Корпоративная социальная ответственность современных спортивных организаций России: роль государства и частной инициативы (на примере футбольных клубов)
Введение 5
ГЛАВА 1. Корпоративная социальная ответственность (КСО): проблематика и обзор опыта 7
1.1. Основные понятия, используемые в исследовании 7
1.1.1. Термины 7
1.1.2. Корпоративная социальная ответственность в спорте 8
1.1.3. Социальные эффекты проектов в области спорта 12
1.1.4. Законодательство в области спорта 14
1.2. Статистические данные 15
1.1.5. Данные по болельщикам и посещаемости футбольных матчей в России 15
1.1.6. Данные по социальным проектам в России 17
1.1.7. Международная статистика 18
1.3. Международный опыт 20
1.4. Социальные проекты российских футбольных клубов 25
1.5. Выводы по главе 27
ГЛАВА 2. Формирование исследовательской модели 28
2.1. Обзор научной литературы 28
2.2. Теоретическая модель 34
2.2.1. Описание модели исследования 34
2.2.2. Гипотезы исследования 35
2.3. Описание методов исследования 36
2.3.1. Методология глубинных интервью 36
2.3.2. Методология опроса 37
2.3.3. Статистический анализ данных 37
2.4. Выводы по главе 39
ГЛАВА 3. Результаты исследования 40
3.1. Описание собранных материалов 40
3.1.1. Описание глубинных интервью 40
3.1.2. Описание опроса 42
3.2. Результаты расчетов 45
3.2.1. Результаты анализа главных компонент (PCA) 45
3.2.2. Результаты кластерного анализа 46
3.2.3. Результаты моделирования структурных уравнений методом частичных
наименьших квадратов (PLS-SEM) 49
3.3. Рекомендации по развитию и поддержке КСО-инициатив 54
3.3.1. Рекомендации для государственного сектора 54
3.3.2. Рекомендации футбольным клубам 55
3.3.3. Рекомендации по работе с выделенными кластерами 56
3.4. Платформа для социальных проектов в спорте 58
3.5. Выводы по главе 59
Заключение 60
Список литературы 62
Приложения 67
Приложение 1. Вопросы для глубинных интервью 67
Приложение 2. Опросный лист 71
Приложение 3. Описательная статистика кластеров 76
Приложение 4. Разделы прототипа платформы
С ростом влияния спорта и спортивных организаций людей все больше интересуют не только результаты любимых команд, но и их социальная деятельность.
В настоящее время корпоративная социальная ответственность (КСО) становится все более важным приоритетом для коммерческих организаций. За последнее десятилетие применение социально ответственных программ в сфере спорта сильно набрало обороты.
Благодаря широкому распространению спорта спортивные организации сами стали крупным бизнесом и, таким образом, стали влиятельными членами мирового сообщества. В то же время спортивный мир сознательно движется к реализации устойчивого развития, что требует всестороннего включения спортивного общества и повышения осведомленности для достижения эффективной и успешной интеграции мероприятий КСО в спорт. Более того, «звездная сила» известных спортсменов и связи спортивных команд и местных сообществ могут открыть новые перспективы для изучения КСО.
Согласно недавнему исследованию Sports Browser (2022 г.), футбол занимает первое место в списке самых популярных видов спорта с более чем 3 миллиардами поклонников по всему миру. В него играют более 250 миллионов игроков из более чем 200 стран.
Вовлечение такого большого количества людей приводит к существенному экономическому и социальному эффекту, который может выражаться в стимулировании инклюзивности и интеграции. Чтобы доказать этот факт, программа УЕФА под названием «Grow» разработала модель социальной окупаемости инвестиций, которая количественно оценивает как положительные социальные последствия футбола, так и его общее экономическое влияние. Эта модель может быть описана как «форма анализа затрат и выгод, которая пытается количественно оценить и разместить денежную стоимость на социальном мосту». В соответствии с моделью SROI подсчитано, что 8,6 млн зарегистрированных футболистов из 25 стран приносят совокупный положительный экономический, социальный эффект и влияние на здоровье в размере 39,5 млрд евро.
В России футбол также является самым популярным видом спорта. В него играют более 3 млн человек, он является базовым видом спорта в 60 регионах России.
Однако новый сезон (2022/2023) чемпионата России по футболу начался со снижения посещаемости матчей. Футбольная премьер-лига стала первым российским турниром, на который можно попасть по Fan ID. После принятия закона о карте болельщика многие болельщики отказались посещать матчи чемпионата России. Общая посещаемость пяти матчей по системе Fan ID составила 34088 зрителей (в среднем 6818 человек за матч). 3 матча того же тура, но без использования Fan ID, собрали 65724 человека (в среднем 21908 человек за игру).
