Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕЛЕПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ЗА ДЕЛО» ТЕЛЕКАНАЛА «ОТР» И ПРОЕКТА «ГОРОД ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ» ТЕЛЕКАНАЛА «4 КАНАЛ»)

Работа №100565

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы107
Год сдачи2020
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ОРГАНИЗАТОР ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА 9
§1.1. Социальная журналистика: теоретические основы 9
§1.2. Социальные функции телевидения как основа для создания телепроекта 17
§1.3. Типология, структура и формы социального взаимодействия с аудиторией 22
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА СОЦИАЛЬНОГО ТЕЛЕПРОЕКТА «ГОРОД ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ» 29
§2.1. Проект «Город Святой Екатерины» - возрождение исторической памяти 30
§2.2 Концепция телепроекта «Город добрых людей» 35
ГЛАВА 3. СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА
СОЦИАЛЬНЫХ ТЕЛЕПРОЕКТОВ «ЗА ДЕЛО» И «ГОРОД ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ» 43
§3.1. Особенности медийной составляющей телепроектов 44
§3.2 Специфика внеэфирной части телепроекта 47
§3.3. Содержательный анализ сценариев телепроектов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ


Социальные проблемы в России стоят по-прежнему остро, поэтому социальная журналистика не теряет своей актуальности. Учитывая тот факт, что публикация в СМИ моментально разлетается на города, области, иногда и страны.
Но определение социальной журналистики у многих сформировано в узком смысле: как журналистики, основную тематику которой составляют наиболее острые социальные проблемы российского общества. Часть материалов социальной направленности ставят своей непосредственной задачей привлечь к поднятой проблеме внимание государственных органов, ответственных за её решение, например, в сфере поддержки обездоленных граждан.
Однако цель социальной журналистики - не только поднимать социальные проблемы и привлекать к ним внимание, но и способствовать их решению, а значит быть результативной. Профессор ВШЭ И. М. Дзялошинский вводит такое понятие, как «журналистика соучастия». Этим термином автор подчеркивает важность получения от социальной журналистики результата.
Говоря о новых возможностях СМИ, важно обратить внимание на социальные телевизионные проекты, которые в век информационных технологий стали размещаться в социальных сетях и на видеохостинге «YouTube», имея при этом больше преимуществ перед традиционными СМИ: картинка, быстрота в получении информации и доступность для широкой аудитории. Социальные телепроекты на интернет-телевидении имеют еще одно преимущество - быстрое получение обратной связи. Это позволяет каналам выстраивать диалог с аудиторией, который в дальнейшем может благополучно отразиться на решении проблемы, поднимаемой в сюжете или в целом в социальном телевизионном проекте. Таким образом, социальные телепроекты выходят на новый уровень - появляется возможность выстраивать общественный диалог, соответственно быть результативным.
Актуальность работы. Социальные телевизионные проекты способствуют формированию информационной повестки по проблемам в обществе. В настоящее время они занимают особое место в эфире федерального и регионального телевидения. При этом их роль постоянно возрастает, проявляя результативность и стремление к появлению общественного диалога.
Предшественниками современных общественно значимых телепроектов на отечественном телевидении можно считать телевизионные передачи социальной направленности, обязательной составляющей которых являлось взаимодействие с аудиторией. Это знаменитая передача «От всей души» с Валентиной Леонтьевой (1972-1985 гг.), 24-часовые благотворительные марафоны «Детский», «Чернобыль», «Возрождение» с Тамарой Максимовой (1990, 1991 гг.), телевизионный детский конкурс талантов «Утренняя звезда» (1992-2003 гг.).
В сетке вещания ведущих федеральных телеканалов («1 Канал», «Россия 1», «Россия 24», «Россия 2», «НТВ», «5 канал», «Рен-ТВ») в течение последних 15 лет регулярно появлялись масштабные телепроекты социальной направленности: благотворительные телемарафоны, участники которых собирали средства для помощи пострадавшим от теракта в Беслане, наводнения на Дальнем Востоке, перечисляли деньги семьям погибших пассажиров рейса Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург, жертвовали на лечение больных детей и детей-сирот, поддержку хосписов, пожилых людей, инвалидов. Кроме того, стоит отметить программу «Жди меня («1 Канал»), которая со временем превратилась в международную «народную» службу поиска людей.
