В данной работе мы рассмотрим одну из наиболее важных для исламской теологии проблем - проблема откровения (вахй) и онтологического статуса Корана. Основной акцент будет сделан на рассмотрении взглядов исламских мыслителей-неомодернистов Фазлур Рахмана (1919-1988) и Наср Хамид Абу Зайда (1943-2010).
Степень научной разработанности темы. В отечественных трудах тема малоизучена. В качестве главных работ так или иначе связанных с нашей темой можно выделить работы лишь одного автора, Д.В. Мухетдинова: диссертация на соискание учёной степени доктора теологии Д.В. Мухетдинова , первая и четвертая глава которой полностью уделена упомянутым мыслителям и, в частности, рассматривается их взгляд на природу Корана и на вопрос откровения (вахй); статья Д.В. Мухетдинова о гуманистической коранистике Фазлур Рахмана , в которой косвенно затронут вопрос природы Корана; статья Д.В. Мухетдинова об опыте философского осмысления неомодернизма , в которой также есть намек на вопросы, связанные с природой Корана и откровением.
В западных трудах эта тема получила больший отклик. Среди главных работ можно выделить следующие: специальная статья на тему «Откровение как общение: концепция вахй в труде Н.Х. Абу Зайда Мафхум ан-насс» Навида Кермани , наиболее тесно связанного с творчеством Абу Зайда исследователя (на немецком языке); статья М. Сукиди, посвященная герменевтике Н.Х. Абу Зайда , в которой также можно найти исследования, связанные с нашей темой; статья Ибрахима Мусы , главного исследователя творчества Фазлур Рахмана, которая посвящена жизни и учению мыслителя и в которой также затрагивается вопрос откровения; статья «Вахй и танзил. Современные исламские подходы к божественному вдохновению, прогрессивному откровению и человеческому тексту» Оддбьерна Лейрвика , в которой рассматривается различие между «вахй» и «танзил» в лингвистическом плане, обзор этих понятий на основе аятов Корана, а также взгляд неомодернистов, включая Ф. Рахмана и Н.Х. Абу Зайда.
Также есть определенный пласт переведенных работ изучаемых мыслителей: отрывок из книги Фазлур Рахмана «Ислам и современность» (Islam and Modernity) ; автобиографическое размышление Н.Х. Абу Зайда ; инаугурационная лекция Абу Зайда при вступлении в должность Клеверингского профессора права в Лейденском университете ; также в Издательском доме «Медина» готовятся к печати две работы: перевод книги Н.Х. Абу Зайда «Реформация исламской мысли: историко-критический анализ» и перевод книги Фазлур Рахмана «Основные темы Корана» .
В качестве объекта магистерского исследования выступают труды исследователей неомодернистов Фазлур Рахмана и Н. Х. Абу Зайда, а также труды классических теологов, историков ислама, пророческие предания (хадисы); предметом исследования является проблема откровения (вахй) и онтологического статуса Корана в трудах как традиционалистов, так и неомодернистов (в частности, в трудах Фазлур Рахмана и Наср Хамид Абу Зайда).
Актуальность изучения данной темы может быть выражена в следующих пунктах:
1. на наш взгляд, данная тема малоизучена в отечественных трудах. Эта слабая изученность вызвана прежде всего сложностью и междисциплинарностью темы, для постижения которой нужно обладать компетентностью как в теологических доктринах классического ислама, так и в социально-политических идеях исламской современности;
2. перспективность подобных исследований в компаративном аспекте. Неомодернисты суть фигуры, осуществляющие продуктивный интеллектуальный контакт между традиционной исламской и современной западной мыслью. Важно то, что они прикладывают усилия к изменению оптики рассмотрения исламской теологии и исламской культуры и предлагают осуществить реформы в ее понимании;
3. в прослеживании связей между исламской теологической мыслью, с одной стороны, и академическим востоковедением (исламоведением). Как известно, неомодернисты активно используют категориальный аппарат западного исламоведения и используют его наработки для актуализации собственных целей;
4. в актуализации нового контекста ключевых проблем философии религии. Работа с важнейшими проблематическими узлами исламской мысли заключается в переосмыслении исламской онтологии, развитии гуманистической герменевтики и реконструкции коранической этики.
Цели и задачи:
1. сфокусировать внимание на проблеме откровения в исторической перспективе;
2. провести лингвистический анализ понятия «вахй»;
3. рассмотреть традиционный взгляд на понятие «вахй»;
4. рассмотреть хадисы, связанные с началом откровения (вахй);
5. эксплицировать взгляд Фазлур Рахмана на «вахй» и онтологический статус
Корана;
6. эксплицировать взгляд Н. Х. Абу Зайда на «вахй» и онтологический статус Корана.
