Введение 5
Глава 1. Литературный обзор по проблемам подросткового кризиса, Я- концепции и образа взрослости у подростков 7
1.1. Подростковый кризис: новообразования и симптомы 7
1.2. Я-концепции: понятие и структура 12
1.3. Формирование Я-концепции у подростков 19
1.4. Развитие образа взрослости у подростков 21
Выводы к главе 1 30
Глава 2. Организация и методы исследования 32
2.1. Цели и задачи исследования 32
2.2. Характеристика выборки 33
2.3. Описание методов исследования 33
2.4. Методы математико-статистической обработки данных 36
Глава 3. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 37
3.1. Я-концепция (образ Я и самооценка) подростков 37
3.2. Образ взрослости у подростков 41
3.3. Кризисные проявления у подростков 42
3.4. Взаимосвязи параметров Я-концепции (образ Я и самооценка) у
подростков с кризисными проявлениями 43
3.5. Обсуждение результатов 52
Выводы 56
Заключение 59
Список литературы 60
Подростковый возраст - один из самых значимых периодов в жизни любого человека, так как на данном этапе происходят серьёзные изменения в самосознании. Исходя из совокупности представлений о своём образе «Я», у подростков начинает формироваться самооценка. Она принимает более устойчивый характер и оказывает сильнейшее влияние на жизнедеятельность человека абсолютно во всех сферах. От особенностей самооценки зависит взаимоотношение с окружающим миром, людьми и само поведение человека, а также уровень активности и притязаний. А ещё, в этот период развивается «чувство взрослости», которое является ключевым новообразованием и определяет дальнейшее становление личности.
Как мы уже знаем, в подростковом возрасте быстро развивается самосознание, а частью сознания является самооценка, поэтому данная тема является актуальной для изучения. Одним из главных вопросов формирования личности является развитие самооценки ребёнка. Самооценка влияет и на отношение к жизни в целом, и на перспективы, и на интересы, и на отношения с людьми. В то же время на самооценку может повлиять «чувство взрослости», так как оно вызывает внутриличностные конфликты. Чтобы обрести душевное спокойствие и в дальнейшем жить в гармонии с собой, и окружающим миром, необходимо изначально формировать адекватную самооценку.
Цель исследования: изучить формирование Я-концепции, образа взрослости и проявления кризиса у подростков с учётом факторов пола, возраста (класса), социально-политической ситуации и структуры семьи (полная/неполная и наличие/отсутствие сиблингов), выявить взаимосвязи параметров Я-концепции и образа взрослости с кризисными проявлениями.
Объект исследования - Я-концепция и образ взрослости у подростков, а также кризисные проявления.
Предмет исследования - различия в Я-концепции, образе взрослости и проявлениях подросткового кризиса с учётом факторов пола, возраста (класса), социально-политической ситуации и структуры семьи (полная/неполная и наличие/отсутствие сиблингов), а также взаимосвязи параметров Я-концепции подростков (образа Я и самооценки) с кризисными проявлениями (симптомами подросткового кризиса).
Гипотеза - более сформированным «Я-концепции» и образу взрослости у подростков соответствует большая выраженность конструктивных проявлений кризиса и меньшая выраженность негативистских симптомов.
Выборку исследования составили 40 подростков от 12 до 16 лет (младшие: 12-14 лет, учащиеся 6-8 классов - 23 подростка, старшие: 15-16 лет, учащиеся 9, 10 классов и первого курса колледжа - 17 подростков).
Использовались следующие методы:
1. Методика «Кто Я?» М. Кун, Т. Макпартленд, в модификации Т.В. Румянцевой
2. Методика на исследование самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
3. Сочинение: «Когда и в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым?» О.В. Курышевой, К.Н. Поливановой
4. Опросник на выраженность симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко
В рамках нашей работы будут рассматриваться следующие моменты: становление и структура Я-концепции, подростковый кризис и новообразования, а еще, развитие у подростков образа взрослости. Также будет проводиться обзор и анализ исследований по теме и представлены итоги эмпирического исследования с последующим обсуждением результатов.
Таким образом, в рамках данной научно-исследовательской работы был проведён обзор теоретических и эмпирических исследований по проблеме Я- концепции и образа взрослости у подростков. А также было проведено исследование по интересующей нас проблеме, с дальнейшим анализом и обсуждением результатов.