На сегодня телепроекты социальной направленности не теряют своей значимости, отвечая благотворительным целям и популяризуя милосердие. Например, передача «За дело» («ОТР») представляет тех, кто занимается активной деятельностью там, где другие предпочитают демагогию. Это проект о благотворительности, о том, как добро меняет мир и судьбы людей к лучшему, как одна маленькая инициатива может стать началом огромных перемен. Проект стимулирует гражданскую активность, показывая, что великие дела начинаются с маленького первого шага.
«Город добрых людей» - региональный телевизионный социальный проект, созданный в октябре 2019 года совместно с Православной Службой Милосердия Отдела социального служения Екатеринбургской епархии и телеканалом «4 канал». Важность и значимость проекта - популяризировать милосердие через привлечение к добрым делам известных людей.
Степень научной разработанности темы. В основу диссертации легли многочисленные исследования отечественного научного сообщества различных теоретических и практических вопросов развития современного медиапространства, формирования информационного общества, функционирования новых коммуникативных практик, истории и проблем развития отечественного телевидения. Это, в первую очередь, научные исследования Е.Л. Дмитренко «Структурно-содержательная характеристика телепроекта в контексте информационной и организаторской функций телевидения» и «Общественно значимый межрегиональный телепроект в аспекте социальных функций телевидения». Литература по вопросам социальной журналистики, социальных функции телевидения и обоснования общей структуры социального телепроекта для взаимодействия с аудиторией - это исследования Т.И. Фроловой, О.П. Чернегой, И.М Дзялошинского, Г.В Кузнецовой, Т.И Заславской, Г.В Кузнецова, В.Л. Цвик, А.Я. Юровского, Д.А. Гуржего, В. Саппака, И.Г. Елинер , Е.Л. Дмитренко, Л.П. Шестеркиной, П.В. Баутиной.
Новизна темы состоит в том, что социальный телепроект «Город добрых людей» ранее не исследовался, так как проект не имеет аналогов на региональном телевидении. Проект стал послесловием к майским событиям 2019 года - Екатеринбургская епархия к 296-летию Екатеринбурга инициировала ряд медиапроектов: сайт «Город святой Екатерины.рф», паблик «Храм святой Екатерины» и в том числе телепроект «Город добрых людей». Они создавались с просветительскими целями: рассказать о значении Екатерининского собора для Екатеринбурга и его жителей.
Цель диссертации - изучение социальных телевизионных проектов и их влияния на формирование у телезрителей предпосылок к выстраиванию общественного диалога. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать определение социальной журналистики и охарактеризовать социальные функции телевидения.
2. Исследовать теоретико-методологические аспекты социальной журналистики.
3. Изучить структурно-содержательную специфику социального телепроекта в процессе реализации ведущих социальных функций телевидения на примере телепроектов «За дело» («ОТР») и «Город добрых людей» («4 канал»).
4. Рассмотреть типологию, структуру и формы социального взаимодействия телевидения с аудиторией.
5. Провести анализ особенностей сценария социального телепроекта в контексте практико-ориентированной и гуманистической функций социальной журналистики.
6. Определить, какие факторы способствуют формированию предпосылок к общественному диалогу с помощью социальных телепроектов.
7. Сформулировать основные рекомендации тележурналистам, специализирующимся на программах социальной направленности.
Гипотеза исследования: социальные телепроекты способствуют общественному диалогу и поиску консенсуса при обсуждении тем, связанных с православием.
Объект исследования - социальные телепроекты как важнейший компонент общественного диалога федерального и регионального уровней.
Предмет исследования - специфика общественно значимых телепроектов социальной направленности «За дело» ТК «ОТР» и «Город добрых людей» ТК «4 канал».
