Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема откровения (вахй) и онтологического статуса Корана в трудах исламских мыслителей-неомодернистов (на примере Ф. Рахмана и Н.Х. Абу Зайда)

Работа №126897

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИРОДА КОРАНА 7
1.1 ИСТОРИЯ НИСПОСЛАНИЯ ОТКРОВЕНИЯ (ВАХЙ) 7
1.1.1 Взгляд историков на начало откровения 7
1.1.2 Взгляд Сунны на начало откровения 9
1.1.3 Взгляд теологов 12
1.2 Лингвистический разбор термина «вахй» 16
ГЛАВА 2. ВЗГЛЯД НА «ВАХЙ» МУСУЛЬМАНСКИХ УЧЕНЫХ-
НЕОМОДЕРНИСТОВ 21
2.1 ФАЗЛУР РАХМАН 21
2.1.1 Биография 21
2.1.2 Взгляд на «вахй» 25
2.2 НАСР ХАМИД АБУ ЗАЙД 38
2.2.1 Биография 38
2.2.2 Взгляд на «вахй» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Список работ Фазлур Рахмана: 75
Книги: 75
Статьи: 76
Статьи в энциклопедиях: 81
Список работ Н.Х. Абу Зайда: 82
Книги: 82
Статьи: 82

В данной работе мы рассмотрим одну из наиболее важных для исламской теологии проблем - проблема откровения (вахй) и онтологического статуса Корана. Основной акцент будет сделан на рассмотрении взглядов исламских мыслителей-неомодернистов Фазлур Рахмана (1919-1988) и Наср Хамид Абу Зайда (1943-2010).
Степень научной разработанности темы. В отечественных трудах тема малоизучена. В качестве главных работ так или иначе связанных с нашей темой можно выделить работы лишь одного автора, Д.В. Мухетдинова: диссертация на соискание учёной степени доктора теологии Д.В. Мухетдинова , первая и четвертая глава которой полностью уделена упомянутым мыслителям и, в частности, рассматривается их взгляд на природу Корана и на вопрос откровения (вахй); статья Д.В. Мухетдинова о гуманистической коранистике Фазлур Рахмана , в которой косвенно затронут вопрос природы Корана; статья Д.В. Мухетдинова об опыте философского осмысления неомодернизма , в которой также есть намек на вопросы, связанные с природой Корана и откровением.
В западных трудах эта тема получила больший отклик. Среди главных работ можно выделить следующие: специальная статья на тему «Откровение как общение: концепция вахй в труде Н.Х. Абу Зайда Мафхум ан-насс» Навида Кермани , наиболее тесно связанного с творчеством Абу Зайда исследователя (на немецком языке); статья М. Сукиди, посвященная герменевтике Н.Х. Абу Зайда , в которой также можно найти исследования, связанные с нашей темой; статья Ибрахима Мусы , главного исследователя творчества Фазлур Рахмана, которая посвящена жизни и учению мыслителя и в которой также затрагивается вопрос откровения; статья «Вахй и танзил. Современные исламские подходы к божественному вдохновению, прогрессивному откровению и человеческому тексту» Оддбьерна Лейрвика , в которой рассматривается различие между «вахй» и «танзил» в лингвистическом плане, обзор этих понятий на основе аятов Корана, а также взгляд неомодернистов, включая Ф. Рахмана и Н.Х. Абу Зайда.
Также есть определенный пласт переведенных работ изучаемых мыслителей: отрывок из книги Фазлур Рахмана «Ислам и современность» (Islam and Modernity) ; автобиографическое размышление Н.Х. Абу Зайда ; инаугурационная лекция Абу Зайда при вступлении в должность Клеверингского профессора права в Лейденском университете ; также в Издательском доме «Медина» готовятся к печати две работы: перевод книги Н.Х. Абу Зайда «Реформация исламской мысли: историко-критический анализ» и перевод книги Фазлур Рахмана «Основные темы Корана» .
В качестве объекта магистерского исследования выступают труды исследователей неомодернистов Фазлур Рахмана и Н. Х. Абу Зайда, а также труды классических теологов, историков ислама, пророческие предания (хадисы); предметом исследования является проблема откровения (вахй) и онтологического статуса Корана в трудах как традиционалистов, так и неомодернистов (в частности, в трудах Фазлур Рахмана и Наср Хамид Абу Зайда).
