Особенности технологий управления персоналом поколений Y-Z
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ
РЕСУРСАМИ
1.1 История развития теорий управления человеческими ресурсами 7
1.2 Сравнительный анализ концепций управления человеческими ресурсами в российской и китайской науке 20
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЙ Y-Z 50
2.1 Основные социально-экономические подходы к определению и характеристики поколений Y-Z 50
2.2 Особенности стратегий поведения представителей поколений Y-Z на рынке труда и в организации 70
ГЛАВА 3. ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ ПОКОЛЕНИЙ Y-Z 98
3.1 Анализ практик управления человеческими ресурсами в компаниях России и Китая 98
3.2 Рекомендации по совершенствованию методов управления текучестью персонала поколений Y-Z в цифровой эпоху (на основе проведённых опросов) 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 151
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ
РЕСУРСАМИ
1.1 История развития теорий управления человеческими ресурсами 7
1.2 Сравнительный анализ концепций управления человеческими ресурсами в российской и китайской науке 20
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЙ Y-Z 50
2.1 Основные социально-экономические подходы к определению и характеристики поколений Y-Z 50
2.2 Особенности стратегий поведения представителей поколений Y-Z на рынке труда и в организации 70
ГЛАВА 3. ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ ПОКОЛЕНИЙ Y-Z 98
3.1 Анализ практик управления человеческими ресурсами в компаниях России и Китая 98
3.2 Рекомендации по совершенствованию методов управления текучестью персонала поколений Y-Z в цифровой эпоху (на основе проведённых опросов) 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 151
Управление человеческими ресурсами, как одно из важных направлений экономической науки, быстро развивается и тесно связано с изменениями социально-экономического пространства. Суть управления человеческими ресурсами — это организация и управление людьми. В этом смысле историческое происхождение управления человеческими ресурсами можно проследить очень давно. Можно даже сказать, что управление человеческими ресурсами существовало с момента появления человеческого общества. Управление человеческими ресурсами в современном смысле возникло с началом промышленной революции, которая значительно повысила эффективность использования производительных сил и впервые сделала сложные и крупные корпоративные организации важной частью социальной структуры.
Высокий спрос на то, как эффективно организовать персонал и в полной мере использовать роль рабочей силы для повышения эффективности производства, породил современное управление человеческими ресурсами. Впоследствии, с непрерывным развитием и трансформацией экономических моделей, управление человеческими ресурсами постепенно эволюционировало от ориентации на результат и эффективность к управлению, ориентированному на человека в современном понимании этого слова.
За свою долгую историю управление человеческими ресурсами, как и другие отрасли управления, прошло этап от зарождения до зрелости. В начале ХХ века много предпринимателей стало замечать, что для того, чтобы повысить эффективность производства, необходимо сначала повысить эффективность и производительность труда. Известный американский предприниматель Э. Карнеги ещё в начале ХХ в. писал следующее: «Оставьте мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте моих людей - и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних». В нынешние дни нельзя не признавать, что для успешного бизнеса людские ресурсы гораздо важнее, чем материальные ресурсы.
Осознавав важность эффективного управления трудовым потенциалом, фирмы сталкивались с необходимостью формирования концепции управления персоналом, позволяющей достичь максимальной трудоотдачи. В начале управление человеческими ресурсами существовало как управление трудом. Это была её первоначальная форма. Началось с простого сотрудничества до простого разделения труда, потом развивалось до профессионального разделения труда - постоянное совершенствование разделения труда соответствует требованиям социального и экономического развития.
В качестве неотъемлемой отрасли управления его развитие зависит от много внешних факторов, таких как состояние рынка труда, научно-технологический прогресс, экономическая ситуация и так далее. Кроме того, его развитие так же зависит от многих внутренних факторов. Например, стиль и опыт руководителя, миссия, стратегия и цели организации и так далее.
Не трудно заметить, что наш мир интенсивно развивается в последнее время. Всё это происходило в связи с развитием процесса цифровизации и глобализации. В последних двадцать лет, технология полностью изменила наши жизни. С появлением Интернета способ размышления, канал получения информации и средства получения коммуникации сильно изменились. Можно сказать, что мы живём во временах, наполненных радикальными неопределённостями. Поколения Y и Z являются как раз теми поколениями, которые родились в начале развития цифровизации и глобализации. Отсюда и сами названия «поколение миллениума» и «поколение зумер». Из-за технологического прогресса, поколений Y и Z очень сильно отличаются от других поколений во всех аспектах. Им не нужно переключать в режим технологии, они рождены с этими вещами. Технология давно стала неотъемлемой частью их жизни.
