Эмоциональный комфорт подростков с трудностями саморегуляции в образовательной среде
|
АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 10
1.1 Подходы к определению эмоционального комфорта 10
1.2 Факторы эмоционального комфорта подростков в образовательной среде
20
1.3 Особенности саморегуляции в подростковом возрасте 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 39
2.1 Модель исследования 39
2.2 Описание выборки и процедуры исследования 42
2.3 Методы и методики исследования 43
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 54
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 56
3.1 Результаты исследования взаимосвязи эмоционального комфорта и
саморегуляции у подростков в образовательной среде 56
3.2 Результаты исследования эмоционального комфорта в образовательной
среде у подростков с высоким и низким уровнем саморегуляции 76
3.3 Разработка программы развития саморегуляции у подростков в
образовательной среде 96
ВЫВОДЫ 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 115
ПРИЛОЖЕНИЕ А 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 134
ПРИЛОЖЕНИЕ В 135
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 137
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 10
1.1 Подходы к определению эмоционального комфорта 10
1.2 Факторы эмоционального комфорта подростков в образовательной среде
20
1.3 Особенности саморегуляции в подростковом возрасте 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 39
2.1 Модель исследования 39
2.2 Описание выборки и процедуры исследования 42
2.3 Методы и методики исследования 43
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 54
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 56
3.1 Результаты исследования взаимосвязи эмоционального комфорта и
саморегуляции у подростков в образовательной среде 56
3.2 Результаты исследования эмоционального комфорта в образовательной
среде у подростков с высоким и низким уровнем саморегуляции 76
3.3 Разработка программы развития саморегуляции у подростков в
образовательной среде 96
ВЫВОДЫ 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 115
ПРИЛОЖЕНИЕ А 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 134
ПРИЛОЖЕНИЕ В 135
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 137
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
В подростковом возрасте происходят существенные изменения во всех сферах психического развития. Эмоциональная сфера подростков наиболее чувствительна и отличается рядом особенностей, среди которых возбудимость, высокая чувствительность, тревожность, устойчивость эмоциональных переживаний, противоречивость чувств [43].
Современные подростки живут в стремительно меняющемся социокультурном пространстве, новые возможности влекут за собой новые угрозы. Высокий темп жизни, информационное перенасыщение оказывают негативное влияние на личность подростков, приводят переутомлению, напряжению, росту тревожности и негативных эмоциональных состояний. В связи с этим большое значение имеет создание в образовательной среде условий для развития способностей подростков к управлению своими ресурсами [60;30].
Необходимость создания комфортной и безопасной образовательной среды, которая гарантирует обучающимся охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья также отражена в федеральном государственном образовательном стандарте [89]. Обеспечение эмоционального комфорта в образовательной среде является важной составляющей успешной адаптацией, самореализации подростков. Хотя понятие «эмоциональный комфорт» встречается во многих исследованиях, как самостоятельный феномен он рассматривается редко.
В исследованиях отмечается, что подростковый возраст является важным этапом в развитии навыков саморегуляции [7]. Подростки с развитой системой саморегуляции способны управлять собой, своими познавательными процессами, поведением, реализовывать значимые цели, эффективно адаптироваться [102]. От уровня развития саморегуляции зависит успешность как в обучении, так и в социальном взаимодействии. Недостаточный уровень саморегуляции создает препятствие для самореализации подростков, оказывает влияние на их эмоциональное состояние, самоотношение, на взаимодействие с окружающими. Тем не менее взаимосвязи навыков саморегуляции с эмоциональным комфортом, как одним из составляющих процесса адаптации, уделяется мало внимания. Поэтому возникает исследовательская проблема связанная с установлением соотношения между этими феноменами.
Цель исследования: установление взаимосвязи между содержанием эмоционального комфорта и компонентами саморегуляции подростков в образовательной среде.
Гипотеза исследования
Подростки с трудностями саморегуляции, которые приводят к снижению её уровня, отличаются от подростков с высоким уровнем саморегуляции менее выраженным эмоциональным комфортом, меньшими адаптационными возможностями и склонностью к самоунижению.
