Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИКИ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА THE ROLE OF OBSERVERS IN THE ARCTIC COUNCIL’S POLICY-MAKING PROCESS

Работа №127020

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности формирования деятельности Арктического совета 10
1.1. Особенности функционирования Арктического совета 10
1.2. Эволюция роли наблюдателя в Арктическом совете 18
1.3. Механизмы формирования политики Арктического совета 24
Глава 2. Интересы неарктических государств в Арктике 30
2.1. Интересы европейских государств в арктическом регионе 30
2.2. Интересы азиатских государств в Арктике 43
Глава 3. Основные аспекты деятельности неарктических государств в
Арктическом совете 53
3.1. Роль стран-членов Европейского союза в Арктическом совете 53
3.2. Роль азиатских государств в Арктическом совете 59
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 69

Актуальность исследования. С созданием Арктического совета в 1996 году экологическое сотрудничество в регионе приобрело новый уровень. В рамках совета проводятся постоянные научные исследования, направленные на изучение экосистемы Арктики, выявление экологических проблем в регионе и разработку способов их решения. Примечательно, что к работе организации привлекаются не только арктические страны, но и сторонние государства - наблюдатели, которые играют не последнюю роль в работе Совета.
Решение о необходимости присутствия наблюдателей в Арктическом совете было принято с целью стимулирования более эффективного изучения Арктики путем взаимного обмена научно-исследовательским опытом. И если до 2004 года вклад наблюдателей в Совет нельзя было назвать весомым, то с актуализацией проблем изменения климата в Арктике международная активность в регионе значительно выросла.
На сегодняшний день в состав Арктического совета включены 13 стран-наблюдателей, среди которых Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, КНР, Польша, Индия, Южная Корея, Сингапур, Испания, Швейцария и Великобритания. Хоть наблюдатели и не имеют многих прав в Совете (в принятии решений и формировании повестки дня участвуют только арктические государства), они играют большую роль в Совете.
Наблюдатели являются одним из основных движущих механизмов работы Арктического совета по многим причинам. Неарктические государства являются основными участниками рабочих групп АС, в рамках которых разрабатываются проекты, направленные на поддержание экосистемы Арктики и разработку мер по реагированию на случай загрязнения региона. Помимо непосредственного участия в проектах, наблюдатели занимаются их разработкой и финансированием, во многом определяя работу Совета.
Комплексный характер исследования и сочетание в нем как теоретических проблем международного сотрудничества, так и отдельных 3
вопросов, касающихся конкретных стран, отразились в использовании различных групп источников и литературы в данной работе. В ходе исследования были изучены различные материалы как на русском, так и на иностранных языках.
Цель работы состоит в определении роли неарктических государств в политике Арктического совета.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать особенности деятельности Арктического совета;
- выявить причины интереса неарктических государств в арктическом регионе;
- дать оценку степени влияния европейских и азиатских государств на политику Арктического совета.
Объектом исследования является Арктический совет. Предметом послужила роль неарктических государств в работе Арктического совета.
К основным источникам, используемым в данной работе, можно отнести арктические стратегии и другие национальные документы неарктических стран, посвященные политики государств в регионе. Например, в арктической стратегии Испании зафиксированы основополагающие принципы
национальной политики в регионе, ее главные цели, а также экономические и стратегические интересы в Арктике.
Особое значение имеют отчеты наблюдателей Арктического совета о проделанной работе, публикуемые раз в 2 года. Благодаря им можно проследить эффективность деятельности наблюдателей в Совете и вклад отдельных государств в исследование Арктики на разных этапах.
Различные договоры, соглашения и декларации, подписанные по итогам тех или иных встреч, а также совместные заявления, пакты и послания позволяют нам проследить эволюцию внешнеполитических взглядов и намерений стран-наблюдателей Арктического совета. Прежде всего, стоит отметить Стратегию охраны окружающей среды Арктики (AEPS) 1989 года и Декларацию по защите окружающей среды в Арктике 1991 года. Именно с подписания этих двух документов началась эпоха международного сотрудничества в арктическом регионе, которая продолжается и по сей день. Другим важным документом является Оттавская декларация , подписанная 19 сентября 1996 года, которая положила начало работы Арктического совета.
