Введение 3
Глава 1. Творчество Али ал-Ма‘мари в контексте развития современной оманской прозы 7
Глава 2. Роман «Пространства последнего желания» 20
Глава 3. Роман «Холм размышлений» 35
Глава 4. Роман «Шепот мостов» 65
Глава 5. Роман «Орикс» 96
Заключение 131
Список использованной литературы 136
Современные оманские писатели мало известны массовому читателю за пределами арабского мира. Тем не менее, некоторые из них удостаиваются не только похвальных отзывов от арабских литературных критиков, но также литературных наград и премий, причем как национальных арабских, так и международных. В ряду таких выдающихся представителей современной оманской литературы стоит отдельно упомянуть имя новеллиста и романиста Али ал-Ма‘мари (1958 - 2013 гг.). Хотя из всего литературного наследия этого писателя особых похвал и наград удостоились лишь два его последних романа «Шепот мостов» (Хамс ал-джусур, 2007 г.) и «Орикс» (Бин сула‘, 2011 г.), творчество А. ал-Ма‘мари получило признание литераторов и критиков не только в Омане, но и в других арабских странах. Его творчеству посвящаются статьи и отдельные исследования, его роман «Шепот мостов», вошедший в список ста лучших арабских романов, был переведен на английский язык, а его последнее крупное произведение - роман «Орикс» - удостоилось награды «Лучший оманский роман» за 2011 г. Всего среди творческих работ этого автора есть четыре сборника рассказов: «Дни грома... Жизнь в месяц Раджаб» (’Айам ар-ру‘уд... ‘иш раджабан, 1992 г.), «Сюрприз от дорогих людей» (Муфаджа’ат ал-’ахибба, 1993 г.), «Пестрая осенняя лодка» (Сафинат ал-хариф ал-хилясия, 1995 г.), «Свитки оков иллюзии» (’Асфар думлудж ал-вахм, 1997 г.), - и четыре романа: «Пространства последнего желания» (Фада’ат ар-рагба ал-’ахира, 1999 г.), «Холм размышлений» (Рабийат ал-хуттар, 2003 г.), «Шепот мостов» (Хамс ал-джусур, 2007 г.) и «Орикс» (Бин сула‘, 2011 г.).
Основными темами творчества Али ал -Ма‘мари являются отстаивание как личной свободы каждого человека, так и национальной и культурной независимости арабов в современном мире, а также критика капитализма и государства как явлений. Еще в своих первых рассказах писатель поднимает тему негативного представления современной европейской культуры об арабах, которых обычно рассматривают как людей второго сорта. Особенно злободневной эта тема представляется писателю в свете ускоряющегося темпа жизни и набирающего силу процесса глобализации, которые во второй половине XX века вовлекли арабские страны Персидского залива во всемирные общественно-политические процессы. При этом в своих ранних работах, т.е. в своих рассказах и первом романе «Пространства последнего желания», ал - Ма‘мари выражает надежду на то, что арабы смогут влиться в мировое сообщество, не утратив своей самобытности и мирно сосуществуя на равных с другими народами. Однако в последующем эта надежда уступает место разочарованию и критике вмешательства западных стран в дела Ближнего Востока. Главным поводом для такой перемены во взглядах ал-Ма‘мари послужили события 11 сентября 2001 г., реакция писателя на которые занимает центральное место во втором романе писателя «Холм размышлений». Начиная с этого романа, особое место в творчестве ал-Ма‘мари занимает критика западных держав и крупных международных компаний, пытающихся подчинить себе арабские страны. Стоит отметить, что в этих же романах критика гегемонии Запада над Востоком тесно переплетается с критическим взглядом писателя на процесс урбанизации и на явление государственности в принципе. Давление западной цивилизации на Восток перекликается в работах ал-Ма‘мари с темой давления государства и особенно его органов безопасности на отдельную независимую личность, а воспевание свободы и самостоятельности человека созвучно надеждам писателя на сохранение арабами своей идентичности.
