Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ 8
1.1. Цели и задачи деятельности Банка России 8
1.2. Структура и функции Банка России 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ 25
2.1. Цели и основные инструменты денежно-кредитной политики 25
2.2. Анализ проблем существующей денежно-кредитной политики 39
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА 44
3.1. Зарубежный опыт проведения денежно-кредитной политики 44
3.2. Основные направления развития единой государственной денежнокредитной политики на 2017 г. и период 2018 и 2019 гг 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ 77
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в современных условиях неустойчивого экономического развития страны, высокого уровня цен возникает необходимость оценки эффективности проводимой ЦБ денежно-кредитной политики, которая выражается в степени воздействия на экономику страны и, как следствие, приводит к изменению общего уровня жизни населения.
Центральные банки занимают ведущее место в регулировании банковской деятельности и обеспечении стабильности банковской системы, кроме того, они являются финансовыми агентами правительства, банками банков и как проводники монетарной политики имеют существенное влияние на развитие экономики страны в целом. Однако так было не всегда. На начальном этапе развития банковской системы не существовало центральных банков. Банковская система прошла эволюционный путь, прежде чем люди осознали необходимость их создания. Хотя в современном мире центральный банк - важнейшее звено банковской системы и важная составляющая экономики страны, однако и в наше время центральные банки эволюционируют, испытывая изменения.
Однако, не обращая внимания на значительное количество исследований, вопрос эволюции центральных банков остается недостаточно освещенным, что и обусловливает необходимость публикации.
Процесс формирования новой экономической системы на основе рыночных отношений, который происходит в России, приводит комплекс споров подходов как на научно - теоретическом уровне, так и в практических воздействиях относительно главных проблем трансформации экономических методов трансформации и параметров целевой модели рыночной экономической системы. Средством для решения этих проблем можно считать экономическую политику государства, инструментами которой является налоговая, бюджетная, денежная и кредитная политики государства.
Процессы формирования национальной экономической системы происходят под влиянием двух определяющих факторов - создание независимой государственной экономики как части единого народнохозяйственного комплекса и новых принципов функционирования экономической системы на основе рыночных отношений. Оба фактора требуют коренных трансформационных изменений системы хозяйствования, производственных, технологических, научных, инновационных отношений, отношений собственности и взаимодействия субъектов экономики в общем экономическом процессе. Поэтому эта тема является актуальной и заслуживает внимания для дальнейшего исследования.
Основная цель данной работы - изучить основные направления денежно-кредитной политики Центрального Банка.
На основании поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить цели и задачи ЦБ РФ;
• рассмотреть структуру и функции ЦБ РФ;
• изучить содержание и актуальные направления денежно-кредитной политики Банка России;
• выявить проблемы и обосновать перспективы реализации Банком России денежно-кредитной политики в кредитной системе России;
Объект исследования - Центральный Банк Российской Федерации (Банк России).
Предмет исследования - денежно-кредитная политика Центрального Банка России.
Методы, используемые автором: изучение и анализ научной и специальной литературы, изучение и обобщение отечественного правоприменительного опыта, изучение материалов статистических исследований, документов; моделирование, сравнение, анализ, синтез, методы прогнозирования.
Нормативную основу исследования составили акты федерального законодательства, акты Правительства и Министерств, материалы судебной практики. Теоретическую основу исследования составили специальная и учебная литература, комментарии законодательства, материалы периодической печати.
Выпускная квалификационная работа содержит в себе введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе данной работы подробно освещены теоретико-методологические основы деятельности Банка России. Рассмотрены цели и задачи деятельности Банка России, проанализированы структура и функции Банка России.
Вторая глава работы посвящена анализу особенностей денежнокредитной политики Банка России: Исследуются цели и основные инструменты денежно-кредитной политики, проводится анализ проблем существующей денежно-кредитной политики.
В третьей главе сформулированы направления совершенствования денежно-кредитной политики центрального банка. Для этого изучен зарубежный опыт проведения денежно-кредитной политики, проанализированы и оценены основные направления развития единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 г. и период 2018 и 2019 гг.
Центральные банки возникли вследствие эволюционного осознание необходимости регулирования денежной массы, а потому моно полировали эмиссию банкнот. Эволюционный процесс относительно центральных банков продолжается и еще, возможно, банковская система будет трехуровневую построение во главе с единым над национальным банком или региональными наднациональными банками.
