Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Работа №126292

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Клиентская группа детей в контексте арт-терапии 9
1.1. Ребенок как клиент социальной работы 9
1.2. Терапевтические и социальные функции арт-терапии 23
1.3. Специфика применения методов арт-терапии с детьми 27
ГЛАВА 2. Опыт применения методов арт-терапии с детьми в социальных организациях 45
2.1. Программа исследования 45
2.2. Анализ результатов 49
2.3. Перспективы применения методов арт-терапии с детьми в социальных учреждениях 60
Заключение 64
Список литературы 66
Приложения 72

В связи со своим зависимым положением дети часто оказываются уязвимыми к различного рода внешним воздействиям, сталкиваются со сложностями развития и проблемами взаимодействия с окружающим миром. Проблемы детей могут быть вызваны психофизиологическими, интеллектуальными или личностными особенностями, либо могут быть обусловлены состоянием общества, в котором они живут. Условно проблемы детей можно разделить на несколько групп: проблемы, возникающие из-за возрастных особенностей детей; проблемы, обусловленные основными характеристиками семьи и ближайшей среды ребенка; возникающие в результате деятельности некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми, и социально-экономическими и политическими особенностями развития общества.
Семья является для ребенка той средой, в которой формируются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Беспомощность семьи как социального института, гарантирующего воспитание и содержание детей, является одним из первостепеннейших факторов возникновения категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Согласно статистическим данным, по информации субъектов Российской Федерации, за период летней оздоровительной кампании в 2018 году в организации отдыха детей и их оздоровления было направлено 1 653 894 ребенка, находящихся в трудной жизненной ситуации (29,4% от общего числа отдохнувших детей), и этот показатель на 209 тыс. детей больше по сравнению с указанным периодом 2017 года (1 444 267 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), в том числе: 192 409 детей, оставшихся без попечения родителей, 79 851 ребенок-инвалид, 85 883 ребенка с ограниченными возможностями здоровья1.
Данные, характеризующие положение детей и семей, имеющих детей в Санкт-Петербурге в 2019 году, насчитывается 855 726 детей, воспитывающихся в семьях, 135 650 детей, воспитывающихся в многодетных семьях, 78 105 детей из неполных семей; численность детей из многодетных малоимущих семей составляет 26 275, из неполных малоимущих семей - 20 5512.
Существует ряд причин и факторов для появления семейного и детского неблагополучия, где происходит отчуждение в детско -родительских отношениях, семейная дезадаптации и подросток, а по совокупности и вся семья попадает в социально-опасное положение, т.е. обстановку, представляющую опасность жизни или здоровью несовершеннолетнего ребёнка. Согласно данным экспертов СПбГУ больше половины совершенных преступлений в Санкт-Петербурге за период 2016-2019 гг. были связаны с применением к ребенку физического насилия. В большинстве случаев обвинительный приговор был вынесен матерям нежели отцам за жестокое обращение с несовершеннолетними3.
Если ближайшее окружение не может полноценно справиться с решением проблем детей, помощь должна быть оказана со стороны государства. По данным Уполномоченного по правам ребенка в Санкт- Петербурге за 2019 год было отмечено 825 обращений по поводу нарушения прав детей одним из родителей или законным представителем, что составляет 23,08% от всех обращений за 2019 год. Из них 33 раза поступал сигнал о жестоком обращении с ребенком4.
В качестве рабочего определения, которое наиболее полно описывало бы в чем заключается «трудная жизненная ситуация», в рамках данной работы использовалось следующее: «Трудная жизненная ситуация — это такая ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни».5 Таким образом, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, требуют особого к себе внимания, так как их окружение очень часто утрачивает функции основных институтов социализации, и появляются другие, способные деструктивно повлиять на развитие личности подростка.
