ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В МОНОГОРОДАХ 7
1.1 СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 7
1.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
1.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ОЦЕНКЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 21
2 АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
МОНОГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
2.1 ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В МОНОГОРОДАХ 32
2.2 РОССИЙСКИЕ МОНОГОРОДА: СОЦИАЛЬНО
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, НАСЕЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 38
2.3 АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ 46
3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ РАЗВИТИЯ
КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В МОНОГОРОДАХ НА ПРИМЕРЕ ПАО «КОРПОРАЦИЯ ВСМПО-АВИСМА» 69
3.1 ПОДХОД К ВЫБОРУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ
ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ 69
3.2 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В МОНОГОРОДАХ 76
3.3 АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «КОРПОРАЦИЯ ВСМПО- АВИСМА» И РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО
ВНЕДРЕНИЯ 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ А 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 119
В Российской Федерации значительная часть населения (более 10% населения страны) проживает в моногородах, которые существенно зависят от функционирования и развития градообразующих предприятий. Как известно, под моногородом или монопрофильным городом понимается муниципальное образование, в развитии которого важную роль играет градообразующее предприятие, обеспечивая население необходимыми социальными благами.
С точки зрения экономики предприятий градообразующего комплекса значительную роль играет корпоративная социальная ответственность (далее - КСО), которая является инструментом поддержания конкурентоспособности, а также формирования модели внешней и внутренней среды организации.
Вследствие этого, проблема эффективного ведения социально направленного бизнеса градообразующими предприятиями является наиболее значимой и актуальной для современного общества, так как деятельность этих предприятий напрямую влияет на поддержание устойчивого развития моногорода и комфортность проживания в нем.
Все вышесказанное определило выбор цели, задач и структуры диссертационного исследования.
Цель магистерской диссертации заключается в исследовании специфики корпоративной социальной ответственности градообразующих предприятий и разработке инструментария развития КСО промышленных предприятий в моногородах.
Для достижения поставленной цели определен ряд задач:
• изучить теоретические и методические основы корпоративной
социальной ответственности промышленных предприятий;
• проанализировать и оценить уровень развития корпоративной
социальной ответственности промышленных предприятий моногородов РФ;
• разработать методику развития корпоративной социальной ответственности промышленных предприятий в моногородах на примере ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА».
Объект исследования - механизмы реализации корпоративной социальной ответственности на промышленных предприятиях в моногородах.
Предмет исследования - экономические и управленческие отношения, возникающие при реализации корпоративной социальной ответственности градообразующими предприятиями.
Научная новизна результатов диссертационного исследования:
Предложена методика оценки уровня развития корпоративной социальной ответственности градообразующих предприятий, основанная на разработанной системе коэффициентов для определения текущего состояния, учитывающая уровень накопленного опыта в реализации социальных проектов, степень достижения стратегических целей в области вложений в социальную сферу и обеспеченность необходимой социальной инфраструктурой, что позволит получить объективную оценку эффективности КСО, определить приоритеты в социальной сфере в моногородах и выбрать варианты развития на перспективу.
Для изучения данного вопроса, были использованы методы исследования:
а) проведен контент-анализ литературы;
б) проведен анализ статистических данных в области КСО градообразующих предприятий и данных социально-экономического положения моногородов РФ;
в) в качестве апробации, была исследована деятельность промышленного градообразующего предприятия АО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», а также социально-экономическое положение г. Верхняя Салда за последние 10 лет и проанализированы такие показатели, как:
1) динамика численности населения моногорода и среднегодовой численности работников градообразующего предприятия;
2) изменения объемов реализации выпускаемой продукции исследуемого предприятия;
3) изменение выручки от реализации исследуемого предприятия и иные виды прибыли;
4) корпоративная документация по деятельности АО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» в рамках корпоративной социальной ответственности ;
г) проведена оценка эффективности разработанного инструментария.
Теоретической основой работы являются фундаментальные положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовые акты РФ, учебная и научная литература, печатные периодические издания и интернет-ресурсы.
Большой вклад в развитие основ теории и изучения различных аспектов корпоративной социальной ответственности внесли Г. Боуэн, А. Кэрролл, К. Девис, Д. Виндзор, А. Зарецкий, Т. Иванова, М. Измайлова, Ю. Благов, О. Данилова, Э. Коротков, П. Робинс, М. Коултер, Н. Петров, А. Титков, Б. Штопов, Л. Фиглин, В. Мосейко, Д. Грейсон, А. Ходжес, Г. Тульчинский, В. Шитов, О. Цымбалист, Е. Попова, И. Черненко, Н. Кельчевская и другие авторы.