Объект настоящего исследования - романное творчество Али ал- Ма‘мари на примере его четырех романов: «Пространства последнего желания», «Холм размышлений», «Шепот мостов» и «Орикс». Предметом изучения являются основные темы и художественная стилистика романного творчества писателя. Методологическую основу исследования составляет анализ художественных произведений с применением описательного, сравнительно-сопоставительного и биографического метода. Целью исследования является рассмотрение того, как основные темы и идеи творчества ал-Ма‘мари отражаются в четырех вышеназванных романах. Кроме того, в ходе достижения этой цели был поставлен и выполнен ряд задач, а именно: выявление характерных для романов А. ал-Ма‘мари основных образов и типажей, а также обнаружение возможной эволюции этих образов по мере развития творчества самого автора. Помимо этого, в работе были рассмотрены особенности художественной стилистики четырех романов ал-Ма‘мари. Также с целью создания общей характеристики творчества этого писателя в работе дан краткий обзор особенностей его раннего творчества на примере его рассказов.
Актуальность и научная новизна исследования обусловлены тем, что романное творчество Али ал-Ма‘мари, несмотря на его высокое признание оманскими критиками, не изучено ни в отечественном, ни зарубежном востоковедении. Более того, в отечественной и зарубежной науке оманская литература в целом изучена слабо. Стоит отметить, что, пожалуй, единственной крупной работой в этой области является книга польской исследовательницы Барбары Михалак-Пикульски, посвященная оманской поэзии и прозе в период с 1970 по 2000 гг.
Дипломная работа состоит из введения, пяти глав и заключения. Первая глава посвящена общему обзору творчества Али ал-Ма‘мари в контексте развития современной оманской литературы. Четыре последующие главы - последовательно каждому из упомянутых романов с описанием сюжета произведения, обзором основных персонажей, образов и тем, поднятых в произведении; также будут затронуты художественные особенности повествования. В заключении будут подытожены выводы об общих особенностях романного творчества ал-Ма‘мари.
При подготовке дипломной работы были задействованы следующие источники: романы «Пространства последнего желания», «Холм размышлений», «Шепот мостов» и «Орикс». В качестве дополнительной литературы были использованы статьи арабских критиков и литераторов, посвященные творчеству ал-Ма‘мари в целом и его романам в частности. Помимо этого, при написании работы использовалась уже упомянутая книга Б. Михалак-Пикульской, посвященная оманской поэзии и прозе, для общего ознакомления с оманской современной литературой и сделанной исследовательницей характеристикой раннего творчества Али ал-Ма‘мари, к которому относятся его рассказы. Анализ романов ал-Ма‘мари также проводился с опорой на концепции ориентализма и критику колониализма американского исследователя Эдварда В. Саида, с которым писателя объединяют общие антиимпериалистические настроения, критика западного капитализма и негативного представления об арабах в западной культуре. Также была использована книга египетского литературоведа Рашида ал -‘Инани «Арабские репрезентации Запада», в которой на примере художественных произведений арабских писателей XIX - XX вв. описывается уже арабская точка зрения на западную культуру.
В настоящей работе был представлен обзор романов оманского прозаика Али ал-Ма‘мари: «Пространства последнего желания», «Холм размышлений», «Шепот мостов» и «Орикс». При обзоре этих произведений был сделан ряд выводов об общих тенденциях романного творчества ал-Ма‘мари. Эти тенденции включают в себя общие темы, идеи и то, как они отражаются в том или ином романе; общие для этих произведений образы и типажи; а также характер стилистики работ писателя.
