Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: ЖАНР АРАБСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МААРУФА АХМЕДА АЛ-АРАНАУТА «ГОСПОДИН КУРЕЙШИТОВ»

Работа №32216

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА 8
1.1. История становления жанра исторического романа 8
1.2. Художественная специфика жанра исторического романа 18
Выводы первой главы 24
ГЛАВА 2.
СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА В АРАБСКИЙ ЛИТЕРАТУРЕ СИРИИ 27
2.1. Историческая тема в сирийской литературе XIX - XX вв 27
2.2. Формирование жанра исторического романа в Сирии на примере
творчества Мааруфа ал-Арнаута 40
Вывод второй главы 50
ГЛАВА 3.
ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РОМАНА МААРУФА АХМЕДА АЛ-АРНАУТА «ГОСПОДИН КУРЕЙШИТОВ» 53
3.1. Анализ исторических аспектов романа «Господин курейшитов» 54
3.2. Художественный анализ романа «Господин курейшитов» 63
Выводы третей главы 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 79

Работа посвящена исследованию возникновения жанра исторического романа в арабской литературе Сирии 1920 - 1940 гг. на примере творчества Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута и его романа «Господин курейшитов».
Жанр исторического романа является одним из основных не только в мировой, но и в арабской литературе. Следовательно, изучение причин его возникновения и художественных особенностей, ведет исследователя к пониманию традиционных особенностей народа Сирии, мировоззрения и настроений того времени, а также знакомит с культурой и бытом прошлых эпох.
На протяжении всей истории в арабской словесности существовал особый интерес к исторической теме, вследствие чего возник жанр исторического романа. В XX в. появление этого жанра обусловлено многими причинами, связанными с культурными, политическими и литературными особенностями страны. Среди этих причин выделяют рост национального самосознания, свободолюбивый характер арабов, а также желание возродить свою историю. В эпоху арабского просвещения данный жанр стал доминирующим, также как утверждает И. Ю. Крачковский: «стал
единственной формой повествовательной прозы, которая заняла прочное место в новой арабской литературе...» [Крачковский, 1956: 55].
Зародившись в античное время в Европе, исторический роман снискал популярность и на арабском востоке. В XIX в. он получил популярность в аш-Шаме, а уже в 20 - 40 гг. возник на территории отделенной от Ливана и Палестины Сирии.
Богатая история Сирии и сложная судьба её народа, связанная с борьбой за независимость, которая продолжается по сей день, вынудила писателей обратиться к прошлому. Мааруф Ахмед ал-Арнаут как отец исторического романа в Сирии нового времени под влиянием западной
культуры обращался к прошлому в своих произведениях, в частности, в романе «Господин курейшитов», проводя параллель событий прошлого с настоящим. Исторический роман не только воссоздает события минувших эпох, но и через призму времени помогает проанализировать современность и ответить на животрепещущие вопросы. Этим и определяется необходимость анализа данной темы и её актуальность.
Объектом исследования является исторический роман «Господин курейшитов» Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута.
Предметом исследования являются особенности исторического романа в литературе Сирии XX в.
Целью нашего исследования является детальное изучение жанра исторического романа, его проблематики и особенностей, в частности, в арабской литературе Сирии 1920 - 1940 гг. Реализация цели предполагает последовательное решение следующих задач:
1) исследовать историю возникновения жанра исторического романа за пределами арабского востока;
2) выявить художественную специфику жанра в определенную эпоху;
3) систематизировать сведения по истории происхождения
исторического романа в литературе стран аш-Шам;
4) изучить тематику романа, используя перевод романа Мааруфа ал- Арнаута «Господин курейшитов».
К основным методам исследования относятся:
1) Общенаучный метод (анализ, синтез, умозаключение,
категоризация). С их помощью происходит анализ разработанности проблемы и выявление неисследованных областей, формулирование выводов и результатов исследования.
2) Биографический метод. При исследовании произведения внимание акцентируется на самом авторе, в частности, на его научной биографии.
