Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подход РФ к международной информационной безопасности

Работа №125886

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы97
Год сдачи2023
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Концепт международной информационной безопасности 8
1.1. Подходы к определению угроз и термина информационной безопасности 8
1.2. Нормативно-правовая база обеспечения информационной безопасности РФ 25
Глава 2. Деятельность РФ по обеспечению международной информационной безопасности 35
2.1. Деятельность Российской дипломатии в ООН 35
2.2. Деятельность Российской дипломатии в рамках ШОС, СНГ, ОДКБ, БРИКС,
АСЕАН 53
2.3. Двусторонние отношения РФ и США в области информационной безопасности.69
Заключение 80
Список источников и литературы 82
Источники 82
Литература

XXI век стал веком Информационно-Коммуникативных Технологий. Научно-технический прогресс привел к повсеместному применению интернета. Актуальность темы обуславливается “интернетизацией” всех сфер жизни, в том числе и международной политики. По данным статистики Social 2020 люди в среднем проводят в интернете 6 часов в сутки. Постоянно растущий объем данных в онлайн-пространстве делает их стратегическим ресурсом в борьбе за лидерство на мировой арене, а цифровой потенциал стал одним из определяющим фактором успешности государства. Всё больше угроз содержится в киберпространстве: террористические, военно-политические или даже преступные. Кибератаки приобретают все большее значение в международных отношениях. Корпорации, государственный учреждения, военнизированные структуры становятся зависимы от интернета, вследствие этого растет разрушительный потенциал кибератак. Это приводит к тому, что информационная безопасность становится одним из главных направлений деятельности государств. Скорость и стоимость утечек данных в результате кибератак постоянно растут.
В марте 2023 г. была опубликована новая Национальная стратегия кибербезопасности США, что говорит о множестве изменений в понимании проблемы и политике американского руководства.
Государства, частные структуры и даже сети хактивистов огромные возможности для атак в киберпространстве. С начала СВО в начале 2022 г. резко возросло количество кибератак, как на госучреждения, так и на частные лица. Так, например, хакерское движение “Anonymous” объявили России “кибервойну”. А по словам генерала Пола Накасоне американские военные хакеры участвовали в “наступательных хакерских операциях для поддержки Украины”. В 2006 г. в России количество преступлений в компьютерной сфере было около 20 тыс., в 2021 г. 517 тыс. На 2022 г. использованием ИКТ совершено каждое четвёртое преступление. Технически возможно осуществить кибератаки на транспортную инфраструктуру, электросети, плотины, химические заводы, атомные электростанции и другие важнейшие объекты. Эти атаки могут иметь далеко идущие последствия, привести к большому количеству жертв среди гражданского населения и значительным физическим разрушениям.
Не смотря на очевидную угрозу, до сих пор поведение государств, компаний и людей не регулируется на международной арене.
Начиная с 1998 г. Российская дипломатия добивается принятия резолюции ООН об Информационной безопасности, предполагающий комплексный, всеобъемлющий подход, основанный на интернационализации, демилитаризации и “деидеологизации” интернета. Данный подход отвергался в связи с тем, что для западной стороны такой подход выглядел как система контроля интернета. Вся проблематика международной информационной безопасности тесно связана с Российско-американским противостоянием на международной арене в политической, экономической, технологической, идеологических сферах.
Поиск взаимовыгодных соглашений и идей, постоянное нарастание угроз в интернет пространстве привели к значительному продвижению в вопросах выработки универсальных правил поведения государств в интернете. Были заключены соглашения в рамках ШОС, двусторонние соглашения, а также созданы несколько рабочих групп в рамках ООН. Однако, в связи с обострением военно-политической обстановки, резкой поляризации мира и усилением соперничества между великими державами оборвался прогресс в достижении взаимовыгодного соглашения.
Цель исследования: Исследовать особенности российского подхода, его эволюцию и проблемы обеспечения международной информационной безопасности.
Задачи исследования
- Определить уровень угроз информационной безопасности
- Выяснить различия в определениях основных понятий, касающихся международной информационной безопасности.
- Исследовать концепцию киберсдерживания в контексте информационной безопасности.
- Исследовать нормативно-правовую базу РФ в контексте достижения режима международной информационной безопасности
- Рассмотреть концепции и резолюции, выдвигаемые Россией и США в ООН, затрагивающие информационную безопасно сть
- Исследовать двусторонние и многосторонние соглашения по вопросам международной информационной безопасности
- Исследовать киберконфликт между РФ и США
Объект исследования : международная информационная безопасность
Предмет исследования : Российские концепции и инициативы по международной информационной безопасности
Научная гипотеза
В сложившейся военно-политической обстановке на мировой арене реальным фактором поддержания международной информационной безопасности является политика сдерживания в киберпространстве.
Методология исследования
В процессе исследование использовался дискурс-анализ, для определения различий в понимании проблемы между разными акторами. При этом автор придерживается конструктивистской теории и считает, что действия тех или иных акторов основаны на ценностях и социальной реальности, в которой находятся эти акторы.
Кроме того была использованная теория секьюритизации, т.к. проблема международной информационной безопасности затрагивает проблему суверенитета, в частности, информационного суверенитета, и угрозу его нарушения.
Для анализа развития проблематики во времени был использован историко-описательный метод познания.
В качестве источниковой базы для исследования было использовано множество документов, международных соглашений, концепций. К таковым относится “Концепция Конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности” 2021 г. являющееся собой видение Российского руководства о гипотетическом режиме международной информационной безопасности в рамках ООН.
