ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИ «ПРОДУКТ КАК УСЛУГА» В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1 ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК
ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 8
1.2 РАЗВИТИЕ ЦИРКУЛЯРНЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ ДЛЯ ОТВЕТА НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ 23
1.3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИ «ПРОДУКТ КАК УСЛУГА» ДЛЯ
ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 29
Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ «ПРОДУКТ КАК УСЛУГА» В IT-ОТРАСЛИ 36
2.1 АНАЛИЗ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ «ПРОДУКТ КАК
УСЛУГА» В IT-КОМПАНИЯХ 36
2.2 ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ «ПРОДУКТ КАК УСЛУГА» В
IT-ОТРАСЛИ РФ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И РАСШИРЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ 45
2.3 АНАЛИЗ И ВЫБОР МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 53
Глава 3 ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕС-
МОДЕЛИ «ПРОДУКТ КАК УСЛУГА» IT-ТЕХНИКИ 61
3.1 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ «ПРОДУКТ КАК
УСЛУГА» ДЛЯ РОССИЙСКОЙ IT-КОМПАНИИ 61
3.2 РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА БИЗНЕС-МОДЕЛИ «ПРОДУКТ КАК
УСЛУГА» 67
3.3 ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ И РИСКОВ ВНЕДРЕНИЯ БИЗНЕС-
МОДЕЛИ «ПРОДУКТ КАК УСЛУГА» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
Нынешние темпы массового производства неизбежно приводят к изменению климата и ряду экологических проблем. Излишнее потребление требует большого количества природных ресурсов, запасы которых ограничены на Земле. Такое неустойчивое потребление, в свою очередь, будет постоянно расти, если мы будем и дальше придерживаться линейной экономической модели «take, make, waste». Перенаселение и растущий спрос на товары и услуги приводят к значительным объемам отходов, а также к загрязнению воздуха, почвы и воды, что оказывает сильное негативное воздействие на здоровье человека и экосистемы.
В связи с этим, в последние годы новая модель циркулярной экономики, основанная на бережливом управлении отходами и ресурсами, приобретает все большее значение в качестве инструмента, который может способствовать достижению различных целей в области устойчивого развития (ЦУР). Переход от линейной экономики к экономике замкнутого цикла требует изменений на местном, региональном, национальном и международном уровнях и совместных усилий государств, компаний и потребителей. Циркулярная экономика актуальна для всех секторов экономики. Примеры ее успешного внедрения существуют в разных странах и секторах, таких как автомобильная, пищевая, текстильная, химическая промышленности.
Циркулярная экономика, в основе которой лежит цепочка «take, make, reuse», предполагает максимальное извлечение ценности из продукта на протяжении всего жизненного цикла, продление срока его службы, что позволяет ему дольше оставаться в экономике, а также его полное или частичное восстановление и переработку. В традиционной линейной экономике стоимость создается за счет производства и продажи как можно большего количества продуктов. Напротив, для экономики замкнутого цикла большая часть ценности товара заключается в его функциональности, которую постоянно поддерживают на любом этапе его жизненного цикла. Поэтому переход к концепции циркулярной экономики требует инновационных бизнес-моделей, предполагающих эффективное использование ресурсов и продлении срока полезного использования продуктов. Эти стратегии предполагают заложение циркулярных принципов в продукт с момента его проектирования.
Переход к циркулярной экономике предусматривает не просто корректировку цепочек создания ценности в целях снижения негативного влияния на экосистемы, но системный сдвиг в пользу долгосрочной устойчивости на всех уровнях хозяйственного механизма в целях создания новых экономических возможностей и обеспечения экологических и социальных выгод.
Концепция экономики замкнутого цикла применима и для IT-сферы. Большинство составных частей электронных устройств не поддаются биологическому разложению. Мы производим огромное количество электронных отходов каждый год, которые выбрасываются в атмосферу. Кроме того, для IT-отрасли также характерно нерациональное потребление. Новые модели мобильных телефонов и других цифровых устройств выпускаются каждый год, что вынуждает потребителей постоянно менять их, выбрасывая не дослужившие до конца устройства, которые, как уже было сказано, не поглощаются экосистемой, а остаются на поверхности Земли. Следовательно, применение моделей циркулярной экономики можно назвать необходимым для данной отрасли экономики.
Одной из бизнес-моделей экономики замкнутого цикла является модель «продукт как услуга», предполагающая использование продуктов несколькими пользователями в необходимое им время по принципу аренды. Данная модель на данный момент не является достаточной распространенной в мире и имеет огромный потенциал для ее применения, в том числе и в IT-сфере. Стоит отметить, что, несмотря на свой потенциал, на данный момент модель «продукт как услуга» практически не освещена в научных исследованиях с точки зрения влияния на устойчивое развитие, что также объясняет актуальность выбранной темы.