Работа состоит из двух глав, в каждой главе по два параграфа. В первой главе проводится анализ традиционного и исторического взгляда на вахй, а также лингвистический анализ данного понятия. Во второй главе внимание акцентируется в первую очередь на биографиях рассматриваемых нами мыслителей, а затем делается попытка изложить их взгляды относительно вахй и онтологического статуса Корана.
Рассмотрим результаты исследования, целью которого являлось: сфокусировать внимание на проблеме откровения в исторической перспективе; провести лингвистический анализ понятия «вахй»; рассмотреть традиционный взгляд на понятие «вахй»; рассмотреть хадисы, связанные с началом откровения (вахй); эксплицировать взгляд Фазлур Рахмана на «вахй» и онтологический статус Корана; эксплицировать взгляд Н. Х. Абу Зайда на «вахй» и онтологический статус Корана.
В нашей работы мы представили взгляд на откровение (вахй) с разных точек зрения: с точки зрения хадисов, историков, классических теологов ислама, а также взгляд исламских мыслителей-неомодернистов. Также провели лингвистический и общекоранический анализ термина «вахй».
Мы продемонстрировали, что вахй, согласно традиции, по своей форме и значению, исходит от Бога через Джибрила к Пророку, применимому в любое время и в любом месте. Следовательно, форма и значение не могут быть разделены. С другой стороны, Фазлур Рахман и Наср Хамид Абу Зайд считают, что только то значение, которое исходит непосредственно от Бога через Дух к сердцу Пророка, применимо в любое время и в любом месте. Форма создана человеком и применяется ко времени, к которому она относится, отражает социальное, культурное и правовое восприятие того времени и является продуктом того времени.
Разница между традиционалистами и неомодернистами в основном методологическая. Разногласия возникают из-за того, что традиция рассматривает вопрос о вахй теологически, основываясь на двух авторитетных источниках, Коране и Сунне, в то время как неомодернисты используют методы социальных наук в качестве исторической критики. Согласно традиции, вахй можно понять исключительно через накл (письменную традицию), поскольку это не входит в сферу восприятия или рамки разума, а методы социальных наук не могут быть применены к таким метафизическим предметам, как вахй. Ф.
69 Рахман и Н.Х. Абу Зайд, с другой стороны, считают, что исламское учение должно быть рассмотрено исторически критически, и весь Коран должен быть источником вдохновения для нового исламского мышления.
Вопреки традиции, Рахман считает, что работа по пониманию ислама еще не завершена. Он предложил всеобъемлющую и систематическую методологию понимания вахй, которой, по его мнению, не хватало после смерти Пророка. Он полагал, что исламские принципы особым и уникальным образом были разработаны для создания справедливого и стабильного общества и, таким образом, станут спасением человека в то время, когда как западный, так и исламский мир находятся в политическом и моральном хаосе. Это требует новой методологии, четко проводящей различие между основными принципами ислама и историческими обстоятельствами, при которых они были воплощены.
Анализируя феномен откровения в историческом, контекстуальном и гуманистическом аспекте, Фазлур Рахман разработал своеобразное учение о природе Корана. По его мнению, сущность Корана как нечто целостное и божественное превосходит историю. Однако известный нам текст является историческим развертыванием откровения, поэтому его языковое оформление, тематика, структура и хронология тесно связаны с фигурой Пророка, его общиной и более широкой культурной парадигмой Аравии VII в. н. э. Коран, согласно Рахману, является Словом Божьим, но в то же время и словом Пророка. Поэтому его контекстуальный аспект должен обязательно учитываться в герменевтическом процессе .
В нашей работе мы также попытались продемонстрировать, что мысль Абу Зайда изменялась по мере его знакомства с различными концепциями: от Тосихико Идзуцу до Юрия Лотмана и Романа Якобсона. Там, например, он изменил свое отношению к Корану как к тексту, на отношение к Корану как к дискурсам. Также он развил свою концепцию «трехступенчатой коммуникации» до «четырехступенчатой», конечным адресатом которой является человек.
1. Абу Зайд Н. Мафхум ан-насс. Дирасат фй'улум ал-Кур’ан. - Дар ал- Байда’, 2014. - 328 c.
