Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 11
1.1. Концептуальные основы инвестиционной деятельности и ее взаимосвязь со стратегическим развитием предприятий России 11
1.2. Приоритетные направления и эффективность деятельности авиакомпаний 18
1.3. Особенности инвестиционной деятельности авиакомпаний в условиях рыночных методов хозяйствования 23
Глава 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ОАО АК «УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ» 30
2.1. Краткая характеристика авиакомпании ОАО АК «Уральские авиалинии» 30
2.2. Финансовое состояние авиакомпании ОАО АК «Уральские авиалинии» 40
2.3. Анализ инновационно-инвестиционных проектов, реализуемых ОАО АК «Уральские авиалинии» 56
Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ОАО АК «УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ» 64
3.1. Модель оценки экономической эффективности инвестиционных проектов 64
3.2. Модель обоснования оптимальных параметров повышения экономической эффективности инвестиционных проектов ОАО АК «Уральские авиалинии» 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ отсутствует
Актуальность исследования. Инвестиционная деятельность всегда находится в центре внимания экономической науки, поскольку является определяющим фактором экономического роста любой национальной экономики. Современный инвестиционный процесс - это комплексная деятельность всех участников рыночной экономики по поводу наращивания отечественного капитала, которая является важной предпосылкой динамичного развития экономической системы в целом.
В России рассмотрение вопросов, связанных с инвестициями и инвестиционным процессом, активизировалось с началом реформирования экономики. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики перед предприятиями остро стоит проблема наличия инвестиционных ресурсов для расширения и воспроизведения основных средств и производственных мощностей.
В современных условиях хозяйствования инвестиции выступают важнейшим механизмом создания условий выхода из экономического кризиса, средством осуществления структурных сдвигов в производстве, основой для научно-технического прогресса и повышения эффективности хозяйственной деятельности на микро- и макроуровне экономики. Поэтому на сегодня одним из важнейших направлений стабильного экономического развития предприятий является активизация инвестиционной деятельности.
Формирование инвестиционного потенциала предприятий авиационной отрасли является важной составляющей стратегического развития экономики данного объекта. За счёт привлечения инвестиционных ресурсов авиационные предприятия могут обеспечивать выполнение важных задач, которые в будущем сформируют ряд конкурентных преимуществ в экономическо-социальном плане.
Низкий уровень инвестиционной деятельности, риски и неопределённость, непрозрачность процессов требуют научной обоснованности, методической разработки механизма управления инвестиционными процессами.
В экономической литературе учёными постоянно рассматриваются вопросы инвестирования, инвестиционных процессов. Это связано с тем, что проблема привлечения инвестиций всегда остро стояла и продолжает стоят на пути стабилизации, развития экономики России.
Цель и задачи исследования.
Целью исследования является разработка новых и усовершенствование существующих теоретических и научно-практических основ формирования механизма управления экономической эффективностью инвестиционных проектов. Согласно определенной цели сформирован и решены следующие задачи:
• исследовать концептуальные основы инвестиционной деятельности и её взаимосвязь со стратегическим развитием предприятий России;
• определить приоритетные направления и эффективность деятельности авиакомпаний;
• выделить особенности инвестиционной деятельности авиакомпаний в условиях рыночных методов хозяйствования;
• провести анализ эффективности инвестиционных проектов ОАО АК «Уральские авиалинии»;
• разработать механизм управления экономической эффективностью инвестиционных проектов на примере ОАО АК «Уральские авиалинии».
Объект исследования - ОАО АК «Уральские авиалинии».
Предмет исследования - совокупность теоретико-методических основ и практических положений формирования механизма управления экономической эффективностью инвестиционных проектов с учётом специфики современного рынка авиаперевозок на примере ОАО АК «Уральские авиалинии» за 2014-2016 годы.
Теоретические источники исследования.
Исследования отечественных и зарубежных специалистов показали достаточно глубокое изучение вопросов, касающихся процесса инвестирования. Большой вклад в их исследование проблем сделали такие учёные как В.М. Аньшин, А.З. Астапович, Г.Р. Гарипова, Л.Д. Гитман, Ф.С. Губайдуллина, О.А. Куклина, В.Г. Свинухов, О.В. Филиппенко, А.Э. Ханян, Л.М. Шевченко, Е.А. Шмакова и др.
