граждан, определив при этом критерии малообеспеченности и т.д. С другой стороны, отнесение нотариата к частноправовым институтам должно сопровождаться прежде всего отменой обязательных нотариальных тарифов (предоставив рынку возможность регулировать их размер самостоятельно), отказом от оказания бесплатной нотариальной помощи льготной категории граждан и организаций (равно как и юридическое консультирование в процессе осуществления нотариального удостоверения должно быть платным), отменить законодательное регулирование численности нотариусов в каждом нотариальном округе, простимулировав таким образом развитие коммерческой конкуренции среди нотариусов и т.д.
Публично-правовая природа нотариальной деятельности во многом определяет ее восприятие со стороны общества как исключительно технической, формально-бюрократической профессии. Нотариус в России воспринимается как чиновник с печатью, который от имени государства беспристрастно регистрирует волеизъявление участников (сторон), при этом взимая обязательную плату за свои действия, установленную законом. Этот эффект усугубляется достаточно низкой правовой культуры населения и в среднем низкими по стране доходами граждан.
Из такой, казалось бы, тупиковой ситуации, безусловно, существует выход. Российскому нотариату на нынешнем этапе своего развития необходимо совместно с ведущими правовыми центрами и академическими институтами начать разрабатывать, если уж не полноценную доктрину нотариального права, то хотя бы концепцию его развития.
Без создания полноценной, теоретически обоснованной концепции развития нотариата в России, в полной мере сочетающей в себе одновременно и публичный, и частный интересы, не удастся усовершенствовать модель формирования и построения российского нотариата, не получится сделать его приспособленным к нуждам государства и общества. По нашему мнению, самым главным итогом организационной, правовой и финансовой реформы системы нотариата в России должен стать порядок, при котором нотариус превратился бы в беспристрастного советника сторон нотариального акта, стал доверенным лицом по правовым вопросам. О правильности такого подхода говорит опыт развития стран, традиционно входящих в систему Латинского нотариата, т.е. Франции, Германии, Швейцарии, Италии и т.д.
Вопросам административно-правового регулирования нотариата в российской не всегда уделялось большое внимание. Учитывая бесспорную ценность работ Е.Н. Клячина, И.В. Решетникова, В.В. Яркова, В.В. Баранковой, В.М. Жуйкова, И.Г. Черемных, В.С. репина и других ученых, приходится констатировать, что результаты изучения административно-правовой организации управления нотариальным делом изучены недостаточно. Вышеуказанные ученые исследовали статуса нотариата с позиций гражданско-правовой науки, предлагали различные пути совершенствования статуса нотариата как органа гражданской юрисдикции.
В связи с изменениями, происходящими в экономике, системе управления, статус нотариата следует рассмотреть с позиций науки административного права.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что тема дипломного исследования достаточно актуальна в научном плане и содержит высокий потенциал последующего практического применения.
Цель и задачи исследования. Целью является разработка теоретических и практических проблем правового статуса нотариата, подходов к решению спорных вопросов относительно правовой регламентации нотариальной деятельности, а также уяснения вопросов об административно-правовой организации управления нотариатом в России.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проследить историю развития законодательства о нотариате;
- определить понятие и место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу нотариата;
- проанализировать административно-правовую организацию управления нотариатом, формы контроля за нотариальной деятельностью, а также проблемы законодательства о нотариате.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации законодательства о нотариате.
В качестве предмета исследования выступили спорные вопросы о статусе нотариата, соответствующие нормы конституционного, административного, гражданского законодательства и практика их применения.
Методологической основой исследования служит диалектический метод познания и анализа рассматриваемых явлений.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль, за оформлением наследства или за согласием на вывоз ребенка на отдых за границу РФ. Российский нотариат в современном обществе стал одним из важнейших институтов государственного устройства.
Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или небюджетный нотариат) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы. Вместе с тем, нельзя отвергать и частноправовую природу нотариальной деятельности, прочно закрепленную в ряде нормативно-правовых актов. Такая двойственность нотариальной деятельности, к сожалению, оказывает противоречивое воздействие на развитие института нотариата в нашей стране, и особенно это стало заметно в последнее время. Примеров тому много: ст. 11 НК РФ приравняла нотариуса к предпринимателям, отождествление нотариальной деятельности с коммерческой породило на законодательном уровне тезис о "дороговизне нотариальных услуг" и т.д. С одной стороны, российское государство, видимо еще не осознав в полной мере важность нотариальной деятельности для дальнейшего поступательного развития экономики страны, рассматривает нотариуса как некий бюрократический механизм со всеми присущими ему недостатками.
Вопрос о правовой природе нотариальной деятельности является сейчас особенно актуальным, так как, относя нотариат в публично-правовым институтам, государство обязано регулировать численность нотариусов в нотариальных округах, устанавливать обязательные размеры нотариальных тарифов и жестко контролировать их уплату, возложить на нотариат необходимость предоставления льготного обслуживания малообеспеченных граждан, определив при этом критерии малообеспеченности и т.д. С другой стороны, отнесение нотариата к частноправовым институтам должно сопровождаться прежде всего отменой обязательных нотариальных тарифов (предоставив рынку возможность регулировать их размер самостоятельно), отказом от оказания бесплатной нотариальной помощи льготной категории граждан и организаций (равно как и юридическое консультирование в процессе осуществления нотариального удостоверения должно быть платным), отменить законодательное регулирование численности нотариусов в каждом нотариальном округе, простимулировав таким образом развитие коммерческой конкуренции среди нотариусов и т.д.
Публично-правовая природа нотариальной деятельности во многом определяет ее восприятие со стороны общества как исключительно технической, формально-бюрократической профессии. Нотариус в России воспринимается как чиновник с печатью, который от имени государства беспристрастно регистрирует волеизъявление участников (сторон), при этом взимая обязательную плату за свои действия, установленную законом. Этот эффект усугубляется достаточно низкой правовой культуры населения и в среднем низкими по стране доходами граждан.
Из такой, казалось бы, тупиковой ситуации, безусловно, существует выход. Российскому нотариату на нынешнем этапе своего развития необходимо совместно с ведущими правовыми центрами и академическими институтами начать разрабатывать, если уж не полноценную доктрину нотариального права, то хотя бы концепцию его развития.
Без создания полноценной, теоретически обоснованной концепции развития нотариата в России, в полной мере сочетающей в себе одновременно и публичный, и частный интересы, не удастся усовершенствовать модель формирования и построения российского нотариата, не получится сделать его приспособленным к нуждам государства и общества. По нашему мнению, самым главным итогом организационной, правовой и финансовой реформы системы нотариата в России должен стать порядок, при котором нотариус превратился бы в беспристрастного советника сторон нотариального акта, стал доверенным лицом по правовым вопросам. О правильности такого подхода говорит опыт развития стран, традиционно входящих в систему Латинского нотариата, т.е. Франции, Германии, Швейцарии, Италии и т.д.
Вопросам административно-правового регулирования нотариата в российской не всегда уделялось большое внимание. Учитывая бесспорную ценность работ Е.Н. Клячина, И.В. Решетникова, В.В. Яркова, В.В. Баранковой, В.М. Жуйкова, И.Г. Черемных, В.С. репина и других ученых, приходится констатировать, что результаты изучения административно-правовой организации управления нотариальным делом изучены недостаточно. Вышеуказанные ученые исследовали статуса нотариата с позиций гражданско-правовой науки, предлагали различные пути совершенствования статуса нотариата как органа гражданской юрисдикции.
В связи с изменениями, происходящими в экономике, системе управления, статус нотариата следует рассмотреть с позиций науки административного права.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что тема дипломного исследования достаточно актуальна в научном плане и содержит высокий потенциал последующего практического применения.
Цель и задачи исследования. Целью является разработка теоретических и практических проблем правового статуса нотариата, подходов к решению спорных вопросов относительно правовой регламентации нотариальной деятельности, а также уяснения вопросов об административно-правовой организации управления нотариатом в России.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проследить историю развития законодательства о нотариате;
- определить понятие и место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу нотариата;
- проанализировать административно-правовую организацию управления нотариатом, формы контроля за нотариальной деятельностью, а также проблемы законодательства о нотариате.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации законодательства о нотариате.