Объект исследования: соотношение эмоционального комфорта и саморегуляции подростков в образовательной среде.
Предмет исследования: содержание и структура эмоционального комфорта в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1) обобщить научные исследования по проблемам эмоционального комфорта и саморегуляции в подростковом возрасте;
2) определить содержание и структуру эмоционального комфорта подростков в образовательной среде;
3) раскрыть проявления саморегуляции подростков в образовательной среде;
4) выявить особенности взаимосвязи между проявлениями эмоционального комфорта и саморегуляцией подростков в образовательной среде;
5) определить влияние компонентов эмоционального комфорта и адаптационных возможностей на саморегуляцию;
6) раскрыть особенности эмоционального комфорта, адаптационных возможностей и самоотношения у подростков с разным уровнем саморегуляции;
7) разработать и апробировать комплекс методических средств для диагностики эмоционального комфорта и саморегуляции подростков в образовательной среде;
8) составить программу развития навыков саморегуляции и обеспечения эмоционального комфорта в образовательной среде.
Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, интерпретация эмпирических результатов, наблюдение, тестирование, опрос, контент-анализ, методы математической статистики.
Методики исследования были объединены в три группы:
1. Методики для изучения эмоционального комфорта подростков («Шкала дифференциальных эмоций» К.Изарда, «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В.Бойко, «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду, «Опросник социально-психологической адаптации» К.Роджерса, Р.Ф.Даймонд).
2. Методики для определения уровня саморегуляции подростков (опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И.Моросановой, «Индивидуальный профиль дезадаптированного поведения подростков» С. Т. Посоховой, Л. С. Рашитовой).
3. Методики для выявления адаптационных возможностей подростков («Шкала самоуважения» М. Розенберга, «Опросник социально-психологической адаптации» К.Роджерса, Р. Даймонд).
Методы статистической обработки:
1. Методы дескриптивной статистики.
2. Проверка распределения на нормальность посредством использования критерия Колмогорова-Смирнова.
3. Непараметрический критерий Манна-Уитни для сравнения двух выборок.
4. Корреляционный анализ. Использован коэффициент корреляции Спирмена.
5. Множественный регрессионный анализ.
6. Факторный анализ по методу главных компонент.
Современные подростки живут в стремительно меняющемся социокультурном пространстве, новые возможности влекут за собой новые угрозы. Высокий темп жизни, информационное перенасыщение оказывают негативное влияние на личность подростков, приводят переутомлению, напряжению, росту тревожности и негативных эмоциональных состояний. В связи с этим большое значение имеет создание в образовательной среде условий для развития способностей подростков к управлению своими ресурсами [60;30].
Необходимость создания комфортной и безопасной образовательной среды, которая гарантирует обучающимся охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья также отражена в федеральном государственном образовательном стандарте [89]. Обеспечение эмоционального комфорта в образовательной среде является важной составляющей успешной адаптацией, самореализации подростков. Хотя понятие «эмоциональный комфорт» встречается во многих исследованиях, как самостоятельный феномен он рассматривается редко.
В исследованиях отмечается, что подростковый возраст является важным этапом в развитии навыков саморегуляции [7]. Подростки с развитой системой саморегуляции способны управлять собой, своими познавательными процессами, поведением, реализовывать значимые цели, эффективно адаптироваться [102]. От уровня развития саморегуляции зависит успешность как в обучении, так и в социальном взаимодействии. Недостаточный уровень саморегуляции создает препятствие для самореализации подростков, оказывает влияние на их эмоциональное состояние, самоотношение, на взаимодействие с окружающими. Тем не менее взаимосвязи навыков саморегуляции с эмоциональным комфортом, как одним из составляющих процесса адаптации, уделяется мало внимания. Поэтому возникает исследовательская проблема связанная с установлением соотношения между этими феноменами.
Цель исследования: установление взаимосвязи между содержанием эмоционального комфорта и компонентами саморегуляции подростков в образовательной среде.
Гипотеза исследования
Подростки с трудностями саморегуляции, которые приводят к снижению её уровня, отличаются от подростков с высоким уровнем саморегуляции менее выраженным эмоциональным комфортом, меньшими адаптационными возможностями и склонностью к самоунижению.