Однако остаётся недостаточно исследованной проблема реализации инвестиционно-инновационной модели развития авиационной отрасли России как базы для успешной адаптации к условиям глобальных рынков авиаперевозок. Именно от оптимизации инвестиционных и инновационных процессов в разрезе авиатранспортных предприятий зависит уровень конкурентоспособности отечественной отрасли воздушных перевозок.
Итак, несмотря на большое количество научных работ, освещающих различные аспекты инвестирования как элемента реализации развития предприятия, данный вопрос требует доработки и дальнейшего исследования.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования стали базовые положения экономической теории, современные научные исследования отечественных и зарубежных учёных-экономистов в области совершенствования подходов к управлению инвестиционной деятельностью авиапредприятий, формирование их инновационного потенциала; законодательные и другие нормативные акты по регулированию деятельности авиапредприятий.
Достижение поставленной в работе цели осуществлялось методами анализа и синтеза, группировки и классификация, системного анализа, комплексного подхода, статистико-экономического метода. Использовались также процессный и системный подходы.
В данном исследовании проведено теоретическое обобщение, поставлена и решена важная научная задача - разработаны теоретико-методические подходы к совершенствованию экономического механизма управления экономической эффективностью инвестиционных проектов ОАО АК «Уральские авиалинии». Научно-практические результаты позволили сделать следующие выводы.
Инвестиционная деятельность авиационных предприятий характеризуется особыми, присущими только им признаками, которые отделяют её от инвестиционной деятельности в других сферах национальной экономики. В рыночных условиях инвестиционный механизм состоит из множества элементов, связанных с формированием, распределением и использованием инвестиционных ресурсов.
Основными направлениями совершенствования механизма управления инвестиционными процессами являются:
- обеспечение активизации инвестиционных процессов, усиление экономической ответственности за эффективное выполнение решений в сфере государственного инвестирования;
- использование оптимальных методов перераспределения финансовых ресурсов с целью осуществления эффективных инвестиций в приоритетные направления развития авиационного предприятия;
- создание выгодного для инвестора механизма привлечения свободных средств в инвестиционные процессы, которые обеспечат благоприятные условия для осуществления эффективной целенаправленной инвестиционной деятельности авиационных предприятий России.
Проведённые исследования позволяют сделать вывод о недостаточном уровне бюджетного и внебюджетного финансирования развития авиатранспортной инфраструктуры России, что связано с невысокими объёмами инвестирования авиационной отрасли, особенно в условиях преодоления негативных кризисных явлений. Для повышения конкурентоспособности национальной экономики необходимо формирование национальной инновационной системы, расширение инвестиционных возможностей для реализации инновационных проектов, что пока невозможно осуществить по причине существующего уровня инновационной и инвестиционной активности предприятий.
Динамичное развитие авиакомпаний и связанная с этим жёсткая конкуренция предполагает всё большее количество инновационных процессов, которые в наше время выходят за пределы понятия технологических процессов. В разрезе функционирования авиаперевозчиков, инновации - это новые модели управления операционной, экономической и коммерческой деятельностью авиакомпаний, нацеленные на получение уникальных конкурентных преимуществ и соблюдение высоких технических стандартов. Эти модели в первую очередь включают модернизацию воздушных судов, соответствие высоким стандартам безопасности полётов, обеспечение высокого качества обслуживания пассажиров, использование автоматизированных программ для управления, планирования и контроля, а также развитие сети маршрутов транспортных перевозок.
Анализируя направления внедрения инвестиционно-инновационной деятельности ОАО АК «Уральские авиалинии» при установленной динамике развития рынка авиаперевозок, можно сделать вывод, что результаты инвестиционно-инновационной деятельности, которая ведётся авиакомпанией, носят социальный характер, что обусловлено тенденцией к персонификации услуг авиаперевозок. Исходя из того, что социальные инновации - это новые стратегии, концепции, идеи, соответствующие любым потребностям общества, варианты их практического воплощения варьируются от внедрения специального меню во время полёта к услугам онлайн регистрации и покупки электронного билета.
Следующими по частоте внедрения являются организационно-экономические инновации, сочетающие в себе процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации всего цикла оказания услуг по авиационным перевозкам, а также инновации, которые предусматривают позитивные изменения в финансовой, платёжной, бухгалтерской сферах деятельности Авиакомпании, а также в области планирования, ценообразования и оценки результатов деятельности.
