Перечень сокращений и условных обозначений
Введение
Глава 1. Положение женщины в традиционном арабо-мусульманском обществе
1.1. Доисламские представления о роли женщины в обществе………...….8
1.2. Положение женщины в эпоху арабского халифата
1.3. Женские элиты в Османской империи
Глава 2. Женщины в эпоху национально-освободительного движения на Ближнем Востоке
2.1. Первые арабские женские печатные издания……………………........38
2.2. Арабские женщины активистки и интеллектуалки конца 19 – начала 20 вв
2.3. Роль арабских женщин в борьбе за независимость арабских стран
Глава 3. Современные женские арабские элиты
3.1. Понятие «женские элиты» применительно к странам Ближнего Востока
3.2. Влияния социализма на укрепление положения женщин в традиционном арабском обществе
3.3. Глобализация и вестернизация как факторы трансформации восприятия концепта «женские элиты» на Ближнем Востоке
Заключение
Список использованной литературы
Сегодня арабский мир находится под влиянием различных сфер западного мира как вследствие длительного колониального присутствия западных держав в регионе БВСА (Ближний Восток и Северная Африка), так и в силу современных глобализационных и миграционных процессов. Несмотря на значительные демократические изменения в арабском мире применительно к положению женщин в обществе, ее ролям и функциям в тех или иных гражданских институтах, мы по-прежнему наблюдаем некоторое «отставание» региона в решении важнейших социально-экономических и общественно-политических вопросов, связанных с дальнейшим развитием гендерного равенства и преодолением идеологических и прочих стереотипов в отношении так называемого «слабого пола».
Стоит отметить, что существованию образа «восточной женщины» мы обязаны давнему колониалистскому и ориенталистскому дискурсу, в которых репрезентация «остальных», «угнетенных» и «лишенных власти» мусульманских и арабских женщин постоянно использовалась как западными, так и местными элитами для утверждения превосходства западной культуры и политической практики, узаконивания вторжения, оккупации, колонизации и других форм вмешательства и проектов развития в регионе .
Однако в настоящее время дискурс традиционной мусульманской и арабской женщины все чаще подвергается критике. Этнографические и социально-исторические исследования оспаривают обобщенное представление об исторически угнетенном положении женщин на Ближнем Востоке, утверждая крайнюю неоднородность как традиционного арабо-мусульманского общества, так и положения арабских женщин в современном мире.
До недавнего времени тема женских элит и женщин внутри элит в значительной степени игнорировалась. Членами элиты – даже в индустриальных демократиях – были преимущественно мужчины, и как в классической, так и в современной теории элит молчаливо предполагалось, что это настолько очевидно, что даже не заслуживает комментариев. Однако в современную эпоху Ближний Восток вступил в новый период трансформации взглядов и идей по поводу положения женщин в обществе. Это привело к формированию и развитию женских организаций, инициативы и действия которых ярко проявляются в общественном пространстве региона. Женские движения все чаще рассматривается в качестве важного элемента политических изменений общества.
Актуальность данного исследования состоит в том, что деятельность женщин, обусловленная особенностями их политического, экономического и гражданского положения на Ближнем Востоке, направлена на наращивание женского взаимодействия как на региональном, так и межправительственном уровне. Объединяясь, женщины не только стремятся отстаивать свои интересы, но и становятся важными игроками общественно-политического процесса.
Степень разработанности темы. Данная тема недостаточно освещена в отечественном востоковедении. Арабские и другие зарубежные исследователи предпринимают попытки рассмотреть феномен женских элит на Ближнем Востоке, однако их исследования носят фрагментарный характер и относятся к определенным странам или исключительно современным женским политическим элитам.
Объектом исследования являются женские политические элиты Ближнего Востока. Предмет исследования – исторические, социальные и культурные факторы, способствующие выделению женской политической элиты на Ближнем Востоке.
Научная новизна исследования заключается в том, что ранее не предпринимались попытки комплексного анализа социальных процессов стоящих за формированием женских политических элит на Ближнем Востоке.
Хронологические рамки данного исследования охватывают широкий период развития арабо-мусульманского общества: с середины V века по настоящее время.
Географические рамки исследования охватывают регион БВСА (Ближний Восток и Северная Африка).
Цель выпускной квалификационной работы – отразить неоднородность и неоднозначность исторических, социальных и культурных факторов применительно к положению женщин в ближневосточном обществе на различных этапах его развития, а также показать силу и активность мусульманских женщин как в индивидуальном, так коллективном качествах в общественной и политической сферах.