Из доктринальных документов Российской Федерации взята Доктрина Информационной безопасности 2016 г., которая определяет основные угрозы, термины, политику в отношении информационной безопасности, указ “Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности” 2021 гг., в соответствии с которым Российская дипломатия добивается создания режима международной информационной безопасности. Стратегия национальной безопасности 2021 гг., которая определяет ценности и понимание российского руководства проблематики безопасности. Использовано множество резолюций ООН, таких как “Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности” и “Противодействие использованию информационно коммуникационных технологий в преступных целях”, Из международных соглашений можно выделить “Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.”, “Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности”
Дж. Б. Гудвин, А. Кульпин, К. Ф. Раушер, В. Ященко совместно с другими экспертами института “Восток-Запад” и Института проблем информационной безопасности МГУ разработали основы критической терминологии в контексте российско-американских отношений. Данный сборник терминов является важной попыткой экспертного сообщества по преодолению различий в понимании проблематики информационной безопасности. Попыткой, которая в данный момент не является востребованной ни в двустороннем, ни в многостороннем формате.
Дж. Микинс в своей работе “Жизнь в (цифровом) отрицании: Российский подход к киберсбердживанию” провёл анализ российских концепций и практик по кибер сдерживанию, политики обеспечения информационной безопасности в целом и практик наступательных киберопераций, определив киберпространство как одно из самых эффективных инструментов проявления силы.
Исследована глава по кибербезопаности монографии Терехова А.Н. и Ткаченко С.Л. “Политическая экономии информационно-коммуникационных технологий: место России на глобальном рынке”. Авторы провели кейс-стади “вмешательства русских хакеров в выборы в США”, обнаружив высокую степень политизированности вопроса и манипулятивную сущность атрибуции России.
Использованы работы М. Баезнер и П. Робином по анализу информационного противостояния РФ и США. Исследователи пришли к выводу, что конфликт, вызванный кибератаками на США в 2016 г. привели к новой вехе развития кибербезопасности. Эксперты также признали разрушительное влияние информационной войны, и даже признали необходимость вовлечения государства в противостоянии информационным угрозам. Однако авторы сохранили приверженность термину “кибербезопасности”, т.е. ограничивались лишь техническими аспектами безопасности.
Также для изучения взаимоотношений США и РФ в области информационной безопасности использована работа Зиновьевой Е.С. и Яникеевой И.О. для исследования истории взаимодействия двух держав. Авторы концентрируют внимание на взаимодействие по дипломатической линии и видят в укреплении взаимного доверия в цифровой среде основу будущего режима информационной безопасности.
В работе использованы статьи экспертов РСМД О. Шакирова и С. Себекина для анализа политики РФ в области сдерживания в киберпространстве, а также работы российской дипломатии в рамках ООН и других организаций, таких как СНГ, БРИКС, ШОС.
Бойко С.М. - Начальник Департамента проблем безопасности в информационной сфере аппарата Совета безопасности Российской Федерации, в своих статьях провел анализ политики РФ в области МИБ, а также анализ основных угроз информационной безопасности с точки зрения Российского правительства.
Работа Дженсена Е.Т. посвящены применимости международного права к киберпространству, в том числе анализу Таллинского Мануала 2.0., который представляет из себя взгляд множества экспертов на терминологию кибербезопасности, его связью с международным правом.
Обоснование структуры работы
В Главе 1 проводиться анализ теоретической составляющей международной-информационной безопасности : различия в подходах и определениях как внутри РФ, так и по сравнению с подходами за рубежом, а также изучены нормативно-правовые основы подхода РФ к проблематике
В Главе 2 рассмотрена деятельность РФ на международной арене по созданию режима международной информационной безопасности в рамках ООН, в рамках многосторонних международных организаций и объединений и двусторонние отношения по проблематике между РФ и США.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках исследования был проведен анализ подхода Российской Федерации к международной информационной безопасности, его эволюции и существующих проблем. Целью работы было выявление особенностей и недостатков этого подхода, а также оценка уровня угроз информационной безопасности в современном мире.
В ходе исследования были достигнуты следующие задачи. Во-первых, был определен уровень угроз информационной безопасности, связанных с международными процессами и деятельностью акторов в киберпространстве. Это позволило получить представление о сложности и многообразии вызовов, с которыми сталкиваются государства
Во-вторых, были выявлены различия в определениях основных понятий, касающихся международной информационной безопасности. Это позволило понять, что существует разногласие между различными государствами и акторами относительно того, что включает в себя информационная безопасность и какие меры необходимо принимать для ее обеспечения. В-третьих, была исследована концепция киберсдерживания в контексте информационной безопасности. Рассмотрение этой концепции позволило оценить стратегические подходы и инструменты, которые Россия применяет для защиты своих интересов в киберпространстве и предотвращения возможных угроз.
В-четвертых, была проанализирована нормативно-правовая база Российской Федерации в контексте достижения режима международной информационной безопасности.
Кроме того, были рассмотрены концепции и резолюции, выдвигаемые Россией в ООН. Также были исследованы многосторонние соглашения по вопросам международной информационной безопасности. Рассмотрение этих соглашений позволило выявить прогресс и сложности в процессе международного сотрудничества в области информационной безопасности
Можно говорить о том, что подход РФ к обеспечению информационной безопасности опирается как на мирные, так и силовые средства в рамках киберсдерживания. Процесс создания режима международной информационной безопасности осложнен не только расхождением в понимании проблематики среди экспертов и правителей различных стран, но и политической обстановке, а именно киберконфликту между США и РФ, Исходя из идеи укрепления суверенитета Российское руководство продвигает свое видение информационной безопасности как концепции невмешательства в дела других стран при помощи союзников и коллег по ОДКБ, СНГ, ШОС и в меньшей степени БРИКС, АСЕАН. Опираясь на РГОС РФ старается вовлечь как можно больше акторов в процесс выработки правил поведения в информационной безопасности, при этом ограничивая участие негосударственных акторов.