Гипотеза, выдвинутая нами, получила частичное подтверждение:
• Более полному образу Я у подростков соответствует меньшая выраженность симптомов поведенческой эмансипации, то есть негативистских симптомов. У девочек более полному образу Я соответствует меньшая выраженность реакций группирования, аффекта неадекватности и пространственной автономии, то есть негативистских симптомов, и большая выраженность конструктивного проявления «интерес к внутреннему миру». В то время как у мальчиков более полному образу Я соответствует меньшая выраженность поведенческой эмансипации и пространственной автономии, то есть негативистских симптомов, и большая выраженность конструктивного проявления «интерес к внутреннему миру».
• В части образа взрослости гипотеза не подтвердилась, так как у подростков нашей выборки преобладает еще незрелый второй тип «реальный план действий - внешняя взрослость».
Основным ограничением нашего исследования является недостаточно представительная выборка.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для психологической поддержки подростков с целью оптимизации вхождения в мир взрослых, а также для дальнейших исследований.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 340 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Третье издание. М.: Наука, 2004. 363 с.
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 2018. 201 с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 422 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1995. 352с.
6. Бодалёв А.А. Личность и общение., М., 1995. 328 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,
2008. 399 с.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Олма-пресс, 2004. 672 с.
9. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: практикум. СПб: СПбГУ, 2011. 96 с.
10. Василенко В.Е. Переход к подростковому возрасту: кризис развития / Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. С. 557-578.
11. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2001. 160 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, 2006. 512 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
14. Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.1. М., 1982
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика. 1984. 433 с.
16. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие. СПб., 2008. 688 с.
17. Джемс У. Психология/Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. 368 с.
18. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Ред. сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
19. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. 100 с.
20. Кашкуш Айман. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте // Журнал «Мир науки, культуры, образования», 2018. Великий Новгород. С. 70-71.
21. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие М.: Владос, 1991. 176 с.
22. Кнутова А. И. Особенности «Образа-Я» в подростковом возрасте //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019.
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет, учебное пособие 5-е издание - М.: Издательство РАО, 1999. 175 с.
24. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль : тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994. 320—321 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва. Смысл, 2004. 352 с.
26. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., Знание, 1976. 64 с.
27. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. 130 с.
28. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Дж. Мид; под общ.ред. В.И. Добренькова. - М.: Издательство МГУ, 1994. - С.224-227.
29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стериотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 456 с.
30. Подольский А.И., Идобаева О.А. Внимание:
депрессивность. М., 2004.
31. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. 1993. С. 62-69.
32. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. 81 с.
33. Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2011. 688 с.
34. Психология. Словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Я. Ярошевского. - М.: Просвещение, 2010. 678 с.
35. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся: учебно-метод. пособие / Под ред. Л.А. Даринской. СПб.: СПбГУ, 2017. 124 с.
36. Райгородский Д. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ» . М., 2003. 656 с.
37. Реан А.А. Психология изучения личности. Учебное пособие., СПб. Из- во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
38. Реан А.А. Психология подростка. Прайм-Еврознак. 2003. М. 432 с.
39. Регуш Л.А. Психология современного подростка. СПб., 2005. 240 с.
40. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994. 320 с.
41. Роджерс К. Становление личности/ К. Роджерс. - М.: ЭксмоПресс, 2002. 358 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2015. 705 с.
43. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2006. 176 с.
44. Савенышева С.С., Василенко В.Е., Стрижицкая О.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебно-методическое пособие. 2011. СПб. 88с.
45. Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. 187 с.
46. Слугина Л.Б. Динамика временной перспективы как психологическая характеристика перехода от младшего к подростковому возрасту. М., 1999. 147 с.
47. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.
48. Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М. Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки. - Журнал Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. С. 389-392.
49. Фатуллаева А.Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте. Диссертация. Махачкала.
2009. С. 1-22.
50. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
51. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1997. 144 с.
52. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Психология подростка: Хрестоматия / Ред.-сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
53. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте// Психология подростка: Хрестоматия / Ред.- сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.
54. Baumeister R. F., Campbell J. D., Krueger J. I., Vohs K. D. Does High Self-esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Lifestyles? Psychological Science in the Public Interest. 2003. p. 1-44.
55. Horney К. Neurosis and Human Growth: The Struggle Toward Self-Realization. -- New York, Norton, 1950. 391 p.
56. Mruk C. Self-esteem: Research, theory and practice. N.Y., 1999.
57. Rosenberg M., Kaplan (Eds) H. Social Psychology of the Self concept. - Arlington Heights, 1982.
58. Wells L.E., Marwell G. Self-esteem. It’s conceptualization and measurement. L., 1976.
59. Wylie R.C. The self-concept. Lincoln, NB, 1974—1979.