Реализация цели исследования предполагает выполнение следующих задач:
1. рассмотреть положение женщин в традиционном арабо-мусульманском обществе в период до и после возникновения ислама, а также в эпоху господства Османской империи на Ближнем Востоке;
2. определить роль женских объединений в эпоху национально-освободительного движения на Ближнем Востоке;
3. охарактеризовать трансформацию женских арабских элит на современном этапе развития общества.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют системный и структурный анализы, которые позволяют установить структурные связи между элементами исследуемой проблемы, исторический анализ, который дает возможность описывать процессы в их хронологическом развитии, и сравнительный анализ.
Научная литература, в той или иной мере релевантная проблеме исследования, может быть разделена на две группы. Во-первых, это работы, связанные с женским политическим представительством и общественно-политической ролью женщин на Ближнем востоке. Среди них можно выделить исследования Суад Джозеф и Сьюзан Слемович, Инес Сабри, Мустафа Мухаммад Саада, М. В. Южаниной. Во-вторых, работы, исследующие феномен женских элит и женского лидерства. Этой темой занимались Майссун Сукария, Несрин Шайа и Раван Абу Хаит, а также Галина Силласте. Также большое значение для исследования статуса женщины в арабской культуре имеют работы российских историков и культурологов, посвященные исламу и арабской культуре: М. В. Вагабова, Е. А. Беляева, А. Д. Кныша, Е. А. Резвана, М. Б. Пиотровского и А. Ю. Кудрявцевой.
Исследование предполагает четкую структуру. Первая глава посвящена подробному рассмотрению представлений о роли женщин в обществе в эпоху джахилии, Арабского халифата и Османской империи. Во второй главе проанализирован вклад женщин в национально-освободительное движение на Ближнем Востоке, а также освещена тема женских печатных изданий в этом регионе. Третья глава рассматривает современные женские элиты с точки зрения характера их функционирования на Ближнем Востоке: проанализировано влияние социализма на укрепление положения женщин, а также раскрыт феномен трансформации женских элит по причине развития процессов глобализации и вестернизации.
Положения, выносимые на защиту: формирование женских политических элит на Ближнем Востоке обусловлено спецификой историко-культурного наследия региона и эволюцией социального положения женщин.
Долгое время политическая роль женщин в ближневосточных государствах игнорировалась. Однако Ближний Восток и изучающее этот регион научное сообщество вступили в новый период трансформации взглядов и идей по поводу положения арабских женщин в обществе. Обобщенное представление об исторически угнетенном статусе женщин на Ближнем Востоке все чаще оспаривается, в период становления региона и на его современном этапе мы видим яркие инициативы и действия со стороны женских объединений и организаций, которые рассматриваются в качестве важного элемента политических изменений общества.
В соответствии с проанализированными нами источниками, положение женщины в традиционном арабо-мусульманском обществе было крайне неоднородным, а обычаи и практики племен в доисламскую эпоху были противоречивы. Сведения, которыми располагает сегодня наука, не позволяют с уверенностью выделить какой-либо доминирующий тип гендерных отношений в доисламской Аравии, однако можно утверждать, что статус женщин широко варьировался в зависимости от законов и культурных норм племен, к которым они принадлежали. С возникновением Арабского халифата, несмотря на установление исламом моральных принципов, реальное положение женщин также находилось в зависимости от политического и социального контекста общества. Завоевания в битвах превратили небольшую религиозную общину в могущественную политическую империю, однако различные группы, входившие в Арабский халифат, представляли разные культуры и этносы, следовательно, имели свои собственные представления о женщинах. Многочисленные народы со своими этническими обычаями и традициями взаимодействовали с другими и со временем впитывали и перенимали их, тем самым еще раз подчеркивая неоднозначность реального статуса женщин. В Османской империи женщины также имели разные права и должности в зависимости от их экономического положения и социального класса. С одной стороны, статус женщин и возможности ее деятельности оставались ограниченными, они не были до конца приравнены к мужчинам. Однако, с другой стороны, многочисленные свидетельства утверждают, что османские женщины обладали широким спектром прав: участвовали в правовой системе, покупали и продавали собственность, наследовали и завещали богатство, а также вели другую финансовую деятельность. Более того, яркий след в истории Османской империи оставил период «Женского султаната», во время которого женщины обладали огромной политической властью и колоссальным общественным значением благодаря участию во внутренней политике, иностранных переговорах и регентству.
