Использование социальных сетей в подготовке выпускников средних общеобразовательных школ к письменной части ЕГЭ по английскому языку
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПИСЬМЕННОЙ ЧАСТИ ЕГЭ 8
1.1 Письменная речь как предмет обучения и тестирования 8
1.1.1 Подходы к обучению письму и письменной речи и формируемые навыки 8
1.1.2 Требования ФГОС к владению выпускниками письменной речью и
результаты ЕГЭ 2020 (письменная часть) 13
1.1.3 Критерии оценивания письменной части ЕГЭ 2022 17
1.2 Обучение письменной речи выпускников средних общеобразовательных школ 22
1.2.1 Психологические особенности личности выпускников 22
1.2.2 Особенности обучения письменной речи старшеклассников 28
1.3 Лингводидактический потенциал социальных сетей при подготовке к письменной части ЕГЭ 33
1.3.1 Разновидности социальных сетей с лингводидактической точки
зрения 33
1.3.2 Социальные сети как инструмент подготовки к разделу “Письмо”
ЕГЭ 37
Выводы по главе I 40
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ПИСЬМЕННОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 42
2.1 Подготовка выпускников средних общеобразовательных школ к
письменной части ЕГЭ по английскому языку 42
2.1.1 Анкетирование студентов и преподавателей как метод исследования 43
2.1.2 Результаты анкетирования и анализ данных 47
2.2 Социальные сети в жизни выпускников 54
2.2.1 Анкетирование старшеклассников как метод исследования 55
2.2.2 Результаты анкетирования старшеклассников и анализ данных .... 57
2.3 Методические рекомендации по использованию социальных сетей
при подготовке к письменной части ЕГЭ 62
2.3.1 Методический потенциал социальной сети Telegram в подготовке к
разделу «письмо» письменной части ЕГЭ 62
2.3.2 Система упражнений, нацеленная на подготовку к разделу «Письмо»
письменной части ЕГЭ в рамках социальной сети Telegram 66
Выводы по главе II 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 97
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПИСЬМЕННОЙ ЧАСТИ ЕГЭ 8
1.1 Письменная речь как предмет обучения и тестирования 8
1.1.1 Подходы к обучению письму и письменной речи и формируемые навыки 8
1.1.2 Требования ФГОС к владению выпускниками письменной речью и
результаты ЕГЭ 2020 (письменная часть) 13
1.1.3 Критерии оценивания письменной части ЕГЭ 2022 17
1.2 Обучение письменной речи выпускников средних общеобразовательных школ 22
1.2.1 Психологические особенности личности выпускников 22
1.2.2 Особенности обучения письменной речи старшеклассников 28
1.3 Лингводидактический потенциал социальных сетей при подготовке к письменной части ЕГЭ 33
1.3.1 Разновидности социальных сетей с лингводидактической точки
зрения 33
1.3.2 Социальные сети как инструмент подготовки к разделу “Письмо”
ЕГЭ 37
Выводы по главе I 40
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ПИСЬМЕННОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 42
2.1 Подготовка выпускников средних общеобразовательных школ к
письменной части ЕГЭ по английскому языку 42
2.1.1 Анкетирование студентов и преподавателей как метод исследования 43
2.1.2 Результаты анкетирования и анализ данных 47
2.2 Социальные сети в жизни выпускников 54
2.2.1 Анкетирование старшеклассников как метод исследования 55
2.2.2 Результаты анкетирования старшеклассников и анализ данных .... 57
2.3 Методические рекомендации по использованию социальных сетей
при подготовке к письменной части ЕГЭ 62
2.3.1 Методический потенциал социальной сети Telegram в подготовке к
разделу «письмо» письменной части ЕГЭ 62
2.3.2 Система упражнений, нацеленная на подготовку к разделу «Письмо»
письменной части ЕГЭ в рамках социальной сети Telegram 66
Выводы по главе II 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 97
В последние два года весь мир преодолевал ограничения, связанные с пандемией COVID-19. Из-за этого было принято решение установить официальный режим карантина, регулирующий в том числе и работу школ. Многие педагоги в этот период впервые были вынуждены использовать интернет-ресурсы в обучении английскому языку. Однако, постепенно учителя адаптировались к особенностям преподавания с использованием онлайн-источников, а в частности, социальных сетей. В этот период большинство преподавателей заметили преимущества внедрения социальных сетей в обучение иностранному языку.
