ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Функциональные возможности телевидения…………………..6
1.1. Двойственность функций современного ТВ………….………………….6
1.2. Консолидирующая функция российского ТВ…………………………..11
1.3. Выводы по 1 главе…………16
ГЛАВА 2. Функция общественного диалога на современном ТВ……….18
2.1. Диалогизация как ведущая функция регионального телевидения (общероссийский опыт)………………………………………..………………..18
2.2. Функция общественного диалога на курском ТВ………………………...26
2.3. Выводы по 2 главе………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………38
Актуальность исследования. Значение современного телевидения в системе современных СМИ весьма двойственно. С одной стороны, оно позитивно, так как телевидение является основным фактором формирования практического социального знания и помогает решать проблему идентичности. Но другая, негативная сторона, способствует манипулятивному управлению массовым сознанием со стороны властных элит, отрывает его от реальности и виртуализирует.
В современном постиндустриальном обществе СМИ играют весомую роль в становлении и социализации нового поколения, используя свой потенциал влияния на формирование образа жизни молодых людей и способы их интеграционного поведения: «с помощью различных манипулятивных технологий оказывают влияние на процесс формирования образа жизни молодежи, который происходит в условиях общественной аномии, дестабилизации политической жизни и затянувшегося социально-экономического кризиса» [Зети 2012: 76]. Российское телевидение во многом заимствует западные образцы поведения, что обнаруживается не только в характере подаваемой информации, но и в восприятии функций, выполняемых голубым экраном. Следствием этого становится тотальное распространение «чужих» реалий в родной культуре (при этом, российское телевидение формирует вещательную сетку не по европейскому, а по американскому образцу). Так выстраивается новый мир, наполненный сиюминутными карнавальными развлечениями, несущими определенные принципы образа жизни. Зрительский выбор в пользу подобного материала обусловлен устойчивыми потребностями в удовольствии, позитиве, снятии напряжения, уходе от реальности и т.д. Несмотря на то, что большая часть представителей аудитории активно переходит в Интернет, нельзя сказать, что влияние телевидения на процессы социализации общества ослабевает. К сожалению, «в этом своём качестве телевидение нередко вступает в конфликт с такими институтами социализации, как семья, школа, вуз, организации воспитательного характера и т. д.» [Сафарян 2008: 3]. Влияние телевидения на современное молодое поколение происходит посредством трансляции моделей и норм поведения, влияет на структуру межличностного и межгруппового общения, меняет коммуникативную составляющую общественной жизни. Основное влияние глобальных систем коммуникации, в частности телевидения, на культурную социализацию молодежи оказывается не непосредственно, а косвенно, через включение молодого человека в функционирование культуры на уровне повседневности.
Объектом исследования являются функции современного телевидения.
Предметом исследования является телевидение регионов (анализируется общероссийский опыт, и опыт курского телевидения).
Целью курсового исследования является рассмотрение функции консолидации (общественного диалога) как ведущей функции на современном телевидении на примере опыта региональных масс-медиа.
Для достижения данной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
- определить основные функции современного телевидения:
- выявить основные стратегии и формы диалогового взаимодействия ТВ и аудитории в рамках консолидирующей функции;
- на примере общероссийского опыта проанализировать специфику реализации диалоговой функции на региональном телевидении;
- проанализировать особенности реализации консолидирующей функции на примере телевидения Курской области.
Методы исследования: в курсовой работе использованы метод изучения и анализа литературы по выбранной теме, индукции и дедукции, методы сравнительного и сопоставительного анализы, метод выборки телевизионных материалов и фиксации, конкретизации, классификации и обобщения.
Теоретическая значимость курсового исследования связана с детальным осмыслением понятия функционального потенциала современного ТВ, раскрытии потенциала одного из главных общественных и социальных институтов СМИ в осуществлении функции общественной консолидации через всевозможные диалоговые формы. Анализируется роль регионального телевидения в контексте решения важнейших общенациональных задач и, в частности, задач отдельного региона.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов исследования при изучении университетских дисциплин «Теория и практика журналисткой деятельности», «Основы теории журналистики», «Региональные СМИ», «Зарубежная журналистика», «Жанры ТВ и РВ», «Современные российские СМИ», «Телевизионная журналистика» и др. (в форме лекций, семинаров, практических занятий, дискуссий и круглых столов).
Структура курсового исследования предопределяется его целью и исследовательскими задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 22 наименования.