3) Культурно-исторический метод. Его суть заключена в изучении национальных особенностей, которые в свою очередь могут влиять на литературное произведение. Другими словами, помогает понять какие культурные процессы в социуме, окружавшем автора, влияли на творчество автора в современное ему время.
4) Сравнительно-исторический метод. Предполагает собой изучение произведений литературы в сравнительном исследовании всех продуктов определенного литературного процесса независимо от культурной, национальной или какой-либо другой принадлежности автора. Позволяет исследовать достаточно большой объем различных факторов, влияющих на литературный продукт.
Материалом исследования послужил роман сирийского писателя Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута «Г осподин курейшитов».
На современном этапе изучения жанра исторического романа в сирийской литературе можно констатировать некоторые проблемы, связанные с наличием в текстах романов историзмов, известных только опытному арабскому ученому, а также проблемы, связанные со сложным структурным построением арабских текстов исторических романов.
Мы постарались систематизировать сведения, касающиеся жанра исторического романа не только в арабской, но и в мировой литературе, исследовать его особенности, проследили период становления этого жанра в арабской литературе. На примере творчества Мааруфа Ахмеда ал-Аранута выяснили основные причины, оказавшие влияние на исторический роман, а также провели историко-художественный анализ романа «Г осподин курейшитов».
В качестве методологической основы исследования мы опирались на труды как отечественных, так и зарубежных ученых. Одной из них была А. А. Долинина, в своём труде «Очерки истории арабской литературы» она исследует важнейшие идейные течения просветительской эпохи, содержит очерки жизни крупнейших её представителей, таких как Селим ал-Бустани,
Джамиль ал-Мудаувар, Джирджи Зейдан, Фарах Антун, а также содержит их воззрения в литературе.
Также мы опирались на труды И. Ю. Крачковского, в частности, на его работу «Избранные сочинения», в которой он описывает этапы становления арабской литературы и отдельно сирийского исторического романа. Мы опирались на исторические факты в становлении арабской литературы, изложенные в данной работе.
Следующая работа, на которой основывалось данное исследование, «История новой арабской литературы. XIX - начало ХХ вв.» А. Е. Крымского. В книге описан период арабской литературы, который соединяет средневековье с нашими днями, а также развитие различных жанров литературы на протяжении истории арабов.
Исследуя историю становления жанра исторического романа и его художественной специфики, мы основывались на труде Е. М. Мелетинского «Введение в историческую поэтику эпоса и романа», где на материале словесного творчества Запада и Востока от первобытности до середины XVIII в. автор характеризует историю становления эпико-романтических жанров до появления классических форм. Также упоминаются проблемы, касающиеся исторической поэтики, теории эпоса и романа.
Также мы использовали труды таких ученых как Г. Лукача [32], Б. М. Жемчуговой, Ф. Б. Бешуковой [30], Г. Ленобля [31], Б. М. Эйхенбаума [33], Н. А. Приймаковой [20], В. Я Малкиной [14], А. И. Пикуля [18].
Среди зарубежных ученых в работе упомянуты труды современного испанского ученого Карлоса Мата Индуриана, который в своей статье «Brief Definition and Characterization of a Historical Novel» [36] давал характеристику жанра исторического романа, а также труд венгерского философа Агнеша Хеллера «The contemporary historical novel» [34], в котором говорится о зарождении и особенностях исследуемого нами жанра.
Если говорить об арабском востоке, то в ходе практической части мы обращались к отзывам на творчество Мааруфа ал-Арнаута таких ученых как
Али ат-Тантави, доктора Сами ал-Дахана, Ваджи Бейдуна, которые содержатся в работе доктора Низара Абаза [43].
Языковым материалом послужило произведение Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута «Господин курейшитов» (.^ .^ыл W' -^jyUjVl ).
В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе выделили около 10 методов изучения литературы [Литература и методы её изучения.. .,2010: 347].
Степень изученности данной темы невысокая, так как ранее эту тему раскрыл только Абдулрахман Бармо в своей диссертации «Развитие жанра исторического романа в современной сирийской литературе».
Научная новизна работы состоит в попытке перевести оригинальный текст романа на русский язык, а также проанализировать проблематику сюжета, проводя параллель между прошлым и настоящим.
