Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональный комфорт подростков с трудностями саморегуляции в образовательной среде

Работа №128134

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы136
Год сдачи2021
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 10
1.1 Подходы к определению эмоционального комфорта 10
1.2 Факторы эмоционального комфорта подростков в образовательной среде
20
1.3 Особенности саморегуляции в подростковом возрасте 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 39
2.1 Модель исследования 39
2.2 Описание выборки и процедуры исследования 42
2.3 Методы и методики исследования 43
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 54
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 56
3.1 Результаты исследования взаимосвязи эмоционального комфорта и
саморегуляции у подростков в образовательной среде 56
3.2 Результаты исследования эмоционального комфорта в образовательной
среде у подростков с высоким и низким уровнем саморегуляции 76
3.3 Разработка программы развития саморегуляции у подростков в
образовательной среде 96
ВЫВОДЫ 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 115
ПРИЛОЖЕНИЕ А 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 134
ПРИЛОЖЕНИЕ В 135
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 137
ПРИЛОЖЕНИЕ Д

В подростковом возрасте происходят существенные изменения во всех сферах психического развития. Эмоциональная сфера подростков наиболее чувствительна и отличается рядом особенностей, среди которых возбудимость, высокая чувствительность, тревожность, устойчивость эмоциональных переживаний, противоречивость чувств [43].
Современные подростки живут в стремительно меняющемся социокультурном пространстве, новые возможности влекут за собой новые угрозы. Высокий темп жизни, информационное перенасыщение оказывают негативное влияние на личность подростков, приводят переутомлению, напряжению, росту тревожности и негативных эмоциональных состояний. В связи с этим большое значение имеет создание в образовательной среде условий для развития способностей подростков к управлению своими ресурсами [60;30].
Необходимость создания комфортной и безопасной образовательной среды, которая гарантирует обучающимся охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья также отражена в федеральном государственном образовательном стандарте [89]. Обеспечение эмоционального комфорта в образовательной среде является важной составляющей успешной адаптацией, самореализации подростков. Хотя понятие «эмоциональный комфорт» встречается во многих исследованиях, как самостоятельный феномен он рассматривается редко.
В исследованиях отмечается, что подростковый возраст является важным этапом в развитии навыков саморегуляции [7]. Подростки с развитой системой саморегуляции способны управлять собой, своими познавательными процессами, поведением, реализовывать значимые цели, эффективно адаптироваться [102]. От уровня развития саморегуляции зависит успешность как в обучении, так и в социальном взаимодействии. Недостаточный уровень саморегуляции создает препятствие для самореализации подростков, оказывает влияние на их эмоциональное состояние, самоотношение, на взаимодействие с окружающими. Тем не менее взаимосвязи навыков саморегуляции с эмоциональным комфортом, как одним из составляющих процесса адаптации, уделяется мало внимания. Поэтому возникает исследовательская проблема связанная с установлением соотношения между этими феноменами.
Цель исследования: установление взаимосвязи между содержанием эмоционального комфорта и компонентами саморегуляции подростков в образовательной среде.
Гипотеза исследования
Подростки с трудностями саморегуляции, которые приводят к снижению её уровня, отличаются от подростков с высоким уровнем саморегуляции менее выраженным эмоциональным комфортом, меньшими адаптационными возможностями и склонностью к самоунижению.
Объект исследования: соотношение эмоционального комфорта и саморегуляции подростков в образовательной среде.
Предмет исследования: содержание и структура эмоционального комфорта в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1) обобщить научные исследования по проблемам эмоционального комфорта и саморегуляции в подростковом возрасте;
2) определить содержание и структуру эмоционального комфорта подростков в образовательной среде;
3) раскрыть проявления саморегуляции подростков в образовательной среде;
4) выявить особенности взаимосвязи между проявлениями эмоционального комфорта и саморегуляцией подростков в образовательной среде;
5) определить влияние компонентов эмоционального комфорта и адаптационных возможностей на саморегуляцию;
6) раскрыть особенности эмоционального комфорта, адаптационных возможностей и самоотношения у подростков с разным уровнем саморегуляции;
7) разработать и апробировать комплекс методических средств для диагностики эмоционального комфорта и саморегуляции подростков в образовательной среде;
8) составить программу развития навыков саморегуляции и обеспечения эмоционального комфорта в образовательной среде.
Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, интерпретация эмпирических результатов, наблюдение, тестирование, опрос, контент-анализ, методы математической статистики.
