Изучение особенностей слухового восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Башкирский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведена экспериментальная работа.
База исследования: МБДОУ Детский сад №326 городского округа город Уфа Республика Башкортостан.
Выборка: 5 детей с ОНР (III уровень речевого развития). Из них 2 девочки и 3 мальчика.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Понятие слуховое восприятие в психолого-педагогической и специальной литературе 6
1.2. Развитие слухового восприятия в онтогенезе 11
1.3. Особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 17
Выводы по I главе 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1. Исследование состояния слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 24
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 28
Выводы по II главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
База исследования: МБДОУ Детский сад №326 городского округа город Уфа Республика Башкортостан.
Выборка: 5 детей с ОНР (III уровень речевого развития). Из них 2 девочки и 3 мальчика.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Понятие слуховое восприятие в психолого-педагогической и специальной литературе 6
1.2. Развитие слухового восприятия в онтогенезе 11
1.3. Особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 17
Выводы по I главе 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1. Исследование состояния слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 24
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 28
Выводы по II главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Актуальность проблемы исследования. Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звуков как свойств предметов.
Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. Восприятие, понимание и воспроизведение устной речи обусловлено нормальным функционированием слухового анализатора наряду с сохранностью других анализаторных систем. В дошкольном возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков. Сформированность указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи.
В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается с различных позиций. Исследователи указывают на недостаточность фонематического слуха у детей с речевой патологией (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.), нарушение способности восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей (В.А. Ковшиков, А.К. Маркова и др.), трудности дифференциации интонационных характеристик (Л. А. Копачевская, Л.В. Лопатина). Методическим аспектам, развития слухового восприятия дошкольников с речевыми нарушениями значительное внимание уделяется в работах Г.А. Волковой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Однако, несмотря на значительное количество исследований, прямо или косвенно затрагивающих проблему изучения и формирования отдельных компонентов слухового восприятия у детей с различными формами речевого недоразвития, логопедическая наука не располагает достаточным количеством данных об особенностях рассматриваемого процесса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Таким образом, становится ясно, что вопросы изучения особенностей несформированности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи приобрели особую актуальность.
Цель исследования: выявить особенности слухового восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.
Объект исследования: слуховое восприятие детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.
Предмет исследования: исследование состояния слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: предполагается, что у старших дошкольников с ОНР будет наблюдаться недостаточная сформированность различных компонентов слухового восприятия, в особенности фонематического восприятия.
1) проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме изучения особенностей слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
2) подобрать методики изучения слуховой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и провести экспериментальное исследование;
3) представить качественный и количественный анализ результатов исследования и сформулировать выводы.
Теоретико - методологическую основу исследования составили:
– научные концепции: общей и специальной педагогики и психологии о динамическом единстве речевого и психического развития (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.);
- теоретические положения о роли слухового восприятия в познавательном развитии, формировании коммуникативных процессов и речи (Е. Филичева, Г.В. Чиркина, А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин и др.);
- исследование в области слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи (Л.С.Волкова, Л.С. Выготский).
Методы исследования:
– метод анализа научной литературы;
– биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);
– эмпирический метод (экспериментальные методики);
– методы качественного и количественного анализа результатов исследования.
Теоретическая значимость заключается в систематизации и обобщении теоретических представлений о слуховом восприятии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: подобранные методы обследования состояния слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР могут быть использованы в практической деятельности логопедов и дефектологов в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: МБДОУ детский сад №326 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.
Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. Восприятие, понимание и воспроизведение устной речи обусловлено нормальным функционированием слухового анализатора наряду с сохранностью других анализаторных систем. В дошкольном возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков. Сформированность указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи.