Технико-технологические инновации требуют высоких финансовых инвестиций, что приводит к их меньшей интенсивности внедрения, однако не исключает из инновационной политики Авиакомпании, ведь они являются основой технологического прогресса и технического перевооружения.
Для авиакомпании пути внедрения инвестиционно-инновационной деятельности можно разделить на внедрение в своё функционирование адаптивных модификационных инноваций или разработку / покупку радикальных или рекомбинационных. На выбор инновационной стратегии влияет ряд факторов, основными из которых являются инновационный потенциал и финансовые возможности авиакомпании.
Результатом исследований стала разработка механизма управления экономической эффективностью инвестиционных проектов ОАО АК «Уральские авиалинии», который представлен как целостная взаимосвязанная совокупность элементов и связей между ними. Состоит из таких этапов, как постановка цели, формирование стратегии, идентификации инноваций, разработка финансовой стратегии, внедрение перспективных инноваций, которое учитывает маркетинговые инструменты и мотивационные мероприятия.
Разработанный механизм включает сферу интересов субъектов инвестиционной деятельности; материальные, финансовые, информационные, коммуникативные, кадровые потоки между ними и сферой инвестиционно-инновационных интересов авиакомпании. Основываясь на использовании бенчмаркингового цикла данный механизм позволяет быстро и своевременно реагировать на изменения рыночной среды путём внедрения лучших результатов инновационной деятельности авиакомпаний-лидеров.
Предложенный научно-методический подход к оценке эффективности функционирования механизма управления экономической эффективностью инвестиционных проектов ОАО АК «Уральские авиалинии» даёт возможность определить конечный результат от внедрения по критериям экономии от внедрения инноваций в общих расходах, степени оптимизации функционирования авиакомпании, прогрессивности внедренных инновационных технологий, прироста производительности труда, роста инновационной активности персонала. Данные критерии формируют экономическую, научно-техническую и социальную эффективность от функционирования механизма управления экономической эффективностью инвестиционных проектов ОАО АК «Уральские авиалинии».
Оптимальной является организация работ по инновационным проектам. Проектное подразделение должно состоять из специалистов различных отделов, которые подчиняются руководителю группы, и привлекаемых на различных этапах функционирования механизма. В связи с этим предложена схема взаимодействия основных структурных подразделений авиакомпании и этапов экономического механизма инвестиционной деятельности авиакомпании.
1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. - 01.03.1999, № 9, ст. 1096.
2. Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»
3. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2014.
4. Богданова М.В., Приходченко М.К. Анализ состояния и развития авиационной промышленности Российской Федерации / М.В. Богданова, М.К. Приходченко // Вестник университета. - 2017, № 2. - С. 9-13.
5. Всё об инвестициях и инновациях. Бизнес-справочник. - М.: АФОН, 2015. - 188 с.
6. Глаголев С.Н. Актуальные проблемы инвестиций и инноваций в современной России. Монография / Глаголев С.Н., Дорошенко Ю.А., Моисеев В.В - М.: ДиректМедиия, 2014. - 426 с.
7. Дерунова Е.А. К вопросу об эндогенном экономическом росте как условии и критерии модернизации 2014 / Е.А. Дерунова // Известия Саратовского университета. - 2014. - Вып. 3. - С. 519-523.
8. Журавкова И.В. Финансово-инвестиционный анализ: Учебное пособие / И.В. Журавкова. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2015. - 408 с.
9. Инвестиции: учебник для бакалавров / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, В. В. Шеховцов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. - 314 с.
10. Инвестиции: учебник для вузов / под ред. Л.И. Юзвович, С.А. Дегтярева, Е.Г. Князевой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 543 с.
11. Кирьянов Е.О. Формирование финансово-инвестиционной стратегии хозяйствующих субъектов (на примере российский промышленных предприятий): Дис. ... кандид. экон. наук / Е.О. Кирьянов. - Ростов-на-Дону, 2017. - 173 с.
12. Киселева И.А. VaR - модели оценки инвестиционных рисков / И.А. Киселева // Инновационный электронный научный журнал. - 2017. №1. - С. 15-21.
13. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры: учебник / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 559 с.
14. Коробов М.Я. Финансово-экономический анализ деятельности фирм: учебник / М.Я. Коробов. - М.: Знание, 2014. - 345 с.
15. Лайнер МС-21 совершил первый пробный полёт в Иркутске - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2017/05/28/irkutsk/
...