Кроме того, тема циркулярной экономики актуальна и для Российской Федерации ввиду ее глобальных экологических проблем. Страна является одной из самых загрязненных в мире. К основным проблемам экологии, возникшим в России, относят: загрязнение воздуха, вырубку лесов, загрязнение воды и почвы, бытовые отходы, радиоактивное загрязнение, уничтожение заповедных зон и браконьерство. Все это сказывается на качестве жизни и пагубно влияет на здоровье людей. В настоящее время меры, направленные на достижение целей устойчивого развития в России, интегрированы в национальные проекты и другие стратегические и программные документы, в том числе в доктрины, государственные программы, концепции. Эти документы по своему содержанию обобщают все цели устойчивого развития. Например, Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» определяет правила взимания экологического сбора с производителей товаров. Экологический сбор осуществляется с тех продуктов и упаковок, которые после использования потребителем становятся попросту мусором.
Однако первый отчет о реализации Россией целей устойчивого развития ООН, опубликованный в июне 2020 года, показывает, что прогресс страны в экономической, социальной и экологической сферах является крайне медленным и нестабильным. Несмотря на то, что в рамках каждой цели есть отдельные достижения, по сравнению со многими другими странами эти результаты незначительные. По многим показателям социального развития, на которых в основном сфокусированы цели устойчивого развития ООН, Российская Федерация имеет очень низкие показатели - значительно ниже большинства развитых и многих крупных развивающихся стран. Текущая ситуация указывает на то, что в России цели устойчивого развития пока не достигаются.
Стоит отметить, что в январе 2020 года Президент РФ в своем послании к Федеральному Собранию заявил о необходимости кардинального снижения объема отходов, поступающих на полигоны, внедрения раздельного сбора мусора, а также в целом перехода на экономику замкнутого цикла и, в связи с этим, уже с 2021 года начать применение механизма так называемой расширенной ответственности производителей, когда производители и импортеры товаров и упаковок несут расходы по их утилизации.
Более того, в июле 2020 года появились новости, что Еврокомиссия рассматривает возможность введения углеродного сбора на импорт товаров, который создал бы конкурентное преимущество для зарубежных компаний с невысокими выбросами парниковых газов. Идея о международном углеродном налоге в ЕС возникла в рамках «Новой зеленой повестки» 2019 года (New Green Deal), целью которой является сокращение (а в дальнейшем - полный запрет) выбросов углерода. Трансграничный углеродный сбор предполагает, что производители, которые в процессе своего производства сжигают много ископаемого топлива, будут платить за каждую тонну углекислого газа, попавшего в атмосферу. Россия же занимает второе место после Китая по объему углеродоемкого экспорта в ЕС: около 150-200 млн тонн ежегодно. Аудиторская компания KPMG оценила ущерб для РФ от введения углеродного налога в ЕС. По прогнозам, потери российского экспорта могут достичь $33 млрд за период с 2025 по 2030 гг. Введение углеродного сбора повлечет за собой повышение стоимости российских товаров, что, в свою очередь, может привести к потере доли рынка ЕС. Для России сбор больше всего затронет такие сферы как нефтехимия, металлургия и производство удобрений. Сбор затронет не только углеродоемкие производства, но и косвенно все сектора российской экономики.
Говоря о перспективах IT-отрасли в РФ, стоит отметить политику импортозамещения. Движение к импортозамещению в российской сфере технологий началось еще в 2014 году. Государство и IT-сообщества, ключевые центры силы в области технологий, предпринимают активные шаги в этом направлении. Например, благодаря усилиям государства в нашей стране началось производство микроэлектроники. При этом решений в этой области все еще не хватает - а это означает, что будут создаваться дополнительные производства, вкладываться инвестиции. Кроме того, на массовом рынке появились российские процессоры, серверные корпуса, материнские платы и другие ИТ-решения; а многие предприятия освоили более технологичные методы производства. Таким образом, стремление России к импортозамещению формирует рынок IT-техники российского производства.
Все это обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы, которая связана, во-первых, с решением глобальных проблем путем формирования и развития циркулярной экономики в РФ, во-вторых, с развитием циркулярных бизнес-моделей на основе цифровых технологий для достижения целей устойчивого развития на примере модели «продукт как услуга», в-третьих, с разработкой стратегии развития бизнес-модели «продукт как услуга» для IT-техники в контексте стратегии импортозамещения российской вычислительной техники и программного обеспечения.
Объектом исследования выступают компании, реализующие бизнес-модель «продукт как услуга» с применением цифровых технологий, предметом исследования - организационно-экономические инструменты, обеспечивающие реализацию бизнес-модели «продукт как услуга» для достижения целей устойчивого развития.
Целью данной магистерской диссертации является разработка стратегии развития бизнес-модели «продукт как услуга» для предприятия IT-отрасли, оценка экономических и экологических выгод и затрат при реализации разработанной стратегии.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты модели «продукт как услуга» в рамках концепции устойчивого развития и цифровой трансформации.