В настоящее время, поколения Y и Z уже стали главной группой рабочей силы на рынке труда. У этих поколений совершенно другие культуры, привычки, способы мышления и предпочтения по сравнению с предыдущим поколением. Очевидно, что их позиция к жизни и труду уже другая. Соответственно, модель управления так же нужно адаптировать и совершенствовать. Исследования показывают, что молодые люди из этих групп поколений очень часто сменяют свои работы, но со стороны компаний высокого уровня текучести нужно избежать, так как уход персонала приводит к большим последствиям, такие как административные затраты, затраты на обучение, утечка мозгов, потеря высоко квалификационных сотрудников и так далее. Таким образом, изучение позиций к труду поколений Y и Z, а также разработать рекомендации по совершенствованию управления ими, является особо актуальной темой.
Гипотеза: предполагается, что физиологические потребности и потребности в безопасности у поколений Y и Z в большинстве случаев уже удовлетворены. Они работают в основном для того, чтобы удовлетворить потребности высшего уровня, то есть социальные потребности, личные потребности и потребности в самореализации. Если компания способна раскрыть внутренние потребности в работе каждого сотрудника и удовлетворить их, в том числе умеет мотивировать их правильно и эффективно, то текучесть среди поколений Y и Z будет существенно снижена. С другой стороны, нужно максимально снизить затраты от добровольного увольнения сотрудников, так как по идее, текучесть должна быть невысокой, но тоже не нулевой. Так как при нулевой текучести, случаи несоответствия между персоналом и работой не могут иметь возможность быть устранены.
Цель исследования: разработать техники и способы снижения текучести на предприятии, в которой большинство сотрудников является поколениями Y и Z.
Для достижения этой цели было поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю развития теорий управления человеческими ресурсами.
2. Провести сравнительный анализ концепций управления человеческими ресурсами в России и Китае.
3. Исследовать особенности поколений Y и Z.
4. Выявить факторы, которые влияют на добровольное увольнение представителей поколений Y и Z.
5. Проанализировать подходы управления человеческими ресурсами на примерах крупных компаний России и Китая.
6. Разработать рекомендации по снижению текучести сотрудников поколений Y и Z.
Объектом исследования являются представители поколений Y и Z.
Предмет исследования: технологии управления текучестью персонала поколений Y-Z.
Теоретической основой послужили труды учёных из России, Китая, Западной Европы и США по проблемам управления человеческими ресурсами и изучения теории поколений. Вопросы по изучению теории поколений рассматривали ряд ученных, такие как Томас Кулопулус, Дэн Кэлсден, Нил Хоу, Уильям Штраус, В.В. Радаев, Х. Беккер и другие.
Методологическую основу исследования составили теории и подходы таких западных ученых, как Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер, Дж. Мейо, Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Д. Макгрегор, П. Друкер, В.В. Леонтьев, Г. Саймон, Ч. Бернард, М. Портер, И. Ансофф, А. Маслоу, Т. Питерс, Р. Уотермен, и русских ученых такие, как О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, А.Г. Здравомыслов, В.А.Ядов, а также китайских ученых Му Оучу и Ян Цюань.
При написании работы были использованы следующие методы: исторический, контент-анализ, анализ и синтез, сравнительный анализ, социально-экономический анализ, анкетирование, интервью, классификация.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
Высокий спрос на то, как эффективно организовать персонал и в полной мере использовать роль рабочей силы для повышения эффективности производства, породил современное управление человеческими ресурсами. Впоследствии, с непрерывным развитием и трансформацией экономических моделей, управление человеческими ресурсами постепенно эволюционировало от ориентации на результат и эффективность к управлению, ориентированному на человека в современном понимании этого слова.
За свою долгую историю управление человеческими ресурсами, как и другие отрасли управления, прошло этап от зарождения до зрелости. В начале ХХ века много предпринимателей стало замечать, что для того, чтобы повысить эффективность производства, необходимо сначала повысить эффективность и производительность труда. Известный американский предприниматель Э. Карнеги ещё в начале ХХ в. писал следующее: «Оставьте мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте моих людей - и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучше прежних». В нынешние дни нельзя не признавать, что для успешного бизнеса людские ресурсы гораздо важнее, чем материальные ресурсы.