Также в ходе исследования был проанализирован киберконфликт между Российской Федерацией и Соединенными Штатами. И РФ и США хоть и находятся в состоянии киберконфликта, но не предпринимают слишком разрушительных кибер операций против друг друга, что вызвано политикой киберсдерживания обеих стран. Со стороны политического аспекта информационной безопасности обе страны ограничивают доступ друг друга к своей внутренней политики и социума путем цензуры.
Исходя из проведенного исследования, можно заключить, что Российская Федерация имеет свой особый подход к международной информационной безопасности, основанный на идеях суверенитета, равенства и ответственного поведения государств в киберпро странстве и информационном пространстве.



1. Beckstrom, Rob. Speech at the London Conference on Cyberspace. //
ICANN. November 2, 2011. URL:
https://www.icann.org/en/system/files/files/beckstrom-speech-cybersecurity- london-02nov11-en.pdf(Дата обращения 07.03.2023)
2. Council of Europe: Convention on Cybercrime. // European Treaty Series - №. 185 - Budapest. November 23, 2001. URL: https://rm.coe.int/1680081561(Дата образения 15.05.2023)
3. Digital 2020: 3.8 billion people use social media.[Электронный ресурс]// We are social. URL: https://wearesocial.com/uk/blog/2020/01/digital-2020-3-8-billion-people-use -social-media/ (Дата обращения 10.12.2022)
4. ISO, 2012. ISO / IEC 27032:2012. // Information Technology Security techniques - Guidelines for cybersecurity. URL: https://www.iso27001security.com/html/27032.html(Дата обращения 14.05.2023)
5. Oxford Advanced Learner’s Dictionary. [Электронный ресурс]// URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/cyber?q=cybe r (Дата обращения 28.02.2023)
6. The cybersecurity impact of Operation Russi by Anonymous. // ComputerWeekly.com. URL: https://www.computerweekly.com/feature/The-cyber-security-impact-of-Ope ration-Russia-by-Anonymous (Дата обращения 05.12.2022)
7. US military hackers conducting offensive operations in support of Ukraine, says head of Cyber Command. // Skynews. URL: https://news.sky.com/story/us-military-hackers-conducting-offensive-operati ons-in-support-of-ukraine-says-head-of-cyber-command-12625139 (Дата обращения 05.03.2023)
8. В Нью-Йорке со скандалом открылась сессия РГОС по кибербезопасности. // Московский комсомолец. URL: https://www.mk.ru/politics/2022/07/26/v-nyuyorke-so-skandalom-otkrylas-s essiya-rgos-po-kiberbezopasnosti.html (Дата обращения 15.11.2022)
9. Группа правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. [Электронный ресурс]: резолюция, принятая Генер. Ассамблеей Орг. Объедин. Наций 68/98* от 24 июня 2013 г. A/68/98*. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/371/68/PDF/N133 7168.pdf?OpenElement (Дата обращения 9.03.2023)
10. Группа правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. [Электронный ресурс]: резолюция, принятая Генер. Ассамблеей Орг. Объедин. Наций 70/174 от 22 июля 2015 г. A/70/174. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/228/37/PDF/N152 2837.pdf?OpenElement (Дата обращения 09.03.2023)
11. Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г.Санья, о.Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года)// Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/907(Дата обращения 05.04.2023)
12. Доклад правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности [Электронный ресурс]: 30 июля 2010. A/65/201. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/469/59/PDF/N104 6959.pdf?OpenElement (Дата обращения 08.03.2023)
13. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895). // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/182535/(Дата обращения (05.03.2023)
14. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте
международной безопасности. Доклад Генерального секретаря [Электронный ресурс] 10 июля 2010. A/55/140. URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/535/04/PDF/N005 3504.pdf?OpenElement (Дата обращения: 04.03.2023)
15. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. м [Электронный ресурс]: резолюция Генер. Ассамблеи Орг. Объедин. Наций 57/53 от 30 декабря 2002 г. A/RES/57/53 //URL: https://ifap.ru/ofdocs/un/5753.pdf(Дата обращения 04.03.2023)
16. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте
международной безопасности. м [Электронный ресурс]: резолюция Генер. Ассамблеи Орг. Объедин. Наций 60/45 от 8 декабря 2005 г. A/RES/60/45 // URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/490/32/PDF/N054 9032.pdf?OpenElement (Дата обращения 06.03.2023)
17. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности [Электронный ресурс]: резолюция Генер. Ассамблеи Орг. Объедин. Наций 54/49 от 23 декабря 1999. A/RES/54/49 //URL: https://ifap.ru/ofdocs/un/5449.pdf. (Дата обращения 04.03.2023)
18. Заявление Владимира Путина о комплексной программе мер по восстановлению российско-американского сотрудничества в области международной информационной безопасности. 25 сентября 2020 // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64086(Дата обращения 28.04.2023)
19. Заявление МИД России в связи с продолжающейся киберагрессией со стороны «коллективного Запада». // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL:
https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1806906/(Дата обращения 28.04.2023)
20. Заявление Российской Федерации и АСЕАН о сотрудничестве в области обеспечения безопасности использования информационно-коммуникационных технологий и самих информационно-коммуникационных технологий 14 ноября 2018 года. // Президент России Официальный сайт. URL: http://special.kremlin.ru/supplement/5361(Дата обращения 20.04.2023)
21. Источник в Минобороны: в Вооруженных силах РФ созданы войска информационных операций. // ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/1179830(Дата обращения 19.04.2023)
22. Комплексный план действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (2016-2020). // Центр АСЕАН при МГИМО МИД России. URL: https://asean.mgimo.ru/images/partn/2016-2020-action-plan.pdf(Дата обращения 20.04.2023)
