Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕРУССКОГО МОНАШЕСТВА В ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД (КОНЕЦ X - НАЧАЛО XIII ВВ.)

Работа №66808

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
414
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОГО И ВИЗАНТИЙСКОГО 14
МОНАШЕСТВА
1.1. Зарождение и распространение монашества на Востоке 14
1.2. Роль монашества в Византийской империи 23
II. ПОЯВЛЕНИЕ МОНАШЕСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОБ- 34
ЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ДРЕВНЕЙ
РУСИ
2.1. Возникновение монастырей на Руси 34
2.2. Роль монастырей в общественно-экономической структуре 42
Древней Руси
III. БЫТ И КУЛЬТУРА МОНАСТЫРЕЙ В ДОМОНГОЛЬСКИЙ 49
ПЕРИОД НА ПРИМЕРЕ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ
3.1. Жизнь Киево-Печерских монахов в XI-XIII веках 49
3.2. Накопление духовного опыта внутри русских монастырей 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


Актуальность темы исследования. Несомненно, что практически две тысячи лет существования православного монашества нас более всего интересует древнейший этап этого события. И это зависит не только от того, что поздний период истории и современный более содержательны и информативны, поэтому гораздо полнее изучаются в обозрении прошлого, но еще и потому, что прочнейший фундамент монашества основан на Благовествовании Христова. Эта основа и сейчас продолжает хранить Церковь и каждого ее члена, ограждая от распада своей прочностью и твердостью. При этом следует отметить, что зарождение и дальнейшее развитие монашества происходило параллельно с формированием православной Церкви. Такие великие подвижники как преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, святые Оптинские старцы, относительно близкие к нашему времени, представляются современниками преподобного Антония Великого. В лице каждого духовного старца заметно осязается нерушимое единение Церкви земной и Церкви Небесной, времени и вечности.
При рассмотрении русского монашества, необходимо отметить, что оно возникло в скором времени после крещения Руси. В Повести временных лет говорится, что первые упоминания о монастырях относятся к концу X века в период княжения Владимира Святославича. Русское монашество вобрало в себя традиции монашества восточного.
Значительный отпечаток не только в истории русского монашества, но и всей русской истории оставила Киево-Печерская обитель, в которой было положено начало «истинному монашеству» на Руси. Это был первый монастырь, который содействовал развитию основ монашеского бытия, и от него устройство и образ жизни были переняты другими монастырями. Поскольку, на сегодняшний день внимание исследователей довольно сильно обращено к истории Русской Православной Церкви, то обращение к истории как монашества в целом, так и к истории Киево-Печерского монастыря представляется актуальным.
Такое большое внимание именно к Киево-Печерской обители вполне объяснимо, так как это был первый монастырь, адаптировавший в Древней Руси греческий идеал святости, а также оказал влияние на формирование основ монашеской жизни. Исследование истории монашеского быта, на который с самого своего существования повлиял Киево-Печерский монастырь, имеет очень большое значение, в первую очередь, для понимания особенностей генезиса монашества на Руси. Также для сравнения прошлого и настоящего, для понимания, что и как изменилось в монашеской жизни.
При исследовании истории русского монашества в самом начале открывается такая картина, которая делает данную тематику наиболее актуальной. Ситуация выглядит следующим образом: недостаток
источников, материал распределен по временам очень неравномерно, разбросанность документов по различным собраниям и отдельным изданиям.
Мы не имеем практически не одного собрания материалов, которые были бы подобранны по конкретному вопросу. В церковной литературе, вопреки ее довольно большому объему, разные этапы и процессы изложены неравномерно.
Степень изученности проблемы. Изучение русского монашества можно разделить на три этапа: первый - дореволюционный (XIX в.- нач. XX в.), второй - советский (1917 - 1990-е гг.), третий - современный.
Дореволюционный этап представляется в двух направлениях. Первое направление - «школа историков-иерархов», в которую входили еп. Амвросий (Орнатский), митр. Макарий (Булгаков) и архиеп. Филарет (Гумилевский). Второе направление представляет светская историческая наука.
Несмотря на то, что эти направления различались по способам изучения, их интересовали одни и те же вопросы. Например, вопросы о возникновении института монастырей (П. Казанский, И.И. Соколов), духовнической деятельности древнерусских монастырей (В.О. Ключевский, А. Алмазов, С.И. Смирнов), о специфике монастырского богослужения (М. Скалабанович, И. Мансветов) и т.д.
