Проблемы возрождения и развития национальной культуры крымских татар в ХХ – начале XXI веках (Казанский государственный институт культуры)
|
Введение 3
Глава 1. Этногенез и развитие традиционной культуры крымских татар до начала 20 века. 6
1.1 Этногенез крымских татар: современные теории и гипотезы. 6
1.2 Основные направления традиционной культуры и роль религия и эволюция семейно-бытовых и обрядовых традиций крымских татар до начала 20 века 10
Глава 2. Влияние политических событий 20 века на развитие традиционной культуры крымских татар 17
2.1 Сущность политики коренизация и ее влияние на традиционную культуру крымских татар 17
2.2 Особенности развития традиционной культуры крымских татар в период коренизации 21
2.3 Особенности и этапы развития национальной культуры крымских татар в период депортации 26
Глава 3. Проблемы и тенденции сохранение и возрождения традиционной культуры крымских татар в конце ХХ в.- начале XXI вв. 30
3.1Проблемы национального возрождения и история возникновения современных центров возрождения национальной культуры крымских татар 30
3.2 Возрождение национальной культуры крымских татар и перспективы в развитии 36
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Глава 1. Этногенез и развитие традиционной культуры крымских татар до начала 20 века. 6
1.1 Этногенез крымских татар: современные теории и гипотезы. 6
1.2 Основные направления традиционной культуры и роль религия и эволюция семейно-бытовых и обрядовых традиций крымских татар до начала 20 века 10
Глава 2. Влияние политических событий 20 века на развитие традиционной культуры крымских татар 17
2.1 Сущность политики коренизация и ее влияние на традиционную культуру крымских татар 17
2.2 Особенности развития традиционной культуры крымских татар в период коренизации 21
2.3 Особенности и этапы развития национальной культуры крымских татар в период депортации 26
Глава 3. Проблемы и тенденции сохранение и возрождения традиционной культуры крымских татар в конце ХХ в.- начале XXI вв. 30
3.1Проблемы национального возрождения и история возникновения современных центров возрождения национальной культуры крымских татар 30
3.2 Возрождение национальной культуры крымских татар и перспективы в развитии 36
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Актуальность темы обусловлена тем, культура является важнейшей составляющей жизнью общества. Она является не только средством хранения и передачи человеческого опыта, но и отражением самоиндефикации народов, мерилом уровня социального развития. Первое – это осознание принадлежности социальной группе с определенным языком, традициями, символами, нравственной системой ценностей. Соотношение особенных и общечеловеческих, цивилизационных ценностей определяет уровень развития общества, при этом сумма материальных и духовных ценностей, накопленных определенным этносом, является фундаментом для современного культурного развития. Поэтому развитие современной культуры тесно связано ее историческим наследием. Кроме того, культура выполняет интегрирующие функции, сплачивая общество на основе той или субкультуры, что делает необходимость сохранения и развитие культуры важной общественно-политической задачей.
Исследование темы сохранения и развития культуры крымскотатарского народа в настоящее время имеет особую актуальность, потому что она испытывала неоднократно негативные воздействия. Депортация в сталинский период, проблема с возращением, украинизация разрывали традиционные связи, нарушилась культурная преемственность поколений. Поэтому дальнейшее цивилизационное развитие крымскотатарского народа непосредственно связано с возрождением его культуры. Более того, современные исследователи солидарны во мнении, что «возрождение культуры – это одно из условий эстетического и нравственного преображения не только сообщества крымских татар, а и всех народов, проживающих в Крыму»[22, c. 185-191].
Поэтому исследование принципов сохранения и развитие культурного наследия народов России вообще и крымских татар, в частности, является актуальной темой с научной и общественной точки зрения, так как с одной стороны позволяет выявить новые, ранее не исследованные тенденции, а с другой стороны, имеет общественно важное прикладное значение, так как использование культурного наследия необходимо при выстраивании государственной политики воспитания, например патриотизма и гражданственности, дружеские взаимоотношения между народами.