23. Конвенция Организации Объединенных Наций о противодействии использованию информационно коммуникационных технологий в преступных целях. Проект 29.06.2021.// Undocs.org. URL: https://www.unodc.org/documents/Cybercrime/AdHocCommittee/Comment s/RF_28_July_2021_-_R.pdf (Дата обращения 25.03.2023)
24. Конвенция об обеспечении международной информационной безопасности (концепция). // Комитет государственной думы по международным делам. URL: https://interkomitet.ru/blog/2011/09/22/konventsiya-ob-obespechenii-mezhd unarodnoj-informatsionnoj-bezopasnosti-kontseptsiya/ (Дата обращения 02.04.2023)
25. Концепция Конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности. [Электронный ресурс] // Совет Безопасности Российской Федерации. URL:
http://www.scrf.gov.ru/security/information/document112/(Дата обращения 16.03.2023)
26. Концепция информационной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств в военной сфере // Виртуальный компьютерный музей. URL: https://www.computer-museum.ru/document/sng2.htm(Дата обращения 28.03.2023)
27. Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. URL: https://cis.minsk.by/page/7548(Дата обращения 27.03.2023)
28. Крутских: Москву удивляет, что Трамп назвал статью о кибератаках против РФ госизменой // TACC.URL: https://tass.ru/politika/6566204(Дата обращения 26.04.2023)
29. Крутских А.В. Международная информационная безопасностью поисках консолидированных подходов // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения, 2022 Vol. 22 No. 2 342—351
30. Модельный закон ОДКБ «О защите информации и кибербезопасности» - в повестке дня Экспертно - консультативного совета при Совете ПА ОДКБ. // Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности. URL:
https://paodkb.org/events/modelnyy-zakon-odkb-o-zaschite-informatsii-i(Дата обращения 19.04.2023)
31. Об итогах второй встречи Диалога Россия-АСЕАН по вопросам, связанным с обеспечением безопасности ИКТ. // Посольская жизнь.
URL: https://embassylife.ru/post/12437(Дата обращения 20.04.2023)
32. Об итогах первой встречи Диалога Россия - АСЕАН по вопросам, связанным с обеспечением безопасности ИКТ. // НАМИБ. URL: https://namib.online/2021/09/ob-itogah-pervoj-vstrechi-dialoga-rossija-asean-po-voprosam-svjazannym-s-obespecheniem-bezopasnosti-ikt/ (Дата обращения 20.04.2023)
33. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации. // Совет безопасности Российской Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/information/document113/(Дата обращения 5.05.2023)
34. Основы государственной политики Российской Федерации в области
международной информационной безопасности на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 24 июля 2013 г N ПР-1753)// Кодификация.РФ. URL:
https://rulaws.ru/acts/Osnovy-gosudarstvennoy-politiki-Rossiyskoy-Federats ii-v-oblasti-mezhdunarodnoy-informatsionnoy-bezopasn/ (Дата обращения 07.03.2023)
35. О четвертой сессии Спецкомитета ООН по разработке всеобъемлющей конвенции по противодействию информационной преступности. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1849347/(Дата обращения 26.03.2023)
36. Пекинская декларация XIV саммита БРИКС 23 июня 2022 года. // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://special.kremlin.ru/supplement/5819(Дата обращения 04.04.2023)
37. Письмо постоянных представителей Казахстана, Китая, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана при Организации Объединенных Наций от 9 января 2015 года на имя Генерального секретаря. [Электронный ресурс] резолюция, принятая Генер. Ассамблеей Орг. Объедин. Наций 69/723 от 13 января 2015 г. A/69/723 . URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/014/04/PDF/N150 1404.pdf?OpenElement (Дата обращения 10.03.2023)
38. Письмо постоянных представителей Китая, Российской Федерации,
Таджикистана и Узбекистана при Организации Объединенных Наций от 12 сентября 2011 года на имя Генерального секретаря [Электронный ресурс]: 14 сентября 2011. A/66/359. URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/496/58/PDF/N114 9658.pdf?OpenElement (Дата обращения 08.03.2023)
39. Противодействие использованию информационно коммуникационных
технологий в преступных целях. [Электронный ресурс] резолюция, принятая Генер. Ассамблеей Орг. Объедин. Наций 74/247 от 20 января 2020 г. A/RES/74/247. URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N19/440/31/PDF/N194 4031.pdf?OpenElement (Дата обращения 10.03.2023)
40. Путин предложил странам БРИКС заключить соглашение по информационной безопасности.// ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/4523253(Дата обращения 04.04.2023)
41. Решение Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности О Программе совместных действий по формированию системы информационной безопасности государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (Принято в г. Москве 05.09.2008) // Conventions. URL: https://www.conventions.ru/int/4329/(Дата обращения 19.04.2023)
42. Решение о Стратегии обеспечения информационной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 25 октября 2019) // Intermedia. URL: https://www.intermedia.ru/uploads/72b6a0.pdf(Дата обращения 29.03.2023)
43. Россия стала сопредседателем механизма форума АСЕАН по информационной безопасности. // ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/12078021(Дата обращения 20.04.2023)
44. СВМДА преобразуется в международную организацию // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16040685. (Дата обращения 02.04.2023)
45. Совместное заявление президентов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки о новой области сотрудничества в укреплении доверия. 17 июня 2003 г. // официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://kremlin.ru/supplement/1479(Дата обращения 27.04.2023)
46. Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. // Электронный фонд правовых и нормативно - технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902289626(Дата обращения 07.04.2023)
47. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности // Электронный фонд правовых и нормативных документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/420278452(Дата обращения 29.03.2023)
48. Соглашение о сотрудничестве государств-членов организации договора о коллективной безопасности в области обеспечения информационной безопасности // Контурнорматив. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=334580(Дата обращения 19.04.2023)
49. Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года 18.10.2016. // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: https://odkb-csto. org/ documents/ statements/strategiya_kollektivnoy_bezopas nosti_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_bezopasnosti_na_period_do_/ #loaded (Дата обращения 19.04.2023)
50. Указ Президента РФ от 25.01.2023 N 35 "О внесении изменений в
Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808" // КонсультантПлюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_438209/ (Дата
обращения 12.03.2023)
51. Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451(Дата обращения 23.02.2023)
52. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // RG.RU. URL: https://rg.ru/documents/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html(Дата обращения 01.03.2023)
53. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации” // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046(Дата обращения 07.03.2023)
54. Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. № 213 “ Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности” // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/603255343(Дата обращения 06.03.2023)
55. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года № 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации". // Официальные сетевые ресурсы Президента Российской Федерации. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/70811(Дата обращения 16.04.2023)
56. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №646 “Доктрина информационной безопасности Российской Федерации” // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/420384668?marker=6560IO(Дата обращения 05.03.2023)
57. Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года. // Организация Договора о коллективной безопасности. URL: https://odkb-csto. org/ documents/documents/ustav_organizatsii_dogovora_o_ kollektivnoy_bezopasnosti_/#loaded (Дата обращения 19.04.2023)
58. Уфимская декларация (Уфа, Российская Федерация, 9 июля 2015 года) // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/YukPLgicg4mqAQIy7JRB1Hge PZrMP2w5.pdf (Дата обращения 04.04.2023)
59. Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ //КонсультантПлюс. URL: http://www.
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220885(Дата обращения 5.05.2023)
60. Форталезская Декларация (принята по итогам шестого саммита БРИКС) г.Форталеза, Бразилия, 15 июля 2014 года // Официальный сайт Президента РФ. URL:
http:// static.kremlin.ru/media/events/files/41 d4f1 dd6741763252a8.pdf (Дата обращения 04.04.2023)
61. Число кибератак на госучреждения России в 2022 году выросло на четверть. // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/16981635(Дата обращения 12.03.2023)
62. Этеквинская декларация и Этеквинский план действий // Официальные сетевые ресурсы Президента России.
URL:http://www.kremlin.ru/supplement/1430(Дата обращения 10.04.2023)
Литература
1. Abdyraeva C. “Cyber Warfare.” The Use of Cyberspace in the Context of Hybrid Warfare.: Means, Challenges and Trends. / C. Abdyraeva // OIIP - Austrian Institute for International Affairs - 2020 - P. 36
2. Baezner M. Hotspot Analysis: Cyber-conflict between the United States of America and Russia / M. Baezner, P Robin // Risk and Resilience Team Center for Security Studies, ETH Zurich. - 2017. Version 1 - P.26
3. Belles J. Key Points from the US National Cybersecurity Strategy 2023. / J. Belles. // Thales URL: https://cpl.thalesgroup.com/blog/encryption/us-cybersecurity-strategy-key-points-2 023 (Дата обращена 27.04.2023)
4. De Alcantara B.T. SCO and Cybersecurity: Eastern Security Vision for Cyberspace./ de Alcantara B.T. //International Relations and Diplomacy - 201. Vol.
6. № 10. -P 549-555
5. Fact Sheet: Imposing Costs for Harmful Foreign Activities by the Russian Government // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/15/fact-sh eet-imposing-costs-for-harmful-foreign-activities-by-the-russian-government/ (Дата обращения 13.04.2023)
6. Jensen E.T. The Tallinn Manual 2.0: Highlights and insights./ E.T. Jensen // Georgetown Journal of International law. - 2017 - vol. 48 - P 735 - 778.
7. Jindal D. Cyber in BRICS: Agendas & Undercurrents for BRICS Summit 2022 / D. Jindal // Center for air power studies. URL : https://capsindia.org/cyber-in-brics-agendas-undercurrents-for-brics-summit-2022/(Дата обращения 12.04.2023)
8. Kaspar L. Cyber norms in nyc: takeaways from the OEWG meeting and UNIDIR cyber stability conference./ L. Kaspar, H. Sheetal.// Global Partners Digital. URL:
https://www.gp-digital.org/cyber-norms-in-nyc-takeaways-from-the-oewg-meeting -and-unidir-cyber-stability-conference/ (Дата обращения 17.04.2023)
9. Kaylan M. Kremlin values: Putin’s Strategic Conservatism./ M. Kaylan. // World Affairs - 2014 vol. 177, № 1 - P. 9-17. URL: http://www.jstor.org/stable/43555061. (Дата обращения 12.03.2023)
10. Kollars N. Schneider J. Defending forward: The 2018 Cyber Strategy is here. / N. Kollars, J. Schneider // War on the rocks. URL:
https://warontherocks.com/2018/09/defending-forward-the-2018-cyber-strategy-is- here/(Дата обращения 19.04.2023)
11. Lin H. Where the New National Cybersecurity Strategy Differs From Past
Practice/ H. Lin. URL:
https://www.lawfareblog.com/where-new-national-cybersecurity-strategy-differs-p ast-practice (Дата обращения 08.05.2023)
12. Lonergan E.D. Schneider J. The Power of Beliefs in US Cyber Strategy: The Evolving Role of Deterrence, Norms, and Escalation. / E.D. Lonergan, J. Schneider // Journal of Cybersecurity - 2023. Volume 9, Issue 1 - P. 1 - 10.