Банк России как центральный банк государства играет важнейшую роль в защите и обеспечении устойчивости национальной денежной единицы, проведении денежно-кредитной политики. Эффективность проведения государственной политики в банковской сфере напрямую зависит от правового регулирования деятельности центрального банка, его организационно-правового статуса, определения целей и функций, а также законодательного закрепления принципа независимости деятельности центрального банка и ее пределов. Безусловно, указанные характеристики являются основополагающими и относятся к общим положениям о центральном банке любого государства и имеют определяющее значение для раскрытия сущностных аспектов его деятельности.
Центральный банк не только выполняет функцию перераспределения ресурсов в обществе как чистый финансовый институт, но и становится в новых условиях институтом производительным, создающим новые ценности, новые потребительные стоимости, как это делает сфера материального производства. Получая информацию, перерабатывая её, делая определённые выводы и рекомендации для реальной практики осуществления денежнокредитной политики, Центральный банк, как это следует из нашего исследования, в соответствии с моделью А.А. Харкевича, снижает риски во всей финансово-кредитной системе, что одновременно создаёт ценность, которую уже можно количественно измерить.
Итог деятельности Центрального банка есть результат производительного труда, который создаёт ценности в форме общественно значимых услуг. Эти услуги имеют потребительную стоимость как выражение некоторой общественной потребности.
Отсутствие в этой сфере действительно конкурентного рынка не отменяет этого фундаментального положения, хотя и придаёт ему определённую специфику и особенности. Исследования Центрального банка должны быть посвящены актуальным проблемам как деятельности самого Банка России, так и банковской системе в целом. От качества полученных, а тем более внедряемых научных результатов аналитического и прогнозного характера, разработанных инструментов управления денежно-кредитной политики зависят обоснованность и прозрачность деятельности Центрального банка, укрепление доверия экономических агентов к проводимой им политике.
Денежно-кредитная политика представляет собой проводимый Центральным Банком РФ план мероприятий по обеспечению устойчивого роста экономики страны путем воздействия на кредит, денежное обращение и другие макроэкономические показатели. Цель денежно-кредитной политики заключается в формировании стабильного уровня цен посредством принятия антициклических мер в сфере денежного обращения, которые в будущем порождают экономический рост страны.
Теоретический базис исследования особенностей развития и инструментов реализации денежно-кредитного регулирования составляют труды отечественных ученых: Белоглазовой Г.Н., О. И. Лаврушина и пр. Эффект от проводимой денежно-кредитной политики проявляется в достижении поставленных целей и ориентиров, обозначенных в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики. Таким образом, механизм выполнения Банком России функции кредитора последней инстанции можно отнести к важнейшим инструментам совершенствования практики управления и регулирования ликвидности банковской системы.
С учетом имеющегося экономического положения нам представляется важным выделить некоторые лежащие в основе позиции, затрагивающие перспективы проведения денежно-кредитной политики в условиях кризисного состояния экономической конъюнктуры.
1. Представляется необходимым смягчение денежно-кредитной политики, хоть мы не призываем к кардинальному снижению процентной ставки или не лимитированному наращиванию кредитования банковского сектора. Представляются нужными постепенное снижение ставки рефинансирования на несколько п.п. и наряду с этим наращивание объемов предоставления ликвидности банковской системе. Наряду с этим вряд ли целесообразно вводить селективные инструменты денежно-кредитной политики, предназначенные для масштабного кредитование отдельных секторов экономики. Структурная политика, бесспорно, важна, однако ее основными инструментами выступают использование банков развития и бюджетно-налоговая политика.
2. Для экономики России важную роль играет регулирование валютного курса по тем же выше отмеченным причинам, что и для остальных стран с формирующимися рынками. Свидетельством тому, в числе прочего, служат риски для финансовой стабильности, образующиеся при резком падении курса валюты. В условиях современной экономической конъюнктуры возврат к явному таргетированию курса валюты (к примеру, в форме валютного коридора) едва ли представляется возможным, однако неявное содействие обеспечению стабильности валютного курса необходимо.