В исторической перспективе на всех этапах развития ближневосточного общества женщины чувствовали свою маргинализацию. Будучи изолированными от общественной жизни, женщины интуитивно поддерживали друг друга и стремились к объединению. На протяжении истории мы видим примеры подобных женских объединений: сначала это были женские гаремы, в которых женщины проводили большую часть времени, затем газеты и журналы, под эгидой которых женщины выражали свою позицию, и зарождалось феминистское движение. Самой яркой и плодотворной стала активность женской прессы в Ливане, Египте и Сирии. Несмотря на то, что женская пресса сталкивалась с множеством проблем, ее создание стало серьезным и важным шагом навстречу укрепления женских прав и возможностей. Стоит отметить, что развитие женской прессы обязано образованным слоям арабского общества, тем самым образование стало главной дорогой, которая открыла мир работы и свободы для женщин и облегчила им и обществу в целом непрерывное развитие и принятие необходимости изменений. Образованные женщины, ставшие элитой общества, организовывали салоны, напоминавшие литературные и культурные форумы, основывали женские ассоциации и кружки, с помощью которых старались передать женскую проблему в руки коллективной женской деятельности. Позднее эти объединения сыграли важную роль в национально-освободительном движении на Ближнем Востоке, объединив идеологии феминизма и национализма для создания внушительной силы агитации общества. Женщины высших классов общества организовывали экономические бойкоты, пикеты, распространяли антиколониальную литературу, использовали свои литературные навыки для написания баннеров, лозунгов и петиций, содействующих распространению антиколониальных целей.
На современном этапе мы также наблюдаем широкое распространение организаций, поощряющих участие женщин и содействующих укреплению их социально-экономических и политических позиций в обществе. Женские объединения на протяжении истории имели решающее значение для получения политической поддержки, так как в политике долгое время доминировали мужчины со своими сетями власти, в которые доступ для женщин был крайне затруднен. В настоящий момент на Ближнем Востоке политическое участие женщин различается от страны к стране, однако характерной чертой большинства стран является тенденция по разработке женский политических сетей путем создания НПО и других объединяющих организаций, направленных на расширения женского политического влияния и участия как на региональном, так и межправительственном уровне. Стоит признать, что в этом процессе большую роль оказало развитие социалистических идей, которые разрушили традиционные гендерные роли в обществе, а также спровоцировали появление интернационализма и солидарности среди арабских женщин. Во времена развития социализма на Ближнем Востоке женщины стали государственным проектом модернизации, в этих рамках женщинам был предоставлен ряд прав, которые помогли повысить их положение в обществе, а именно право голоса, право баллотироваться на государственные должности, расширение бесплатного государственного образования и создание обширной сети социальной защиты и мер социального обеспечения, направленные на национальную интеграцию и реализацию социальной справедливости для крестьянства и рабочего класса. Процессы глобализации и вестернизации, в свою очередь, оказали двойственное влияние на женское движение на Ближнем Востоке – наряду с мобилизацией феминистических требований возникло и радикальное исламистское движение. Тем не менее волны глобализации были настолько быстрыми, что, несмотря на религиозный консерватизм многих стран, они не смогли изолировать себя от воздействия таких тенденций, и на современном этапе женщины в мусульманских обществах в ключевых аспектах своей жизни разделяют те же общие тенденции, что и женщины в немусульманских странах – тенденции, которые сопровождают переход от так называемых «традиционных» ролей и обществ к более «современным». Во всех регионах женщины-мусульманки в среднем имеют лучшее здоровье и более образованны по сравнению с предыдущими поколениями, а сокращение деторождения и откладывание брака все сильнее приближает их к показателям немусульманских обществ. В сфере политики женщины Ближнего Востока разделяют с другими женщинами исторический опыт маргинализаци, именно поэтому тенденции к взаимодействию и интегрированности на транснациональном уровне имеют важное значение для расширения их политического участия. В этом контексте женские элиты на Ближнем Востоке трансформируются, встав на путь глобального феминизма и развития транснациональных и региональных феминистских сетей, которые способствуют расширению возможностей и влияния в политической сфере.
Таким образом, при рассмотрении положения женщин в ближневосточном обществе на различных этапах его развития нами была достигнута поставленная цель – отразить неоднородность и неоднозначность исторических, социальных и культурных факторов применительно к статусу женщин, а также показать отдельные женские фигуры и объединения, которые оказали значительное влияние на историю региона и его развитие. В ходе проведения исследования также была доказана гипотеза о том, что формирование женских политических элит на Ближнем Востоке обусловлено спецификой историко-культурного наследия региона и эволюцией социального положения женщин.
1. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс], 2017. URL: http://bre.mkrf.ru/religious_studies/text/4699124. (дата обращения: 23.03.21).
2. Коран. Перевод Смыслов. – Москва: Эксмо Умма, 2014. – 688 с.
3. Сахих Ал-Бухари. Достоверные предания из жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует: Ясное изложение хадисов «Достоверного сборника»; – 5-е изд., испр. – М.: Умма, 2007.