Методики исследования были объединены в три группы:
1. Методики для изучения эмоционального комфорта подростков («Шкала дифференциальных эмоций» К.Изарда, «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В.Бойко, «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду, «Опросник социально-психологической адаптации» К.Роджерса, Р.Ф.Даймонд).
2. Методики для определения уровня саморегуляции подростков (опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И.Моросановой, «Индивидуальный профиль дезадаптированного поведения подростков» С. Т. Посоховой, Л. С. Рашитовой).
3. Методики для выявления адаптационных возможностей подростков («Шкала самоуважения» М. Розенберга, «Опросник социально-психологической адаптации» К.Роджерса, Р. Даймонд).
Методы статистической обработки:
1. Методы дескриптивной статистики.
2. Проверка распределения на нормальность посредством использования критерия Колмогорова-Смирнова.
3. Непараметрический критерий Манна-Уитни для сравнения двух выборок.
4. Корреляционный анализ. Использован коэффициент корреляции Спирмена.
5. Множественный регрессионный анализ.
6. Факторный анализ по методу главных компонент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования эмоционального комфорта подростков с трудностями саморегуляции в образовательной среде определяется важной ролью эмоционального комфорта и саморегуляции в реализации потенциальных возможностей подростков и профилактике дезадаптации, недостаточном количестве исследований эмоционального комфорта как самостоятельного феномена. В связи с этим практически отсутствуют исследования посвященные изучению взаимосвязи эмоционального комфорта и саморегуляции подростков.
Цель проведенного исследования заключалась в установлении взаимосвязи между содержанием эмоционального комфорта и компонентами саморегуляции подростков. Приступая к исследованию, мы предполагали, что подростки с трудностями саморегуляции отличаются от подростков с высоким уровнем саморегуляции менее выраженным эмоциональным комфортом, меньшими адаптационными возможностями и склонностью к самоунижению.
Результаты теоретического анализа позволили выявить особенности изучаемых феноменов, решить задачу с построением модели исследования и разработкой методического комплекса. Методики исследования были объединены в три группы и направлены на диагностику эмоционального комфорта, саморегуляции и адаптационных возможностей подростков.
В исследовании участвовали обучающиеся подросткового возраста (14-17 лет), всего 88 человек.
Вначале исследования были определены компоненты эмоционального комфорта и саморегуляции подростков, выявлены связи между показателями эмоционального комфорта, саморегуляции и адаптационных возможностей. Затем по результатам заполнения опросника «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И. Моросановой на основании шкалы «Общий уровень саморегуляции» обучающиеся были объединены в две группы. В группу подростков с высоким уровнем саморегуляции вошли 32 человека, в группу подростков с низким саморегуляции - 29 человек. Эти подростки сравнивались по выраженности эмоционального комфорта и адаптационнных возможностей. Изучалась также структура эмоционального комфорта и его взаимосвязь с компонентами саморегуляции и адаптационных возможностей в обеих группах подростков.
Результаты исследования позволили определить структуру эмоционального комфорта подростков. Он представляет собой интеграцию эмоции и эмоциональных барьеров в общении. Эмоциональный комфорт подростков определяется как преобладание положительных эмоций над отрицательными и преодоление эмоциональных барьеров в общении.
Исследование показало, что подросткам с низким уровнем саморегуляции свойственны трудности в планировании, моделировании, программировании и оценке результатов своих действий, что оказывает влияние на их поведение, взаимодействие с другими людьми и учебную деятельность.
В исследовании удалось выявить, что компоненты саморегуляции существуют относительно самостоятельно. При этом они связаны с отдельными компонентами эмоционального комфорта: с эмоциями и эмоциональными барьерами в общении. На саморегуляцию подростков влияет доминирование позитивных эмоций, в частности интереса, гибкость и развитость эмоций, а также внутренний контроль и самоуважение.
Подтвердилась гипотеза о различии подростков с разным уровнем саморегуляции в переживании эмоционального комфорта, выраженности адаптационных возможностей и самоуважения. Подростки с низким уровнем саморегуляции по сравнению с подростками с высоким уровнем саморегуляции в меньшей мере ощущают эмоциональный комфорт, позитивные эмоции, интерес в процессе обучения, в большей степени - горе и стыд. Они отличаются также преобладанием эмоциональных барьеров общении и менее выраженными показателями адаптационных возможностей и самоуважения.
Переживание эмоционального комфорта подростков с высоким и низким уровнем саморегуляции связано с разными эмоциями. У подростков с низким уровнем саморегуляции эмоциональный дискомфорт включает в себя больше негативных эмоций. Структура взаимосвязей показателей саморегуляции с показателями эмоционального комфорта и адаптационных возможностей у подростков с низким уровнем саморегуляции более интегрирована, чем у подростков с высоким уровнем саморегуляции.
