ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Сущность, цели и принципы формирования и реализации денежно -
кредитной политики 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной политики
РФ 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА 23
2.1. Краткая характеристика деятельности Центрального банка 23
2.2. Анализ реализации денежно-кредитной политики Центрального
банка 30
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ Центрального банка 46
3.1. Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального
банка на современном этапе 46
3.2. Рекомендации по совершенствованию денежно-кредитной политики
Центрального банка 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Сущность, цели и принципы формирования и реализации денежно -
кредитной политики 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной политики
РФ 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА 23
2.1. Краткая характеристика деятельности Центрального банка 23
2.2. Анализ реализации денежно-кредитной политики Центрального
банка 30
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ Центрального банка 46
3.1. Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального
банка на современном этапе 46
3.2. Рекомендации по совершенствованию денежно-кредитной политики
Центрального банка 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Центральный банк - главное звено в кредитно-банковской системе страны, которое обеспечивает равновесие на денежном рынке. Важным является то, что на территории Российской Федерации ЦБ имеет политическую и экономическую независимость от государства.
Экономическая независимость выражается в том, что ЦБ имеет возможность использовать без каких-либо ограничений различные инструменты денежно-кредитной политики. Политическая независимость, в свою очередь, означает самостоятельность ЦБ во взаимоотношениях с различными правительственными органами государственного управления при выборе денежно-кредитной политики, а также при ее проведении.
Развитие экономики является одной из приоритетных целей государства, и ЦБ играет немаловажную роль в этом. Развитие экономики осуществляется посредством денежно-кредитной политики, проводимой Банком России.
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер, посредством которых государство воздействует на имеющееся в обращении количество денег для сдерживания роста цен и инфляции, с помощью денежно-кредитной политики поддерживается макроэкономическое равновесие, так как обеспечивается увеличение занятости населения и рост объемов производства.
Таким образом, актуальность работы обусловлена приоритетной целью денежно-кредитной политики, которая заключается в поддержании стабильно низких темпов роста цен, путем сдерживания высоких темпов роста инфляции. Проблема инфляции очень важна, так как ее показатели характеризуют степень экономической безопасности страны и экономического развития в целом.
В современных условиях денежно-кредитная политика приобретает все более значимую роль. Эффективное проведение денежно-кредитной политики во многом влияет на множество показателей, характеризующих степень экономического развития государства. Эффективное проведение денежно-кредитной политики способно укрепить позиции на мировом финансовом рынке и усилить конкурентоспособность страны, поэтому роль денежно-кредитной политики столь велика.
Целью работы является анализ денежно-кредитной политики ЦБ Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность, цели и принципы формирования и реализации денежно-кредитной политики;
- изучить нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной политики РФ;
- представить краткую характеристику деятельности ЦБ;
- проанализировать действующую денежно-кредитную политику ЦБ Российской Федерации;
- раскрыть проблемы в сфере денежно-кредитной политики ЦБ Российской Федерации;
- разработать пути решения проблем в сфере организации денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является ЦБ Российской Федерации.
Предметом исследования данной работы является деятельность, осуществляемая ЦБ Российской Федерации в области денежно-кредитной политики.
Экономическая независимость выражается в том, что ЦБ имеет возможность использовать без каких-либо ограничений различные инструменты денежно-кредитной политики. Политическая независимость, в свою очередь, означает самостоятельность ЦБ во взаимоотношениях с различными правительственными органами государственного управления при выборе денежно-кредитной политики, а также при ее проведении.
Развитие экономики является одной из приоритетных целей государства, и ЦБ играет немаловажную роль в этом. Развитие экономики осуществляется посредством денежно-кредитной политики, проводимой Банком России.
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер, посредством которых государство воздействует на имеющееся в обращении количество денег для сдерживания роста цен и инфляции, с помощью денежно-кредитной политики поддерживается макроэкономическое равновесие, так как обеспечивается увеличение занятости населения и рост объемов производства.
Таким образом, актуальность работы обусловлена приоритетной целью денежно-кредитной политики, которая заключается в поддержании стабильно низких темпов роста цен, путем сдерживания высоких темпов роста инфляции. Проблема инфляции очень важна, так как ее показатели характеризуют степень экономической безопасности страны и экономического развития в целом.
В современных условиях денежно-кредитная политика приобретает все более значимую роль. Эффективное проведение денежно-кредитной политики во многом влияет на множество показателей, характеризующих степень экономического развития государства. Эффективное проведение денежно-кредитной политики способно укрепить позиции на мировом финансовом рынке и усилить конкурентоспособность страны, поэтому роль денежно-кредитной политики столь велика.