На иностранном языке
4. Curtin Annual Report [Электронный ресурс]. Curtin University of Technology. URL: https://www.parliament.wa.gov.au/publications/tabledpapers.nsf/displaypaper/3810747ad7e44435316e31dbc825759f0028d725//curtin+annual+report+2008.pdf (дата обращения: 02.03.21)
5. Monthly ranking of women in national parliaments // Inter-Parliamentary Union [Электронный ресурс]. URL: https://data.ipu.org/women-ranking?month=10&year=2020 (дата обращения: 05.10.2020).
6. Progress of Arab Women. United Nations Development Fund for Women / UNIFEM. UNIFEM Arab state regional office, Egypt, 2004.
7. Progress of Arab Women: One Paradigm, Four Arenas, and More than 140 Million Women. United Nations, U.N. Development Fund for Women (UNIFEM), 2004. P. 15.
8. Progress Towards Gender Equality in the Middle East and North Africa Region: офиц. текст. – Доклад Всемирного Банка, 2017. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/28965 (дата обращения: 15.10.2020).
9. Report of the AWO first summit in Bahrain in 2006 on Evaluation of women empowerment in the Arab world // Arab Women Organization. AWO, Cairo, 2007.
10. SD 883.00/135. Enclosure petition dated 20 March 1919 : [Электронный ресурс] // National Archives and Records Administration (NARA), United States. URL: https://www.archives.gov/?_ga=2.152782587.332767521.1621758782-1817783867.1621758782 (дата обращения: 25.04.21).
11. SD 883.00/135. Enclosure petition dated 24 March 1919 : [Электронный ресурс] // National Archives and Records Administration (NARA), United States. URL: https://www.archives.gov/?_ga=2.152782587.332767521.1621758782-1817783867.1621758782 (дата обращения: 25.04.21).
12. SD 883.00/130. Enclosure petition dated 18 March 1919 : [Электронный ресурс] // National Archives and Records Administration (NARA), United States. URL: https://www.archives.gov/?_ga=2.152782587.332767521.1621758782-1817783867.1621758782 (дата обращения: 25.04.21).
13. Strategy of women development in the Arab world // Arab Women Organization. AWO, Cairo, 2002.
14. The World’s 100 Most Powerful Arab Women // Arabian Business. URL: https://www.arabianbusiness.com/the-world-s-100-most-powerful-arab-women-541034.html (дата обращения: 23.10.2020).
15. The World Bank [Электронный ресурс]. – URL: https://www.worldbank.org/en/region/mena (дата обращения: 12.02.21).
На арабском языке
16. Ат-тамс̱ил ал-сиāсий лиль-марʼа фи ал-минт̣ак̣а ал-‘арабийа [التمثيل السياسي للمرأة في المنطقة العربية. Женское политическое представительство в арабском регионе]: офиц. текст. – ESCWA Economic and Social Commission for Western Asia, 2017. URL: https://www.unescwa.org/sites/www.unescwa.org/files/publications/files/women-political-representation-arab-region-arabic.pdf (дата обращения: 05.12.2020).
17. Лак̣а’ фи ас̱-с̱аура ал-лубнāнийа (2) – с̱ауратна нисвийа [Встреча по поводу ливанской революции (2) – наша женская революция] // видеозапись // «YouTube». URL: https://youtu.be/vNMoKbUWHJY (дата обращения: 25.10.2020).
Научная литература
На русском языке
18. Бартольд, В. В. Ислам / В. В. Бартольд. - Пг., 1918. – 492 с.
19. Бартольд, В. В. Работы по истории ислама и арабского халифата / В.В. Бартольд. – В 6 т. – Т. 6. – Москва: «Наука», 1966. – 784 с.
20. Бартольд, В. В. Первоначальный ислам и женщина / В. В. Бартольд. – Москва: «Наука», 1966. – 312 с.
21. Бахрие Учок. Женщины-правительницы в мусульманских государствах. М.: Наука, 1982.
22. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в ранее средневековье. – М.: Наука, 1966.
23. Большаков О.Г. История Халифата. В 4 т. Т.2. Эпоха великих завоеваний (633 - 656) / О. Г. Большаков. – М.: Вост. лит., 2002. – 294 с.
24. Вагабов М.В. Ислам и женщина . – М.: Мысль, 1968.
25. Великие женщины раннего Ислама // IslamRF. URL: http:// www.islamrf.ru/news/culture/legacy/1685/ (дата обращения: 04.12.2020).