2. Проанализировать использование модели «продукт как услуга» в IT-отрасли.
3. Проанализировать российский IT-рынок и выявить перспективы применения бизнес- модели «продукт как услуга» в нем.
4. Разработать поэтапную стратегию развития бизнес-модели «продукт как услуга» для предприятия. Оценить положительные экологические и экономические эффекты и затраты, необходимые для реализации стратегии.
5. Разработать рекомендации для развития модели «продукт как услуга».
Проблематика циркулярной экономики в целом и ее бизнес-модели «продукт как услуга» затрагивается преимущественно в исследованиях зарубежных авторов. Так, например, изучением циркулярной экономики занимаются Ellen MacArthur Foundation, Kirchherr, Wilts, Stahel, Preston. Среди российских авторов данную тематику исследовали Пахомова, Рихтер, Ветрова, Шимова, Батова. Модель циркулярной экономики «продукт как услуга» представлена в исследованиях Northstream, Accenture. Тем не менее, отсутствуют научные исследования на тему применения циркулярной экономики в IT-отрасли и в Российской Федерации.
Научная значимость работы состоит в обосновании целесообразности перехода на бизнес-модель «продукт как услуга» в российской IT-сфере в условиях импортозамещения и формирования циркулярной экономики.
Практическая значимость работы заключается в разработке авторской стратегии развития бизнес-модели «продукт как услуга», которая может применяться российскими IT- компаниями для ответа на современные вызовы.
В работе применяются различные методы исследования: анализ, синтез, обобщение теоретического и практического материала, причинно-следственный анализ, аналогия и моделирование, основные положения экономического и сравнительного анализа, прогнозирование социально-экономических процессов. Для построения и оценки имитационной модели, а также для анализа результатов моделирования использовались: метод аналогий, эвристические методы, традиционные методы обработки информации, агрегации, дезагрегации данных и пр. Апробация полученных теоретических положений была проведена на основе анализа и оценки инвестиционного проекта для российской IT-компании.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы. В первой главе исследованы теоретические аспекты циркулярной экономики, ее бизнес-моделей, особое внимание уделено модели «продукт как услуга». Во второй главе проанализированы модель «продукт как услуга» зарубежной IT-компании и особенности российского рынка IT. Также представлены методы оценки инвестиционных проектов. В третьей главе построена финансовая модель инвестиционного проекта по переходу на бизнес-модель «продукт как услуга», рассчитаны основные финансовые показатели, экономические и экологические эффекты, а также выявлены основные риски проекта. Выпускная квалификационная работа содержит 18 таблиц, 11 рисунков, 90 источников литературы. Общий объём работы - 87 страниц.
В первой главе были изучены теоретические аспекты экономики замкнутого цикла, цифровых технологий, пяти циркулярных бизнес-моделей, особенности и преимущества модели «продукт как услуга» (в сочетании с IoT) в рамках современной концепции устойчивого развития. Также были приведены примеры реальных практик внедрения модели «подключенный продукт как услуга» и его последствия для предприятия. По проведенному исследованию можно сделать несколько основных выводов:
1. Концепция экономики замкнутого цикла приобретает все большую популярность в условиях избыточного нерационального потребления и ограниченных запасов природных ресурсов на планете. Данная модель актуальна и для Российской Федерации ввиду ее экологических проблем.
2. Модель циркулярной экономики применима и для IT-сферы, для которой характерно большое количество электронных отходов. Значимость концепции циркулярной экономики в российском IT-сфере определяется и политикой импортозамещения.
3. Циркулярная экономика является неотъемлемой частью устойчивого развития и служит инструментом достижения ЦУР.
4. Для циркулярной экономики характерны: обратная логистика; использование восстанавливаемых источников энергии и вторичных ресурсов; извлечение максимальной ценности из продукта на каждом этапе его жизненного цикла; продление срока службы товаров путем ремонта, восстановления, реконструкции; строится на принципах сокращения, повторного использования, переработки и восстановления материалов и продуктов.
5. К положительным результатам применения концепции циркулярной экономики относят: создание дополнительных рабочих мест, сокращение выбросов парниковых газов, сокращение свалок, рациональное использование природных ресурсов, развитие инноваций и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
6. Для достижения целей устойчивого развития необходимо внедрение передовых цифровых технологий, таких как Интернет вещей, блокчейн, большие данные, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность.
7. Выделяют пять основных циркулярных бизнес-моделей: циркулярная цепочка поставок, восстановление и переработка, продление жизненного цикла продукта, модель совместного потребления, «продукт как услуга». Последние две модели наиболее интересны для изучения, так как требуют изменений в способе ведения бизнеса, отношениях между продавцом и покупателем, сознании потребителей в пользу коллективного потребления.