Также, немаловажными источниками являются интервью, речи и послания представителей неарктических государств, касающиеся их политики в Арктике. Данные источники дают возможность достаточно точно понять политические мотивы государства в тот или иной промежуток времени. Особый интерес представляет серия интервью пресс-центра Арктического совета со странами-наблюдателями. В рамках таких бесед Великобритания , Польша и другие государства подробно рассказывают о своих приоритетах в регионе и результатах сотрудничества в Арктическом совете.
Степень изученности темы. В ходе исследования было изучено большое количество трудов, затрагивающих арктический регион в целом. Из них можно отметить работы Д. А. Додина и Н. К. Харлампьевой . Вышеуказанные авторы провели подробное исследование истории развития Арктики и особенности политики в регионе. Помимо этого, в данных работах анализируется роль Арктики в международных отношениях, различных международных организациях и политике арктических государств.
Еще один блок работ посвящен международному сотрудничеству в арктическом регионе. Такие исследователи, как В. Н. Конышев и А. А. Сергунин проводят детальный разбор международных организаций, имеющих отношение к региону и описывают основные сферы международного сотрудничества в регионе. Авторами также ставится вопрос о том, готово ли международное сообщество перейти к плодотворному сотрудничеству в Арктике во имя всеобщих интересов, или же все еще существует большое количество противоречий, преследуемых собственными целями в регионе.
Исследования, посвященные изучению интересов неарктических стран можно условно разделить на три категории. Для начала, это работы, освещающие вопрос присутствия неарктических государств в целом, приводя краткую справку по каждой из стран. В эту группу можно отнести труды Н. М. Антюшиной , С. Н. Гриняева и его соавторов и Н. В. Говоровой .
Вторая группа исследований более детально изучает арктическую политику европейских государств как в целом, так и по отдельности. Здесь можно выделить совместную работу Н. В. Конышева, М. И. Рыхтика и А. А.
Сергунина. Также, нами было изучено множество важных работ, подробно разбирающих арктический путь отдельных европейских государств, таких как Германия , Италия , Франция , Великобритания и других.
Изучению арктической политики азиатских стран посвящены труды Т. А. Махмутова , В. В. Карлусова и С. И. Лунева . В данных работах изучается история становления интересов азиатских государств в Арктике и их арктические стратегии.
А. А. Храмчихин и А. В. Загорский в своих исследованиях уделяют внимание вопросам безопасности и военного сотрудничества в Арктике, затрагивая некоторые аспекты деятельности НАТО в регионе и арктической безопасности России.
В работе А. Г. Сахарова рассматривается структура Арктического совета и его глобальное значение. Автор изучает арктические стратегии как региональных, так и внешних стран. Также, приводится историческая справка формирования Совета.
Помимо отечественных, в исследовании были использованы труды зарубежных авторов. Среди важных англоязычных работ можно отметить труды А. Чэтера , К. Коатса и К. Холройд , а также исследования Э. Бэйлис и совместную работу П. Беркмана, О. Янга и А. Н. Вылегжанина .
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1989 года по настоящее время. Подобный временной промежуток обуславливается необходимостью охватить всю историю формирования интереса внешних акторов к Арктике, детально изучить их арктическую политику в разные промежутки времени и проследить эволюцию их присутствия в регионе.
Методологическая база. В работе использованы такие методы теоретического исследования, как анализ и синтез, примененные для интерпретации источников и литературы, затрагивающих интересы неарктических стран в Арктике.
Работа построена на принципах междисциплинарного подхода, так как исследуемые проблемы оказались на пересечении исторических, политических, экономических наук, а также международного экологического права и геополитики. Использование системного подхода обусловлено многогранностью международного положения Арктики, охватывая множество различных возможностей для сотрудничества.
Применение хронологического и исторического методов позволило проследить эволюцию присутствия неарктических государств в регионе и постепенное становление их интересов в Арктике под влиянием различных факторов.
