Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы эффективности информационной политики Европейского союза в контексте общей европейской внешней политики

Работа №128348

Тип работы

Диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Концептуальная основа категории информационной политики
§1.1 Понятийные подходы к информационной политике 7
§1.2 Анализ национальной и союзной концепций 10
§1.3 Приоритеты информационной политики в рамках общей европейской внешней политики 19
Глава 2 Практические аспекты современной информационной политики Европейского союза
§2.1 Развитие информационной политики в документах и учреждениях Европейского союза 27
§2.2 Эффективность стратегических коммуникаций Европейского союза в информационном противостоянии 35
§2.3 Политический аспект информационной сферы 39
Глава 3 Информационная политика Европейского союза по украинскому кризису
§3.1 Европейское восприятие ситуации в информационном поле по вопросу украинского кризиса и присоединения Крыма 42
§3.2 Российская оценка стратегических коммуникаций Европейского союза по вопросу украинского кризиса 46
§3.3 Перспективы развития информационной политики в отношении Украины 51
Заключение 54
Список источников и литературы 58

В мировой политике сегодня особое развитие получают отношения в информационной сфере. Эта область все чаще становится полем взаимодействия и противостояния. Информация и массовые коммуникации все больше становятся ресурсом влияния. Для акторов в международных отношениях стало очевидным, что коммуникации могут быть самостоятельным средством по достижению своих целей. Проблема безопасности стала важным вопросом в информационной политике стран и объединений. Информационное пространство дало расширенные возможности взаимодействия между собой людям, государственным и наднациональным учреждениям, коммерческим и некоммерческим организациям.
Хорошим примером развития информационной политики является Европейский союз. Эта сфера особенно развивалась в союзе с начала 2000-х и имела разные направления на протяжении 20 лет. Это связано с возникавшими в разное время внутренними и внешними вызовами. Сфера внешней информационной политики получила сильный стимул к развитию в результате неудачи в информационном противостоянии с Россией по вопросу украинского кризиса. Украина является сферой столкновения интересов России и Европейского союза. В данной работе рассмотрен информационный аспект. Это также интересный пример отношений государства и объединения государств в конкретном сегменте - информационном. В работе проводится кейс-стади, где разбираются подходы Европейского союза и России к действиям в информационном пространстве. В связи с этим также необходимо оценить, насколько это равнозначные акторы. Дальнейшее развитие этой сферы - хороший пример ответа интеграционного объединения на информационные угрозы и адаптации к новым условиям.
На повестке в последние годы возник вопрос вмешательства третьих сторон в европейские процессы, а главным инициатором вмешательства называют Россию. Развитие информационных технологий, появление огромного числа каналов трансграничных массовых коммуникаций привело не только к облегчению и разнообразию полезных коммуникаций, но и возможности использования информационной среды для оказания скрытого влияния в целях достижения внешнеполитических интересов. Объекты критической информационной инфраструктуры, избирательные системы, убеждения населения, сферы социальной напряженности - все это угрожаемые области, которые могут подвергаться воздействию через средства коммуникации.
Проблема информационной безопасности актуальна для всех стран-членов союза. Поэтому предотвращение информационных угроз является задачей не только отдельных государств, но и наднациональных органов. С этой целью развиваются и функционируют общеевропейские учреждения кибербезопасности, стратегических коммуникаций и защиты от гибридных угроз. Членство большинства стран Европейского союза в НАТО обеспечивает безопасность от непосредственно военных действий, однако операции по влиянию информационными средствами к таковым не относятся, но могут нанести значительный ущерб в социально-политическом отношении. Европейский союз стал развивать собственные структуры информационной безопасности, сотрудничая при этом с НАТО в обмене опытом и информацией об угрозах. Остается актуальным вопрос, насколько возможно использование этой системы за границами союза для оказания влияния.
Тема актуальна ввиду повышения интереса в мировой политике к возможности использования новостей и сообщений в социальных сетях в целях внешней политики. В силу сохранения российско-европейских противоречий на фоне ряда напряженных моментов, в числе которых присоединение Крыма, катастрофа MH 17, дело Скрипалей, возможное вмешательство в выборы европейских стран, можно проследить, какие факторы могут влиять на приоритеты информационной политики.
Цель исследования: выявить проблемные сферы в существующей системе информационной безопасности и определить потенциальные направления ее дальнейшего развития в условиях внешних угроз европейским общественно-политическим процессам.