В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается с различных позиций. Исследователи указывают на недостаточность фонематического слуха у детей с речевой патологией (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.), нарушение способности восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей (В.А. Ковшиков, А.К. Маркова и др.), трудности дифференциации интонационных характеристик (Л. А. Копачевская, Л.В. Лопатина). Методическим аспектам, развития слухового восприятия дошкольников с речевыми нарушениями значительное внимание уделяется в работах Г.А. Волковой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Однако, несмотря на значительное количество исследований, прямо или косвенно затрагивающих проблему изучения и формирования отдельных компонентов слухового восприятия у детей с различными формами речевого недоразвития, логопедическая наука не располагает достаточным количеством данных об особенностях рассматриваемого процесса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Таким образом, становится ясно, что вопросы изучения особенностей несформированности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи приобрели особую актуальность.
Цель исследования: выявить особенности слухового восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.
Объект исследования: слуховое восприятие детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.
Предмет исследования: исследование состояния слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: предполагается, что у старших дошкольников с ОНР будет наблюдаться недостаточная сформированность различных компонентов слухового восприятия, в особенности фонематического восприятия.
1) проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме изучения особенностей слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
2) подобрать методики изучения слуховой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и провести экспериментальное исследование;
3) представить качественный и количественный анализ результатов исследования и сформулировать выводы.
Теоретико - методологическую основу исследования составили:
– научные концепции: общей и специальной педагогики и психологии о динамическом единстве речевого и психического развития (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.);
- теоретические положения о роли слухового восприятия в познавательном развитии, формировании коммуникативных процессов и речи (Е. Филичева, Г.В. Чиркина, А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин и др.);
- исследование в области слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи (Л.С.Волкова, Л.С. Выготский).
Методы исследования:
– метод анализа научной литературы;
– биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);
– эмпирический метод (экспериментальные методики);
– методы качественного и количественного анализа результатов исследования.
Теоретическая значимость заключается в систематизации и обобщении теоретических представлений о слуховом восприятии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: подобранные методы обследования состояния слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР могут быть использованы в практической деятельности логопедов и дефектологов в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: МБДОУ детский сад №326 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.
Как показал теоретический анализ литературы, проблема по изучению слухового восприятия старших дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной. Слуховое восприятие играет ведущую роль в осуществлении общения ребенка с окружающим миром и является одним из основных условий развития речи у детей. Совершенствование различных сторон слухового восприятия (пространственный, временной, звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, фонематический слух) интенсивно происходит в раннем и дошкольном возрасте в связи с включением дошкольников в различные виды деятельности. Формирование слухового восприятия как многокомпонентного процесса протекает в тесном взаимодействии с другими психическими процессами, благодаря чему оно выполняет ряд функций: коммуникативную, регулятивную, познавательную. Настоящее исследование направлено на изучение особенностей слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для проведения эксперимента мы подобрали группу из 5 детей возраста 5-6 лет с ОНР 3 уровня. Нами были отобраны методики: «Что звучит?», «Эхо» и «Послушай и покажи» (по Архиповой Е.Ф), благодаря которым я смогла определить уровень развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Экспериментальное изучение особенностей слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выявило недостаточный уровень развития различных компонентов слухового восприятия.
По результатам проведенных исследований, можно сделать вывод, что большинство детей экспериментальной группы показали средний и низкий уровень развития слухового восприятия. У детей наблюдаются сложности с узнаванием и дифференциацией речевых и неречевых звуков. У большинства старших дошкольников с ОНР 3 уровня слуховое восприятие развито недостаточно.
Для проведения эксперимента мы подобрали группу из 5 детей возраста 5-6 лет с ОНР 3 уровня. Нами были отобраны методики: «Что звучит?», «Эхо» и «Послушай и покажи» (по Архиповой Е.Ф), благодаря которым я смогла определить уровень развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Экспериментальное изучение особенностей слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выявило недостаточный уровень развития различных компонентов слухового восприятия.
По результатам проведенных исследований, можно сделать вывод, что большинство детей экспериментальной группы показали средний и низкий уровень развития слухового восприятия. У детей наблюдаются сложности с узнаванием и дифференциацией речевых и неречевых звуков. У большинства старших дошкольников с ОНР 3 уровня слуховое восприятие развито недостаточно.