8. Бизнес-модель циркулярной экономики «продукт как услуга», представляющая собой аренду продукта с сервисным обслуживанием, несет выгоды как для производителей (повышение лояльности и т. д.) и потребителей (обслуживание и др.), так и для окружающей среды (длительное использование продуктов несколькими пользователями и пр.). Кроме того, данная модель хорошо сочетается с такой технологией, как Интернет вещей, которая позволяет производителю собирать данные об использовании продукта, его состоянии, окружающей среде, затем анализировать их и применять для контроля за товаром, предоставления обратной связи и формирования индивидуального предложения для каждого потребителя. В результате модель «продукт как услуга» оказывает влияние на три аспекта устойчивого развития: социальная устойчивость (повышение качества жизни людей), экономическая устойчивость (новые возможности для компании), экологическая устойчивость (сокращение выбросов и отходов).
Во второй главе была проанализирована бизнес-модель Device as a Service компании Hewlett-Packard и выделены ее ключевые особенности для дальнейшего применения на российской IT-компании. Был проведен анализ российского IT-рынка и изменения законодательства в условиях импортозамещения и стремления к устойчивому развитию, обоснована актуальность перехода на «продукт как услугу» в России. Кроме того, были приведены основные методы оценки эффективности (экономической и экологической) инвестиционных проектов и выбраны наиболее подходящие для данного проекта, а также описаны методы имитационного и финансового моделирования, с помощью которых будет строится проект в третьей главе. По проведенному исследованию можно сделать несколько основных выводов:
1. В последние годы бизнес становится все более социально ответственным. К приоритетным направлениям реализации корпоративной социальной ответственности относится, в том числе, и охрана окружающей среды.
2. Тенденция перехода на удаленную работу, возникшая из-за пандемии, привела к необходимости для работодателя снабжать сотрудников компьютерами. В связи с этим возросла актуальность модели Device as a Service, которая подразумевает аренду устройств с расширенной программой технической поддержки.
3. Одной из компаний, применяющих модель Device as a Service, является американский поставщик аппаратного и программного обеспечения Hewlett-Packard. Модель предполагает, что заказчик сразу и в полном объеме получает в виде комплексной услуги необходимое оборудование, а также все сопутствующие работы по его развертыванию, сопровождению и модернизации при необходимости, с оплатой сервисного обслуживания на ежемесячной основе. По истечении срока действия контракта оборудование либо переходит в собственность заказчика, либо возвращается поставщику и используется им, например, для реновации парка компьютерной техники. HP также экспериментирует с дополнительными услугами, которые могут входить в состав DaaS.
4. В результате анализа были выделены следующие ключевые особенности бизнес- модели HP Device as a Service: использование цифровых технологий (искусственного интеллекта) с целью сбора данных о состоянии устройства и его использовании пользователями, предоставления аналитики, обеспечения безопасности, предотвращения угроз и поломок; сервисное обслуживание устройств IT-специалистами компании; гибкая модель ценообразования, зависящая от срока использования и количества подключенных устройств; создание оптимизированного под потребности клиента предложения еще на этапе производства; постоянное обновление устройств; замкнутая цепочка поставок - после срока использования компания забирает устройства для дальнейшей переработки, восстановления, повторного использования.
5. Российский IT-рынок слабо развит: на производство собственного аппаратного обеспечения приходится всего 5% от выручки российских IT-компаний. Тем не менее, движение к импортозамещению приводит к небольшим сдвигам: например, значительно расширился отечественный рынок микроэлектроники.
6. Государство активно поддерживает российское IT-производство с 2015 года: предоставляет субсидии, увеличивает государственные закупки, вводит запрет на закупку импортного оборудования в случае наличия российского аналога. Однако поддержка государства происходит пока что только на уровне государственных закупок.
7. Российские производители IT-техники осуществляют поставки своей продукции преимущественно только государственным структурам. То есть, российское производство пока не направлено на массовый рынок. Это можно объяснить рядом проблем, характерных для российского IT-рынка: неспособность производителей удовлетворить весь спрос, отсутствие российских аналогов некоторых технологий, несовместимость многих российских продуктов между собой.
8. Развивается и рынок искусственного интеллекта в стране: в 2020 году российский рынок вырос более чем в 2 раза по сравнению с 2019 годом. Основные игроками являются крупные компании (например, Сбер, Яндекс). Государство также разработало проект для поддержки данного рынка.
9. Признается необходимость перехода России к экономике замкнутого цикла и меняется законодательство для экологической составляющей производства: в 2020 году государство утвердило новую концепцию расширенной ответственности производителей, согласно которой норматив утилизации упаковки составит 100% к 2022 году. Также внедряются и другие государственные проекты, направленные на уменьшение отходов производства и улучшение экологии.