В современных условиях перед спортивными организациями остро стоит задача привлечения болельщиков и поддержания их интереса к данным организациям не только через основные виды деятельности, но и через более тесное взаимодействие с ними. Например, через различные мероприятия с участием зрителей, через социальные мероприятия, которые позволят болельщикам ассоциировать организацию и спортсменов с положительной общественной деятельностью.
Объектом исследования являются спортивные футбольные организации. В первую очередь рассматриваются профессиональные футбольные клубы, как наиболее крупные и популярные организации.
Предметом исследования является развитие КСО-инициатив в спортивных футбольных организациях.
Целью работы является предложение рекомендаций для государства и профессиональных спортивных организаций по развитию и поддержке КСО-инициатив.
Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы соответствующие задачи:
1. Провести обзор литературы о работе КСО в спорте;
2. Рассмотреть международный опыт внедрения КСО-инициатив в спортивные организации, в частности в футбольные клубы;
3. Разработать теоретическую модель для дальнейшего тестирования гипотез;
4. Провести глубинные интервью для выявления направлений развития КСО в профессиональных спортивных организациях;
4. Разработать опрос и собрать данные для эмпирического исследования;
5. Провести необходимые расчеты по собранным данным;
8. Сделать релевантные выводы по результатам исследования.
В ходе данного исследования был изучен вопрос поддержки и развития социальных инициатив в спорте, а также их роли в построении взаимоотношений с болельщиками.
Изученные материалы и специализированная литература показали, что на сегодняшний день в России уделяется недостаточно внимания развитию социальных проектов в спорте. Во многом это обусловлено рядом сложностей, таких как отсутствие государственной поддержки подобных проектов, отсутствие общепринятых принципов реализации и развития социальных проектов, отсутствие отчетности по ним, а также недостаточность их освещения.
Также на основе изученной литературы была построена теоретическая модель исследования, которая отражает место КСО-инициатив в отношениях болельщиков со спортивными организациями. С использованием модели были выдвинуты 4 гипотезы, которые в результате были подтверждены.
Для сбора первичных данных был проведен опрос футбольных болельщиков (в том числе потенциальных) с целью его дальнейшей обработки и использования результатов для кластерного анализа, анализа главных компонент и моделирования структурных уравнений методом частичных наименьших квадратов. Принципиальным стало разделение групп болельщиков на кластеры, отражающие различия в их отношения к футбольным клубам и, соответственно, различия в дальнейших методах работы с ними. Это также было подтверждено построением PLS-SEM внутри каждого кластера.
Подтвержденные гипотезы говорят о том, что развитие КСО действительно может изменить отношение человека к спортивной организации, а следовательно, и повлиять на его поведение, в том числе и на желание заниматься спортом.
Основными рекомендациями по развитию и поддержке КСО-инициатив стали:
• Ведение отчетности по результатам деятельности (как спортивной, так и социальной) спортивных организаций и создание единой базы проектов;
• Разработка мер государственной поддержки для социальных проектов в спорте;
• Разработка методики реализации и оценки социальных проектов в спорте;
• Необходимость сотрудничества частных и государственных организаций с целью извлечения наибольшей выгоды;
• Реализация мер по большей освещенности социальных проектов в спорте.
Полученные результаты могут в дальнейшем быть использованы в качестве базы для исследования поведения болельщиков в других видах спорта.
1. Академик // Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
[Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/Болельщик
(Дата обращения: 26.02.2023)
2. Официальный сайт ПФК «ЦСКА» // Команда добрых дел: [Электронный ресурс].
URL: https://kdd-pfc-cska.com/?_ga=2.222277083.2142839395.1684885736-
1775868429.1678629337#rec503821493 (Дата обращения: 05.05.2023);
3. Официальный сайт футбольного клуба «Реал Мадрид» // Club transparency policy
[Электронный ресурс]. URL: https://www.realmadrid.com/en/about-real-
madrid/club/transparency(Дата обращения: 20.04.2023)
4. Официальный сайт футбольного клуба «Спартак-Москва» // Детский клуб «Spartak
Kids»: [Электронный ресурс]. URL:https://spartak.com/kids/spartakKids(Дата
обращения: 05.05.2023);
5. Официальный сайт футбольного клуба «Спартак-Москва» // Комитет ветеранов: [Электронный ресурс]. URL:https://spartak.com/more/legends(Дата обращения: 05.05.2023);
6. Официальный сайт футбольного клуба «Спартак-Москва» // Фонд «Спартак - детям»: [Электронный ресурс]. URL:https://spartakforkids.com/(Дата обращения: 05.05.2023).