Согласно цели, заявленной в курсовом исследовании, мы рассмотрели функцию как ведущую на современном телевидении на примере опыта региональных масс-медиа. В первой части работы мы обозначали проблему двойственности функций современного телевидения, связанную с тем, что посредством аудиовизуальных, с одной стороны, происходит социализация личности и её информирование, а с другой стороны, телевидение активно манипулирует общественным сознанием, навязывает аудитории идеологические и политические взгляды. Одной из главных социальных функций современного ТВ в новых экономических условиях становится функция общественного диалога. Многие телеканалы в своей информационной деятельности используют эффективные приёмы формирования общественного мнения: институты экспертов, интервью по скайпу, звонки зрителей по телефону, интернет-сообщения, смс-сообщения и др.
Во второй части курсового исследования мы проанализировали опыт популярных региональных каналов России и выделили формы диалогового взаимодействия с аудитории в телевизионном эфире, на сайтах каналов и представляющих их социальных сетях. В последние годы заметно расширяется диалоговая направленность программ Центрального Черноземья, что особенно заметно на примерах телевизионных каналов Воронежской области. Система регионального телевидения в Воронеже сегодня фактически обрела все структурные компоненты, свойственные некогда общероссийскому телевещанию. На курском телевидении журналисты также расширяют функциональные возможности диалогового взаимодействия с аудиторией: на сайте телеканалов имеются рубрики обратной связи, где пользователи могут оставить комментарии к предложенным новостям, ответить на важные для области вопросы, поучаствовать в народном голосовании.
1. Акинфиев С.Н. Развлекательная составляющая современного российского телевидения // Медиаскоп. – 2008. – № 2. URL: http://www.mediascope.ru/развлекательная-составляющая-современного-российского-телевидения (дата обращения: 07.04.2021).
2. Антипов О.Н., Волов А.М. Организация местного ТВ – дело прибыльное // Техника кино и телевидения. – 1995. – №3. – С. 52-58.
3. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений: Учебное пособие. – М.: ИМА-пресс, 1994. – 152 с.
4. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. — М.: МедиаМир, 2013. — 280 с.
5. Введенская О.В. Политический диалог поколений в российских СМИ // Общество: политика, экономика, право. — 2017. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-dialog-pokoleniy-v-rossiyskih-smi (дата обращения: 12.04.2021).
6. Демина И.Н. Экономика и журналистика: Точки соприкосновения // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2009. — № 5. — С. 68-79.
7. Енина Л.В. «Другой» в дискурсе СМИ: практики толерантности // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативная практика СМИ. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2009. С. 58-59.
8. Еременко О.А. Феномен регионального телевидения // Средства массовой информации в современном мире. – СПб., 2000. – С.234-242.
9. Зети П.П. Проблемы информационного воздействия на молодежь на юге России // Вестник южного научного центра РАН. — 2012. — № 1 (Т. 8). — С. 76-79.
10. Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. URL: http://evartist.narod.ru/text1/10.htm#_top (дата обращения: 10.04.2021).
11. Ланских А.В. Речевое поведение участников реалити-шоу: коммуникативные стратегии и тактики: автореф. дис. ... канд. филол. наук. –Екатеринбург, 2008. – 22 с.
12. Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования. URL: http://www.relga.ru (дата обращения: 17.04.2021).
13. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. — СПб.: Алетейя, 2008. — 208 с.
14. Новикова И.А. Современное развлекательное телевещание в контексте общественных дискуссий // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – №4. – 2009. – С. 109–126.
15. Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. Аналитический центр «Видео Интернешнл». – М.: НИПКЦ Восход–А, 2009. – 304 с.
16. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. Учебник. — 8-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 351 с.
17. Пугачев В.П. Технологии скрытого управления в современной российской политике // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2003. – №3. – С. 66-102.
18. Сафарян А.В. Стили жизни молодежи как целевой аудитории телевидения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – М.: Моск. гуманит. ун-т, 2008. – 26 с.
19. Ставецкая И.В. Влияние телевидения на формирование политической культуры студенческой молодежи. Автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата социологических наук. – Тюмень, 2005. – 28 с.
20. Телевизионная журналистика / Под ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. – М.: МГУ, 2005. – 368 с.
21. Удовиченко Р.В. Развлекательное телевидение: типология программ и потребности аудитории. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – М., 2011. – 25 с.
22. Шкондин М.В. Функциональная целостность медиасистемы // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 2. — С. 144-149.