Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения доверия в системе организационной культуры 6
§1. Организационная культура в системе внутриорганизационных отношений 6
§2. Доверие как социальный феномен 16
§3. Организационное доверие и организационная культура: анализ взаимосвязи 24
Глава 2. Формирование организационной культуры, основанной на доверии 33
§1. Организационная культура, основанная на доверии: основные признаки 33
§2. Методологические подходы к изучению доверия как основы организационной культуры 40
§3 Исследование организационного доверия на примере двух предприятий: банк «Открытие» и ИП Венедиктов 48
§4. Способы формирования культуры, основанной на доверии 58
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения 74
Актуальность исследования. В настоящее время проблема доверия попадает в фокус внимания различных научных дисциплин — политологии, социологии, юриспруденции, экономики, философии, психологии. Востребованность и частое использование этого термина говорят о наличии определенных проблемных областей в различных сферах человеческой деятельности и общественной жизни, для интерпретации и разрешения которых используется понятие доверия. Для примера: 15 336 статей (с использованием термина «trust» в названии) в 1995-2013 гг. по сравнению с 1 141 статьей за 1964-1994 гг., по данным Social Sciences Citation Index (SSCI, индекс цитирования по общественным наукам) в реферативной базе данных Web of Science. Подобную динамику научного интереса сложно назвать случайностью, несмотря на мнение многих исследователей, согласно которому в изучении феномена доверия вопросов пока больше, чем ответов1.
В частности, одна из главных проблем — определение доверия, или ответ на вопрос «Что такое доверие?». Это неудивительно, учитывая тот факт, что каждый научный подход, каждый прикладной запрос, требующий решения, каждая авторская концепция привносит новое как в понимание, так и в методы анализа этого феномена. На наш взгляд, ответ на поставленный вопрос, а также возможные направления будущего изучения кроются в рассмотрении эволюции представлений о доверии как о феномене общественной жизни и отношений между людьми, а также общественного, научного и экономического контекста.
Практическая значимость. Доверие является неотъемлемой частью взаимодействия людей как в обществе в целом, так и в рамках совместной деятельности в организациях. Организационная культура определяет форму взаимодействия работников. Организационное доверие не только поддается измерению, но и чувствительно к различным воздействиям, соответственно, под влиянием ряда факторов уровень доверия может повышаться или понижаться Исследование организационной культуры, основанной на доверии, позволит определить основные принципы формирования доверия в организации и, как следствие, поможет изменить направление организационной культуры с целью повешения эффективности работы организации.
Научная разработанность темы. Изучением доверия занимались такие авторы как Э. Гидденс, Н. Луман, П. Штомпка, Д. Коулман, Ф. Фукуяма. В разработке теоретико-методологических основ изучения организационной культуры участвовали такие научные деятели, как Э. Шейн, Г. Ховстеде, С.П. Робинз. Организационное доверие изучали Х. Смит, Д. и М. Рейна, Р. Броу, Р. Левицки, Д.Х. Макнайт и Н. Ширвани. Из российских исследователей изучением организационной культуры и организационного доверия занимались такие авторы, как В.Н. Минина, Е.В. Капусткина, Ю.В. Веселов.
Объект исследования: организационная культура.
Предмет исследования: взаимосвязь организационной культуры и организационного доверия.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области социологии доверия, организационного доверия, организационной культуры.
В качестве методологической основы оценки уровня организационного доверия выбран подход Д. и М. Рейна. В рамках данной концепции исследуются три уровня доверия: контрактное, коммуникационное, компетентностное. Данный подход на основе оценки общественного мнения посредством опроса позволяет установить наличие каждого из уровней доверия и измерить его. Этот подход позволяет быстро и качественно опросить каждого из сотрудников организации и сформировать общую картину взаимодействия сотрудников и место доверия в них. В то же время, на основе данного подхода можно оценить способность организации к созданию и поддержанию доверия.
Целью данной работы является разработка предложений по формированию организационной культуры доверия на основе анализа методологических подходов и методов оценки организационного доверия. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
• определить понятие организационной культуры, раскрыть ее место в системе внутриорганизационных отношений;
• рассмотреть понятие, сущность организационного доверия как социального феномена,
• определить понятие «культура доверия»;
• описать признаки организационной культуры, основанной на доверии;
• проанализировать методологические подходы к оценке уровня доверия в организации;
• провести авторское исследование на основе выбранного методологического подхода к оценке организационного доверия;
• разработать по предложения по формированию организационной культуры, основанной на доверии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.
