Феномен утопического в духовном опыте современности: мышление, политика, культура
|
Введение 2
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИОГРАФИЯ УТОПИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА В
ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 9
§ 1. Социально-утопические идеи Античности 9
§2 Средневековая утопия 15
§3 Ренессанс, как формирование базы для классических утопий Нового
Времени 19
§4 Реформация в утопической перспективе 21
Глава II. Рассвет Классической Утопии 24
§ 1 Революция Нового времени и становление жанра утопии 24
§2. Утопическая мысль Просвещения 28
Глава III. От политической утопии к утопической политике 34
§1. Первая половина XIX века: окончание века классической утопии 34
§2. Вторая половина XIX века: формирование «научной» утопии 41
§3. Негативная утопия: Антиутопия и Дистопия XX-го века 51
Раздел II: УТОПИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 59
Глава I. Утопия XXI века или Эпоха Панутопизма 59
§1. Сущность и форма современной утопии 59
§2. Утопические элементы в рекламной продукции 65
Глава II. Утопия как форма самосознания человека 69
§ 1. Диалектика утопического сознания 71
§2. Утопия и Наука 74
§3. Дискуссионные проблемы в утопических исследованиях 75
Заключение 78
Список использованной литературы 82
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИОГРАФИЯ УТОПИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА В
ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 9
§ 1. Социально-утопические идеи Античности 9
§2 Средневековая утопия 15
§3 Ренессанс, как формирование базы для классических утопий Нового
Времени 19
§4 Реформация в утопической перспективе 21
Глава II. Рассвет Классической Утопии 24
§ 1 Революция Нового времени и становление жанра утопии 24
§2. Утопическая мысль Просвещения 28
Глава III. От политической утопии к утопической политике 34
§1. Первая половина XIX века: окончание века классической утопии 34
§2. Вторая половина XIX века: формирование «научной» утопии 41
§3. Негативная утопия: Антиутопия и Дистопия XX-го века 51
Раздел II: УТОПИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 59
Глава I. Утопия XXI века или Эпоха Панутопизма 59
§1. Сущность и форма современной утопии 59
§2. Утопические элементы в рекламной продукции 65
Глава II. Утопия как форма самосознания человека 69
§ 1. Диалектика утопического сознания 71
§2. Утопия и Наука 74
§3. Дискуссионные проблемы в утопических исследованиях 75
Заключение 78
Список использованной литературы 82
Проблема и актуальность исследования. Стремление к созданию совершенных конструкций есть одна из основных черт человеческой натуры, точно также феномен утопического можно обнаружить во всех культурах нашей планеты. Тем самым понятие утопии относится к базовым понятиям философского дискурса, и оказывается необходимым предметом многих философских и не только дисциплин, таких как: онтология, культурология, антропология, социальная философия, политическая философия и политология, социология, философия сознания и т.п. Однако такая распространённость не мешает феномену утопии оставаться крайне проблематичным явлением, постоянно изменяющимся на протяжении всей истории цивилизованного мира. Споры о природе утопии, о характере утопического сознания не утихают, и по сей день, можно сказать, что не существует ни одного однозначного определения в утопической проблематике. Само понятие утопии часто называют инфиницией, тем самым демонстрируя его неопределимость. Хотя стоит отметить, что сейчас утопический дискурс находится в стагнирующем состоянии, повторяя результаты прежних исследований. Такое положение дел вынуждает совершить попытку рассмотреть утопию вновь, однако, теперь с позиции современности, существуя уже в контексте ситуации постмодерна. Так что возможно нам удастся уловить сущность утопического, или по крайне мере определить, а что есть утопия сейчас.
Разъяснение феномена утопического, необходимо также в силу кризисной ситуации 2022 года. Исторически прослеживается тенденция к производству утопии именно во времена крайних изменений в социальной и культурной сфере, что собственно видно и сейчас, когда на политическую сцену выходят идеи схожие с проектами прежних утопистов. Ввиду этого само собой возникает потребность в исследовании утопии, дабы смочь пережить и урегулировать текущий мировой кризис.
Степень разработанности проблемы. Анализ утопической проблематики имеет под собой незначительную базу исследований, проводившихся в течение всего XX века до сегодняшнего дня, а само теоретизирование утопии берет своё начало с марксисткой философии. Причины, по которой утопии уделялось не столь много внимания, кроется в том факте, что в основном научное сообщество интересовалось смежными с утопией проблемами: идеологии, власти и подчинения, революции, историософская проблематика, христианская эсхатология и т.п. Однако на протяжении всего XX века философское сообщество активно обсуждало проблематику утопии, и здесь следует отметить ряд фамилий, разделив их на две группы.