Явных достижений дореволюционная историография добилась в проведении исследования быта монахов Древней Руси. Довольно большой круг проблем, которые были связанны со временем возникновения и образованием первых древнерусских монастырей, поднимает митрополит Макарий (Булгаков) в своём большом труде «История русской церкви». Этот труд имеет обобщающий характер и включает полное описание древних монастырей, к тому же важное место в нём уделяется истории становления первых монастырей в Древней Руси, к числу которых митрополит Макарий относит Киево-Печерский монастырь, основание которого он называет «весьма важным событием по своему обширному влиянию на судьбу нашей 3 церкви».
Не малый интерес для изучения монашества и монастырей имеет работа Е. Е. Голубинского «История русской церкви». Этот труд включает специальный раздел, который посвящён истории обителей. Там затрагиваются разные вопросы о возникновении монашества на Руси, также представлены краткие описания монастырских уставов, проанализированы
особенности управления и «средства содержания» монастырей, «образы»
„ „ 4
монашества.
Существенный вклад в исследование православного монашества на Востоке внес Казанский П. , Соколов И.И. «Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века» , Ключевский В. О. «Древнерусские жития святых как исторический источник» , Смирнов С. «Древнерусский духовник».
П. С. Казанский изучал историю русского монашества до времён Сергия Радонежского. При рассмотрении условий возникновения и истоков монашества в Древней Руси, исследователь обращается к истории Киево-Печерской обители, называя его «начальником и рассадником русского иночества». Также П. С. Казанский рассматривает вопрос об упорядочивании жизни внутри монастыря, говоря о заслуги преподобного Феодосия в принятии Студийского устава и в организации первого монашеского общежития на Руси.
Итак, период XIX-начала XX века характеризуется как этап накопления и оценки фактического материала по истории русского монашества. Поэтому работы исследователей носят в основном обобщающий характер.
Следующий этап изучения института монашества - советская историография. Для неё характерно изучение монастырей в социально-экономическом аспекте. Углубленное изучение было произведено по вопросам становления и развития монастырского землевладения в работах Н. М. Гантаева, И. У. Будовница, Н. М. Тихомирова, Я. Н. Щапова, Я. Н. Водарского, И. Я. Фроянова. Также было произведено большое исследование в области влияния Киево-Печерской обители на развитие древнерусской культуры.
Некоторые особенности монашеской жизни на Руси XI - XIII вв. были изложены в трудах И. Я. Фроянова. Так, например, при анализе роли князя, им были обнаружены остатки языческих взглядов, связанных с сакрализацией служителей культа в архаических обществах.
В книге Б. А. Романова реализовалась первая попытка изучения образа жизни монахов. Занимаясь исследованием быта и нравов различных социальных групп населения в домонгольский период, историк обращается к монашеству, стремясь выделить характерные черты повседневности для его представителей. Работа Б. А. Романова нашла своё продолжение в труде Г. Г. Прошина. Он попытался оценить деятельность и идеалы православного монашества, методы влияния монастырей на население, рассматривая их как особые идеологические институты, нацеленные на распространения религиозного мировоззрения.
Что касается постсоветского периода, то работы исследователей сводятся, в основном, к общему анализу истории русской церкви. Было проведено лишь одно специальное исследование Е. С. Хариным. В своей диссертации он изучает монашество домонгоского времени, особенности быта и жизни в монастырях. Его исследование основано на анализе источников канонического права и агиографических сочинений.
Должно отдельно выделить русскую эмигрантскую историческую науку (А. В. Карташев, И. М. Концевича, Г.Федотов, И. К. Смолич). Для нее касательно в исследовании древнерусского монашества свойственный стремления осмыслить древнерусскую святость, проследить ее исторические истоки, обозначить уровень ее воздействия на древнерусское общество. Воссоздание жизни монахов показано лишь в исследованиях И. К. Смолича. Однако выстроены они, в основном, на поздних источниках - на так называемых Обиходниках и относятся к XVII в.
Цель исследования - изучить истоки возникновения русского монашества, рассмотреть особенности развития монашества и монашеского быта в домонгольский период (конец X-начало XIII веков).