10. В 2019 году рейтинговое агентство «Эксперт РА» утвердило методологию присвоения рейтингов ESG. Данный рейтинг представляет собой мнение агентства о том, в какой степени процесс принятия ключевых бизнес-решений в компании ориентирован на устойчивое развитие в экологической, социальной и экономической сферах. Наличие высокого рейтинга для компании может повысить заинтересованность со стороны инвесторов и клиентов, ориентированных на работу с теми компаниями, деятельность которых соответствуют принципам устойчивого развития.
11. Инвестиционный проект по переходу компании на бизнес-модель «продукт как услуга» будет строится с помощью методов имитационного и финансового моделирования. Экономическая эффективность проекта будет оценена с помощью статических и динамических методов оценки эффективности. Также были рассмотрены и проанализированы основные методы оценки экологических эффектов проекта. В результате наиболее подходящим методом был выбран метод прямого счета. К рассчитываемым экологическим эффектам проекта, в свою очередь, относятся: уменьшение используемого сырья, материалов, энергии, уменьшение количества отходов, уменьшение выбросов в атмосферу, увеличение количества перерабатываемой продукции и т. д.
В третьей главе была разработана стратегия перехода на циркулярную «бизнес-модель продукт как услуга» для российской IT-компании Kraftway. Был смоделирован инвестиционный проект, оценены экономические и экологические эффекты и риски. По проведенному исследованию можно сделать несколько основных выводов:
1. Актуальность перехода на российскую IT-технику обострилась новым пакетом санкций против РФ со стороны западных стран в начале 2022 года. Многие IT-компании приостановили поставки своих продуктов в Россию, что в результате может привести к дефициту техники.
2. Одной из нынешних тенденций является удаленная работа. Компании обеспечивают своих сотрудников ноутбуков для работы из дома. Поэтому для нашей стратегии в качестве продукта были выбраны именно ноутбуки.
3. В2В-рынок предполагает более тесные взаимоотношения с контрагентами, а также больше нацелен на долгосрочное сотрудничество, нежели В2С-рынок, что необходимо для бизнес-модели «продукт как услуга».
4. В рамках исследования была построена и рассчитана финансовая модель инвестиционного проекта по переходу на модель «продукт как услуга». По результатам расчетов, инвестиции в проект окупается, NPV проекта превышает NPV без проекта, проект целесообразен с экономической точки зрения.
5. Внедрение проекта по переходу на циркулярную бизнес-модель «продукт как услуга» позволяет предприятию снижать себестоимость за счет повторного использования компонентов, получать дополнительный доход от сдачи части комплектующих на переработку сторонним организациям, экономить на экологическом сборе.
6. Среди экологических эффектов проекта были выделены: увеличение количества перерабатываемых изделий, уменьшение количества отходов, уменьшение выбросов CO2 в атмосферу, уменьшение экологических платежей. Кроме того, оценен предотвращенный экологический ущерб по соответствующей методике Председателя Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.
7. К основным рискам реализации проекта относятся: запрет на импорт, отсутствие клиентов, желающих переходить на данную бизнес-модель, появление конкурентов на рынке, отсутствие средств для финансирования, отсутствие квалифицированных IT-специалистов, рост расходов. Большинство рисков вызваны спецификой РФ, и компании довольно сложно влиять на них. Тем не менее тщательное планирование и прогнозирование позволят снизить негативные последствия.
Таким образом, в ходе исследования автором работы была подробно изучена циркулярная бизнес-модель «продукт как услуга», мало освещенная в российских работах; обоснована актуальность перехода на модель «продукт как услуга» российских IT-компаний; предложена стратегия, позволяющая снизить нагрузку на экологию страны и предполагающая импортозамещение; оценены экономические, экологические эффекты и риски проекта. Следовательно, задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
1. Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 (ред. от 23.08.2018) «О порядке взимания экологического сбора» // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 42. - Ст. 5786.
2. Постановление Правительства РФ от 17.02.2016 № 109 (ред. от 30.10.2021) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры» // Собрание законодательства РФ. - 29.02.2016. - № 9. - Ст. 1258.
3. Постановление Правительства РФ от 28.08.2021 № 1432 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // ИПС Законодательство России. - 31.08.2021.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2020 № 20-р «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» // ИПС Законодательство России. - 22.01.2020.
5. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» // ИПС Законодательство России. - 29.01.2018.
Книги
6. Поляков, Н. А. Управление инновационными проектами : учебник и практикум для вузов / Н. А. Поляков, О. В. Мотовилов, Н. В. Лукашов. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 330 с.
7. Спиридонова, Е. А. Оценка стоимости бизнеса : учебник и практикум для вузов / Е. А. Спиридонова. - 2-е изд., перераб. И доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 317 с.
8. Экономика предприятия : учебник и практикум для вузов / А. В. Колышкин [и др.] ; под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 479 с.
9. Экономика природопользования и экологический менеджмент: учебник для вузов / Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер, Г. Б. Малышков, А. В. Хорошавин. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 417 с.
