Объект исследования - ОАО «РЖД» .
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятие стратегического планирования 5
1.2. Функции стратегического планирования 7
1.3. Процесс стратегического планирования 9
2. ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 12
2.1. Постановка целей и оценка среды 12
2.2. Анализ сильных и слабых сторон и оценка альтернатив 14
2.3. Выбор и реализация стратегии 18
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ОАО «РЖД» 23
3.1. Общая характеристика ОАО «РЖД» 23
3.2. Стратегический анализ внешней среды ОАО «РЖД» 26
3.3. Стратегический анализ внутренней среды ОАО «РЖД» и выбор стратегии 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Иерархия планирования 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Процесс стратегического планирования 42
Актуальность темы курсовой работы: В настоящее время руководители организаций вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в таких условиях.
Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации.
Стратегическое управление – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое управление становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
В настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в стратегическом планировании.
Для успешной деятельности организации в стратегии развития должен быть заложен механизм позволяющий гибко реагировать на прогнозируемые и текущие изменения среды для того, чтобы в одном случае извлечь максимальную пользу, а в другом случае – исключить или снизить негативные воздействия этих изменений.
Объект исследования курсовой работы – инструменты стратегического планирования, рассматриваемые в ходе анализа процессов, механизмов и результативности взаимодействий между предприятиями и внешней средой.
Предмет исследования курсовой работы – организационно-экономические отношения, которые возникают на предприятиях в процессе формирования и реализации стратегий.
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности стратегического планирования и его функций, а также реализации на примере ОАО «РЖД».
Задачи курсовой работы:
–определить понятие стратегического планирования,
–охарактеризовать функции стратегического планирования,
–рассмотреть процесс стратегического планирования,
–проанализировать стадии постановка целей и оценка среды, анализа сильных и слабых сторон и оценки альтернатив , а также процесс выбора и реализация стратегии,
–рассмотреть реализацию стратегического планирования на ОАО «РЖД» и осуществить выбор стратегии.
Структура курсовой работы определена логикой, целью исследования, поставленными задачами. Состоит из введения, трех глав, заключения, двух приложений, списка использованной литературы из 149 источников, содержит 2 рисунка и 6 таблиц.
Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. Основные составляющие управления развитием предприятия — это формирование видения, выявление целей и задач, определение стратегии, разработка планов развития, установление соответствующего лидерства.
Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития — это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.
Стратегическое планирование — это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании, так и программы перехода из текущего состояния к этой модели.
Построение стратегии может идти разными путями. Однако в любом случае необходимо использовать различные инструменты, чтобы обеспечить наиболее полую оценку состояния и перспектив развития предприятия. На этой основе разрабатывается стратегия развития предприятия.
Разработка успешной стратегии развития предприятия должна являться непрерывным процессом, а не разовым событием.
Что касается ОАО «РЖД», то реализация стратегии так же позволит российскому государству, экономике и обществу получить следующие результаты: железные дороги станут одним из важнейших факторов ускорения экономического роста в России и окажут мультипликативный эффект на рост ВВП; производственно-экономическая и технологическая эффективность железнодорожного транспорта обеспечит снижение транспортных издержек хозяйствующих субъектов, а значит, высвободит средства для развития других сфер отечественной экономики; модернизованная и расширенная сеть железных дорог откроет новые возможности для образования территориально производственно0научных кластеров и сгладит диспропорции межрегионального развития; российская железнодорожная сеть станет центральным элементом евразийской транспортной системы, обеспечивающим широкие торговые связи между мировыми экономическими центами; эффективная и устойчивая работа железнодорожного транспорта повысит общую конкурентоспособность российской экономики и привлекательность страны для развития бизнеса и потока инвестиций; железнодорожный транспорт станет одним из лидеров в области внедрения инновационной техники и технологий, обеспечит развитие транспортного машиностроения и других взаимосвязанных отраслей в экономике; железнодорожные дороги станут привлекательной сферой вложения частных инвестиций, в том числе строении железнодорожных линий, развитие перевозочной, экспедиторско-логистической деятельности, оперирование подвижным составом и развитие сервисного обслуживания.
1. Абдрахманова, Д.Р. Эволюция представлений о системе стратегического планирования / Д.Р. Абдрахманова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2019. № 2 (4). С. 136-140.
2. Александрин, Ю.Н., Набиулина, Т.Ю. Оптимизация инвестиционных стратегий в сетевом ритейле / Экономика: теория и практика. 2018. № 2 (26). С. 26-35.
3. Арманшина, Г.Р. К вопросу о стратегическом планировании и экономическом росте / Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2018. № 3. С. 310-312.
4. Брыкалов, С. М. Особенности развития стратегического планирования на предприятиях России // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2019. — С. 128-130.
5. Булгакова, А. Р. Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития организации // Молодой ученый. — 2017. — №27. — С. 366-369.
6. Варламов, А.С. Совершенствование управления ассортиментом на современных производственных предприятиях//Экономика и менеджмент. -2018. -№ 2. С. 37-38
7. Горина, А.П. Ассортиментная политика фирмы в условиях альтернативного выпуска / Контентус. 2018. № 11. С. 183-189.
8. Калашников, Д. В., Кособокова, Е. В.. Построение системы внутрифирменного бизнес-планирования предприятия на современном этапе // Региональная экономика: теория и практика. — 2020. — № 38. — С. 73–82.
9. Ковач, А. М. Сценарное планирование в современном стратегическом менеджменте // Молодой ученый. — 2018. — №29. — С. 419-422.
10. Красюк, И.А. Экономические границы сетевой торговли / В сборнике: Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир VI международная научно-практическая конференция: сборник статей. Под общей редакцией В.Н. Скворцова отв. ред. Н.М. Космачева. 2017. С. 106-112.
11. Нальгиева, Х.Л. Роль планирования в стратегическом менеджменте / Успехи современной науки. 2017. Т. 2. № 4. С. 24-27.
12. Плотников, С. Л., Брук, В. А., Яцук, К. В. Планирование как функция управления // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 910-913.
13. Саакян, В. А. Сущность и типология стратегий предприятий // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 415-419.
14. Савкина, Р.В., Мальцева, Е.Г. Особенности стратегического планирования в условиях кризиса / Научный альманах. 2019. № 3-1 (17). С. 301-307.
15. Сергеев, А. А.. Экономические основы бизнес-планирования. — Юнити-ДАНА, 2019. –462 с.
16. Спирина, А. М. Характеристика теоретических подходов к стратегическому планированию на предприятии // Молодой ученый. — 2018. — №1. Т.1. — С. 144-150.
17. Сургуладзе, В.Ш. Актуальные вопросы государственного стратегического планирования в РФ / Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. № 4. С. 41-48.
18. Трофимова, Л.В., Тарасова, Н.Е. Матричный подход к стратегическому планированию компании / Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2017. № 32. С. 111-116.
19. Федорова, М. С. Разработка маркетинговой стратегии предприятия // Молодой ученый. — 2019. — №5. Т.1. — С. 232-234.
20. Филатова, С. Э., Тетерин, Ю. А. Проблемы планирования на предприятии // Молодой ученый. — 2018. — №12. — С. 1490-1492.
21. Чумакова, М. В. Современное состояние процессов планирования на предприятии // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 451-457.