Задачи исследования:
1. Реконструировать этапы древнего иночества;
2. Рассмотреть особенности возникновении первых монастырей на
Руси;
3. Проанализировать роль монастырей в общественно¬
экономической структуре Древней Руси;
4. Изучить жизнь Киево-Печерских монахов в X-XIII веках;
5. Исследовать накопление духовного опыта русскими
монастырями в домонгольский период.
Объект исследования - монашество как социокультурный феномен.
Предмет исследования - исследование особенностей происхождения и развития древнерусского монашества в домонгольский период.
Хронологические рамки работы охватывают период с конца X до начала XIII веков. Этот временной интервал в русской истории выделяется в особый период, который получил название «Домонгольская Русь». Данный период характеризуется образованием и развитием первых государственных форм, определённой стабильностью социальных и национальных процессов, а также культурным единством. Нижняя граница определена упоминанием в летописи о возникновении первого древнерусского монастыря около 988 года. Верхняя же граница обусловлена тем, что во время татаро¬монгольского нашествия на Русь в 1240 году, многие монастыри были разрушены и потом долгое время пребывали в запустении и упадке.
Новизна дипломной работы состоит в авторском рассмотрении и анализе истории происхождения и развития древнерусского монашества, а также в систематизации имеющегося материала по принципу выбора конкретного периода его развития.
Методология исследования. Изучение вопросов исторического пути развития монастырей и монашества в истории русской духовной культуры призывает исследователя привлекать различные методологические принципы. Первый из принципов - это особенное отношение к источникам, также добросовестный анализ документов, при котором особое внимание уделяется существительным, означающим бытовую жизнь.
Включение в число исследовательских задач реконструкции культурной традиции указывает на частичном применении в данном исследовании антропологического подхода. Среди его методов обозначим анализ эпизода, как наиболее актуальный для исследования.
Также в процессе реконструкции монастырской жизни, вместе с совокупностью общенаучных (системный анализ, синтез, дедукция), использовались и специально-научные методы. Ретроспективный метод использовался в процессе восстановления некоторых элементов. Историко-генетический и сравнительно-исторический методы использовались для выявления особенностей происхождения монашества на Руси X - XIII вв. Историко-системный метод исследования был привлечен для изучения видов и путей взаимодействия монастыря с обществом.
Источниковая база исследования. Основу данной работы представляют нарративные источники: летописи, агиографическая
литература, произведения поучительной литературы, а также Студийский устав. В качестве дополнительного источника привлекалась Библия.
Главными источниками, которые содержат в себе сведения по истории древнерусских монастырей, являются летописи. В Повести временных лет события изложены до начала второго десятилетия XII века. Она содержит около десятка сообщений по истории Киево-Печерского монастыря: о времени его основания, о кончине Феодосия Печерскогов 1074 году, о перенесении мощей преподобного Феодосия в 1091 году, о разорении монастыря в 1096 году половцами и прочие. Повесть временных лет позволяет датировать многие события ранней истории обители.
Говоря об изучении жизни иноков в монастырях со второго десятилетия XII до первой половины XIII века, большое значение имеют сведения таких летописей, как Лаврентьевская, Радзивиловская, Ипатьевская, Никоновская, Львовская, Троицкая, Новгородская, Московский летописный свод конца XV века, Тверской сборник. В них можно обнаружить сообщения о смерти и поставлении игуменов в Киево-Печерском монастыре, об отношениях между князьями и настоятелями, о становлении обители архимандритией и так далее.
Многие события из истории Киево-Печерского монастыря и обыденной жизни его иноков третьей четверти XI века можно найти на страницах Жития Феодосия Печерского, написанного в 80-х годах XI века преподобным Нестором летописцем. В житие содержится достаточное количество информации, которая даёт представление о монастырском быте, хозяйстве, характере взаимоотношений игумена с братией, с киевскими князьями.
Не маловажный источник представляет собой Киево-Печерский Патерик - сборник рассказов о Киево-Печерской обители и его иноках. Начало составления патерика относится к 20-м годам XIII века. Но как литературный сборник особого содержания, имеющий определённую систему изложения материала, патерик сложился лишь во второй половине XV столетия. Памятник даёт существенный материал об экономическом и политическом состоянии обители, а также предоставляет много фактов, характеризующих жизнь и социальное происхождение монахов.
Большую ценность имеют произведения поучительного характера, а именно «Поучения Феодосия Печерского». Этот памятник включает большое количество сведений о положениях внутреннего распорядка и поведения монахов, положения монастырской дисциплины. Представления об ухудшении поведения иноков и об ослаблении правил строгого общежительного устава даёт «Похвала Феодосию Печерскому» - произведение конца XI века.