Стоит начать с того, что в плане идейного содержания романы ал - Ма‘мари однообразны. Главная идея его произведений - это необходимость отстаивать свободу отдельно взятой личности и целых народов, именно в свободе ал-Ма‘мари видит высшую ценность. В этом отношении можно отметить, что романы писателя отражают его собственный протест против любых правил и догм - как в жизни, так и в искусстве. Ал-Ма‘мари яростно протестует против отношений между людьми, построенных по типу власть- подчинение. Во всех своих романах ал-Ма‘мари отстаивает право человека жить в соответствии с собственными убеждениями и правилами: никто не имеет права навязывать такому человеку свою волю, но и сам свободный человек не может заставить других людей разделять его взгляды на мир. Для писателя каждый человек в мире обладает собственным, уникальным опытом, видением окружающей действительности, а потому никто не может претендовать на обладание некой абсолютной истиной, которая дала бы ему право поучать других людей. По этой причине ал-Ма‘мари активно критикует государство и его охранные структуры, которые посягают на право человека жить так, как он сам считает нужным. Таким образом, можно сказать, что ал - Ма‘мари выступает с позиций, близких к анархическим. В романах писателя любое государство изображено как аппарат репрессий и принуждения, который преследует героев произведений за их преданность личным идеалам и собственному видению мира. При этом само явление государства в представлении писателя становится сосредоточием зла потому, что государственные деятели преследуют, прежде всего, своекорыстные интересы, игнорируя желания и волю собственных граждан. В частности, много места в романах писателя отведено критике оманского правительства и современного оманского общества, которые не позволяют свободно развиваться личности. При этом ал-Ма‘мари оправдывает революции как средство борьбы против государственного гнета. Однако все же писатель считает, что новое общество, построенное на принципах свободы, равенства и терпимости, будет создано не силовыми методами, а исключительно подвижничеством граждан мира, открытых новому опыту и другим культурам и не замыкающихся в узких рамках националистического и религиозного шовинизма.
Мысль о недопустимости построения отношений между людьми на принципах власти и подчинения ал-Ма‘мари распространяет на взаимоотношения между народами. В своих романах писатель изображает представителей различных национальностей, культур и вероисповеданий, каждый из которых имеет равные с другими народами права жить в соответствии с нормами собственной культуры. Поэтому ал-Ма‘мари жестко критикует западный империализм и капитализм, а также процесс глобализации. В представлении автора все эти явления направлены на то, чтобы подчинить одни народы интересам других, заставив более слабых играть на международной арене по правилам, которые навязали сильные игроки - в данном случае, Запад. При этом писатель не критикует Запад как таковой: он прекрасно понимает, что между народами западной цивилизации также существуют конфликты на основе неприятия сильными мира сего независимой точки зрения других людей. Поэтому ал-Ма‘мари выступает с критикой именно агрессивной и экспансивной политики западных держав, таких как США и Великобритания, против стран Третьего мира.
Из конфликта западного империализма с покоренными народами проявляется третья тема, характерная для романов ал-Ма‘мари, а именно представление об арабах на Западе. Эта тема впервые поднималась еще в рассказах писателя, в его романах же она получила свое развитие. Ал -Ма‘мари неоднократно пишет о негативном отношении к арабам (причем именно со стороны правящих кругов западных держав). Арабов, как и другие народы Третьего мира, подвергают международной травле за их своеобразие, отличие от представителей западной цивилизации и желание сохранить свою идентичность. Изображая этот конфликт, ал-Ма‘мари высказывается совершенно в духе ориенталистских и антиколониальных концепций, указывая на то, что западный империализм сознательно формирует отрицательный образ араба (как и других покоренных народов), выдавая фикцию за правду. По этой причине ал-Ма‘мари в своих романах как бы пытается создать «арабский дискурс», т.е. показать мир, происходящие в нем события и сам ход истории уже с точки зрения арабов.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что идеи ал-Ма‘мари развиваются в русле левой мысли, критикующей не только колониальную политику Запада, но и капитализм и государство как явления. В этой работе уже назывались имена таких видных американских критиков западного империализма левого толка, как Э. Саид, У. Берри и Г. Торо, чьи идеи, возможно, оказали влияние на ал-Ма‘мари. Можно также отметить, что, как показал египетский литературовед Рашид ал-‘Инани в своей работе «Арабские репрезентации Запада», подобная критика капитализма и империалистической политики западных держав в целом характерна для многих арабских писателей второй половины XX - начала XXI веков.
Для романов ал-Ма‘мари также характерны общие типажи персонажей. Самый очевидный пример - фигура главного героя-рассказчика, который представляет собой альтер-эго самого автора. Рассказчик у ал-Ма‘мари служит рупором идей писателя. Зачастую автор почти целиком списывает своего главного героя с себя: это оманец-эмигрант средних лет, такой же вольнолюбивый вечный странник, отличающийся широтой взглядов и открытостью другим культурам, критикующий современный Оман, но в то же время тоскующий по своей родине. Эволюция этого образа в романном творчестве ал-Ма‘мари напрямую связана с эволюцией его художественной стилистики. Так, в романах «Пространства последнего желания» и «Холм размышлений» фигура рассказчика целиком сливается с фигурой самого автора вплоть до того, что эти произведения становятся больше похожими на фрагменты автобиографии. Однако уже в романах «Шепот мостов» и «Орикс» автор явно дистанцируется от своего рассказчика, делая его больше лирическим героем, нежели совершенной копией себя.
