ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИЕ ДИАСПОРЫ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ 7
1.1 Понятие этнической диаспоры 7
1.2 Другие проблемы терминологии 13
1.3 Политика мультикультурализма в Канаде 15
ГЛАВА 2. УКРАИНСКАЯ ДИАСПОРА В КАНАДЕ 21
2.1. Волны украинской иммиграции в Канаду 21
2.1.1. Первая волна украинской иммиграции в Канаду 21
2.1.2. Интернирование украинцев в годы Первой мировой войны 24
2.1.3 Вторая волна украинской иммиграции в Канаду 27
2.1.4 Третья волна украинской иммиграции в Канаду 31
2.1.5 Четвертая волна украинской иммиграции в Канаду 33
2.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ В КАНАДЕ 34
ГЛАВА 3. РУССКАЯ ОБЩИНА В КАНАДЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 41
3.1. Волны русской иммиграции в Канаду 41
3.1.1. Первая волна русской иммиграции в Канаду 41
3.1.2. Вторая волна русской иммиграции в Канаду 45
3.1.3. Третья волна русской иммиграции в Канаду 47
3.1.4. Последние волны русской иммиграции в Канаду 48
3.2. Деятельность русской общины в разных провинциях Канады 49
3.2.1. Русская община в провинции Онтарио 49
3.2.2. Русская община в провинции Квебек 53
3.2.3. Русская община в провинции Британская Колумбия 58
Заключение 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
В странах с пестрым этническим составом, важную роль в общественно-политических процессах играют представители этнических диаспор. Канада является ярким примером такой страны: по данным канадской переписи населения, проведенной в 2016 году, около 22% канадского населения - иммигранты из разных уголков мира1.
Наличие значительного число иммигрантов в составе канадского населения стало одним из факторов, определивших становление и развитие политики мультикультурализма. Сегодня Канада известна как страна, проводящая наиболее успешную политику мультикультурализма. Канадские власти с большим вниманием относятся к поддержанию этнического многообразия и стремятся использовать эту особенность для наиболее успешного экономического развития. О важном месте диаспор в канадском обществе может свидетельствовать публикация аналитического центра Mowat при Университете Торонто, в которой Канада именуется «диаспоральной нацией» (diaspora nation)2. Поэтому в рамках данного исследования мы решили выяснить, каким образом различные диаспоры участвуют в общественно-политической жизни современной Канады. В качестве примера мы рассмотрели украинскую и русскую диаспору.
Украинская диаспора является одной из крупнейших диаспор Канады (украинское происхождение вошло в десятку иностранных происхождений наиболее часто называемых опрошенными в ходе переписи населения - о нем заявили более 1.300.000 человек3). Более того, Канада - вторая страна по количеству лиц украинского происхождения, проживающих за пределами Украины4.
Что касается русской диаспоры, то несмотря на то что она не является самой многочисленной и чуть более, чем в два раза уступает по численности более влиятельной украинской, она тем не менее заслуживает внимания. Так, за последние годы (в период с 2001 по 2011 год) число русских иммигрантов увеличилось на 50 % - с 48.425 до 73.035 человек5.
Таким образом, объектом исследования в нашей работе являются этнические диаспоры в Канаде, а предметом исследования степень вовлеченности русской и украинской диаспоры в общественно-политическую жизнь страны.
Цель данной работы состоит в том, чтобы выяснить, какова степень участия этнических диаспор в общественно-политических процессах, происходящих в современной Канаде на примере русской и украинской диаспоры. Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие этнической диаспоры;
2. Изучить политику мультикультурализма в Канаде;
3. Рассмотреть основные этапы украинской иммиграции в Канаду;
4. Оценить степень активности украинской диаспоры в Канаде;
5. Рассмотреть основные этапы русской иммиграции в Канаду;
6. Оценить степень активности русской диаспоры в различных провинциях Канады;
7. Сравнить украинскую и русскую диаспору в Канаде на этапе формирования и на современном этапе.
При написании данной работы мы применили компаративный метод, метод исторического анализа и метод контент-анализа.
Источниковую базу исследования составили статистические данные; воспоминания русских и украинских иммигрантов; сайты наиболее значимых организаций, созданных русской и украинской диаспорами; электронные версии канадских русскоязычных газет («Вестник Торонто», «Russian Week», «Наша газета», «Место встречи-Монреаль», «Деловой Монреаль»). Такой набор источников определяется тем, что наиболее ярким отражением активности диаспор являются этнические СМИ, а также официальные сайты общественных организаций, представляющих интересы диаспоры.