Результаты исследования были использованы для разработки программы развития навыков саморегуляции у обучающихся подросткового возраста. Программа включает в себя такие блоки как управление эмоциями, коммуникативная компетентность, уверенное поведение, саморегуляция, а также рекомендации для педагогов и родителей.
Научная значимость исследования связана с определением структуры эмоционального комфорта подростков в образовательной среде, который редко рассматривается как самостоятельный феномен. Кроме того, выявлены взаимосвязи между показателями эмоционального комфорта и саморегуляцией подростков, раскрыты особенности эмоционального комфорта у подростков с разным уровнем саморегуляции.
Социальная значимость исследования состоит в его направленности на предупреждение различных форм девиантного поведения, трудностей в обучении и социализации подростков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной на основе его результатов программы для развития навыков саморегуляции подростков, использования рекомендаций по обеспечению эмоционального комфорта подростков педагогами и родителями. Результаты исследования также могут использоваться в консультативной деятельности со всеми участниками образовательного процесса.
Проведенное исследование не охватило всех проблем, перспективным можно считать изучение проявлений эмоционального комфорта в зависимости от половой принадлежности, от межличностных отношений в группе. Перспективы исследования заключаются также в определении роли педагогов, разных дисциплин в переживании эмоционального комфорта подростками.



1. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности [Текст] / К. А. Абульханова - Славская. - М. : Наука, 1973. - 234 с.
2. Авдиенко Г. Ю. Применение концепции социально-психологической комфортности личности обучаемого в образовательной среде // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-kontseptsii-sotsialno-psihologicheskoy- komfortnosti-lichnosti-obuchaemogo-v-obrazovatelnoy-srede(дата обращения: 16.02.2021).
3. Авчинникова С. О. Динамика ценностно - потребностных ориентаций и
эмоционального комфорта студентов в период обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - №11. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-tsennostno-potrebnostnyh-orientatsiy-i- emotsionalnogo-komforta-studentov-v-period-obucheniya-v-vuze(дата обращения: 30.04.2021).
4. Аксёнова О.Е. Исследование эмоционального благополучия студентов-психологов// Психологическое сопровождение образовательного процесса. — 2016. — Т. 2. —№ 6-2. — С. 9-13.
5. Амбалова С.А. Современный подросток: факторы его психического развития // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21979(дата обращения:
11. 02.2020)
6. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2007— 271 с.
7. Антилогова Л. Н., Черкевич Е. А. Саморегуляция психических состояний личности в подростковый период // ОмГУ. - 2017. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoregulyatsiya-psihicheskih-sostoyaniy-lichnosti- v-podrostkovyy-period(дата обращения: 07.02.2020).
8. Бадулина, О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников. Дисс. кандидата пед. наук. - М, 1998. - 125 с.
9. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - C. 11-17.
10. Баева И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая экспертиза
образовательной среды: методологические основания и эмпирические показатели // ЧиО. - 2016. - №3 (48) - URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZpsihologicheskaya-ekspertiza-obrazovatelnoy-sredy- metodologicheskie-osnovaniya-i-empiricheskie-pokazateli(дата обращения: 10.12.2019)
11. Бердникова И. А. Эмоциональный интеллект как фактор эмоционального комфорта студентов вуза. - 2020. - С. 32-34
12. Биктина, Н. Н. Школьная дезадаптация как следствие психологического неблагополучия образовательной среды / Н. Н. Биктина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-3. - С. 370-375.
13. Биологический энциклопедический словарь/ Гл. ред. М. С. Гиляров. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.
14. Бишоп, С. Тренинг ассертивности / Сью Бишоп; пер. с англ. А. Маслова. - СПб.: Питер, 2001. - 203 с.
15. Богданова, Д. А. Психологическая диагностика лени как конфликта саморегуляции / Д. А. Богданова // Справочник практического психолога. Психодиагностика; под общ. ред. С. Т. Посоховой. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
16. Бойко В. В. Психоэнергетика. - СПб.: Питер, 2008. - 416 с.
17. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 666 с.
18. Будь собой! Будь лучшим! Программа развития позитивного самоотношения у старших подростков [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru/view/272889150/(дата обращения: 19.01.2021)
19. Бызова В. М., Ловягина А. Е., Перикова Е. И. Метакогнитивный подход в диагностике трудностей психической саморегуляции студентов // Российский психологический журнал. - 2019. - Т. 16. - № 2. - С. 25-42.