Поставлены следующие задачи:
• определить основные для исследования категории и теоретическую основу;
• выявить связь внешней информационной политики и борьбы с дезинформацией;
• проанализировать эффективность системы информационной безопасности Европейского союза;
• провести сравнительный анализ оценок и подходов к вопросу деятельности сторон в информационном поле в рамках украинского кризиса.
Предмет исследования: информационная политика Европейского союза.
Объект исследования: общая европейская внешняя политика.
Использованные общенаучные методы: сравнительный анализ, системный метод. Сравнительный анализ необходим для выявления общих и различных черт в национальной информационной политике и политике интеграционного объединения. Системный метод позволил определить возможности системы информационной безопасности Европейского союза и сделать предположения о дальнейших направлениях ее развития. Использован также специальный метод - анализ документов, позволяющий проследить основные черты в развитии информационной политики и выявить проблемы в ходе украинского кризиса.
Для определения перспектив развития ситуации по украинскому вопросу проведен контент-анализ.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в анализе отношений в информационной сфере по вопросу Украины и оценке действий Европейского союза на основе российских и европейских исследований.
Степень научной разработанности темы невысока. Существует мало российских публикаций, которые бы объективно и непредвзято рассматривали ответ Европейского союза на внешние угрозы, а также действия сторон в информационном поле на фоне украинского кризиса. Принятие Европейским парламентом резолюции о противодействии пропаганде и создание East SratCom обычно рассматриваются как агрессия и безосновательные нападки в отношении России. Среди европейских публикаций многие описывают российскую систему по оказанию информационного влияния и систему Европейского союза для борьбы с дезинформацией, но мало связывают ее с внешней политикой.
Для формирование категориального аппарата особенно полезными были работы Кучерявого М.М. и Курышевой Ю.В. Эти авторы подробно рассмотрели ключевые черты акторов информационной политики и их задачи.
Для изучения основ информационной политики России были использованы российские документы стратегического планирования: Стратегия развития информационного общества, Доктрина информационной безопасности, Стратегия развития отрасли информационных технологий, Стратегия национальной безопасности, Концепция внешней политики.
При анализе успехов и проблем в информационной политике Европейского союза и оценке российских действий полезными были публикации Европейского института проблем безопасности, Фонда Маршалла и Фонда Карнеги. В них с разной степенью негативной риторики в отношении России описаны главные этапы в становлении системы и основные перспективы для развития. Некоторые аналитические публикации были подготовлены специалистами из США, что подчеркивает вовлеченность этой страны в европейские процессы в части безопасности. Исследования этих же учреждений, а также Гаагского центра стратегических исследований помогли проследить развитие отношения Европейского союза к информационному противостоянию по вопросу Украины.
Также использовано большое количество официальных документов Европейского союза, которые были необходимы для определения черт европейской информационной политики: резолюции, регламенты и директивы Европарламента, сообщения Европейской комиссии. Все они отражают официальную политику союза и поэтому представляют большую ценность.
Важными документами для определения ключевых черт современной информационной политики были План действий по борьбе с дезинформацией и Свод правил по дезинформации 2018 года. Эти документы были приняты в основном для обеспечения безопасности европейских выборов и независимости убеждений граждан. Они определили основные положения по работе с социальными сетями и открыли возможности для взаимодействия между наднациональным и негосударственным секторами в части защиты от дезинформации.
Необходимыми для анализа европейского подхода к информационным угрозам были такие документы, как Общие принципы по борьбе с гибридными угрозами, Стратегия кибербезопасности, Резолюция о противодействии пропаганде, Сообщение Европейской комиссии о борьбе с дезинформацией, План действий по стратегическим коммуникациям. Все они придерживаются одного нарратива - необходимость борьбы с дезинформацией и дают оценку текущей ситуации, а некоторые из документов дали начало многим инициативам, как, например, учреждение East StratCom.
Использована информация с официальных сайтов Европейского союза, Европейской комиссии, Европейской службы внешнего действия, ENISA, где также отражена официальная позиция Европейского союза.
Также использованы новостные публикации российских и европейских информационных ресурсов, публикации с официального сайта Российского института стратегических исследований и EUvsDISINFO.
Работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых по три параграфа, заключения и списка источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, основными понятиями, необходимыми для изучения информационной политики государства или объединения государств, были определены:
информационный суверенитет - самостоятельность субъекта отношений в информационной сфере в проведении внутренней и внешней информационной политики и способность обеспечить безопасность собственного информационного пространства;
информационная политика - целенаправленная деятельность субъекта отношений в информационной сфере по достижению внутриполитических и внешнеполитических целей через регулирование и организацию технической и содержательной составляющих информационного пространства;
информационное противоборство - состояние отношений субъектов в информационной сфере, характеризующееся соперничеством и являющееся следствием стремления как минимум одного из субъектов к достижению внешнеполитических целей средствами воздействия в информационном пространстве
стратегические коммуникации - скоординированная коммуникационная деятельность страны, направленная на формирование мнений и убеждений у целевой аудитории для осуществления внешнеполитических целей.