Что касается литературы, использованной для написания данной работы, то нами были использованы статьи отечественных и зарубежных авторов. Для определения понятия «этническая диаспора» мы проанализировали зарубежные (Дж. Армстронг, Р. Брубейкер, Р. Коэн, Р.Э. Парк, В. Сафран, Г. Шеффер) и отечественные (А. А. Авдашкин, А. Галстян, И.Д. Лошкарев, А.Ю. Милитарев, Ю.С. Обидина, Е.В. Тихонова, В.А. Тишков, А.В. Чепурин), публикации по данной тематике. Стоит отметить, что несмотря на большое количество публикаций, посвященных диаспоре единства о смысле термина в научном сообществе нет.
Для характеристики канадского мультикультурализма мы обратились к работам Ю.Г. Акимова, И. Л. Бабич, Т.В. Богдановой, А.В. Веретевской, Р. Дэя, Д. Джедваба, С. Конуэя, М. Мендельсона, В.С. Павловского, О.В. Родионовой, В.А. Тишкова. Эта тематика достаточно изучена зарубежными и отечественными исследователями.
Для изучения волн украинской иммиграции и диаспоры в целом мы обратились к работам Дронова М..Ю., Кондрашова А., Б. С. Кордана, В.Е. Кукушкина, Л. Луцюка, И.М. Мамедова, М. Марунчука, Г. Мокрушиной, В. Сатцевича, Ф. Свирипы, Р. Сиромского О. Субтельного.
Для исследования волн русской иммиграции в Канаду мы обратились к статьям И.А. Аносовой, А.В. Зерниной, Котовой Т.А., В.Е. Кукушкина, Е.Г. Комковой, А. Пальмиери, Ю.Н. Сушковой, М. Фриснера, А.И. Черкасова.
Необходимо подчеркнуть, что в научной литературе наиболее полно раскрываются волны иммиграций (как украинской, так и русской), большое количество публикаций канадских исследователей украинского происхождения посвящено изучению различных аспектов украинской диаспоры. Однако в российской науке лишь небольшое количество работ посвящено исследованию украинской диаспоры в Канаде. Также следует отметить, что попытки дать полноценную характеристику современной русской диаспоре в Канаде в отечественной науке ранее сделано не было.
В результате данного исследования, мы установили, что как в зарубежной, так и в отечественной науке не существует единого подхода к термину «диаспора». Мы предложили свое определение понятию «этническая диаспора». «Этническая диаспора» - общность людей, имеющих общее этническое происхождение и идентифицирующих себя как цельную общественную группу, существующую для сохранения исторической памяти об общей родине, традиций и национальной культуры, а также (в случае наиболее развитых диаспор) имеющая институционализированные структуры для лоббирования своих интересов при коммуникации с элитами общества проживания и для взаимовыгодного сотрудничества с исторической родиной.
Кроме того, рассмотрев истоки и становление политики мультикультурализма, мы пришли к выводу, что Канада не приобрела бы титул «диаспоральной нации» без проведения эффективной политики мультикультурализма, не препятствующей сосуществованию различных культур внутри канадской нации. Отметим также, что существенный вклад в развитие доктрины мультикультурализма внесли представители украинской диаспоры.
Мы проследили 4 волны украинской иммиграции в Канаду и определили их специфику. Так, представители первой волны, прибывшие в Канаду в конце XIX в. еще не называли себя украинцами, однако сам процесс иммиграции стал стимулом для формирования их этнического самосознания.
Представители второй волны иммиграции обладали уже более укорененным этническим самосознанием, но их прибытие в Канаду стало поводом для раскола внутри диаспоры на двух уровнях: раскол внутри лагеря националистов (по аналогии с плюрализмом представлений о независимой Украине, возникшем на родине, на фоне событий 1917-1920 гг.), а также раскол между националистами и социалистами.
Послевоенная волна иммиграции усугубила раскол между социалистами и националистами, в связи с прибытием большого числа людей с антисоветскими настроениями и националистов. Однако именно в эти годы украинская диаспора стала в достаточной степени консолидированной, что позволило ей оказывать влияние на принятие политических решений канадскими властями.
Четвертая волна иммиграции вновь вызвала раскол между недавно прибывшими иммигрантами и представителями третьей волны иммиграции. Для предыдущих волн, характеризующихся иммиграцией по политическим мотивам, было неприемлемо то, что иммигранты четвертой волны покидали независимую Украину в поисках лучших экономических возможностей.