1) Исторический обзор утопий представлен работами таких авторов как: А. Свентоховский, А. Фогт Ф.Э.Мэнюэль и Фр.П.Мэнюэль, Л. Т. Сарджент и др. Последний создал наиболее полный каталог утопий. Стоит отметить, что эти работы имели и большую долю анализа утопического, но все же их основной темой являлось составление исторического списка.
2) Аналитические работы, целью которых было исследование самого феномена утопического, с разных позиций: Э. Блох, К. Мангейм, М. Ласки, Х. Марраваль, Л. Мэмфорд, Е. Шацкий; Г. Морсон и Г. Гюнтер — рассматривали утопии, как специфический жанр.
Отечественная утопистика представляет собой не столь обширный список имен: В.П. Волгин, В.А. Чаликова, Е.Л. Черткова, Э.Я. Баталов, Ю.Д. Смирнова.
Ввиду комплексности утопических проблем, нельзя обойти стороной авторов, исследования которых не связаны напрямую с утопией, но использовались в данной работе, среди них: Новгородцев П.И. и Р. Дарендорф, Э. Тоффлер, и Г. Маркузе, Ж. Бодрияр и Галибина-Лебедева Е.С., Баткин Л.М. и М. Элиаде, Чернышов Ю.Г. и др. Анализируя утопические идеи, конечно, не возможно не обращаться к наследию знаменитых утопистов. И здесь список имен может растянуться до нескольких страниц, начиная с Гесиода заканчивая Н. Орескесом. Но все же стоит перечислить десяток всем известных утопистов: Т. Мор, А. Валентин, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Э.-Г. Моррели Э.Кабэ, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Ж. Грав, Т. Герцка, Г. Уэллс, Э.М. Форстер, Е. Замятин.
В итоге, хотя тематика утопии на первый взгляд выглядит достаточно разработанной, на самом деле оказывается весьма слабо изученной, если сравнить количество имён и работ, посвященных иным ключевым вопросам философской дисциплины, то увидим удручающую разницу. Современная же утопистика вовсе потеряла интерес к классическим вопросам утопии. В то же время развитие получают новорожденные темы: утопии и медиа, утопия и виртуальность, утопия и экология и т.п. Тем самым обнаруживается острая необходимость переосмыслить классические вопросы утопического дискурса (утопическое сознание, утопия и политика, утопия и идеология), что собственно и было одной из задач данной работы.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является трансформация концепта утопии с античных времен до эпохи информационного общества, предметом - состояние утопического феномена и его аспектов в социокультурном пространстве.
Цель исследования. Провести социально-философский и историко-философский обзор истории утопических учений и исследований утопии в западноевропейской парадигме, дабы выявить и теоретически обосновать этапы и особенности развития утопического феномена, с позиционированием ключевых проблем.
Задачи исследования. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать содержание утопических работ, начиная с эпохи античности вплоть до XXI столетия
2. Определить место, роль и особенности утопического дискурса в каждый из выделенных временных промежутков.
3. Сформулировать и обосновать краткую историческую сводку соответственно развитию утопического феномена
4. По результатам выше перечисленных задач, выделить основные вопросы и проблемы утопического дискурса
5. Представить варианты решения конкретных утопических проблем, варианты, как признанных исследователей, так и собственный авторский.
Методы исследования. Данное исследование базируется на принципе междисциплинарности, поэтому его методологическую базу составляют как общегуманитарные, так и философские методы:
1. Исторический метод (принцип историзма);
2. Метод единства исторического и логического;
3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному;
4. Методы сравнения, анализа и синтеза;
5. Метод генерализации в единстве с индивидуализацией;
6. Метод абстрагирования;
7. Аналитический и проблемный метод рассмотрения понятия.
Теоретическая значимость исследования представлена следующими положениями:
1. Были предложны два новых понятия для осмысления утопического дискурса XIX и XX веков, соответственно квази-политическая утопия и квази-утопическая политика. Введение данных понятий было обусловлено необходимостью разъяснить текучесть взаимоотношений между утопий и политикой на рубеже XX века.
2. Понятие панутопизма, лишь упоминавшееся ранее в работах В.Чаликовой, получило содержательное развитие, и было по-новому определено, и использовано для описания утопического в XXI веке.
3. Впервые была введена идея диалектического развития утопического сознания, которая проходит три стадии: утопия (обыденное сознание)^ не- утопия (утопическое сознание)^ идеология (идеологическое сознание)
4. Была переосмыслена концепция К.Мангейма о противостоянии утопии и идеологии, и предложена идея того, что идеология есть глубокая степень развития политического в утопии, когда последняя теряет себя и переходит в новое качество собственно идеологию. Хотя и не отрицается возможное в дальнейшем противостояние утопии и идеологии.
