Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Работа №125633

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ з
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ 10
1.1. Понятие и сущность национальной безопасности 10
1.2. Национальная безопасность России: ретроспективный
анализ 20
2. ПРОБЛЕМАТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1. Формирование современной системы национальной
безопасности России 28
2.2. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
в современных условиях 36
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 45
3.1. Новая Стратегия национальной безопасности России:
сущность и содержание 4 5
3.2. Основные направления совершенствования системы
национальной безопасности РФ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75




АННОТАЦИЯ
Выпускной квалификационной работе на тему: «Система национальной безопасности Российской Федерации и основные направления ее совершенствования»
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе изложены теоретические основы национальной безопасности России.
Во второй главе рассмотрены проблемы национальной безопасности России и угрозы.
В третьей главе представлена новая стратегия безопасности и основные направления совершенствования национальной безопасности РФ.
Объём выпускной квалификационной работы составляет 70 страниц печатного текста. В работе содержится 4 таблицы, 1 рисунок, 5 приложений. Для написания ВКР было использовано 64 источника литературы.
Ключевые слова: система национальной безопасности, угрозы национальной безопасности, стратегия национальной безопасности, политическая безопасность; экономическая безопасность; военная безопасность.
Актуальность темы исследования. Периодически возникающие с конца ХХ века экономические и политические кризисы, провоцирующие всё большую напряженность и затрагивающие все большее количество государств, заставляют задуматься о возможных угрозах выживанию всего человечества. Вопросы безопасности в этих условиях выходят на первый план и становятся предметом глубокой заинтересованности всего мирового сообщества. Постоянно изменяющаяся геополитическая ситуация, вместе с ней и изменяющееся положение России, кардинальным образом влияет на ее существование и развитие. В последнее время, как известно, в значительной степени активизировался международный терроризм, обостряя имеющиеся и создавая новые угрозы интересам государства и граждан. Всё это вынуждает политическое руководство Российской Федерации разрабатывать эффективные меры по обеспечению национальной безопасности и постоянно совершенствовать ее систему.
Указанные предпосылки обусловливают актуальность темы данного исследования и вызваны, кроме того, целым рядом обстоятельств.
Во-первых, для Российской Федерации вопросы национальной безопасности сегодня приобретают особую злободневность и значимость. Решению этих вопросов подчинены преобразования и реформирования практически во всех сферах жизни государства и общества.
Во-вторых, современная геополитическая обстановка (желание некоторых внешних политических сил решать свои проблемы за счет других государств, обострившиеся социально-экономические и политические проблемы, рост международного терроризма и др.) создали достаточно обширный круг «очагов напряженности». В этой связи перед Россией со всей остротой встала задача определить приоритеты системы национальной безопасности, постоянно изучать международный опыт в этой сфере и активизировать процесс ее совершенствования.
И, наконец, в-третьих, значительный научный и практический интерес представляет сегодня проведение комплексного изучения эволюции системы обеспечения национальной безопасности страны. Научное исследование в этой сфере (с безусловным изучением исторического опыта) позволит, на наш взгляд, определить перспективы развития и дальнейшего совершенствования системы безопасности России.
Актуальность выбранной темы определяется еще и тем обстоятельством, что 31 декабря 2015 года была принята новая «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», упразднившая прежнюю «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Это, в свою очередь, предполагает необходимость не только анализа новой Стратегии, но создания значительного комплекса выработки средств ее реализации, совершенствования инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов.
Все вышеперечисленные факторы обусловливают актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы, которая в определенной мере призвана содействовать решению проблем формирования наиболее адекватных подходов к теоретическому и практическому обеспечению национальной безопасности РФ.
Степень научной разработанности проблемы. Следует отметить, что проблемы совершенствования национальной безопасности занимают особое место в отечественной историографии. В этом ряду можно отметить исследованию политических, военных, социально-экономических, правовых и других аспектов. В этой связи большое значение имеют труды, посвященные общей теории национальной безопасности, формулировке связанных с ней, целого ряда понятий, определению общих принципов и структуры; исследования теории и практики её правового обеспечения и т.д.
Этим вопросам посвящены труды таких отечественных ученых, как И.А. Балашов, А.В. Возжеников, А.П. Дмитриев, С.З. Павленко, А.А. Прохожев, В.В. Шамахов, Л.И. Шершнев, Р.А. Явчуновская и др.
Большой вклад в изучение и осмысление исторического опыта формирования и становления системы национальной безопасности России внесли в свое время Б.Д. Греков, П.А. Зайончковский, В.А. Золотарев, Т.А. Соболева, Р.В. Корсун, И.К. Макаренко, С. Чертопруд и др.
Отдельные аспекты обеспечения национальной безопасности современной России отражены в работах И.В. Андроновой, С.Ю. Глазьева, Д.А. Ловцова, И.Д. Левина, В. Серебряникова, А. Хлопьева.
Законодательству в сфере национальной безопасности, его развитию и современному состоянию посвящены исследования Ю.Г. Арзамасова, В.С. Афанасьева, В.К. Бабаева, В.В. Данилейко, А.Е. Михайлова, В.М. Редкоуса и др.