Метод сравнительного анализа позволил выявить основные сходства и различия политики европейских и азиатских государств в Арктическом совете.
Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней детально рассматриваются особенности политики неарктических стран в регионе, причины возникновения их интереса к Арктике и их практическая деятельность в рамках Арктического совета. Нами была сделана попытка структурировать всю изученную информацию об истории возникновения интереса и эволюции политики неарктических стран в регионе и отразить основные направления деятельности внешних стран в Арктическом совете и их роль в организации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования было выявлено, что неарктические государства принимают непосредственное участие в формировании политики Арктического совета. Наравне с «арктической восьмеркой» наблюдатели во многом определяют вектор работы Совета за счет своей научно¬исследовательской деятельности как в организации, так и в регионе в целом.
С увеличением возможностей неарктических стран в работе АС в середине 2000-х годов, роль наблюдателей в Совете приобрела новые грани. На сегодняшний день, помимо их основной деятельности в рабочих группах, наблюдатели имеют право выступать со своими идеями на совещаниях Арктического совета, разрабатывать собственные научно-исследовательские проекты (с последующей их реализацией в АС) и руководить отдельными проектами, а внешнее финансирование Совета за счет средств наблюдателей возросло во много раз. Более того, представители стран-наблюдателей присутствуют в секретариате АС, занимаясь делопроизводством Совета, что является показателем значительной роли наблюдателей в организации.
Говоря о европейских странах, можно отметить общую направленность их политики в Арктическом совете. Являясь членами ЕС и ООН, государства активно продвигают их арктические интересы. Не имея статуса постоянного наблюдателя, Евросоюз реализует свою политику через европейские страны. ООН же стремится к формированию совместной арктической позиции среди всех его участников, тем самым создав мощный инструмент для принятия решений в регионе.
Наблюдатели также имеют свои собственные интересы в Совете, подкрепленные как экономическими интересами, так и политические. Благодаря участию в совещаниях Арктического совета, неарктические государства имеют возможность принимать участие в формировании арктической повестки для и продвигать свои интересы путем международного сотрудничества.
Важной причиной международного присутствия в Арктики является ее богатство углеводородами. Исчерпав свои запасы нефти и газа, многие страны стали искать новые возможности для поддержания национальной экономики. Крупные нефтегазовые компании соревнуются за право участвовать в разработке месторождений, а правительства стремятся повысить свою роль в регионе и получить право участвовать в принятии решений в Арктике. Еще одним экономически стимулом повышения интереса к Арктике является Северный морской путь. На сегодняшний день это самый быстрый и наименее затратный морской проход из Северной Европы в Азию. Арктический совет является стартовой точкой для достижения экономических целей наблюдателями, путем закрепления в регионе.
Сравнивая позиции европейских и азиатских государств в Арктическом совете, можно заметить несколько особенностей политики стран. Страны Европы имеют большой опыт арктических исследований, что дало им четкое понимание особенностей и возможностей региона. Относительная близость к Арктике и ее морским коридорам также стимулирует активизацию интереса стран ЕС, а длительное присутствие в регионе позволило четко сформировать свои цели в Арктике. Существенную роль играет и позиция Евросоюза, который долгие годы пытается продвинуться в Арктическом совете за счет поддержки государств-членов ЕС.
Страны азиатского региона, в силу своего относительно недавнего присутствия в Арктике, в большинстве своем не имеют четких целей по освоению региона. Исключением является Китай, стремящийся основательно укрепиться в регионе, внедрив его в свою экономику. Большинство стран Азии на сегодняшний день делают акцент на научном сотрудничестве, помогая исследовать экосистему Арктики и добиваясь признания своей неотъемлемой роли в экологическом сотрудничестве в регионе.