13. Meakins J. Living in (Digital) Denial: Russia’s Approach to Cyber Deterrence. / J. Meakins // European Leadership Network // JSTOR. URL: http://www.jstor.org/stable/resrep22130(Дата обращения 09.04.2023)
14. Molander R. C., Riddile A. S., & Wilson P A. Strategic Information Warfare: A New Face of War. / R.C. Molander, A.S. Riddile, P.A. Wilson. // RAND Corporation. URL : http://www.jstor.org/stable/10.7249/mr661osd(Дата обращения 03.03.2023)
15. Newman L.H. Hacker Lexicon: What Is the Attribution Problem? / L.H. Newman. // Wired. URL:
https://www.wired.com/2016/12/hacker-lexicon-attribution-problem/(Дата обращения 09.05.2023)
16. OEWG Agrees on Modalities for Multistakeholder Participation After Silent Procedure. URL:
https://letstalkcyber.org/news/oewg-agrees-on-modalities-for-multistakeholder-part icipation-after-silent-procedure (Дата обращения 17.04.2023)
17. Oladimeji S. Kerner S.M. SolarWinds hack explained: Everything you need to know / S. Oladimeji, S.M. Kerner // Whats.com. URL: https://www.techtarget.com/whatis/feature/SolarWinds-hack-explained-Everything -you-need-to-know (Дата обращения 11.04.2023)
18. Ottis R. Analysis of the 2007 Cyber Attacks Against Estonia from the Information Warfare Perspective. / R. Ottis // Cooperative Cyber Defence Centre of Excellence, Tallinn, Estonia. Режим доступа: https://ccdcoe.org/uploads/2018/10/Ottis2008_AnalysisOf2007FromTheInformatio nWarfarePerspective.pdf (Дата обращения 02.04.2023)
19. Russia’s “Draft Convention on International Information Security”. A Commentary. // Conflict Studies Research Centre — 2012. URL: http://www.conflictstudies.co.uk/files/20120426_CSRC_IISI_Commentary.pdf(Дата обращения 13.04.2023)
20. Schatz D. Bashroush R. Wall J. Towards a More Representative Definition of Cyber Security. / D. Schatz, R. Bashroush, J. Wall // Journal of Digital Forensics, Security and Law. - 2017 Vol. 12: No. 2, Article 8. - P. 53 - 74
21. Schmitt M. The Sixth United Nations GGE and International Law in Cyberspace. / M. Schmitt // Just Security. URL:
https://www.justsecurity.org/76864/the-sixth-united-nations-gge-and-international-l aw-in-cyberspace/ (Дата обращения 25.03.2023)
22. Simons G. The Evolution of Regime Change and Information Warfare in the 21st Century. / G.Simons // Journal of International Analytics. - 2020;11(4) - P 72-90.
23. Stadnik I. What Is an International Cybersecurity Regime and How We Can Achieve It? /1. Stadnik // Masaryk University Journal of Law and Technology. - 2017 - 11(1):129 -P 129-154
24. Stahl W.M. Кибербезопасность и международное право. / W.M. Stahl. // Международное право. URL: https://interlaws.ru/kiberbezopasnost-i-mezhdunarodnoe-pravo/(Дата обращения 17.05.2023)
25. Sullivan L. US-Russia Cybersecurity Cooperation: Future Paths and Historical Perspective / L. Sullivan // Geohistory. URL:
https://geohistory.today/us-russia-cybersecurity-cooperation/#Bilateral_Efforts(Дата обращения 17.04.2023)
26. The Russia-U.S. Bilateral on Cybersecurity - Critical Terminology Foundations, Issue 2 / J. B. Goodwin III [et al.]. - EastWest Institute Policy Report Series. -2014. -P 76
27. The United Nations Doubles Its Workload on Cyber Norms, and Not Everyone Is Pleased. URL:
https://www.cfr.org/blog/united-nations-doubles-its-workload-cyber-norms-and-not -everyone-pleased (Дата обращения 16.04.2023)
28. Thiessen M. A. Trump confirms, in an interview, a U.S. cyberattack on Russia. / M.A. Thiessen // The Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/2020/07/10/trump-confirms-an-intervie w-us-cyberattack-russia/ (Дата обращения 15.04.2023)
29. Tiirmaa-Klaar H. The Evolution of the UN Group of Governmental Experts on Cyber Issues From a Marginal Group to a Major International Security Norm-Setting Body. / H.Tiirmaa-Klaar // Hague Centre for Strategic Studies — 2021. - P 3-14. URL: https://hcss.nl/wp-content/uploads/2021/12/Klaar.pdf(Дата обращения 01.04.2023)
30. Weber V. The Dangers of a New Russian Proposal for a UN Convention on International Information Security/ V. Weber // Council on Foreign Relations.
URL:
https://www.cfr.org/blog/dangers-new-russian-proposal-un-convention-interna ional-information-security (Дата обращения 10.04.2023)
31. Абдусаламов Р.А. К вопросу о совершенствовании доктринальных положений в области обеспечения информационной безопасности./ Р.А. Абдусаламов, Л.В. Магдилова, Д.А. Рагимханова.// Юридический вестник ДГУ. — 2017. — Т 24. — № 4 — С. 165-169
32. Арчаков В.Ю. О теоретико-методологических подходах к обеспечению международной информационной безопасности. / Ю.В. Арчаков // Журнал международного права и международных отношений. - 2019. № 3-4 (90-91). - С. 3—11.
