Разработка проекта управленческих решений на основе комплексного социально-экономического анализа в сфере дошкольного образования Санкт-Петербурга(Проектная работа по прикладному анализу в государственном и муниципальном управлении, Санкт-Петербургский политехнический университет)
Проведен анализ дошкольного образования в РФ в целом и Санкт-Петербурге в частности за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
Текст набран одинарным межстрочным интервалом и размером шрифта в 10 пунктов. Формат листов А5 (148*210 мм).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..5
1. АНАЛИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………. 7
1.1 Понятийный аппарат предмета исследования..7
1.2 История развития процесса внедрения проектной деятельности в сфере дошкольного образования 12
1.3 Анализ отечественного и зарубежного опыта реализации проектов в сфере дошкольного образования 19
2. КОМПЛЕКСНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………24
2.1 Анализ текущей ситуации в сфере дошкольного образования 24
2.2 Анализ проектных инструментов государственной политики, влияющих на решение проблем в сфере дошкольного образования 35
2.3 Формирование системы показателей для анализа и оценки 42
2.4 Анализ собранных данных и выявление проблем изучаемого объекта. 43
3. ПРОЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЛЕМ ОРГАНАМИ ГМУ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………47
3.1 Рекомендации, направленные на устранение и разрешение сформулированных проблем и недостатков 47
3.2 Анализ и оценка эффективности проекта предложений …49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………53
Приложение 1…………………………………………………………….55
Приложение 2…………………………………………………………….59
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что образование является одним из показателей экономического благополучия страны.
В современном стремительно меняющемся мире образование является одним из основных истоков социального и научно-технического прогресса. Для нашей страны этот вопрос как никогда актуален, в связи с темпами роста в других странах. Уровень образования является неотъемлемой частью экономического выживания России, вопросом достойного места страны в изменившемся мире на международной арене.
В связи с этим, возрос интерес к управленческой деятельности сферой образования и значительно возросли требования к образованию со стороны государства и граждан, которые, становятся все более «подкованы» в вопросах законности, личных прав.
Дошкольное образование в России является первой ступенью образования, неким фундаментом, на котором закладываются нравственные, интеллектуальные, духовные основы личности ребенка, и дошкольное образование является важнейшей поддержкой для семьи. Дошкольное образование, как важнейшая ступень образования, предполагает необходимость повышения качества воспитательно-образовательных услуг населению с целью создания современной образовательной среды. Практика свидетельствует о том, что регионы с более высоким образовательным потенциалом имеют более высокий уровень экономического развития.
При этом, современной проблемой в данной сфере является некорректное использование преимуществ проектного управления. Указанные недостатки и проблемы приводят к возникновению ситуаций, в которых снижается вероятность реализации проектов развития дошкольного образования.
Недостатки организации процессов проектного управления с учетом специфики развития дошкольного образования приводят к необходимости разработки проектов управленческих решений, опираясь на комплексный социально-экономический анализ, что позволит разрешить существующие проблемы и устранить недостатки.
Практика показывает, что отсутствие единого подхода к оценке и отбору проектов, касающихся образования приводит к стихийности их создания, реализации проектов, не коррелирующих друг с другом и целями развития сферы образования, что не поддерживает курса на сбалансированное развитие дошкольного образования.
Таким образом, особенности и проблемы развития в условиях модернизации образования, приводят к необходимости обоснования новых либо уточнения применяемых в настоящее время методов организации проектного управления развитием образования, что определяет актуальность темы исследования.
Целью курсового проекта является разработка проекта управленческих решений для совершенствования сферы дошкольного образования.
Задачами исследования являются:
1. Изучить опыт применения проектного подхода органами ГМУ к решению проблем в сфере дошкольного образования.
2. Проанализировать текущую ситуацию в сфере дошкольного образования.
3. Проанализировать проектные инструменты государственной политики, влияющие на решение проблем в сфере дошкольного образования.
4. Выявить проблемы в сфере дошкольного образования и сформировать проект управленческих решений по устранению проблем органами ГМУ.
5. Проанализировать и оценить эффективность предложенного проекта.
Объектом исследования является дошкольное образование.
Предметом исследования является проектный подход в сфере дошкольного образования.
Структура курсового проекта состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Информационная база исследования и основные источники информации: электронный ресурс «Национальные проекты РФ»; электронный ресурс «Консультант плюс»; электронный ресурс «Комитет по образованию Правительство СПб»; локальные акты и прочая документация ДОУ Фрунзенского района СПб; электронный ресурс «Государственные сайты СПб»; порталы открытых данных, программа - «Управление образованием на основании данных»; шкалы оценки мониторингов; ФГОС ДО; результаты форсайт-сессий по определению профессиональных действий руководителей ОУ и прочие; ФИРО; и т.д..