Теоретическая ценность работы заключается в обобщении материалов анализа социального телепроекта «Город добрых людей» на телеканале «4 канал».
Практическая значимость состоит в том, что работа содержит рекомендации по созданию социальных телепроектов для журналистов и редакторов региональных и федеральных телекомпаний, для руководителей благотворительных организаций, основная задача которых состоит в решении социальных проблем и выстраивании общественного диалога.
В исследовании использованы следующие методы: системный, сравнительно-исторический, социологический в виде экспертного опроса, интервьюирования, включенного наблюдения.
Эмпирическую базу исследования составили материалы общественно значимых телевизионных проектов социальной направленности, посвященных популяризации милосердия. Телепроекты созданы на федеральных и региональных телеканалах («ОТР» и «4 канал») и реализуются в течение 2019 года под общей идеей - привлечь внимание к проблемам отдельных слоев населения через популяризацию милосердия.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих в себе восемь параграфов, заключения, библиографического списка, десяти приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования специфики организации общественно значимых региональных телевизионных проектов в аспекте реализации социальных функции и формирования общественного диалога автором был изучен широкий спектр научной литературы. В теоретической части работы были рассмотрены социальные функции телевидения, изучена типология, структура и формы социального взаимодействия журналистов с аудиторией. Главное внимание было сосредоточено на исследовании теории и практики создания общественно значимых телевизионных проектов на федеральных и на региональных телеканалах. Эмпирической базой для исследования послужили материалы регионального социального телепроекта «Город добрых людей» и федеральной телепрограммы «За дело» за декабрь 2019 года и январь 2020 года.
В исследовании была изучена историческая предпосылка социального телепроекта «Город добрых людей». Доказано, что именно события в сквере у драматического театра 2019 года послужили причиной создания социального телепроекта «Город добрых людей» на телеканале «Четвертый канал», который стал логическим ответвлением основного проекта «Город Святой Екатерины».
В ходе исследования мы доказали, что милосердия по сей день не теряет актуальности. В XXI веке потребность помогать и принимать помощь никуда не исчезла. Проект «Город добрых людей» стал проводником милосердия в социум, рассказывая при этом, что каждый может помочь нуждающемуся: стать добровольцем, помочь материально. В ходе исследования мы выявили две проблемы во время майских событии в 2019 году: отсутствие знаний истории города у горожан и тотальная агрессия, схожая с гражданской войной. Анжела Тамбова, пресс-секретарь Екатеринбургской епархии, предположила, что подобное массовое поведение осталось со времен убийства императора Николая II и членов Царской семьи.
В работе описан внеэфирный компонент структуры проекта, который тесно взаимосвязан с его медийной составляющей и в условиях глобализации информационного пространства, по сути, обеспечивает организацию внутри проекта многокомпонентных масштабных общественно значимых социальных акций, организованных по инициативе телевидения. Определено, что внеэфирный компонент проекта имеет три этапа: 1. Локальная работа с героями. 2. Сценарное планирование. 3. Административная и техническая подготовка площадок для проведения съемок с учетом специфики выбранного проекта и его технических возможностей.
Посредством анализа содержания сценариев социального телепроекта «Город добрых людей» был выявлены ряд закономерностей: все герои проанализированных сюжетов своим примером помощи несут общий посыл: совершать добрые дела может абсолютно каждый, добрые дела для нуждающихся - это не только материальная помощь, но в первую очередь внимание. В социальном проекте артисты, депутаты, общественные деятели доказали, что на доброе дело всегда можно найти несколько свободных часов. В ходе исследования монологических отрывков сюжетов были выявлены общие концепты: «милосердие», «время», «город», которые находятся во взаимосвязи. При их раскрытии у предполагаемого реципиента складывается следующее представление о волонтёрской деятельности Православной службы Милосердия: чтобы помогать людям, нужно на самом деле немногое - время и желание, помощь для героев имеет двусторонне направленную пользу - проявление доброты по отношению к тем, кому она крайне необходима, делает нас самих лучше.