2. Абу Зайд Н. Х. Коран как процесс коммуникации между богом и человеком // Исламская мысль: традиция и современность: религиозно-философский ежегодник. - Вып. 4. - М., 2019. - С. 293-324.
3. Абу Зайд Н.Х. К пониманию коранического мировоззрения: автобиографическое размышление / Н.Х. Абу Зайд // Исламская мысль: традиция и современность: религиозно-философский ежегодник. - Вып. 3. - М., 2018. - С. 245-302.
4. Бородай С. Ю. Исламский неомодернизм: критический взгляд // Ислам в современном мире. 2021; 1: 101-124;
5. И. Муса. Фазлур Рахман: жизнь и учение (Moosa E. Introduction // Rahman F. Revival and Reform in Islam. Oxford: Oneworld Publications, 2000. Pp. 1¬29.) // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 2 = Islamic Thought: Tradition and Modernity. Religio-philosophical Yearbook. № 2 // - М.: ООО «Издательский дом “Медина”», 2017. - С. 64-97.
6. Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада, рассказанное со слов аль Баккаи, со слов Ибн Исхака аль Мутталиба (первая половина VIII века) / Перевод с арабского Н. А. Гайнуллина. - М.: Умма, 2007. - 656 с.
7. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 315 с.: ил.
8. Исламский энциклопедический словарь / А. Али-заде. - М. Ансар, 2007. - 400 с.
9. Камаев А. А. Наср Хамид Абу Зайд: жизненный путь и основные взгляды. Ислам в современном мире. 2019;15(2):71-86.
10. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. Под редакцией В.И. Беляева [Предисловия В.И. Беляева и П.А. Грязневича]. Изд. 2-е. М. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. 727 с., ил.
11. Кулиев, Э. Р., Муртазин М. Ф. Корановедение: учебное пособие / Под общей ред. М.Ф. Муртазина. - М.: Агентство печати «Столица», 2011. - 528 с.
12. МУСА И. ФАЗЛУР РАХМАН: ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ (Moosa E. Introduction // Rahman F. Revival and Reform in Islam. Oxford: Oneworld Publications, 2000. Pp. 1-29.) // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 2 = Islamic Thought: Tradition and Modernity. Religio-philosophical Yearbook. № 2 // - М.: ООО «Издательский дом “Медина”», 2017. - С. 64-97.
13. Мухаммад Са’ид Рамадан аль-Буты. Понимание Жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с кратким очерком истории праведных халифов - Казань: «Издательский дом «Хузур» - «Спокойствие, 2020. - 536 с.
14. Мухетдинов Д. В. Гуманистическая коранистика Фазлура Рахмана. Ислам в современном мире. 2020. Т. 16 № 2. С. 57-68.
15. Мухетдинов Д. В. Исламский неомодернизм: эскиз обновленческой программы // Ислам в современном мире. 2019. Т. 15. № 2. С. 48-70.
16. Мухетдинов Д. В. Исламское обновленческое движение конца XX - Начала XXI века: идеи и перспективы. - диссертация на соискание учёной степени доктора теологии. - СПб., 2019. - 427 с.
17. Мухетдинов Д. В. Неомодернизм: опыт философского осмысления // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14. № 4. С. 83-95.
18. Священный Коран. Смысловой перевод с комментариями / гл. ред. Д. Мухетдинов. - Москва: ИД «Медина», 2015. - 1888 с.
19. Сукиди М. Наср Хамид Абу Зайд и поиск гуманистической герменевтики Корана // Исламская мысль: традиция и современность: религиозно-философский ежегодник. - Вып. 4. - М., 2019. - С. 325-358.
20. Фазлур Рахман. Ислам и современность // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 2 = Islamic Thought: Tradition and Modernity. Religio-philosophical Yearbook. № 2 // - М.: ООО «Издательский дом “Медина”», 2017. - С. 202-243.
Литература на восточных языках
21. Ибн Исхак. Сира. С. 121-122, URL: https://shamela.ws/book/9862/115#p3
22. Ибн Касир. Ал-Бидайа ва ан-нихайа, Т 4. URL:
https://shamela.ws/book/4445/1716ffp4
23. Ибн Хишам. Сира ан-набавиййа, Дар ас-сахаба ли-т-турас, Танта. - 2007. - Т 1.
24. Ас-Суюти. ал-Иткан фи ‘улюм ал-Ку’ран. - 2008, С. 101.