Последние 15 лет неарктические страны активно работают над продвижением собственных исследовательских проектов и берут на себя осуществление уже существующих исследований. Их роль заключается не только в координации и осуществлении деятельности Совета, но и в готовности взять на себя обязательства по материальному обеспечению проектов, что является большим вкладом в изучение Арктики. Страны проявляют большое внимание к научным исследованиям и разработке оборудования, способного ускорить процесс изучения Арктики. Так, Великобритания, Франция, Китай и многие другие неарктические государства имеют свои научные центры, занимающиеся изучением Арктики, а также проводят научные экспедиции и многочисленные конференции, направленные на обмен знаниями о регионе.
Неарктические сраны также проявляют свою заинтересованность в работе с малочисленными коренными народами Севера. Поддержание идентичности, традиций и культуры народов является одним из важных аспектов полноценного существования Арктики. Наблюдателями реализуется несколько проектов, направленных на то, чтобы не потерять самобытность народов, сохранить их язык и предотвратить вымирание региона из-за миграции молодого населения в экономические центры.
Рассуждая о роли наблюдателей в Арктическом совете, можно прийти к нескольким выводам. С одной стороны, положение наблюдателей становится все более значимым в Совете. Если в первые десять лет существования АС неарктические страны практически не участвовали в его деятельности, то сейчас наблюдатели являются одной из главных движущих сил арктических научных исследований. Они являются активными участниками рабочих групп Совета, осуществляя множество проектов, нацеленных на поддержание хрупкой экологии Арктики, имеют право предлагать свои идеи, вносить комментарии и давать советы постоянным членам, тем самым влияя на направление работы Совета.
С другой стороны, вся свобода арктического присутствия наблюдателей ограничивается лишь научной деятельностью. Арктические государства не готовы допустить глобального экономического и политического вмешательства в Арктику. Это является одной из причин многолетних рассмотрений заявок на статус постоянного наблюдателя, в процессе которого тщательно изучаются мотивы и цели претендентов в регионе. Более того, страны «восьмерки» сохраняют за собой возможность сместить наблюдателя, если он будет противоречить их интересам. Таким образом, страны- наблюдатели вынуждены вести осторожную политику в регионе для сохранения своего статуса в Совете. И так как Арктический совет является единственной перспективной возможностью закрепиться в регионе, наблюдатели продолжают вести свою политику с акцентом на экологическое сотрудничество для возможности реализации своих экономических и политических целей в будущем.



1. Декларация об Учреждении Арктического Совета. Оттава, Канада, 1996. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/85/EDOCS-1752 -v2-ACMMCA00_Ottawa_1996_Founding_Declaration.PDF?sequence=5&isAllo wed=y (дата обращения:18.12.2019).
2. Илулиссатская декларация от 28 мая 2008 года. URL:
https://cil.nus.edu.sg/wp-content/uploads/2017/07/2008-IlulissatDeclaration.pdf (дата обращения: 12.03.2020).
3. Нуукская декларация по случаю Седьмой Министерской сессии Арктического совета 12 мая 2011 года, Нуук, Гренландия. URL: https: //oaarchive. arctic-council. org/bitstream/handle/11374/779/Nuuk_Declaration _Rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 03.02.2020).
4. 6th Warsaw Format Meeting Participants: The Observer States and the EU. URL: https://oaarchive.arcticcouncil.org/bitstream/handle/11374/2436/SAOIS201_ 2019_HVERAGERDI_11_Warsaw-Format-Meeting-Address.pdf?sequence=1 &is Allowed=y (дата обращения: 08.05.2020).
5. Arctic Children. Preschool education and smooth transition to school. URL: https://www.sdwg.org/wp-content/uploads/2018/04/Arctic-Children.-Preschool-ed ucational-practices_FINAL.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
6. Arctic Council Arctic Marine Strategic Plan 2015-2025. URL:
https://www.pame.is/images/03_Projects/AMSP/AMSP_2015-2025.pdf (дата
обращения :10.01.2020).
7. Arctic Council funding: An overview. URL:
https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/1721/EDOCS-3199-v4 -ACSAOUS202_Fairbanks_2016_5-1_Arctic-Council-funding-an-overview.pdf?se quence=1&isAllowed=y (дата обращения :14.02.2020).