Большинство второстепенных героев романов ал-Ма‘мари под стать главному герою: в основном, это такие же добродушные свободолюбивые люди, не терпящие любого принуждения и несправедливости. Коротко их можно описать как идеальное общество интернационалистов или космополитов, не разделяющих человечество на расы, национальности, религии и т.д.
Среди этих второстепенных героев можно выделить образ женщины, подруги или возлюбленной рассказчика. Она воплощает собой, с одной стороны, тоску главного героя по родине и его самоидентификацию как оманца (ал-Джалила из «Пространств последнего желания» и Майса’ из «Орикса»), либо идею единения всех народов в лоне свободы и равенства (та же ал - Джалила, но в «Холме размышлений», и Амина из «Шепота мостов»).
Среди персонажей, общих для романов ал-Ма‘мари, стоит выделить многочисленные образы беженцев и эмигрантов: иранцы, курды, уйгуры и даже протестанты-амиши. Эти люди по тем или иным причинам (личное несогласие с правящим режимом, репрессии по религиозному или национальному признаку) вынуждены оставить свою родину и жить вдали от нее. Изображая в своих романах этих беженцев как жертв несправедливости, ал-Ма‘мари критикует шовинистическую политику государства, преследующего людей за их убеждения и образ жизни, которые отличны от норм, установленных самим государством.
Говоря о художественной стилистике романов ал-Ма‘мари, стоит отметить, что именно она претерпела наибольшие изменения на протяжении всего романного творчества этого автора. Так, первые два романа, «Пространства последнего желания» и «Холм размышлений», по своему стилю напоминают рассказы ал-Ма‘мари: они полны абстрактных размышлений, оформленных как поток сознания, с уклоном в экзистенциализм; сюжет в них как таковой отсутствует. При этом первые два романа, как уже упоминалось, по своему содержанию больше похожи на фрагменты автобиографии, т.к. повествование в них основано на реальных фактах из жизни писателя. В то же время последние два романа, «Шепот мостов» и «Орикс», высоко отмеченные арабской критикой, в большей степени похожи на художественные произведения: в них есть полностью придуманный автором сюжет (хотя элементы автобиографии сохраняются), абстрактные размышления сменяются описанием внешних поступков героев. При этом ал-Ма‘мари сосредоточенно описывает постоянные перемещения персонажей, их посиделки в барах и кафе, постоянные телефонные звонки друг другу и прочую бытовую рутину, что позволяет предположить, что таким образом автор создает своего рода «эстетику обыденности». Таким образом, ал-Ма‘мари как бы превозносит жизнь простых людей, полную реальных желаний, проблем и потребностей. Эта жизнь противопоставлена жизни политиков и государственных деятелей, то всюду ищущих предателей и заговорщиков, несущих угрозу их интересам, то мнящих себя вершителями судеб целых народов.
2. ‘ /علي المعمري. رابية الخطار. روايةАли ал-Ма‘мари. Рабийат ал-хуттар. Ривайа.
(Холм размышлений. Роман). Дамаск, 2014. 286 с.
-/ ‘Али ал-Ма‘мари. Фада’ат ар-рагба алعلي المعمري. فضاءات الرغبة الأخيرة. رواية .3
’ахира. Ривайа. (Пространства последнего желания. Роман). Дамаск,
2014. 233 с.
4. ‘ /علي المعمري. همس الجسور. روايةАли ал-Ма‘мари. Хамс ал-джусур. Ривайа.
(Шепот мостов. Роман). Каир, 2007. 246 с.
Научная литература
На русском языке:
5. Пиотровский М. Б. Аййуб // Ислам: энциклопедический словарь/ отв.
редактор С. М. Прозоров. М.: Наука, 19991. С. 16-17.