20. Быстрова Н. В., Казначеева С. Н., Уракова Е. А., Госельбах О. И.
Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - №5 (39). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskogo-blagopoluchiya- obuchayuschihsya-v-obrazovatelnoy-srede(дата обращения: 01.02.2020)
21. Вагапова Н.А. Саморегуляция и самоуправление как базовые механизмы социальной адаптации личности // ВЭПС. - 2010. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoregulyatsiya-i-samoupravlenie-kak-bazovye- mehanizmy-sotsialnoy-adaptatsii-lichnosti-1(дата обращения: 09.04.2021).
22. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан,В.В. Зацепин. - Москва: Академия, 2001. - С. 214-219.
23. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонически развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: Автореф... дисс. канд. пед. наук. - Коломна, 2000.
24. Голованова, А. А. Субъектно-личностные предикторы социально-психологической адаптации студентов / А. А. Голованова, Т. Ю. Фадеева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - № 4(38). - С. 35-44.
25. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции./Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. - СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006. - 44 с.
26. Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание / Андрей Грецов. - Москва [и др.]: Питер, 2011. — 414 с.
27. Григорова Ю. Б. Структура эмоционального благополучия // АНИ:
педагогика и психология. — 2019. — №1 (26) — URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/struktura-emotsionalnogo-blagopoluchiya (дата
обращения: 08.02.2020)
28 Григорьева Ю. Б. Зависимость эмоционального благополучия от жизнестойкости личности // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — №3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/nZzavisimost-emotsionalnogo-
blagopoluchiya-ot-zhiznestoykosti-lichnosti (дата обращения: 31.01.2020)
29. Гунзунова Б. А. Теоретические подходы к исследованию
саморегуляции произвольной активности субъекта деятельности // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. — 2010. — №5. — URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-issledovaniyu- samoregulyatsii-proizvolnoy-aktivnosti-subekta-deyatelnosti(дата обращения: 03.04.2021).
30. Даниелян, А. А. Личностные барьеры саморегуляции подростков / А.
А. Даниелян, С. Т. Посохова // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание : Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: В двух томах, Санкт-Петербург, 12-25 апреля 2018 года / Под научной редакцией А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. - Санкт-Петербург: ООО "Издательство ВВМ", 2018. - С. 29-34.
31 Дегтянникова, А. А. Профилактика школьной дезадаптации как направление социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Дегтянникова // Социально¬педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы: Сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица: в 2-х частях, Екатеринбург, 14 ноября 2014 года / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. - С. 26-30.
32. Дементьева Е. В. Упражнения способствующие развитию навыков саморегуляции. [Электронный ресурс]// Официальный сайт ЦРТ «Мега-Талант» URL:https://mega-talant.com/biblioteka/razvitie-navykov-samoregulyacii-i-samokontrolya-90083.html (дата обращения: 25.01.2021).
33. Дерманова И.Б. Дизайн психологического исследования: планирование и организация: учебно-методическое пособие / И.Б. Дерманова,
В.Р. Манукян. - СПб: СПбГУ, 2018. — 116 с.
34. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. — СПб.: Речь, 2009. — 141 с.
35. Егорова Т. Н. Программа занятий по развитию саморегуляции
деятельности и поведения «Учусь управлять собой» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2018/06/27/programma-
zanyatiy-po-razvitiyu-samoregulyatsii-deyatelnosti(дата обращения: 23.01.2021).
36. Елисеев О.П. Дифференциальные шкалы эмоций (по К.Изарду) // Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2001 — С. 117—118.
37. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. - 2-е изд. - М.: Джангар, 2012. - 864 с.
38. Жулдыбина, Т.Ю. Арт-терапевтический прием «коллаж» как средство организации работы педагога-психолога с подростками группы риска / Т.Ю. Жулдыбина // Материалы региональной научно-практ. конференции «Мир человека и его измерение». - Березники: ПГУ, 2007. - С. 89-95.
39. Захарова И. М. Специфика ценностей юношей и девушек, склонных к
«Интернет-зависимости», в аспекте саморегуляции деятельности // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - №2-2. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-tsennostey-yunoshey-i-devushek- sklonnyh-k-internet-zavisimosti-v-aspekte-samoregulyatsii-deyatelnosti(дата обращения: 03.05.2021).
40. Зобков А.В. Развитие эффективной саморегуляции учебной деятельности обучающихся // Развитие человека в современном мире. - 2017. - № 2. - С. 8-15.
