Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Работа №128337

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства и его особенности в цифровую эпоху 6
1.2 Значение развития малого и среднего предпринимательства для экономики и общества 18
1.3 Особенности взаимодействия малых и средних предприятий с банками 25
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ЭКОНОМИКИ РФ 32
2.1 Динамика развития малого и среднего предпринимательства в РФ 32
2.2 Проблемы банковского финансирования малого и среднего бизнеса 38
2.3 Проблемы цифровизации взаимодействия малых и средних предприятий с банками на примере банка ВТБ 47
ГЛАВА 3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 54
3.1 Мировой опыт поддержки развития малого и среднего предпринимательства со стороны банков 54
3.2 Пути совершенствования поддержки малого и среднего предпринимательства на примере банка ВТБ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 68

Актуальность работы подтверждается необходимостью развития малого и среднего бизнеса в сложных нынешних условиях социально ориентированной экономики России, так как одной из главных задач поддержания экономического роста выступает расширение предпринимательской инициативы населения как страны в целом, так и отдельных ее регионов. По темпам развития малого и среднего бизнеса Россия существенно отстает от ведущих стран мира, которые стимулируют и поддерживают малое предпринимательство, способствуют их инновационному развитию, улучшению качества и конкурентоспособности продукции, повышению социальных стандартов жизни населения. В структуре национальной экономической системы малое и среднее предпринимательство, по сравнению с крупным бизнесом, правомерно рассматривать в качестве наиболее весомой составляющей, способной определять темпы экономического роста, способствовать укреплению конкурентной среды и решению социальных проблем. Однако, реалии экономики России и ее регионов свидетельствуют о негативных тенденциях основных характеристик состояния малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, степень развития малого и среднего бизнеса зависит от формирования, реализации и уровня использования его потенциала, во многом определяемого банковским финансированием. В связи с этим, актуализируются вопросы научного обоснования направлений повышения эффективности использования банковского финансирования малого и среднего бизнеса с использованием цифровых технологий в обеспечении устойчивого экономического роста страны.
Выяснению сущности малого и среднего предпринимательства, как одного из закономерных факторов социально-экономического прогресса стран, мировая экономическая наука постоянно уделяет значительное внимание. Фундаментальный вклад в теорию предпринимательства внесли А. Смит, Р. Кантильйон, И. Тюнен, Ф. Найт, Ж. -Б. Сей, А. Маршалл, М. Вебер, В.Зомбарт, П. Друкер, Б. Карлофф, Б. Санто. Среди отечественных исследователей различных аспектов развитую малого предпринимательства следует отметить Т.А.Алимову, Ю.К. Баженова, А.О.Блинова, С.Н. Воронина, В.Е. Глущенко, А.М. Игнатьева, А.И. Муравьеву, А.Н. Паршину, Ю.Л. Старостина, Ю. В. Тихонравова, Е.Н. Ясина и др.
Однако, отдавая должное достигнутым результатам, можно выделить ряд недостаточно проработанных вопросов формирования, использования и развития потенциала с использованием банковского финансирования малого и среднего предпринимательства в цифровую эпоху. Научная и практическая актуальность указанных вопросов обусловила выбор темы работы, определила предмет, объект, цель и задачи исследования.
Целью работы является обобщение теоретико-методических положений и перспектив развития малого и среднего предпринимательства в обеспечении устойчивого экономического роста страны в условиях перехода к цифровой экономике.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих логически связанных задач:
• определить роль и место малого и среднего предпринимательства в экономике страны и уточнить содержательное наполнение термина «малое и среднее предпринимательство» в контексте экономического роста;
• определить основные факторы и условия формирования и использования предпринимательского потенциала предприятий малого и среднего бизнеса;
• исследовать методы цифровизации банковского обслуживания малого и среднего бизнеса;
• осуществить анализ динамики развития предпринимательского потенциала малого и среднего бизнеса в стране;
• выявить особенности развития цифровизации взаимоотношений банков и малого и среднего предпринимательства;
• обосновать тенденции повышения эффективности взаимоотношений банков и малых и средних предприятий с учетом развития информационных технологий банковского обслуживания.
Объектом исследования является процесс развития малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические аспекты развития малого и среднего предпринимательства в контексте социально-экономической обстановке в стране и с учетом тотальной цифровизации.