Целью исследования выявление особенностей и проблем возрождения традиций этнокультуры крымских татар в конце 20 начало 21 века, определение условий для успешной культурной эволюции, составления прогноза перспектив развития.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1) исследовать этногенез крымских татар, включая современные теории и гипотезы;
2) выявить основные направления развития традиционной культуры и роль религия и эволюция семейно-бытовых и обрядовых традиций крымских татар до начала 20 века;
3) изучать сущность политики коренизация и ее влияние на традиционную культуру крымских татар;
4) исследовать особенности развития традиционной культуры в период коренизации;
5) охарактеризовать особенности и этапы возрождения национальной культуры крымских татар в период депортации;
6) исследовать проблемы национального возрождения и историю возникновения современных центров возрождения национальной культуры крымских татар;
7) изучить развитие национальной культуры крымских и определить тенденции в развитии
Объект исследования: Традиционная культура крымских татар
Предмет исследования: центры возрождения традиционной культуры крымских татар в конце ХХ -го - начале XXI вв.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной литературы по теме исследования
Эмпирические: экспедиционная работа, исследование музейной деятельности и деятельности этнокультурных центров крымских татар
Социологические: опрос, анкетирование
Информационные: работа с материалами СМИ, телепередачи, фильмы
Источники. Исследования, посвящённые элементам традиционной культуры крымских татар, как правило строятся на археологических и этнографических источниках. Первые чаще используют при изучении периода до XIX в. А этнографические данные и записанные свидетельства в ходе научных экспедиций чаще используются для изучения XIX-XX в.
В работе привлечены источники, которые можно разделить на ряд групп: юридические и нормативные акты, статистические данные, мемуары и воспоминания, материалы периодической печати, социологический опрос, интервью, документы делопроизводства.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении определена актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования, дан обзор источников и литературы. В первой главе выявлены особенности этногенеза крымских татар, факторы, которые повлияли на культурное развитие в исторической ретроспективе до начала ХХ столетия, проанализирована эволюция семейно-бытовых и обрядовых традиций до и после присоединения к России. Во второй главе рассмотрено состояние традиционной культуры и национального самосознания крымских татар в XX веке, которое развивалось в условиях противоречивой национальной политики советского режима. В данной главе затронуты проблемы коренизации, депортации, возращения и влияние тих событий на традиционную культуру крымских татар. В третьей главе рассмотрены проблемы сохранение и возрождения традиционных ценностей крымских татар в конце ХХ в.- начале XXI вв. В заключении представлены обобщающие выводы. Завершает работу список источников и литературы, а также приложений.
Исследование темы сохранения и развития культуры крымскотатарского народа в настоящее время имеет особую актуальность, потому что она испытывала неоднократно негативные воздействия. Депортация в сталинский период, проблема с возращением, украинизация разрывали традиционные связи, нарушилась культурная преемственность поколений. Поэтому дальнейшее цивилизационное развитие крымскотатарского народа непосредственно связано с возрождением его культуры. Более того, современные исследователи солидарны во мнении, что «возрождение культуры – это одно из условий эстетического и нравственного преображения не только сообщества крымских татар, а и всех народов, проживающих в Крыму»[22, c. 185-191].
Поэтому исследование принципов сохранения и развитие культурного наследия народов России вообще и крымских татар, в частности, является актуальной темой с научной и общественной точки зрения, так как с одной стороны позволяет выявить новые, ранее не исследованные тенденции, а с другой стороны, имеет общественно важное прикладное значение, так как использование культурного наследия необходимо при выстраивании государственной политики воспитания, например патриотизма и гражданственности, дружеские взаимоотношения между народами.