33. Бойко С.М. Группа правительственных экспертов ООН по
достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности: взгляд из прошлого в будущее / С.М. Бойко // Международная жизнь. — 2016 — № 8. URL:
https://interaffairs.ru/jauthor/material/1718(Дата обращения 13.03.2023)
34. Бойко С.М. Проблематика международной информационной безопасности на площадках ШОС и БРИКС / С.М. Бойко // Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/21480(Дата обращения 26.03.2023)
35. Бондуровский В.В. Модельное законодательство СНГ и ОДКБ в сфере противодействия международному терроризму: состояние и направления совершенствования /В.В. Бондуровский // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2016. №1 (19). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/modelnoe-zakonodatelstvo-sng-i-odkb-v-sfere-prot ivodeystviya-mezhdunarodnomu-terrorizmu-sostoyanie-i-napravleniya (дата обращения: 11.05.2023).
36. Буранов Н. Принципиальной новые войска / Н. Буранов. // ЭКСПЕРТ. URL: https://expert.ru/2017/03/1/kibervojna/(Дата обращения 04.05.2023)
37. Ваничкина А.С. Концептуальная парадигма дискурса информационной безопасности.// А.С. Ваничкина Материалы IV Международной научной конференции. Москва, 2021. — 2021 — С. 209 - 2013.
38. Горян Э.В. Сотрудничество России и АСЕАН в сфере кибербезопасности: промежуточные результаты и перспективы дальнейшего развития/Э.В. Горян //Вопросы безопасности. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-rossii-i-asean-v-sfere-kiberbezopasnosti-promezhutochnye-rezultaty-i-perspektivy-dalneyshego-razvitiya (дата обращения: 12.05.2023).
39. Грищенко В.В. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Сущность, современное значение и организационно-правовые основы. Административное/ В.В. Грищенко.// Административное право и административный процесс. — 2017 — № 1— С. 78-88
40. Данельян А.А., Гуляева Е.Е. Международно-правовые аспекты кибербезопасности. / А.А. Данельян, Е.Е. Гуляева // Московский журнал международного права. - 2020. - C. 44-53
41. Дубень А. К. Международное сотрудничество в сфере информационной безопасности: общая характеристика и российский подход к изучению / А. К. Дубень // Международное право и международные организации. - 2022. - № 1.-С. 24-33.
42. Егоров И. Совбез РФ: Соединенные Штаты в очередной раз доказали, что им верить нельзя. / И. Егоров // Российская Газета. URL: https://rg.ru/2022/04/07/sovbez-rf-soedinennye-shtaty-v-ocherednoj-raz-dokazali-c hto-im-verit-nelzia.html (Дата обращения 01.05.2023)
43. Зиновьева Е. С., Яникеева И. О. Эволюция взаимодействия России и США в области международной информационной безопасности в исторической ретроспективе / Е.С. Зиновьева, И.О. Яникеева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. - 2022. Т. Вып. 2.-С. 158-173.
44. Зиновьева Е.С. Анализ внешнеполитических инициатив России в области международной информационной безопасности. / Е.С. Зиновьева // Вестник МГИМО университета - 2014. - С.47-52.
45. Зиновьева Е.С. Международная информационная безопасно сть в двусторонних отношениях России и США. / Е.С. Зиновьева // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mezhdunarodnaya-infor matsionnaya-bezopasnost-v-dvustoronnikh-otnosheniyakh-rossii-i-ssha/ (Дата обращения 12.04.2023)
46. Казарин О.В. Скиба В.Ю. Шарапов Р.А. Новые разновидности угроз международной информационной безопасности / О.В. Казарин, Ю.В. Скиба, Р.А. Шарапов // История и архивы. 2016. №1 (3). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/novye-raznovidnosti-ugroz-mezhdunarodnoy-infor matsionnoy-bezopasnosti (дата обращения: 17.05.2023).
47. Казарин О.В. Шарапов Р.А. Ященко В.В. Многофакторная классификация угроз информационной безопасности киберфизических систем / О.В. Казарин, Р.А. Шаряпов, В.В. Ященко // Вестник РГГУ. Серия «Информатика. Информационная безопасность. Математика». -2018. № 1 (1).
- С. 39-55.
48. Капустин А.Я. Угрозы международной информационной безопасности:
формирование концептуальных подходов / А.Я. Капустин // Журнал российского права. - 2015. №8 (224). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/ugrozy-mezhdunarodnoy-informatsionnoy-bezopas nosti-formirovanie-kontseptualnyh-podhodov (дата обращения: 17.05.2023).
49. Карасев П.А. Эволюция национальных подходов к ведению кибервойны / П.А. Карасев // Международная аналитика. - 2022. - Том 13 (2).
- С. 79-94.
50. Киреева О. С. Проблема обеспечения информационной безопасности на евразийском пространстве (на примере ОДКБ) / О. С. Киреева // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. - 2020. - № 10.-С. 158-162.
51. Костенко Н.И. Международная информационная безопасность в рамках международного права (методология, теория)./ Н.И. Костенко// Российский журнал правовых исследований. — 2018. — №4.(17) — C. 9-16
52. Кучерявый М.М. Государственная политика информационного суверенитета России в условиях современного глобального мира/ М.М. Кучерявый // Управленческое консультирование — 2014 г. — № 9 — C. 7-13
53. Лебедева Е.В. Информационная безопасность государств СНГ: этапы реализации. / Е.В. Лебедева // Национальная безопасность / nota bene. - 2016. -№4. -C. 500-508.
54. Лобанова О.С. О продвижении Российских подходов по международной информационной безопасности на профильных региональных площадках./ О.С. Лобанова // Сборник докладов участников XVI международного форума. Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной безопасности. (19 - 22 сентября 2022 г. Москва) / Национальная ассоциация международной информационной безопасности - С. 154 - 156
55. Макаренко С. И. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба в сетецентрических войнах начала XXI века / С. И. Макаренко. - Санкт-Петербург : Издательство «Наукоемкие технологии» - 2017. - 546 с.