Теоретико-методической основой работы являются научные труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам развития предпринимательской деятельности, формирования и активизации использования предпринимательского потенциала предприятий малого и среднего бизнеса. В процессе проведения исследования использовались следующие общенаучные и специальные методы: диалектический, системного и графического анализа.
Информационную базу исследования составили: законодательные и нормативно-правовые акты России, нормативные документы министерств и ведомств; официальные данные Росстата; материалы, опубликованные в научных и периодических изданиях, в сети Интернет.
Научная новизна полученных результатов заключается в обосновании теоретических и методических подходов к повышению эффективности малого и среднего предпринимательства.
Практическое значение полученных результатов определяются тем, что научно - методические положения работы могут быть использованы при разработке программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Теоретические результаты исследования могут использоваться в методическом обеспечении учебного процесса при преподавании экономических и управленческих дисциплин.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников из наименований на страницах. Полный объем работы - 73 страницы. Работа содержит 14 рисунков и 1 таблицу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние годы малый и средний бизнес вызывает все большую озабоченность и интерес во всем мире. И хотя причины этого различаются в разных странах, в основном это связано с пониманием того, что малые и средние предприятия играют все более важную роль в экономическом развитии, создании рабочих мест, повышения конкурентоспособности отраслей и внедрении инноваций, как технологических, так и управленческих.
Сегодня малый и средний бизнес, несомненно, является важной частью национальных экономик во всем мире. После начала рыночных реформ, большая часть населения полагала, что малый и средний бизнес станет источником богатства и процветания, как и для них лично так и для общества в целом. Основные экономические функции малого и среднего бизнеса заключаются в развитии инноваций, борьбе с монополиями и поддержании конкурентной среды, борьбе с безработицей и создании новых рабочих мест, увеличении доходов населения в целом и, как следствии, расширении потребительского спроса, повышении профессиональной деятельности, развитии предпринимательских навыков, духа и традиций. Социальная роль малого и среднего бизнеса рассматривается как важное учреждение гражданского общества, и он является ядром формирования среднего класса как основы социально-политической стабильности государства.
Кроме того, главным преимуществом малого и среднего бизнеса в современных условиях является гораздо большая гибкость, чем у больших компаний, в ответ на быстро меняющиеся требования рынка, что реализуется, а способности отслеживать и реагировать на новую потребность немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Малым и средним предприятиям легче реструктурировать свою маркетинговую стратегию, как только они находят новую «нишу» и им легче манипулировать ценами на продукцию и услуги. Малый и средний бизнес не испытывает проблему дефицита наемных работников, давления профсоюзов.
Кроме того, малый и средний бизнес, как правило, более экономичный. У малых и средних предприятий по сравнению с крупным обычно короткий период капитального строительства, а для их создания требуется сравнительно мало стартового капитала. Эти компании, как правило, лучше используют оборудование и производственные площади, не держат больших запасов. Малые и средние предприятия успешно сэкономят на административных расходах из-за легкости и гибкости процедур управления.
Преимущества гибкости и экономической эффективности особенно важны, когда малый и средний бизнес достигает высокого уровня специализации. Наиболее конкурентоспособные малые предприятия, как правило, являются узкоспециализированными, и как таковые, в полной мере участвуют в производственном процесс крупных корпораций.
Хотя малые и средние предприятия важны для экономического роста и занятости, они сталкиваются с многочисленными препятствиями в доступе к внешнему финансированию. Небольшие и молодые фирмы обычно сталкиваются с препятствиями для внешнего финансирования. Фактически, первые займы для малых и средних предприятий со стороны банков продолжают сокращаться в развивающихся странах, в том числе и в России, что показало проведенное в этой работе исследование. Отношения банков к малым и средним предприятиям особенно пострадало от глобального финансового кризиса и не восстановилось до сих пор, а в нашей стране после этого кризиса последовало еще несколько экономических шоков.
Важность малого и среднего бизнеса для банков проявляется в экономических выгодах от его обслуживания, а также кредитования.
В то время как малые и средние предприятия, как правило, более гибкие и быстро меняются, чем крупные корпорации, они гораздо более уязвимы для ухудшения деловой среды. Они также более чувствительны к административным процедурам со стороны государственных учреждений и имеют меньше ресурсов, чтобы использовать их в трудные времена.