Объект исследования: соотношение эмоционального комфорта и саморегуляции подростков в образовательной среде.
Предмет исследования: содержание и структура эмоционального комфорта в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1) обобщить научные исследования по проблемам эмоционального комфорта и саморегуляции в подростковом возрасте;
2) определить содержание и структуру эмоционального комфорта подростков в образовательной среде;
3) раскрыть проявления саморегуляции подростков в образовательной среде;
4) выявить особенности взаимосвязи между проявлениями эмоционального комфорта и саморегуляцией подростков в образовательной среде;
5) определить влияние компонентов эмоционального комфорта и адаптационных возможностей на саморегуляцию;
6) раскрыть особенности эмоционального комфорта, адаптационных возможностей и самоотношения у подростков с разным уровнем саморегуляции;
7) разработать и апробировать комплекс методических средств для диагностики эмоционального комфорта и саморегуляции подростков в образовательной среде;
8) составить программу развития навыков саморегуляции и обеспечения эмоционального комфорта в образовательной среде.
Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, интерпретация эмпирических результатов, наблюдение, тестирование, опрос, контент-анализ, методы математической статистики.
Методики исследования были объединены в три группы:
1. Методики для изучения эмоционального комфорта подростков («Шкала дифференциальных эмоций» К.Изарда, «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В.Бойко, «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду, «Опросник социально-психологической адаптации» К.Роджерса, Р.Ф.Даймонд).
2. Методики для определения уровня саморегуляции подростков (опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И.Моросановой, «Индивидуальный профиль дезадаптированного поведения подростков» С. Т. Посоховой, Л. С. Рашитовой).
3. Методики для выявления адаптационных возможностей подростков («Шкала самоуважения» М. Розенберга, «Опросник социально-психологической адаптации» К.Роджерса, Р. Даймонд).
Методы статистической обработки:
1. Методы дескриптивной статистики.
2. Проверка распределения на нормальность посредством использования критерия Колмогорова-Смирнова.
3. Непараметрический критерий Манна-Уитни для сравнения двух выборок.
4. Корреляционный анализ. Использован коэффициент корреляции Спирмена.
5. Множественный регрессионный анализ.
6. Факторный анализ по методу главных компонент.
Актуальность исследования эмоционального комфорта подростков с трудностями саморегуляции в образовательной среде определяется важной ролью эмоционального комфорта и саморегуляции в реализации потенциальных возможностей подростков и профилактике дезадаптации, недостаточном количестве исследований эмоционального комфорта как самостоятельного феномена. В связи с этим практически отсутствуют исследования посвященные изучению взаимосвязи эмоционального комфорта и саморегуляции подростков.
Цель проведенного исследования заключалась в установлении взаимосвязи между содержанием эмоционального комфорта и компонентами саморегуляции подростков. Приступая к исследованию, мы предполагали, что подростки с трудностями саморегуляции отличаются от подростков с высоким уровнем саморегуляции менее выраженным эмоциональным комфортом, меньшими адаптационными возможностями и склонностью к самоунижению.
Результаты теоретического анализа позволили выявить особенности изучаемых феноменов, решить задачу с построением модели исследования и разработкой методического комплекса. Методики исследования были объединены в три группы и направлены на диагностику эмоционального комфорта, саморегуляции и адаптационных возможностей подростков.
В исследовании участвовали обучающиеся подросткового возраста (14-17 лет), всего 88 человек.
Вначале исследования были определены компоненты эмоционального комфорта и саморегуляции подростков, выявлены связи между показателями эмоционального комфорта, саморегуляции и адаптационных возможностей. Затем по результатам заполнения опросника «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И. Моросановой на основании шкалы «Общий уровень саморегуляции» обучающиеся были объединены в две группы. В группу подростков с высоким уровнем саморегуляции вошли 32 человека, в группу подростков с низким саморегуляции - 29 человек. Эти подростки сравнивались по выраженности эмоционального комфорта и адаптационнных возможностей. Изучалась также структура эмоционального комфорта и его взаимосвязь с компонентами саморегуляции и адаптационных возможностей в обеих группах подростков.