Для изучения богослужения и монашества раннего периода истории русской церкви привлекается древнерусский перевод греческого текста Типикона патриарха Алексия Студита. Рукопись содержит две части: литургическую и дисциплинарную. Первая часть излагает содержание и порядок церковных служб, а во второй описаны правила быта иноков. Для данного исследования большой представляет конкретно дисциплинарная часть устава, которая содержит информацию о распорядке дня в монастыре, об одежде, пище, молитвах и трудовых послушаниях.
Все эти труды предоставляют основу для научных исследований, делают возможной работу по изучению генезиса древнерусского монашества в домонгольский период.
Теоретическая и практическая значимость исследования: Изучение исторического пути развития монастырей и монашества в истории русской духовной культуры, рассмотрение их быта позволит по-новому взглянуть на внутренний мир и внутреннюю составляющую данного процесса. Приобретённый в итоге исследования материал может быть применен при разработке общих лекционных курсов по истории Русской Православной Церкви, отечественному источниковедению, комплексу дополнительных исторических дисциплин, а также при написании научных и методических работ. Выводы исследования могут быть привлечены для чтения спецкурса «Монастыри и монашество в России». Общественная важность данного исследования связана с потребностью осознания явления монашества на Руси.
Апробация исследования. Тема данного исследования поднималась на научной конференции, где была представлена в виде доклада. Главные идеи настоящего исследования были изложены в статье:
Мягкая В.А. Киево-Печерская Лавра и её значение в истории Русской Церкви и русского народа// Евангелие в контексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник материалов V Междунар. Науч.-практ. Конф. / под ред. Т. И. Липич, С. М. Дергалева. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ БелГУ, 2017. - С.197-198.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, которые в свою очередь делятся на 2 параграфа, заключения и библиографии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Представленная дипломная работа была посвящена истории зарождения и развития древнерусского монашества, как социокультурного феномена.
Целью настоящего исследования было изучение истоков возникновения русского монашества, анализ особенностей дальнейшего развития древнерусских монастырей и их роли в общественно-экономической и культурной структуре Руси, а также изучение монашеского быта в домонгольский период.
Для достижения поставленной цели, нами были определены задачи, в процессе решения которых, мы смогли сделать следующие выводы.
При реконструкции этапов зарождения и распространения монашества на Востоке, мы пришли к выводу о том, что появление монашества явилось следствием стремления религиозных людей следовать образу жизни Христа. Первые зачатки монашества начинают складываться уже в конце I века от Рождества Христова, а уже IV век становится для монашества временем абсолютного подъёма. И причиной этому явилось прекращение гонений на христиан, внезапный мир, вследствие которого в Церковь стали приходить язычники, что привело к обмирщению христианской общины. И реакцией на этот процесс было выделение сообществ подвижников, которые желали нравственного совершенствования. Заступники святости, праведности по этой причине старались покинуть города и селения, уйти в пустыни. В числе этих подвижников был зачинатель монашества преподобный Антоний Великий, от которого форма монашеской жизни получила быстрое распространение.
Далее, изучив роль монашества в Византийской империи, мы определили то, что здесь монахи оказали достаточно большое и благотворное влияние на общество. Своей нравственной и добродетельной жизнью они подавали пример того, как должен жить истинный христианин, а назиданиями и проповедями упрочивали их в исполнении духовно- нравственных требований. Они смело изобличали несовершенства, предрассудки и обман, имевшиеся в жизни конкретных лиц, включая императоров, и всего общества, выступая на защиту притесняемых и угнетённых. Главная причина необычайного развития монашества в Византийской империи состояла в глубокой религиозности здешнего общества. В средние века практически вся Византия была усеяна монастырями и наполнена монахами, потому представлялась полностью монашеским царством.
При решении следующей задачи нашего исследования, а точнее, мы должны были рассмотреть особенности возникновения первых монастырей на Руси, мы определили, что они впервые появились вскоре после Крещения Руси вместе с прибывшими к нам из Греции священнослужителями. Первые монастыри являлись княжескими, то есть основывались они по приказанию князя и при его финансовой помощи. Но первым истиннорусским монастырём считается Киево-Печерская обитель, которая была основана подвижником с Афона преподобным Антонием. Монастырь одним из первых вводит строгий общежительный устав, по которому устраивается вся жизнь монахов. С самого начала Киево-Печерская Лавра являлась эталоном подвижничества, иноки монастыря были примером святости для многих людей: начиная от князей и заканчивая обычными крестьянами, и многие другие монастыри в разных частях страны начали устраиваться по примеру Киево-Печерского монастыря.