25. Ibn Manzur, Lisan al-'Arab, URL:
http://arabiclexicon.hawramani.com/?p=7119&book=3#87240c
26. Al-Khalil b. Ahmad al-Farahidi, Kitab al-'Ain, URL: http://arabiclexicon.hawramani.com/?p=7119&book=5#1b5a31
Литература на европейских языках
27. Abu Zayd N. Rethinking the Qur’an: Towards a Humanistic Hermeneutics.
- Amsterdam: Humanistics University Press, 2004. - 65 p.
28. Abu Zayd N. The Qur’an: God and Man in Communication. - Leiden University, 2000. - 27 p.
29. Abu Zayd N. Reformation of Islamic Thought. A critical historical analysis. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006.
30. Badawi, Elsaid M., and Abdel Haleem, Muhammad. ‘V/^/J W-h-y”. In Dictionary of Qur’anic Usage, edited by Elsaid M. Badawi and Muhammad Abdel Haleem. Accessed December 20, 2021. doi: http://dx.doi.org/10.1163/1875- 3922 dqu SIM 001853
31. Why. The Quranic Arabic Corpus, URL: https://corpus. quran.com/qurandictionary j sp?root=wHy
32. Madigan D.A., Revelation and Inspiration // Encyclopaedia of the Qur’an. - Leiden : E. J. Brill, 2004. - Vol. IV (P-Sh). - 437-448 pp.
33. Galip Kiran. En undersogelse af Wahy (Abenbaring) begrebet med hovedfokus pa den moderne historisk-kritiske tilgang, repr^senteret af Fazlurrahman // University of Copenhagen. - Copenhagen: 2010. - 34 p. To link to this article: academia.edu/12101908/En unders0gelse af Wahy Abenbaring begrebet med hov edfokus pa den moderne historisk kritiske tilgang reprresenteret af F azlurrahma n
34. Kermani N. Offenbarung als Kommunikation: Das Konzept wahy in Nasr Hamid Abu Zayds Mafhum an-nass, European University Studies, Series 27, Asian and African Studies, vol. 58 (Frankfurt: Peter Lang, 1996). Pp. 155.
35. Kusmana Kusmana. Some Implications of Hermeneutical Readings for the Study of the Qur'an // Journal of Qur'an and Hadith Studies. Vol. 2, No. 2 (January- June 2013). - 267-288 pp.
36. Maria Elena Gottarelli. Western interpretation and Qur’anic Hermeneutics in the thought of N.H. Abu Zayd // Universita Cattolica del Sacro Cuore Department of Letters and Philosophy. - Milan: 2014. - 70 p.
37. Massimo Campanini, Qur’anic Hermeutics and Political Hegemony:
Reformation of Islamic Thought // Universita di Napoli l”Orientale Naples. - Italy: The Muslim World, 2009. - Vol. 99, issue 1. 124-133 pp. URL:
https://doi.org/10.1111/j.1478-1913.2009.01257.x
38. Oddbjprn Leirvik. Wahy and tanzil, Studia Theologica - Nordic Journal of Theology, 2015. - 69:2, 101-125 pp. To link to this article: http://dx.doi.org/10.1080/0039338X.2015.1081617
39. Rahman F. Muhammad and the Qur’an // Lacocque A. (ed.). Commitment and Commemoration: Jews, Christians and Muslims in Dialogue. - Chicago: Exploration Press, 1994. - 151 p.
40. Rahman F. Major Themes of the Qur’an. Chicago, Bibliotheca Islamica, 1980, 1989; 2nd ed., Minneapolis, Bibliotheca Islamica, 1994; Kuala Lumpur, Islamic Book Trust, 1999; 2nd ed., with a new foreword by Ebrahim Moosa. USA, University of Chicago Press, 2009.
41. Rahman F. Islam. London, Holt, Rinehart and Winston, 1966.
42. REVELATION // The Quran: an Encyclopedia. Edited by Oliver Leaman. First published 2006 by Routledge. Pp. 540-543.
43. Sukidi M. Nasr Hamid Abu Zayd and the Quest for a Humanistic Hermeneutics of the Qur’an // Die Welt des Islams. 49. 2009. P. 181-211.
44. Izutsu T. God and Man in The Qur’an. Semantics of the Qur’anic Weltanschauung, Tokyo: Keio University, 1964; 2nd repr., Kuala Lumpur: Islamic Book Trust, 2008. - 292 p.
45. W. Ahlwardt, The divans of the six ancient Arabic poets. Ennabiga, 'Antara, Tharafa, Zuhair, 'Alqama and Imruulqais, London 1870, repr. Osnabruck 1972.