Сущность поддержки таких детей заключается в совместном с ребенком проектировании путей преодоления трудностей, разрешении проблем, усиления жизненных ресурсов личности, их целесообразном использовании в новых условиях для самореализации, самозащиты, самовоспитания. Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена сложившимися обстоятельствами, характеризуется неопределенностью исхода, возможным неблагополучием в определенных сферах, которые они не в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью семьи.
Для того, чтобы преодолеть все те трудности, с которыми сталкиваются дети в трудной жизненной ситуации, применяются различные методы социальной работы, например, диагностическое интервью, работа с семьей, реабилитация, кризисное вмешательство, практическое сопровождение, наблюдение, составление эко-карты и другие.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время формы социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию весьма разнообразны, но представляется, что они недостаточны, так как наблюдается тенденция увеличения данной категории детей. Поэтому существует потребность в разработке новых методов, помогающих успешно справляться с потребностями детей.
Арт-терапевтические методы как раз могут стать такими методами, с помощью которых может, во-первых, диагностировать проблемы, а во- вторых, способствовать их решению. Значение арт-терапевтической деятельности заключается в том, что они могут быть очень действенными методами помощи в трудной жизненной ситуации посредством включения индивида в художественное творчество.
Основной целью арт-терапии является гармонизация личности с помощью экспрессивных и импрессивных методов воздействия, творческой" самореализации и самопознания. В последнее время терапия с использованием изобразительных средств становится все’ более перспективным методом работы с клиентами социальной работы, которые претерпевают различные жизненные трудности. Она показана как здоровым, психологически благополучным людям, так и тем, кто нуждается в решении психологических и социальных, личностном развитии и получении новых знании, преодолении травм, потерь и кризисов, расширении коммуникативного круга и улучшении навыков общения. Именно к таким клиентам относятся дети, переживающие трудные ситуации в жизни.
Цель исследования: выявление специфики и перспективности использования методов арт-терапии в социальной работе с детьми в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: социальная работа с детьми.
Предмет исследования: применение методов арт-терапии в социальной работе с детьми.
Исходя из цели исследования определены основные задачи:
• определить понятия: ребенок в «трудной жизненной ситуации», «социально-опасном положении» и «нуждающийся в социальном обслуживании»;
• выявить причины попадания детей в трудную жизненную ситуацию и их личностные особенности;
• изучить методы социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
• описать функции и модальности арт-терапии, раскрыть их возможности в социальной работе
• выявить возможные эффекты применения методов арт-терапии в социальной работе с детьми
• на основе эмпирического исследования изучить опыт применения методов арт-терапии в работе с детьми в трудной жизненной ситуации.
Методы сбора информации:
• Теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение;
• Анализ информации, статистика, выводы;
• Изучение опыта конкретных социальных организаций посредством эмпирических методов исследования: анализа документов, включенного наблюдения и интервьюирования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы. Дополнительные материалы исследования включены в приложения. Объем работы - 71 страница.
Во введении описана актуальность темы исследования, поставлены цели и определены задачи исследования.
В первой главе даны определения понятиям, которые используются в работе, описаны основные причины возникновения трудной жизненной ситуации. Также определены методы социальной работы и арт- терапевтические методы, которые используются в работе с детьми. Одним из основных результатов данной главы стало соотнесение функций и модальностей арт-терапии и раскрытие их возможностей в социальной работе с детьми.
Вторая глава содержит программу и результаты авторского эмпирического исследования по изучению опыта применения арт- терапевтических методов в государственной и негосударственной социальных организациях. В итоге представлены перспективы использования методов арт - терапии в социальной работе с детьми.
Заключение содержит выводы в соответствии с целью и задачами исследования. В приложениях содержатся: гайд (приложение 1) и транскрипт экспертного интервью (приложение 2), а также таблица с результатами обработки эмпирических данных (приложение 3).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе понятие арт-терапии как метода социальной работы изучалось по отношению к такой клиентской группе как дети, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию. Были определены основные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются дети, находящиеся в определенных жизненных условиях, а именно: дезадаптация, возникновение стрессовых ситуаций, отсутствие или же бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченный доступ к культурным ценностям, низкий уровень социализации, неумение решать самостоятельно проблемы, неспособность удовлетворять собственные потребности, ограниченные возможности коммуникации, низкая мотивация к учебно-познавательной деятельности.
С детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, используются различные методы социальной работы, направленные на преодоление возникающих проблем, такие как диагностические методы (интервью, карты социальных сетей, наблюдение, мониторинг), методы социальной терапии (мотивационное интервью, привлечение к участию в профилактических программах), социальная реабилитация, игровая терапия.
В работе с такими детьми полезно знание ресурсов, которые позволяют справиться со стрессом. Одной из теоретических рамок для этого может выступать концепция салютогенеза А. Антоновского, которая рассматривает в качестве основного фактора стрессоустойчивости - чувство когерентности, заключающегося в наличии трех взаимосвязанных компонентов: достижимость, управляемость, осмысленность.
Исследование теоретических основ применения методов арт-терапии в социальной работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, позволило охарактеризовать понятие арт-терапии как метод, имеющий собственную методологию и инструментарий. С помощью арт- терапевтических методов достигается гармонизация личности, выражающаяся в самопознании и самовыражении. Арт-терапия в социальной работе с детьми может позволить решить следующие проблемы: снижение напряжения, улучшение эмоционального состояния, налаживание межличностного общения, осознание скрытых мотивов действий, реализация творческих способностей и налаживание коммуникации с окружающими.
В целом благодаря арт-терапевтической технологии обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств, эмоций и поведения, улучшение отношение со сверстниками, появляется приподнятость настроения и повышается самооценка. Основными модальностями арт-терапевтического метода можно назвать следующие: изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, кинотерапия, музыкальная терапия, ландшафтная терапия и драма-терапия.
На основе проведенного эмпирического исследования, можно заключить, что благодаря методам арт-терапии ребенок легче адаптируется в новых для него условиях и быстрее принимает сложившуюся ситуацию; арт- терапия позволяет ребенку наладить контакт со всеми, кто его окружает, он раскрывает в себе новые таланты и приобретает мотивацию к обучению. Таким образом, использование арт-терапевтических методов в социальных организациях необходимо.
Применяя арт-терапевтические методы, можно лучше понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как этот метод не имеет ограничений, вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, сблизиться с окружающими; служит способом освобождения от сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности; стимулирует самопознание и самовыражение, мобилизуют творческий потенциал и внутренние механизмы самоизменения.
Все это позволяет говорить о перспективности арт-терапевтических методов в социальной работе с детьми.


1. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 02.06.20)
2. Федеральный закон №195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. URL: https://rosmintrud.ru/docs/laws/74 (дата обращения: 04.06.2020)
3. Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.consultant.ru / document / cons / (дата обращения 20.04.2020)
4. Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 (ред. от 01.05.2019) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 02.06.20)
5. Алексеева И.А., Новосельски й И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. — М.: Генезис, 2006. — 256 с.
6. Амбалова С.А. Влияние семьи на социализацию личности ребенка// Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3. С. 22
7. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994. Т. 15. - № 1. - С. 3-19
8. Дементьева И. Ф. Неблагополучная семья в контексте воспитания нового поколения. Социальная стратификация российского общества. - М., 2003. - С. 309.
9. Захарова Е.И., Карабанова О.А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 57-65.
10. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 7. С. 54-66
11. Келиш Э. В поисках смысла визуальных образов // Арт -терапия в эпоху Постмодерна / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь; Семантика-С, 2002. С. 15-49.
12. Келлерман, П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /пер. с англ. И.А. Лаврентьевой / П.Ф. Келлерман. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - С.7.
13. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2007. — 160 с.
14. Колошина Т. Ю. Арт-терапия в терапии кризисных состояний личности и группы: дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 160 с.
15. Колошина Т. Ю., Трусь А. А. Арт- терапевтические техники в тренинге. СПб., 2010. 187 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