Далее, определяя роль монастырей в общественно-экономической структуре Древней Руси в X-XIII веках, мы можем с уверенностью сказать, что они имели довольно большое экономическое, политическое и социальное значение. Вокруг монастырей образовывались торговые и хозяйственные центры. Также монастыри способствовали укреплению власти князя на широкой территории Древней Руси, в то время монастырь был необходим великим князьям для утверждения своего положения как христианских властителей. Но ещё более важное место монастыри занимали в жизни простых людей. При них организовывались специальные дворы для бездомных и бедных, устраивались первые больницы, в которых помощь оказывалась каждому пришедшему. Настоятели монастырей были заступниками обиженных, и давали ценные советы и своё благословение правителям. В монастырях обретали пристанище и наставление все те, кто стремился к подвижнической жизни для избавления своей души от страстей.
В ходе решения четвёртой задачи, мы рассмотрели жизнь монахов на примере Киево-Печерской обители. Мы выяснили, что весь монастырский быт, начиная от богослужений заканчивая одеждой, пищей и отношениями внутри обители, регламентировался правилами Студийского
общежительного устава, который был введён преподобным Феодосием Печерским. Роль настоятеля в монастыре была очень велика, ничего не совершалось без его благословения. Игумен и иноки монастыря заботились о духовном спасении мирян. Авторитет настоятеля Киево-Печерской обители был настолько высок, что к нему приходили за советами и благословением великие князья. Изучив быт Киево-Печерских монахов, мы можем предположить какой была жизнь в других обителях Древней Руси, так как все они старались равняться на Киево-Печерский монастырь.
В результате решения последней задачи, мы можем с уверенностью сказать, что древнерусские монастыри являлись духовными, культурными и хозяйственными центрами страны. Монастыри, которые были тесно связанны с княжеской властью, находились в окрестностях крупных городов, являлись средоточием идеологической жизни Древней Руси. Там подвизались монахи-писатели, первые русские летописцы, писались жития преподобных и летописные произведения такие, как знаменитая «Повесть временных лет» и единственный в своём роде «Киево-Печерский патерик». Монастыри были центрами обучения грамотности и минимального просвещения. Также, крупные монастыри вели деятельность по подготовке
епископов - церковных администраторов в древнерусских княжествах, которые решали практически все вопросы мировоззренческой, церковной и семейной жизни людей. И Киево-Печерский монастырь занимал первое место среди других обителей по всем этим вопросам. Киево-Печерский монастырь являлся главным институтом благотворительности и милосердия, чем и заслужил свою славу среди людей.
История русских монастырей всегда была частью истории государства и, не смотря на все сложности и преграды, монашество было и остается важной и неотъемлемой частью нашей религиозной жизни, культуры, истории.
Таким образом, в ходе нашего исследования, следуя поставленным задачам, мы достигли цели дипломной работы - изучить истоки возникновения русского монашества, рассмотреть особенности развития монашества и монашеского быта в домонгольский период (конец X-начало XIII веков).



1. Абрамович Д.И. Изследование о Киево-Печерскомъ Патерике
какъ историко-литературном памятнике [Электронный ресурс] / Д. И. Абрамович. - СПБ.: Известия Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности, 1902. - 244 с. Режим доступа: http://feb-
web.ru/feb/izvest/1902/01/021 -233.htm?cmd=1
2. Архиепископ Василий (Кривошеий). Богословские труды 1952— 1983 гг. Статьи, доклады, переводы / Архиепископ Василий (Кривошеий). - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. - 124 с.
3. Архиепископ Сергий (Спасский). Избранные жития святых / Архиепископ Сергий (Спасский). - Владимир, 1893. - 65 с.
4. Архимандрит Палладий. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие по новооткрытым коптским документам. - Казань, 1899. - 132 с.
5. Балакина Т. История русской культуры [Электронный ресурс] / Т.
