Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации (Санкт-Петербургский государственный университет)

Работа №128231

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

конституционное право

Объем работы28
Год сдачи2023
Стоимость750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ 5
1.1 Понятие «беженец» в контексте сравнительного анализа по международному и российскому законодательству 5
1.2 Понятие «вынужденный переселенец», специфические отличия от статуса беженца 9
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ 12
2.1 Особенности правового статуса беженцев 12
2.2 Особенности правового статуса вынужденного переселенца 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений и обусловлена тем, что к одной из центральных проблем мирового сообщества, особенно в связи с последними напряженными событиями в разных «горячих» точках планеты, относится массовая миграция.
В контексте российской конституционно-правовой реальности, новую значимость приобретает проблема статуса бывших соотечественников, а также иных лиц, которые по тем или иным причинам вынуждены были покинуть место своего проживания. Указанная проблематика особенно драматично проявила себя в связи с событиями, происходящими на территории Украины.
Обратим также внимание, что большинство переселенцев и беженцев, пересекая любые государственные границы (легально или не легально), прибывают в государства, которые зачастую не способны разрешить сложности, возникающие по поводу правового статуса, гражданства таких лиц, а также, серьезных проблем с соблюдением прав человека.
Степень научной разработанности исследуемой темы, можно охарактеризовать как всестороннюю и глубокую. В частности, теоретические вопросы разработаны в трудах: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М. В. Баглая, Н.В. Витрука, В.А. Карташкина, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, Б.А. Назарова и многих других специалистов-исследователей. Однако, нельзя не отметить, что современная конституционно-правовая наука не располагает достаточным массивом современных специализированных исследований по этим вопросам, особенно в свете динамично меняющихся политических, экономических и социальных аспектов мировой обстановки.
Таким образом, как представляется, проведение дополнительных исследований в этой сфере целесообразно, поскольку это важно не только в теоретическом, но и в практическом плане, чем и подкрепляется повышенный к ним интерес.
Целью настоящей работы является исследование особенностей правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть понятие «беженец» в контексте сравнительного анализа по международному и российскому законодательству;
 провести анализ понятия «вынужденный переселенец» и специфические отличия от статуса беженца;
 исследовать особенности правового статуса беженцев;
 рассмотреть особенности правого статуса вынужденных переселенцев.
Объектом исследования, является конгломерат общественных отношений составляющих конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.
Предмет исследования представлен положениями отечественного законодательства, регламентирующих правовое положение конституционно- беженцев и вынужденных переселенцев.
Методы исследования. Методы исследования выбраны с учетом цели и задач исследования, его объекта и предмета. Методологическую основу диссертации составляют и общенаучные, и специальные методы и приемы научного познания.
Теоретическую основу работы составили научные разработки российских специалистов по вопросам конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
В нормативно-правовую основу исследования вошли: Конституция РФ, международные правовые акты, федеральные законы, а также решения Экономического суда СНГ и Постановления Конституционного суда РФ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, которые включают четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, основываясь на результатах исследования, можно сформулировать следующие обобщающие выводы.
Ка мы установили, узкое толкование понятия «беженец» по своей сути является дискриминационным по отношению к тем, кто вынужден покинуть свой дом из-за военной агрессии, иностранной оккупации, стихийных бедствий и экологических опасностей, которые также ставят под угрозу жизнь и благополучие людей.
К сожалению, международное сообщество не принимает на себя тот же уровень обязательств и ответственности в этих случаях, как в случаях политических преследований. В контексте современной России это положение приобретает заметно более серьезное чем раньше значение. Обширные миграционные процессы, о которых говорилось выше, вынуждают Россию предоставлять правовой статус лицам, массово прибывающим в ее пределы. Выражая мысль несколько иначе, можно только констатировать важность всестороннего понимания концепции беженцев, одновременно подчеркивая ее особую актуальность в современных российских реалиях.
Таким образом, после тщательного анализа этого определения, принимая во внимание имеющиеся различные позиции по наиболее правильной и полной интерпретации исследуемого понятия, мы можем с уверенностью утверждать, что понятие «беженец» наполняется новыми характеристиками - охватывая лиц, затронутых как вооруженными конфликтами, так и этнической напряженностью, а также лиц, подвергшихся преследование по языковому признаку.
Актуальные редакции норм правового массива, регламентирующего рассматриваемые отношения, допускает возможности легализации физических лиц, включая признание их в качестве беженцев, предоставление временного либо политического убежища, получение ими временной либо постоянной возможности проживания или получить гражданство России, включая возможность сделать это в упрощенном режиме. Нельзя отрицать, что любой из таких процедур, свойственен индивидуализированный арсенал позитивных и негативных аспектов, которые государство должно принимать во внимание, для наиболее успешной реализации, проводимой в этой сфере отношений политики.
Таким образом, российское законодательство соответствует международно-правовому регулированию статуса беженца, однако закрепляет его специфические признаки.
В ходе исследования, было установлено наличие в действующем законодательстве положений, создающих препоны для получения претендентами рассматриваемого статуса, что на практике, реально ущемляет права членов семьи таких субъектов лиц.
Таким образом, можно настаивать на целесообразности внесения в Закон РФ № 4530-1 поправок, для чего ввести в п. 1 ст. 1 указанного нормативного акта положение, сформулированное следующим образом «правовой статус вынужденных переселенцев может быть предоставлен и гражданам, вынужденно покинувшим места постоянного жительства, в результате техногенных аварий либо климатических катастроф».
Отметим также, что отличие от беженцев, которым особый правовой статус необходим в силу утраты ими защиты собственного государства и поиска ее в другой стране, для вынужденных переселенцев в таком статусе нет необходимости, так как они все равно пребывают в собственной стране, и в силу имеющегося у них гражданства пользуются равным с другими арсеналом прав. Они нуждаются только лишь в дополнительных гарантиях, упрощающих возможность пользоваться этими правами, а также возможность наладить быт в случае вынужденного перемещения.
Кроме того, целесообразным представляется установить в действующем законодательстве конкретные сроки добровольного выезда тех иностранцев, которые были надлежащим образом поставлены в известность о вынесении по ним решений о нежелательности либо запрете их въезда, а также окончательно принятых решений об отказе в предоставлении, лишении либо утрате ими статуса беженца, либо права на временное убежище.
В дополнение к указанному, необходимо также законодательно зафиксировать возможность приостановления течения сроков на выезд в добровольном порядке, если имеются убедительные доказательства причин, препятствующих выезду (болезнь, нахождение под стражей, потеря проездного удостоверения).
Представляется, что с целью повышения уровня обеспечения вынужденных переселенцев правами гарантиями, государственным органам следует активно использовать их трудовой потенциал, определять наиболее перспективные населенные пункты для их расселения, осуществлять меры по созданию новых и сохранению существующих рабочих мест, а также создавать базовые условия жизни в районах с высоким уровнем оттока кадров и миграции и нестабильностью рынка труда.
Кроме того, необходимо распространить господдержку мигрантов из менее благополучных населенных пунктов, а внутреннюю миграцию оптимизировать с учетом прогнозов социально-экономического развития страны и конкретных регионов в ее составе.
Таким образом, в рамках настоящего исследования, рассмотрены базовые положения статуса вынужденных переселенцев, в связи с чем, в результате тщательного анализа правовых актов, призванных регламентировать исследуемый статус, становится очевидным, что в России в полной мере сформирован комплекс основ защиты прав и установления правового статуса лиц данной конкретной категории. Внимательное исследование положений отечественного законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов, демонстрирует практически полное соответствие международным нормам и принципам, касающимся прав человека.