Практическая значимость исследования. Результаты выпускной квалификационной работы могут способствовать развитию теоретических знаний в области истории и теории культуры, социальной философии, политической философии, философии культуры, истории философии и антропологии. Также результаты могут послужить базой для дальнейшей разработки представленных идей, стать полезными для специалистов, и использоваться в преподавании специальных курсов.
Апробация результатов и публикации по теме ВКР: было опубликовано три работы, из которых две статьи в журнале из перечня РИНЦ: «Противоречивость Утопического Сознания» Studia Humanitatis Borealis 2021; «Проблематика дефиниции понятия утопии» научный журнал Studia Culturae 2021. Также были опубликованы тезисы по итогам конференций: «Место и форма утопии в современной политической жизни» VI Форума молодых политологов 2021; «Утопия как метод исследования нравственного идеала» Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы - 2021. ЭТИКА КАК НАУКА И ПРОФЕССИЯ.
Структура дипломной работы. Структура диссертации состоит из введения, двух разделов, первый раздел — 4 главы и 9 параграфов, второй раздел — 2 главы и 5 параграфов, заключения и библиографии, включающей в себя 56 наименований, как отечественной, так и зарубежной литературы.
Раздел I. Историография утопического феномена в Западной цивилизации Первый раздел целиком посвящен историческому анализу утопического феномена с эпохи Античности вплоть до наших дней.
Глава I. От истоков утопической мысли к рождению классической утопии Первая глава направлена на исследование и анализ утопического во времена античности, Средневековья и Ренессанса. Также затронут исторический период Реформации с целью продемонстрировать особенность производства утопического в кризисный период религиозного сознания.
Глава II. Рождение и рассвет Классической Утопии
Данная глава описывает и проводит анализ причин рождения классической утопии на границе между поздним Возрождением и Новым временем, а также рассвет утопический проектов времен Просвещения и Великой Французской революции.
Глава III. От политической утопии к утопической политике
Третья глава является одной из самых масштабных, так начиная с анализа утопических проектов первой половин XIX века, проходя и исследуя утопические метаморфозы второй половины XIX в., все заканчивается анализом утопии и антиутопии XX. На таком историческом фоне развивается идея политизации утопии, и медленного ее трансформирования в идеологию.
Раздел II. Утопическая теория в новейшее время.
Второй раздел ВКР знакомит читателя с анализом и разработкой вопросов утопической проблематики современности. Здесь предлагаются к рассмотрению авторские идеи по решению ряда проблем, а также варианты признанных ученных.
Глава I. Утопия XXI века или Эпоха Панутопизма.
Первая глава второго раздела отходит от исторического обзора предыдущего разедла, и является сугубо аналитической, ввиду того, что предметом исследования является современные автору события. Окончательный вывод главы заключается в призвании XXI века — эпохой панутопизма, когда утопическое расплывается и покрывает почти любой аспект человеческой жизни. Отдельный параграф посвящен взаимодействию медиа и утопии.
Глава II. Фигура утописта и Утопическое сознание.
Вторая глава уделяет свое внимание в основном утопическому сознанию и его носителю, обращаясь тем самым к природе самого утопического, к политическому аспекту утопического, раскрываемого через соотношение утопии и идеологии. Также затрагивается взаимодействие утопии и науки в попытке замены марксистского взгляда на утопию. Последний параграф заостряет внимание на нерешенных вопросах утопии.
Аннотация на английском. Utopia is a word that is familiar to everyone, but the degree of its significance is equal to the degree of its problematic. This fact becomes even more interesting, given that utopias have been created throughout the history of the civilized world. The presented work aims to clarify the phenomenon of the utopian. To complete the mission, a number of tasks will be completed. First, the transformation of the utopian phenomenon throughout the history of Western civilization will be considered, and the main characteristics of the utopian discourse of each era will be highlighted. Based on the data obtained, a number of key problems of utopia will be identified. As options for solutions, both author's innovations and positions of recognized scientists will be presented. It seems necessary to address the phenomenon of utopia, because the ability to dream and create ideals is what makes a person human.
Разъяснение феномена утопического, необходимо также в силу кризисной ситуации 2022 года. Исторически прослеживается тенденция к производству утопии именно во времена крайних изменений в социальной и культурной сфере, что собственно видно и сейчас, когда на политическую сцену выходят идеи схожие с проектами прежних утопистов. Ввиду этого само собой возникает потребность в исследовании утопии, дабы смочь пережить и урегулировать текущий мировой кризис.