Одной из серьезных проблем для малого и среднего бизнеса является доступ к финансам, которые им необходимы для развития и роста. Вопросы обеспечения бухгалтерского и налогового учета непропорционально влияют на небольшие фирмы, в то время как финансовые учреждения имеют меньший опыт кредитования сегмента малого и среднего бизнеса и часто воспринимают его как более рискованное, чем это показывают фактические данные.
С приходом цифрового века финансовым учреждениям приходится переосмыслить роль, которую банки хотят играть в банковском пространстве малого и среднего бизнеса для устранения дефицита финансирования и использования возможностей банковского обслуживания малых и средних предприятий.
Финансовые учреждения имеют возможность органично наращивать свои возможности, используя поставщиков цифровых решений или возможности импорта, формируя стратегические партнерские отношения с банками-претендентами, финансово-технологическими компаниями и поставщиками электронной коммерции.
Учитывая важность малых и средних предприятий для экономики России благодаря их значительному вкладу в занятость и ВВП, сильная, хорошо финансируемая «банковская» база малого и среднего бизнеса, способная расширяться на региональном и международном уровнях, будет поддерживать более широкую национальную экономическую стабильность и рост.
Малые и средние предприятия, испытывающие недостаток в действующем кредитовании и недовольные в связи с отсутствием прогресса в улучшении услуг, уже обращаются к альтернативным поставщикам финансовых услуг за множеством продуктов и услуг, включая прибыльные, такие как платежи и кредитование. Нефинансовые технологические компании, скорее всего, ускорят этот переход, если банки не смогут создавать продукты и услуги, которые решают болевые точки малого и среднего бизнеса и улучшают их уровень обслуживания. Для этого банкам нужно будет лучше доставлять свои существующие продукты. Им необходимо будет расширить свои возможности в области цифровой аналитики и анализа данных и разработать экосистему партнеров для улучшения персонализации и предоставления дополнительных услуг с добавленной стоимостью, помимо простого удовлетворения финансовых потребностей малого и среднего бизнеса.
В результате проведенного в данной работе исследования сформированы рекомендации для банка ВТБ, позволяющие использовать развитие цифровизации для кредитования и обслуживания малых и средних предприятий, которые позволят ему расширить количество операций в этом секторе и сделать их менее рискованными.


1. Абросимова М. А., Рахимов А. Р. Модернизация информационных систем и ИТ- инфраструктуры предприятия среднего бизнеса в условиях перехода к цифровой экономике // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2018. №2 (24).
2. Агафонов А.А. Особенности привлечения внешних источников финансирования предприятиями малого и среднего бизнеса // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2016. №26.
3. Альфа-Банк нарастил количество клиентов малого бизнеса на четверть URL: https://alfabank.rU/press/news/2020/2/18/61184.html
4. Базыленко Т. Ю. Развитие предпринимательства и самозанятости как направление деятельности государственной службы занятости // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2012.
5. Батаев А. В. Оценка информатизации крупнейших российских банков // Наука, техника и образование. 2016. №9 (27).
6. Бахарева А. А. Перспективы развития банковского сектора в условиях внедрения современных финансовых технологий // Символ науки. 2017. №1.
7. Белых В.С., Звездина Т.М. Субъекты малого и среднего предпринимательства: понятие, признаки, критерии // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2.
8. Бобышева И. Н., Фролова О. А. Особенности развития малых форм хозяйствования в зарубежных странах // Вестник НГИЭИ. 2014.
9. Более 70% торговых точек малого бизнеса принимают безналичные платежи URL: https://evotor.ru/news/bolee-70-torgovyh-tochek-malogo-biznesa-prinimayut-beznalichnye- platezhi/
10. Бухтиярова Т.И., Дубынина А.В., Демьянов Д.Г. Элементы организационно-экономического механизма развития малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. 2014.
11. Васильева И. Н. Некоторые тенденции развития малого предпринимательства на фоне глобализации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2015.
12. Версоцкий Р. Р. Зарубежный" опыт поддержки малого и среднего предпринимательства и возможности его применения в современной России // Управленческое консультирование. 2019.
13. Виленский А. В. Номинальное и реальное региональное развитие российского малого предпринимательства // Вестник Института экономики РАН. 2019.
14. Виноградов Д. А., Петров А. В. Социальная ответственность российского бизнеса в период современного глобального экономического кризиса: проблемы и тенденции // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015.
15. Власов Д.С. Межстрановое сравнение инвестиционной конкурентоспособности промышленных предприятий // Современная конкуренция. 2016. №1 (55).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