Результаты исследования позволили определить структуру эмоционального комфорта подростков. Он представляет собой интеграцию эмоции и эмоциональных барьеров в общении. Эмоциональный комфорт подростков определяется как преобладание положительных эмоций над отрицательными и преодоление эмоциональных барьеров в общении.
Исследование показало, что подросткам с низким уровнем саморегуляции свойственны трудности в планировании, моделировании, программировании и оценке результатов своих действий, что оказывает влияние на их поведение, взаимодействие с другими людьми и учебную деятельность.
В исследовании удалось выявить, что компоненты саморегуляции существуют относительно самостоятельно. При этом они связаны с отдельными компонентами эмоционального комфорта: с эмоциями и эмоциональными барьерами в общении. На саморегуляцию подростков влияет доминирование позитивных эмоций, в частности интереса, гибкость и развитость эмоций, а также внутренний контроль и самоуважение.
Подтвердилась гипотеза о различии подростков с разным уровнем саморегуляции в переживании эмоционального комфорта, выраженности адаптационных возможностей и самоуважения. Подростки с низким уровнем саморегуляции по сравнению с подростками с высоким уровнем саморегуляции в меньшей мере ощущают эмоциональный комфорт, позитивные эмоции, интерес в процессе обучения, в большей степени - горе и стыд. Они отличаются также преобладанием эмоциональных барьеров общении и менее выраженными показателями адаптационных возможностей и самоуважения.
Переживание эмоционального комфорта подростков с высоким и низким уровнем саморегуляции связано с разными эмоциями. У подростков с низким уровнем саморегуляции эмоциональный дискомфорт включает в себя больше негативных эмоций. Структура взаимосвязей показателей саморегуляции с показателями эмоционального комфорта и адаптационных возможностей у подростков с низким уровнем саморегуляции более интегрирована, чем у подростков с высоким уровнем саморегуляции.
Результаты исследования были использованы для разработки программы развития навыков саморегуляции у обучающихся подросткового возраста. Программа включает в себя такие блоки как управление эмоциями, коммуникативная компетентность, уверенное поведение, саморегуляция, а также рекомендации для педагогов и родителей.
Научная значимость исследования связана с определением структуры эмоционального комфорта подростков в образовательной среде, который редко рассматривается как самостоятельный феномен. Кроме того, выявлены взаимосвязи между показателями эмоционального комфорта и саморегуляцией подростков, раскрыты особенности эмоционального комфорта у подростков с разным уровнем саморегуляции.
Социальная значимость исследования состоит в его направленности на предупреждение различных форм девиантного поведения, трудностей в обучении и социализации подростков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной на основе его результатов программы для развития навыков саморегуляции подростков, использования рекомендаций по обеспечению эмоционального комфорта подростков педагогами и родителями. Результаты исследования также могут использоваться в консультативной деятельности со всеми участниками образовательного процесса.
Проведенное исследование не охватило всех проблем, перспективным можно считать изучение проявлений эмоционального комфорта в зависимости от половой принадлежности, от межличностных отношений в группе. Перспективы исследования заключаются также в определении роли педагогов, разных дисциплин в переживании эмоционального комфорта подростками.
Цель проведенного исследования заключалась в установлении взаимосвязи между содержанием эмоционального комфорта и компонентами саморегуляции подростков. Приступая к исследованию, мы предполагали, что подростки с трудностями саморегуляции отличаются от подростков с высоким уровнем саморегуляции менее выраженным эмоциональным комфортом, меньшими адаптационными возможностями и склонностью к самоунижению.
Результаты теоретического анализа позволили выявить особенности изучаемых феноменов, решить задачу с построением модели исследования и разработкой методического комплекса. Методики исследования были объединены в три группы и направлены на диагностику эмоционального комфорта, саморегуляции и адаптационных возможностей подростков.
В исследовании участвовали обучающиеся подросткового возраста (14-17 лет), всего 88 человек.