41. Золотарева А.А. Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы самооценки М. Розенберга // ОмГУ. - 2020. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/validnost-i-nadezhnost-russkoyazychnoy-versii- shkaly-samootsenki-m-rozenberga(дата обращения: 20.03.2021).
42. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб: Издательство «Питер», 1999 - 464 с.
43. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с.
44. Калита, В. В. Содержание понятия "психологический комфорт" / В. В. Калита, А. В. Шайтанюк // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2014. - № 3(43). - С. 76-81.
45. Карапетян Л.В. Феноменологический анализ эмоционально-личностного благополучия // МНКО. - 2017. - №1 (62). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologicheskiy-analiz-emotsionalno- lichnostnogo-blagopoluchiya(дата обращения: 31.01.2020).
46. Карась Д. В. Теоретико-методологические подходы к пониманию интернальности как психологического феномена // СПЖ. - 2017. - №64. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-ponimaniyu- internalnosti-kak-psihologicheskogo-fenomena(дата обращения: 22.04.2021).
47. Классный час "Эмоции. Управляй эмоциями" [Электронный ресурс] URL: https://www.art-talant.org/publikacii/9034-klassnyy-chas-emocii-upravlyay-emociyami (дата обращения: 17.01.2021)
48. Коммуникативный тренинг для подростков «Радость общения» [Электронный ресурс]// Образовательный портал «Инфоурок». URL: https://infourok.ru/kommunikativniy-trening-dlya-podrostkov-radost-obscheniya-1675120.html (дата обращения: 15.01.2021)
49. Конопкин, О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека [Текст] / О.А. Конопкин // Субъект и личность в психологии саморегуляции: сборник научных трудов / под ред. В.И. Моросановой. М. - Ставрополь: ПИ РОА, СевКавГТУ, 2007. - С. 12-30.
50 Конопкин О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопр. психол. - 1995. - №1. - С. 5-12.
51. Конспект профилактического занятия для подростков «Эмоции и чувства. Как контролировать гнев» [Электронный ресурс] URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-yemoci-i-chuvstva-kak-kontrolirovat-gnev.html (дата обращения: 09.02.2021)
52. Круглова Н. Ф. Психические особенности саморегуляции подростков в учебной деятельности // Психологический журнал. -1994. - Т. 15. - № 2. - С. 66-73.
53. Куликов, Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика /Ред. В.Ю. Большаков. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. - C. 476-510.
54. Лактионова Е. Б. Психологическая комфортность как фактор
идентификации учащихся с педагогами в образовательной среде школы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2015. - №177. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-komfortnost-kak-faktor- identifikatsii-uchaschihsya-s-pedagogami-v-obrazovatelnoy-srede-shkoly(дата обращения: 02.02.2020)
55. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // СПЖ. - 2016. - №62. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZsamoregulyatsiya- resursy-i-lichnostnyy-potentsial(дата обращения: 07.02.2020)
56. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - М.: Воронеж, 1997. - 216 с.
57. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - 680 с.
58. Лохова И. Конфликт //Школьный психолог. - 2009. - № 15 (445). - URL: http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200901507 (дата обращения: 15.01.2021).
59. Лунева О. В. Адаптация социальная // Знание. Понимание. Умение. -
2018. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/adaptatsiya-sotsialnaya(дата обращения: 09.04.2021).
60. Макарова В. А., Козлова Е. Б. Формирование психологически
комфортной и безопасной образовательной среды как условие психолого-педагогического сопровождения саморазвития ребенка // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - №1. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZformirovanie-psihologicheski-komfortnoy-i- bezopasnoy-obrazovatelnoy-sredy-kak-uslovie-psihologo-pedagogicheskogo- soprovozhdeniya(дата обращения: 28.03.2021).
61. Макарова, И. В. Общая психология: краткий курс лекций / И. В. Макарова. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 182 с.
62. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001 — С.393.
63. Маклаков А. Г., Авдиенко Г. Ю. Социально-психологическая
комфортность для обучающегося в образовательной среде вуза и методы ее диагностики // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - №1 - (60). - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZsotsialno-psihologicheskaya-
komfortnost-dlya-obuchayuschegosya-v-obrazovatelnoy-srede-vuza-i-metody-ee- diagnostiki (дата обращения: 16.02.2021).
64. Махнач, А. В. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации / А. В. Махнач, А. И. Лактионова // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 5. -
С. 69-84
65. Меркулова Т.В. Тайм-менеджмент для детей, или как научить школьников организовывать свое время [Текст] / Т.В. Муркулова, Т.В. Беглова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011. - 40 c.
