Введение……..…3
Глава 1. Организационно-правовые основы органов дознания в вооруженных силах Российской Федерации.....5
1.1. Структура органов дознания в вооруженных силах Российской Федерации…5
1.2. Компетенция органов дознания в вооруженных силах Российской Федерации …10
Глава 2. Полномочия военных органов дознания и военных дознавателей……………………17
2.1. Права и обязанности военных органов дознания и военных дознавателей………………17
2.2. Организация возбуждения уголовных дел начальниками военной полиции вооруженных сил Российской Федерации, как органами дознания…………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….40
Список источников и литературы…………………42
Актуальность темы курсовой работы обусловлена рядом факторов. Так, зачастую дознавателям военной полиции и органам дознания приходится возбуждать уголовные дела. Однако, полномочиями дознавателя не охватывается проведения полного ряда следственных мероприятий, поэтому порядок и возможность возбуждения уголовных дел дознавателями не понятна.
Цель курсовой работы изучить законодательство, касающееся деятельности военных органов дознания, раскрыть организацию, компетенцию и структуру органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, выявить проблемные вопросы правового регулирования организации и компетенции военных органов дознания и сформулировать предложения по совершенствованию соответствующего законодательства о военных органах дознания.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
− дать характеристику структуры органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации;
− исследовать компетенцию органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации;
− раскрыть полномочия военных органов дознания и военных дознавателей;
− раскрыть процессуальный порядок возбуждения уголовного дела органами дознания;
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией и компетенцией органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Предмет работы – действующее уголовно-процессуальное, иное нормативно-правовое законодательство, регламентирующее организацию и компетенцию органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Методологическую базу курсовой работы составляют диалектический метод познания, рассмотрение вопросов также проводилось с использованием общенаучных и частных научных методов теоретического анализа, таких как историко-логический, системно-структурный и некоторые другие методы.
Структура курсовой работы представлена в виде введения, двух глав с четырьмя параграфами, заключения, списка использованных источников.
Орган дознания Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой способ наделения отдельных структурных образований Вооруженных Сил Российской Федерации полномочиями по возбуждению уголовного дела и производству по нему предварительного расследования в рамках и объеме, определяемых ст. 150, 151 и 157 УПК РФ. В силу первичности норм уголовно-процессуального закона согласно п. 3 ч 1 ст. 40 УПК РФ органами дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации признаются начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинский частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, которые представляют собой первый высший уровень структуры органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащий конкретизации по территориальному признаку. При этом выявляется несоответствие положений УПК РФ структурному определению Вооруженных Сил Российской Федерации, отраженному в законе «Об обороне», в связи с чем необходимо внести уточнения в п. 3 ч 1 ст. 40 УПК РФ с целью приведения перечня органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии со структурой Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по пути полного перечисления основных структурных частей Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по пути общего обозначения органа дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, определяемого воинскими уставами и законом «Об обороне».
Компетенция органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации ограничена только производством неотложных следственных действий в соответствии с правилами ст. 157 УПК РФ по уголовным дела, по которым производство предварительного следствия обязательно. При этом компетенция органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации ограничена также кругом преступлений и лиц, их совершивших, в которые согласно п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ включены уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы и также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинский формирований и органов связи с исполнением им своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.
Органы дознания Вооруженных Сил Российской Федерации после принятия решения о возбуждении уголовного дела, при производстве неотложных следственных действий, к которым в первую очередь следует отнести: осмотр, ОМП, осмотр трупа, освидетельствование, допрос подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, обыск, выемку, назначение и производство экспертизы, могут своевременно установить виновное в совершении преступления лицо и до истечения срока в 10 суток передать уголовное дело следователю для дальнейшего проведения по нему предварительного следствия.
Военный дознаватель в соответствии с положениями ст. 41 и др. УПК РФ по своему процессуальному статусу является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, осуществляющим уголовное преследование при производстве по уголовному делу на досудебных стадиях: при возбуждении уголовного дела и осуществлении по нему предварительного расследования. При этом военный дознаватель в настоящее время наделен полномочиями только по осуществлению неотложных следственных действий по правилам ст. 157 УПК РФ по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Вместе с тем создание в последние годы военной полиции создает предпосылки для наделения военного дознавателя также полномочиями по производству дознания по правилам глав 32 и 32.1 УПК РФ.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. Ст. 1691.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. № 249. 22 декабря.
3. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. Ст. 2750.
4. Федеральный закон от 3 февраля 2014 года № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» // Российская газета. 2023. № 6296. 5 февраля.
5. Федеральный закон от 30.12.2015 г. № 440-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя»
6. Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 161 «Об утверждении устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
7. Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150 (ред. от 25.02.2016) "Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/, дата обращения 23.05.2023года.
Научная литература
8. Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие / А.И. Бастрыкин, И.Ф. Крылов. М.: Экзамен, 2020. 255 с.
9. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2022. 229 с.
10. Вдовцев П.В. Неотложные следственные действия: понятие и проблемы законодательной регламентации / П.В. Вдовцев // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2022. № 4.
11. Левченко О.В. Производстве неотложных следственных действий: учебное пособие / О.В. Левченко, А.А. Камардина. Оренбург: ОГУ, 2022. 261 с.
12. Мельников И.И. Дознание в Вооруженных Силах СССР: Дисс. ... канд. юрид. наук. М.: ВКИ, 1986. 32 с.
13. Сафоненко Д.Ю. Организация процессуальной деятельности органов дознания: на примере органов дознания МВД РФ: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.11 / Сафоненко Дмитрий Юрьевич. Саратов, 2009. 211 с.
14. Сидоркевич И. Хороший полицейский – военный полицейский // Московский комсомолец. 2016. № 27019. 29 января.
15. Стрекозов В.Г., Кудашкин А.В. Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: «За права военнослужащих», 2004. 640 с.
16. Топориков М.Л. Долгий путь армейского дознания // Прокурор. 2015. № 3. 98 с.
17. Качалов В. И. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс) / Под ред. Г.И. Загорского. М., 2010.
Судебная практика
18. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2000 г. № 1-П.
19. Определение Конституционного Суда РФ от 12.03.2019 № 578-О «По жалобе гражданина Суслова Олега Борисовича на нарушение его конституционных прав частями первой, шестой и седьмой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».