6. Суворов М. Н. Реализм и модернизм в художественной прозе стран
Аравии. // Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2012. №4. С. 61-68.
7. Суворов М.Н. Специфика просветительского этапа в развитии
современной художественной прозы стран Аравии. // Вестник СПбГУ.
Сер. 13. 2012. №3. С. 63-71.
8. Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу/ пер. З. Е. Александровой. М.: Наука,
1979. 456 с.
На арабском языке:
/ ас-Сейидالسيد رشاد. رواية عمانية تراهن على وعى المتلقى: "رابية الخطار".. مغامرة سردية .9
Рашад. Ривайа ‘уманийа турахину ‘аля ва‘и-л-муталакки: рабийат алхуттар... мугамара сардийа (Оманский роман делает ставку на сознание
читателя: «Холм размышлений».. прозаическая авантюра). Ал-ахрам аларабиййа. 2003.137
/محمد اليحيائي. المعمري يتفلت من المرجعيات الأطر السردية رواية الخيبة في "رابية الخطار".10
Мухаммад ал-Йахйа’и. Ал-Ма‘мари йатафаллату мин ал-марджа‘ийат ал-
’утур ас-сардиййа ривайат ал-хайба фи рабийат ал-хуттар (Ал-Ма‘мари
освобождает от повествовательных рамок роман разочарования в
«Холме размышлений»). Ал-Кувейт. 2003. № 246. С. 38-39
/ محمد بن علي بن سعيد الهنائي. توظيف العناصر الفنية في رواية "بن سولع" للكاتب علي المعمري.11
Мухаммад бин ‘Али бин Са‘ид ал-Хина’и. Таузиф ал-‘анасир алфанниййа фи ривайат бин сула‘ ли-л-катиб ‘Али ал-Ма‘мари
(Использование художественных элементов в романе Али ал-Ма‘мари
«Орикс»)// International E-Journal of Advances in Social Sciences. Vol. VI.
Issue 17. August 2020. P. 830 – 845.
На английском языке:
12.Elbousty J. M. Advanced Arabic Literary Reader: For Students of Modern
Standard Arabic. New York: Routledge, 2016.
13.El-Enany R. Arab representations of the Occident. East-West encounters in
Arabic Fiction. The Taylor & Francis e-Library, 2006. 256 p.
14.Emerson R. W. The complete essays and other writings. New York, The
Modern Library, Random House, Inc., 1950. 930 p.
15.Michalak-Pikulska B. Modern poetry and prose of Oman. 1970–2000. Kraków,
The Enigma Press, 2002. 440 p.
16.Said Edward W. Culture and imperialism. New York, A Division of Random
House, Inc., 1994. 407 p.
17.Said Edward W. Orientalism. Great Britain, Penguin Random House UK,
2019. 398 p.
18.Thoreau H. D. Civil Disobedience. Salt Lake City, Utah, Libertas Institute,
2014. 70 p.
Электронные ресурсы
На русском языке:
19.Алексей Булатов. Уэнделл Берри, защитник аграрных ценностей //138
Peoples.ru. URL:
https://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/wendell_berry/ (дата
обращения: 12.11.2021).
На арабском языке:
ш-шабаб тутарджиму ‘ададан ми ал-’исдарат ал-‘уманиййа
(Министерство культуры, спорта и молодежи переводит ряд оманских
изданий)// Аш-Шабиба. URL: https://shabiba.com/article/157856--الثقافة
.) (дата обращения: 29.01.2022والرياضة-والشباب-تترجم-عددا-من-الإصدارات-العمانية
/ Ахмад ал-‘Арими. ‘Али алأحمد العريمي. علي المعمري... رحيل فاجع يدمي العمق.21Ма‘мари… рахиль фаджи‘ йудамми ал-‘умк (Али ал-Ма‘мари…
мучительный уход, встревоживший до глуби души) // Blogger.com. URL:
http://kannnaaaas.blogspot.com/2013/01/blog-post_20.html (дата обращения:
01.02.2022).
