Введение 3
1. Теоретическая характеристика региональной прессы в контексте
работы с аудиторией 5
1.1. Характеристика эволюции исследований аудитории 5
1.2. Актуальные тенденции российского медиарынка на примере
региональной прессы 19
1.3. Инновационные способы привлечения аудитории в журналистский
процесс 27
2. Особенности современных подходов и методов работы с аудиторией
в региональной прессе на примере «Кимры сегодня» 37
2.1. Формы и методы работы «Кимры сегодня» со СМИ,
общественностью и бизнес-структурами 37
2.2. Особенности подходов к работе с аудиторией на примере «Кимры
сегодня» 51
Заключение 58
Библиографический список
Сегодня аудитория становится объектом не только теоретических, но и практических исследований, ее роль меняется и возрастает под влиянием процесса медиатизации. Данная работа рассматривает трансформацию концепции аудитории в исследованиях медиа. В первую очередь анализируется развитие теории аудитории в историческом контексте: работа включает в себя классификацию подходов к ее исследованию в XX в. Интерес ученых возник с появлением средств массовой информации во время Первой мировой войны, а развитие новых информационно-коммуникационных технологий, в особенности Интернета, привело к тому, что исследование вышло на новый уровень: появились медиаметрические инструменты, а фокус исследования сместился с аудитории в целом на каждого отдельного медиапотребителя.
Целью работы является изучение подходов к работе с аудиторией в региональной прессе на примере «Кимры сегодня». Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
-охарактеризовать эволюцию исследований аудитории;
-определить актуальные тенденции российского медиарынка на примере региональной прессы;
-выявить инновационные способы привлечения аудитории в журналистский процесс;
-рассмотреть формы и методы работы «Кимры сегодня» со СМИ, общественностью и бизнес-структурами;
-определить особенности подходов к работе с аудиторией на примере «Кимры сегодня».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является - работа с аудиторией.
Предметом исследования данной работы являются методы привлечения внимания аудитории «Кимры Сегодня».
Степень разработанности темы. Некоторые вопросы подходов к работе с аудиторией прессы рассматривались отдельными учеными, но главный акцент в их научных работах был сделан на общие исследования аудитории. Одновременно с этим, самостоятельного комплексного исследования, раскрывающего действительную значимость и сущность подходов к работе с аудиторией не проводилось. Вопросы по выбранной теме рассматривались такими авторами, как: Лузина Т.В., Моисеева И.М., Попова Д.А., Быркова Е.С., Кулумбекова Т.Е. и другими.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых можно выделить анализ, моделирование и системный подход.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Сегодня местная пресса так же, как и жители, как и ответственная власть, заинтересована в процветании области или города - все по-своему вносят посильный вклад в общее дело. Естественно, что у каждого может быть свой взгляд на пути развития региона, и это - нормально. Но оптимальные векторы движения определяются лишь в публичной дискуссии (публичном дискурсе). При этом очень важно, чтобы общество (население) доверяло и власти, и СМИ. Для этого требуется проведение кропотливой, тщательной работы по выбору подходов в работе с аудиторией, общественностью, СМИ и бизнес-структурами.
Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который в рамках системы массмедиа является объектом коммуникативного воздействия и потребителем определенного медийного контента. В то же время аудитория, будучи потребителем медиаиндустрии, является его важнейшим товаром, «продаваемым» впоследствии рекламодателям.
Актуальное медиапотребление представляется сложной и крайне динамичной совокупностью разнонаправленных социокультурных
процессов, основывающихся на специфике развития современной медиасферы. Нижеприведенные данные в рамках настоящей работы, позволят глубже понять степень ее вовлеченности в структуру властных интересов и социальных коммуникаций.
Наряду с телевидением, Интернетом и радио печатная пресса повсеместно остаётся важнейшим информационным и коммуникационным носителем, а в чрезвычайных ситуациях ещё и самым надёжным из них. Без неё сегодня не мыслим медиамикс любой страны и ни одна серьёзная рекламная компания. На российском медийном рынке ситуация аналогичная .