Теоретическая значимость заключается в систематизации сведений по такому литературному жанру как исторический роман и определении его особенностей на фоне определенных исторических событий.
Практическая ценность определяется возможностью использования результатов исследования в курсах по литературе арабских стран, арабистики и практических курсах арабского языка и перевода.
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы определяется ее задачами и отражает основные этапы исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, а также включает список используемых источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект и предмет выпускной квалификационной работы, поставлены цель и задачи, указывается материал, методологическая основа и методы исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость.
В первой главе исследуется понятие «исторический роман», систематизируются сведения об истории возникновения этого жанра в
мировой литературе. Также определяется художественная специфика исторического романа и его основные характеристики.
Во второй главе исследуется история возникновения исторического романа в арабской литературе, рассматривается творчество писателя Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута и основные факторы, повлиявшие на его мировоззрения, в том числе политические, социальные и культурные. А приводятся отзывы различных литературных критиков по поводу его творчества.
В третей главе производится историко-художественный анализ романа «господин курейшитов». Разбираются основные идеи и проблематика романа, его особенности с точки зрения истории на примере языкового материала, а также особенности художественной выразительности.
В заключении предлагаются основные выводы исследования по результатам анализа жанра исторического романа в арабской литературе и основных идей и особенностей романа Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута «Господин курейшитов». Список литературы, состоящий из 46 работ, включает труды, оказавшие значительное влияние на формирование концепции исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Жанр исторического романа прошел долгий путь становления от
античных времен до нового времени. В Сирии данный жанр зародился ещё в
XIX в., когда страна включала в себя территорию Ливана и Палестины. Тогда
появлялись первые попытки писателей в художественной форме обратиться к
истории. Чисто сирийский исторический роман возник в 1920-х гг. после
отделения Ливана, в этот период писатели поднимали вечные для Сирии
вопросы, касающиеся национальной культуры, традиций и самобытности.
Пионером исторического романа в арабской литературе Сирии принято
считать Мааруфа Ахмеда ал-Арнаута, который в своем романе Господин
Курейшитов» мастерски соединил исторические факты с художественным
вымыслом.
Целью данной работы было исследовать жанр исторического романа в
сирийской литературе, выявить проблематику и особенности романа на
примере произведения Мааруфа ал-Арнаута «Господин Курейшитов». Для
достижения данной цели в ходе квалификационной работы была проведена
систематизация сведений о развитии исторического романа не только в
исследуемой арабской стране, но и в странах Европы, указаны причины и
предпосылки становления этого жанра, первые образцы, а также
художественная специфика.
Сложно дать какое-то конкретное определения словосочетанию
«исторический роман», так как за все время исследований, ученые, так и не
пришли к единому мнению, каждый трактует его исходя из своих убеждений.76
Однако большой вклад в изучение этого жанра внесли как отечественные, так
и зарубежные ученые, на работы которых мы опирались в данном
исследовании. Что касается восточных деятелей литературы, то большое
внимание этому вопросу уделяли представители сирийской
просветительской школы, такие как Селим ал-Бустани, Джирди Зейдан,
Джамиль ал-Мудаувар и другие.
Изначально данный жанр представлял собой лишь собрание
мифологизированных новелл, в которых большое внимание уделялось
мифологии, а историзм заключался лишь в использовании имен
исторических личностей. Но позже мифология отходила на задний план и
уже в XVIII в. исторический роман стал приобретать свои отличительные
черты, которые выражались в художественной специфике.
Одной из главных особенностей является соотношение реальности и
фантазии, это отображается в типологическом разделении романов. Мы
сделали попытку разобраться во временных рамках исторического романа и
определили промежутки, которые должны быть между временем жизни
автора и эпохой, которая описывается в сюжете.
Конкретно, что касается жанра исторического романа в арабской
литературе Сирии, то он зародился в VI в., но также, как и на западе,
историзм заключался лишь в употреблении имен исторических личностей.
Лишь на рубеже XIX – XX вв., в эпоху арабского Просвещения этот жанр
окончательно сложился под влиянием западноевропейской культуры.
