Введение……………………………………………………………………. 4
1. Теоретические основы организации службы маркетинга предприятия.. 6
1.1 Принципы и функции маркетинга предприятия ……………………. 6
1.2 Цель и задачи службы маркетинга предприятия ……………………. 9
1.3 Организационные формы маркетинговой службы предприятия..….. 10
2. Маркетинговая среда как основной объект внимания маркетинговой службы предприятия..14
2.1 Понятие и структура маркетинговой среды……14
2.2 Элементы микросреды предприятия……………17
2.3 Компоненты макросреды предприятия…… 21
Заключение………………………………………………………………… 23
Список использованных источников……25
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может эффективно функционировать без маркетинга. И с развитием рыночных процессов полезность его применения неукоснительно возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие предпочтений. Этому и способствует маркетинг.
Далеко не все руководители имеют сейчас четкое представление о рынке и о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться. В условиях рынка торговая сеть может отказаться от продукции, государство не покрывает убытки, банки диктуют свои условия при выдаче кредитов, появляется конкуренция, присущая рынку. Предприятие, не приспособленное к рыночным отношениям, может, таким образом, быстро обанкротиться. Чтобы избежать этого, специалистам в области хозяйственной деятельности необходимо осваивать методы и технику управления в условиях рыночных отношений.
Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и количестве, нужном потребителю. Именно поэтому маркетинг, как совокупность сложившихся методов изучения рынков, ко всему прочему еще направляет свои усилия на создание эффективных каналов сбыта и проведение комплексных рек¬ламных кампаний.
Главное назначение маркетинга сводится к формированию и постоянному развитию процесса обмена, чтобы сделать этот обмен взаимовыгодным для всех участвующих в нем субъектов. Главным назначением маркетинга с точки зрения микроэкономики является нацеленность предпринимателя на интересы потребителя.
Цель работы – изучение теоретических аспектов организации работы маркетинговых служб современных предприятий.
Задачи работы, определенные её целью, следующие:
- рассмотреть принципы и функции маркетинга предприятия;
- определить цель и задачи службы маркетинга предприятия;
- изучить возможные организационные формы маркетинговой службы предприятия;
- изучить маркетинговую среду как основной объект внимания маркетинговой службы предприятия.
Объект исследования – организация маркетинговой службы предприятия. Предмет – принципы и формы организации маркетинговой службы современного предприятия.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в области маркетинга.
В работе применялись методы – анализ, синтез, обобщение.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, включающие в себя 6 параграфов, заключение, библиографию.
По мере того как маркетинг становится не только инструментом, но и философией бизнеса, т.е. превращается в концепцию управления, он начинает играть решающую роль. Руководство службой маркетинга отвечает за рыночные цели компании и их достижение, а на ее сотрудников возлагаются функции интеграции и координации действий других отделов с помощью управляющего звена. То есть информация, выдаваемая данной службой, влияет на принятие стратегических решений и постановку задач каждому отделу компании. Маркетинг, таким образом, участвует в координации действий, ориентированных на достижение общей цели для всех подразделений. Руководитель службы маркетинга при этом должен входить в состав высшего управленческого звена компании.
Нужно учитывать, что не существует идеальной организационной структуры службы маркетинга. Все компании обладают различным потенциалом и работают в разных рыночных условиях.
Как было показано в данной работе, в реальной жизни имеется множество различных форм организации службы маркетинга. Основными вариантами организации службы маркетинга могут быть функциональная; территориальная; товарная; рыночная; матричная.
При создании службы маркетинга важное значение имеет правильная организация ее взаимоотношений с подразделениями компании. Практика функционирования и российских и зарубежных организаций показывает, что именно в области взаимодействия маркетинговых служб с другими структурами возникает наибольшее число проблем, особенно в период становления маркетинга.
В принципе все функции компании должны быть согласованы и направлены на достижение ее целей. При маркетинговом подходе к управлению каждая функция, которую выполняет определенное подразделение, влияет на удовлетворение потребностей клиентов. Но, чтобы все структуры работали слаженно, необходима координация их действий на основе обмена информационными потоками. Эту задачу призвана выполнить служба маркетинга.
Учитывая особую миссию маркетинга в организации, важно понять его взаимосвязь с другими функциями бизнеса: производством, финансами, бухгалтерским учетом, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) и др.