Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Онтологический подход при изучении темы «Производная» старшеклассниками (Методика преподавания математического анализа)

Работа №56557

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы43
Год сдачи2018
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
277
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ» С ПОЗИЦИИ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА 7
1.1 Сущность онтологического подхода в философии, психологии и педагогике 7
1.2 Методические подходы к изучению производной в старшей школе 10
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ» С ПОЗИЦИИ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА 18
2.1 Построение онтологии производной функции 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Понятие производной, с одной стороны, возникло из практики и получило обобщающий, абстрактный смысл, что еще более усилило ее широкое использование в различных областях науки, а также физике и технике. Однако этим не исчерпывается значение производной. Всюду, где есть неравномерно меняющиеся величины, скорость их изменения выражается производной. Понятие это встречается и при изучении скорости изменения температуры тела, скорости изменения электрического тока и скорости изменения массы вещества при радиоактивном распаде. Понятие производной встречается и в таких вопросах, где на первый взгляд мы не имеем дела со скоростью изменения величины, – при изучении теплоемкости тела при данной температуре, линейной плотности стержня в данной точке. Понятие производной имеет большое значение и в самой математике – оно используется при исследовании функции, построении касательных к кривым (или графику функции), а также при изучении дальнейшего курса математического анализа.
Так как одним из требований, предъявляемых ученикам, является расширение круга математических моделей, используемых для описания реальных процессов и явлений, при изучении математики, а понятие производной является мощным орудием познания законов природы и использования этих законов на практике, то хотя бы поэтому необходимо изучать производную в старших классах.
С другой стороны – изучение понятия производной в старшей школе связано с рядом трудностей: высоким уровнем абстракции понятия, сложной логической структурой определения, недостатком времени для осмысления сложных вопросов, связанных с данным понятием и т.п.
Таким образом проблемой исследования, на наш взгляд, является необходимость глубокого изучения учащимися сущности понятия производной функции как ключевого понятия в математике на основе онтологического подхода, который позволяет усвоить все взаимосвязи между элементами понятий.
Выявленная проблема позволяет сформулировать цель исследования – выявить условия реализации онтологического подхода в процессе обучения понятию производной функции в старших классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 выявить сущность онтологического подхода в процессе обучения в определенной предметной области;
 выявить основные методические положения изучения понятия «производной функции» старшеклассниками;
 построить онтологическую модель процесса обучения понятию «производной функции» учащимися.
Объект исследования – процесс обучения математике в старшей школе.
Предмет исследования – формирование понятия производной в старшей школе на основе онтологического подхода.
Гипотеза исследования – цель исследования будет достигнута, если:
 преподавание математики в старшей школе будет осуществляться на основе онтологического подхода;
 в организации учебной деятельности особое внимание будет уделяться этапу мотивации, работе с математической терминологией и символикой, выяснению значения и происхождения используемых терминов;
 формирование понятия производной будет осуществляться на основе интеграции развития визуального и теоретического мышления;
 внимание учащихся будет сконцентрировано на идейной стороне понятия производной.
Методы исследования:
 изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы;
 знакомство с опытом работы учителей;
 проведение частичной апробации разработанных учебно-методических материалов по теме «Производная и ее приложения».
Теоретическую базу исследования составили работы С.Л. Рубинштейна, А.С. Арсеньева, Л.М. Лузиной, А.Г. Мордковича, Н.Ю. Алейниковой, С.М. Никольского, А.Н. Колмогорова и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы, в результате анализа опыта работы учителей математики подтвердилась гипотеза, решены поставленные частные задачи и получены следующие результаты и выводы:
1. Построение методики изучения понятия «производной» в старшей школе на основе онтологического подхода позволяет, с одной стороны, опираясь на интуитивные и наглядные представления учащихся, достичь понимания изучаемого материала, а с другой стороны – решение большинства из предложенных нами задач способствует активная мыслительная деятельность, направленная на построение математической модели по условию задачи (анализ), установление смысловых взаимосвязей, построение внутреннего плана действий (планирование), оценивание полноты и результативности (рефлексия) составленного плана решения задачи.
2. В качестве средств формирования целостного представления о понятии производной функции в старших классах мы предлагаем:
 опираться на интуитивные знания учащихся и наглядное представление изучаемого понятия;
 для адекватного восприятия учащимися системы понятий начал анализа организовывать диалог по выяснению значения и происхождения используемых терминов;
 формулировать задания, направленные на формирование компонентов теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия);
 подбирать задачи, направленные на организацию знаково-символической деятельности и переход с одного языка представления информации на другой.



1. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под ред. А.Н. Колмогорова. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 384 с.
2. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 448 с.
3. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин]; под ред. А.Б. Жижченко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 336 с.
4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2002. – 168 с.
5. Арестова Л.Д. О различных подходах при формировании научных понятий // Новые исследования в педагогических науках. – 1982. – № 2. – С. 28-30.
6. Арсеньев А.С. Парадоксальная универсальность Человека и некоторые проблемы психологии и педагогики // Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия. 2001. – С. 455-480.
7. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 351 с.
8. Брейтигам Э.К. Интеграция предметно-понятийной и смысловой деятельности при обучении старшеклассников началам математического анализа (теоретический аспект): Монография. – Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. – 150 с.
9. Брейтигам Э.К. Методика смыслопоискового обучения основным понятиям математического анализа (Организация понимающего усвоения математического анализа) [Текст]: учебное пособие. – Барнаул: БГПУ, 2007. – 141 с.
10. Варкентина Т.И., Гринева Т.В. Реализация деятельностно-смыслового подхода к изучению понятия «Производная функции»: методические рекомендации. – Барнаул: Изд-во АлтГПА, 2009. – 49 с.
11. Вернер А.Л. Математика: Учеб. пособие для 11 кл. гуманит. профиля / А.Л. Вернер, А.П. Карп. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
12. Гельфман Э.Г. и др. Сказка о Спящей Красавице, или Функция: Учебное пособие о математике для 9-го класса. – Томск: Изд-во Томского университета, 1999. – 346 с.
13. Доброхотов А.Л., Огурцов А.П., Можейко М.А., Кемеров В.Е. Онтология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/concepts/6847 (Дата обращения: 14.12.2017).
14. Калинин С.И., Ястребов А.В. Избранные вопросы математического анализа и методики его преподавания: деятельностный аспект. Киров: Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2015. – 257 с.
15. Когаловский С.Р. О ведущих планах обучения математике. // Педагогика. – 2006 – №1 – С. 39-48.
16. Коковина Л.Н. Онтологические аспекты педагогической реальности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. - №1. – С. 85-87.
17. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 288 с.
18. Лузина Л.М. Бытийный (онтологический) подход к воспитанию // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. – С. 141-154.
19. Маланов С. В. К вопросу о составе и структуре теоретического мышления // Мир психологии. – 2001. – №1. – С. 145-155.
20. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углуб. уровни / [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 463 с.
21. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов/ под науч. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.
22. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Мокрушин Е.Л., Оганесян В.А., Пичурин Л.Ф., Саннинский В.Я. – М.: Просвещение, 1977. – 480 с.
23. Мишакина М.Г. Методические основы реализации компетентностного подхода в процессе обучения математике // Образование и наука. – 2017. - №4(46). – С. 82-92.
24. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы (базовый уровень): Методическое пособие для учителя / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – М.: Мнемозина, 2010. – 202 с.
25. Мышкин А.Д. О прикладной направленности школьного курса элементов математического анализа. // Математика в школе. – 1990. - №6. – С. 7-11.
26. Пинчук И.А., Тимошенко Н.И. Методические рекомендации изучения производной в старших математических классах // Проблемы современной науки и образования. – 2015. - №4(34). – С. 6-7.
27. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/6150599/#friends#ixzz51Hsnr6my (Дата обращения: 13.12.2017).
28. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 класс / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320 с.
29. Рубинштейн C.Л. Человек и мир // Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – С. 282-426.
30. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студ. мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И.Саранцев. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.
31. Симонов А.С. Об одном способе введения понятия производной // Математика в школе. – 1999. - №4. – С. 56-62.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