8. Arctic Council Meeting of Senior Arctic Officials. Yakutsk, Russia, April 6-7. URL: https: //oaarchive. arctic-council. org/bitstream/handle/11374/362/ACSAO-RU
01_Yakutsk_minutes%20%281 %29.pdf?sequence= 1 &isAllowed=y (дата
обращения:17.05.2020).
9. Arctic Council Rules of Procedure, Article 37. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/1783/EDOCS-3688-v2 -ACMMUS02_BARROW_2000_6_SAO_Report_to_Ministers_Annex1_Rules_of _Procedure.pdf?sequence=1 (дата обращения:16.01.2020).
10. Arctic Council, Meeting of Senior Arctic Officials Final Report. 19-20
November 2008, Kautokeino, Norway, 2008. URL:
https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/862/ACSAO-NO04_Fi nal_Report.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 11.05.2020).
11. Arctic Council observer report: China // Arctic Council. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2251/CHINA_2018-05 _Review-Report.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 17.05.2020).
12. Arctic Council observer report: Japan // Arctic Council. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2259/JAPAN_2018- 05_Review-Report.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 18.05.2020).
13. Arctic Council observer report: India // Arctic Council. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2256/INDIA_2018- 05_Review-Report.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 16.05.2020).
14. Arctic Council observer report: Korea // Arctic Council. URL:
https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2262/REPUBLIC-OF - KOREA_2018-06_Review-Report.pdf?sequence=1 &isAllowed=y (дата
обращения: 18.05.2020).
15. Arctic Environmental Protection Strategy. URL:
http: //library. arcticportal. org/1542/1/artic_environment.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
16. Arctic Strategy for Scotland. URL:
https://news.gov. scot/news/arctic-strategy-for-scotland (дата обращения:
21.04.2019).
17. Arctic Yearbook 2013. URL: http://www.arcticyearbook.com/2013-10-01-0 9-03-59 (дата обращения: 26.04.2020).
18. Arctic: Arctic Climate Impact Assessment. URL:
https://www.amap.no/documents/doc/arctic-arctic-climate-impact-assessment/796 (дата обращения:14.02.2020).
19. AMAP strategy. 2015. URL: https://www.amap.no/documents/download/33 62/inline (дата обращения:12.01.2020).
20. Beyond the ice: UK policy towards the Arctic. URL:
https://www.gov.uk/government/publications/beyond-the-ice-uk-policy-towards-th e-arctic (дата обращения: 21.04.2020).
21. Circumpolar Oil Spill Response Viability Analysis. URL:
https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/1928 (дата обращения:
09.02.2020).
22. Declaration on the protection of Arctic environment от 14 июня 1991. URL: http: //l ibrary. arcticportal .org/1542/1/artic_environment.pdf
(дата обращения 21.10.2019).
23. Directrices para una estrategia Polar Espanola. URL:
http://www.ciencia.gob.es/stfls/MICINN/Investigacion/FICHEROS/Comite_Polar _definitivo/Directrices_estrategia_polar_espanola.pdf
(дата обращения: 08.01.2020).
24. Draft Approach Paper for the 12th Five Year Plan (2012-2017) // Earth System Science Organization. Ministry of Earth Sciences. URL: http://www.dod.nic.in/sites/default/files/Draft%20Approach12th%20FiVE%20YE AR%20PLAN_0.pdf (дата обращения: 26.04.2020).
25. Dutch Arctic Circle project. URL: https://www.wur.nl/en/project/Dutch-Arc tic-Circle.htm (дата обращения: 19.03.2020)
26. Earth System Science Organization. Ministry of Earth Sciences. Draft Approach Paper for the 12th Five Year Plan (2012-2017). URL: http://www.dod.nic.in/sites/default/files/Draft%20Approach12th%20FiVE%20YE AR%20PLAN_0.pdf (дата обращения: 26.04.2020).