Степень разработанности проблемы. Анализ утопической проблематики имеет под собой незначительную базу исследований, проводившихся в течение всего XX века до сегодняшнего дня, а само теоретизирование утопии берет своё начало с марксисткой философии. Причины, по которой утопии уделялось не столь много внимания, кроется в том факте, что в основном научное сообщество интересовалось смежными с утопией проблемами: идеологии, власти и подчинения, революции, историософская проблематика, христианская эсхатология и т.п. Однако на протяжении всего XX века философское сообщество активно обсуждало проблематику утопии, и здесь следует отметить ряд фамилий, разделив их на две группы.
1) Исторический обзор утопий представлен работами таких авторов как: А. Свентоховский, А. Фогт Ф.Э.Мэнюэль и Фр.П.Мэнюэль, Л. Т. Сарджент и др. Последний создал наиболее полный каталог утопий. Стоит отметить, что эти работы имели и большую долю анализа утопического, но все же их основной темой являлось составление исторического списка.
2) Аналитические работы, целью которых было исследование самого феномена утопического, с разных позиций: Э. Блох, К. Мангейм, М. Ласки, Х. Марраваль, Л. Мэмфорд, Е. Шацкий; Г. Морсон и Г. Гюнтер — рассматривали утопии, как специфический жанр.
Отечественная утопистика представляет собой не столь обширный список имен: В.П. Волгин, В.А. Чаликова, Е.Л. Черткова, Э.Я. Баталов, Ю.Д. Смирнова.
Ввиду комплексности утопических проблем, нельзя обойти стороной авторов, исследования которых не связаны напрямую с утопией, но использовались в данной работе, среди них: Новгородцев П.И. и Р. Дарендорф, Э. Тоффлер, и Г. Маркузе, Ж. Бодрияр и Галибина-Лебедева Е.С., Баткин Л.М. и М. Элиаде, Чернышов Ю.Г. и др. Анализируя утопические идеи, конечно, не возможно не обращаться к наследию знаменитых утопистов. И здесь список имен может растянуться до нескольких страниц, начиная с Гесиода заканчивая Н. Орескесом. Но все же стоит перечислить десяток всем известных утопистов: Т. Мор, А. Валентин, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Э.-Г. Моррели Э.Кабэ, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Ж. Грав, Т. Герцка, Г. Уэллс, Э.М. Форстер, Е. Замятин.
В итоге, хотя тематика утопии на первый взгляд выглядит достаточно разработанной, на самом деле оказывается весьма слабо изученной, если сравнить количество имён и работ, посвященных иным ключевым вопросам философской дисциплины, то увидим удручающую разницу. Современная же утопистика вовсе потеряла интерес к классическим вопросам утопии. В то же время развитие получают новорожденные темы: утопии и медиа, утопия и виртуальность, утопия и экология и т.п. Тем самым обнаруживается острая необходимость переосмыслить классические вопросы утопического дискурса (утопическое сознание, утопия и политика, утопия и идеология), что собственно и было одной из задач данной работы.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является трансформация концепта утопии с античных времен до эпохи информационного общества, предметом - состояние утопического феномена и его аспектов в социокультурном пространстве.
Цель исследования. Провести социально-философский и историко-философский обзор истории утопических учений и исследований утопии в западноевропейской парадигме, дабы выявить и теоретически обосновать этапы и особенности развития утопического феномена, с позиционированием ключевых проблем.
Задачи исследования. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать содержание утопических работ, начиная с эпохи античности вплоть до XXI столетия
2. Определить место, роль и особенности утопического дискурса в каждый из выделенных временных промежутков.
3. Сформулировать и обосновать краткую историческую сводку соответственно развитию утопического феномена
4. По результатам выше перечисленных задач, выделить основные вопросы и проблемы утопического дискурса
5. Представить варианты решения конкретных утопических проблем, варианты, как признанных исследователей, так и собственный авторский.
Методы исследования. Данное исследование базируется на принципе междисциплинарности, поэтому его методологическую базу составляют как общегуманитарные, так и философские методы:
1. Исторический метод (принцип историзма);
2. Метод единства исторического и логического;
3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному;
4. Методы сравнения, анализа и синтеза;
5. Метод генерализации в единстве с индивидуализацией;
6. Метод абстрагирования;
7. Аналитический и проблемный метод рассмотрения понятия.
Теоретическая значимость исследования представлена следующими положениями:
1. Были предложны два новых понятия для осмысления утопического дискурса XIX и XX веков, соответственно квази-политическая утопия и квази-утопическая политика. Введение данных понятий было обусловлено необходимостью разъяснить текучесть взаимоотношений между утопий и политикой на рубеже XX века.
2. Понятие панутопизма, лишь упоминавшееся ранее в работах В.Чаликовой, получило содержательное развитие, и было по-новому определено, и использовано для описания утопического в XXI веке.