Статьи в журналах
10. Батова, Н. Циркулярная экономика в действии: формы организации и лучшие практики / Н. Батова, П. Сачек, И. Точицкая // BEROC Green Economy Policy Paper Series. - 2018. - № 5. - URL : http://www.beroc.by(дата обращения: 29.03.2021)
11. «Большие данные» и аналитические модели в логистике и SCM. - Deloitte. - 2014. - URL: https://www2.deloitte.com(дата обращения: 03.03.2021)
12. Валько, Д. В. Циркулярная экономика: основные бизнес-модели и
экономические возможности / Д. В. Валько // Журнал экономической теории. - 2020. - Т. 17, № 1. - С. 156-163.
13. Ветрова, М. А. Влияние цифровых технологий на формирование циркулярной экономики в контексте достижения целей устойчивого развития / М. А. Ветрова, Д. В. Иванова // Управление бизнесом в цифровой экономике : Сборник тезисов выступлений Четвертой международной конференции, Санкт-Петербург, 18-19 марта 2021 года / Под общей редакцией И. А. Аренкова, М. К. Ценжарик. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2021. - С. 512-518.
14. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса [Текст] : учебное пособие / [Внешэкономбанк]. - Москва : Внешэкономбанк, 2011. - 56 с.
15. Лафизова, Д. Д. Цифровые технологии как фактор развития циркулярной экономики / Д. Д. Лафизова, А. Е. Симонова // Развитие финансовых отношении в циркулярной экономике : Материалы Национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 октября 2021 года. - Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2021. - С. 103-106.
16. Пахомова, Н. В. Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок как фактор устойчивого развития / Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер, М. А. Ветрова // Вестник СпбГУ. Экономика. - 2017. - Т. 33, Вып. 2. - С. 244-268.
17. Перелет, Р. А. Роль информационных технологий при переходе к экономике замкнутого цикла / Р. А. Перелет // Образовательные ресурсы и технологии. - 2019. - № 3 (28). - С. 74-82.
18. Попова, Е. В. Практика реализации бизнес-модели циркулярной экономики в отрасли информационно-коммуникационных технологий / Е. В. Попова // Modern Science. - 2021. - № 2-1. - С. 83-86.
19. Попова, Е. В. Экологизация экономики: практические аспекты перехода к бизнес-модели циркулярной экономики / Е. В. Попова // Современные аспекты экономики. - 2021. - № 4(284). - С. 15-22.
20. Ставцева, Т. И. Устойчивое экономическое развитие: экономика замкнутого цикла и экономика совместного потребления / Т. И. Ставцева // «Обеспечение устойчивого развития регионов в пространственной структуре экономики России» : всероссийская научно¬практическая конференция : статья в сборнике трудов конференции (25 апреля 2018 ; Орел) / Орловский государственный университет экономики и торговли. - C. 39-43.
21. Фидря, М. А. Циркулярная экономика: проблемы перехода от линейной экономики к экономике замкнутого цикла в России / М. А. Фидря // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования : Сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Пенза, 15-16 июня 2021 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. - С. 238-243.
22. Хузина, Р. Р. Определение экономики совместного потребления / Р. Р. Хузина // Аллея науки. - 2018. - № 7(23). - С. 234-238.
23. Шимова, О. С. Бизнес-модели циркулярной экономики как инструменты реализации «зеленого» развития / О. С. Шимова // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании : материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной 112-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва, 10-14 апреля 2019 года / Под редакцией В. И. Ресина. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2019. - С. 298-303.
24. Якимова, О. В. Цифровая трансформация предприятий в контексте перехода к циркулярной экономике / О. В. Якимова // Управление устойчивым развитием. - 2021. - № 2(33). - С. 35-38.
25. Щербинина, М. Ю. Импортозамещение в IT-сфере / М. Ю. Щербинина, А. А. Крюкова // Карельский научный журнал. - 2016. - Т. 5, № 4 (17). - С. 213-216.
26. Якимова, О. В. Цифровая трансформация предприятий в контексте перехода к циркулярной экономике / О. В. Якимова // Управление устойчивым развитием. - 2021. - № 2(33). - С. 35-38.
27. Business models in the circular economy and the enabling role of circular supply chains / L. Batista, M. Bourlakis, P. Smart, R. Maull // Operations Management and Sustainability: New Research Perspectives, 2018. - P. 105-134.
28. Boar, A. A Systematic Literature Review. Relationships between the Sharing Economy, Sustainability and Sustainable Development Goals / A. Boar, R. Bastida, F. Marimon // Quality Management and Standardization for Sustainability. - 2020. - Vol. 12, № 6744. - P. 1-14.
29. Chiaroni, D. Digital technologies in the business model transition towards a circular economy / D. Chiaroni, P. D. Vecchio, D. Peck, A. Urbinati, D. Vrontis // Resources, Conservation and Recycling. - 2020. - Vol. 9. - P. 133-136.