26. Другов А., Малетин Н., Новакова О. Элиты стран Востока: [сборник статей] – Москва: Ключ-С, 2011. – 352 с.
27. Климович Л. И. Ислам и женщина. – М.: Типография общества по распределению политических и научных знаний РСФСР, 1958.
28. Кудрявцева А. Ю., Резван Е. А. Женщина живая и идеальная: Коран и доисламская поэзия об аравитянках времен Пророка. // Женщина и ислам: сб. ст. / под ред. А. К. Бустанова. – М. : Дизарт Тим, 2017. – 72 с.
29. Очерки истории Арабской культуры 5-15 вв. – М.: Наука, 1982.
30. Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье: становле- ние средневекового общества. М.: Наука, Главная редакция вос- точной литературы, 1985.
31. Силласте Галина. Женские элиты в России и их особенности [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/888/737/1217/013Galina_SILLASTE.pdf (дата обращения: 21.04.21).
32. Статус женщины-мусульманки в поликонфессиональном обществе: история и современность: сб. материалов Междунар. науч.практ. конф. и круглого стола / под общ. ред. И.В. Фроловой, Л.И. Газизовой. – Уфа : Мир печати, 2016. – 256 с.
33. Южанина, М. В. Политический активизм женщин-мусульманок в условиях революционных процессов на Ближнем Востоке (начало XXI века) / Марина Владиславовна Южанина. – Текст: электронный // Вестник НАСА, 2015. №1 (11). С. 128-130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-aktivizm-zhenschin-musulmanok-v-usloviyah-revolyutsionnyh-protsessov-na-blizhnem-vostoke-nachalo-xxi-v – (дата обращения: 13.05.2020).
34. Фильштинский, И. М. История арабов и халифата (750-1517 гг.) / И. М. Фильштинский. – 2-е изд. испр. и доп. – Москва: Формика-С, 2001. – 352 с.
35. Фильштинский, И. М. Очерк арабо-мусульманской культуры / И. М. Фильштинский. – Москва: Главная редакция Восточной литературы, 1971. – 258 с.
На иностранном языке
36. Abdella Doumato, Marsha Pripstein Posusney. Women and Globalization in the Arab Middle East: Gender, Economy, and Society. – Boulder, Lynne Rienner Publishers, 2003. P. 278.
37. Abu Zeid. Projects of Arab women empowerment: current status and future progress // Arab Women Organization. AWO, Cairo, 2008.
38. Afif Siraj, Tarikh-i-Firoz Shahi, translated into English by Ishrat Husain Ansari. Calcutta: Bibliothica Indica, 1891. P. 352.
39. Afsaneh Najmabadi. Hazards of Modernity and Morality: Women, State and Ideology in Contemporary Iran. MacMilan Publishers Limited, 1991. P. 29.
40. Ahmad S.M. Islam in India and the Middle East. Abbas Manzil Library, Allahabad, 2016. P. 146.
41. Ahmed Leila. A quiet revolution: The veil's resurgence, from the Middle East to America. New Haven, CT: Yale University Press, 2011.
42. Ahmed Leila. Women and Gender in Islam: Historical Roots of a Modern Debate. Yale University Press, New Haven, 1992. P. 224.
43. Akbar S. Ahmed. Discovering Islam: Making Sense of Muslim History and Society. Vistaar Publications, New Delhi, 1990. P. 187.
44. Aleem S. Prophet Muhammad(s) and His Family: A Sociological Perspective. – Author House, 2007. P. 130.
45. Ameer Ali. Mahommedan Law. The English Book Store, New Delhi, 1985. P. 317.
46. Ameer Ali. The Spirit of Islam. Cosimo Classics, 2010. P. 223.
47. Azadeh Kian. Women and Politics in Iran: The Gender Conscious Drive to Change // British Journal of Middle Eastern Studies 24, no. 1, 1997. P. 75-96.
48. Badran Margot. Encyclopedia of Sex and Gender (Vol 2). Detroit, MI: Macmillan Reference USA. P. 451.
49. Badran Margot. Understanding Islam, Islamism, and Islamic Feminism // Journal of Women’s History, 2001. P. 47-52.
50. Bashier Zakaria. The Meccan Crucible. Federation Islamic Societies, London, 1978. P. 18.
51. Beth Baron. Egypt as a Woman: Nationalism, Gender, and Politics. University of California Press, London, 2005. P. 16.
52. Beth Baron. The Women's Awakening in Egypt: Culture, Society, and the Press. Yale University Press, 1994. P. 259.
53. Britton. Organisational Learning in NGOs: Creating the Motive, Means and Opportunity [Электронный ресурс]. The International NGO Training and Research Centre // Praxis Paper No. 3, 2005. URL: https://www.intrac.org/wpcms/wp-content/uploads/2016/09/Praxis-Paper-3-Organisational-Learning-in-NGOs-Bruce-Britton.pdf (дата обращения: 18.04.21).