7. Официальный сайт футбольного клуба «Зенит» // «Зенит рядом»: [Электронный
ресурс]. URL: https://fc-zenit.ru/club/inits/zenit-ryadom/(Дата обращения:
05.05.2023);
8. Официальный сайт футбольного клуба «Зенит» // Движение «Зенит-Фан»: [Электронный ресурс]. URL:https://fc-zenit.ru/club/inits/zenitfan/(Дата обращения: 05.05.2023);
9. Платформа: центр социального проектирования // Социальные эффекты
спортивных проектов: [Электронный ресурс] URL:
https://pltf.ru/2020/11/02/socialnye-jeffekty-sportivnyh-proektov/ (Дата обращения:
19.04.2023)
10. Постановление №8 Конференции РФС от 8 апреля 2017 г. Общенациональная стратегия развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года
11. Психологос // Метод опроса: [Электронный ресурс]. URL:
https://psychologos.ru/articles/view/metod-oprosa(Дата обращения: 25.04.2023)
12. Психологос // Анкетирование [Электронный ресурс]. URL:
https://psychologos.ru/articles/view/anketirovanie(Дата обращения: 25.04.2023)
13. РБК Спорт // Как изменилась посещаемость матчей в России после введения Fan ID: [Электронный ресурс]. URL:https://sportrbc.ru/news/62e7c0ce9a7947cdd312b382(Дата обращения: 12.12.2022)
14. РезюмеПро // Что такое полуструктурированное собеседование? [Электронный ресурс]. URL:https://rezumepro.com/blog/chto-takoe-polustrukturirovannoe-intervyu(Дата обращения: 25.04.2023)
15. РИА Новости Спорт // Минспорт рассказал о регистрации нового лимита на легионеров в РПЛ: [Электронный ресурс]. URL:https://rsport.ria.ru/20220528/rpl-1791391822.html(Дата обращения: 12.12.2022)
16. Сайт программы «Лучшие социальные проекты России» многократно [Электронный ресурс]. URL:http://socprojects.org(Дата обращения: 10.03.2023)
17. Сайт Российской Премьер-Лиги // Статистика [Электронный ресурс]. URL: https://premierliga.ru/tournaments/championship/(Дата обращения: 05.04.2023)
18. Тинькофф Журнал // В каком городе больше всего фанатов местных команд
[Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/live-sport-stat/ (Дата
обращения: 13.03.2023)
19. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
20. Филантроп // Социальный проект: от идеи к воплощению [Электронный ресурс]. URL:https://philanthropy.ru/novosti-organizatsij/2018/12/06/69449/(Дата обращения: 22.01.2023)
21. Чемпионат // Посещаемость клубов РПЛ после введения Fan ID упала многократно [Электронный ресурс]. URL:https://www.championat.com/football/article-5021845-poseschaemost-klubov-rpl-posle-vvedeniya-fan-id-upala-mnogokratno-statistika-foto-stadionov.html(Дата обращения: 17.03.2023)
22. Ajzen, I., 2002. Perceived Behavioral Control, Self-Efficacy, Locus of Control, and the Theory of Planned Behavior. Journal of Applied Social Psychology, 32, 665—683
23. Armey, C., 2004. Inside and outside: Corporate America vs. the sports industry. In M. Falls (Ed.), Inside the Minds: The Business of Sports (pp. 65-80). Boston: Aspatore, Inc: Babiak, K., & Wolfe, R. (2006). More than just a game? Corporate social responsibility and Super Bowl XL. Sport Marketing Quarterly, 15, 214-224.
24. Babiak, K. and Wolfe, R., 2009. Determinants of corporate social responsibility in professional sport: Internal and external factors. Journal of sport management, 23(6), pp.717-742.
25. Biscaia, R., Correia, A., Rosado, A., Maroco, J. and Ross, S., 2012. The effects of emotions on football spectators' satisfaction and behavioural intentions. European Sport Management Quarterly, 12(3), pp.227-242.
26. Builtin // A Step-by-Step Explanation of Principal Component Analysis (PCA): [Электронный ресурс]. URL:https://builtin.com/data-science/step-step-explanation-principal-component-analysis(Дата обращения: 25.04.2023)
27. Cashman, B., 2004. Winning on and off the field. In M. Falls (Ed.), Inside the Minds: The Business of Sports. Boston, MA: Aspatore, Inc
28. Crowther, D., Aras, G., 2010. Corporate social responsibility: Part I. Bookboon
29. Fifka, M.S. and Jaeger, J., 2020. CSR in professional European football: An integrative framework. Soccer & Society, 21(1), pp.61-78.