Вначале исследования были определены компоненты эмоционального комфорта и саморегуляции подростков, выявлены связи между показателями эмоционального комфорта, саморегуляции и адаптационных возможностей. Затем по результатам заполнения опросника «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И. Моросановой на основании шкалы «Общий уровень саморегуляции» обучающиеся были объединены в две группы. В группу подростков с высоким уровнем саморегуляции вошли 32 человека, в группу подростков с низким саморегуляции - 29 человек. Эти подростки сравнивались по выраженности эмоционального комфорта и адаптационнных возможностей. Изучалась также структура эмоционального комфорта и его взаимосвязь с компонентами саморегуляции и адаптационных возможностей в обеих группах подростков.
Результаты исследования позволили определить структуру эмоционального комфорта подростков. Он представляет собой интеграцию эмоции и эмоциональных барьеров в общении. Эмоциональный комфорт подростков определяется как преобладание положительных эмоций над отрицательными и преодоление эмоциональных барьеров в общении.
Исследование показало, что подросткам с низким уровнем саморегуляции свойственны трудности в планировании, моделировании, программировании и оценке результатов своих действий, что оказывает влияние на их поведение, взаимодействие с другими людьми и учебную деятельность.
В исследовании удалось выявить, что компоненты саморегуляции существуют относительно самостоятельно. При этом они связаны с отдельными компонентами эмоционального комфорта: с эмоциями и эмоциональными барьерами в общении. На саморегуляцию подростков влияет доминирование позитивных эмоций, в частности интереса, гибкость и развитость эмоций, а также внутренний контроль и самоуважение.
Подтвердилась гипотеза о различии подростков с разным уровнем саморегуляции в переживании эмоционального комфорта, выраженности адаптационных возможностей и самоуважения. Подростки с низким уровнем саморегуляции по сравнению с подростками с высоким уровнем саморегуляции в меньшей мере ощущают эмоциональный комфорт, позитивные эмоции, интерес в процессе обучения, в большей степени - горе и стыд. Они отличаются также преобладанием эмоциональных барьеров общении и менее выраженными показателями адаптационных возможностей и самоуважения.
Переживание эмоционального комфорта подростков с высоким и низким уровнем саморегуляции связано с разными эмоциями. У подростков с низким уровнем саморегуляции эмоциональный дискомфорт включает в себя больше негативных эмоций. Структура взаимосвязей показателей саморегуляции с показателями эмоционального комфорта и адаптационных возможностей у подростков с низким уровнем саморегуляции более интегрирована, чем у подростков с высоким уровнем саморегуляции.
Результаты исследования были использованы для разработки программы развития навыков саморегуляции у обучающихся подросткового возраста. Программа включает в себя такие блоки как управление эмоциями, коммуникативная компетентность, уверенное поведение, саморегуляция, а также рекомендации для педагогов и родителей.
Научная значимость исследования связана с определением структуры эмоционального комфорта подростков в образовательной среде, который редко рассматривается как самостоятельный феномен. Кроме того, выявлены взаимосвязи между показателями эмоционального комфорта и саморегуляцией подростков, раскрыты особенности эмоционального комфорта у подростков с разным уровнем саморегуляции.
Социальная значимость исследования состоит в его направленности на предупреждение различных форм девиантного поведения, трудностей в обучении и социализации подростков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной на основе его результатов программы для развития навыков саморегуляции подростков, использования рекомендаций по обеспечению эмоционального комфорта подростков педагогами и родителями. Результаты исследования также могут использоваться в консультативной деятельности со всеми участниками образовательного процесса.
Проведенное исследование не охватило всех проблем, перспективным можно считать изучение проявлений эмоционального комфорта в зависимости от половой принадлежности, от межличностных отношений в группе. Перспективы исследования заключаются также в определении роли педагогов, разных дисциплин в переживании эмоционального комфорта подростками.
Подобные работы
- ТРЕНИНГ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К
УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ
ПОДРОСТКОВ К УСЛОВИЯМ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Организация серии внеурочных мероприятий, направленных на коррекцию школьной тревожности у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Восприятие ошибки в спортивных действиях волейболистов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2021 - Особенности резистентности к стрессу в юношеском возрасте (Российский Университет Дружбы Народов)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Младший школьник как пользователь интернет-услуг в аспекте половых различий
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019