54. Charrad, M.M. Gender in the Middle East: Islam, States, Agency. Annual Review of Sociology, 2011. P. 417-437.
55. Clark, Michuki. Women and NGO Professionalization: A Case Study of Jordan. Development in Practice. P. 339.
56. Clavero and Galligan. Prospects for Women's Legislative Representation in Postsocialist Europe: The Views of Female Politicians. Gender & Society, 2008. P. 149-171.
57. Dahduli Tasneem. Aisha Taymur – Ottoman Era Poet and Feminist. [Электронный ресурс] // Mosaic of Muslim Women. 2018. URL: https://mosaicofmuslimwomen.com/2015/10/aisha-taymur-ottoman-era-poet-and-feminist/ (дата обращения: 18.04.21).
58. Dawn Chatty, A. Rabo. Women’s NGO’s in the Middle East and North Africa: Constraints, Opportunities, and Priorities. Berg, Oxford, 1997.
59. Douglas W. Downey. New Standard Encyclopedia. Standard Educational Corp., Chicago, 1987. P. 278.
60. Düzbakar Ömer. Charitable Women And Their Pious Foundations In The Ottoman Empire. Journal of the International Society for the History of Islamic Medicine, 2006. P. 11–20.
61. Engel Keri. Huda Shaarawi, Egyptian feminist & activist. [Электронный ресурс] // Amazing Women In History. 2012. URL: https://amazingwomeninhistory.com/huda-shaarawi-egyptian-feminist/ (дата обращения: 18.04.21).
62. Faryal Abbas abdullah Sulaimani. The changing position of women in Arabia under Islam during the early seventh century: дис. магистра фиcоф. наук. Университет Солфорда, Великобритания, 1986.
63. Faroqhi Suraiya (1994). An Economic and Social History of the Ottoman Empire, 1300-1914. Cambridge University Press, Cambridge, 1994. P. 103.
64. Gallichan. Women Under Polygamy. Kessinger Publishing, LLC, 2007. P. 209.
65. Gerber Haim. Social and Economic Position of Women in an Ottoman City, Bursa, 1600-1700. International Journal of Middle East Studies, Cambridge University Press, 1980. P. 231.
66. Gole, N. The forbidden modern civilization and veiling. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1996.
67. Gousia Mir, Khaki G.N. Globalization and post-islamic revolution: a changing iranian woman. Journal of Globalization Studies. 2015. Vol. 6 № 1, P. 74–90.
68. Halide Edip Adivar. Turkish Culture Foundation [Электронный ресурс] . URL: http://www.turkishculture.org/literature/literature/turkish-authors/halide-edip-adivar-246.htm (дата обращения: 22.04.21).
69. Hambly Gavin. Women in the Medieval Islamic World: Power, Patronage, and Piety. St. Martin's Press, New York, 1999.
70. Hassan Fayza. A Spirit of Enchantment // Al-Ahram Weekly Online [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20080611042237/http://weekly.ahram.org.eg/1999/ 455/bk1_455.htm (дата обращения: 23.03.21).
71. Hekmat Abou-Zeid. The Education of Women in the U.A.R. During the 19th and 20th Centuries. Cairo: U.A.R., National Commission of UNESCO, 1970.
72. Imtiaz Ali. Ameer Ali on Islam. The Cambridge History, Cambridge, 1968. P. 209.
73. Islah Jad. The NGO-isation of Arab Women’s Movements [Электронный ресурс]. IDS Bulletin 35.4 Repositioning Feminisms in Development. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/237086253.pdf (дата посещения: 23.04.21)
74. Joan Nordquist. Third World Women and Development: A Bibliography. Reference and Research Services, Santa Cruz, 2001.
75. Julie Ballington, Azza Karam. Women in Parliaments: Beyond Numbers. Institute for Democracy and Electoral Assistance, 2005. P. 264.
76. Keller S. Beyond the Ruling Class. Strategic Elites in Modern Society. Random House, New York, 1969. P. 21.
77. Khan Majid. Muhammad the Final Messenger. Idarah-i Adabiyat-i Delli, Delli, 1980. P. 31.
78. Khuda Bukhsh. Studies Indian and Islamic. Nabu Press, South Carolina, 2011. P. 82.
79. Knysh A. Islam in Historical Perspective // The Status of Women in Islam in Historical Perspective. P. 333–348.
80. Laura Bier. Revolutionary Womanhood: Feminisms, Modernity, and the State in Nasser's Egypt. Stanford University Press, California, 2011.