56. Международная безопасность в среде информационно-коммуникационных технологий : Коллективная монография по проблеме применения норм ответственного поведения государств в ИКТ-среде / А. А. Стрельцов, А. Я. Капустин, Т. А. Полякова [и др.] ;
Национальная Ассоциация международной информационной безопасности. - Москва : НАМИБ, 2023. - 132 с.
57. Международная информационная безопасность: подходы России / А.В.Крутских, Е.А.Зиновьева, В.И.Булва, М.Б.Алборова, Ю.А.Юдина; под ред. А.В.Крутских, Е.С.Зиновьева. — Москва, 2021. — 48 с.
58. Меньшиков П.В. Актуальные аспекты обеспечения информационного
суверенитета России. / П.В. Меньшиков // Международные коммуникации —
2018. — 20 марта. №5. URL:
https://intcom-mgimo.ru/2017/2017-05/information-sovereignty-of-russia(Дата обращения 15.05.2023)
59. Муратшина К.Г. К вопросу о сотрудниче стве в области информационной безопасности в рамках БРИКС/ К.Г. Мурташина. // Гуманитарное знание и искусственный интеллект: стратегии и инновации : 4-й молодежный конвент УрФУ : материалы международной конференции 26 марта 2020 года. — Екатеринбург : Изд во Урал. ун та, 2020. — С. 614-621.
60. Ромашкина Н.П. Проблема международной информационной безопасности в ООН. / Н.П. Ромашкина // Мировая экономика и международные отношения — 2020 — т. 64, № 12 — с. 25-32
61. Себекин С.А. Как Россия будет защищаться от информационных угроз. / С.А. Себекин // РСМД. Режим доступа : https://russiancouncil.ru/blogs/s-sebekin/kak-rossiya-budet-zashchishchatsya-ot-inf ormatsionnykh-ugroz/?sphrase_id=84549522 (Дата обращения 06.03.2023)
62. Себекин С. А. Роль частного сектора в процессе построения МИБ на полях ООН, ШОС и БРИКС / С.А. Себекин // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/cybercolumn/rol-chastn ogo-sektora-v-protsesse-postroeniya-mib-na-polyakh-oon-shos-i-briks/ (Дата обращения 19.04.2023)
63. Сидорова Т.Ю. Международная информационная безопасность: правовые аспекты и деятельность ООН. / Т.Ю. Сидорова // Сибирский юридический вестник. - 2020 - № 3 (90). - С 103-108.
64. Смекалова М.В. Эволюция доктринальных подходов США к обеспечению кибербезопасности и защите критической инфраструктуры. / М.В. Смекалова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. - 2019. № 1. - C. 47-69.
65. Стрельцов А.А. Смирнов А.И. Российско-американское сотрудничество в области международной информационной безопасности: предложения по приоритетным направлениям / А.А. Стрельцов, А.И. Смирнов // Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1940(Дата обращения 19.05.2023)
66. Терехов А. Н., Ткаченко С. Л. Политическая экономия информационно-коммуникационных технологий: место России на глобальном рынке / А. Н . Терехов, С. Л. Ткаченко // Нац. исслед. ун-т
«Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики,
2019. —С. 191-249
67. Толстухина А. Мы не должны играть в безумства на взрывоопасном информационном поле./ А. Толстухина // Международная жизнь. URL : https://interaffairs.ru/news/show/17460(Дата обращения 27.03.2023)
68. Храмцова А.А. ОДКБ и современные вызовы безопасности. / А.А.
Храмцова. // сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Биробиджан, 30 апреля 2022 г. - C. 159-167.
69. Черненко Е. На виртуальном фронте всё стабильно / Е. Черненко. // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5861336(Дата обращения 01.05.2023)
70. Шакиров. О. И. Взаимное предостережение: чем закончилась короткая киберразрядка между Россией и США. / О.И. Шакиров /// РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vzaimnoe-predosterezh enie-chem-zakonchilas-korotkaya-kiberrazryadka-mezhdu-rossiey-i-ssha/?sphrase _id=96227596 (Дата обращения 08.03.2023)
71. Шакиров О. И. Киберпереговоры с участием всех заинтересованных
сторон./ О.И Шакиров// РСМД. URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/cybercolumn/kiberpereg ovory-s-uchastiem-vsekh-zainteresovannykh-storon/?sphrase_id=96227596 (Дата обращения 09.03.2023)
72. Шакиров О.И. Киберсаммит Путина и Байдена. / О.И. Шакиров // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kibersammit-putina-i-b aydena/ (Дата обращения 13.05.2023)
73. Шакиров О.И. Кто придёт с кибермечом: подходы России и США к сдерживанию в киберпространстве / О.И. Шакиров // Международная аналитика. - 2020. - Том 11 (4). - С. 147-170
74. Шакиров О.И. Широкий киберконсенсус. / О.И Шакиров // РСМД. URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/shirokiy-kiberkonsensu s/ (Дата обращения 27.03.2023)
75. Шариков П.А. Степанова Н.В. Подходы США, ЕС и России к проблеме информационной политики./ П.А. Шариков, Н.В. Степанова // Современная Европа — 2019. — № 2. — С. 73 - 83.
76. Ющенко В.А. Международная информационная безопасность: общая характеристика и Российский подход к изучению. / В.А. Ющенко // Русская политология. - 2018. № 4 (9) - С. 55 - 61
77. Яникеева И.О Российско-американские отношения в сфере обеспечения
международной информационной безопасности / И.О. Яникеева // Мировая политика. 2022. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-amerikanskie-otnosheniya-v-sfere-obesp echeniya-mezhdunarodnoy-informatsionnoy-bezopasnosti (дата обращения: 23.05.2023)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