В рамках данного курсового проекта была достигнута следующая цель: разработан проект управленческих решений для совершенствования государственной политики в сфере дошкольного образования и достигнуты следующие задачи:
1. Изучен опыт применения проектного подхода органами ГМУ к решению проблем в сфере дошкольного образования.
2. Проанализирована текущая ситуацию в сфере дошкольного образования.
3. Проанализированы проектные инструменты государственной политики, влияющие на решение проблем в сфере дошкольного образования.
4. Выявлены проблемы в сфере дошкольного образования и сформирован проект управленческих решений по устранению проблем органами ГМУ.
5. Проанализирована и оценена эффективность предложенного проекта.
В ходе работы, были предложены и доказаны при помощи корреляционного анализа две гипотезы. В результате проведенного анализа обе гипотезы подтвердились.
Далее были разработаны рекомендации, направленные на устранение сформулированных проблем и недостатков:
1. Увеличение государственных расходов в сфере дошкольного образование для строительства дошкольных учреждений и улучшения качества дошкольного образования.
2. Оснащение дошкольных учреждений здоровьесберегающими комплексами.
3. Оснащение дошкольных учреждений ИКТ.
4. Создание цифровых просветительских продуктов для родителей воспитанников.
5. Ужесточение требований к подбору педагогических кадров.
И последним шагом в работе стали итоги реализации концепции в сфере дошкольного образования:
1. 100% обеспеченность местами в детских садах.
2. Количественное уменьшение воспитанников в группах ДОУ.
3. Улучшение качества дошкольного образования.
4. Повышение престижа профессии педагог ДОУ.
5. Осведомленность родителей в вопросах воспитания.
6. Высококвалифицированные педагогические кадры в системе дошкольного образования.
7. Повышение уровня физической культуры и улучшение здоровья населения.
8. Высокий уровень интеллекта подрастающего поколения.
9. Возрождение нравственности.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об образовании в Российской Федерации». (дата обращения: 10.11.2022).
2. Гарант образование. [Электронный ресурс]. https://edu.garant.ru/education/preschool/ (дата обращения: 07.11.2022).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) (дата обращения: 07.11.2022).
4. Федеральный институт развития образования. Проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. [Электронный ресурс]. http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (дата обращения: 01.11.2022).
5. История нацпректов в России. [Электронный ресурс]. https://tass.ru/info/6101471 (дата обращения: 27.11.2022).
6. Постановление Правительства РФ № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» от 31.10.2018 г. (дата обращения: 01.10.2022).
7. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» (дата обращения: 01.10.2022).
8. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» (дата обращения: 01.10.2022).
9. Администрация Санкт-Петербурга официальный сайт. [Электронный ресурс]. https://www.gov.spb.ru/search/?searchid=2166815&web=0&text=%D0%BE+%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0+%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
10. Система управления государством. [Электронный ресурс]. https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 01.10.2022).
11. Журнал «У». Экономика. Управление. Финансы. Муравьева Н.Н., Лебедева А.М. «Проектное управление в сфере образования» 2019 год (дата обращения: 01.10.2022).
12. Сайт Минпросвещения России. [Электронный ресурс].
https://edu.gov.ru/national-project/about/ (дата обращения: 10.10.2022).
13. ДОКЛАД Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования 2022 год. (дата обращения: 10.10.2022).
14. Доклад Межучрежденческой группы экспертов по показателям достижения целей в области устойчивого развития. 19 февраля 2016. https://unstats.un.org/unsd/statcom/47th-session/documents/2016-2-IAEG-SDGs-Rev1-R.pdf. (дата обращения: 10.10.2022).
15. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ОБРАЗОВАНИИ: ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА. Заруба Н.А. [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-proektami-v-obrazovanii-osobennosti-zarubezhnogo-i-otechestvennogo-opyta/viewer (дата обращения: 01.10.2022).
16. Объединение ведущих вузов Китая. [Электронный ресурс]. https://chinacampus.ru/blog_articles/obrazovanie-v-kitae#1 (дата обращения: 10.10.2022).
17. Сетевое издание «Современные проблемы науки и образования» https://science-education.ru/ru/article/view?id=18235 [Электронный ресурс]. (дата обращения: 10.10.2022).
18. О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования Санкт Петербурга». Постановление Правительства от 04.06.2014 г. № 453. (в ред. Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020) Документ предоставлен КонсультантПлюс. (дата обращения: 10.10.2022).
19. Недостатки, выявленные при реализации отдельных госпрограмм (открытая часть). [Электронный ресурс]. https://ach.gov.ru/upload/iblock/955/howz4sotn3g746xbh4b22xnsooubnts2.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
20. О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования Санкт Петербурга». Постановление Правительства от 04.06.2014 г. № 453. (в ред. Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 27.05.2022) Документ предоставлен КонсультантПлюс. (дата обращения: 10.10.2022).