3. Впервые была введена идея диалектического развития утопического сознания, которая проходит три стадии: утопия (обыденное сознание)^ не- утопия (утопическое сознание)^ идеология (идеологическое сознание)
4. Была переосмыслена концепция К.Мангейма о противостоянии утопии и идеологии, и предложена идея того, что идеология есть глубокая степень развития политического в утопии, когда последняя теряет себя и переходит в новое качество собственно идеологию. Хотя и не отрицается возможное в дальнейшем противостояние утопии и идеологии.
Практическая значимость исследования. Результаты выпускной квалификационной работы могут способствовать развитию теоретических знаний в области истории и теории культуры, социальной философии, политической философии, философии культуры, истории философии и антропологии. Также результаты могут послужить базой для дальнейшей разработки представленных идей, стать полезными для специалистов, и использоваться в преподавании специальных курсов.
Апробация результатов и публикации по теме ВКР: было опубликовано три работы, из которых две статьи в журнале из перечня РИНЦ: «Противоречивость Утопического Сознания» Studia Humanitatis Borealis 2021; «Проблематика дефиниции понятия утопии» научный журнал Studia Culturae 2021. Также были опубликованы тезисы по итогам конференций: «Место и форма утопии в современной политической жизни» VI Форума молодых политологов 2021; «Утопия как метод исследования нравственного идеала» Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы - 2021. ЭТИКА КАК НАУКА И ПРОФЕССИЯ.
Структура дипломной работы. Структура диссертации состоит из введения, двух разделов, первый раздел — 4 главы и 9 параграфов, второй раздел — 2 главы и 5 параграфов, заключения и библиографии, включающей в себя 56 наименований, как отечественной, так и зарубежной литературы.
Раздел I. Историография утопического феномена в Западной цивилизации Первый раздел целиком посвящен историческому анализу утопического феномена с эпохи Античности вплоть до наших дней.
Глава I. От истоков утопической мысли к рождению классической утопии Первая глава направлена на исследование и анализ утопического во времена античности, Средневековья и Ренессанса. Также затронут исторический период Реформации с целью продемонстрировать особенность производства утопического в кризисный период религиозного сознания.
Глава II. Рождение и рассвет Классической Утопии
Данная глава описывает и проводит анализ причин рождения классической утопии на границе между поздним Возрождением и Новым временем, а также рассвет утопический проектов времен Просвещения и Великой Французской революции.
Глава III. От политической утопии к утопической политике
Третья глава является одной из самых масштабных, так начиная с анализа утопических проектов первой половин XIX века, проходя и исследуя утопические метаморфозы второй половины XIX в., все заканчивается анализом утопии и антиутопии XX. На таком историческом фоне развивается идея политизации утопии, и медленного ее трансформирования в идеологию.
Раздел II. Утопическая теория в новейшее время.
Второй раздел ВКР знакомит читателя с анализом и разработкой вопросов утопической проблематики современности. Здесь предлагаются к рассмотрению авторские идеи по решению ряда проблем, а также варианты признанных ученных.
Глава I. Утопия XXI века или Эпоха Панутопизма.
Первая глава второго раздела отходит от исторического обзора предыдущего разедла, и является сугубо аналитической, ввиду того, что предметом исследования является современные автору события. Окончательный вывод главы заключается в призвании XXI века — эпохой панутопизма, когда утопическое расплывается и покрывает почти любой аспект человеческой жизни. Отдельный параграф посвящен взаимодействию медиа и утопии.
Глава II. Фигура утописта и Утопическое сознание.
Вторая глава уделяет свое внимание в основном утопическому сознанию и его носителю, обращаясь тем самым к природе самого утопического, к политическому аспекту утопического, раскрываемого через соотношение утопии и идеологии. Также затрагивается взаимодействие утопии и науки в попытке замены марксистского взгляда на утопию. Последний параграф заостряет внимание на нерешенных вопросах утопии.
Аннотация на английском. Utopia is a word that is familiar to everyone, but the degree of its significance is equal to the degree of its problematic. This fact becomes even more interesting, given that utopias have been created throughout the history of the civilized world. The presented work aims to clarify the phenomenon of the utopian. To complete the mission, a number of tasks will be completed. First, the transformation of the utopian phenomenon throughout the history of Western civilization will be considered, and the main characteristics of the utopian discourse of each era will be highlighted. Based on the data obtained, a number of key problems of utopia will be identified. As options for solutions, both author's innovations and positions of recognized scientists will be presented. It seems necessary to address the phenomenon of utopia, because the ability to dream and create ideals is what makes a person human.