Целью работы является анализ денежно-кредитной политики ЦБ Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность, цели и принципы формирования и реализации денежно-кредитной политики;
- изучить нормативно-правовое регулирование денежно-кредитной политики РФ;
- представить краткую характеристику деятельности ЦБ;
- проанализировать действующую денежно-кредитную политику ЦБ Российской Федерации;
- раскрыть проблемы в сфере денежно-кредитной политики ЦБ Российской Федерации;
- разработать пути решения проблем в сфере организации денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является ЦБ Российской Федерации.
Предметом исследования данной работы является деятельность, осуществляемая ЦБ Российской Федерации в области денежно-кредитной политики.
Сегодня Центральный банк обладает достаточным количеством средств, возможностей и ресурсов для того, чтобы разработать эффективную денежно-кредитную политику. Вместе с тем, её практическая реализация осуществляется широким набором инструментов, применяемых в различных внутренних и внешних условиях для управления состоянием денежно-кредитной и банковской систем.
Определим денежно-кредитную политику как совокупность мероприятий направленных на повышение ликвидности коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов с целью увеличения кредитования физических и юридических лиц, а так же недопущения банкротства коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов. Ее основной целью является формирование спроса и предложения на кредитные ресурсы в стране.
Часто применяемыми в настоящий момент инструментами денежно-кредитного регулирования являются следующие: обязательное резервирование, валютное регулирование, операции по предоставлению кредитов без обеспечения, рефинансирование банков, ломбардные кредиты, кредиты overniqht, внутридневные кредиты, операции на открытом рынке, депозитные операции Банка России, прямые количественные ограничения, операции с облигациями Банка России.
Проанализировав перечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования, стало очевидно, что их применение осуществляется для ограничения объёма денежной массы в экономике страны или для ее расширения. В первом случае денежно-кредитная политика носит название ограничительной, по-другому кредитной рестрикции, при которой предполагается сокращение объема денежной массы для сдерживания инфляционного роста ВВП в условиях экономического бума, который сопровождается ростом цен, спекуляциями на рынке ценных бумаг, а также нарастанием диспропорций в экономике.
В таких ситуациях ЦБ стремится к предотвращению перегрева экономики с помощью ограничения кредитования, повышения процентной ставки, ограничения эмиссии платежных средств. Второй случай предполагает стимулирующую денежно-кредитную политику, по- другому кредитную экспансию, которую проводят для того, чтобы внести оживление в экономическую активность в стране. Её проводят при падениях производства и увеличении безработицы через расширение сферы кредитования и снижение нормы процента для оживления конъюнктуры рынка.
Из этого можно заключить, что областью применения денежно-кредитной политики и регулирования являются преимущественно макроэкономические процессы и пропорции, что, по мнению авторов, не всегда отвечает поставленным целям в рамках денежно-кредитной политики государства. Рассмотрим, как влияет проведение не дифференцированной по регионам сдерживающей кредитно-денежной политики на их развитие.
Можно предположить, что ее итоги окажутся различными для регионов с разной степенью социально-экономического развития, во-первых, так как экономически благополучные регионы располагают большими экономическими, политическими и ресурсными возможностями, чтобы компенсировать уменьшение денежной массы и массы кредитных ресурсов, чем депрессивные регионы.
Результатом применения такой политики станет более быстрая концентрация денежно-кредитных ресурсов в экономически благополучных регионах, например, из-за ускоренного оборота капитала, множества инвестиционных возможностей, а значит и увеличенной прибыли на капитал. Не дифференцированное по регионам денежно-кредитное регулирование усиливает неравномерность территориального развития страны, а это противоречит стратегическим целям общегосударственной, экономической политики и политики денежно-кредитного регулирования.
Стоит отметить, что применение предлагаемых мер на практике повлечёт за собой серьезные изменения в системах государственного планирования и прогнозирования, однако данные изменения направлены на совершенствование денежно-кредитной системы страны и получение в дальнейшем реальных положительных результатов.
Таким образом, денежно-кредитная политика представляет собой важный компонент системы государственного регулирования экономики.
При ее разработке должны учитываться специфика каждого этапа развития общества, особенности внутренней и международной обстановки, реальные возможности государства, как экономические, так и финансовые, а также различия между некоторыми регионами в уровнях экономического развития. Проблема с кредитными организациями, которые манипулируют на валютном рынке, имеет множество направлений решения, однако наиболее объективными и действенными, по моему мнению, является создание механизма контроля за целевым использованием денег, введение административных методов регулирования деятельности кредитных организаций со стороны Комитета банковского надзора, а так же совершенствование Уголовного кодекса Российской Федерации в области борьбы со спекулянтами, путем внесения поправок в одну из статей, а также введение в данную статью квалифицирующего признака «совершение деяния в сфере валютного рынка». Данные методы являются достаточно эффективными для решения рассматриваемой проблемы, не имеют существенных сложностей в области их внедрения. Таким образом, все поставленные задачи решены, цель работы достигнута.