Официально Европейский союз признает наличие угроз, требующих ответа на наднациональном уровне в общесоюзном масштабе. Система органов Европейского союза позволяет проводить единую информационную политику как в аудиовизуальном внутреннем секторе, так и в стратегических коммуникациях. Это обусловлено осознанием всех стран-членов наличия угрозы.
Безусловно, Европейскому союзу удалось создать эффективную систему по борьбе с внешней дезинформацией за последние пять лет, что обеспечивает повышение общей безопасности союза в рамках общей внешней политики и политики безопасности. Стратегические коммуникации и борьба с гибридными угрозами подчиняются внешнеполитическому ведомству. Вместе с тем в информационной политике сохраняется нарратив по повышению безопасности компьютерных систем и защите персональных данных в том числе от внешних угроз, который развивается уже около 20 лет. Соблюдать требования союза обязаны все компании, которые работают с данными о европейцах, согласно Общему регламенту по защите персональных данных. Кибербезопасность - самостоятельная ветвь, которая иногда связывается с борьбой с дезинформацией в документах по борьбе с гибридными угрозами.
Таким образом, в политике информационной безопасности есть два основных направления: компьютерная безопасность и стратегические коммуникации. Деятельность первой координируется в основном ENISA, второй - Европейской службой внешнего действия и East StratCom. Помимо этого, во втором направлении функционируют Наблюдательный центр за социальными сетями, европейская ветвь Международной организации проверки фактов, Система быстрого реагирования. Следует отметить важное направление деятельности этих двух сегментов - работа с населением, в которую входит информирование о защите от хищения персональных данных и формирование критического отношения к новостям.
В последние два года больше всего усилий было сосредоточено на защите выборов и демократии. Операции по влиянию, инициированные внешними странами, могут определить результат выборов. Тем самым действия в сфере массовых коммуникаций могут иметь последствия в политической сфере, в этом и состоит главная опасность. Сохраняется и возможность атак на компьютерные сети. Этим обусловлено сосредоточение усилий на защите выборов, однако европейский аппарат информационной безопасности может иметь намного более широкий функционал и работать в том числе на зарубежную аудиторию, что пока развито в невысокой степени. В основном это касается поддержки независимых журналистов. В дальнейшем возможно еще большее смещение вопросов информационной безопасности в сферу защиты демократии.
Все более активно используется дискредитация новостных источников, особенно российских. На результаты опровержений East StratCom могут ссылаться не только европейские СМИ. Следует ожидать дальнейшего развития этой организации.
Нельзя не отметить повышенного внимания к социальным сетям. В 2018 году были приняты План действий по борьбе с дезинформацией и Свод правил для социальных сетей. Документы подобного рода были приняты впервые в Европейском союзе, социальные платформы добровольно присоединились к Своду правил и приняли обязательство предоставлять отчеты по разоблачению политической рекламы.
Вмешательство в выборы посредством социальных сетей может происходить через распространение информации среди пользователей и внедрение в компьютерные сети. Они могут влиять на предпочтения избирателей, явку и процесс голосования и подсчета голосов. Есть ряд инструментов правового и программного характера, способных этому помешать. Однако важным остается вопрос выявления угроз и определения их источника. Главным инструментом является мониторинг финансирования рекламных компаний. Социальные сети, такие как Facebook и Twitter, имеют положения в своей политике, запрещающие некоторые рекламные сообщения политического характера, если источник финансирования рекламодателя не подтвержден. Можно предположить, что ошибки в сотрудничестве с социальными платформами будут учтены, и в будущем будет принят новый свод правил, который бы более четко определял критерии для рекламы, способной оказать негативное влияние, а также будет более правильная оценка результатов, расширение доступа к информации об отклоненных рекламных кампаниях для исследователей и общепринятый понятийный аппарат для всего союза и сотрудничающих организаций.