66. Микляева А. В., Хороших В. В., Волкова Е. Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель //Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2019. - Т. 9. - №. 4.
67. Михайлова А.Г., Косцова М.В. Этапы формирования готовности к преодолению эмоциональных барьеров общения. // ИСОМ. - 2020. - №3. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-formirovaniya-gotovnosti-k- preodoleniyu-emotsionalnyh-barierov-obscheniya(дата обращения: 13.03.2021).
68. Мищенко Е.Е. Способы саморегуляции в подростковомвозрасте//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3-6. - С. 78-81.
69. Моросанова, В.И. Дифференциально-психологические особенности саморегуляции в обучении и воспитании подрастающего поколения / В.И. Морасанова // Мир психологии. — № 2. — 2013. — С.189—199.
70. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-osobennosti-osoznannoy- samoregulyatsii-proizvolnoy-aktivnosti-cheloveka(дата обращения: 14.05.2021)
71. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека// Вопросы психологии - 2000. - №2. - С 118-127
72. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24. — № 4. — C. 5—21. doi: 10.17759/ pse.2019240401(дата обращения: 23.03.2020)
73. Наливайко Т. Е., Шинкорук М. В. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия личности в образовательном процессе// Ученые записки Комсомольского-на- Амуре государственного техничесого университета. - 2015. - № 1-2 (21)
74. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
75. Никифорова Е. Ф., Хухлаева О. В. Самопрезентация в интернете как показатель психологического благополучия личности // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции (11 апреля 2018 г.) / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. С. А. Водяха. - Екатеринбург, 2018. - Т. 2. - С. 252-258
76. Новодворский Е. В. Психическая саморегуляция человека: анализ содержания понятия в отечественной психологии //Безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт: современное состояние и перспективы. - 2019. - С. 255-259.
77. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд. перераб. — М.: Мир и образование, 2014. — 1376 с.
78. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. — 2004. — №1.— С.43-56
79. Панкова Н. В. Эмоциональное благополучие подростков с разным качеством жизни// Наука в Центральной России. - 2012. -№ 25. - С. 86-90
80. Панкова Н.В. Эмоциональный комфорт как условие психологического благополучия подростков из семей группы риска// Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2011. -№ 1. - С. 193¬196.
81. Пахалкова А.А. Эмоциональное благополучие как компонент безопасной образовательной среды // Психолог. - 2015. - № 1. - С. 44 - 65.
82. Пожиткина Н.В., Савенок Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 6 URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/856(дата обращения: 07.12.2019)
83. Попова С.И. Развитие способности подростка к саморегуляции в образовательном процессе школы // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 6. - C. 99—108. doi: 10.17759/ pse.2017220609 (дата обращения: 31.01.2020)
84. Попова С. И. Эмоциональное благополучие ученика как проблема
школьного воспитания // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - №3 - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-blagopoluchie-uchenika-kak- problema-shkolnogo-vospitaniya(дата обращения: 31.01.2020)
85. Посохова, С. Т. Возможности самореализации и лень / С. Т. Посохова // Вестник гражданских инженеров. - 2011. - № 2(27). - С. 216-222.
86. Посохова, С. Т. Эмоциональная регуляция межличностного взаимодействия подростков / С. Т. Посохова, М. Х. Изотова // Медицина: теория и практика. - 2019. - Т. 4. - № S. - С. 436-437.
87. Посохова С. Т., Изотова М.Х. Подростки в поисках эмоционального комфорта // Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития. Материалы международной научной конференции. - М.,
2019. - С.161-165
88. Посохова С. Т., Рашитова Л. С. Диагностика подростковой дезадаптации // Медицина: теория и практика. - 2019. - №S. - С. 434 - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/diagnostika-podrostkovoy-dezadaptatsii(дата обращения: 04.06.2020).
89. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования»
90. Притчи.ру [Электронный ресурс] URL: https://pritchi.ru/id_820 (дата обращения: 13.03.2021).
91. Программа тренинга идентификации эмоций [Электронный ресурс] URL: https://proza.ru/2020/01/09/476 (дата обращения: 22.01.2021).
92. Ринчинова Ц. Б. Тренинг саморегуляции [Электронный ресурс] //
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
URL:https://urok.1sept.ru/articles/645280 (дата обращения: 19.01.2021).
93. Сафонов В. К. Диалектическая функция психического состояния (теоретико-методологический аспект) // Вестник СПбГУ. Серия 16:
Психология. Педагогика. - 2011 - №3. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/dialekticheskaya-funktsiya-psihicheskogo- sostoyaniya-teoretiko-metodologicheskiy-aspekt(дата обращения: 03.04.2021).
