Аннотация 3
Введение 5
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКОЙ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Сущность и задачи ассортиментной политики; подходы по ее формированию 7
1.2 Факторы влияющие на ассортиментную политику и методы формирования и анализа ассортимента 13
1.3. Значение ассортиментной политики в обеспечении конкурентоспособности предприятия туристического бизнеса 22
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКОЙ В ООО БП «АПЕЛЬСИН» С ПОЗИЦИИ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО БП «Апельсин» 27
2.2. Анализ ассортимента и ассортиментной политики ООО БП «Апельсин» 39
2.3. Оценка эффективности и конкурентоспособности ассортиментной политики на ООО БП «Апельсин» 52
Глава 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 58
3.1. Основные направления совершенствования ассортиментной политики ООО БП «Апельсин» как фактор укрепления конкурентоспособности предприятия 58
3.2 Обоснование экономической эффективности мероприятий по оптимизации ассортиментного ряда и новых программ обслуживания туристов 82
Заключение 87
Список использованных источников 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Рынок требует четкой взаимоувязки всех звеньев коммерческо- хозяйственной цепочки - от замысла создать конкретный товар до его использования субъектами рынка. В процессе движения от изготовления до потребления определенное количество товарной массы сосредотачивается на складах готовой продукции изготовителя, в пунктах отправления и назначения, транспортных средствах, на складах посреднических организаций и потребителей. Товар здесь располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент».
Товарный ассортимент имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависят полнота удовлетворения покупательского спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка. Оптимальный ассортимент обеспечивает значительное повышение эффективности общественного производства, экономное расходование трудовых и материальных ресурсов.
Основная задача управления товарным ассортиментом на предприятии заключается в удовлетворении запросов потребителей, завоевании новых покупателей, оптимизация финансовых результатов предприятия.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что от правильно построенной ассортиментной политики, т.е. от соответствия принимаемых решений достижению поставленных фирмой целей, от всесторонности учета маркетинговой информации, от формирования сбытовой политики в неотрывной параллельной связи со товарной, ценовой, коммуникационной и сервисной политикой, от готовности к пересмотру своих позиций в случае необходимости зависит положение и конкурентоспособность предприятия на рынке и результаты его деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы -анализ ассортимента и ассортиментной политики на предприятии ООО БП «Апельсин» и предложение вариантов совершенствования ассортиментной политики исследуемого предприятия в целях повышения его конкурентоспособности на рынке. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие сущность и задачи ассортиментной политики, подходы по ее формированию, факторы, влияющие на ассортиментную политику и методы формирования и анализа ассортимента, задачи ассортиментной политики в обеспечении конкурентоспособности предприятия туристического бизнеса;
дать организационно-экономическую характеристику ООО БП «Апельсин», проанализировать ассортимент и ассортиментную политику, оценку эффективности и конкурентоспособности ассортиментной политики предприятия;
разработать мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики в целях укрепления конкурентоспособности предприятия, произвести расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступает ООО БП «Апельсин».
Предмет исследования - ассортиментная политика, реализуемая ООО БП «Апельсин».
Информационной базой исследования является научная и учебная литература, справочные материалы, данные финансовой отчетности предприятия.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы предприятие своевременно предлагало определенную совокупность товаров или услуг, которые бы, соответствуя в целом профилю его деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
Формирование оптимальной ассортиментной политики в туристических компаниях является важнейшим фактором повышения эффективности их деятельности. Основное требование к «продуктовому портфелю» состоит в том, что в нем должны быть предложения, популярные для каждого сезона.
Рост конкуренции на рынке туристических услуг заставляет туроператоров и другие предприятия туристического бизнеса постоянно обновлять ассортимент предлагаемых туров и услуг, включать в него новые виды турпакетов.
В данной выпускной квалификационной работе была изученная деятельность турагентства ООО БП «Апельсин», проведен анализ управления ассортиментной политикой ООО БП «Апельсин» с позиции его конкурентоспособности.
ООО БП «Апельсин» относится к предприятию сферы туризма и его основным видом деятельности является - деятельность туристических агентств и туроператоров. Целевыми сегментами для турагентства являются сегмент экскурсионных услуг и сегмент поездок на культурно-массовые мероприятия.
Анализ результатов деятельности за 2014-2016гг. показал, что деятельность ООО БП «Апельсин» в этот период была эффективной, и наблюдается тенденция повышения эффективности деятельности, увеличивается спрос на предоставляемые услуги.