81. Laura Ruiz de Elvira and Tina Zintl. Civil Society and the State in Syria: The Outsourcing of Social Responsibility. University of St Andrews Centre for Syrian Studies, 2012. P. 71.
82. Lebon Gustave. Ḥaḍārat al- ̒arab, translated into Arabic by ʿAdil Zūʿiter. ʿĪsā al-Bābī al-Ḥalabī, Cairo. 1969. P. 100.
83. Levy Reuben. The Social Structure of Islam. Cambridge University press, Cambridge, 1957. P. 93.
84. Levy Reuben. Muslim Women in India. Ministry of Information and Broadcasting, New Delhi, 1975. P. 191.
85. Lila Abu-Lughod. Remaking Women: Feminism and Modernity in the Middle East. Princeton University Press, Princeton, 1998. P. 287.
86. Lukens-Bull, R. Teaching Morality: Javanese Islamic Education in a Globalizing Era. Journal of Arabic and Islamic Studies. 2000. Р. 26–40.
87. Majid Mohammadi. Iranian Women and the Civil Rights Movement in Iran: Feminism Interacted. [Электронный ресурс] Journal of International Women’s Studies Vol. 9, 2007. URL: https://web.archive.org/web/20120810090219/http://www.bridgew.edu/SoAS/jiws/Nov07/IranianWomen.pdf (дата посещения: 18.03.21)
88. Meena Sharify-Funk. Encountering the transnational. Women, Islam and the Politics of Interpretation. Wilfred Laurier University, Canada, 2008. P. 254.
89. Meyda Yegenoglu. Colonial Fantasies: Towards a Feminist Reading of Orientalism. Cambridge University Press, 1998. P. 142.
90. Mervat F. Hatem, Economic and political liberation in Egypt and the demise of state feminism. International Journal of Middle East Studies, 1992. P. 231–251.
91. Moghadam, V. M. Islamic Feminism and Its Discontents: Towards a Resolution of the Debate. In Therese Saliba, Carolyn Allen, Judith A. Howard (eds.), Gender, Politics, and Islam. Chicago and London: The University of Chicago Press, 2002.
92. Moyser G. and Wagstaff M. Research Methods for Elite Studies. Allen & Unwin, London, 1987. P. 30.
93. Nayereh Tohidi. The Global-Local Intersection of Feminism in Muslim Societies: The Cases of Iran and Azerbaijan. Social Research: An International Quarterly 69, 2002. P. 851-887.
94. Nicholson R.A. A Literary History of the Arabs. Cambridge University Press, Cambridge, 1979. P. 110.
95. Nikki R. Keddie. The past and present of women in the muslim world // Journal of World History. 1990. Vol. 1, № 1, P. 77-108.
96. Nilüfer Çağatay, Yasemin Nuhoğlu Soysal. Comparative Observations on Feminism and the Nation-Building Process. Zed Press, London, 1995. P. 264.
97. Nira Yuval-Davis and Floya Anthias. Woman-Nation-State. The Macmillan Press, Houndsmills, Basingstoke, Hampshire, 1989. P. 185.
98. Nordwall Kristina. Egyptian feminism: The effects of the state, popular trends and Islamism on the women’s movement in Egypt. 2008.
99. Oxford Islamic Studies Online [Электронный ресурс]: Women and Islam. URL: http://www.oxfordislamicstudies.com/article/opr/t125/e2510# (дата обращения: 23.03.21)
100. Parvin Paidar. Women and the Political Process in Twentieth-Century Iran // Cambridge Middle East Studies. Cambridge University Press, New York, 1995. P. 424.
101. Petkov Kiril. Infidels, Turks, and Women: The `south Slavs in the German Mind, ca. 1400-1600. Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften. 1997.
102. Phillips E.D. The Mongol. Thames and Hudson, London, 1969. P. 170.
103. Peirce Leslie. Beyond Harem Walls: Ottoman Royal Women and the Exercise of Power. University of California Press, Berkeley, 2008. P. 81-95.
104. Peirce Leslie. Morality Tales: Law and Gender in the Ottoman Court of Aintab, University of California Press, 2003.
105. Peter E. Pormann. The Arab 'Cultural Awakening (Nahḍa)', 1870-1950, and the Classical Tradition. International Journal of the Classical Tradition, Vol. 13, No. 1 (Summer, 2006), P. 3-20.
106. Priscilla Offenhauer. Women in islamic societies: a selected review of social scientific literature [Электронный ресурс] . A Report Prepared by the Federal Research Division, Library of Congress, 2005. URL: https://www.loc.gov/rr/frd/pdf-files/Women_Islamic_Societies.pdf (дата посещения: 18.03.21).