Актуальность изучения данной темы может быть выражена в следующих пунктах:
1. на наш взгляд, данная тема малоизучена в отечественных трудах. Эта слабая изученность вызвана прежде всего сложностью и междисциплинарностью темы, для постижения которой нужно обладать компетентностью как в теологических доктринах классического ислама, так и в социально-политических идеях исламской современности;
2. перспективность подобных исследований в компаративном аспекте. Неомодернисты суть фигуры, осуществляющие продуктивный интеллектуальный контакт между традиционной исламской и современной западной мыслью. Важно то, что они прикладывают усилия к изменению оптики рассмотрения исламской теологии и исламской культуры и предлагают осуществить реформы в ее понимании;
3. в прослеживании связей между исламской теологической мыслью, с одной стороны, и академическим востоковедением (исламоведением). Как известно, неомодернисты активно используют категориальный аппарат западного исламоведения и используют его наработки для актуализации собственных целей;
4. в актуализации нового контекста ключевых проблем философии религии. Работа с важнейшими проблематическими узлами исламской мысли заключается в переосмыслении исламской онтологии, развитии гуманистической герменевтики и реконструкции коранической этики.
Цели и задачи:
1. сфокусировать внимание на проблеме откровения в исторической перспективе;
2. провести лингвистический анализ понятия «вахй»;
3. рассмотреть традиционный взгляд на понятие «вахй»;
4. рассмотреть хадисы, связанные с началом откровения (вахй);
5. эксплицировать взгляд Фазлур Рахмана на «вахй» и онтологический статус
Корана;
6. эксплицировать взгляд Н. Х. Абу Зайда на «вахй» и онтологический статус Корана.
Работа состоит из двух глав, в каждой главе по два параграфа. В первой главе проводится анализ традиционного и исторического взгляда на вахй, а также лингвистический анализ данного понятия. Во второй главе внимание акцентируется в первую очередь на биографиях рассматриваемых нами мыслителей, а затем делается попытка изложить их взгляды относительно вахй и онтологического статуса Корана.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрим результаты исследования, целью которого являлось: сфокусировать внимание на проблеме откровения в исторической перспективе; провести лингвистический анализ понятия «вахй»; рассмотреть традиционный взгляд на понятие «вахй»; рассмотреть хадисы, связанные с началом откровения (вахй); эксплицировать взгляд Фазлур Рахмана на «вахй» и онтологический статус Корана; эксплицировать взгляд Н. Х. Абу Зайда на «вахй» и онтологический статус Корана.
В нашей работы мы представили взгляд на откровение (вахй) с разных точек зрения: с точки зрения хадисов, историков, классических теологов ислама, а также взгляд исламских мыслителей-неомодернистов. Также провели лингвистический и общекоранический анализ термина «вахй».
Мы продемонстрировали, что вахй, согласно традиции, по своей форме и значению, исходит от Бога через Джибрила к Пророку, применимому в любое время и в любом месте. Следовательно, форма и значение не могут быть разделены. С другой стороны, Фазлур Рахман и Наср Хамид Абу Зайд считают, что только то значение, которое исходит непосредственно от Бога через Дух к сердцу Пророка, применимо в любое время и в любом месте. Форма создана человеком и применяется ко времени, к которому она относится, отражает социальное, культурное и правовое восприятие того времени и является продуктом того времени.
Разница между традиционалистами и неомодернистами в основном методологическая. Разногласия возникают из-за того, что традиция рассматривает вопрос о вахй теологически, основываясь на двух авторитетных источниках, Коране и Сунне, в то время как неомодернисты используют методы социальных наук в качестве исторической критики. Согласно традиции, вахй можно понять исключительно через накл (письменную традицию), поскольку это не входит в сферу восприятия или рамки разума, а методы социальных наук не могут быть применены к таким метафизическим предметам, как вахй. Ф.
69 Рахман и Н.Х. Абу Зайд, с другой стороны, считают, что исламское учение должно быть рассмотрено исторически критически, и весь Коран должен быть источником вдохновения для нового исламского мышления.
Вопреки традиции, Рахман считает, что работа по пониманию ислама еще не завершена. Он предложил всеобъемлющую и систематическую методологию понимания вахй, которой, по его мнению, не хватало после смерти Пророка. Он полагал, что исламские принципы особым и уникальным образом были разработаны для создания справедливого и стабильного общества и, таким образом, станут спасением человека в то время, когда как западный, так и исламский мир находятся в политическом и моральном хаосе. Это требует новой методологии, четко проводящей различие между основными принципами ислама и историческими обстоятельствами, при которых они были воплощены.
Анализируя феномен откровения в историческом, контекстуальном и гуманистическом аспекте, Фазлур Рахман разработал своеобразное учение о природе Корана. По его мнению, сущность Корана как нечто целостное и божественное превосходит историю. Однако известный нам текст является историческим развертыванием откровения, поэтому его языковое оформление, тематика, структура и хронология тесно связаны с фигурой Пророка, его общиной и более широкой культурной парадигмой Аравии VII в. н. э. Коран, согласно Рахману, является Словом Божьим, но в то же время и словом Пророка. Поэтому его контекстуальный аспект должен обязательно учитываться в герменевтическом процессе .