Наибольшее число канадцев украинского происхождения проживает в Онтарио, Альберте и Британской Колумбии. Однако украинская диаспора настолько консолидирована, что целесообразнее охарактеризовать ее деятельность в Канаде в целом, нежели в каждой из обозначенных провинций по отдельности.
Основным выразителем мнений украинских канадцев является Конгресс украинских канадцев, объединяющий под своим началом несколько десятков организаций, созданных украинской диаспорой. Украинская диаспора настолько хорошо централизована, что ее голос имеет немалый вес в принятии внешнеполитических решений, имеющих непосредственное значение для диаспоры. Представители Конгресса украинских канадцев находятся в тесных взаимоотношениях с канадскими властными структурами, доказательством этому может служить признание канадским правительством факта интернирования лиц украинского происхождения в годы Первой мировой войны, признание «Голодомора» 1932-1933 гг. в качестве акта геноцида, направленного против украинского народа. Кроме того, показательной является политика канадских властей в период украинского кризиса 2014 г., выработанная не без участия членов украинской диаспоры.
В рамках исследования русской иммиграции мы выделили четыре-пять волн русской иммиграции в Канаду. Первая волна русской иммиграции, начавшаяся в конце XIX в., состояла, в основном, из духоборов. Вторая волна русской иммиграции была вызвана революционными событиями в Российской империи, однако состояла не столько из аристократии, сколько из менее привилегированных слоев населения. Представители этой волны создают основы для консолидации русской общины на базе общих культурных традиций.
Представители послевоенной третьей волны иммиграции нередко встречались с непониманием со стороны представителей второй волны, так как они уезжали из страны, которая была неизвестна тем, кто покинул родину в годы революции. Третья волна состояла в основном из «перемещенных лиц».
Четвертая волна иммиграции была связана с возникшей в 1970-е гг. возможностью выезда из СССР по израильской визе, однако те, кто прибыл в Канаду в эти годы, считают себя, скорее русскими, чем евреями. Что касается, пятой волны иммиграции, то эта волна связана с развалом СССР и увеличению миграционных потоков во всем мире. Представители этой волны покидают Россию, в основном, по экономическим причинам.
На сегодняшний день к провинциям, в которых сконцентрирована русская диаспора, относятся следующие: Онтарио, Британская Колумбия, Альберта. Отдельно стоит отметить провинцию Квебек, которая занимает второе место по количеству русских иммигрантов последней волны. Русская община слабо консолидирована, в каждой провинции степень активности русской общины различна, в каждой из них существуют свои центры, на базе которых объединяется община. В целом, русская община наиболее социально активна и стремится к консолидации в провинции Онтарио (где наблюдается большая численность русских иммигрантов и наличие больших ресурсов) и в Квебеке (где отдельные русские иммигранты проводят работу по объединению общины, некоторые представители последней волны иммиграции занимаются политической деятельностью).
Таким образом, нам удалось достигнуть поставленной цели и выяснить, что степень участия этнических диаспор в общественно-политических процессах, происходящих в современной Канаде, различна и определяется, прежде всего, уровнем развития самой диаспоры и уровнем ее консолидации, в частности. Отправной точкой для становления диаспоры является наличие у ее потенциальных представителей этнического самосознания и потребности в объединении для сохранения национальной культуры и языка, а впоследствии и для лоббирования своих интересов во властных структурах.
Любопытно, что не существует зависимости «зрелости» диаспоры от количества лет, прошедших с первого переселения той или иной этнической группы в иностранное государство. Наглядным примером этому может послужить украинская и русская диаспора: первая волна иммиграции обеих этнических групп произошла в одно и то же время, однако только одна диаспора может считаться достаточно развитой.
Украинская диаспора является примером развитой диаспоры, которой удается эффективно отстаивать интересы украинских канадцев при взаимодействии с канадским правительством: как на провинциальном, так и на федеральном уровне. Влияние украинской диаспоры прослеживается и во внешнеполитическом курсе, а в канадском политическом истеблишменте еще с XX века присутствуют канадцы украинского происхождения.
Русская диаспора - «зарождающаяся диаспора», на данный момент едва ли можно говорить о ее существенном влиянии на общественно-политические процессы современной Канады. Несмотря на существование относительно активных общин Онтарио и Квебека, говорить о том, что им удается отстаивать свои политические интересы пока не приходится, в связи с тем, что община недостаточно консолидирована. На данный момент, как нам кажется, диаспора находится на одном из первых этапов «мобилизации» общины, когда членами диаспоры осознается потребность в объединении для сохранения общей культуры. Необходимость в защите интересов русской диаспоры на политическом уровне только начинает проявляться.