Ситуация в информационной среде по вопросу украинского кризиса и присоединения Крыма была главным стимулом для развития содержательной информационной политики Европейского союза. Он был не готов к информационному противоборству, сфера стратегических коммуникаций тогда не воспринималась как угрожаемая и осуществлялась в основном за счет официальных представителей союза, значимых стратегических документов и учреждений не было, причем даже в течение года- двух после начала кризиса1. Изучение публикаций с европейской и российской стороны позволяет утверждать, что стороны не оказали ощутимого влияния друг на друга информационными средствами. Последующая исследовательская активность сводилась к взаимным обвинения. Россию обвиняли в агрессии, Европейский союз - в неадекватной реакции. Новостные сообщения придерживались таких нарративов, как право на самоопределение и аналогия с Косово с одной стороны, с другой - нелегитимность референдума и нарушение международного права. В будущем возможно сохранение трендов на снижение упоминаний Украины и повышение упоминаний России в опровержениях дезинформации, продолжение курса по усилению системы борьбы с дезинформацией, ее перестройка с большим подчинением Европейской службе внешнего действия, сдвиг усилий на внутренние проблемы на фоне кризиса, поддержка демократии, продвижение общеевропейских ценностей, борьба с мифом о разделенной Европе, сотрудничество со стратегическими коммуникациями НАТО и США. East StratCom необходимо стать более значимой информационной силой за счет повышения авторитета как источника, расширения связей с информационными агентствами в Европе, России и на Украине, проводить качественные опровержения и журналистские по значимым поводам, стремиться к увеличению упоминаемости в новостных ресурсах. Позиция по Восточному партнерству и Украине останется прежней, но восточное направление уйдет на второй план на фоне решения внутриевропейских проблем.
В общем можно заключить, что Европейский союз добился значимых успехов в переформатировании информационной политики для ответа на современные внешние угрозы, в том числе за счет ее смещения в сторону борьбы с дезинформацией, работы с социальными сетями и защиты демократии. Вместе с тем сохраняется большой потенциал для развития, в том числе за счет реструктуризации системы, ее централизации и расширения ее функций. Сфера международных отношений в информационной среде в целом перспективна для развития и дальнейших исследований. Опыт Европейского союза может стать полезным для других стран. Вероятно, на фоне повышения значимости повестки информационной безопасности в мировой политике увеличится объем сотрудничества стран в обмене опытом.


1. Декларация от 9 мая 1950 года, оглашенная Робером Шуманом, министром иностранных дел, в Париже, на Кэ д'Орсэ в салоне часов // История европейской интеграции. Хрестоматия в 3-х частях. Ч 1. История Европейских сообществ Составители: Браницкий А.Г., Леушкин Д.В. - Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014 стр9-12
2. Доктрина информационной безопасности РФ, утверждена Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. №646 URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site- dok.html (дата обращения: 13.02.2020)
3. И.А. Николайчук Россия в зеркале мировых СМИ: что такое новая информационная война // сайт Российского института стратегических исследований URL: https://riss.ru/smi/21213/ (дата обращения: 26.05.2020)
4. Концепция внешней политики РФ, утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/- /asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 15.02.2020)
5. О. Назаров Интервью с И. Николайчуком: Стратегическая информационная операция может быть скоротечной, а может длиться годами // сайт Российского института стратегических исследований URL: https://riss.ru/smi/6696/ (дата обращения: 26.05.2020)
6. Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. №2036-р URL: http://minsvyaz.ru/common/upload/Strategiya_razvitiya_otrasli_IT_2014-2020_2025.pdf (дата обращения: 13.02.2020)
7. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134 &dst=1000000001,0&rnd=0.07402217045154613#05568460818294072 (дата обращения: 15.02.2020)
8. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы” URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 13.02.2020)
9. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 10.03.2020)
10. 10 ways the EU is fighting disinformation, Medium website, author European Commission // URL: https://medium.com/@EuropeanCommission/10-ways-the-eu-is-fighting- disinformation-f07fca60e918 (дата обращения: 30.03.2020)
11. About EACEA, European Commission website URL: https://eacea.ec.europa.eu/about- eacea_en (дата обращения: 15.02.2020)
12. About ENISA, European Union Agency for Cybersecurity website // URL: https://www.enisa.europa.eu/about-enisa (дата обращения: 30.03.2020)
13. About European Cybercrime Centre - EC3 // Europol website URL: https://www.europol.europa.eu/about-europol/european-cybercrime-centre-ec3 (дата обращения: 20.02.2020)
14. About Us, SOMA website // URL: https://www.disinfobservatory.org/about-us/ (дата обращения: 03.05.2020)
15. Action Plan Against Disinformation, Report on Progress, June 2019 // URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta- political/files/factsheet_disinfo_elex_140619_final.pdf (дата обращения: 05.05.2020)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