/ бахиса джаза’ирийа тухаллилу ’ахамма-рاحثة جزائرية تحلل أهم الروايات الخليجيةривайат ал-халиджиййа (Алжирская исследовательница анализирует
важнейшие романы стран Залива) // Ал-‘Араб. URL:
:?amp (дата обращенияباحثة-جزائرية-تحلل-أهم-الروايات-الخليجية/https://alarab.co.uk
24.11.2021).
/ Барнамаджبرنامج كتاب أعجبني- رواية "همس الجسور" للأديب العماني علي المعمري.23
китаб ’а‘джабани – ривайат хамс ал-джусур ли-л-’адиб ал-‘уманийй ‘Али
ал-Ма‘мари (Программа «Книга, которая мне понравилась» - роман
оманского писателя Али ал-Ма‘мари «Шепот мостов») // YouTube. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=WU_JmySU4Lo (дата обращения:
30.01.2022).
24.«
/ »جمهـوريـة بـن سـولــــعДжумхурийат бин сула‘ (Республика Орикса) // АлВатан. URL: https://www.al-watan.com/news-details/id/244705/--جمهـوريـة-بـن
- (дата обращения: 21.02.2022). / Хатимحاتم عبدالهادي السيد. المشهد الروائي عند علي المعمري في فضاءات الرغبة الأخيرة سـولــــع.25
‘Абд ал-Хади ас-Сейид. Ал-Машхад ар-рива’ийй ‘инда ‘Али ал-Ма‘мари139
фи фада’ат ар-рагба ал-’ахира (Романное пространство Али ал-Ма’мари в
«Пространствах последнего желания») // Низва. URL:
:/(дата обращенияالمشهد-الروائي-عند-علي-المعمري-في-فضاء/https://www.nizwa.com
12.08.2021).
/ Захир ас-Салими. Алزاهر السالمي. القدرية في رواية 'همس الجسور' لعلي المعمري .26кадариййа фи ривайат хамс ал-джусур ли-‘Али ал-Ма‘мари (Фатализм в
романе Али ал-Ма’мари «Шепот мостов») // Сабалят ‘уман. URL:
https://www.s-oman.net/avb/showthread.php?t=519794 (дата обращения:
14.02.2022).
/ Салимسالم آل تويّه. ال ُح ّب والوطن.. ال َكدَ ُر والهجرة في رواية "بن سولع" للكاتب علي المعمري.27
Ал Тавийа. Ал-хубб ва-л-ватан.. Ал-кадар ва-л-хиджра фи ривайат бен
сула‘ ли-л-катиб ‘Али ал-Ма‘мари (Любовь и Родина… Печаль и исход в
романе «Орикс» писателя Али аль-Ма’мари) // Blogger.com. URL:
https://altowayyah.blogspot.com/2011/01/blog-post_22.html
(дата обращения: 22.02.2022).
/ Шариф Салих. ‘Алям алشريف صالح. «عالم المعمري السردي» في كتاب عن مسعى .28Ма‘мари ас-сардийй фи китаб ‘ан мас‘а («Повествовательный мир алМа‘мари» в книге от издательства Мас‘а) // Ан-Нахар. URL:
https://annaharkw.com/annahar//Article.aspx?id=442396&date=04112011
(дата обращения: 28.11.2021).
’ / Салун ал-кираصالون القراءة يحيي أربعينية الكاتب علي المعمري مساء السبت القادم.29
йухаййи ’арба‘инийат ал-катиб ‘Али ал-Ма‘мари маса’ ас-сабт ал-кадим
(Читательский салон отмечает сорок дней со дня смерти писателя Али
ал-Ма‘мари в следующую субботу) // Ал-кира’ нур ва-басира. URL:
http://light-foresight.blogspot.com/2013/02/?m=1 (дата обращения:
26.01.2022).
/ Тарик ’Ашкар. Ар-рива’иййطارق أشقر. الروائي علي المعمري وتفكيك المسكوت عنه.30
‘Али ал-Ма‘мари ва-тафкик ал-маскут ‘анху// Ал-Джазира. URL:
https://www.aljazeera.net/news/cultureandart/2013/5/13/-الروائي-علي-المعمري
( وتفكيك-المسكوتдата обращения: 19.02.2022).140
31.‘ / عالم علي المعمري السرديАлям ‘Али ал-Ма‘мари ас-сардийй
(Повествовательный мир Али ал-Ма‘мари) // Ал-Васат. URL:
http://www.alwasatnews.com/news/857303.html (дата обращения:
28.11.2021).
