АННОТАЦИЯ 2
Список принятых терминов и сокращений для написания ВКР 4
Введение 7
Глава I. Теоретические и нормативно-правовые основы в области реновации территорий промышленных предприятий 10
1.1 Анализ теоретических основ в области реновации территорий промышленных предприятий 10
1.1.1 Реновация промышленных территорий: сущность и значение в рамках комплексного развития территорий 10
1.1.2 Современное использование промышленных территорий 12
1.2 Анализ нормативно-правовых основ в области реновации промышленных предприятий 18
Выводы по Главе 1 27
Глава 2 Практические аспекты в области реновации территорий промышленных предприятий 30
2.1 Выявление и анализ проблем сложившихся промышленных территории 30
2.2 Реализованные проекты в области реноваций территорий промышленных предприятий, современное использование и новый взгляд 37
Выводы по Главе 2 40
Глава 3 Практическое обоснование реновации, определение принципов и алгоритма действий по реновации территории «Красный треугольник» 43
3.1 Описание объекта исследования: история, характеристика, актуальная проблематика 43
3.2 Целевые рамки реновации исследуемой территории «Красный треугольник» 49
3.3 Предложение алгоритма действий по реновации территории «Красный треугольник» 51
Выводы по Главе 3 60
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 70
Публикации 83
На сегодняшний день потребность в реновации различных территорий очевидна, как показывает исторический, зарубежный и отечественный опыт. Сегодня, как говорят многие аналитики, “будущее на территориях промышленных зон есть и должно быть”. Несомненно, территории бывших промышленных предприятий не должны оставаться без внимания. Такие территории, обычно уже находятся в черте города, исследуемая территория и ряд других промышленных территорий в Петербурге таковыми и являются. По сути, такие территории будто тормозят развитие города, затемняют его, омрачают, однако, если придать таким территориям жизнь, они очень быстро, на мой взгляд, смогут принести положительный эффект городу.
Территория бывшего мануфактурного предприятия, ранее называвшегося Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры под фирмою “Треугольник”, на сегодняшний день представляется очень интересной, инвестиционно - привлекательной, однако с большим рядом проблем, сложностей, разных видов прав собственности, с объектами культурного наследия территорией, которую, на мой взгляд, необходимо развивать. И делать это постепенно. Шаг за шагом, оживляя один участок территории за другим. Тем самым включать в работу и задействовать всевозможные участки территории, наделять смыслом и единством данный объект, и в свою очередь придать наиболее эффективное использование территории и достичь максимальной полезной выгоды для горожан, экологии и города. Сделать эту территорию комплексно и устойчиво развитой.
Актуальность темы исследования. На данный момент промышленные территории являются привлекательными для девелоперов, инвесторов, в частности города. Реализация процесса реновации и последующее вложение инвестиций позволяет приспособить промышленные территории к современным требованиям, а также наилучшим образом использовать данные территории.
Целью работы является: “Определение принципов и составление алгоритма реновации сложившейся промышленной территории “Красный треугольник”. Объектом исследования является производственная территория бывшего мануфактурного предприятия “Красный треугольник”. Предметом исследования является процесс реновации промышленных территорий Серого пояса г. Санкт-Петербурга.
Задачи:
1. Изучить законодательную и нормативно-правовую базу в области реновации промышленных территорий
2. Составить перечень основных терминов к работе
3. Изучить сущность и значение реновации, практическую реализацию проектов
4. Выявить проблемы в области реновации территории “Красный треугольник”
5. Обосновать целевые рамки реновации территории “Красный треугольник”
6. Изучить концепции и программы к действию в области реновации территории “Красный треугольник”
7. Определить принципы реновации территорий промышленных предприятий
8. Составить алгоритм по реновации территории “Красный треугольник”
В процессе решения поставленных задач были сделаны следующие выводы:
- механизм комплексного развития территории (КРТ) не является подходящим для реализации проектов реновации исследуемой территории;
- достижение целей и решение присущих территории проблем представляется наиболее возможным при управлении территорией через ее реновацию;
- реновация исследуемой территории не может быть осуществлена “в одно действие” на основе существующего нормативно-правового обеспечения;
- в реновации исследуемой территории имеется заинтересованный круг лиц, но отсутствует четкая стратегия к действию;
- реновация исследуемой территории - один из лучших способов развить данную территорию и придать ей наилучшее использование.
