Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 8
1.1 Значение бизнес-планирования в деятельности предприятия 8
1.2 Последовательность разработки бизнес-плана предприятия 12
1.3 Структура бизнес-плана 29
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО "СОЛНЫШКО" 40
2.1 Краткая характеристика проекта 40
2.2 Маркетинговый план 43
2.3 Производственный план 48
2.4 Организационный план 54
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА ОТКРЫТИЯ ДЕТСКОГО САДА 57
3.1 Финансовый план 57
3.2 Анализ чувствительности и безубыточности 60
3.3 Риски проекта 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Необходимость бизнес - планирования давно понятна в крупных компаниях, но появляются и набирают силу множество новых компаний и фирм, где с ростом объемов растет и потребность в предвидении результата. Есть много работ по общим вопросам составления бизнес -плана, однако в каждом конкретном случае необходимо учесть особенности компании, проекта, что требует разработки и расчетов своего бизнес-плана.
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности и в тоже время необходимый инструмент проектно - инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты организации, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес -план - одновременно поисковая, научно - исследовательская и проектная работа.
Не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес-плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес - плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, предполагает мобилизацию стратегических возможностей.
В условиях быстрых изменений в экономике очень важно своевременно принимать соответствующие меры реагирования. Неоценимую помощь здесь оказывает планирование, позволяющее проанализировать весь комплекс будущих операций бизнеса. Именно на основе планирования дальнейшего развития предприятия появляется реальная возможность минимизировать внутренние и часть внешних рисков компании, сохранить гибкость управления производством. Если работа без плана является вынужденной реакцией на уже произошедшие события, то деятельность на основе плана — управленческая реакция на ожидаемые и запланированные явления.
Ценность бизнес-плана, тем не менее, не ограничивается необходимостью убедить инвесторов в том, что у предприятия есть достойная поддержки бизнес-идея. Он имеет важное значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет содержание целей предприятия, а также время и пути их достижения.
Существуют четыре основные причины составления бизнес-плана.
1. Возможность обнаружить проблемы "на бумаге" до того, как они возникли. Можно спорить с тем, какую из причин составления бизнес-плана поставить на первое место, а какую - на второе или третье. И трудно возражать, если кто-то сочтет, что вторую и третью причины нужно поменять местами. Но совершенно точно: - бизнес-план в первую очередь нужен тому, кто задумывает изменения в своем бизнесе, и для того, чтобы взглянуть на себя со стороны. Новое дело всегда предполагает некоторый прогноз развития событий. Здесь обязательна попытка для самого себя уяснить основные направления бизнеса, его сильные и слабые стороны, прикинуть примерный объем денег. Все это необходимо для того, чтобы, трезво оценив ситуацию, иметь представление о реальных перспективах развития бизнеса.
2. Без бизнес-плана практически невозможно привлечение инвестиций.
Термин "бизнес-план" стал модным в 1991-1992 гг. Это было время "отрицательных" банковских ставок: инфляция больше, чем проценты по кредиту, поэтому отдавать нужно "пустые" деньги. В таких условиях получение кредита часто определялось личными взаимоотношениями банкира и заемщика, а не качеством бизнеса.
3. Бизнес-план - это стандартный документ ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.
Как и всякое явление, бизнес-планирование переживает взлеты и падения. Сейчас на Западе уже само собой понимается, что у фирмы должен быть бизнес-план.
Бизнес-план - это элемент имиджа предприятия. Значительно убедительнее выглядит человек, который знает, как будет развиваться его фирма в течение ближайших лет, чем тот, который затрудняется ответить на этот вопрос. На Западе принято, что такой документ существует и с ним идет постоянная работа.
4. Бизнес-план - это инструмент контроля и управления.
Итак, подводя итог, отметим, что бизнес-план - это стартовая точка и базис плановой и исполнительской деятельности предприятия, единый источник стратегической информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует на все результаты работы предприятия.
Актуальность темы и значимость корректности бизнес-планирования обусловила выбор темы настоящей дипломной работы и ее основную цель: изучить теоретические концепции разработки бизнес-плана и привести практическую разработку бизнес-плана предприятия на примере ООО "Солнышко".