. / ‘Абд ал-Хамид ал-Ка’идعبدالحميد القائد. ذكريا ٌت مع الكاتب العماني علي المعمري.32
Зикрийат ма‘ ал-катиб ал-‘уманийй ‘Али ал-Ма‘мари (Воспоминания об
оманском писателе Али ал-Ма‘мари) // Ахбар ал-халидж. URL :
http://www.akhbar-alkhaleej.com/13049/article/61542.html (дата обращения:
21.03.2021).
33. ‘ /عزة الكمياني. رواية همس الجسورАзза ал-Кимйани. Ривайат хамс ал-джусур
(Роман «Шепот мостов») // Blogger.com. URL:
http://mywriting2azza.blogspot.com/2015/02/blog-post_40.html?m=1 (дата
обращения: 29.01.2022)
/ Джа’изат катара ли-рجائزة كتارا للرواية العربية // /‘Али ал-Ма‘мариعلي المعمري.34ривайа ал-‘арабиййа (Премия «Катара» за арабский роман). URL:
https://www.kataranovels.com/novelist/( /علي-المعمريдата обращения:
22.01.2021).
35. »‘ / علي المعمري يستمع لـ «همس الجسورАли ал-Ма‘мари йастами‘ ли-хамс алджусур (Али ал-Ма‘мари внимает «Шепоту мостов») // Ар-Ра’и. URL:
https://www.alraimedia.com/article/7158/محليات/علي-المعمري-يستمع-ل-همس-الجسور
(дата обращения: 03.02.2022).
فيصل بن سعيد العلوي. صدور الطبعة الإنجليزية لـ كتاب "نزوى عبر التاريخ" و "ظلال بلون المياه" .36
/ Файсал ибн Са‘ид ал-‘Алави. Судурلزاهر الغافري و"همس الجسور" لعلي المعمري
ат-таб‘а ал-’инджилизиййа ли-китаб низва ‘ибра ат-та’рих ва-зиляль
баллун ал-мийах ли-Захир ал-Гафири ва-хамс ал-джусур ли-‘Али алМа‘мари (Выход английского издания книг «Низва сквозь историю» и
«Тень от баллона с водой» Захира ал-Гафири и «Шепот мостов» Али алМа‘мари) // ‘Уман. URL: https://www.omandaily.om// ثقافةna/-صدور-الطبعة
الإنجليزية-ل-كتاب-نزوى-عبر-التاريخ-و-ظلال-بلون-المياه-لزاهر-الغافري-وهمس-الجسور-لعلي-
( المعمريдата обращения: 29.01.2022).141
فيصل بن سعيد العلوي. «كتارا للرواية» تحتفي بالروائي علي المعمري وتدشن كتاب «جمهورية بن .37
» /سولع وأسفارهФайсал ибн Са‘ид ал-‘Алави. Катара ли-р-ривайа тахтафи бир-рива’и ‘Али ал-Ма‘мари ва-тудашшину китаб джумхурийат бин
сула‘ ва-’асфаруху (Премия «Катара» чествует романиста Али алМа‘мари и посвящает книгу «Республика Орикса и его писания»)// алВатан. URL: https://alwatan.com/details/401594 (дата обращения:
01.02.2022).
/ Фильм ‘ан ар-рива’и ал-‘уманийй арفيلم عن الروائي العماني الراحل علي المعمري.38рахиль ‘Али ал-Ма‘мари (Фильм о покойном оманском писателе Али алМа‘мари)// YouTube. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=ohrWQIG23nQ. (дата обращения:
27.03.2021).
/ Мухаммадمحمد نجيم. «أنطولوجيا الهجرة في الرواية العربية» منذ عصر الرواد إلى اليوم .39
Наджим. Антулуджийа ал-хиджра фи-р-ривайа ал-‘арабиййа мунзу аср арривад иля-л-йаум («Антология миграции в арабском романе» с эпохи
исследователей до наших дней) // Мунтадайат стар таймз. URL:
https://www.startimes.com/?t=30987343 (дата обращения: 15.03.2021).