В качестве эмпирической базы для проведения исследования были использованы данные предприятия АО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» и данные аналогичных промышленных градообразующих предприятий на территории Российской Федерации , а также статистические данные по моногородам РФ, размещенные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения разработанного инструментария промышленными градообразующими предприятиями для оценки деятельности по корпоративной социальной ответственности и последующего социального проектирования и инвестирования в КСО.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, теоретической, аналитической и практической главы, заключения, списка использованных источников и приложений.
По теме диссертационной работы опубликовано 2 научных работы в сборниках международных конференций.
Социальная ответственность градообразующих предприятий имеет особую актуальность и значимость в плане сохранения социальной стабильности и развития целого населенного пункта. При этом, заинтересованные стороны подобного предприятия, в целом, совпадают со стейкхолдерами любой другой организации. Отличия заключаются в том, насколько социальная ответственность предприятия влияет на стейкхолдеров. К примеру, в случае безответственного отношения по отношению к сотрудникам, наиболее квалифицированные из них часто уезжают в другие города в поиске более благоприятных для жизни условий, при этом, в последующем, найти им замену в монопрофильных городах крайне сложно.
Благополучие и развитие моногородов, в которых осуществляют деятельность градообразующие предприятия, напрямую зависит от уровня осуществления корпоративной социальной ответственности и устойчивости его развития. Так, различные исследования российских моногородов доказывают, что большая часть подобных населенных пунктов находится в зоне риска или пограничной зоне, что говорит о необходимости достижения устойчивого развития предприятиями. В противном случае, ситуация в моногородах будет только ухудшаться.
Рассмотренные в теоретической главе методические подходы к оценке эффективности КСО организации базируются на системных принципах, которые, в свою очередь, отвечают всем условиям устойчивого развития - социальной направленности деятельности, экономической стабильности и экологической безопасности, а также могут отвечать современной изменчивости российской экономики. Однако, несмотря на универсальность изученных методических подходов, практическая социальная деятельность предприятий требует формирования надежного инструментария для рационального обоснования социальных вложений. Также, проводя контент-анализ литературы, выяснилось, что на данный момент на практике не существует единого методического подхода к экономической оценке эффективности корпоративной социальной ответственности предприятий монопрофильных городов. Исходя из этого, рассмотренные методики послужили базой для исследования в рамках изучения и формирования авторского инструментария развития корпоративной социальной ответственности промышленных предприятий в моногородах и последующего инвестирования в КСО.
Проведенный в практической главе анализ показал, что территориально наибольшее сосредоточение моногородов в Российской Федерации происходит в Приволжском и Сибирском федеральных округах, в то время как в Уральском федеральном округе зарегистрирован максимальный процент населения округа, проживающий в моногородах. Такого рода география распределения градообразующих предприятий сложилась исторически и, вероятно, является вполне рациональной с точки зрения обеспечения ресурсами и оптимизации расходов в условиях экономической стабильности.
Для российских градообразующих предприятий одним из приоритетных направлений является сохранение окружающей среды и вложения в человеческий капитал (в том числе капитал здоровья и интеллектуальный капитал), однако основным барьером для осуществления подобной деятельности является высокий уровень затрат и сложность оценки их экономической эффективности. А также увеличение затрат промышленных градообразующих предприятий на корпоративную социальную ответственность не всегда дает положительный результат. Рост заболеваемости жителей моногородов, сокращение численности населения указывают на несовершенство системы КСО данных предприятий.
Таким образом, проведенный анализ подтвердил выдвинутую в теоретической главе гипотезу о том, что несмотря на существующее развитие КСО промышленных градообразующих предприятий, в моногородах сохраняется отрицательная динамика социально-значимых показателей. Исходя из этого подтвердилась необходимость в разработке инструментария развития корпоративной социальной ответственности промышленных предприятий моногородов, включающий в себя оценку социально-экономических показателей для последующего, более грамотного выбора направления инвестиций в КСО таких предприятий.