Состав аудитории формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить общим понятием доступности. Доступность информации имеет множество аспектов: физиологический (человек должен достаточно хорошо видеть слышать, чтобы воспринять информацию), временной (у человека должно быть время, которое он может уделить восприятию информации), физико-технический (должны быть соответствующие географические условия, уровень развития сети теле- и радиовещания, системы доставки периодических изданий), финансовый (владение данным средством информации должно быть доступно по стоимости данному потребителю), семиотический (потребитель должен владеть системой знаков -языком данного средства информации).
В «Кимры сегодня» провозглашаются цели и задачи, связанные с:
-консолидацией профессионального сообщества представителей СМИ; консолидацией профессиональных ресурсов и повышением творческого мастерства молодых журналистов;
-повышением качества аналитической журналистики;
совершенствованием профессиональных стандартов журналистского мастерства;
-содействием профессиональной творческой деятельности кимрских журналистов, реализующих принципы свободы массовой информации, гарантии права граждан на оперативное получение всесторонней и достоверной информации через средства массовой информации;
-совершенствованием критериев социальной ответственности «Кимры сегодня»; содействием укреплению общественного доверия к региональной газете;
-аккумулированием и распространением позитивного опыта творческого взаимодействия «Кимры сегодня»;
-защитой прав и свобод журналистов, их профессионально-творческих интересов, авторских прав и деловой репутации;
-осуществлением просветительской деятельности; повышением информированности населения о политической, экономической, социальной, культурной и иных значимых сферах жизни общества;
-содействием распространению в «Кимры сегодня» идеалов толерантности, демократии, уважения прав человека;
-профилактикой социально-опасных форм поведения граждан; содействием укреплению толерантности в обществе; утверждением идеи недопустимости проявлений ксенофобии, национализма и экстремизма;
-развитием институтов гражданского общества; расширением взаимодействия «Кимры сегодня» с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, иными структурами гражданского общества; формированием площадок для взаимодействия и обмена позитивным опытом социально-направленной деятельности «Кимры сегодня», общественных и религиозных объединений, иных структур гражданского общества.
Деятельность по выстраиванию отношений «Кимры сегодня» со СМИ заключается в эффективном управлении внутренней и внешней информацией, установлении дружеских контактов со всеми общественными структурами.
Работу «Кимры сегодня» со СМИ, общественностью и бизнес- структурами, можно свести к пяти главным направлениям:
-организация событий и мероприятий для массмедиа;
-партнерские программы с массмедиа и бизнес-структурами;
-обеспечение согласованных публикаций;
-комплексные медиакампании в Интернет-СМИ;
-профессиональный копирайт (сценарии, статьи, тексты выступлений и т. д.).
Для того, чтобы возникали органичные гражданскому обществу партнерские отношения, для того, чтобы процветала журналистика соучастия, а не управления, необходимы изменения - в системе отношений между органами управления, бизнесом, население и, конечно, средствами массовой информации. Без диалога между всеми вышеперечисленными структурами сложно говорить о глобальных изменениях, которые смогут вывести страну на новый уровень. Задача СМИ в данном случае - проводить социальные акции, привлекать различными способами и методами свою аудиторию к внешним и внутренним проблемам, как глобальным, так и местным, информировать граждан, предоставлять правдивую информацию, оставлять место для самостоятельного анализа и осмысления. При этом оставаться открытыми для получения обратной связи со стороны общества. Задача власти, при этом, реагировать на общественные проблемы, которые могут быть изложены в рамках того или иного средства массовой информации. Кроме того, необходимо делать все возможное для создания атмосферы информационной открытости за счет повышения прозрачности экономических, политических, социальных и информационных процессов.
От районной газеты сегодня не требуется рентабельность или прибыльность (тем более в сегодняшних экономических условиях), поскольку она призвана реализовывать прежде всего социальную функцию: -сообщать местные новости
-публиковать необходимую официальную и справочную информацию -своевременно оповещать о предстоящих событиях и мероприятиях -информировать о деятельности различных местных служб
-играть свою роль в местном самоуправлении (взаимодействие местной власти с населением, активизация участия граждан в решении общих для всех жителей района вопросов).
Вместе с тем, сегодняшняя районная газета выходит редко и в уменьшенном объеме. Журналистская информация представлена мало, поскольку предписывается размещение в обязательном порядке телепрограммы, коммерческих объявлений, официальных материалов, включая поздравления первых лиц к многочисленным праздникам.