30. Funk, D.C. and James, J., 2001. The psychological continuum model: A conceptual framework for understanding an individual's psychological connection to sport. Sport management review, 4(2), pp.119-150.
31. Irwin, R, Lachowetz, T., Cornwell, T., & Clark, J.S., 2003. Cause-related sport sponsorship: An assessment of spectator beliefs, attitudes, and behavioral intentions. Sport Marketing Quarterly, 12(3), 131-139.
32. Kern, W., 2000. Introduction. In W.S. Kern (Ed.), The Economics of Sports. W. E. Upjohn Institute for Employment Research.
33. Khan G. F. et al. Methodological research on partial least squares structural equation modeling (PLS-SEM): an analysis based on social network approaches //Internet Research. - 2019. - Т. 29. - №. 3. - С. 407-429.
34. Kolyperas, D., Morrow, S. and Sparks, L., 2015. Developing CSR in professional football clubs: drivers and phases. Corporate Governance, 15(2), pp.177-195.
35. Oliver, C., 1991. Strategic responses to institutional processes. Academy of Management Review, 16(1), 145-179.
36. Rathonyi-Odor, K., Bacsnd Baba, E., Muller, A., Bacs, Z. and Rathonyi, G., 2020. How successful are the teams of the European football elite off the field?—CSR activities of the Premier League and the Primera Division. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(20), p.7534.
37. RESPONSIBALL // Club ranking 2021 - Social: [Электронный ресурс]. URL:
38. Roistat.Blog // Словарь маркетолога: глубинное интервью [Электронный ресурс].
URL: https://roistat.eom/rublog/glubinnoe-intervyu/#title4(Дата обращения:
25.04.2023)
39. Roistat Blog // Словарь маркетолога [Электронный ресурс]. URL:
https://roistat.eom/rublog/reputaeiya/(Дата обращения: 22.01.2023)
40. Ro§ca, V., 2011. CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN ENGLISH
FOOTBALL: HISTORY AND PRESENT. Management & Marketing, 6(2).
41. Qualtries // What is cluster analysis and when should you use it? [Электронный ресурс].
URL: https://www.qualtries.eom/uk/experienee-management/researeh/eluster-analysis/
(Дата обращения: 25.04.2023)
42. Smith, A.C. and Westerbeek, H.M., 2007. Sport as a vehiele for deploying eorporate soeial responsibility. Journal of eorporate eitizenship, (25), pp.43-54.
43. Sports Browser // Top 10 Most Popular Sports In The World November 2022: [Электронный ресурс]. URL:https://sportsbrowser.net/most-popular-sports/(Дата обращения: 12.12.2022)
44. Statistie Globe // Biplot for PCA Explained: [Электронный ресурс]. URL: https://statistiesglobe.eom/biplot-pea-explained(Дата обращения: 25.04.2023)
45. Swindell, D., Rosentraub, M., 1998. Who benefits from the presenee of professional sports teams? The implieations for publie funding of stadiums and arenas. Publie Administration Review, 58(1), 11-20.
46. The Sustainability Report // Quantifying the eeonomie and soeial impaet of football: [Электронный ресурс]. URL:https://sustainabilityreport.eom/2021/01/28/quantifying-the-eeonomie-and-soeial-impaet-of-football/(Дата обращения: 12.12.2022)
47. UNIDO // What is CSR? [Электронный ресурс]. URL:https://www.unido.org/our-
foeus/advaneing-eeonomie-eompetitiveness/eompetitive-trade-eapaeities-and-eorporate-responsibility/eorporate-soeial-responsibility-market-integration/what-esr (Дата
обращения: 22.01.2023)
48. Wakefield, K., Wann, D., 2006. An examination of dysfunetional sport fans: Method of elassifieation and relationships with problem behaviors. Journal of Leisure Researeh, 38(2), 168-186.
49. Walker, M. and Kent, A., 2009. Do fans eare? Assessing the influenee of eorporate soeial responsibility on eonsumer attitudes in the sport industry. Journal of Sport Management, 23(6), pp.743-769
50. Wysoczanski-Minkowicz, R., 2021. Corporate social responsibility activities conducted by football clubs playing in the Polish top division-PKO Ekstraklasa. Physical Culture and Sport. Studies and Research, 93(1), pp.1-10.