30. Circular Economies in Cities. - Ellen MacArthur Foundation. - 2019. - URL : https://www.ellenmacarthurfoundation.org(дата обращения: 10.10.2020)
31. Connected for charge. From products to as-a-service. - Accenture. - 2017. - URL : https://www.oracle.com(дата обращения: 04.11.2020)
32. Corona, B. Towards sustainable development through the circular economy - A review and critical assessment on current circularity metrics / B. Corona, L. Shen, D. Reike, J. R. Carreon, E. Worrell // Resources, Conservation & Recycling. - 2019. - Vol. 151. - P. 1-15.
33. Dabbous, A. Does sharing economy promote sustainable economic development and energy efficiency? Evidence from OECD countries / A. Dabbous, A. Tarhini // Journal of Innovation & Knowledge. - 2021. - Vol. 6. - P. 58-68.
34. From product to a connected product-as-a-service. A guide to transforming the business model through IoT. Full Report. - Northstream. - 2017. - URL : https://www.iot-now.com(дата обращения: 05.11.2020)
35. Geissdoerfer, M. The Circular Economy - A new sustainability paradigm? / M. Geissdoerfer, P. Savaget, N. Bocken, E. Hultink // Journal of Cleaner Production. - 2017. - Vol. 143. -P. 757-768.
36. Harris, S. Sharing is daring, but is it sustainable? An assessment of sharing cars, electric tools and offices in Sweden / S. Harris, E. Mata, A. Plepys, C. Katzeff // Resources, Conservation and Recycling. - 2021. - Vol. 170, № 105583. - P. 1-13.
37. Ingemarsdotter, E. Opportunities and challenges in IoT-enabled circular business model implementation - A case study / E. Ingemarsdotter, E. Jamsin, R. Balkenende // Resources, Conservation & Recycling. - 2020. - Vol. 162, № 105047. - P. 1-11.
38. Kirchherr, J. Conceptualizing the circular economy: An analysis of 114 definitions / J. Kirchherr, D. Reike, M. Hekkert // Resources, Conservation and Recycling. - 2017. - Vol. 127. - P. 221-232.
39. Markman, G. D. The Distinctive Domain of the Sharing Economy: Definitions, Value Creation, and Implications for Research / G. D. Markman, M. Lieberman, M. Leiblein, L. Weid, Y. Wang // Journal of Management Studies. - 2021. - Vol. 58. - P. 927-948.
40. Mi, Z. The sharing economy promotes sustainable societies / Z. Mi, D. Coffman // Nature Communications. - 2019. - Vol. 10, № 1214. - P. 1-3.
41. Minami, A. L. Sharing economy versus collaborative consumption: What drives consumers in the new forms of exchange? / A. L. Minami, C. Ramos, A. B. Bortoluzzo // Journal of Business Research. - 2021. - Vol. 128. - P. 124-137.
42. Okorie, O. Circular business models in high value manufacturing: Five industry cases to bridge theory and practice / O. Okorie, F. Charnley, J. Russell, A. Tiwari, M. Moreno // Business Strategy and the Environment. - 2021. - Vol. 30, № 4. - P. 1780-1802.
43. Preston, F. A Wider Circle? The Circular Economy in Developing Countries / F.
Preston, J. Lehne // Energy, Environment and Resources Department. - 2017. - URL :
https://www.chathamhouse.org(дата обращения: 31.10.2020)
44. Salvador, R. Circular economy strategies on business modelling: Identifying the greatest influences / R. Salvador, M. R. Barros, F. Freire, A. Halog, C. M. Piekarski, A. C. De Francisco // Journal of Cleaner Production. - 2021. - Vol. 299, № 126918. - P. 1-13.
45. Schlagwein, D. Consolidated, systemic conceptualization, and definition of the “sharing economy” / D. Schlagwein, D. Schoder, K. Spindeldreher // Jasist. - 2019. - URL : https://doi.org(дата обращения: 05.05.2021)
46. Schroeder, P. The Relevance of Circular Economy Practices to the Sustainable Development Goals / P. Schroeder, K. Anggraeni, U. Weber // Research and analysis. - 2018. - Vol. 3, № 1. - P. 77-95.
47. Stahel, W. Circular economy: a new relationship with our goods and materials would save resources and energy and create local jobs, explains / W. Stahel // Nature. - 2016. - Vol. 531, № 7595. - P. 435-438.
48. Warren, K. Circular economy study identifies 3 million jobs across Europe / K. Warren // WRAP. - 2015. - URL: https://www.wrap.org.uk/content/circular-economy-study-identifies-3- million-jobs-across-europe(дата обращения: 30.10.2020)
49. Weili, L. A literature review on the definition of sharing economy / L. Weili, H. Khan // Global Economy Journal. - 2020. - Vol. 20, № 3. - P. 1-14.