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2017 № 719-р «Об утверждении комплекса мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли» // СПС КонсультантПлюс
2. Klapper J. The Effects of Mass Communication. New York, Free Press, 2018. 320 p. // перевод Калинина А.П.
3. McCombs M., Shaw D. The agenda-setting function of mass media. Public Opinion Quarterly, 1972, vol. 36, no. (2), pp. 176-187. D01:10.1086/267990. // Перевод Калинина А.П.
4. Бакшин В. В. Основы журналистики: Учебное пособие. -М.: Флинта: Наука, 2017. -170 с.
5. Бирюков В.А., Ливсон М.В. Инновационные формы конвергенции средств массовой информации как способы привлечения аудитории // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. -2016. -№ 1.
6. Блохин И.Н. Социологические исследования аудитории и рынка СМИ // Социология журналисти. -М.: Аспект Пресс, 2014. -195 с.
7. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. -М.: Аспект Пресс, 2018. -350 с.
8. Вьюгина Д. М. От аудитории к медиапотребителю: трансформация концепции аудитории в медиаисследованиях// Вопросы теории и практики журналистики. -2017. -№ 1.
9. Головина А.С. Актуальные проблемы популярности печатной прессы// Вестник СГУ., -2018. -№2.
10. Гундарин М. В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз: учеб. пособие.-М.: Форум: Инфра-М, 2017. -190 с.
11. Гусев П.Н. Журналист: российско-американские
социологические исследования. -М., 2018. С.46. -120 с.
12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономи- ка, общество, культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. -М.: CEU, 2009. -228 с.
13. Ковалев П.А. Российская телевизионная аудитория:
дифференциация и типологические группы: Автореферат дисс. ... канд. социол. наук. -М.: МГУ, 2016. -94 с.
14. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учеб. пособие. -М., 2017. -150 с.
15. Коробейников В.С. Редакция и аудитория. Социологический анализ. -М.: Мысль, 2017. -210 с.
16. Кочеткова А. В., Филиппов В. Н., Сковорцов Я. Л. Теория и практика связей с общественностью. -СПб.: Питер, 2008. -300 с.
17. Кривоносов А. Д. Основы теории связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2018. -164 с.
18. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. -СПб.: Питер, 2010. -203 с.
19. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Электрон. Текстовые данные. -М.: Аспект Пресс, 2018. -240 с.
20. Лисицина Т.К. Актуальные вопросы понимания аудитории современными массмедиа // Вестник СГУ., -2017. -№3.
21. Лозовский Б. Н. Кто и как манипулирует журналистами: манипулятивные технологии влияния на средства массовой информации. -Екатеринбург: Изд-во Екатеринбург. гос. ун-та, 2011. -120 с.
22. Материалы круглого стола «Конвергенция биологических,
информационных, нано- и когнитивных технологий: вызов философии» // Вопросы философии. -2017. -№ 12.
23. Мельник Г.С. Взаимодействие PR-структур и СМИ: формы, принципы, зоны ответственности. -М., 2018. -99 с.
24. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии.- М.: Флинта, 2016. -161 с.
25. Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика аудитории
российского телевидения: Автореферат дисс. ... д-ра социол. наук. -М.: МГУ, 2018. -148 с.
26. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. -М.: Аспект Пресс, 2014. -230 с.
27. Томбу Д. Социокультурные аспекты феномена потребления в работах З. Баумана. - Палимпсет. Диалог социогуманитарных наук: сборник научных трудов.- М., 2017. -130 с.
28. Тульчинский Г. Л. Работа и отношения со СМИ. -СПб.: Справочники Петербурга, 2017. -162 с.
29. Фортунатов А.Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход: Курс лекций. -Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2017. -185 с.
30. Харитонов М.В. Реклама и РЯ в массовых коммуникациях. - СПб.: Речь, 2018. -180 с.
31.Четвертков Н.В. Современная пресс-служба: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2010. -135 с.
32. Шумович А. Великолепные мероприятия. Технологии и практика Event Management. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. -190 с.
33. Юзвишин И.И. Основы информациологии. -М.:
Информациология: Высшая школа, 2015. -75 с.