Балакина. - Москва, 1995. - 264 с. Режим доступа:
http: www.studmed.ru/balakina-ti-istoriya-otechestvennoy- kultury_4fa4889085a. html
6. Бестюжев-Рюмин К. Крещение Руси. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2008. - 302 с.
7. Библия. Книги Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 2012. - 1325 с.
8. Голубинский, Е. История русской церкви. В 2 т., T.I. Первая половина тома: Период первый, Киевский или домонгольский / Е. Голубинский. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье: Общество любителей церковной истории, 2002. - 563 с.
9. Грушевский М. С. Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия / М. С. Грушевский. - Киев, 1891. - 412 с.
10. Древнерусская литература / Составитель А. Л. Жовтис. М.: Высшая школа, 1965. - 55 с.
11. Духопельников В. М. История России XII-XVIII вв.: учебное пособие для студентов исторических специальностей высших учебных заведений [Электронный ресурс] / В. М. Духопельников. - Харьков, 2005. Режим доступа: htt://search.rsl.ru/ru/record/01003022115
12. Евсевий Кесарийский. Церковная история / Ввод, ст., коммент., библиогр. список и указатели И. В. Кривушина. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. - 544 с.
13. Житие преподобного Феодосия Печерского // Памятники литературы Древней Руси. XI-начало XII вв. - М., 1978. - 32 с.
14. Жития и подвиги святых Киево-Печерской Лавры с приложением избранных акафистов. - Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2005. - 257 с.
15. Иеромонах Никон. Монастыри и монашество на Руси (X-XII века). Вопросы истории. - 1991. - № 12. - С. 23-27.
16. Извеков М. Преподобный Антоний Великий // Христианское Чтение. - 1879. - 66 с.
17. Ильина Т. История искусств. - М.: Высшая школа, 1994. - 15 с.
18. История православного монашества на Востоке. В 2 т., Т. I / отв. ред. П. С. Казанский - М.: Паломник, 2000. - 17-24 с.
19. Ищенко, Д.С. Древнерусская рукопись XII века «Устав Студийский»: автореф. дис... канд. филол. наук / Д.С. Ищенко. - Одесса, 1968. - 51 с.
20. Казанский П. С. История православного русского монашества, от основания Печерской обители преподобным Антонием до основания Лавры Святой Троицы преподобным Сергием / П. С. Казанский. - М., 1855. - 50-54, 76 с.
21. Карамзин Н. М. История государства Российского [Электронный
источник] / Н. М. Карамзин. - М., 1991. Режим доступа:
http://modemlib.ru/books/karamzin nikolay mihaylovich/istoriya gosudarstva ro ssiyskogo/read 56/
22. Киево-Печерский патерик [Электронный ресурс] / Вст. ст. Д. С. Лихачёва. Сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачёва // Памятники литературы Древней Руси XII в. - М.: Худож. лит., 1980. Режим доступа: http: //publ .lib. ru/ARCHIVES/P/%27%27Pamyatniki literatury Drevney Rusi%2 7%27/%27%27PLDR%27%27.html#002
23. Киево-Печерский патерик. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси) [Электронный ресурс] / Сост. И общ. Ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачёва. - М.: Худож. лит., 1969. Режим доступа: http: //drevne.ru/lib/kppaterik s .htm
24. Киево-Печерский Патерик: полное собрание житий святых в Киево-Печерской Лавре подвизавшихся / перевод Е. Поселянин. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. - 18-20, 25 с.
25. Киселёв А. Великие духовные пастыри России / А. Киселёв. - М., 1999 - 389-391 с.
26. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник / В. Ключевский. - М., 1872. - 99, 105 с.
27. Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей. - Ленинград, 1926-1928. - 194 с.
28. Макарий (Булгаков), митроп. История Русской Церкви. - М., 1995. - Кн. 2. [Электронный ресурс] / Макарий (Булгаков), митр. - Режим доступа: http://azbuka.ru/otechnik/Makarij Bulgakov/istorij-russkoj-tserkvi/
29. Насонов А. Н. История русского летописания XI-начала XVII вв.: Очерки и исследования / А. Н. Насонов. - М., 1969. - 54 с.
30. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. - М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. - 374 с.