На данный момент популярность употребления социальных сетей в процессе обучения значительно возрастает, поскольку все больше преподавателей начинают использовать их в работе. Педагоги придумывают новые приемы, задания, игры и технологии обучения с применением этих сайтов. С каждым днем открываются все новые возможности всемирной сети, появляются новые социальные сети, которые можно успешно адаптировать к онлайн и офлайн обучению английскому языку, благодаря чему повысить его качество и эффективность.
Несмотря на тревожные события в мире школьники все равно вынуждены проходить через такое испытание, как ЕГЭ. Одной из основных сложностей при написании этого экзамена по английскому языку является выполнение письменной части, поскольку умения письменной речи недостаточно хорошо развиты у выпускников средней общеобразовательной школы.
Данная работа фокусируется на применении социальных сетей в подготовке выпускников 11 классов к письменной части ЕГЭ в рамках средних общеобразовательных школ.
Актуальность работы заключается в том, что старшие школьники являются самыми активными пользователями социальных сетей, что обуславливает необходимость поиска путей использования этого ресурса в подготовке к государственной итоговой аттестации.
Объектом исследования является процесс подготовки к разделу «Письмо» письменной части ЕГЭ по английскому языку. Предметом - методика формирования посредством социальных сетей необходимых письменных навыков для сдачи экзамена.
Цель работы заключается в разработке методических рекомендаций по использованию социальных сетей в подготовке выпускников средних общеобразовательных школ к письменной части ЕГЭ.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Изучить типы тестовых заданий в письменной части ЕГЭ по английскому языку за 2022 год, критерии их оценивания, умения, необходимые для их успешного выполнения в соответствии с уровнями CEFR и ФИПИ;
2) Дать сравнительную характеристику социальных сетей;
3) Выявить проблемы, возникающие у учащихся при письменном общении на английском языке;
4) Рассмотреть пути решения этих проблем с использованием социальных сетей;
5) Разработать методические рекомендации по использованию социальных сетей в подготовке выпускников средних общеобразовательных школ к письменной части ЕГЭ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) Общенаучные: анализ отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемому вопросу, классифицирование и систематизация полученных в результате анкетирования данных;
2) Эмпирические: анкетирование студентов и преподавателей в формате Google Forms.
Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов: Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, Е. Н. Солововой, А. Н. Щукина, И. Л. Колесниковой и других при рассмотрении понятий «письмо» и «письменная речь»; А. М-А. Алибулатовой, О. В. Герасимовой, П. Е. Григорьева и других при создании психологического портрета старшеклассника и описания его личностных особенностей; А. П. Савчанчик, Т. В. Ильиных и других при изучении использования социальных сетей в процессе обучения письменной речи. При описании требований к процессу обучения, формата ЕГЭ и критериев его оценивания использовались документы ФГОС и ФИПИ.
Научная новизна работы заключается в определении проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются учащиеся и преподаватели в период активно развивающейся виртуализации обучения в процессе подготовки к письменной части ЕГЭ по английскому языку.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятий «письмо» и «письменная речь» в контексте внедрения интернет-ресурсов в процесс обучения и подготовки к письменной части ЕГЭ, анализе технологий обучения навыкам письменной речи с использованием социальных сетей, а также систематизации функций, необходимых для организации обучения письменному общению на различных интернет-платформах.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по использованию социальных сетей при подготовке к ЕГЭ по английскому языку на основе выявленных в результате анкетирования реальных проблем в этой области.
Исследование проводилось на основе материалов, полученных в результате анкетирования учащихся старших классов и преподавателей с целью выявить сильные и слабые стороны использования социальных сетей в процессе обучения письменной речи.
Работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе раскрываются теоретические аспекты обучения письменной речи в старших классах средней общеобразовательной школы. В частности, рассматриваются понятия «письмо» и «письменная речь», виды, типы, подходы, цели и требования к обучению данному виду речевой деятельности в школах и подготовке выпускников к письменной части ЕГЭ, а также соответствующие этим требованиям и целям социальные сети. Во второй главе представлены результаты анкетирования старшеклассников и учителей средних общеобразовательных школ, выявлены тенденции использования социальных сетей среди выпускников, способы применения их в обучении при подготовке к письменной части ЕГЭ, а также проблемы, препятствующие максимальной эффективности учебного процесса. На основе материалов анкетирования предложены методические рекомендации, нацеленные на решение обнаруженных проблем. Каждая глава завершается выводами. Иллюстративный материал включает критерии оценивания письменной части ЕГЭ, а также диаграммы, отражающие результаты исследований.