В провинции Квебек, иммигрантам в первом поколении хотя и удается с относительным успехом участвовать в провинциальных выборах, в то же время остается под вопросом насколько эти кандидаты стремятся быть выразителями мнений именно русской общины Квебека, а не представлять интересы исключительно избирателей своего округа.
В рядах русской общины, кроме иммигрантов-политиков, есть активные общественные деятели, такие как Ю. Начетой, А. Давыдушкин, которые зачастую за счет собственных ресурсов прикладывают усилия для консолидации общины на провинциальном или общеканадском уровне. Что касается такой организации как «Координационный Совет Организаций Российских Соотечественников Канады», то назвать реальные примеры ее успешной деятельности не представляется возможным, поэтому нельзя говорить о том, что удастся консолидировать общину вокруг этой организации. Однако нам видится, что русская община стоит на пути к объединению и, возможно, после завершения этого этапа она сможет также артикулировать свои интересы и на политическом уровне, подобно украинской диаспоре.
Источники:
Заседания парламента и официальные документы:
1) Debates of the Senate, 26th Parliament, 2nd Session, Vol.1, Ottawa: Queen’s Printer. 1602 p.
2) Debates of the Senate of the Dominion of Canada. -Official Report. - 1946. Second Session. - Twentieth Parliament. - Ottawa: Edmond Cloutier Printer to the King’sMost Excellent Majesty, 1946. 796p.
3) Library and Archives Canada. Parliament. House of Commons. Debates, 28th Parliament, 3rd Session, Vol. 8. 8852 p.
4) Report of the Royal Commission on Bilingualism and Biculturalism. General introduction, Book 1 : the official languages / A. Davidson Dunton and Andre Laurendeau, co-chairmen // Government of Canada Publications // URL: http://publications.gc.ca/collections/collection 2014/bcp-pco/Z1-1963-1-5- 1-2-eng.pdf (дата обращения 1.03.2020)
Интервью:
1) В. Слуцкий о компаниях-легендах «русской» Канады! // Вестник Торонто // URL: https://vestnik.ca/tv-vadim-sloutsky-russian-community- legends-2018/ (дата обращения: 09.04.2020)
2) Интервью: «главный» консерватор Канады Эндрю Шир // Вестник Торонто // URL : https://vestnik.ca/andrew-scheer-kanada-vibori-russian-tv/ (дата обращения: 09.04.2020)
3) Интервью Юрия Начетого с руководством «Многонациональной русскоговорящей ассоциации» // URL: https://www.facebook.com/natchetoi/videos/10155607204615911/UzpfSTY 4MDg2NTkxMDpWSzoxMDE1Nig3ODA1NTM0OTI2Nw/?q=русский%2 0ванкувер&epa=SEARCH BOX& m async page =1& rdc=1& rdr (дата обращения 13.04. 2020)
4) Приглашение к диалогу: «нужно ли единство русскоязычной общине Канады?», гость - Андрей Давыдушкин // Пресс-служба организаций российских соотечественников Канады // URL: http://canadapress.ru/2018/08/01/1606/ (дата обращения: 11.04.2020
5) Юрий Начетой об объединении русской общины Канады (19.08.18) // Радио Мегаполис // URL: https://player.fm/series/radio-megapolis- toronto/nachitoy-russian-commnity-august- 192018-intro (дата обращения: 13.04.2020)
6) Parlons-en: Interview avec Svetlana Solomykina // Diaspo Interaction // URL: https://youtu.be/sO7F6TxJNVY (дата обращения: 11.04. 2020)
Интернет-ресурсы:
1) About UCC // Ukrainian Canadian Congress // URL: https://ucc.ca/about-ucc/ (дата обращения 10.04.2020)
2) Affaire Skripal et expulsions de diplomates : comme un parfum de guerre froide // Faut pas croire tout ce qu’on dit // Radio Canada // URL: https://ici.radio-canada.ca/premiere/emissions/faut-pas-croire-tout-ce-qu-on- dit/episodes/403935/audio-fil-du-samedi-31-mars-2018 (дата обращения 11.04.2020)
3) Commemorating our history // URL: http://www.collectionscanada.gc.ca/eppp- archive/100/200/301/parkscanada/building the legacy-e/history.htm дата обращения 03.04.2020
4) Doukhobors // Library and Archives Canada // URL: http://www.bac- lac.gc.ca/eng/discover/immigration/history-ethnic-cultural/Pages/doukhobor.aspx дата обращения 02.04.2020
5) Meet Roman // URL: http://romanbaber.ca/meet-roman/ (дата обращения 9.04.2020)
...