Осознавав важность эффективного управления трудовым потенциалом, фирмы сталкивались с необходимостью формирования концепции управления персоналом, позволяющей достичь максимальной трудоотдачи. В начале управление человеческими ресурсами существовало как управление трудом. Это была её первоначальная форма. Началось с простого сотрудничества до простого разделения труда, потом развивалось до профессионального разделения труда - постоянное совершенствование разделения труда соответствует требованиям социального и экономического развития.
В качестве неотъемлемой отрасли управления его развитие зависит от много внешних факторов, таких как состояние рынка труда, научно-технологический прогресс, экономическая ситуация и так далее. Кроме того, его развитие так же зависит от многих внутренних факторов. Например, стиль и опыт руководителя, миссия, стратегия и цели организации и так далее.
Не трудно заметить, что наш мир интенсивно развивается в последнее время. Всё это происходило в связи с развитием процесса цифровизации и глобализации. В последних двадцать лет, технология полностью изменила наши жизни. С появлением Интернета способ размышления, канал получения информации и средства получения коммуникации сильно изменились. Можно сказать, что мы живём во временах, наполненных радикальными неопределённостями. Поколения Y и Z являются как раз теми поколениями, которые родились в начале развития цифровизации и глобализации. Отсюда и сами названия «поколение миллениума» и «поколение зумер». Из-за технологического прогресса, поколений Y и Z очень сильно отличаются от других поколений во всех аспектах. Им не нужно переключать в режим технологии, они рождены с этими вещами. Технология давно стала неотъемлемой частью их жизни.
В настоящее время, поколения Y и Z уже стали главной группой рабочей силы на рынке труда. У этих поколений совершенно другие культуры, привычки, способы мышления и предпочтения по сравнению с предыдущим поколением. Очевидно, что их позиция к жизни и труду уже другая. Соответственно, модель управления так же нужно адаптировать и совершенствовать. Исследования показывают, что молодые люди из этих групп поколений очень часто сменяют свои работы, но со стороны компаний высокого уровня текучести нужно избежать, так как уход персонала приводит к большим последствиям, такие как административные затраты, затраты на обучение, утечка мозгов, потеря высоко квалификационных сотрудников и так далее. Таким образом, изучение позиций к труду поколений Y и Z, а также разработать рекомендации по совершенствованию управления ими, является особо актуальной темой.
Гипотеза: предполагается, что физиологические потребности и потребности в безопасности у поколений Y и Z в большинстве случаев уже удовлетворены. Они работают в основном для того, чтобы удовлетворить потребности высшего уровня, то есть социальные потребности, личные потребности и потребности в самореализации. Если компания способна раскрыть внутренние потребности в работе каждого сотрудника и удовлетворить их, в том числе умеет мотивировать их правильно и эффективно, то текучесть среди поколений Y и Z будет существенно снижена. С другой стороны, нужно максимально снизить затраты от добровольного увольнения сотрудников, так как по идее, текучесть должна быть невысокой, но тоже не нулевой. Так как при нулевой текучести, случаи несоответствия между персоналом и работой не могут иметь возможность быть устранены.
Цель исследования: разработать техники и способы снижения текучести на предприятии, в которой большинство сотрудников является поколениями Y и Z.
Для достижения этой цели было поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю развития теорий управления человеческими ресурсами.
2. Провести сравнительный анализ концепций управления человеческими ресурсами в России и Китае.
3. Исследовать особенности поколений Y и Z.
4. Выявить факторы, которые влияют на добровольное увольнение представителей поколений Y и Z.
5. Проанализировать подходы управления человеческими ресурсами на примерах крупных компаний России и Китая.
6. Разработать рекомендации по снижению текучести сотрудников поколений Y и Z.
Объектом исследования являются представители поколений Y и Z.
Предмет исследования: технологии управления текучестью персонала поколений Y-Z.
Теоретической основой послужили труды учёных из России, Китая, Западной Европы и США по проблемам управления человеческими ресурсами и изучения теории поколений. Вопросы по изучению теории поколений рассматривали ряд ученных, такие как Томас Кулопулус, Дэн Кэлсден, Нил Хоу, Уильям Штраус, В.В. Радаев, Х. Беккер и другие.