В завершении исследования вернёмся к его началу, а именно к цели, поставленной во введении. Цель работы заключалась в построении системы исторического развития утопии с параллельной задачей выявления ключевых проблем утопистики, и их возможного решения. Данная работа стала важным шагом на пути к достижению поставленной цели, были очерчены границы смены утопических парадигм, выявлены особенности каждого периода, в то же время не остались без внимания противоречия утопистики, в связи с которыми были предложены авторские решения некоторых из них. Хотя я убежден, что многое осталось без достаточного внимания, отбросим сомнения в сторону, и напрямую взглянем на результаты для выяснения их полезности и содержательности в качестве базы для дальнейших исследований.
Итак, по итогам исследования следует сделать определённые выводы. Соответственно поставленным задачам была сформирована линия исторического развития утопии, и в качестве основного вывода было сформулировано следующее положение: История развития утопического представляет собой постоянный процесс взаимодействия утопии и иных форм социального, что приводит к созданию и смене уникальных утопических парадигм. Кратко историческую схему можно представить так:
1) Первая фаза: Античная утопия - основана в первую очередь на архетипических образах, располагающих идеал в прошедшем «золотом веке»; литературный характер разрознен, так что нельзя говорить о каком-либо каноне; появляются первые прообразы политических утопий, особенно в Древнем Риме; утопии находят себе приют в идеях различных философских школ (стоицизм, эпикуреизм, платонизм и т.д.)
2) Вторая фаза: Средневековье - развитие утопических идей происходит в лоне эсхатологических концепций христианства, в виде явлений хилиазма или милленаризма; невозможность независимой от религиозного сознания утопии, связанная в-первую очередь с полным господством христианского миросозерцания, во-вторых с тотальным присутствием института церкви в жизни любого человека.
3) Третья фаза: Эпоха Возрождения - переходный период между эсхатологической утопией и классической, характеризуется, однако уникальными чертами: утопия вплетается в нить философии, обретая себя в гуманистической мысли, в утверждении мощи и свободы человека; появляются градостроительные проекты, носящие прямо или косвенно утопически характер; эпоха Возрождения заложила фундамент для новоевропейской революции.
4) Четвертная фаза: Новое время - век рождения классической утопии. Именно в это время, можно говорить о формировании классического утопического жанра, которому присущи всем знакомые черты: образ путешествия, потерянный остров, продуманная организация, вечное возвращение путника и т.д.; работы Нового времени носили характер скорее литературный, чем политический.
5) Пятая фаза: Просвещение - развитие утопической традиции Нового Времени, и все большее вхождение политического в сферу утопии. Появление первых утопий-проектов, и попыток их реализации. Присутствуют всем известные литературные клише. Данная эпоха ознаменована Великой Французской революцией.
6) Шестая фаза: Первая половина XIX века, характеризуется высшей стадией развития классической утопии, и соответственно ее исчезновением;
наступает пик попыток реализации утопии; политическое постепенно сливается с утопическим, однако оставаясь при этом в подчиненном положении. В утопиях XIX века, были заложены многие идеалы, которые обретут себя лишь во второй половине данного столетия.
7) Седьмая фаза: Вторая половина XIX века - классическая утопия исчезает из утопического дискурса, а сама утопия переходит в плоскость политического, оставляя при этом свою идеальною сущность, так что такое противоречие рождает квази-политическую утопию. Однако вместе с тем, начинается процесс детерминации утопического в истории, его привязка и обоснование течением общественно-исторического развития, тем самым мы наблюдаем медленное подчинение утопии дискурсу политического. Важно отметить роль марксизма в этом процессе. Утопия, теряет свою классическую литературную форму, образуя два течения: утопия-программа - данная линия разовьется в будущем в идеологию, и фантастическая утопия. Последняя литературная форма утопии, демонстрирует нам сближение жанров утопии и фантастики.
8) Восьмая фаза: XX век характеризуется тремя основными процессами: во- первых, рассвет негативной утопии, выразившийся в масштабном продуцировании антиутопий и дистопий. Во-вторых, синтез утопии и фантастики, так что эти жанры становится трудно отличимыми. В -третьих, окончательная победа политического, и образование новой формы утопии: квази-утопической политики, отныне сама политика заговорит на языке утопии, который будет невидимой линией проходить через все политические теории. В связи с этим появляется также практопия, как особый жанр отражающий квази-утопический характер современной политики.
9) Девятая фаза: XXI век отражает смену форму утопии с квази-утопической политики на панутопизм. Само понятие панутопизма подразумевает под собой хаотичное состояние утопии, так что более мы не видим более цельных утопических проектов, однако утопические элементы проникли во все культурные сферы. Таким образом, XXI век есть, пожалуй, самый утопичный период в истории человечества, масштаб производства утопических концептов и проникновение утопических элементов в нашу жизнь растет с каждым днем. Вскоре возможно мы увидим утопический взрыв, который будет вызван текущим кризисным положением западной цивилизации.