В телепрограмме «За дело» выявили общие концепты, которые встречаются в речи у всех героев сюжета. Это «многодетная семья» и «бедность». У предполагаемого реципиента должна сложиться картина следующего плана: многодетным семьям в России живётся трудно, они лишены порой самого необходимого. Здесь мы приходим ко второму выводу: географическое положение области не играет никакой роли в выделении финансовой помощи многодетным и малоимущим людям.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, были решены, гипотеза исследования, заключающаяся в том, что социальные телепроекты способствуют общественному диалогу и поиску консенсуса при обсуждении тем, связанных с православием, была доказана. На этапе анализа содержания сценариев телепроекта мы пришли к выводу, что тематическая связь социального проекта с институтом религии незаметна на лексико-семантическом уровне текстов. Но стоит отметить, что анализ исторических предпосылок появления проекта «Город добрых людей» расширил понимание проблем Екатеринбурга как города с возрождающимися историческими традициями.
В итоге можно сделать вывод, что общественно значимые телевизионные проекты являются важнейшим социальным компонентом современного отечественного телевещания, способствующим повышению уровня социального взаимодействия журналистов с обществом. Общественно значимые региональные телевизионные проекты способны не только удовлетворять информационные, культурно-просветительские, коммуникационные потребности общества, но и побуждать людей к созидательным общественным действиям.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Баутина П.В. Дискурс социальной журналистики: определение предмета продолжается / П.В. Баутина // Журналистика в 2008 году. Общественная повестка дня и коммуникативные практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - С. 5-6.
3. Гегелова Н.С. Культурно-просветительская миссия телевидения: дис. ... д-ра филол. наук / Н.С. Гегелова. - М.: [б.и.], 2012. - 378 с.
4. Город Святой Екатерины / [Электронный ресурс] НИЕ: ййр://хп—--8ксдйдкЬ 1 айзЗЬсай 1 аЦ ид7 дхс.хп--р 1 ат/
5. Гуржий Д.А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения / Д.А. Гуржий // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 991-993.
6. Дзялошинский И.М. Какая журналистика может считаться социальной? / И.М. Дзялошинский // В кн.: НКО и СМИ: мостик через пропасть: Практическое пособие для некоммерческих организаций. - М.: Агентство социальных информаций, 2002. - С. 19-39.
7. Дзялошинский И.М. Поле для профессионалов или поляна для дилетантов? / И.М. Дзлошинский // Социальная журналистика: профессия и позиция. - М.: Агентство социальной информации, 2005. - С. 16-21.
8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с.
9. Елинер И.Г. Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе: автореф. дис. ... д-ра культурологии / И.Г. Елинер. - СПб: СПбГУКИ, 2010. - 34 с.
10. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. - М.: Дело, 2002. - 568 с.
11. Зацепина И.А. Социальная журналистика как организатор
общественного диалога / [Электронный ресурс] НКЬ:
http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/1044/1/1966-1969.pdf
12. Ковалева М.М. Технологии полуправды, или Конец классической русской журналистики / М.М. Ковалева // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - №40. - С. 68-72.
13. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика: Учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 368 с.
14. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов. вузов / Л.П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 224 с.
15. Мусияченко В.И. СМИ как институт социального управления / В.И. Мусияченко // Сб. науч. ст. преподавателей Курского ин-та гос. и муниципальной службы: Ежегодник. - 2005. - Вып. 2004. - C. 164-168.
16. Панферова В.В., Владимирова Т.Н. Гуманистическая функция социальной журналистики / В.В. Панферова, Т.Н. Владимирова // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - №2. - С. 246-255.
17. Папина С. «Город добрых людей. Виктория Цыганова /
[Электронный ресурс]
URL: https://www.youtube.com/watch?v=4pMFBXY s6cA
18. Папина С. «Город добрых людей». Андрей Рожков / [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=7ugtk0r6- tw&t=29s.
19. Папина С. «Город добрых людей». Анна Малахова /
[Электронный ресурс]
URL: https: //www.youtube.com/watch?v=VH_lVg4A1 mU&t=205s.