В качестве предмета исследования выступили спорные вопросы о статусе нотариата, соответствующие нормы конституционного, административного, гражданского законодательства и практика их применения.
Методологической основой исследования служит диалектический метод познания и анализа рассматриваемых явлений.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, подводя итог настоящему исследованию, сделаем следующие выводы.
1. К сожалению, в плане разгрузки судов и снижения спорности гражданского оборота нотариат используется недостаточно, что не соответствует традициям романо-германской правовой системы. Между тем нотариат, основной задачей которого является создание квалифицированных письменных доказательств с особой доказательственной и исполнительной силой, в странах системы Латинского нотариата (включающей 73 государства) способствует судебной деятельности и выполняет функции "предупредительного правосудия".
В решениях XXIII Конгресса Международного союза Латинского нотариата (Афины, 2001 г.) справедливо отмечалось, что нотариус, который в силу своих профессиональных обязанностей должен приводить зачастую различные интересы сторон к одному знаменателю, более представителей других юридических профессий предназначен быть медиатором.
В самом деле, если мы проанализируем основы нотариальной деятельности, то увидим все присущие медиации черты в работе нотариуса латинского типа, в том числе российского. Прежде всего, беспристрастность нотариуса, который в силу закона обязан учитывать интересы всех сторон сделки. В отличие от представителей других юридических профессий нотариус не может в силу самого существа своей профессии работать только на одну сторону, он обязан учесть интересы всех лиц, вовлеченных в совершение конкретного нотариального действия. Кроме того, нотариус обязан предупреждать о последствиях совершаемых юридических действий, что позволяет сторонам, в том числе процесса медиации, принять правильное решение. Следует учитывать и присущую нотариальной профессии обязанность соблюдать нотариальную тайну, т.е. конфиденциальность медиации заложена в самой сути профессии нотариуса, для которого сохранение тайны является юридической обязанностью. Во многих странах Европы у соглашения, достигнутого с помощью нотариуса-медиатора, имеется и другое очень ценное качество - оно в силу нотариального удостоверения приобретает исполнительную силу и позволяет без судебной процедуры обеспечить принудительность исполнения результатов медиации. В России такая принудительная сила присуща пока только одному виду достигнутого с помощью нотариуса соглашения - об уплате алиментов.
Важным с точки зрения участников процесса медиации является и то обстоятельство, что проведение медиации по общему правилу означает для нотариуса одновременно оказание участникам конфликта квалифицированной юридической помощи. Поэтому если для многих категорий юристов и других лиц занятие медиацией может стать дополнительной работой, то для нотариуса медиация - служебная деятельность, возложенная на него законом. Поэтому будет важным в русле развития традиций романо-германского права и оказания содействия осуществлению правосудия развитие Латинского нотариата в нашей стране с целью наделения нотариуса полномочиями медиатора с приданием нотариальным актам исполнительной силы.
2. Именно в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются исключительно на основе общности интересов граждан (статья 30 Конституции Российской Федерации, статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Обязательность членства занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия этой профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (в данном случае - нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.
Членство в нотариальной палате не препятствует нотариусам, занимающимся частной практикой, участвовать в создании других объединений (общественных, профессиональных союзов и т.п.), основанных на принципе добровольного членства, однако такие объединения не вправе осуществлять установленные Основами для нотариальных палат властные организационно - контрольные полномочия.
3. Публично-правовые задачи обязывают занимающихся частной практикой нотариусов в установленных законом случаях обеспечивать льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан. Выполнение этих публично значимых для общества и государства задач обусловливает необходимость предоставления соответствующих гарантий со стороны государства. Кроме того, деятельность занимающихся частной практикой нотариусов не является предпринимательством или какой-либо иной не запрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли. Исходя из этого, недопустимо избранное законодателем регулирование, уравнивающее их с другими категориями плательщиков страховых взносов, деятельность которых не носит особого публично-правового характера и направлена на извлечение прибыли, а также не дифференцирующее тарифы страховых взносов в зависимости от получаемого заработка (дохода).