Методологическую основу исследования составили теории и подходы таких западных ученых, как Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер, Дж. Мейо, Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Д. Макгрегор, П. Друкер, В.В. Леонтьев, Г. Саймон, Ч. Бернард, М. Портер, И. Ансофф, А. Маслоу, Т. Питерс, Р. Уотермен, и русских ученых такие, как О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, А.Г. Здравомыслов, В.А.Ядов, а также китайских ученых Му Оучу и Ян Цюань.
При написании работы были использованы следующие методы: исторический, контент-анализ, анализ и синтез, сравнительный анализ, социально-экономический анализ, анкетирование, интервью, классификация.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
В заключении резюмируем основные результаты, сделанные в данной работе.
Текст первой главы ВКР был подготовлен на основе изучения результатов наиболее значимых теоретических и прикладных исследований по избранной теме. В параграфе 1.1 подробно рассмотрена история развития концепций научного управления трудом с точки зрения классификации по школе управления.
Все упомянутые в тексте концепции можно систематизировать по трём основным научным школам:
1. Классическая школа УЧР.
2. Неоклассическая школа УЧР.
3. Современная школа УЧР.
В параграфе 1.2 была подробно рассмотрена история развития концепций управления человеческими ресурсами в российской и китайской науке, а также был проведён их сравнительный анализ.
В отличии от КНР научное управление трудом в России начало развиваться достаточно рано, и в России существовала собственная школа управления.
Русские учёные внесли значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления своей страны. Идеи научного управления в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования развивали А. А. Богданов, Н.А. Витке, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н. А. Амосов, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович, А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов и другие.
В развитии российской теории управления человеческими ресурсами можно выделить четыре этапа, отличающихся между собой идеологическим установками, целями и средствами достижения этих целей.
• 1917- 1930-е гг. Начало советского общественного производства.
• 1930 - 1960-е гг. Период кризиса и глубокого отстаивания.
• 1960-1980 гг. Период активного возрождения.
• 1990-е гг. - настоящее время. Период «заимствования и адаптации зарубежного опыта».
Что касается развития науки управления в КНР, то можно сказать, что у разных китайских учёных разные взгляды на разделение этапов развития концепций управления в Китае за последние 100 лет. В данной работе было выделены следующие этапы развития:
1. Зарождение концепции «научного управления» в Китае (1927-1949)
2. 1949-1980 гг. Первоначальная система управления кадрами после основания КНР
3. 1980-1990 гг. Развитие управления человеческими ресурсами после политики реформы «внешней открытости» КНР
4. Стадия роста развития управления человеческими ресурсами
5. Зрелая стадия развития управления человеческими ресурсами в Китае
Изучив истории развития концепций управления в российской и китайской науке, сложно не заметить, что эта наука получила очень схожую историю в обеих странах. В первой главе были сопоставлены главные события, связанные с развитием теории научного управления в странах и их даты в таблице 1.2.
Во второй главе было проведён методологический анализ поколений, который концентрирует внимание и базовые методы на социальной дифференциации и определяется связью параметров, критериев и временными (социально-историческими) особенностями каждого последующего поколения. Было определены особенности стратегий поведения представителей поколений Y и Z на рынке труда и в организации в Китае и России.
В параграфе 2.1 с помощью социально-экономического анализа поколения анализируются со всех сторон: как трудовые ресурсы, персонал, человеческий капитал, сегменты потребителей, участники исторических, национальных и социальных явлений и событий; с точки зрения потенциала гражданской инициативы, активности, в качестве творческой и креативной, стратифицированной группы. Изучение проблематики и характеристик любого поколения с позиции его включенности в экономику, трудовую деятельность и общественную жизнь наиболее глубоко осуществляется с помощью социально-экономического подхода. Для оценки используется контекст возникновения данного поколения, механизмы социализации, системный состав когорт, биографические особенности, ценностные ориентиры и нужды, поведенческие модели, а также количественный состав персонала по поколениям и структура общественной жизни с учётом гендерных, профессиональных, этнических и других факторов.
