Введение 3
Глава 1. Публичная политика и основные акторы её формирования 7
1.1 Публичная политика: подходы к определению и её специфика 7
1.2 Таможенная политика, как часть публичной политики, и особенности ее формирования 15
Глава 2. Соотношение публичной и непубличной деятельности государства и бизнеса, их цели в формировании таможенной политики РФ 24
2.1 Формирование нормативной базы в таможенной сфере с учетом перспектив развития отечественного бизнеса и его интересов 24
2.2 Способы обеспечения роста степени участия акторов публичной политики в формировании государственной таможенной политики 30
2.3. Обеспечение протекции внутреннего рынка на основе теневого консенсуса государства и бизнеса 36
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития таможенной публичной политики (по материалам исследования) 41
3.1 Федеральная таможенная служба, как основной фактор формирования и реализации таможенной публичной политики 41
3.2 Роль бизнес-структур в формировании таможенной политики 45
3.3 Сравнительный анализ позиций основных акторов формирования таможенной публичной политики 48
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложение А. Гайд экспертного интервью 71
Приложение Б. Материалы исследования 73
Грамотно выстроенная таможенная политика является одним из гарантов стабильности экономики государства. Основная структура, занимающаяся осуществлением таможенной политики, Федеральная таможенная служба является регулятором внешней торговли, выполняет фискальную функцию, что является важнейшим фактором в обеспечении финансовой стабильности государства. Вопросу развития и совершенствования таможенной политики уделяется большое внимание, в том числе и в посланиях президента.
В современном обществознании вопросы таможенной политики рассматриваются преимущественно в рамках юридической или экономической наук. Н.А. Назаренко определяет таможенную политику как «систему мероприятий (экономических, политических, организационных, правовых), проводимых государством в целях организации эффективно действующей таможенной системы, необходимой для обеспечения национальных интересов». О.Ш. Даштамиров видит таможенную политику, как «совокупность стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера, систематически и целенаправленно осуществляемых специально уполномоченными органами и направленных на выявление, согласование и реализацию различных внутри и внешнеполитических интересов общества и государства посредством таможенного дела». Но постепенно тематика таможенной политики обращает на себя внимание социологов, политологов, специалистов в области управления.
Данная работа представляет собой попытку анализа современной таможенной политики РФ в связи с расширением публичной сферы и новым пониманием проблемы управления публичной политикой. В этом направлении работают сегодня такие исследователи как, к примеру, Н.А. Шматко, которая определяет публичную политику как: «симбиоз политического действия, научной рефлексии и акта масс-медийной коммуникации», уточняя что осуществляется она «в порядке интервенции в сферу политики экспертов, аналитиков, специалистов в области социальных наук, «интеллектуалов», публицистов и журналистов». В свою очередь, Ю.А. Красин дает следующее определение: «пространство пересечения частных интересов, подлежащее общественному контролю (пространство публичной политики) в интересах сохранения и развития общества. Это пространство и представляет собой публичную политику».
Данная тема может быть актуальна для широкого круга специалистов, так или иначе задействованных в области формирования государственной таможенной политики Российской Федерации. Особенно в наши дни, ввиду формирования и принятия, первоначально, Таможенного кодекса Таможенного союза и перехода под его юрисдикцию, а также в свете грядущего принятия Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. При этом, своевременное и более полное опубличивание информации, а также усиление публичной активности может послужить важным фактором, позволяющим вскрыть и устранить существующие проблемы законодательным образом.
Проблемная ситуация заключается в том, что, таможенная служба, как основной актор формирования таможенной политики, а также государственные органы власти, участвующие в ее формировании, зачастую публикуют информацию выборочно и не полностью, а также недостаточно активны во взаимодействии с остальными акторами формирования таможенной политики. В связи с чем, многие актуальные вопросы, способные раскрыться в формате публичного диалога, остаются в тени.
Вопрос принадлежности таможенной политики к публичной политике практически не был рассмотрен в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов, в чем и заключается научная новизна данной работы.
Исследованием вопросов таможенной политики и публичной политики в Российской Федерации занимается широкий круг авторов, таких как: Перегудов С.П., Шматко Н.А., Сморгунов Л.В., Михеев В.А., Красин Ю.А., Кулакова Т.А., Тимошенко И.В, Назаренко Н.А., Даштамиров О.Ш., Волкова А.В. и др.
Объектом исследования выступает государственная таможенная политика Российской Федерации в контексте управления публичной политикой.
Предметом исследования данной работы является совместная публичная активность органов государственной власти и бизнеса в процессе формирования государственной таможенной политики.
Целью работы, в данном случае, является выявление особенностей государственной таможенной политики в контексте развития публичной политики Российской Федерации .
Для достижения цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть феномен публичной политики с точки зрения имеющейся теоретической базы, определить факторы ее формирования, факторы, способствующие ее развитию.
• проанализировать понятие таможенной политики, выявить ее существующие цели, а также выявить ее цели в контексте публичной политики, дать определение таможенной публичной политике, определить её акторов.
• определить обеспечивается ли в Российской Федерации возможность участия в формировании нормативной базы таможенной политики, организуются ли площадки для публичного обсуждения.
• выявить какими способами и происходит ли в целом вовлечение в публичные процессы формирования государственной таможенной политики.