Методологической основой данного дипломного проекта послужили монографические и коллективные работы отечественных и зарубежных авторов, а также интернет ресурсы, статьи и другие публикации, представленные в периодической печати.
В России строгого государственного стандарта на форму и на содержание разделов бизнес-плана не существует, однако основные методические рекомендации можно найти в Практическом руководстве по составлению бизнес-плана и оценке эффективности инвестиционного проекта полиграфического предприятия. Необходимо также принимать во внимание типовой формат построения бизнес-планов, принятый в странах Запада, согласно которому структура бизнес-планов должна выглядеть следующим образом:
1. Изложение целей деятельности.
2. Краткое описание бизнеса.
3. Анализ рынка.
4. Продукция (услуги).
5. Организация производства.
6. Инвестиционный климат и риски.
7. Конкуренция.
8. Реализация продукции.
9. Управление и кадры.
10. Финансирование.
11. Приложения.
Бизнес-план должен:
а) давать возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
б) содержать ориентиры, как должен развиваться проект и предприятие в целом;
в) показывать, что продукт или услуга найдут своего потребителя;
г) установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;
д) содержать оценку затрат, необходимых для изготовления и сбыта собственной продукции и выполнения полиграфических работ;
е) определять прибыльность будущего производства и показывать его эффективность для потенциального инвестора.
До разработки бизнес-плана инвестиционного проекта в компании должны быть осуществлены:
1) маркетинговые исследования с целью выбора для последующего производства продукта или услуги из уже представленных на рынке, но обладающих высоким потенциалом спроса, а также с целью исследования возможностей и путей сбыта на рынке нового продукта или услуги;
2) оценка соответствия организационных, профессиональных и технологических возможностей компании требованиям производства и сбыта выбранной продукции или услуг. Выявление узких мест и пути их преодоления;
3) определение потенциальных партнеров по кооперации, основных поставщиков сырья, материалов и комплектующих, энергоносителей, а также заключение с ними предварительных соглашений об условиях поставки;
4) определение поставщиков технологического оборудования и соглашение с ними условий его поставки;
5) предварительный расчет объема инвестирования и оценка предполагаемого залога;
6) определение типа или имен конкретных потенциальных инвесторов проекта.
Предварительно, до перехода к стратегическому планированию, обсуждается общее планирование целей, включающее в себя формулировку основных направлений и целей деятельности компании.
В данной работе был рассмотрен бизнес-план открытия частного детского сада ООО "Солнышко", целью которого было заинтересовать инвестора выгодностью вложения средств в рассматриваемый проект и убедить кредитора предоставить денежные средства с условием своевременного возврата выплат.
Целью проекта является открыть детский сад, достигнуть окупаемости проекта и получить соответствующую прибыль для дальнейшего развития.
Далее был разработан инвестиционный план, в результате которого были определены необходимые затраты на основное и вспомогательное оборудование.
В операционном плане был отражен бюджет закупки сырья, оборудования. Следующим этапом было составление бюджета условно-постоянных издержек, сформирован план по персоналу.
Последним этапом бизнес-плана была оценка рисков проекта. В ходе анализа чувствительности были определены основные параметры, влияющие на чистый дисконтированный доход.
В итоге, можно сделать вывод о достоверности подготовленного бизнес-плана, инвестиционной привлекательности проекта, как для инвестора, так и для кредитора. Показатель чистой текущей стоимости проекта составляет 280,8 млн. руб. Внутренняя норма доходности по проекту - 55%. Индекс доходности дисконтированный - 824,5. Срок окупаемости проекта составляет 1 год и 4 месяца.
Итак, рассмотренный бизнес-план проекта вполне может удовлетворить лиц, принимающих решения по его реализации, т.е. основная цель бизнес-плана выполнена и проект является перспективным.
Социально-экономическое воздействие проекта заключается в предоставлении новых рабочих мест, повышении конкурентоспособности аналогичных предприятий и стремление их к более качественной работе.
Экологическое воздействие проекта направлено на озеленение прилегающей территории.