Целью исследования выявление особенностей и проблем возрождения традиций этнокультуры крымских татар в конце 20 начало 21 века, определение условий для успешной культурной эволюции, составления прогноза перспектив развития.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1) исследовать этногенез крымских татар, включая современные теории и гипотезы;
2) выявить основные направления развития традиционной культуры и роль религия и эволюция семейно-бытовых и обрядовых традиций крымских татар до начала 20 века;
3) изучать сущность политики коренизация и ее влияние на традиционную культуру крымских татар;
4) исследовать особенности развития традиционной культуры в период коренизации;
5) охарактеризовать особенности и этапы возрождения национальной культуры крымских татар в период депортации;
6) исследовать проблемы национального возрождения и историю возникновения современных центров возрождения национальной культуры крымских татар;
7) изучить развитие национальной культуры крымских и определить тенденции в развитии
Объект исследования: Традиционная культура крымских татар
Предмет исследования: центры возрождения традиционной культуры крымских татар в конце ХХ -го - начале XXI вв.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной литературы по теме исследования
Эмпирические: экспедиционная работа, исследование музейной деятельности и деятельности этнокультурных центров крымских татар
Социологические: опрос, анкетирование
Информационные: работа с материалами СМИ, телепередачи, фильмы
Источники. Исследования, посвящённые элементам традиционной культуры крымских татар, как правило строятся на археологических и этнографических источниках. Первые чаще используют при изучении периода до XIX в. А этнографические данные и записанные свидетельства в ходе научных экспедиций чаще используются для изучения XIX-XX в.
В работе привлечены источники, которые можно разделить на ряд групп: юридические и нормативные акты, статистические данные, мемуары и воспоминания, материалы периодической печати, социологический опрос, интервью, документы делопроизводства.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении определена актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования, дан обзор источников и литературы. В первой главе выявлены особенности этногенеза крымских татар, факторы, которые повлияли на культурное развитие в исторической ретроспективе до начала ХХ столетия, проанализирована эволюция семейно-бытовых и обрядовых традиций до и после присоединения к России. Во второй главе рассмотрено состояние традиционной культуры и национального самосознания крымских татар в XX веке, которое развивалось в условиях противоречивой национальной политики советского режима. В данной главе затронуты проблемы коренизации, депортации, возращения и влияние тих событий на традиционную культуру крымских татар. В третьей главе рассмотрены проблемы сохранение и возрождения традиционных ценностей крымских татар в конце ХХ в.- начале XXI вв. В заключении представлены обобщающие выводы. Завершает работу список источников и литературы, а также приложений.
В этногенезе крымских татар участвовали многие народы, которые проживали на этой территории полуострова Крым. Можно выделить две принципиальные концепции. Первые считают, что этногенез связан с тюркских племен, которые жили на территории Крыма. Другая концепция определяет одну из определяющую роль монголам, которые завоевали Крым в XIII веке и установили здесь свое государство. Третья концепция возводит этногенез татарских племен, к татарским племенам, которые жили в Средней Азии и переселились в Крым в XIV веке. Есть концепция, которая считает, что на формирование татар оказали влияние славяне. Дискуссия о происхождении крымских татар продолжается. Каждая из этих концепций имеет свои аргументы и противоречия, и до сих пор нет однозначного ответа.
В 1920-е годы национальная политика в Крыму была комплексом мероприятий, которые затронули практически все сферы жизни крымско-татарского народа. Политика коренизации имела противоречивый характер, с одной стороны она способствовала развитию национального строительства, образованию, культуре и участию крымских татар в управлении республикой. С другой стороны, происходил постепенный отход от традиций, что особенно ярко отразилось на религиозных учениях.
В период 1930-1940 годов культура крымских татар формировалась под влиянием различных факторов. Национальная культура крымских татар во многом основывалась на традиционных культурных направлениях, но отличалась формированием единого языка и однородных тенденций в духовной сфере. Это было следствием политики советской власти, которая способствовала консолидации субэтносов крымскотатарского народа и унификации элементов культуры. Одновременно с этим, произошло пробуждение национального самосознания крымских татар, что привело к формированию национальной культуры. В этот период наблюдались новые тенденции в театральном, литературном и изобразительном искусстве.