Объем работы - 97 страниц. Список использованной литературы состоит из 44 источников, из них 31 на русском языке, 13 - на иностранном (английском).
Теоретические положения об использовании социальных сетей при подготовке к разделу “Письмо” ЕГЭ прошли апробацию на всероссийской научной конференции «III всероссийская конференция для молодых ученых- лингвистов», которая проходила в онлайн-формате 14-15 февраля 2022 года. Содержание доклада было изложено в научной статье “Битва титанов за 100 баллов - сборники ЕГЭ или социальные сети?” и на данный момент находится в печати сборника материалов конференции.
На данный момент популярность употребления социальных сетей в процессе обучения значительно возрастает, поскольку все больше преподавателей начинают использовать их в работе. Педагоги придумывают новые приемы, задания, игры и технологии обучения с применением этих сайтов. С каждым днем открываются все новые возможности всемирной сети, появляются новые социальные сети, которые можно успешно адаптировать к онлайн и офлайн обучению английскому языку, благодаря чему повысить его качество и эффективность.
Несмотря на тревожные события в мире школьники все равно вынуждены проходить через такое испытание, как ЕГЭ. Одной из основных сложностей при написании этого экзамена по английскому языку является выполнение письменной части, поскольку умения письменной речи недостаточно хорошо развиты у выпускников средней общеобразовательной школы.
Данная работа фокусируется на применении социальных сетей в подготовке выпускников 11 классов к письменной части ЕГЭ в рамках средних общеобразовательных школ.
Актуальность работы заключается в том, что старшие школьники являются самыми активными пользователями социальных сетей, что обуславливает необходимость поиска путей использования этого ресурса в подготовке к государственной итоговой аттестации.
Объектом исследования является процесс подготовки к разделу «Письмо» письменной части ЕГЭ по английскому языку. Предметом - методика формирования посредством социальных сетей необходимых письменных навыков для сдачи экзамена.
Цель работы заключается в разработке методических рекомендаций по использованию социальных сетей в подготовке выпускников средних общеобразовательных школ к письменной части ЕГЭ.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Изучить типы тестовых заданий в письменной части ЕГЭ по английскому языку за 2022 год, критерии их оценивания, умения, необходимые для их успешного выполнения в соответствии с уровнями CEFR и ФИПИ;
2) Дать сравнительную характеристику социальных сетей;
3) Выявить проблемы, возникающие у учащихся при письменном общении на английском языке;
4) Рассмотреть пути решения этих проблем с использованием социальных сетей;
5) Разработать методические рекомендации по использованию социальных сетей в подготовке выпускников средних общеобразовательных школ к письменной части ЕГЭ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) Общенаучные: анализ отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемому вопросу, классифицирование и систематизация полученных в результате анкетирования данных;
2) Эмпирические: анкетирование студентов и преподавателей в формате Google Forms.
Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов: Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, Е. Н. Солововой, А. Н. Щукина, И. Л. Колесниковой и других при рассмотрении понятий «письмо» и «письменная речь»; А. М-А. Алибулатовой, О. В. Герасимовой, П. Е. Григорьева и других при создании психологического портрета старшеклассника и описания его личностных особенностей; А. П. Савчанчик, Т. В. Ильиных и других при изучении использования социальных сетей в процессе обучения письменной речи. При описании требований к процессу обучения, формата ЕГЭ и критериев его оценивания использовались документы ФГОС и ФИПИ.
Научная новизна работы заключается в определении проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются учащиеся и преподаватели в период активно развивающейся виртуализации обучения в процессе подготовки к письменной части ЕГЭ по английскому языку.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятий «письмо» и «письменная речь» в контексте внедрения интернет-ресурсов в процесс обучения и подготовки к письменной части ЕГЭ, анализе технологий обучения навыкам письменной речи с использованием социальных сетей, а также систематизации функций, необходимых для организации обучения письменному общению на различных интернет-платформах.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по использованию социальных сетей при подготовке к ЕГЭ по английскому языку на основе выявленных в результате анкетирования реальных проблем в этой области.
Исследование проводилось на основе материалов, полученных в результате анкетирования учащихся старших классов и преподавателей с целью выявить сильные и слабые стороны использования социальных сетей в процессе обучения письменной речи.
Работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе раскрываются теоретические аспекты обучения письменной речи в старших классах средней общеобразовательной школы. В частности, рассматриваются понятия «письмо» и «письменная речь», виды, типы, подходы, цели и требования к обучению данному виду речевой деятельности в школах и подготовке выпускников к письменной части ЕГЭ, а также соответствующие этим требованиям и целям социальные сети. Во второй главе представлены результаты анкетирования старшеклассников и учителей средних общеобразовательных школ, выявлены тенденции использования социальных сетей среди выпускников, способы применения их в обучении при подготовке к письменной части ЕГЭ, а также проблемы, препятствующие максимальной эффективности учебного процесса. На основе материалов анкетирования предложены методические рекомендации, нацеленные на решение обнаруженных проблем. Каждая глава завершается выводами. Иллюстративный материал включает критерии оценивания письменной части ЕГЭ, а также диаграммы, отражающие результаты исследований.
Объем работы - 97 страниц. Список использованной литературы состоит из 44 источников, из них 31 на русском языке, 13 - на иностранном (английском).
Теоретические положения об использовании социальных сетей при подготовке к разделу “Письмо” ЕГЭ прошли апробацию на всероссийской научной конференции «III всероссийская конференция для молодых ученых- лингвистов», которая проходила в онлайн-формате 14-15 февраля 2022 года. Содержание доклада было изложено в научной статье “Битва титанов за 100 баллов - сборники ЕГЭ или социальные сети?” и на данный момент находится в печати сборника материалов конференции.
Данное исследование посвящено проблеме повышения эффективности подготовки выпускников СОШ к разделу «Письмо» ЕГЭ по английскому языку за счет использования социальных сетей. В ходе него были решены следующие задачи: определено понятие «письменная речь», трактующееся как умение изъясняться в письменной форме; изучены требования ФГОС к обучению письменной речи в школе (составление связных текстов, умение писать личное письмо, заполнять анкету, описывать явления, события, излагать факты, письменно выражать свою точку зрения, приводя аргументы).
Методический анализ письменной части ЕГЭ за 2020 год выявил основные трудности в заданиях 39 (электронное письмо личного характера) и 40 (письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы) - достижение коммуникативной задачи и языковое оформление текста. Рассмотрение типов тестовых заданий в письменной части ЕГЭ , критериев их оценивания и изменений, коснувшихся письменной части в 2022 году, показало следующее: изменился формат заданий (письмо личного характера стало электронным, а вместо письменного высказывания с элементами рассуждения по предложенной проблеме в 2022 году ученики должны представить письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы), а также увеличилось время написания до 207 минут. Кроме того, ужесточились критерии К1 (при оценивании задания 40 появились дополнительные основания для выставления 0 баллов), К2 (снизилось количество допустимых ошибок для выставления максимального балла при оценивании задания 39), однако эти же критерии в некоторых аспектах оценивания были смягчены: К2 (в обоих заданиях увеличилось количество допускаемых ошибок). Критерии К3, К4 и К5 остались прежними
С целью создания эффективных для данного школьного возраста методических рекомендаций был рассмотрен психологический портрет старшеклассника, основными особенностями которого являются нестабильность психики, поиск способов самоопределения и самореализации, подвластность компьютеризации. Тщательно изучив влияние компьютеризации на образовательную сферу современного выпускника, был сделал вывод о том, что применение социальных сетей является эффективным инструментом при обучении английскому языку этой категории учащихся.
Анкетирование 42 респондентов (33 выпускника и 9 преподавателей) показало, что, несмотря на наличие эффективных способов подготовки к экзамену (сборники ЕГЭ и специальные сайты/сервисы), существует проблема непонимания коммуникативной задачи, что указывает на то, что ресурсы, используемые в работе не решают ее в полной мере, и требуется поиск новых способов подготовки.
Анкетирование 68 респондентов (выпускников) показало, что вышеупомянутые проблемы могут быть решены посредством использования социальной сети Telegram в процессе подготовки к ЕГЭ, поскольку она является одной из самых популярной среди выпускников и, по их мнению, самой удобной в использовании социальной сетью.
Предложенная нами система из трех упражнений нацелена на минимизацию трудностей, выявленных при анализе первого анкетирования, путем использования социальной сети Telegram в процессе подготовки к экзамену как дополнение к зарекомендовавшим себя эффективным ресурсам.