27. EPPR Strategic Plan. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/ha ndle/11374/2108/EDOCS-3 877-v 1 -2016_03_16_EPPR_Strategic_Plan_Final.pdf? sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 15.01.2020)/
28. France and the new strategic challenges in the Arctic. The Ministry for the Armed Forces. 2019. URL: https://www.defense.gouv.fr/english/layout/set/print/co ntent/download/565142/9742558/version/3/file/France+and+the+New+Strategic+ Challenges+in+the+Arctic+-+DGRIS_2019.pdf (дата обращения: 23.04.2020).
29. France's 2018 Observer Review report. Arctic Council. URL:
https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/2253 (дата обращения:
23.04.2020).
30. Germany’s Arctic Policy Guidelines. 2019. P. 25. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2240002/eb0b681be9415118ca87bc8e215c 0cf4/arktisleitlinien-data.pdf (дата обращения: 26.04.2020).
31. Horizon -2020 Programme. URL:
https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/what-horizon-2020 (дата
обращения: 23.04.2020).
32. Impacts of a Warming Arctic. 2004. URL:
https://www.amap.no/documents/doc/impacts-of-a-warming-arctic-2004/786 (дата обращения: 11.05.2020).
33. Japan’s Arctic Policy (provisional English translation) // Arctic Portal Library, 21.10.2015. URL: http://www.library.arcticportal.org/1883 (дата обращения: 20.05.2020).
34. Kingdom of Spain to Arctic Council. Observer Report. 30.05.2018. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2264/SPAIN_2018-05 _Review-Report.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 01.03.2020).
35. La France s’engage dans l’Arctique. 14.06.2016. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/frna_-_vf_-web-ok_cle0dd 1 f2.pdf (дата обращения: 23.04.2020).
36. Long-term Plan for Arctic Environmental Research. Japan. 2014. URL: https://www.jcar.org/menu06/documents/longterm-e20150330_summary.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
37. Netherlands Observer Review report // Arctic Council. 01.11. 2018. Arctic URL:
https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2275/NETHERLAND S_2018-12_Regular-Review-Report.pdf?sequence= 1 &isAllowed=y (дата
обращения: 19.03.2020).
38. Observer Report, Germany. 24.05.2016. URL:
https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/1874/EDOCS-3635-v1 -2016-05-31_Germany_Observer_Review-Report.PDF?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 23.04.2020).
39. Paris Agreement. France, 2015.URL: http://unfccc.int/resource/docs/2015/c op21/eng/l09r01.pdf (дата обращения: 26.04.2020).
40. Programma di Ricerche in Artico (PRA) 2018-2020. URL:
https://www.miur.gov.it/documents/20182/1826369/Programma+di+Ricerche+in+ Artico+%28PRA%29+2018-2020+e+relativo+Programma+Annuale+2018.pdf/138 d68ec-9d84-dc46-92c9-d1772e180ffa?version=1.0&t=1555665509545 (дата
обращения: 29.04.2020).
41. Singapore’s observer report // Arctic Council. URL: https://oaarchive.arctic-
council.org/bitstream/handle/11374/1863/EDOCS-4021-v1A-2016-11- 30_Singapore_Observer_activity_report.PDF?sequence=1 &isAllowed=y (дата
обращения: 16.05.2020).
42. Strategia polskich badan polarnych. Koncepcja na lata 2017-2027. URL: https://www.pkpolar.pl/wp-content/uploads/STRATEGIA_POL_caly%20plik_RG B_LISTOPAD_2017.pdf (дата обращения: 08.05.2020).
43. Strategy for the Netherlands Polar Programme 2016-2020. URL: https://www.nwo.nl/binaries/content/documents/now-en/common/documentation/a pplication/alw/netherlands-polar-programme---strategy---pole-position---nl-2.0/U K_binnenwerk_Poolpositie-NL+2.0.pdf (дата обращения: 19.03.2020).
44. Sustainable Development Working Group. The Human Face of the Arctic.
Strategic Framework 2017. URL: https://www.sdwg.org/wp-content/uploads/2017/ 04/SDWG-Framework-2017-Final-Print-version.pdf (дата обращения:
12.01.2020).
45. The Italian Republic's 2018 Observer Review report. URL:
https://oaarchive.arcticcouncil.org/handle/11374/2257 (дата обращения:
29.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