Определим денежно-кредитную политику как совокупность мероприятий направленных на повышение ликвидности коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов с целью увеличения кредитования физических и юридических лиц, а так же недопущения банкротства коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов. Ее основной целью является формирование спроса и предложения на кредитные ресурсы в стране.
Часто применяемыми в настоящий момент инструментами денежно-кредитного регулирования являются следующие: обязательное резервирование, валютное регулирование, операции по предоставлению кредитов без обеспечения, рефинансирование банков, ломбардные кредиты, кредиты overniqht, внутридневные кредиты, операции на открытом рынке, депозитные операции Банка России, прямые количественные ограничения, операции с облигациями Банка России.
Проанализировав перечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования, стало очевидно, что их применение осуществляется для ограничения объёма денежной массы в экономике страны или для ее расширения. В первом случае денежно-кредитная политика носит название ограничительной, по-другому кредитной рестрикции, при которой предполагается сокращение объема денежной массы для сдерживания инфляционного роста ВВП в условиях экономического бума, который сопровождается ростом цен, спекуляциями на рынке ценных бумаг, а также нарастанием диспропорций в экономике.
В таких ситуациях ЦБ стремится к предотвращению перегрева экономики с помощью ограничения кредитования, повышения процентной ставки, ограничения эмиссии платежных средств. Второй случай предполагает стимулирующую денежно-кредитную политику, по- другому кредитную экспансию, которую проводят для того, чтобы внести оживление в экономическую активность в стране. Её проводят при падениях производства и увеличении безработицы через расширение сферы кредитования и снижение нормы процента для оживления конъюнктуры рынка.
Из этого можно заключить, что областью применения денежно-кредитной политики и регулирования являются преимущественно макроэкономические процессы и пропорции, что, по мнению авторов, не всегда отвечает поставленным целям в рамках денежно-кредитной политики государства. Рассмотрим, как влияет проведение не дифференцированной по регионам сдерживающей кредитно-денежной политики на их развитие.
Можно предположить, что ее итоги окажутся различными для регионов с разной степенью социально-экономического развития, во-первых, так как экономически благополучные регионы располагают большими экономическими, политическими и ресурсными возможностями, чтобы компенсировать уменьшение денежной массы и массы кредитных ресурсов, чем депрессивные регионы.
Результатом применения такой политики станет более быстрая концентрация денежно-кредитных ресурсов в экономически благополучных регионах, например, из-за ускоренного оборота капитала, множества инвестиционных возможностей, а значит и увеличенной прибыли на капитал. Не дифференцированное по регионам денежно-кредитное регулирование усиливает неравномерность территориального развития страны, а это противоречит стратегическим целям общегосударственной, экономической политики и политики денежно-кредитного регулирования.
Стоит отметить, что применение предлагаемых мер на практике повлечёт за собой серьезные изменения в системах государственного планирования и прогнозирования, однако данные изменения направлены на совершенствование денежно-кредитной системы страны и получение в дальнейшем реальных положительных результатов.
Таким образом, денежно-кредитная политика представляет собой важный компонент системы государственного регулирования экономики.
При ее разработке должны учитываться специфика каждого этапа развития общества, особенности внутренней и международной обстановки, реальные возможности государства, как экономические, так и финансовые, а также различия между некоторыми регионами в уровнях экономического развития. Проблема с кредитными организациями, которые манипулируют на валютном рынке, имеет множество направлений решения, однако наиболее объективными и действенными, по моему мнению, является создание механизма контроля за целевым использованием денег, введение административных методов регулирования деятельности кредитных организаций со стороны Комитета банковского надзора, а так же совершенствование Уголовного кодекса Российской Федерации в области борьбы со спекулянтами, путем внесения поправок в одну из статей, а также введение в данную статью квалифицирующего признака «совершение деяния в сфере валютного рынка». Данные методы являются достаточно эффективными для решения рассматриваемой проблемы, не имеют существенных сложностей в области их внедрения. Таким образом, все поставленные задачи решены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Денежно-кредитная политика Центрального банка: опыт реализации в Российской Федерации и Китайской Народной Республике
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального банка в условиях кризиса и экономических санкций
Дипломные работы, ВКР, управленческий учет. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального банка в
условиях кризиса и экономических санкций
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Бакалаврская работа, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Бакалаврская работа, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Бакалаврская работа, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ТРАНСМИССИОННОГО МЕХАНИЗМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ НА ЭКОНОМИКУ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА ТУРЦИИ: ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