4. Действующие Основы законодательства РФ о нотариате принимались в 1993 году. Уже прошло 12 лет с момента их принятия. Большие изменения произошли в государстве, отношения изменились, развивается частная собственность. Закон, который тогда принимался, внес очень серьезный вклад в реформирование нотариата, и, действительно, нотариат изменился. Сегодня в России нотариальная помощь не является проблемой. Но Закон принимался на основе реалий того времени. И сейчас он должен соответствовать уровню развития общества. Если определенные нормы опережают или тормозят развитие современного общества, то они не решают поставленных задач. Прежде всего, необходимо усилить контроль государства за нотариальной деятельностью, потому что нотариус действует от имени государства. Государство должно иметь возможность активнее влиять на кадровую политику нотариата - назначение, освобождение от должности. Это будет способствовать более дисциплинированному развитию нотариата. Контроль за действиями нотариусов практически отсутствовал, что привело к тому, что нотариусы почувствовали себя свободными от чиновников, от Закона, что принесло определенный вред. В действующем законе не очень четко прописано, что такое нотариальная деятельность, кто такой нотариус, и от того, что эти статусы не возведены на должный уровень, нотариальная деятельность воспринимается в упрощенном варианте, не очень значимо. Всем необходимо знать, что стоит за печатью нотариуса. Это должно быть прописано в законе - чтобы человек, получивший нотариальную помощь, имел на руках документ, воспринимаемый как исполнительный, чтобы человеку не приходилось обращаться в суд.
5. Перспективы российского нотариата видятся в следующем.
- в повышении статуса нотариальной деятельности, но это должно быть закреплено законом;
- развитие нотариальных действий, которые помогут разгрузить судебную систему и существенно помочь бизнесу и предпринимателям, ведь нотариат существует для того, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
- перспектива в том, чтобы активнее использовался нотариальный потенциал, чтобы нотариус совершал не только обязательные, но и необязательные нотариальные действия, способствовал всяческому развитию и совершенствованию нашего государства.
1. К сожалению, в плане разгрузки судов и снижения спорности гражданского оборота нотариат используется недостаточно, что не соответствует традициям романо-германской правовой системы. Между тем нотариат, основной задачей которого является создание квалифицированных письменных доказательств с особой доказательственной и исполнительной силой, в странах системы Латинского нотариата (включающей 73 государства) способствует судебной деятельности и выполняет функции "предупредительного правосудия".
В решениях XXIII Конгресса Международного союза Латинского нотариата (Афины, 2001 г.) справедливо отмечалось, что нотариус, который в силу своих профессиональных обязанностей должен приводить зачастую различные интересы сторон к одному знаменателю, более представителей других юридических профессий предназначен быть медиатором.
В самом деле, если мы проанализируем основы нотариальной деятельности, то увидим все присущие медиации черты в работе нотариуса латинского типа, в том числе российского. Прежде всего, беспристрастность нотариуса, который в силу закона обязан учитывать интересы всех сторон сделки. В отличие от представителей других юридических профессий нотариус не может в силу самого существа своей профессии работать только на одну сторону, он обязан учесть интересы всех лиц, вовлеченных в совершение конкретного нотариального действия. Кроме того, нотариус обязан предупреждать о последствиях совершаемых юридических действий, что позволяет сторонам, в том числе процесса медиации, принять правильное решение. Следует учитывать и присущую нотариальной профессии обязанность соблюдать нотариальную тайну, т.е. конфиденциальность медиации заложена в самой сути профессии нотариуса, для которого сохранение тайны является юридической обязанностью. Во многих странах Европы у соглашения, достигнутого с помощью нотариуса-медиатора, имеется и другое очень ценное качество - оно в силу нотариального удостоверения приобретает исполнительную силу и позволяет без судебной процедуры обеспечить принудительность исполнения результатов медиации. В России такая принудительная сила присуща пока только одному виду достигнутого с помощью нотариуса соглашения - об уплате алиментов.