Вынесение домашних заданий в формат Telegram-канала обладает важными преимуществами, такими как доступ к заданию из любого местоположения, экономия времени, удобство в использовании, снижение уровня стресса при выполнении упражнений. Такой вид домашних заданий решает выявленные при исследовании проблемы выпускников (решение коммуникативной задачи и языкового оформления текста), поскольку данная социальная сеть обладает обширным функционалом (возможность размещать информацию различных типов, оставлять комментарии, просматривать материалы, закреплять полученные знания и пр.).
В результате проведенного исследования была достигнута его основная цель - разработаны способы повышения эффективности подготовки выпускников средних общеобразовательных школ к разделу «Письмо» ЕГЭ по английскому языку с помощью использования социальных сетей на основе выявленных в результате анкетирования реально существующих проблем. Большинство представленных в работе идей универсальны и могут быть применены на практике обучения письменным навыкам на других языках.
Перспективы исследования видятся в дальнейшем поиске способов приближения дистанционного формата обучения письменным навыкам к аудиторному или эффективной адаптации к онлайн-модели при помощи будущих технических инноваций.
Методический анализ письменной части ЕГЭ за 2020 год выявил основные трудности в заданиях 39 (электронное письмо личного характера) и 40 (письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы) - достижение коммуникативной задачи и языковое оформление текста. Рассмотрение типов тестовых заданий в письменной части ЕГЭ , критериев их оценивания и изменений, коснувшихся письменной части в 2022 году, показало следующее: изменился формат заданий (письмо личного характера стало электронным, а вместо письменного высказывания с элементами рассуждения по предложенной проблеме в 2022 году ученики должны представить письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы), а также увеличилось время написания до 207 минут. Кроме того, ужесточились критерии К1 (при оценивании задания 40 появились дополнительные основания для выставления 0 баллов), К2 (снизилось количество допустимых ошибок для выставления максимального балла при оценивании задания 39), однако эти же критерии в некоторых аспектах оценивания были смягчены: К2 (в обоих заданиях увеличилось количество допускаемых ошибок). Критерии К3, К4 и К5 остались прежними
С целью создания эффективных для данного школьного возраста методических рекомендаций был рассмотрен психологический портрет старшеклассника, основными особенностями которого являются нестабильность психики, поиск способов самоопределения и самореализации, подвластность компьютеризации. Тщательно изучив влияние компьютеризации на образовательную сферу современного выпускника, был сделал вывод о том, что применение социальных сетей является эффективным инструментом при обучении английскому языку этой категории учащихся.
Анкетирование 42 респондентов (33 выпускника и 9 преподавателей) показало, что, несмотря на наличие эффективных способов подготовки к экзамену (сборники ЕГЭ и специальные сайты/сервисы), существует проблема непонимания коммуникативной задачи, что указывает на то, что ресурсы, используемые в работе не решают ее в полной мере, и требуется поиск новых способов подготовки.
Анкетирование 68 респондентов (выпускников) показало, что вышеупомянутые проблемы могут быть решены посредством использования социальной сети Telegram в процессе подготовки к ЕГЭ, поскольку она является одной из самых популярной среди выпускников и, по их мнению, самой удобной в использовании социальной сетью.
Предложенная нами система из трех упражнений нацелена на минимизацию трудностей, выявленных при анализе первого анкетирования, путем использования социальной сети Telegram в процессе подготовки к экзамену как дополнение к зарекомендовавшим себя эффективным ресурсам.
Вынесение домашних заданий в формат Telegram-канала обладает важными преимуществами, такими как доступ к заданию из любого местоположения, экономия времени, удобство в использовании, снижение уровня стресса при выполнении упражнений. Такой вид домашних заданий решает выявленные при исследовании проблемы выпускников (решение коммуникативной задачи и языкового оформления текста), поскольку данная социальная сеть обладает обширным функционалом (возможность размещать информацию различных типов, оставлять комментарии, просматривать материалы, закреплять полученные знания и пр.).
В результате проведенного исследования была достигнута его основная цель - разработаны способы повышения эффективности подготовки выпускников средних общеобразовательных школ к разделу «Письмо» ЕГЭ по английскому языку с помощью использования социальных сетей на основе выявленных в результате анкетирования реально существующих проблем. Большинство представленных в работе идей универсальны и могут быть применены на практике обучения письменным навыкам на других языках.
Перспективы исследования видятся в дальнейшем поиске способов приближения дистанционного формата обучения письменным навыкам к аудиторному или эффективной адаптации к онлайн-модели при помощи будущих технических инноваций.



