Введение 3
1. Теоретические основы американской модели менеджмента 4
2. Сравнительная характеристика американской, российской, японской и немецкой моделей менеджмента 7
3. Преимущества и недостатки американской модели менеджмента 15
4. Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях17
Заключение 18
Список использованной литературы 21
На сегодняшний день, наиболее общепринятой является американская модель управления персоналом, влияние которой на развитие теории и практики в управлении особенно велико. Актуальность данной проблемы в том, что с каждым годом возрастает необходимость знаний и компетентности в данной системе управления. На основе мирового опыта управления производством можно сказать, что в качестве решающего фактора в стабильном и длительном функционировании предприятий, их поступательном развитии выступает наличие высококачественного менеджмента и менеджмента персонала в частности.
В качестве цели данной работы выступает исследование американской модели менеджмента.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, в процессе написания работы, необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы американской модели менеджмента;
-дать сравнительную характеристику американской, японской и немецкой моделей менеджмента;
-дать оценку преимуществам и недостаткам американской модели менеджмента.
В качестве объекта данной работы выступают процессы управления персоналом в организации.
В качестве предмета данной работы выступает американская модель менеджмента.
При написании работы использовались научные статьи, материалы, периодическая литература, статистические данные и учебные пособия исследователей в сфере менеджмента. В работе были использованы методы синтеза, анализа, общенаучные методы.
Основной целью данной работы являлось рассмотрение американской модели менеджмента. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Американский стиль управления часто рассматривают в виде общего подхода к управлению человеческими ресурсами в организации. Основной целью является совершенствование использование всего человеческого потенциала организации. А также предполагается расширение привлечения трудовых ресурсов к управленческой деятельности в следующих направлениях:
-работник имеет право на самостоятельное принятие решения;
-работник принимает непосредственное участие в принятии решения;
-работник участвует в совершенствовании деятельности, как самого предприятия, так и отдельных его структурных подразделений.
На сегодняшний день в мировой практике менеджмента выделяют следующие модели управления:
-англо-американскую;
-японскую;
-немецкую;
-российскую.
Особенностью англо-американской модели управления является наличие сильного Совета Директоров, который составляют члены управления и собрание акционеров. Корпоративным законодательством в странах англо-американской модели управления решаются вопросы, касающиеся противоречия акционеров и управляющего звена. Также, необходимо отметить, что английская система менеджмента основана в первую очередь на американской системе управления, почему и носит название англо-американской модели. Но между этими двумя системами существует ряд отличий. В американской системе управления в первых рядах стоят честность, развитость ума и техническая вооруженность, когда в английской системе управления техническая вооруженность стоит на последнем месте. Немецкая модель управления является продуктом исторических особенностей развития государства, примером организованного капитализма, где банковский институт и крупные корпорации играют большую роль в экономическом развитии страны, чем государство.
К основным особенностям немецкой модели управления относят:
-двухпалатное Правление, состоящее из исполнительного и наблюдательного Советов;
-узаконенных ограничений прав акционеров при голосовании.
Японская модель управления характеризуется следующими аспектами:
-системой главных банков;
-системой пожизненного найма сотрудников;
-сетевой организацией внешних взаимодействий организаций.
В настоящее время большинство российских компаний финансируют свой бизнес в основном за счет прибыли и кредитов банка. При этом достаточным обеспечением для получения займов они не располагают.
Хотелось бы сделать акцент на особой специфике работы отечественных предприятий. А заключается она в том, что наши фирмы развиваются по своему собственному пути. Конечно, они обращаются к опыту своих коллег из западных компаний, и перенимают положительные моменты. Но, все же, в российских организациях выработан собственный стиль работы, который непосредственно создается самими работниками и руководителями. В таких фирмах огромное влияние имеют человеческие отношения. Именно этот путь развития в управлении позволяет российским компаниям быть независимыми и профессиональными на рынке.
1. Байгот С. А., Ефимчик Е. Е. Основы менеджмента, – 2 изд. – Мн.: «Информпресс», 2012. – 890 с.
2. Балашов Ю.К. Оценка персонала - основа кадровой политики зарубежных фирм// Кадры предприятия.- 2013.- № 9.- 204 с.
3. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е.Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 214 с.
4. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон, М.: Дело, 2014. - 704 с.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. – М.: Гном-пресс, 2014 – 670 с.
6. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 2011. – 312 с.
7. Гольштейн Г.Я. Основы менеджмента - М., ЭКО, 2010 - 116 с.
8. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с
9. Данько, Т.П., Голубев, М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 c.
10. Колпаков В.М. Управление развитием персонала. - К.: МАУП, 2013. - 712 с.
11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2014. - 704 с.
12. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. Научн. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 2015 – 670 с.
13. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. - М.: Экономика, 2014 – 300 с.
14. Резник С. Д., Игошина И.А., Резник В.С. Менеджмент организации – М, 2013 – 567 с.
15. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.: ИНЭ, 2012 – 120 с.
16. Тичи Н., Деванна М. Лидеры реорганизации (из опыта американских корпораций): Пер. с англ.// Н. Тичи, М. Деванна - М.: Экономика, 2010 – 567 с.
17. Травин В.В. Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия М.: Дело, 2015 – 789 с.
18. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента. Учебно-практическое пособие. АО Бизнес-школа «Интел-синтез». М.: 2014 – 500 с.
19. Харингтон Дж. Управление качеством в американских предприятиях. - М.: Экономика, 2010 – 780 с.