Анализ ассортимента ООО БП «Апельсин» показал, что наибольшую широту и устойчивость имеют поездки на культурно-массовые мероприятия, наибольшая насыщенность и глубина у экскурсионных маршрутов. Это связано с тем, что данные направления деятельности являются ключевыми для ООО БП «Апельсин». Анализ широты по ассортиментным группам свидетельствует об узком предложении видов туристских услуг. Большой разрыв значений по показателям насыщенности и глубины свидетельствует о неравномерности предложения, несбалансированности ассортиментных групп. Анализ значений устойчивости говорит о том, что по все направлениям наблюдается устойчивый спрос. Однако значение устойчивости у экскурсионных маршрутов низкое, это говорит о том, что не все разработанные ООО БП «Апельсин» экскурсии востребованы. Таким образом, можно сделать общий вывод, что уровень ассортимента предоставляемых турпродуктов и услуг ООО БП «Апельсин» в 2016 г. находился на низком уровне.
Оценивая ассортиментную политику ООО БП «Апельсин» в целом можно сделать следующие выводы:
при формировании ассортиментной политики ООО БП «Апельсин» использует стратегию узкой специализации, направленной на узкий сегмент потребителей;
формирование ассортимента направлено на углубление и насыщение экскурсионных маршрутов и развития внутреннего туризма;
основными принципами формирования ассортимента ООО БП «Апельсин» являются: выбор сегментов, непривлекательных для конкурентов; минимизация издержек; использование конкурентных преимуществ.
По конкурентоспособности ассортимент ООО БП «Апельсин» уступает трем основным конкурентам.
Турагентству необходимо оптимизировать свой ассортимент, развивать новые направления, изучать спрос на предмет тематики экскурсий и в соответствие с этим разрабатывать экскурсионные маршруты.
В целях совершенствования ассортимента ООО БП «Апельсин» необходимо:
вывести из структуры ассортимента маловостребованные экскурсии по г.Вязьма и по усадьбам Московской и Смоленской областей;
расширить экскурсионные маршруты культурно-познавательными программами для транзитных туристов;
ввести новую ассортиментную группу собственных туров рекреационного туризма.
Учитывая, какой перечень мероприятий будет реализовываться на уровне государственной власти в рамках программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области на 2015-2020г.г.» необходимо запланировать на перспективу использование будущей инфраструктуры и объектов туризма в регионе.
Наличие туристских ресурсов определяет привлекательность региона для посещения его туристами. В этом отношении Смоленская область имеет широкие возможности, как для внутреннего, так и для въездного туризма.
В рамках выпускной квалификационной работы было разработано три туристических маршрута: «С мечтою о крыльях», «Угранские родники» и «Гжатский плес».
Расчет безубыточности новых программ обслуживания туристов показал, что начиная с реализации 9-го тура турагентство начнет получать прибыль. Следовательно разработанные мероприятия являются эффективными.
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/
2. Постановление правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта от 18.07.2007 № 452 ( ред. от 10.02.2017). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69931/
3. ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования. - Введ. 200107-01. - М. : ГОССТАНДАРТ РОССИИ, 2004. - 12 с.
4. ГОСТ Р 53522-2009. Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения. - Введ. 2010-07-01. - М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2010. - 12 с.
5. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. - Введ. 2011-07-01. - М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2011. - 20 с.
6. Постановление Администрации Смоленской области от 29.11.2013 N 988 «Об утверждении областной государственной программы «Развитие культуры и туризма в Смоленской области» на 2014 - 2020 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW376;n=65379 ;dst=100008
7. Устав ООО БП «Апельсин»
8. Котлер Ф., Амстронг Г., Вонг В., Сондерс Д. Основы маркетинга. 5-е европейское издание.- М.: Вильямс, 2016.- 752с.
9. Магомедов Ш.Ш. Управление товарным ассортиментом и запасами: учебник / Ш.Ш. Магомедов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 176 с.
10. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2015. - 560с.
11. Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Маркетинг. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2016. - 236с.
12. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2014.-704с.
13. Горшков, П.В. Формирование товарной политики, номенклатуры и ассортимента товаров в компании / П.В. Горшков. - Москва : Лаборатория книги, 2012. - 124 с.
14. Дашкова, Т.Л. Маркетинг в туристическом бизнесе : учебное пособие / Т.Л. Дашкова. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 72 с.
15. Дэвид Аакер. Стратегическое рыночное управление. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2015.-496с.
...