К защищаемым положениям следует отнести следующие пункты:
- решение выявленных проблем исследуемой территории представляется возможным при управлении территорией через ее реновацию;
- реновация исследуемой территории придаст ей наилучшее и наиболее эффективное использование;
- запутанный (многообразие форм прав и собственников) имущественно-правовой статус, и отсутствие понимания и закрепления на законодательном уровне аспектов: какие промышленные территории подлежат реновации, как именно их можно застраивать - основные проблемы невозможности реализации проектов реновации исследуемой территории;
- алгоритм к действию по реализации проектов реновации исследуемой территории позволит создать последовательный перечень задач и действий по решению всех выявленных проблем в области реновации исследуемой территории.
Объектом исследования выступает: производственная территория бывшего мануфактурного предприятия “Красный треугольник”, в частности здание, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 138, кор. 1, лит. Б., которое относится к объекту культурного наследия (ОКН) “Комплекс товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры “Треугольник” (представляет собой 80 производственных корпусов, соединенных переходами).
Методика исследования основана на специальной методологической основе, включающей в себя аналитическое исследование и функциональный анализ.
Практическая применимость диссертационного исследования заключается в возможном использовании составленного в результате исследования алгоритма, позволяющего последовательно решить ряд проблем исследуемой территории и подготовить территорию к реализации проекта реновации, придав ей инвестиционную привлекательность.
Материалы выпускной квалификационной работы в процессе написания и подготовки к защите прошли апробацию на трех конференциях. Подробная информация о конференциях представлена в разделе Публикации (стр. 83).
Реновация - это комплекс мер по изменению территории (в том числе снос, реконструкция зданий), направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан. А также инструмент комплексного развития всей территории, позволяющий придать долгосрочный эффект от функционирования территории в виде выполнения социально-экономических планов развития и стратегических целей, поставленных перед городом.
Реноваций территории зачастую направлена на:
- обеспечение комплексного и устойчивого развития территории
- обеспечение эффективности управления территориями
- обеспечение условий для развития гражданского общества и взаимодействия общества и государства
- создание инвестиционной привлекательности территории
- создание территории организационно-управленческой обеспеченности и др.
Санкт-Петербург, как значимый промышленный и историко-культурный центр, под влиянием градообразования спустя столетия, влечет за собой глобальное изменение городского пространства, например, включение в городскую черту ранее вынесенных за границы города промышленных предприятий. Сегодня, они образуют Серый пояс Петербурга, характеризуются отсутствием жизни, совокупностью проблем разного уровня, недействующими предприятиями, наличием отрицательного эффекта в рамках стратегических целей города.
Одновременно с чем, выступают весьма привлекательными в силу удобного территориального расположения, больших площадей, многофункциональности территорий. В связи с чем, в настоящее время, многие девелоперы предпринимают попытки реализации различных проектов по задействованию данных территорий в жизнь города и получения от них максимальной выгоды (прибыли). Но, как показывает практика, реализация проектов чаще представляется невозможной в силу большого ряда проблем, присущих данным территориям.
Изучив ряд соответствующей законодательной и нормативно-правовой документации по теме, можно сделать вывод, относительно сложившейся ситуации на законодательном уровне в области реновации промышленных территорий.
Генеральный план развития Санкт-Петербурга выступает конституциональной основой для реализации проектов реновации промышленных территории, описывая основные положения, но не описывая вопросы реновации с точки зрения практической реализации. Представленный в Градостроительном Кодексе механизм комплексного развития территории содержит в себе также ряд несовершенств и не представляется исчерпывающим документом в области реновации.