В нашей работе мы также попытались продемонстрировать, что мысль Абу Зайда изменялась по мере его знакомства с различными концепциями: от Тосихико Идзуцу до Юрия Лотмана и Романа Якобсона. Там, например, он изменил свое отношению к Корану как к тексту, на отношение к Корану как к дискурсам. Также он развил свою концепцию «трехступенчатой коммуникации» до «четырехступенчатой», конечным адресатом которой является человек.



1. Абу Зайд Н. Мафхум ан-насс. Дирасат фй'улум ал-Кур’ан. - Дар ал- Байда’, 2014. - 328 c.
2. Абу Зайд Н. Х. Коран как процесс коммуникации между богом и человеком // Исламская мысль: традиция и современность: религиозно-философский ежегодник. - Вып. 4. - М., 2019. - С. 293-324.
3. Абу Зайд Н.Х. К пониманию коранического мировоззрения: автобиографическое размышление / Н.Х. Абу Зайд // Исламская мысль: традиция и современность: религиозно-философский ежегодник. - Вып. 3. - М., 2018. - С. 245-302.
4. Бородай С. Ю. Исламский неомодернизм: критический взгляд // Ислам в современном мире. 2021; 1: 101-124;
5. И. Муса. Фазлур Рахман: жизнь и учение (Moosa E. Introduction // Rahman F. Revival and Reform in Islam. Oxford: Oneworld Publications, 2000. Pp. 1¬29.) // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 2 = Islamic Thought: Tradition and Modernity. Religio-philosophical Yearbook. № 2 // - М.: ООО «Издательский дом “Медина”», 2017. - С. 64-97.
6. Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада, рассказанное со слов аль Баккаи, со слов Ибн Исхака аль Мутталиба (первая половина VIII века) / Перевод с арабского Н. А. Гайнуллина. - М.: Умма, 2007. - 656 с.
7. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 315 с.: ил.
8. Исламский энциклопедический словарь / А. Али-заде. - М. Ансар, 2007. - 400 с.
9. Камаев А. А. Наср Хамид Абу Зайд: жизненный путь и основные взгляды. Ислам в современном мире. 2019;15(2):71-86.
10. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. Под редакцией В.И. Беляева [Предисловия В.И. Беляева и П.А. Грязневича]. Изд. 2-е. М. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. 727 с., ил.
11. Кулиев, Э. Р., Муртазин М. Ф. Корановедение: учебное пособие / Под общей ред. М.Ф. Муртазина. - М.: Агентство печати «Столица», 2011. - 528 с.
12. МУСА И. ФАЗЛУР РАХМАН: ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ (Moosa E. Introduction // Rahman F. Revival and Reform in Islam. Oxford: Oneworld Publications, 2000. Pp. 1-29.) // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 2 = Islamic Thought: Tradition and Modernity. Religio-philosophical Yearbook. № 2 // - М.: ООО «Издательский дом “Медина”», 2017. - С. 64-97.
13. Мухаммад Са’ид Рамадан аль-Буты. Понимание Жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с кратким очерком истории праведных халифов - Казань: «Издательский дом «Хузур» - «Спокойствие, 2020. - 536 с.
14. Мухетдинов Д. В. Гуманистическая коранистика Фазлура Рахмана. Ислам в современном мире. 2020. Т. 16 № 2. С. 57-68.
15. Мухетдинов Д. В. Исламский неомодернизм: эскиз обновленческой программы // Ислам в современном мире. 2019. Т. 15. № 2. С. 48-70.
16. Мухетдинов Д. В. Исламское обновленческое движение конца XX - Начала XXI века: идеи и перспективы. - диссертация на соискание учёной степени доктора теологии. - СПб., 2019. - 427 с.
17. Мухетдинов Д. В. Неомодернизм: опыт философского осмысления // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14. № 4. С. 83-95.
18. Священный Коран. Смысловой перевод с комментариями / гл. ред. Д. Мухетдинов. - Москва: ИД «Медина», 2015. - 1888 с.
19. Сукиди М. Наср Хамид Абу Зайд и поиск гуманистической герменевтики Корана // Исламская мысль: традиция и современность: религиозно-философский ежегодник. - Вып. 4. - М., 2019. - С. 325-358.
20. Фазлур Рахман. Ислам и современность // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 2 = Islamic Thought: Tradition and Modernity. Religio-philosophical Yearbook. № 2 // - М.: ООО «Издательский дом “Медина”», 2017. - С. 202-243.
Литература на восточных языках
21. Ибн Исхак. Сира. С. 121-122, URL: https://shamela.ws/book/9862/115#p3
22. Ибн Касир. Ал-Бидайа ва ан-нихайа, Т 4. URL:
https://shamela.ws/book/4445/1716ffp4
23. Ибн Хишам. Сира ан-набавиййа, Дар ас-сахаба ли-т-турас, Танта. - 2007. - Т 1.