Вместе с тем, по нашему мнению, в исследованиях, рассматривающих современное состояние системы национальной безопасности России, недостаточно глубоко анализируется исторический опыт ее становления, а также процесс дальнейшего совершенствования ее системы в условиях ускоряющейся динамики появления новых вызовов и угроз российскому обществу. Это предопределило цели, задачи и методологические основы данного исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование основ современной системы национальной безопасности РФ и изучение основных направлений ее дальнейшего совершенствования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность и содержание понятия национальной
безопасности в отечественной научной литературе;
- обобщить исторический опыт формирования российской системы национальной безопасности;
- проанализировать развитие современной системы национальной безопасности Российской Федерации;
- охарактеризовать угрозы национальной безопасности РФ в современных условиях;
- рассмотреть сущность и содержание новой Стратегии безопасности России;
- рассмотреть основные направления совершенствования системы национальной безопасности РФ.
Объектом исследования выступает национальная безопасность Российской Федерации.
Предметом исследования - развитие в историческом контексте системы национальной безопасности РФ и основные направления ее совершенствования.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных исследователей И.В. Андроновой, И.А. Балашова, С.Ю. Глазьева, В.В. Данилейко, А.П. Дмитриева, И.Д. Левина, Д.А. Ловцова, С.З. Павленко, А.А. Прохожева, В. Серебряникова, А.И. Хлопьева, В.А. Шамахова, Л.И. Шершнева, Р.А. Явчуновской и др.
Методологической основой исследования явились общие и частные методы научного познания социально-политических явлений и деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации (исторический, сравнительный; формальный, системный, институциональный, методы статистического, логического и терминологического анализа и др.)
Информационно-статистическую базу работы составили следующие источники:
1. Законы и правовые акты Российской Федерации, международные нормативно-правовые документы, соглашения, официальные концепции и стратегии национальной безопасности;
2. Базы данных статистических и аналитических органов;
3. Монографии и другие научные исследования отечественных и зарубежных ученых;
4. Интернет-ресурсы: медиа-сайты, порталы, форумы;
5. Периодические издания и публицистика.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты могут в определенной мере способствовать развитию и углублению теоретических представлений в исследовании проблем формирования системы национальной безопасности России.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения предложенных рекомендаций по совершенствованию системы национальной безопасности в деятельности законодательных органов Российской Федерации.
Структура работы отвечает последовательному решению поставленных задач и состоит из введения, двух глав (содержащих по три параграфа), заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы составляет 71 страница, включая список источников и литературы, а также иллюстративный материал.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование автором показывает, что национальная безопасность - не является статичным состоянием, оно включает и деятельность индивидуумов, социума, государства, наций, мирового сообщества. Вместе, с тем, она осуществляется, чтобы выявить, предупредить, нивелировать, устранить и отразить опасности и угрозы, которые могут уничтожить их, нанести материальные и духовные потери, причинить недопустимый вред, лишить возможности выживать и
развиваться.
Понятие «национальная безопасность» выступает интегрирующим понятием по отношению к понятиям «безопасность личности», «безопасность общества» и «безопасность государства». Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее устойчивое развитие личности, общества и государства.
Устойчивое развитие - это состояние, при котором соблюдаются закрепленные в Конституции права граждан, политическая и экономическая системы характеризуются стабильностью, обеспечиваются суверенитет и территориальная целостность государства, защищены национальные интересы.
Обеспечить национальную безопасность в XXI веке можно лишь основываясь на демократических ценностях защищенности личности, общества и государства, соблюдая баланс интересов всех ее составляющих элементов, в том числе политической, экономической, военной, информационной и др. безопасности.
Безопасность российского государства тесно связана с историческими тенденциями различных эпох, в каждую из которых существовали свои особенности. История формирования системы национальной безопасности на
протяжении всего исторического периода существования государства указывает на необходимость соблюдать при ее совершенствовании следующие условия: последовательность действий, постоянная сверка с намеченными целями; опора на исторический опыт; сочетание зарубежного опыта с национальной самобытностью; учет морального фактора; тесная взаимосвязь развития теории и практики, опора на науку; соответствие масштаба преобразований финансовым, экономическим и другим возможностям страны; соответствие содержания преобразований условиям военно-политической обстановки; выявление самых актуальных, наиболее опасных угроз безопасности; недопустимость увеличения военных расходов в ущерб мирным отраслям экономики; уход от жесткой конфронтации с другими государствами; регулирование разногласий политическими средствами; обеспечение правовой основы совершенствования системы безопасности; комплексность и непротиворечивая взаимосвязь всех сторон совершенствования системы безопасности; вовлечение в реформу системы национальной безопасности всех ветвей власти; недопустимость насилия, волюнтаризма, некомпетентности; руководство и контроль за проведением реформ со стороны главы государства.
Изучение исторического опыта дает многое для понимания эволюции и дальнейшего совершенствования системы национальной безопасности. Анализ документов, обеспечивающих правовую и политическую основу национальной безопасности РФ новейшего времени показывает, что Федеральные Законы «О Безопасности», Концепция национальной безопасности и Стратегия национальной безопасности до 2020 года, последовательно сменившие друг друга, выполняли задачу совершенствования системы национальной безопасности, опираясь на многие уроки реформ прошлого.