В рамках данной выпускной квалификационной работы перед нами стояли определенные цели, а также ряд задач (см. Введение), в соответствии с которыми написана данная работа. В первую очередь мы рассмотрели основные подходы к изучению организационной культуры и определили ее место в системе внутриорганизационных отношений. Мы определили природу организационной культуры, изучили организационную культуру и культуру в целом в рамках системного подхода, выделили основные черты, формы и функции организационной культуры, а также рассмотрели такие виды организационной культуры, как слабая и сильная культура. В качестве базового определения организационной культуры мы взяли следующую дефиницию: это социальное явление, которое возникает на любом предприятии и является системой ценностей, убеждений, а также норм, ролей, правил, которые направляют деятельность организации.
Далее нами были изучены теоретико-методологический подходы к доверию в обществе. Мы рассмотрели и описали концепции таких именитых авторов, как Э. Гидденс, П. Штомпка, Н. Луман. В качестве методологической базы для нашей работы мы остановились на концепции социального капитала в рамках такой социологической парадигмы, как теория рационального выбора. К основным авторам этого подхода относятся Ф. Фукуяма и Д. Коулман. Мы рассмотрели понятие организационного доверия как социального феномена
В третьем параграфе первой главы мы определи взаимосвязь организационного доверия и организационной культуры, то есть место доверия в организационной культуре, например, рассмотрев влияние доверия на методы управления организацией. Здесь же мы определили понятие «культура доверия», его сущность и основные функции и признаки.
Затем мы изучили основные функции организационного доверия и организационной культуры, через которые мы смогли на феномен организационной культуры, основанной на доверии, а также описали ее основные признаки и функции.
Также нами были проанализированы основные методологические подходы к оценке уровня доверия в организации в рамках концепции социального капитала. Здесь мы рассмотрели методики изучения доверия Х. Смит и Д.и М. Рейна. Мы остановили свой выбор на методике Рейна, поскольку она позволяет оценить способность организации к доверию.
На основе данной методики нами был разработан инструментарий для проведения авторского исследования. Нами были выбраны две организации: ПАО «Ханты-Мансийский Банк Открытие» и ИП Венедиктов. В данных организациях мы оценили способности каждой из них к доверию через оценку трех уровней доверия посредством анкетного опроса сотрудников. В рамках исследования были подтверждены выдвинутые гипотезы.
На основе полученных результатов мы разработали рекомендации для каждой организации, а также вывели общие рекомендации, применение которых возможно для формирования доверия в различных организациях.
Таким образом, поставленные перед нами цели были достигнуты, а задачи выполнены. В результате данной выпускной квалификационной работы мы обнаружили, что уровень доверия и уделение ему внимания в контексте организационной культуры предприятия оказывает влияние на результаты деятельности компании. Именно поэтому так важно не забывать о дружелюбной, а главное доверительной, атмосфере в коллективе и в взаимоотношениях между сотрудниками, ведь наличия доверия всегда способствует продуктивности любой организации, а организационная культура, основанная на доверии, повышает результативность деятельности компании.
1. Алексеева А.Ю. Концептуальные основы исследования феномена доверия: обзор основных подходов // Вестник НГУ. Новосибирск: 2004, Том 4 выпуск 1. с. 146,
2. Алеханов А.В. Функции корпоративной культуры и ее роль в развитии организации // Вестник академии Серия: Вопросы теории и практики управления, №3, 2011, с. 58-59
3. Веселов Ю.В., Липатов А.А. Доверие в организации: методологические основания исследования в экономике, социологии и менеджменте. //
4. Гидденс, Э. Последствия современности / Э. Гидденс. - М.: Издательская консалтинговая группа «Праксис», - 2011. c.145-155
5. Глушко И.В. Социальное доверие как неформальный ресурс организации//Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3 (25), с. 43
6. Грейсон Дж. К., О,Делл К., Американский менеджмент на пороге XXI века.- М.: Экономика, 1991, с. 56
7. Дементьев И.А. Доверие как индикатор социального капитала // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №1 С.40-45
8. Корнийчук М.С. Культура доверия в современной организации // Поиск: политика, обществоведение, искусство, социология, культура. №2, 2016, с. 96-97
9. Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность, 2011, №3, с. 122-139
10. Кулыгина, И.А. Управление персоналом: учебное пособие / И.А. Кулыгина, Н.А. Каширин, Д.Ю. Пименов. - 2-е изд., испр. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007, с. 35
11. Макарченко М.А. Организационная культура в информационно-коммуникационной системе предприятия. // Научный журнал НИУ ИТМО, Серия: Экономика и экологический менеджмент, выпуск 1, 2007, с. 6
12. Мелихов Ю.Е., Малуев П.А. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008, с. 12
13. Минина В. Н. Организационное доверие как неосязаемый актив компании: проблемы измерения // Вестник СПбГУ, Серия: Менеджмент, Выпуск 2, 2012 с. 15-117
14. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие.- М.:Гардарика, 1998., с 26
15. Сафина Д.М. Доверие в организации // Учен. записки Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2005. №3., с. 38
...