94. Семёнов А. В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. - М.: ЮНВЕС, 2003. - 704 с.
95. Слесарева О. А. Тренинговое занятие с детьми и подростками на тему
«Создай себе настроение» [Электронный ресурс] ZZ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» URL: https:ZZurok.1sept.ruZarticlesZ682879 (дата
обращения: 18.01.2021).
96. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. 2-е изд. - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996
97. Соловьёв Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста ZZ Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - №3 (22). - URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/model-profilaktiki-bullinga-sredi-shkolnikov- podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 27.01.2020)
98. Соловьева Е.В. Современные исследования проблемы саморегуляции личности человека ZZ Гуманизация образования. - 2009. - №6. - URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/sovremennye-issledovaniya-problemy- samoregulyatsii-lichnosti-cheloveka (дата обращения: 07.02.2020).
99. Социально-психологический тренинг уверенного поведения в межличностном общении [Электронный ресурс] URL: https:ZZnsportal.ruZvuzZpsikhologicheskie-naukiZlibraryZ2013Z03Z24Zsotsialno-psikhologicheskiy-trening-uverennogo (дата обращения: 27.01.2021)
100. Строкова С.С. Связь образа семьи и семейной идентичности с эмоциональным благополучием подростков ZZ Клиническая и специальная психология. - 2017. - Том 6. - № 1. - C. 119-137.
101. Тарабакина, Л. В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения. дисс... на соискание учёной степени доктора психологических наук Z Л. В. Тарабакина. - Нижний Новгород, 2000. - 324 с.
102. Терешко О.С. Особенности саморегуляции психических состояний девиантных подростков // Психолого-педагогические проблемы профессиональной деятельности и общения: Материалы I Международной научно-практической конференции г. Гродно, 17 апреля 2009 / Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования «Гродненский Государственный университет имени Янки Купалы». — Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2009. — С.415-420
103. Токоякова А.Г., Албычакова С.В. Особенности саморегуляцииподростков, склонных к девиантному поведению//Вестник научныхконференций. - 2019. - № 9-1 (49). - С. 115-116.
104. Толбатова Е. В. Психологические основы саморегуляции учебной
деятельности в подростковом возрасте // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2015. - №4 (24). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osnovy-samoregulyatsii-uchebnoy- deyatelnosti-v-podrostkovom-vozraste(дата обращения: 05.02.2020)
105. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 406 с.
106. Тренинг повышения самооценки для подростков [Электронный ресурс] //Образовательный портал «Инфоурок». URL: https://infourok.ru/trening-dlya-podrostkov-napravlennyj-na-povyshenie-samoocenki-4908259.html (дата обращения: 14.01.2021)
107. Тренинговое занятие по конфликтологии [Электронный ресурс]// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» URL: http://открытыйурок.рф/статьи /578118/ (дата обращения: 23.01.2021)
108. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие. 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
109. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Изд. «Владос», 1995. - 296с.
110. Устинова Н.А. Проблема эмоционального благополучия личности// Личность в современном мире. - 2016. - С. 223-231.
111. Устранение барьеров общения «Я + ТЫ» (элементы тренинга коммуникативных умений "Среди людей") [Электронный ресурс] //Образовательный портал «Инфоурок». URL: https://infourok.ru/elementi-treninga-kommunikativnih-umeniy-sredi-lyudeyustranenie-barerov-obscheniya-ya-ti-1036976.html (дата обращения: 26.01.2021)
112. Фаустова И.В., Гамова С.Н. Эмоциональное благополучие ребенка- дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25510(дата обращения: 29.01.2020)
113. Федорова Т.И. Эмоциональная саморегуляция поведения у социально дезадаптированных подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - №1 (36). - С. 51-54.
114. Федосюк Н.В. Сохранение психологического здоровья детей и подростков в условиях ХМАО - Югры // Культура, наука, образование:проблемы и перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 342-345
115. Ферапонтова Л. П. Способность к идентификации эмоциональных
состояний и эмпатии как критерии эмоционального благополучия в младшем школьном возрасте // Поволжский педагогический вестник. -2019. - №1 (22). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposobnost-k-identifikatsii-emotsionalnyh-
sostoyaniy-i-empatii-kak-kriterii-emotsionalnogo-blagopoluchiya-v-mladshem- shkolnom-vozraste (дата обращения: 30.01.2020).
116. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. - 490 с.
117. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
118. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребёнка и его изучение в психологии // Детский практический психолог: программы и методические материалы: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / под. ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А. - М., 2001. - 356 с.
119. Фомина О.О. Благополучие личности: проблемы и подходы к исследованию в отечественной психологии // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т 4. - №6 - URL: http://mir-nauki.com/PDF/53PSMN616.pdf(дата обращения: 13.12.2019)
120. Цабуташвили М.С., Дейникина А.А., Миниханов Р.С. Комфортность — условие жизни в образовательной среде // Вестник практической психологии образования. - 2014. -№ 4. -С. 52-54.
121. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - № 3 (15). - C. 212-218. - URL: http://cyber-leninka.ru/article/n/kriterii-subektivnogo-blagopoluchiya-lichnosti- sotsiokulturnaya-determinatsiya/(дата обращения: 12.11.2019).
122. Эзиешвили, Э. Э. Проблема социально-психологической адаптации субъекта в образовательной среде / Э. Э. Эзиешвили // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - № 5(93). - С. 202-209.
123. Blascovich, J., Tomaka J. 1993. "Measures of Self-Esteem." Pp. 115-160 in J.P. Robinson, P.R. Shaver, and L.S. Wrightsman (eds.), Measures of Personality and Social Psychological Attitudes. Third Edition. Ann Arbor: Institute for Social Research.
124. Carver C., Scheier M. On the Self-Regulation of Behavior. N.Y.: Cambridge University Press, 1998.
125. Charles, S. T., Piazza, J. R., Mogle, J. A., Urban, E. J., Sliwinski, M. J., & Almeida, D. M. Age differences in emotional well-being vary by temporal recall.
//The Journals of Gerontology Series B: Psychological Sciences and Social Sciences, 2016. 71(5). 798-807
126. Ciarrochi, J., Quartly-Scott, G. (2006). The link between emotional competence and well-being: A longitudinal study. British Journal of Guidance and Counselling, 34, 231-244.
127. Denham, S. A., Bassett, H.H., Zinsser, K. (2012). Early Childhood Teachers as Socializers of Young Children's Emotional Competence. Early Childhood Education Journal. 40. 137-143.
128. Franks, B., Chen, C., Manley K., Higgins, E.T. (2015). Effective Challenge Regulation Coincides with Promotion Focus-Related Success and Emotional Well-Being. Journal of Happiness Studies, 17(3), 981-994.
129. Izard, Caroll E. (1982). Measuring Emotions in Infants and Children. Cambridge: Press Syndicate of the University of Cambridge. pp. 252-254.
130. Kolcaba, K.Y. (1994). A theory of holistic comfort for nursing. Journal of advanced nursing. 19 (6): 1178-84.
131. Linley P.A., Maltby J., Wood A.M., Osborne G., Hurling R. Measuring happiness: The higher order factor structure of subjective and psychological well¬being measures // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 47. P. 878-84
132. Lv, B., Zhou, H., Guo, X., Liu, C., Liu, Z., & Luo, L. (2016). The Relationship between Academic Achievement and the Emotional Well-Being of Elementary School Children in China: The Moderating Role of Parent-School Communication. Frontiers in Psychology, June 2016, Vol. 7, Article 948.
133. Misheva, V. (2016). What Determines Emotional Well-Being? The Role of Adverse Experiences: Evidence Using Twin Data. Journal of Happiness Studies, 17(5), 1921-1937.
134. Pinto, S., Fumincelli, L., Mazzo, A., Caldeira, S., Martins, J. (2016). Comfort, well-being and quality of life: Discussion of the diferences and similarities among the concepts. Porto Biomedical Journal. 2. 10.1016/j.pbj.2016.11.003.
135. Rosenberg, M. (1965). Society and the Adolescent Self-Image. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. doi:10.2307/j.ctt183pjjh
136. Ryff C. D., Singer B. H. Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9(1). Р. 13-39
137.Schutte, N. S., Malouff, J. M., Simunek, M., McKenley, J., Hollander, S. (2002). Characteristic emotional intelligence and emotional well-being. Cognition & Emotion, 16(6), 769-785.
138. Williams A. M., Lester L., Bulsara C., Petterson A., Bennett K., Allen E., Joske D. Patient Evaluation of Emotional Comfort Experienced (PEECE): developing and testing a measurement instrument 2017 Jan 25;7(1):e012999. doi: 10.1136/bmjopen-2016-012999.
139. Wolman, C., Resnick, M. D., Harris, L. J., Blum, R. W. (1994). Emotional well-being among adolescents with and without chronic conditions. Journal of Adolescent Health, 15(3), 199-204.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