Вместе с тем требуется определить содержание новых угроз и актуализировать в соответствии с ними политическую и правовую основы сферы обеспечения национальной безопасности Угрозы национальной безопасности можно классифицировать как внешние и внутренние, а также как угрозы базовым и угрозы стратегическим интересам. Угрозы базовым интересам делятся на угрозы суверенитету, территориальной целостности, повышению уровня жизни народа и сохранению национально идентичности.
В России имею место элементы системного кризиса и выявляются угрозы всем четырем базовым национальным интересам России. Наибольшую тревогу вызывает острая фаза экономического кризиса, которая угрожает уровню жизни населения, а это усугубляет формирование имеющихся угроз территориальной целостности, национальной идентичности и суверенитету РФ.
Выявление актуальных угроз национальной безопасности России заставляет совершенствовать саму систему и ее структурные элементы и расставлять приоритеты в стратегии национальной безопасности. Изучение российских реформ в этой сфере в новейшее время имеет огромное значение для понимания путей дальнейшего совершенствования системы национальной безопасности.
Новая Стратегия национальной безопасности, принятая 31декабря 2015 г. является базовым документом, задающим вектор развития системы национальной безопасности России. Анализ новой Стратегии национальной безопасности показывает, что она во многом успешно выполняет задачу совершенствования системы национальной безопасности, включая: уточнение идей и понятий; законодательное закрепление мер по обеспечению национальной безопасности; определение полномочий и ответственности должностных лиц; выявление новых угроз в меняющейся внутренней и внешней политической обстановке; постановка актуальных целей и задач по противостоянию выявленным угрозам; учет исторического опыта, успехов и недостатков предыдущих решений по формированию системы национальной безопасности, эволюционное развитие и преемственность.
В то же время необходимо отметить, что для дальнейшего совершенствования сферы обеспечения национальной безопасности необходимо принять меры по обеспечению условий, которые мы, проанализировав действия России во время последних геополитических вызовов, классифицировали в следующие три направления:
Теоретическое направление: четко сформулированные направления и приоритеты; конкретизация идей, положений и мероприятий; устранение противоречий между декларациями, содержащимися в основных документах, касающихся национальной безопасности.
Правовое и идеологическое направление: актуализация существующего закона «О безопасности» или принятие нового закона «О национальной безопасности» для обеспечения правовых мер по реализации текущей Стратегии национальной безопасности РФ; установление периодичности обновления Стратегии национальной безопасности и актуализации Закона «О безопасности» в пределах 3-5 лет с обязательным анализом предыдущих редакций и оценкой их эффективности; анализ международно-правовой основы санкций в отношении России и поиск правовых возможностей противодействия им; привлечение с этой целью к сотрудничеству других стран и международных организаций.
Тактико-стратегическое направление: нацеленность на ускорение достижения поставленных целей; снижение неоправданно высокой затратности применяемых мер; мотивированность действий; отход от чисто демонстративных, неэффективных действий; учет новых вызовов и угроз; своевременное согласование действий с заинтересованными государствами.
Только с помощью этих мер можно определить проблемы и успехи системы национальной безопасности и добиваться ее эффективного функционирования и совершенствования.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Н1П1 «Консультант Плюс». - Послед. обновление 20.01.2018
2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / НПП «Консультант Плюс». - Послед. обновление 31.01.2018
3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / НПП «Консультант Плюс». - Послед. обновление 24.01.2018
4. Указ Президента РФ от 31.12.2017 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / НПП «Консультант Плюс». - Послед. обновление 29.01.2018
5. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / НЛП «Консультант Плюс». - Послед. обновление 20.01.2018
6. Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / НИИ. «Консультант Плюс». - Послед. обновление 09.01.2018
7. Указ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300 (ред. от 10.01.2000) «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / НПП «Консультант Плюс». - Послед. обновление 20.01.2018
8. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 47. - Ст. 5489
9. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.). — М.: Юридическое Издательство НКЮ СССР, 1937
10. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов на заседании от 10 июля 1918 г.) // Собрание узаконений и
распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР от 20 июля 1918 г. - №51
11. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Советов от 11 мая 1925 г.) // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР, 1925 г. - № 30. - ст. 218
12. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. - №15. - Ст.769
13. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан- Франциско 26.06.1945) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / НИИ «Консультант Плюс». - Послед. обновление 09.01.2018
14. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: "Односторонние экономические меры как средство политического и экономического принуждения развивающихся стран». А/56/179, 21 December 2001; А/58/301, 11 September 2003.
15. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 16
мая 2003 года. // Официальный сайт Президента России. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://archive.kremlin.ru/text/appears/2003/05/44623.shtml
16. О национальной безопасности: Послание Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию. 1996 г. // Журнал «ИНТЕЛРОС» - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.intelros.ru/2007/02/05/poslanie_prezidenta_rosii_borisa_elcina_federal nomu_sobraniju_rf_rossija_za_kotoruju_my_v_otvete_1996_god.html
... Всего источников – 64.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