Использование поколенческого подхода в методологических и управленческих целях может помочь определить, какую роль и ценности конкретное поколение придаёт власти, государству, экономике, труду, занятости, творчеству и саморазвитию. Это делается путём поколенческой оценки, которая позволяет исследовать структуру и качественное состояние человеческого капитала и трудовых ресурсов, а также прогнозировать динамику трудового потенциала. Это в свою очередь позволяет определить способы воздействия на формирование трудового потенциала и стимулирование приоритетных направлений его развития. Выявление особенностей поколений Y и Z, включая их ценности и социально-психологические доминанты, может помочь в обоснованном и достоверном прогнозировании необходимого уровня профессиональной, социальной, психологической и экономической помощи и поддержки для представителей различных групп населения и поколений. Это в свою очередь может привести к разработке комплекса мер, включающих информационные, регуляторные, правовые и консультативные меры, для преодоления разногласий и кризисов в процессе самореализации различных групп населения.
В параграфе 2.2 было рассмотрены численности и процентное отношение поколений Y и Z к общей численности и к трудоспособной части населения РФ и Китая, перечислены сравнительные характеристики поколений Y и Z, в том числе трудовые ценности, личностные ценности и основные способы их мотивации, было определены сильные и слабые стороны поколений Y и Z на работе.
В параграфе 3.1 было рассмотрены практики управления персоналом поколений Y и Z на примере российской компании ООО «Комфортел» и китайской компании «Huawei Technologies Co., Ltd», а также был проведён сравнительный анализ методик управления персоналом двух компаний.
В параграфе 3.2 представлены результаты проведённого автором исследования с помощью метода анкетирования, чтобы выявить основные мотиваторы представителей поколений Y и Z, их предпочтение при выборе работы и работодателя и главные причины добровольного увольнения с работы. Были резюмированы основные особенности этих поколений на рынке труда, на основе этих характеристик было разработаны рекомендации для предприятий по удержанию сотрудников этих поколений.
Исследование особенностей технологий управления персоналом поколений Y и Z, проведённое в данной магистерской диссертации, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, история развития концепций управления трудом и управления человеческими ресурсами в России и Китае имеет много общего. Обе страны прошли через период научного управления трудом, затем развивали концепции управления человеческими ресурсами. Это свидетельствует о том, что современные технологии управления персоналом в России и Китае имеют сходные корни и могут быть взаимно применены.
Во-вторых, особенности поведения и мотивации представителей поколений Y и Z на рынке труда и в организациях России и Китая имеют свои особенности. Эти особенности должны быть учтены при разработке технологий управления персоналом, чтобы они были эффективными в работе с представителями этих поколений.
В-третьих, сравнительный анализ методик управления персоналом в компаниях ООО «Комфортел» и Huawei Technologies Co., Ltd позволяет выделить наиболее эффективные практики управления персоналом, которые могут быть применены в других компаниях для повышения эффективности управления персоналом поколений Y и Z.
В-четвертых, результаты, полученные в ходе исследования, основанного на методе анкетирования, а также представленные на основе этого исследования рекомендации, могут быть применены российскими и китайскими предприятиями в разработке собственных методик и практик для удержания ценных кадров, повышения их вовлеченности и лояльности к компании в этих поколениях.
Можно утверждать, что предполагаемая гипотеза была частично подтверждена в ходе исследования, поскольку практика управления персоналом в компании Huawei и результаты анализа опросника, проведённого среди китайских и российских представителей поколений Y и Z, показали, что материальное вознаграждение по-прежнему остаётся для них главным мотиватором на работе. Большинство респондентов отметили, что размер заработной платы является наиболее важным аспектом на рабочем месте. Тем не менее, следует отметить, что для многих респондентов этот фактор не является решающим при принятии решения об увольнении. Кроме того, многие респонденты указали на другие мотиваторы при оценке своих мотивационных факторов на работе, и разница в значимости между материальным вознаграждением и другими факторами оказалась незначительной. Это свидетельствует о том, что представители поколений Y и Z работают для удовлетворения потребностей как низкого, так и высокого уровня одновременно. Для поколений Y и Z теория «пирамида потребностей знаниевых работников» в компании Huawei оказалась более актуальной, чем пирамида потребностей А. Маслоу.
Таким образом, исследование особенностей технологий управления персоналом поколений Y и Z позволяет определить эффективные практики управления персоналом, которые могут быть применены в компаниях для повышения их эффективности и успешного взаимодействия с представителями этих поколений. Цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены.