Важным с точки зрения участников процесса медиации является и то обстоятельство, что проведение медиации по общему правилу означает для нотариуса одновременно оказание участникам конфликта квалифицированной юридической помощи. Поэтому если для многих категорий юристов и других лиц занятие медиацией может стать дополнительной работой, то для нотариуса медиация - служебная деятельность, возложенная на него законом. Поэтому будет важным в русле развития традиций романо-германского права и оказания содействия осуществлению правосудия развитие Латинского нотариата в нашей стране с целью наделения нотариуса полномочиями медиатора с приданием нотариальным актам исполнительной силы.
2. Именно в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются исключительно на основе общности интересов граждан (статья 30 Конституции Российской Федерации, статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Обязательность членства занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия этой профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (в данном случае - нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.
Членство в нотариальной палате не препятствует нотариусам, занимающимся частной практикой, участвовать в создании других объединений (общественных, профессиональных союзов и т.п.), основанных на принципе добровольного членства, однако такие объединения не вправе осуществлять установленные Основами для нотариальных палат властные организационно - контрольные полномочия.
3. Публично-правовые задачи обязывают занимающихся частной практикой нотариусов в установленных законом случаях обеспечивать льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан. Выполнение этих публично значимых для общества и государства задач обусловливает необходимость предоставления соответствующих гарантий со стороны государства. Кроме того, деятельность занимающихся частной практикой нотариусов не является предпринимательством или какой-либо иной не запрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли. Исходя из этого, недопустимо избранное законодателем регулирование, уравнивающее их с другими категориями плательщиков страховых взносов, деятельность которых не носит особого публично-правового характера и направлена на извлечение прибыли, а также не дифференцирующее тарифы страховых взносов в зависимости от получаемого заработка (дохода).
4. Действующие Основы законодательства РФ о нотариате принимались в 1993 году. Уже прошло 12 лет с момента их принятия. Большие изменения произошли в государстве, отношения изменились, развивается частная собственность. Закон, который тогда принимался, внес очень серьезный вклад в реформирование нотариата, и, действительно, нотариат изменился. Сегодня в России нотариальная помощь не является проблемой. Но Закон принимался на основе реалий того времени. И сейчас он должен соответствовать уровню развития общества. Если определенные нормы опережают или тормозят развитие современного общества, то они не решают поставленных задач. Прежде всего, необходимо усилить контроль государства за нотариальной деятельностью, потому что нотариус действует от имени государства. Государство должно иметь возможность активнее влиять на кадровую политику нотариата - назначение, освобождение от должности. Это будет способствовать более дисциплинированному развитию нотариата. Контроль за действиями нотариусов практически отсутствовал, что привело к тому, что нотариусы почувствовали себя свободными от чиновников, от Закона, что принесло определенный вред. В действующем законе не очень четко прописано, что такое нотариальная деятельность, кто такой нотариус, и от того, что эти статусы не возведены на должный уровень, нотариальная деятельность воспринимается в упрощенном варианте, не очень значимо. Всем необходимо знать, что стоит за печатью нотариуса. Это должно быть прописано в законе - чтобы человек, получивший нотариальную помощь, имел на руках документ, воспринимаемый как исполнительный, чтобы человеку не приходилось обращаться в суд.
5. Перспективы российского нотариата видятся в следующем.
- в повышении статуса нотариальной деятельности, но это должно быть закреплено законом;
- развитие нотариальных действий, которые помогут разгрузить судебную систему и существенно помочь бизнесу и предпринимателям, ведь нотариат существует для того, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
- перспектива в том, чтобы активнее использовался нотариальный потенциал, чтобы нотариус совершал не только обязательные, но и необязательные нотариальные действия, способствовал всяческому развитию и совершенствованию нашего государства.
Подобные работы
- Нотариат в Российской Федерации (Основы нотариата)
Курсовые работы, нотариат. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Становление и правовые основы деятельности нотариата в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Становление и развитие современного нотариата в Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата (Севастопольский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, нотариальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И НЕЗАКЛЮЧЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Административно-правовое регулирование нотариальной деятельности
Дипломные работы, ВКР, нотариат. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