31. Новосельцев А. П. История России с древнейших времён до конца XVII века [Электронный ресурс] / А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров; под ред. А. Н. Сахарова, А. П. Новосельцева. - М.:АСТ_ЛТД, 1998. Режим доступа: http://alpan365.ru/biblioteka/istorija-rossii- do-konca-xvii-veka novoselcev i dr/
32. Очерки по истории русской церкви. В 2 т., Т. I [Электронный
ресурс] / А. В. Карташев. - М., 1997. Режим доступа:
https://azbuka.ru/otechnik/Anton Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi- tom-1/
33. Пархоменко В. А. Начало христианства на Руси / В. А. Пархоменко. - Полтава, 1911. - 32 с.
34. Пентковский A. M. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси / А. М. Пентковский. - М., 2001. - 78 с.
35. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории [Электронный ресурс] / С. Ф. Платонов. - М., 2000. Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=45182
36. Платонов, О.А. Повесть временных лет. / О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. - 544 с.
37. Полное собрание русских летописей. В 43 т.- М.: Языки Русской Культуры, 2000. - 265 с.
38. Поучения Феодосия Печерского: Поучение о терпении и о милостыне // Красноречие Древней Руси: XI-XVII вв. - М.: Советская Россия, 1987. - 67 с.
39. Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. / М. Д. Приселков. - СПБ: Наука, 2003. - 64 с.
40. Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста / М. Д. Приселков. - СПБ, 2002. - 67 с.
41. Прошин Г. Г. Чёрное воинство. Русский православный
монастырь: Легенда и быль / Г. Г. Прошин. - М., 1988. - 87 с.
42. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. [Электронный ресурс] / Б. А. Романов. - М.: Наука, 1966. Режим доступа: http://history-library.com/index.php?id1=3&category=istoriya- rossii&author=romanov-ba&book= 1996
43. Сахаров А. М. Церковь в период феодальной раздробленности // Христианство и Русь / А. М. Сахаров. - М., 1988. - 65 с.
44. Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества [Электронный ресурс] / А. И. Сидоров. - 1998. Режим доступа: http://predanie.ru/sidorov-aleksey-ivanovich/book/111886-drevnehristianskiy- asketizm-i-zarozhdenie-monashestva/
45. Сидоров А. И. У истоков культуры святости. Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках: Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. / А. И. Сидоров. - М., 2002. - 16 с.
46. Скабалланович М. Западное монашество в его прошлом и настоящем. Исторический очерк // Труды Императорской Киевской Духовной Академии. - Киев, 1917. - 55 с.
47. Смолич И. К. Русское монашество: Возникновение. Развитие. Сущность (988-1917) / И. К. Смолич. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. - 52 с.
48. Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века [Электронный источник] / И. И. Соколов. - СПБ, 2003. Режим доступа: http: //j erry-01. livej ournal. com/8336. html
49. Соловьев С. М. История России с древнейших времен / С. М. Соловьев. - М., 1959. - 94 с.
50. Стефанович П. С. Боярство и церковь в домонгольской Руси // Вопросы истории. - 2000. - № 7. - 45 с.
51. Тальберг Н. Д. История христианской церкви / Н. Д. Тальберг. - М., 1991. - 89 с.
52. Тихомиров М. Н. Древняя Русь [Электронный источник] / М. Н.
Тихомиров. - М.: Наука, 1975. Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/570089/
53. Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке / Е. Н. Трубецкой. - Киев, 1897. - 134 с.
54. Федотов Г. П. Святые древней Руси / Г. П. Федотов. - М., 1990. - 32 с.
55. Феофан Затворник, святитель. Древние иноческие уставы. - 1898. - 189 с.
56. Флоровский Г., прот. Догмат и история. - М., 1998. - 262 с.
57. Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси / И. Я. Фроянов. - Ижевск: Удмуртский университет, 2003. - 16 с.
58. Харин Е. С. Древнерусское монашество в XI-XIII вв.: Быт и нравы [Электронный ресурс]: дис. канд. ист. наук:07.00.02 / Харин Егор Сергеевич. - Ижевск, 2008. Режим доступа: http://diss.seluk.ru/di- istoriya/669354-1-drevnerusskoe-monashestvo-xiii-vv-bit-nravi.php
59. Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях / А. А. Шахматов. - М.: Академический Проект, 2001. - 73 с.
60. Щапов Я. Н. Государство и церковь в Древней Руси X-XIII вв. / Я. Н. Щапов. - М., 1989. - 101 с.
61. Экономцев И., прот. Исихазм и восточноевропейское
возрождение // Богословские труды. - М.: Издательство Московской
Патриархии, 1989. - 189 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