Ситуация изменилась только с началом перестройки. В конце 1980-х годов и начале 1990-х годов началось возрождение национальной культуры. В это время появились национальные коллективы, музеи и выставки, которые стали центром притяжения для людей, желающих восстановить свою культуру. Однако эти центры столкнулись с рядом проблем, включая отсутствие централизованного финансирования и целевых программ, нехватку этнографического материала, отсутствие кадров и методов их подготовки. Первые творческие коллективы были созданы при поддержке частных энтузиастов, но их деятельность имела успех, что свидетельствует о высоком интересе к возрождению национальной культуры.
В начале 1990-х годах государство обратило внимание на проблемы возрождения крымских татар и приняло ряд мер по их реабилитации. Это способствовало возрождению культуры. Появившиеся в 1990-х годах направления в развитии национальной культуры превратились в центр притяжения. Развитие национальной культуры в последующий период происходит вокруг них, что позволяет говорить о новом уникальном явлении.
Таким образом, Национальные центры возрождения национальной культуры - это организации, которые занимаются сохранением и развитием культурных традиций и национальной идентичности своей страны или этнической группы. Они могут проводить культурные мероприятия, организовывать курсы по изучению языка и истории, создавать музеи и центры культуры, поддерживать национальные художественные и ремесленные промыслы и т.д. В общем, цель таких центров - сохранение и продвижение культурного наследия народа и его идентичности в современном мире. Однако, развитию национальных центров мешают препятствия, такие как недостаток финансирования и малая известность центров. Для преодоления этих проблем необходимо разработать программу по популяризации и продвижению культурно-этнографических центров Крыма на государственном и региональном уровне.
В 1920-е годы национальная политика в Крыму была комплексом мероприятий, которые затронули практически все сферы жизни крымско-татарского народа. Политика коренизации имела противоречивый характер, с одной стороны она способствовала развитию национального строительства, образованию, культуре и участию крымских татар в управлении республикой. С другой стороны, происходил постепенный отход от традиций, что особенно ярко отразилось на религиозных учениях.
В период 1930-1940 годов культура крымских татар формировалась под влиянием различных факторов. Национальная культура крымских татар во многом основывалась на традиционных культурных направлениях, но отличалась формированием единого языка и однородных тенденций в духовной сфере. Это было следствием политики советской власти, которая способствовала консолидации субэтносов крымскотатарского народа и унификации элементов культуры. Одновременно с этим, произошло пробуждение национального самосознания крымских татар, что привело к формированию национальной культуры. В этот период наблюдались новые тенденции в театральном, литературном и изобразительном искусстве.
Ситуация изменилась только с началом перестройки. В конце 1980-х годов и начале 1990-х годов началось возрождение национальной культуры. В это время появились национальные коллективы, музеи и выставки, которые стали центром притяжения для людей, желающих восстановить свою культуру. Однако эти центры столкнулись с рядом проблем, включая отсутствие централизованного финансирования и целевых программ, нехватку этнографического материала, отсутствие кадров и методов их подготовки. Первые творческие коллективы были созданы при поддержке частных энтузиастов, но их деятельность имела успех, что свидетельствует о высоком интересе к возрождению национальной культуры.
В начале 1990-х годах государство обратило внимание на проблемы возрождения крымских татар и приняло ряд мер по их реабилитации. Это способствовало возрождению культуры. Появившиеся в 1990-х годах направления в развитии национальной культуры превратились в центр притяжения. Развитие национальной культуры в последующий период происходит вокруг них, что позволяет говорить о новом уникальном явлении.
Таким образом, Национальные центры возрождения национальной культуры - это организации, которые занимаются сохранением и развитием культурных традиций и национальной идентичности своей страны или этнической группы. Они могут проводить культурные мероприятия, организовывать курсы по изучению языка и истории, создавать музеи и центры культуры, поддерживать национальные художественные и ремесленные промыслы и т.д. В общем, цель таких центров - сохранение и продвижение культурного наследия народа и его идентичности в современном мире. Однако, развитию национальных центров мешают препятствия, такие как недостаток финансирования и малая известность центров. Для преодоления этих проблем необходимо разработать программу по популяризации и продвижению культурно-этнографических центров Крыма на государственном и региональном уровне.



