Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ФОРМИРОВАНИИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ

Работа №74444

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА И КЛАСТЕРНАЯ ИНИЦИАТИВА 7
1.1. Сущность кластера 7
1.2. Сущность и ключевые вопросы кластерной политики 16
1.3. Кластерная инициатива: сущность и подходы к регулированию 19
1.4. Зарубежный опыт формирования кластерных инициатив 27
Глава 2. КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1. Регулирование кластерных инициатив в Российской Федерации 31
2.2. Характеристика кластера «Развитие информационных технологий,
радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций г.
Санкт-Петербурга» 35
2.3. Роль государства в формировании кластерных инициатив 40
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения 60
Приложение 1. Определения понятия «кластер» 60

На протяжении последнего десятилетия кластерная политика рассматривается как один из ключевых инструментов экономической политики. Все больше стран используют кластеры как основу территориального и инновационного развития. Другой заинтересованной стороной кластерной политики является бизнес в лице компаний- участников кластера.
Проведение кластерной политики неразрывно связано решением множества принципиальных вопросов, на многие из которых нет однозначного научного ответа. Одним из таких вопросов является институционализация кластеров, выражающаяся в кластерной инициативе. Формирование кластерной политики предполагает, что орган, ответственный за ее проведение, принимает решение о выборе метода регулирования кластерных инициатив: сверху-вниз, снизу-вверх, либо сочетание этих подходов. Иными словами, государство определяет степень и форму влияния на развитие исследуемого кластера, а также роль бизнеса в формировании кластерных инициатив.
Как в научной литературе, так и в мировой практике отсутствует единое понимание сущности каждого метода: одни работы описывают их как инструмент выбора кластеров для финансирования, другие акцентируют внимание на более комплексном подходе к их понимаю. М. Фромхолд-Айзебит и Г. Айзебит выделяют общий список характеристик кластерной инициативы для определения к методу сверху-вниз либо снизу-вверх.
Также отсутствует единое мнение относительно того, какой из методов является лучшим. Вместе с тем некоторые авторы выявили условия, определяющие выбор конкретного метода. В частности М. Фромхолд-Айзебит и Г. Айзебит, а также Т. Андерссон в свои работах выделили набор характеристик, которым должен соответствовать кластер для применения того или иного метода регулирования (сверху- вниз, снизу-вверх, смешанного). Общие предпосылки для выбора одного из трех методов были представлены в исследовании Организации экономического сотрудничества и развития.
В число стран, для которых актуальность развития кластерной политики приобретает все большее значение, входит и Россия. Министерством экономического развития 26 декабря 2008 г. были опубликованы Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, что послужило нормативным закреплением использования кластерной политики в РФ. Следующим этапом стало формирование перечня инновационных территориальных кластеров , для поддержки которых были сформулированы Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров . Правила являются основанием распределения средств финансирования кластеров. Была создана конкурсная система заявок, где в качестве заявок выступали программы развития кластеров. Государство, таким образом, стимулировало институционализацию кластеров. Необходимо отметить, что каждая такая программа развития является кластерной инициативой.
Научные исследования подхода к регулированию кластерных инициатив в РФ имеют определенные методологические особенности. Так, Н. В. Смородинская в своей работе приходит к выводу, что в России используется метод сверху-вниз. Однако это исследование, так же как и другие в рамках означенной тематики , базируется на оценке политики, проводимой РФ в данной области, не акцентируя внимание на развитии конкретных кластерных инициатив, возникающих в определенных кластерах. Кроме того, в рассматриваемых исследованиях не проводится анализ степени соответствия выбранного метода регулирования конкретному кластеру. Еще одной особенностью российской научной литературы по проблематике кластеров является малое количество исследований конкретных кластеров. Помимо этого, исследования преимущественно сфокусированы на деятельности управляющих компаний кластеров, в то время как сосредоточение на интересах бизнеса остается вне анализируемой области.
Целью данной работы является оценка роли государства в формировании кластерных инициатив в Российской Федерации.
Анализ проводится на примере конкретного кластера, в качестве которого был выбран кластер «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций г. Санкт-Петербурга».
Для достижения цели настоящей работы были поставлены следующие задачи:
• Проанализировать теоретические подходы к роли государства в формировании кластерных инициатив
• Разработать показатели для оценки роли государства в регулировании кластерных инициатив
• Оценить метод регулирования кластерных инициатив, примененный в кластере «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций г. Санкт-Петербурга».
В качестве объекта исследования в настоящей работе выступают кластерные инициативы и кластеры в Российской Федерации. На основе анализа конкретной кластерной инициативы - Программы Развития кластера «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга» сделан вывод о, том какой метод методе используется для регулирования кластерных инициатив. Также в рамках работы данный кластер исследован и охарактеризован в соответствии с релевантными критериями для принятия решения об формировании кластерной инициативы.
Предметом исследования является взаимодействие государства и бизнеса в формировании кластерных инициатив.