/ Махмуд ар-Рахби. Фи зикра бинمحمود الرحبي. في ذكرى “بن سولع” العُماني .40
сула‘ ал-‘уманийй (В память об оманском «Ориксе») // Ар-Ра’и ал-’ахар.
URL: https://raiakhr.com/?p=20622 (дата обращения: 26.02.2022).
/ Муна бинт Хабрас асمنى بنت حبراس السليمية. الأصوات الروائية الجديدة فـــي عُمان .41Салимийа. Ал-’Асват ар-рива’ийа ал-джадида фи ‘уман (Новые голоса
оманского романа)// Низва. URL: https://www.nizwa.com/-الأصوات-الروائية
1( /الجديدة-فـــي-عُمانдата обращения 29.01.2022).
/Хиляль алهلال الحجري. القبض على جمرة التاريخ: رواية ‘ بِ ْن سُولَ ْع’ لعلي المعمري.42Хаджари. Ал-кабд ‘аля джамрат ат-та’рих: ривайат бин сула‘ ли-‘Али алМа‘мари (Ухватив уголек истории: роман Али ал-Ма‘мари «Орикс») //
Ал-Кудс ал-‘араби. URL: https://www.alquds.co.uk/-القبض-على-جمرة-التاريخ
رواية- ْن
ِب
( / -سُوдата обращения: 20.02.2022).
/ Хайсам ал-Буса‘иди. Ривайатهـيـثـم الـبوسـعـيـدي. رواية بن سولع للكاتب علي المعمري .43142
бин сула‘ ли-л-катиб ‘Али ал-Ма‘мари (Роман писателя Али ал-Ма‘мари
«Орикс») // Диван ал-‘араб. URL: https://www.diwanalarab.com/رواية-بن-سولع
(дата обращения: 20.02.2022).
– ’ / Ва-каля ал-кариوقال القارئ - همس الجسور للروائي العماني/ علي المعمري-الحلقة 44.13
хамс ал-джусур ли-р-рива’и ал-‘уманийй/‘Али ал-Ма‘мари – ал-халька 13
(Говорит читатель – «Шепот мостов» оманского романиста/ Али алМа‘мари – 13 выпуск) // AYN TV. URL: https://ayn.om/audio/66924/-همس
.) (дата обращения: 10.02.2022الجسور-للروائي-العماني-علي-المعمري-الحلقة-13
На английском языке:
45.Aaron K. DiFranco. Berry, Wendell // Oxford Research Encyclopedias. URL:
https://oxfordre.com/view/10.1093/acrefore/9780190201098.001.0001/acrefore
-9780190201098-e-462 (дата обращения: 12.11.2021).
46.Andrew Marr. Farmer, activist, economist, seer: why Wendell Berry is the
modern-day Thoreau // The New Statesman. URL:
https://www.newstatesman.com/culture/2017/01/farmer-activist-economistseer-why-wendell-berry-modern-day-thoreau (дата обращения: 12.11.2021).
47.As'ad AbuKhalil. Spielberg on Munich: the humanization of Israeli killers, and
the dehumanization of Palestinian civilians. Or the Celebration of the Israeli
Killing Machine. And who is retaliating against whom in the Arab-Israeli
conflict? THIS is the question // The Angry Arab News Service. URL:
http://angryarab.blogspot.com/2005/12/spielberg-on-munich-humanizationof.html (дата обращения: 24.01.2022).
48.Dwight Garner. In Wendell Berry’s Essays, a Little Earnestness Goes a Long
Way // The New York Times. URL:
https://www.nytimes.com/2019/05/20/books/review-wendell-berry-essayslibrary-america.html (дата обращения, 12.11.2021).
49.Sarah Leonard. Nature as an Ally: An Interview with Wendell Berry // Our
World. URL: https://ourworld.unu.edu/en/nature-as-an-ally-an-interview-withwendell-berry (дата обращения: 12.11.2021).
50.The Peace Of Wild Things // Encyclopedia.com. URL:143
https://www.encyclopedia.com/arts/educational-magazines/peace-wild-things
(дата обращения: 12.11.2021).