1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Конвенция о статусе беженцев. Заключена в г. Женеве 28.07.1951 // Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 9. – С. 6-28.
3. Соглашение о выдаче удостоверений личности русским и армянским беженцам, о дополнении и внесении изменений в Соглашения от 5 июля 1922 г. и 31 мая 1924 г. (Подписано в Женеве 12 мая 1926 г.) [Электрон. ресурс] //– URL: https://evolutio.info/ru/doc-lon/5-1922-31-1924, свободный (дата обращения 01.11.2023).
4. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. Загл. с экрана. (дата обращения 01.11.2023).
5. Решение Экономического суда СНГ № С-1/14-96 «О толковании понятий «беженец», «мигрант», «вынужденный переселенец» применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, заключенному 24 сентября 1993 года» (Принято в г. Минске 11.09.1996) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. Загл. с экрана. (дата обращения 01.11.2023).
6. Федеральный закон от 28.04.2023 № 138-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О гражданстве Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. Загл. с экрана. (дата обращения 01.11.2023).
7. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 13.06.2023) «О беженцах» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 12. – Ст. 425.
8. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (ред. от 08.12.2020) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. Загл. с экрана. (дата обращения 01.11.2023).
9. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (ред. от 15.05.2018) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. Загл. с экрана. (дата обращения 01.11.2023).
10. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 06.06.2023) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 25.05.2017) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения 01.11.2023).
11. Приказ МВД России от 11.06.2019 № 376 (ред. от 17.11.2020) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2019 № 55423) [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения 01.11.2023).
12. Приказ Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2021 № 64942) [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://pravo.gov.ru, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения 01.11.2023).
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2023 № 37-П «По делу о проверке конституционности подпункта 14 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Федеративной Республики Нигерия Акинеми Муджиба Джунаида» // Собрание законодательства РФ. – 2023. – № 29. – Ст. 5498.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.10.2022 № 41-П «По делу о проверке конституционности подпункта 12 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Республики Сербия М.М. Джурджевича» // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 42. – Ст. 7261.

II. Доктринальная литература
15. Дрягин, В.В. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев // Эпоха науки. 2019. № 4. С. 7-12.
16. Жаринов К.Г. Проблемы соблюдения Европейской конвенции по правам человека в делах о депортации из Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 5. С. 166-181.
17. Содиков Ш.Д. Правовой статус дипломатических заверений при решении вопроса о выдаче в уголовном судопроизводстве // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. №. 4. С. 106-112.
18. Тесленко А.М. О терминах «мигрант» и «международный мигрант» // Российский юридический журнал. 2019. № 5. С. 34-39.
19. Томаева, Д.М. Томаев, Д.М. Основные подходы к определению понятий «беженец» и «вынужденный переселенец» // В сборнике: Наука XXI века: актуальные вопросы, проблемы и перспективы Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. – 428 с.
20. Фархутдинова А.С. Конституционно-правовое положение вынужденных переселенцев и их статус // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №. 5-3. С. 234-237.
21. Фисенко И.В. Беженцы и вынужденные переселенцы в содружестве независимых государств: определение понятий // Московский журнал международного права. 2021. №. 4. С. 39-55.
22. Хабриева Т.Я. Миграционное право: сравнительно-правовое исследование: монография. М.: ИЗиСП, Юриспруденция, 2019. – 400 с.

III. Электронные ресурсы
23. Официальный портал МВД РФ. Статистические сведения по миграционной ситуации // [Электронный ресурс] – URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya (дата обращения: 10.11.2023).
24. Официальный портал Фонда Росконгресс. Миграционный прогноз // [Электронный ресурс] – URL: https://roscongress.org/materials/migratsionnyy-prognoz-2023/ (дата обращения: 10.11.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