Арабские просветители уделяли большое внимание историческим
фактам и их произведение изначально были похожи на историческую
хронику, однако все же присутствовали художественные линии. А также так
как роман по большей части играл просветительскую роль, то был рассчитан
на все слои населения и писался простым языком, без сложных
художественных оборотов.
Настоящие исследование было основано на творчестве сирийского
писателя Мааруфа Ахмеда ал-Аранаута. Была исследована его биография и77
выявлены причины становления его взглядов, которые четко отражаются в
его знаменитом романе «Господин Курейшитов», который стал объектом
нашего исследования.
С нашей стороны впервые была сделана попытка перевода этого
романа на русский язык, с целью выявления его особенностей, анализа
исторических событий и выявления идейного содержания романа.
«Господин Курейшитов» состоит из трех частей, каждая из которых
повествует об определенных исторических событиях, связанных с
появлением пророка Мухаммада и возникновением ислама.
О масштабности романа можно судить по описанию географических
территорий, количеству действующих персонажей, которых мы насчитали
около тысячи, а также по количеству исторических событий, которые
изображены в романе.
Идея романа направлена на возрождение традиций и былой культуры,
автор анализирует исторические события и сравнивает их с современностью,
выделяя те же проблемы, которые были в прошлом. С помощью диалога
между героями, он ставит риторические вопросы, которые не теряют своей
актуальности по сей день.
В результате нашей работы мы:
1. Рассмотрели основные направления творчества арабских писателей,
культурные, политические и социальные аспекты, которые оказали влияние
на формирование исторического романа в XX в.
2. Выявили основные характеристики исторического романа, его
временные рамки и указали особенности его типологического разделения.
3. На примере биографии и творческого пути Мааруфа ал-Арнаута мы
изучили настроения и атмосферу рассматриваемой эпохи.
4. При анализе романа «Господин Курейшитов» выявили проблематику
произведения и его основные идеи, связанные с желанием возродить
национальную культуру и её традиции, что в свою очередь было актуально
для всей арабской литературы нового времени.78
5. При помощи исторического анализа раскрыли основные исторические
события того времени и провели параллель между прошлым и настоящим,
выявив общие проблемы, характерные для данных эпох.
6. Выявили особенности художественной выразительности в романе, на
примере исследования описаний пейзажей, городов, внешности персонажей
и их внутренних качеств.
7. Изучили роль диалога в романе и стихотворных вставок. Она
заключается в передачи основной идеи романа – возрождение национальной
самобытности. С помощью них писатель показывает культурный и
социальный уровень арабской цивилизации, а также возвышает и
превозносит её.


Источники личного происхождения
.0معروف الأرناؤوط. سيد قريش // سطيح / مطبعة فتى العرب. دمشق. 250 –.0020ص.
.2معروف الأرناؤوط. سيد قريش // امر القيس و تيودورا / مطبعة فتى العرب. دمشق. – .0020
. ص202
.2معروف الأرناؤوط. سيد قريش // رايات ذي قار / مطبعة فتى العرب. دمشق. 926 – .0020ص.
2. Литература
2.1. Литература отечественных авторов (на русском языке):
4. Али-Заде Э. А. История литературы Сирии XIX-XX веков. / М.:
Восточная лит, 2007. – 414 с.
5. Асадуллин Ф.А. Очерк истории ливийской литературы ХIХ–ХХ вв. /
М.: Наука, 1993. – 202 с.
6. Бердников Г.П. История всемирной литературы в 9 томах. Том 1. //
История арабской литературы / гл. ред. Г. П. Бердников. – М.: Наука, 1983. –
584 с.
7. Борисов В.М. Современная египетская проза. / М.: Акад. наук СССР,
1961. – 127 с.
8. Долинина А. А. Очерки истории арабской литературы нового времени
// Египет и Сирия: Просветительский роман 1870-1914 гг. / М.: Наука, 1973. –
271 с.