В результате проведённого анализа и на основе полученных данных удалось решить следующую группу задач. Был выявлен ряд утопических проблем, и предложено их авторское решение.
В отношении природы утопического сознания предложена идея диалектического развития последнего, данная схема представляется таковой: I Обыденное сознание ^ II Утопическое сознание ^ III Идеологическое сознание. Каждый элемент вступает в противоречие с последующим, тем самым рождая новый. Становление утопического сознания идет параллельно с процессом становление самой утопии: I утверждение утопии ^ II отрицание не-утопия ^ III синтез - идеологии. Важно отметить, что стадии эволюции не являются необходимым, так что не обязателен проход через все. Предложенное решение проблемы утопического сознания, повлекло за собой переосмысления концепции К. Мангейма о противостоянии утопии и идеологии, а именно была выдвинута идея преемственности их отношений, хотя в то же время не отрицалось их возможная борьба, как самодостаточных стадий. Потому уместно назвать это именно переосмыслением, а не заочным спором с известным философом.
Особое внимание было уделено взаимоотношениям утопии и науки, в этом смысле была совершена попытка переосмысления марксистских позиций пренебрежительного отношения к утопии. Наоборот была указана близость утопии и науки, сходство их мотивов и методов. Важным моментом также стало указание на важность концепции П.И. Новгородцева в осмыслении утопического, и потенция этой идеи стать провожатым современного мира. В отношении иной категория вопросов был проведен лишь анализ и предложены варианты решений признанных исследователей.
К таким проблемам относятся: взаимоотношения утопии и религии, дефиницонный и классификационный вопросы.
Таким образом, выводы, сделанные в ходе работы над ВКР, представляют собой комплекс, состоящий из двух основных групп. Так если первая описывает состояние и особенности исторических фаз развития утопии, а также проблематизирует их, то вторая в свою очередь выделяет общие для всех периодов вопросы, и стремиться найти их решения. Это соответствует и главному мотиву данного текста, а именно стремлению к воскрешению утопистики путем переосмысления классических вопросов утопии. Поэтому под конец хочется сказать, что утопия — это настолько опасная и непонятная вещь, насколько она и великая, и потому стоит всегда помнить:
«.. .Нет счастливых народов
И острова нет, на котором уже никогда не прольется кровь человека.
Но есть правда создания чего-то нового, лучшего...
Хотя все лучшее рождается в муках - как и люди»
Итак, по итогам исследования следует сделать определённые выводы. Соответственно поставленным задачам была сформирована линия исторического развития утопии, и в качестве основного вывода было сформулировано следующее положение: История развития утопического представляет собой постоянный процесс взаимодействия утопии и иных форм социального, что приводит к созданию и смене уникальных утопических парадигм. Кратко историческую схему можно представить так:
1) Первая фаза: Античная утопия - основана в первую очередь на архетипических образах, располагающих идеал в прошедшем «золотом веке»; литературный характер разрознен, так что нельзя говорить о каком-либо каноне; появляются первые прообразы политических утопий, особенно в Древнем Риме; утопии находят себе приют в идеях различных философских школ (стоицизм, эпикуреизм, платонизм и т.д.)
2) Вторая фаза: Средневековье - развитие утопических идей происходит в лоне эсхатологических концепций христианства, в виде явлений хилиазма или милленаризма; невозможность независимой от религиозного сознания утопии, связанная в-первую очередь с полным господством христианского миросозерцания, во-вторых с тотальным присутствием института церкви в жизни любого человека.
3) Третья фаза: Эпоха Возрождения - переходный период между эсхатологической утопией и классической, характеризуется, однако уникальными чертами: утопия вплетается в нить философии, обретая себя в гуманистической мысли, в утверждении мощи и свободы человека; появляются градостроительные проекты, носящие прямо или косвенно утопически характер; эпоха Возрождения заложила фундамент для новоевропейской революции.
4) Четвертная фаза: Новое время - век рождения классической утопии. Именно в это время, можно говорить о формировании классического утопического жанра, которому присущи всем знакомые черты: образ путешествия, потерянный остров, продуманная организация, вечное возвращение путника и т.д.; работы Нового времени носили характер скорее литературный, чем политический.
5) Пятая фаза: Просвещение - развитие утопической традиции Нового Времени, и все большее вхождение политического в сферу утопии. Появление первых утопий-проектов, и попыток их реализации. Присутствуют всем известные литературные клише. Данная эпоха ознаменована Великой Французской революцией.
6) Шестая фаза: Первая половина XIX века, характеризуется высшей стадией развития классической утопии, и соответственно ее исчезновением;
наступает пик попыток реализации утопии; политическое постепенно сливается с утопическим, однако оставаясь при этом в подчиненном положении. В утопиях XIX века, были заложены многие идеалы, которые обретут себя лишь во второй половине данного столетия.