Также несовершенство законодательной базы в области реновации промышленных территорий заключается:
- в отсутствии единой программы (методологических рекомендаций), включающей в себя все практические аспекты реновации промышленных территорий;
- в отсутствии терминологии в области реновации (реновация, промышленная территория, территория, подлежащая реновации и др.);
- в отсутствии закрепленных положений, предписывающих имущественно - правовые последствия лиц, вовлеченных в реновацию;
- в отсутствии четкой стратегии к действию по реновации, если объекты на территории представляют собой историко-культурную ценность и другие аспекты.
Таким образом, осуществить реновацию промышленных территорий, в “одно действие” на основе существующих нормативно-правовых основ не представляется возможным.
Одновременно с чем, как показывает анализ Главы 1 и 2, территории бывших промышленных предприятий содержат в себе большой ряд проблем, что также объясняет сложность реализации таких проектов.
Анализ Главы 2 показал, что исследуемой территории присвоен ряд проблем, затрагивающих законодательную, юридическую, концептуально-территориальную обоснованность проектов реновации.
На мой взгляд, решение проблем законодательного уровня позволит наилучшим образом изучить и понять процесс реновации, поможет избежать разногласий во мнениях участников процесса, а также заложит основные базовые понятия, к которым уже целесообразно будет поставить задачи и цели. Разработка четкой стратегии - комплекса действий по реновации промышленных территорий с учетом всех законодательных и нормативно-правовых основ, взаимодействующих компонентных структур, интересов, лиц станет первым основательным шагом к решению юридического ряда проблем и других.
Тем самым, решение всех проблем придаст территории инвестиционную привлекательность и позволит успешно реализовать предложенный проект реновации.
На основе анализа Главы 3, становится очевидно, исследуемая территория не является простой, в силу множества проблем. Способом решения проблем исследуемой территории может выступать предложенный в работе алгоритм к действию по реновации, основанный на поэтапном решении выявленного ряда проблем данной территории.
В конечном результате, по выполнению алгоритма, территория, на мой взгляд, будет инвестиционно-привлекательной, что изменит ее, а также будет:
- открыта для множества проектов реновации
- представлять все условия для успешной реализации проектов реновации
- (с течение времени) исключена из зоны Серого пояса
- первым примером реновации промышленной территории (с большим количеством собственников, с разными видами их деятельности, с большой площадью неиспользуемой территории, с функционирующим предприятием, с наличием ОКН)
- отвечать большинству стратегических целей социально-экономического развития города, включенной в городскую среду и многое другое.
На основе изученных (нереализованных) проектов реновации Треугольника, а также на основе Закона №728-99 о Генеральном плане Санкт-Петербурга, для данной территории, на мой взгляд, применима концепция проекта: “Локальных городских Сити” (создание узлов центральных общественно-деловых зон на реконструируемых и вновь создаваемых территориях).
Для исследуемой территории необходима концепция с безусловным сохранением объектов историко-культурного значения, более того придания им еще большей значимости (сохранение, охрана, музеефикация). А также с гармоничным зонированием и вписанием в городскую среду. Концепция, которая придаст территории целостность с точки зрения градостроительного зонирования, а также с точки зрения устойчивого развития города. Такой проект не подразумевает только точечную застройку, напротив, подразумевает наполняемость территории различными объектами городского пространства, обеспечивающих удовлетворение биологических, экзистенциальных, социальных, эстетических потребностей человека.
Таким образом, считаю целесообразным применение данного алгоритма в действие. Что позволит реализовать проект реновации и придаст исследуемой территории новый жизненный цикл.
1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: ЗК: текст с изменениями и дополнениями на 01 мая 2022 года: [принят Государственной думой 28 сентября 2001 года]. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система/[Текст электронный]-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения: 17.05.2022).
2. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации: ГрК: текст с изменениями и дополнениями на 1 мая 2022 года: [принят Государственной думой 22 декабря 2004 года: одобрен Советом Федерации 29 декабря 2004 года]. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / [Текст электронный]- URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 16.05.2022).
3. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий N 494-ФЗ ": с изм. и доп. на 01.05.2022 г.: [принят Государственной думой 23 декабря 2020 года: одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года]. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / [Текст электронный]- URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372677/ (дата обращения: 04.05.2022).
4. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон " О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве N 141-ФЗ ": последняя редакция: [принят Государственной думой 14 июня 2017 года: одобрен Советом Федерации 28 июня 2017 года]. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / [Текст электронный]- URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219023/ (дата обращения: 20.04.2022).
5. Российская Федерация. Законы. Закон Санкт-Петербурга N 728-99 “ О Генеральном Плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга”: текст с изменениями и дополнениями на 6 марта 2019 года: [принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 21 декабря 2005 года]. // Информационная компания «Кодекс»/ [Текст электронный] -URL: https://docs.cntd.ru/document/901919338 (дата обращения: 18.04.2022).
6. Российская Федерация. Законы. Закон Санкт-Петербурга N 238-39 “Об адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт- Петербурге"”: текст с изменениями и дополнениями на 2 июля 2020 года: [принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 16 апреля 2008 года]. // Информационная компания «Кодекс»/ [Текст электронный] -URL: https://docs.cntd.ru/document/8472885 (дата обращения: 18.04.2022).
7. Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73: ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 21 декабря 2021 года: [принят Государственной думой 24 мая 2002 года: одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 года]. // КонсультантПлюс: справочноправовая система / [Текст электронный]-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения: 20.04.2022).
8. Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон Российской Федерации "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящейся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" от 26.05.2004 N 282-43 [принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 17 июня 2004 года] / [Текст электронный]-ики: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2020/09/15/37/%D0%97%D0 %B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D 1 % 82- %D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0% B3%D0%B0_%D0%BE%D1%82_17_06_2004_N_282-43.pdf (дата обращения: 18.03.2022).
9. Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» N 771-164: текст с изменениями на 26 ноября 2020 года: [принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 19 декабря 2018 года] -Текст : электронный // Профессиональная справочная система “Техэксперт” : [сайт] - URL : https://docs.cntd.ru/document/551979680 (дата обращения: 17.03.2022).
10. Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» N 558-119: [принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 24 ноября 2021 года] Текст : электронный // Профессиональная справочная система “Техэксперт” : [сайт] -URL : https://docs.cntd.ru/document/727119915 (дата обращения: 17.03.2022).
11. Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон Российской Федерации “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”: текст с изменениями и дополнениями на 14 марта 2022 года: [принят: Государственной Думой 15 июля 1998 года] Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года N 39 - ФЗ // Информационная компания «Кодекс»/ [Текст электронный] -URL: https://docs.cntd.ru/document/901727484 (дата обращения: 10.05.2022).
12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга “О государственной программе Санкт-Петербурга "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт- Петербурга": текст с изменениями и дополнениями на 19 октября 2021 года: утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года N 551 // Информационная компания «Кодекс»/ [Текст электронный]-ЦКК: https://docs.cntd.ru/document/822403667 (дата обращения: 21.02.2022).
13. “О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт- Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации”: текст с изменениями и дополнениями на 4 апреля 2022 года [утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 декабря 2013 года] N 1039 // Информационная компания «Кодекс» / [Текст электронный]-ЦКК: https://docs.cntd.ru/document/822402754 (дата обращения: 20.04.2022).
14. "Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов" (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477). -Текст : электронный // Профессиональная справочная система “Техэксперт” : [сайт] -URL : http://docs.cntd.ru/document/1200005634 (дата обращения: 21.02.2022).
15. Годовой отчет о ходе реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Экономическое и социальное развитие территорий» за 2020 год. Текст : электронный //URL: https://www.gov.spb.ru/static/writaЫe/ckeditor/ uploads/2021/05/25/16/годовой_отчет Г11 2020 год.рс1Г (дата обращения: 08.02.2022).
...