9. Зотов В. Р. История всемирной литературы в общих очерках,
биографиях, характеристиках и образцах / М.: М. О. Вольф, 1878. – 696 с.80
10. Левин З.И. Развитие общественной мысли на Востоке. // Колониальный
период. XIX-XX вв. / М.: Восточная литература, 1993. – 245 с.
11. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения в 6 тт. Том 3. / М. – Л.: Акад.
наук СССР, 1956. – 564 с.
12. Крымский А.Е. История новой арабской литературы: XIX – начало XX
века / гл. ред. А.Е. Крымский. – М.: Наука, 1971. – 794 с.
13. Куделин А. Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология,
взаимосвязи / М.: Языки славянской культуры, 2003. – 512 с.
14. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. //Проблема инварианта
и типология жанра: на материале русской литературы XIX - начала XX века. /
Тверь: Тверской гос. ун-т, 2002. – 140 с.
15. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа.
/ М.: Наука, 1986. – 318 с.
16. Неупокоева И. Г. История всемирной литературы. Проблемы
системного и сравнительного анализа / гл. ред. И. Г. Неупокоева. М.: Наука,
1976. – 359 с.
17. Пигулевская. Н. В. Сирийская средневековая историография:
исследования и переводы. / сост. Е. Н. Мещерская. – Спб.: Д. Буланин, 2011.
– 831 с.
18. Пикуль А. И. Валентин Пикуль. Слово и дело великого романиста. /
М.: Вече, 2013. – 719 с.
19. Пир-Будагова Э. П. История Сирии. ХХ век // Институт
востоковедения РАН. / М.: ИВ РАН, 2015. – 392 с.
20. Приймакова Н.А. Жанрово-стилевое богатство современного
адыгского романа об историческом прошлом (поэтика сюжета). / Майкоп:
МГТИ, 2003. – 253 с.
21. Прожогина С.В. Франкоязычная литература стран Магриба. / М.:
Наука, 1973. – 188 с.
22. Соловьев В.И., Фильштинский И.М., Юсупов Д.И. Арабская
литература: Краткий очерк: Классическая арабская литература (И.М.81
Фильштинский); современная (новоарабская) литература: Египет (В.И.
Соловьев), Ливан, Сирия, Ирак (Д.И. Юсупов). / М.: Наука, 1964. – 196 с.
23. Сафронов В.В. Новая арабская литература. / М.: Изд-во Моск. ун-та,
1996. – 124 с.
24. Райханова Б.А. Герой национально-освободительной борьбы в
современном сирийском романе. / В кн.: Теоретические проблемы изучения
литератур Востока. / М.: Наука, 1987. – 45 с.
25. Ройтенбурд А.С. Писатели Сирии и Ливана. 1946–1975:
Библиографический справочник. / Сост. А. С. Ройтенбурд. М.: ВГБИЛ, 1979.
– 95 с.
26. Чуков Б.В. Литература Ливана / Литература Востока в новейшее время
(1917-1945). / М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. – 559 с.
2.2. Литература зарубежных авторов (переводная)
27. ал-Фахири Х.. История арабской литературы. / М.: Изд-во иностр. Лит.,
1959–1961. – 171 с.
2.3. Диссертации, статьи, авторефераты:
28. Акбарова М. Х. Лига сирийских писателей и ее место в развитии
современной сирийской новеллистики: Автореф. дисс. на соискание ученой
степени кандидата филологических наук. // М.: АН СССР. Ин-т народов
Азии, 1965. – 25 с.
29. Бармо А. Развитие жанра исторического романа в современной
сирийской литературе. / М.: Институт востоковедения РАН, 1993. – 23 с.
30. Жачемукова Б.М. Художественная специфика жанра исторического
романа // Б.М. Жачемукова, Ф.Б. Бешукова / Вестн. Адыгейского гос. ун-та.
Сер. 2: Филология и искусствоведение, 2011. – № 1. – С. 11-17
31. Ленобль Г. Исключения из правил. / М.: Звезда, 1958. № 12. С. – 176.
32. Лукач Г. Исторический роман / Литературный критик. 1937. № 7, 9,
12; 1938, № 3, 7, 8, 12.82

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