Текст первой главы ВКР был подготовлен на основе изучения результатов наиболее значимых теоретических и прикладных исследований по избранной теме. В параграфе 1.1 подробно рассмотрена история развития концепций научного управления трудом с точки зрения классификации по школе управления.
Все упомянутые в тексте концепции можно систематизировать по трём основным научным школам:
1. Классическая школа УЧР.
2. Неоклассическая школа УЧР.
3. Современная школа УЧР.
В параграфе 1.2 была подробно рассмотрена история развития концепций управления человеческими ресурсами в российской и китайской науке, а также был проведён их сравнительный анализ.
В отличии от КНР научное управление трудом в России начало развиваться достаточно рано, и в России существовала собственная школа управления.
Русские учёные внесли значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления своей страны. Идеи научного управления в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования развивали А. А. Богданов, Н.А. Витке, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н. А. Амосов, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович, А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов и другие.
В развитии российской теории управления человеческими ресурсами можно выделить четыре этапа, отличающихся между собой идеологическим установками, целями и средствами достижения этих целей.
• 1917- 1930-е гг. Начало советского общественного производства.
• 1930 - 1960-е гг. Период кризиса и глубокого отстаивания.
• 1960-1980 гг. Период активного возрождения.
• 1990-е гг. - настоящее время. Период «заимствования и адаптации зарубежного опыта».
Что касается развития науки управления в КНР, то можно сказать, что у разных китайских учёных разные взгляды на разделение этапов развития концепций управления в Китае за последние 100 лет. В данной работе было выделены следующие этапы развития:
1. Зарождение концепции «научного управления» в Китае (1927-1949)
2. 1949-1980 гг. Первоначальная система управления кадрами после основания КНР
3. 1980-1990 гг. Развитие управления человеческими ресурсами после политики реформы «внешней открытости» КНР
4. Стадия роста развития управления человеческими ресурсами
5. Зрелая стадия развития управления человеческими ресурсами в Китае
Изучив истории развития концепций управления в российской и китайской науке, сложно не заметить, что эта наука получила очень схожую историю в обеих странах. В первой главе были сопоставлены главные события, связанные с развитием теории научного управления в странах и их даты в таблице 1.2.
Во второй главе было проведён методологический анализ поколений, который концентрирует внимание и базовые методы на социальной дифференциации и определяется связью параметров, критериев и временными (социально-историческими) особенностями каждого последующего поколения. Было определены особенности стратегий поведения представителей поколений Y и Z на рынке труда и в организации в Китае и России.
В параграфе 2.1 с помощью социально-экономического анализа поколения анализируются со всех сторон: как трудовые ресурсы, персонал, человеческий капитал, сегменты потребителей, участники исторических, национальных и социальных явлений и событий; с точки зрения потенциала гражданской инициативы, активности, в качестве творческой и креативной, стратифицированной группы. Изучение проблематики и характеристик любого поколения с позиции его включенности в экономику, трудовую деятельность и общественную жизнь наиболее глубоко осуществляется с помощью социально-экономического подхода. Для оценки используется контекст возникновения данного поколения, механизмы социализации, системный состав когорт, биографические особенности, ценностные ориентиры и нужды, поведенческие модели, а также количественный состав персонала по поколениям и структура общественной жизни с учётом гендерных, профессиональных, этнических и других факторов.
Использование поколенческого подхода в методологических и управленческих целях может помочь определить, какую роль и ценности конкретное поколение придаёт власти, государству, экономике, труду, занятости, творчеству и саморазвитию. Это делается путём поколенческой оценки, которая позволяет исследовать структуру и качественное состояние человеческого капитала и трудовых ресурсов, а также прогнозировать динамику трудового потенциала. Это в свою очередь позволяет определить способы воздействия на формирование трудового потенциала и стимулирование приоритетных направлений его развития. Выявление особенностей поколений Y и Z, включая их ценности и социально-психологические доминанты, может помочь в обоснованном и достоверном прогнозировании необходимого уровня профессиональной, социальной, психологической и экономической помощи и поддержки для представителей различных групп населения и поколений. Это в свою очередь может привести к разработке комплекса мер, включающих информационные, регуляторные, правовые и консультативные меры, для преодоления разногласий и кризисов в процессе самореализации различных групп населения.