3. Всплывает вопрос относительно ныне действующего в Российской Федерации режима денежно-кредитной политики. Российская экономика очевидно не готова переходу к режиму инфляционного таргетирования. Помимо этого, заявленная Банком России чрезмерно амбициозная цель - достижение на уровне 4% темпа инфляции на 2017 год либо не будет достигнута (тем самым очередной раз подорвав доверие к Банку России), либо ценой ее достижения послужит углубление экономического спада. С нашей точки зрения, в современных условиях российской конъюнктуры, стоящим перед экономикой России задачам представляются ограниченно дискреционная политика, направленная на прослеживание динамики различных макроэкономических показателей (динамики валютного курса, экономического роста, процентных ставок, инфляции и др.).
Как выше отмечалось, в целях расширения свободы маневра имеет место целесообразность введения Центральным банком РФ отдельных ограничений трансграничного движения капиталов. В период волатильности на валютном рынке является разумным возврат к обязательной репатриации и 100%-ной продаже экспортной валютной выручки, а также введение лицензирования операций по вывозу капитала. Помимо того, видится целесообразным активизация деятельности по более активному использованию регулирования открытой валютной позиции, установление более высоких нормативов резервных требований.
Проведенная оценка денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ показала, что она является недостаточно эффективной, так как поставленные целевые ориентиры в сокращении уровня потребительских цен, в улучшении благосостояния населения и в рамках экономического роста не были достигнуты. Причиной тому может служить падение курса рубля, удорожание кредитов, сокращение объемов производства. Также необходимо уточнить, что реализация денежно-кредитной политики может создать лишь благоприятные условия, при которых субъекты хозяйствования будут осуществлять действия, которые отвечают целям и задачам экономической политики государства, которые, в том числе, будут направлены на обеспечение экономического роста. Наиболее эффективное влияние на экономику страны денежно-кредитная политика может производить в условиях макроэкономической стабильности при наличии устойчивой банковской системы и сбалансированного денежно-кредитного рынка с учетом тесного взаимодействия с экономической политикой государства в целом.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 5.12.2017) //"Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"// "Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790.
4. Постановление Президиума ВС РСФСР от 24.06.1991 № 1483-1 "Об утверждении Устава Центрального банка (Банка России)" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1012.
Библиография и периодика
1. Абрамова М.А. Национальная денежная система. Теория, методология исследования, концепция развития в условиях модернизации современной экономики. - М.: КУРС, Инфра-М, 2014. - 384 с.
2. Абрамова М.А. под ред., Маркина Е.В. под ред. и др. Денежно-кредитная и финансовая системы. Учебник. - М.: КноРус, 2016. - 446 с.
3. Айвазов А.Л. Роль управления бюджетными средствами в денежнокредитной политике Российской Федерации и перспективы ее развития //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 41. С. 1-5.
4. Андросова Л.Д. Кредитная кооперация в денежно-кредитной политике Банка России // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2016. № 2. С. 20-24.
5. Бердышев А.В. О денежно-кредитной политике Банка России // Современные гуманитарные исследования. 2016. № 5 (72). С. 47-49.
6. Бикалова Н.А., Епхиева Ю.С., Реброва В.В. Денежно-кредитная политика Банка России как составная часть экономической политики государства // Символ науки. 2016. № 7-1 (19). С. 21-23.
7. Брагинская Л.С. Государственный долг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности. - М.: Университетская книга, 2017. - 128 с.
8. Волков И.И. Координация целей и задач бюджетной и денежно-кредитной политик как ключевой механизм их интеграции // В сборнике: Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента. Сборник статей по материалам I-III международной научно-практической конференции . 2017. С. 63-69.
9. Воробьева Е.И. Денежно-кредитная политика Банка России как составная часть экономической политики государства // В книге: финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы. Сборник тезисов межрегиональной V-й научно-практической конференции. 2016. С. 76-81.
10. Гляцевич Ж.П., Римашевская М.С., Зиятдинова А.Т. Роль денежнокредитной политики в реализации финансовой политики // В сборнике: Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. Материалы V Международной научно-практической конференции (заочной): в 2 частях. Ответственный редактор А.А. Бурмистрова. 2016. С. 108-113.
11. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2014. - 240 с.
...