20. Папина С. «Город добрых людей». Татьяна Мерзлякова /
[Электронный ресурс]
URL:https: //www.youtube.com/watch?v=PUrbtlRWmLM&t= 105s.
21. Папина С. «Город добрых людей». Тимофей Жуков / [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=b3GQzlTMa7c.
22. Протоир. Е. Попиченко. Приветственное слово / [Электронный ресурс] URL: https://www.ekbmiloserdie.ru/
23. Рейтер С., Лошак А. Беседы о социальной журналистике /
[Электронный ресурс] URL: http://yarcenter.ru/articles/society/beseda-o-
sotsialnoy-zhurnalistike-44677/
24. Саппак В. Телевидение и мы: четыре беседы / В. Саппак; под ред. Г.Я. Солганик. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 168 с.
25. «Святая Екатерина: возвращение смыслов. Новый образ города»:
тема настоящего, прошлого и будущего уральской столицы вызвала оживленную дискуссию // Екатеринбургская епархия. 2019. 13 июля /
[Электронный ресурс] URL: http://www.ekaterinburg-
eparhia.ru/news/2019/07/13/21431/
26. Соловьев о знаке «Город бесов» в Екатеринбурге: «Значит, я правильно дал характеристику» // Информационное агентство «Знак». 2019. 17 июня / [Электронный ресурс] URL: https://www.znak.com/2019-06-17/solovev_o_znake_gorod_besov_v_ekaterinburge_znachit_ya_dal_tochnuyu_harakteristiku
27. Сорокин П.А. Система социологии / П.А. Сорокин. - М.:
Астрель, 2008. - 1003 с.
28. Социальная информация в российских периодических изданиях // Информационно-аналитический бюллетень АСИ. - 1997. - №30; 1998. - №21.
29. Тарасов И. В ПНИ может попасть каждый. Как обманывают людей, лишая их всего и обрекая на жизнь в нечеловеческих условиях / [Электронный ресурс] URL: https://otr-online.ru/programmy/za-delo/v-pni- mozhet-popast-kazhdyy-kak-obmanyvayut-lyudey-lishaya-ih-vsego-i-obrekaya-na- zhizn-v-internate-39557. html
30. Тарасов И. Профессия: обувщик / [Электронный ресурс] URL : http://www.obltv.ru/broadcasting/programs/720-utrotv/releases/294629- professiya_obuvshchik
31. Тарасов И. Чем и как правильно помогать людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию? Репортаж с пункта сбора помощи / [Электронный ресурс] URL: https://otr-online.ru/programmy/za-delo/kak- pravilno-pomogat-lyudyam-popavshim-v-slozhnuyu-zhiznennuyu-situaciyu- reportazh-s-punkta-sbora-pomoshchi-41059.html
32. Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 335 с.
33. Фролов С.С. Социология: Учебник. Для высших учебных
заведений. - М.: Наука, 1994. - 256 с.
34. Фролова Т.И. Коммуникативные стратегии: вчера, сегодня, завтра // Светлая полоса. Специализация «Социальная журналистика». - М.: Агентство социальной информации, 2004. - С. 11.
35. Фролова Т.И. Предметно-функциональные особенности социальной журналистики / Т.И. Фролова // Известия Иркут. гос. эк. акад. - 2014. - Вып. 2. - С.150-156.
36. Фролова Т.И. СМИ как инструмент социальной модернизации / Т.И. Фролова // Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С. 52.
37. Фролова Т.И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге: Учебное пособие / Т.И. Фролова. - М.: Пульс, 2003. - 44 с.
38. Чернега О.П. Социальная журналистика: становление типологии / О.П. Чернега // Журналистика в 2002 году: СМИ и реалии нового века. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - С. 181.
39. Blau P. Exchange and Power in Social Life. - N. Y.: Wiley, 1986. - 372 p.
40. Homans G. Social Behavior as Exchange / G. Homans // American Journal of Sociology. - 1958. - №63 - P. 597-606.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