50. Wellesley, L. How the circular economy could help developing countries grow sustainably / L. Wellesley // Reuters Events. - 2019. - URL : https://reutersevents.com(дата обращения: 25.09.2020)
51. Wilts, H. The digital circular economy: can the digital transformation pave the way for resource-efficient materials cycles? / H. Wilts, H. Berg // In Brief: Sustainability Impulses from Wuppertal. - 2017. - URL : https://juniperpublishers.com(дата обращения: 30.10.2020)
52. Xu, R. Product as a Service: Enabling Physical Products as Service End-Points / R. Xu, A. Ilic // Thirty Fifth International Conference on Information Systems, Auckland. - 2014. URL : https://cocoa.ethz.ch(дата обращения: 06.11.2020)
Интернет-ресурсы
53. Инвест-Форсайт. - URL : https://www.if24.ru(дата обращения: 24.03.2021)
54. Коммерсантъ. - URL : https://www.kommersant.ru(дата обращения: 16.11.2021)
55. КонсультантПлюс. - URL : http://www.consultant.ru(дата обращения: 26.03.2022)
56. Криптовики. - URL : https://cryptowiki.ru(дата обращения: 22.03.2021)
57. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. - URL : https://www.mnr.gov.ru(дата обращения: 25.11.2021)
58. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - URL : https://digital.gov.ru(дата обращения: 18.11.2021)
59. 000 НПО «Рецикл». - URL : http://nporecycle.ru(дата обращения: 26.03.2022)
60. Оператор единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». - URL : https://reestr.digital.gov.ru(дата обращения: 18.11.2021)
61. Организация объединенных наций. - URL : https://sdgs.un.org(дата обращения: 01.03.2021)
62. Продовольственная и сельскохозяйственная организация 0бъединенных Наций. - URL : http://www.fao.org(дата обращения: 23.03.2021)
63. РБК. - URL : https://www.rbc.ru(дата обращения: 24.11.2021)
64. Российская газета. - URL: https://rg.ru(дата обращения: 18.11.2021)
65. СПАРК / Интерфакс. - Москва : Интерфакс, 2003 - 2019. - URL: http://www.spark-interfax.ru(дата обращения: 05.04.2022). - Режим доступа: по подписке СПбГУ.
66. ТАСС. - URL : https://tass.ru(дата обращения: 24.11.2021)
67. Хабр. - URL : https://habr.com(дата обращения: 23.03.2021)
68. Эксперт РА. - URL : https://raexpert.ru(дата обращения: 07.12.2021)
69. Accenture. - URL : https://www.accenture.com(дата обращения: 31.10.2020)
70. Acciona. - URL : https://www.acciona.com(дата обращения: 27.10.2020)
71. AppleInsider.ru. - URL : https://appleinsider.ru(дата обращения: 19.10.2021)
72. CNews. - URL : https://www.cnews.ru(дата обращения: 19.11.2021)
73. Damodaran Online. - URL : https://pages.stern.nyu.edu(дата обращения: 10.04.2022)
74. ECOportal. - URL : https://ecoportal.su(дата обращения: 22.03.2021)
75. Ellen Macarthur Foundation. - URL : https://www.ellenmacarthurfoundation.org(дата обращения: 30.10.2020)
76. Engineering.com. - URL : https://www.engineering.com(дата обращения: 08.11.2020)
77. Firmhouse. - URL : https://www.firmhouse.com(дата обращения: 06.11.2020)
78. Hewlett-Packard. - URL : https://www.hp.com(дата обращения: 18.10.2021)
79. Intel. - URL : https://www.intel.ru(дата обращения: 24.03.2021)
80. Kraftway. - URL : https://kraftway.ru(дата обращения: 16.03.2022)
81. Letknow cryptocurrency news. - URL : https://letknow.news(дата обращения: 22.03.2021)
82. PRO BLOCKCHAIN MEDIA AGENCY. - URL : https://pro-blockchain.com(дата обращения: 22.03.2021)
83. RB.RU. - URL : https://rb.ru(дата обращения: 23.03.2021)
84. Renilde Becqud. - URL : https://renildebecque.wordpress.com(дата обращения: 20.05.2021)
85. Rusbonds. - URL : https://rusbonds.ru(дата обращения: 11.04.2022)
86. Skillbox Media. - URL : https://skillbox.ru(дата обращения: 22.11.2021)
87. TADVISER. - URL : https://www.tadviser.ru(дата обращения: 24.03.2021)
88. TechTarget. - URL : https://searcherp.techtarget.com(дата обращения: 06.11.2020)
89. Viafuture. - URL : https://viafuture.ru(дата обращения: 27.10.2020)
90. WorldLoop. - URL : https://worldloop.org(дата обращения: 22.04.2022)