Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОО

Работа №123808

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы51
Год сдачи2023
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно – экспериментальная работа.
Объект исследования - ДОУ подготовительной группы «Солнышко»
Выборка: 30 человек, 15 детей - экспериментальная группа (подготовительная группа №1) и 15 детей контрольная группа (подготовительная группа №2).

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОО 6
1.2 Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Педагогические условия использования нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОО старших дошкольников 17
Выводы 1 главы 29
2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОО. 31
2.1 Констатирующий этап опытно – экспериментальной работы 31
2.2 Формирующий этап опытно –экспериментальной работы 37
2.3 Контрольный этап опытно - экспериментальной работы 41
Выводы 2 главы. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

К числу наиболее актуальных вопросов педагогики в современных условиях относится вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Перед системой образования стоит задача, связанная с воспитанием в детях таких черт, как творческий подход к окружающему миру, самостоятельность, активность познавательной деятельности, способных обеспечить впоследствии, с переходом детей во взрослый возраст, значительные позитивные изменения в обществе. Значимость знаний, которые получает человек, характеризуется непостоянством, поскольку одним из их свойств является утрата актуальности со временем. В этой связи возникает потребность развития у дошкольников оригинальности, инициативности, находчивости, решительности, предприимчивости, т.е. качеств, основу которых составляет детское творчество.
В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Необходимостью этого возникла система занятий, которая стимулировала творческий потенциал детей и развивала художественно-творческие способности дошкольников.
Одной из приоритетных задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, в соответствии с ФГОС ДО. Целью, которого является социализация ребенка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха. В психолого-педагогических исследованиях дошкольный возраст рассматривается как благоприятный период для обучения, то есть считается сензитивным. Сензитивность человека проявляется в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям. Сензитивный период – это самый благоприятный период для развития той или иной способности. Современные дошкольники чрезвычайно активны, восприимчивы к творчеству, эмоциональны, имеют задатки к развитию способностей. Важно не упустить время для их творческого развития.
Современные исследования Никитина А.В., Давыдова Г.Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
В последние годы для развития творческих способностей дошкольников на занятиях в ДОО стали использовать нетрадиционные техники рисования. Полезны эти занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию.
Все вышеизложенное определяет актуальность данной работы, которая состоит в том, что традиционные способности не всегда приносят необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных техник.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОО?
Объектом является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предметом являются педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОО.
Целью работы: теоретически выявить педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОО и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза работы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОО будет протекать эффективней при соблюдении следующих педагогических условий:
1) Образовательная деятельность осуществляется в сотворчестве детей и педагогов;
2) будет создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая свободному проявлению творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, основываясь на анализе научной литературы можно сделать вывод о том, что способности являются индивидуальными особенностями личности, обеспечивающими легкость и высокое качество овладение какой-либо деятельностью. Среди ведущих свойств способностей к творческой деятельности главное место отведено воображению, без которого невозможно воплощение творческого замысла.
Развитие воображения происходит в процессе творческой деятельности под влиянием потребностей общества. В качестве предпосылки развития воображения выступает его формирование, начиная с детского дошкольного возраста, в процессе игр, учебных занятий и приобщения детей к искусству. Одним из необходимых источников воображения является накопленный различный жизненный опыт, приобретение знаний и формирование убеждений.
Такие виды художественной деятельности, как рисование, лепка и аппликация являются основными в развитии творческих способностей ребенка. Изобразительное творчество имеет огромное значение в процессе всестороннего развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Процессы обучения и творческой деятельности являются взаимоопыляемыми. В процессе каждого обучающего занятия целесообразно найти место для творчества, а на творческих занятия необходимы элементы обучения. Здесь ключевое значение играет умение педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность ребенка, побуждая его к самостоятельности и творчеству.
Нетрадиционные техники рисования определяются как способ развития творческих способностей ребенка. Они необходимы для создания нового, оригинального произведения искусства в котором гармонично сочетаются цвета, линии и сюжет.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в процессе развития творческих способностей. Дети дошкольного возраста осваивают новые материалы, инструменты и техники получая от этого процесса положительные эмоции. Необходимым для ребенка является возможность сравнить свои произведения после окончания работы над ними. Основная задача при обучении рисованию в дошкольном возрасте - помощь детям познать окружающий мир, развить их наблюдательность, воспитать у них чувство прекрасного и научить приемам изображения, одновременно осуществляя основные задачи изобразительной деятельности, которые определяются как формирование творческих способностей у детей в процессе создания выразительных образов разнообразных предметов, с помощью доступных для дошкольного возраста изобразительных предметов.
Для проверки поставленной в начале исследования гипотезы нами была организована и проведена экспериментальная работа с 30 воспитанниками подготовительной группы.
Для диагностического этапа исследования творческих способностей дошкольников входящих в экспериментальную и контрольную группы, нами были отобраны следующие методики: Тест «Составление изображений» Е.Е. Туник, методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, Методика Торенса.
В процессе констатирующего этапа исследования было выявлено, что дети в экспериментальной и контрольной группах обладают достаточно низким уровнем развития воображения, творческого мышления и оригинальности.
Для проведения формирующего этапа эксперимента была разработана программа, направленная на развитие творческих способностей дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник изодеятельности. Программа реализовывалась с детьми входящими в экспериментальную группу.
Завершающий этап исследования проводился в форме контрольного эксперимента, результаты которого показывают, эффективность программы в процессе работы с экспериментальной группой.
Таким образом, поставленная в начале исследования цель была достигнута, задачи реализованы, выдвинутая гипотеза о том, что использование различных вариантов изодеятельности будут способствовать развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, подтвердилась.



1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. – 567 с.
2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства : Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. – 256 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С. 70-75.
5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий», 2003. – 80 с.
6. Дюжакова М.В., Лавлинская О.И., Коломеец А.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 32-39.
7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: Психологическое развитие ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/Z/ZAPOROJEC_Aleksandr_Vladimirovich/_Zaporojec_A.V..html.
8. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 56 с.
9. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Нетрадиционные графические техники // Занятия по рисованию с дошкольниками. – 2008. – С. 5-31.
10. Колесов Д.В. О психологии творчества // Психологический журнал. – 1992. – № 6. – С. 43-54.
11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 160 с.
12. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-синтез, 2018. – 126 с.
13. Кондратьева Н.В. Сущность понятия «Творческие способности» [Электронный ресурс] // Концепт. – 2015. – №9. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-tvorcheskie-sposobnosti.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.
15. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
16. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2008.
17. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29-33.
18. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 2002. – 155 с.
19. Мотков О.И. Развитие творчества у детей // Дополнительное образование. – 2008. – №4. – С. 9-13.
20. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. Бим-Бада. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
21. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб., пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 352 с.
22. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М.: Педагогика, 1985. – 320 с.
23. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru.
24. Художественно-продуктивная деятельность; аспект требований ФГОС (из опыта работы Курбанисмаиловой М.Ш.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://122.dou.spb.ru/images/docs/Kurbanismailova-MSH.pdf.
25. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребёнка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника. – М.: Педагогика, 1966. – С. 254-292.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