Методологическая база исследования основана на концепции кластера М. Портера, концепции сетевых экстерналий и модели тройной спирали, концепции кластерной инициативы М. Фромхолд-Айзебит и Г. Айзебита.
К методам исследования относятся сбор и обработка данных, классификация, и анализ нормативно-правовых актов, кейс-метод.
Информационно-статистической базой исследования выступают: академические статьи в российских и зарубежных журналах; нормативно-правовые акты, действующие законы; путеводители по разработке кластерной политики В качестве источников первичной информации для анализа кластера использованы глубинные и полуструктурированные интервью.
В результате проведенного исследования будут составлены рекомендации для федерального, регионального уровня власти в Российской Федерации и непосредственно для исследуемого кластера.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе было проанализировано взаимодействие государства и бизнеса в формировании кластерных инициатив. Основным фактором, определяющий взаимодействие, является метод государственного регулирования кластерных инициатив (сверху-вниз, снизу-вверх, смешанный методы). Целью работы являлась оценка роли государства в формировании кластерных инициатив в Российской Федерации. Были проанализированы основные характеристики кластерной инициативы, выделяемые в научной литературе, определяющие используемый метод, а так же факторы, определяющие целесообразность использования конкретного метода. На основе анализа были созданы оценочные характеристики инициативы, применённые в дальнейшем для анализа российского опыта ведения кластерных инициатив. Так же был проанализирован международный опыт ведения политики в области кластерных инициатив.
Для анализа российского опыта был использовался кейс-метод. В качестве кластера для анализа был выбран инновационный территориальный кластер «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга». Исследуемой на основе оценочных характеристик кластерной инициативой являлась Программа развития Кластера. Выводы, получение в ходе анализа, были частично экстраполированы на уровень федеральной политики государства
На основе проведенного анализа были сделаны следующие выводы:
1. Взаимодействие государства и бизнеса в формировании кластерных инициатив в исследованном кластере обладает преимущественно характеристиками метода сверху-вниз.
2. В настоящее время кластер находится на начальном этапе развития, и характеризуется слабым уровнем развития инфраструктуры
3. Выбор используемого метода поддержки кластерной инициативы (преимущественно сверху-вниз) приемлем, однако некоторые действия в рамках выбранного метода поддержки требуют большего анализа и потенциальных изменений
Рекомендации, составленные для федерального, регионального и локального уровня, базируются как на разработанных оценочных характеристиках, так и на более широких научных концепциях. Основными рекомендациями федерального и регионального уровня являются:
1. Разработка системы информационной поддержки кластеров
2. Разработка системы оценки кластерного менеджмента
3. Изменение законодательства и системы отбора кластерных проектов для предоставления субсидий
Рекомендация для уровня кластера, адресованная специализированной организации кластера, заключается в повышении результативности инструментария, используемого для повышения уровня кооперации в кластере.



1. Абашкин В. Л., Бояров А. Д., Куценко Е. С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт — 2012 — Т. 6. № 3. — С. 16-27
2. Ассоциация предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций радиоэлектроники [Электронный ресурс] // Санкт- Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»). — Режим доступа: http://www.eltech.ru/ru/partneram/associaciya-predpriyatiy-radioelektroniki- priborostroeniya-sredstv-svyazi-i-infotelekommunikaciy (дата обращения: 23.05.2016)
3. Афонина, А. Г. Кластерные инициативы и проекты/ А.Г. Афонина // Вестн. Алтайск. акад. экономики и права. - 2012. - № 4. - С. 35-39
4. Карта кластеров России [Электронный ресурс] // Российская кластерная обсерватория. — Режим доступа: http://map.cluster.hse.ru/ (дата обращения: 23.05.2016).
5. Катуков Д.Д. Кластерная инициатива как особый экономический проект: европейская и российская практика/ Катуков Д.Д. //Инновации. - 2014. - № 7. - С. 47-52.
6. Кластер радиоэлектроники[Электронный ресурс] // Администрация Санкт- Петербурга. — Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_industrial/klaster- radioelektroniki/(дата обращения: 23.05.2016).
7. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: кол. монография / под. ред. Ю. С. Артамоновой, Б. Б. Хрусталева. - Пенза : ПГУАС - 2013. 230 с.
8. Конкуренция / Портер М. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. — 608 с.
9. Марков Л.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты / Л.С.Марков, В.Е.Селиверстов, В.М. Маркова, Е.С.Гвоздева // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых : сб. науч. тр. — Новосибирск : ИЭОПП РАН, 2005.
10. Методические материалы по разработке и реализации программ развития инновационных территориальных кластеров и региональной кластерной политике / В.Л. Абашкин, Е.С. Куценко, П.Б. Рудник и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг, А.Н. Клепач, П.Б. Рудник и др.; Минэкономразвития России, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 209 с.
11. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: Письмо Минэкономразвития РФ от 26.12.2008 № 2 0 6 1 5 - АК/Д 1 9 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc124878153774 7 (дата обращения: 23.06.2016)
12. О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров : Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 N 779 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/media/files/EwB77vkOMbYCW0GJAAPJUprSjSBQ5PST.pdf / (дата обращения: 23.052016)
13. Об утверждении Перечня инновационных территориальных кластеров : Поручение председателя Правительства РФ от 28.08.2012 № ДМ-П8-5060 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc20120907_02/ (дата обращения: 23.05.2016)
14. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения : Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2016г. № 41 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/media/files/7QTlRH58taCDhnZj2AtMKj4kI5Zd0y2X.pdf (дата обращения: 23.052016)
15. Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров: Постановление Правительства от 6 марта 2013 г. № 188 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20130306_014 (дата обращения: 23.05.2016)
16. Отчет о результатах деятельности Центра кластерного развития Санкт- Петербурга ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга» за 4 квартал 2015 г. [Электронный ресурс] // Центр Кластерного Развития Санкт-Петербурга. — Режим доступа: http://spbcluster.ru/files/otchet_ckr_za_4_kvartal2.pdf (дата обращения: 23.05.2016). - 87 c
17. Пилипенко, И.В. Проведение кластерной политики в России / И.В. Пилипенко // Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов». - М., 2008. - 34 с.
18. Порядок формирования перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров: Одобрен решением рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 22 февраля 2012 г., протокол № 6-АК. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// http://innovation.gov.ru/ru/node/5393 / (дата обращения: 23.052016)
19. Смородинская, Н. В. Территориальные инновационные кластеры: мировые ориентиры и российские реалии/ Н. В. Смородинская // Сб. Материалов XIV апрельской международной научной конференции./ Под ред. Е. Г. Ясина. - М.: НИУ- ВШЭ, 2013. -С. 389 - 399
20. Программа развития инновационного территориального кластера «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций г. Санкт-петербурга» [Электронный ресурс] // Центр Кластерного Развития Санкт-Петербурга. — Режим доступа: http://spbcluster.ru/files/programma_razvitiya_itre.pdf (дата обращения: 23.05.2016).
21. Система профессионального анализа рынков и компаний «СПАРК». — Режим доступа: http://www.spark-interfax.ru/promo/ru/about (дата обращения: 20.03.2016)
22. Соглашение о создании инновационного территориального кластера «Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт-Петербурга» : Утверждено Протоколом Общего Собрания Санкт-Петербургской Ассоциации предприятий радиоэлектроники От 24 февраля 2012 г. № 7 [Электронный ресурс] // Российская кластерная обсерватория. — Режим доступа: map.cluster.hse.ш/flle/1048/Соглашениеосоздании.doc (дата обращения: 23.05.2016).
23. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения: 23.05.2016)
24. Bringing business clusters into the mainstream of economic development/ S.A. Rosenfeld.//European planning studies. - 1997. - Vol.5 - P 3-23.
25. Cluster branding and marketing, a handbook on cluster brand management [Электронный ресурс]/ Andersson M. et al.// Tendensor. - Режим доступа: http://www.innovationclusters.no/globalassets/filer/nic/verktoy- filer/tendesor_cmb_handbook-090113-sheets.pdf (дата обращения: 23.05.2016), 106 p.
26. Clusters and clustering policy: A guide for regional and local policy makers / INNO Germany AG - Brussels: European Commission, 2010.— 188 p.
27. Clusters and the new economics of competition/ Porter, M. E.//Harvard Business Review. - 1998. - Vol.76, - P. 77-90.
28. Clusters, Cluster Policy, and Swedish Competitiveness in the Global Economy, Expert Report No. 30 / Dr. Christian Ketels - Stockholm;Swedish Globalisation Council- 2009. - 66p.
29. Competitive Regional Clusters National Policy Approaches / OECD Reviews of Regional Innovation - Paris: OECD Publishing, 2007 - 82 p.
30. Uyarra, E., Ramlogan, R. The Effects of Cluster Policy on Innovation /E. Uyarra, R. Ramlogan // Nesta Working Paper. - 2008. - No 12/05. - 48 p.
31. How to institutionalize innovative clusters? Comparing explicit top-down and implicit bottom-up approaches / M. Fromhold-Eisebith, G. Eisebith // Research Policy. -2005. -Vol 34. -P 1250-1268.
32. Breschi,S, Malerba, F. The geography of innovation and economic clustering: some introductory notes/ S. Breschi, F. Malerba// Industrial and corporate change - vol 10(4) - 2001, P 817-833
33. The Cluster Initiative Greenbook 2.0/Solvell et.al. - Stockholm etc: Ivory Tower Publishers, 2013 - 66p.
34. The Cluster Initiative Greenbook/Solvell et.al. - Stockholm etc: Ivory Tower Publishers, 2003 - 93p
35. The Cluster Policies Whitebook / Th. Andersson et all. - Stockholm: IKED, 2004. -266 p.
36. The Competitive Advantage of Nations/ Porter, M. - New York: Free Press, 1990 - 54 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