24. Ас-Суюти. ал-Иткан фи ‘улюм ал-Ку’ран. - 2008, С. 101.
25. Ibn Manzur, Lisan al-'Arab, URL:
http://arabiclexicon.hawramani.com/?p=7119&book=3#87240c
26. Al-Khalil b. Ahmad al-Farahidi, Kitab al-'Ain, URL: http://arabiclexicon.hawramani.com/?p=7119&book=5#1b5a31
Литература на европейских языках
27. Abu Zayd N. Rethinking the Qur’an: Towards a Humanistic Hermeneutics.
- Amsterdam: Humanistics University Press, 2004. - 65 p.
28. Abu Zayd N. The Qur’an: God and Man in Communication. - Leiden University, 2000. - 27 p.
29. Abu Zayd N. Reformation of Islamic Thought. A critical historical analysis. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006.
30. Badawi, Elsaid M., and Abdel Haleem, Muhammad. ‘V/^/J W-h-y”. In Dictionary of Qur’anic Usage, edited by Elsaid M. Badawi and Muhammad Abdel Haleem. Accessed December 20, 2021. doi: http://dx.doi.org/10.1163/1875- 3922 dqu SIM 001853
31. Why. The Quranic Arabic Corpus, URL: https://corpus. quran.com/qurandictionary j sp?root=wHy
32. Madigan D.A., Revelation and Inspiration // Encyclopaedia of the Qur’an. - Leiden : E. J. Brill, 2004. - Vol. IV (P-Sh). - 437-448 pp.
33. Galip Kiran. En undersogelse af Wahy (Abenbaring) begrebet med hovedfokus pa den moderne historisk-kritiske tilgang, repr^senteret af Fazlurrahman // University of Copenhagen. - Copenhagen: 2010. - 34 p. To link to this article: academia.edu/12101908/En unders0gelse af Wahy Abenbaring begrebet med hov edfokus pa den moderne historisk kritiske tilgang reprresenteret af F azlurrahma n
34. Kermani N. Offenbarung als Kommunikation: Das Konzept wahy in Nasr Hamid Abu Zayds Mafhum an-nass, European University Studies, Series 27, Asian and African Studies, vol. 58 (Frankfurt: Peter Lang, 1996). Pp. 155.
35. Kusmana Kusmana. Some Implications of Hermeneutical Readings for the Study of the Qur'an // Journal of Qur'an and Hadith Studies. Vol. 2, No. 2 (January- June 2013). - 267-288 pp.
36. Maria Elena Gottarelli. Western interpretation and Qur’anic Hermeneutics in the thought of N.H. Abu Zayd // Universita Cattolica del Sacro Cuore Department of Letters and Philosophy. - Milan: 2014. - 70 p.
37. Massimo Campanini, Qur’anic Hermeutics and Political Hegemony:
Reformation of Islamic Thought // Universita di Napoli l”Orientale Naples. - Italy: The Muslim World, 2009. - Vol. 99, issue 1. 124-133 pp. URL:
https://doi.org/10.1111/j.1478-1913.2009.01257.x
38. Oddbjprn Leirvik. Wahy and tanzil, Studia Theologica - Nordic Journal of Theology, 2015. - 69:2, 101-125 pp. To link to this article: http://dx.doi.org/10.1080/0039338X.2015.1081617
39. Rahman F. Muhammad and the Qur’an // Lacocque A. (ed.). Commitment and Commemoration: Jews, Christians and Muslims in Dialogue. - Chicago: Exploration Press, 1994. - 151 p.
40. Rahman F. Major Themes of the Qur’an. Chicago, Bibliotheca Islamica, 1980, 1989; 2nd ed., Minneapolis, Bibliotheca Islamica, 1994; Kuala Lumpur, Islamic Book Trust, 1999; 2nd ed., with a new foreword by Ebrahim Moosa. USA, University of Chicago Press, 2009.
41. Rahman F. Islam. London, Holt, Rinehart and Winston, 1966.
42. REVELATION // The Quran: an Encyclopedia. Edited by Oliver Leaman. First published 2006 by Routledge. Pp. 540-543.
43. Sukidi M. Nasr Hamid Abu Zayd and the Quest for a Humanistic Hermeneutics of the Qur’an // Die Welt des Islams. 49. 2009. P. 181-211.
44. Izutsu T. God and Man in The Qur’an. Semantics of the Qur’anic Weltanschauung, Tokyo: Keio University, 1964; 2nd repr., Kuala Lumpur: Islamic Book Trust, 2008. - 292 p.
45. W. Ahlwardt, The divans of the six ancient Arabic poets. Ennabiga, 'Antara, Tharafa, Zuhair, 'Alqama and Imruulqais, London 1870, repr. Osnabruck 1972.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