7) Седьмая фаза: Вторая половина XIX века - классическая утопия исчезает из утопического дискурса, а сама утопия переходит в плоскость политического, оставляя при этом свою идеальною сущность, так что такое противоречие рождает квази-политическую утопию. Однако вместе с тем, начинается процесс детерминации утопического в истории, его привязка и обоснование течением общественно-исторического развития, тем самым мы наблюдаем медленное подчинение утопии дискурсу политического. Важно отметить роль марксизма в этом процессе. Утопия, теряет свою классическую литературную форму, образуя два течения: утопия-программа - данная линия разовьется в будущем в идеологию, и фантастическая утопия. Последняя литературная форма утопии, демонстрирует нам сближение жанров утопии и фантастики.
8) Восьмая фаза: XX век характеризуется тремя основными процессами: во- первых, рассвет негативной утопии, выразившийся в масштабном продуцировании антиутопий и дистопий. Во-вторых, синтез утопии и фантастики, так что эти жанры становится трудно отличимыми. В -третьих, окончательная победа политического, и образование новой формы утопии: квази-утопической политики, отныне сама политика заговорит на языке утопии, который будет невидимой линией проходить через все политические теории. В связи с этим появляется также практопия, как особый жанр отражающий квази-утопический характер современной политики.
9) Девятая фаза: XXI век отражает смену форму утопии с квази-утопической политики на панутопизм. Само понятие панутопизма подразумевает под собой хаотичное состояние утопии, так что более мы не видим более цельных утопических проектов, однако утопические элементы проникли во все культурные сферы. Таким образом, XXI век есть, пожалуй, самый утопичный период в истории человечества, масштаб производства утопических концептов и проникновение утопических элементов в нашу жизнь растет с каждым днем. Вскоре возможно мы увидим утопический взрыв, который будет вызван текущим кризисным положением западной цивилизации.
В результате проведённого анализа и на основе полученных данных удалось решить следующую группу задач. Был выявлен ряд утопических проблем, и предложено их авторское решение.
В отношении природы утопического сознания предложена идея диалектического развития последнего, данная схема представляется таковой: I Обыденное сознание ^ II Утопическое сознание ^ III Идеологическое сознание. Каждый элемент вступает в противоречие с последующим, тем самым рождая новый. Становление утопического сознания идет параллельно с процессом становление самой утопии: I утверждение утопии ^ II отрицание не-утопия ^ III синтез - идеологии. Важно отметить, что стадии эволюции не являются необходимым, так что не обязателен проход через все. Предложенное решение проблемы утопического сознания, повлекло за собой переосмысления концепции К. Мангейма о противостоянии утопии и идеологии, а именно была выдвинута идея преемственности их отношений, хотя в то же время не отрицалось их возможная борьба, как самодостаточных стадий. Потому уместно назвать это именно переосмыслением, а не заочным спором с известным философом.
Особое внимание было уделено взаимоотношениям утопии и науки, в этом смысле была совершена попытка переосмысления марксистских позиций пренебрежительного отношения к утопии. Наоборот была указана близость утопии и науки, сходство их мотивов и методов. Важным моментом также стало указание на важность концепции П.И. Новгородцева в осмыслении утопического, и потенция этой идеи стать провожатым современного мира. В отношении иной категория вопросов был проведен лишь анализ и предложены варианты решений признанных исследователей.
К таким проблемам относятся: взаимоотношения утопии и религии, дефиницонный и классификационный вопросы.
Таким образом, выводы, сделанные в ходе работы над ВКР, представляют собой комплекс, состоящий из двух основных групп. Так если первая описывает состояние и особенности исторических фаз развития утопии, а также проблематизирует их, то вторая в свою очередь выделяет общие для всех периодов вопросы, и стремиться найти их решения. Это соответствует и главному мотиву данного текста, а именно стремлению к воскрешению утопистики путем переосмысления классических вопросов утопии. Поэтому под конец хочется сказать, что утопия — это настолько опасная и непонятная вещь, насколько она и великая, и потому стоит всегда помнить:
«.. .Нет счастливых народов
И острова нет, на котором уже никогда не прольется кровь человека.
Но есть правда создания чего-то нового, лучшего...
Хотя все лучшее рождается в муках - как и люди»
Подобные работы
- Феномен утопического в духовном опыте современности: мышление, политика, культура
Бакалаврская работа, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ТРАДИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (09.00.11)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1994 - Проблема судьбы Творца у позднего Хайдеггера
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ТРАДИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1994 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРОВ
(НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ЛОФТ-ПРОСТРАНСТВ Г. КРАСНОЯРСКА)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020