• выявить факторы сужения публичного поля при разработке и участии в формировании государственной таможенной политики.
• провести собственное эмпирическое исследование позиций основных участников взаимодействия в процессе формирования государственной таможенной политики.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка литературы из 38 наименований и 2 приложений. В первой главе работы раскрыта сущность понятий «публичная политика» и «таможенная политика», проанализированы подходы к определению данного понятия «публичная политика», на основе проанализированной литературы выделены акторы публичной политики, их классы, а также выделены факторы ее формирования, определены как основные цели таможенной политики. Во второй главе, ввиду отсутствия такового, сформулировано определение таможенной публичной политики, определены ее акторы и рассмотрены публичные способы их влияния на формирование таможенной политики, пути вовлечения акторов в публичное взаимодействие в современных реалиях, был выделен феномен консенсуса, как противоречащего публичности фактора. Третья глава работы содержит результаты эмпирического исследования, которые дали нам представление о степени публичности акторов таможенной публичной политики, специфике их взаимодействия, а также факторах, ограничивающих расширение публичного поля. Общий объем работы 93 листа.
Проведенное нами исследование, а также анализ теоретической базы показали, что действительно, феномен таможенной публичной политики в Российской федерации существует, хоть и в стадии медленного развития. Опираясь на различные источники литературы, нам удалось сформировать представление, узнать специфику, а также выявить иные, сопутствующие таможенной политике и публичной политике факторы. На основе проделанной работы было определено понятие «таможенная публичная политика». Таможенная публичная политика - система относительно гласных акций и мероприятий, представляющих собой взаимодействие акторов публичной политики, направленное на согласование и реализацию их интересов в таможенной сфере, с целью реализации эффективной внутренне и внешнеэкономической деятельности, совершенствования таможенного законодательства и таможенной политики в целом. Также был определен список акторов таможенной публичной политики, в который входят: властные структуры, СМИ, таможенные брокеры, гражданское сообщество, бизнес- структуры. Помимо прочего, была выявлена специфика вовлечения в публичную деятельность в сфере формирования таможенной политики, влияние ограничивающих публичное поле факторов, таких как договоренность на основе консенсуса. На основе проделанной работы также можно заключить, что в наше время сформировалась государственная монополия на информацию в сфере государственной таможенной политики, решения, касающиеся в том числе и передачи информации, ее производства и фиксации остаются за властью. В этом случае, происходит процесс, при котором поле публичной политики сужается еще сильнее, нежели даже при открытии информации только для государственных каналов и освещение их в прессе с точки зрения государства. Говоря о консенсусе при формировании таможенной политики, как ограничивающем публичное поле факторе, необходимо заключить, что сам по себе консенсус, как результат, как совместное решение государства и бизнеса, не является полностью отрицательным явлением, хотя и ограничивает поле публичной политики. Воспроизводясь на основе договоренности акторов, консенсус позволяет принять более простое и выгодное для обоих сторон. Однако когда дело касается не только взаимоотношений отдельных категорий бизнеса и государства, но и других акторов публичного поля, факт достижения консенсуса, учитывая его теневой характер, будут полностью противоречить интересам других акторов, общества (если решение является общественно важным), оптимальному вектору развития таможенной публичной политики, таможенной политики и экономики в целом.
Проведя анализ интервью, мы можем заключить, что с точки же зрения практики, дело обстоит несколько иначе. В Российской Федерации существует тенденция искусственного ограничения поля таможенной публичной политики. При чем, осуществляется это ограничение как со стороны таможенной службы по «указке сверху», так и со стороны бизнеса и таможенных брокеров, которых ограничивать публичность информации, исходящей от них, заставляет наличие недобросовестных конкурентов, а также сложившиеся процедуры оформления, вкупе с авторитарным стилем ведения дел таможенной службой.
Нормативно-правовые документы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016). ГК РФ Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством.
2. «Таможенный кодекс Российской Федерации» (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221- 1)
3. «Таможенный кодекс Таможенного союза» от 27.11.2009
4. Положение о Федеральной таможенной службе (в ред. постановлений Правительства РФ от 02.11.2013 N 988, от 08.09.2014 N 915, от 27.12.2014 N 1581, от 11.11.2015 N 1219, от 13.04.2016 N 300).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 459.
6. Ст. 157 Таможенного кодекса Российской Федерации.
7. Ст.5 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
8. Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Специальная литература:
9. Андерсон Дж. Публичная политика: введение // Публичная политика: от теории к практике / сост. и науч. ред. Н.Ю. Данилова, О.Ю. Гурова, Н.Г. Жидкова. СПб., 2008.
10. Батычко В.Т. Таможенное право в вопросах и ответах, Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
11. Болгова А.Н. «GR-Менеджмент - инструмент цивилизованного лоббизма?» // "Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия", М.: Изд-во РАГС, 2010.
12. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000.
13. Зыков В.В. Бизнес как система и объект экономической безопасности. // Вестник Тюменского государственного университета, 2011.
14. Коктыш К. Е. Симметрии и асимметрии онтологии власти в Беларуси и России // Полития, 2008.
15. Кондрашина М.Н. СМИ как агент публичной политики (теоретический аспект). Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология», 2010.
...