В параграфе 2.2 было рассмотрены численности и процентное отношение поколений Y и Z к общей численности и к трудоспособной части населения РФ и Китая, перечислены сравнительные характеристики поколений Y и Z, в том числе трудовые ценности, личностные ценности и основные способы их мотивации, было определены сильные и слабые стороны поколений Y и Z на работе.
В параграфе 3.1 было рассмотрены практики управления персоналом поколений Y и Z на примере российской компании ООО «Комфортел» и китайской компании «Huawei Technologies Co., Ltd», а также был проведён сравнительный анализ методик управления персоналом двух компаний.
В параграфе 3.2 представлены результаты проведённого автором исследования с помощью метода анкетирования, чтобы выявить основные мотиваторы представителей поколений Y и Z, их предпочтение при выборе работы и работодателя и главные причины добровольного увольнения с работы. Были резюмированы основные особенности этих поколений на рынке труда, на основе этих характеристик было разработаны рекомендации для предприятий по удержанию сотрудников этих поколений.
Исследование особенностей технологий управления персоналом поколений Y и Z, проведённое в данной магистерской диссертации, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, история развития концепций управления трудом и управления человеческими ресурсами в России и Китае имеет много общего. Обе страны прошли через период научного управления трудом, затем развивали концепции управления человеческими ресурсами. Это свидетельствует о том, что современные технологии управления персоналом в России и Китае имеют сходные корни и могут быть взаимно применены.
Во-вторых, особенности поведения и мотивации представителей поколений Y и Z на рынке труда и в организациях России и Китая имеют свои особенности. Эти особенности должны быть учтены при разработке технологий управления персоналом, чтобы они были эффективными в работе с представителями этих поколений.
В-третьих, сравнительный анализ методик управления персоналом в компаниях ООО «Комфортел» и Huawei Technologies Co., Ltd позволяет выделить наиболее эффективные практики управления персоналом, которые могут быть применены в других компаниях для повышения эффективности управления персоналом поколений Y и Z.
В-четвертых, результаты, полученные в ходе исследования, основанного на методе анкетирования, а также представленные на основе этого исследования рекомендации, могут быть применены российскими и китайскими предприятиями в разработке собственных методик и практик для удержания ценных кадров, повышения их вовлеченности и лояльности к компании в этих поколениях.
Можно утверждать, что предполагаемая гипотеза была частично подтверждена в ходе исследования, поскольку практика управления персоналом в компании Huawei и результаты анализа опросника, проведённого среди китайских и российских представителей поколений Y и Z, показали, что материальное вознаграждение по-прежнему остаётся для них главным мотиватором на работе. Большинство респондентов отметили, что размер заработной платы является наиболее важным аспектом на рабочем месте. Тем не менее, следует отметить, что для многих респондентов этот фактор не является решающим при принятии решения об увольнении. Кроме того, многие респонденты указали на другие мотиваторы при оценке своих мотивационных факторов на работе, и разница в значимости между материальным вознаграждением и другими факторами оказалась незначительной. Это свидетельствует о том, что представители поколений Y и Z работают для удовлетворения потребностей как низкого, так и высокого уровня одновременно. Для поколений Y и Z теория «пирамида потребностей знаниевых работников» в компании Huawei оказалась более актуальной, чем пирамида потребностей А. Маслоу.
Таким образом, исследование особенностей технологий управления персоналом поколений Y и Z позволяет определить эффективные практики управления персоналом, которые могут быть применены в компаниях для повышения их эффективности и успешного взаимодействия с представителями этих поколений. Цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА (НА ПРИМЕРЕ ООО «ГОСТИНИЦА РУСЬ» Г. БАРНАУЛ)
Дипломные работы, ВКР, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ МАЛОГО
ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В
СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Структура и особенности процесса управления персоналом на
предприятиях общественного питания: на примере сети кофеен «Французский Пекарь»
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности технологий управления персоналом поколений Y-Z
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Разработка мероприятий по привлечению и удержанию персонала
поколения Z (на примере АО «Азиатско-Тихоокеанского Банка»)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2023 - Кадровая политика как инструмент эффективного управления персоналом организации
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Стратегическое управление персоналом в организации
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ПРИ ОТЕЛЯХ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020