Проведенный анализ также показал, что существует необходимость в создании иного экономического подхода к оценке КСО и распределению имеющихся у градообразующих предприятий финансовых средств, уделяя больше внимания социальным аспектам как на предприятии, так и в самом моногороде. Исходя из этого, следует, что оценка эффективности КСО должна содержать все необходимые параметры социальной ответственности бизнеса в монопрофильных городах, а также должна базироваться не на произвольном наборе коэффициентов, а на показателях, характеризующих именно те аспекты деятельности, которые имеют существенное значение для социальной ответственности градообразующих предприятий. К таким показателям необходимо отнести:
• соотношение среднемесячной заработной платы работников градообразующего предприятия и в регионе;
• использование рабочих по квалификации;
• уровень технологической модернизации производства;
• стабильность кадров;
• условия производственного быта и повышения безопасности условий труда работников градообразующего предприятия;
• обеспеченность жильем сотрудников и населения моногорода;
• обеспеченность лечебно-оздоровительными учреждениями;
• обеспеченность детскими учреждениями в моногороде;
• обеспеченность спортивными сооружениями культурнопросветительскими учреждениями;
• уровень благоустройства территории монопрофильного муниципального образования и другие.
Также, в рамках оценки КСО организаций существует необходимость в построении некого графика, который мог бы дать наглядное представление и зрительную оценку, как выглядит обобщенный критерий корпоративной социальной ответственности каждого градообразующего предприятия. Преимуществом данного метода является то, что он комплексный и учитывает наибольшее количество факторов, которые влияют на социальную ответственность организации...
1. Гонтарь Е. В. Социальные инвестиции как форма проявления корпоративной социальной ответственности бизнеса / Е. В. Гонтарь // Вестник Самарского государственного университета. - 2013. - No 4. - С. 13-21.
2. Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman / H. Bower // N. Y. : Harper & Row. - 1953. - P. 6.
3. Carroll A. B. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct / A. B. Carroll // Business and Society. - 1999. - No 38 (3). - P. 268-295.
4. Carroll А. B. Corporate social responsibility: The centerpiece of competing
and complementary frameworks / A. B. Carroll // Organizational dynamics. - N.Y. - 2015. - Vol. 44. - 2. - P. 87-96.
5. Carroll A. B. The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders / A. B. Carroll // Business Horizons. - 1991. - July-August. - P. 42.
6. Creceru A. F. Social responsibility of the organization to customers through corporate communication / A. F. Creceru, V. Radulescu // Romanian Journal of Marketing. - No 3. - 2014. - P. 73-76.
7. Davis K. Business and Society: Environment and Responsibility / K. Davis, R. Blomstrom // N.Y. : McGrawHill. - 1975. - P. 174-175.
8. Windsor D. The Future of Corporate Social Responsibility / D. Windsor // The International Journal of Organizational Analysis. - 2011. - Vol. 9, No 3. - P. 225-256.
9. Зарецкий А.Д. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика : Учебное пособие / А. Д. Зарецкий, Т. Е. Иванова. - Краснодар : КСЭИ, 2012. - 129 с. - ISBN 978-5-91276-024-2.
10. Измайлова М. А. Социальная ответственность образовательных организаций в условиях экономики знаний / М. А. Измайлова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - No 5 (37). - С. 130-133.
11. Благов Ю. В. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности / Ю. В. Благов // Вестник С. - Петербургского ун-та. - Сер. Менеджмент (2). - 2016. - С. 3-24.
12. Данилова О. В. Социальная ответственность бизнеса в системе рыночного хозяйства (теоретико-экономический аспект) : спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Данилова Ольга Викторовна ; Финансовый ун-т при Правительстве РФ - Москва, 2013. - 25 с.
13. Корпоративная социальная ответственность : учебник и практикум для академического бакалавриата / Э. М. Коротков [и др.] ; под редакцией Э. М. Короткова. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 429 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-07332-4.
14. Робинс П. Менеджмент : Учебник / П. Робинс, М. Коултер / 6-е изд.; пер. с англ. - Москва : Изд. дом «Вильяме», 2002. - 880 с. - ISBN 5-8459-0231-2.
15. Власть, бизнес, общество в регионах: неправильный треугольник : Учебник / Под ред. Н. С. Петрова, А. Е. Титкова ; Моск. Центр Карнеги. - Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 439 с. - ISBN 9785-8243-1418-2...