107. Pringle Kennedy. History of the Great Moghuls. Thacker Spink & Co., Calcutta, 1968. P. 325.
108. Rola el-Husseini. Pax Syriana: Elite Politics in Postwar Lebanon. Syracuse University Press, New York, 2012. P. 319.
109. Salama Musa. Tarbiyat Salama Musa [Education]. Cairo, 1947. P. 150-151.
110. Samman, K. The clash of modernities: The Islamist challenge to Jewish, Turkish, and Arab nationalism. Boulder, CO: Paradigm Publishers, 2011.
111. Shahida El-Baz. Globalisation and the challenge of democracy in Arab North Africa. CODESRIA Africa Development. 2005. Vol. XXX, № 4, P. 1-33.
112. Smith Robertson. Kinship and Marriage in Early Arabia. United Publishers, Beirut, 1973. P. 75.
113. Vanessa Maher. Kin, Clients, and Accomplices: Relationships Among Women in Morocco. 1979; Barbara Aswad. Women, Class and Power: Examples from the Hatay, Turkey. Harvard University Press, 2013.
114. Vickie Langohr, Marc Lynch, Lauren Baker. The changing face of women’s political participation in the Middle East // Washington Post, 2016. URL: https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/wp/2016/05/10/the-changing-face-of-womens-political-participation-in-the-middle-east/ (дата обращения: 10.04.21).
115. Waterbury. Egypt of Nasser and Sadat: The Political Economy of Two Regimes. Princeton University Press, 2014. P. 221.
116. Whitcher, Rochelle S. The effects of western feminist ideology on Muslim feminists [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/36695989.pdf (дата обращения: 25.04.21).
117. Woods. Queen Rania: Modern Appeal [Электронный ресурс] // Vogue magazine. URL: http://www.vogue.com/magazine/article/queen-rania-appeal/#1 (дата обращения: 23.04.21).
118. Zarinebaf-Shahr Fariba. The Role of Women in the Urban Economy of Istanbul, 1700-1850. International Labor and Working-Class History, 2001. P. 141-152.
На арабском языке
119. ‘Абдель Рахман Бадави [عبد الرحمان بدوي]. Ал-има̄м Мухаммад ‘Абдо ва Ал-к̣ад̣а̄йа̄ Ал-исла̄мийа [الإمام محمد عبده والقضايا الإسلامية – Имам Мухаммад Абдо и исламские вопросы]. С. 115-120.
120. Али Усман Дуикат [علي عثمان دويكات]. Сурат Ал-мар’a фи ал-нас̱р ал-джа̄хилий [صورة المرأة في النثر الجاهلي. Образ женщины в доисламской прозе]: дис. магистра филол. наук. Национальный университет Ал-Наджах, Наблус, 2013. URL: https://scholar.najah.edu/sites/default/files/زهور%20دويكات.pdf (дата обращения: 24.03.2021).
121. Ал-Джабарти [الجبرتي]. Ал-има̄м Мухаммад ‘Абдо ва ал-к̣ад̣а̄йа̄ ал-исла̄мийа [عجائب الآثار في التراجم والأخبار – Чудеса археологии в переводах и новостях]. Том 1, Дар Ал-кутуб ал-мис̣рий, 1998. С. 341.
122. Ал-ниса’ ал-мурашшахāт лил-мунāс̣иб ал-мунтах̱аба фи ал-ирāк̣: ал-‘укубāт ва мутат̣алабāт ат-таг̣алуб ‘алаиха [النساء المرشحات للمناصب المنتخَبة في العراق: العقبات ومتطلبات التغلب عليها – Женщины, баллотирующиеся на выборные должности в Ираке: потребности и проблемы]: офиц. текст. – ESCWA Economic and Social Commission for Western Asia, 2020. URL: https://www.unescwa.org/ar/publications/النساء-المرشحات-انتخابات-العراق (дата обращения: 29.10.2020).
123. Ас̣ли Санджар [أصلي سندجر]. Ал-мар’a ал-‘ус̱ма̄ния баина ал-х̣ак̣ик̣а ва ал-а̄ка̄з̱иб [المرأة العثمانية بين الحقيقة والأكاذيب – Османская женщина: между фактами и ложью]. Каир, 2014.
124. Асмаа’ ‘Алла̄ма [أسماء علام]. Х̱ит̣а̄б ал-с̣ах̣а̄фа ал-ниса̄’ийа ал-‘арабийа туджа̄х ал-х̣ук̣ук ал-сийа̄сийа лил-мар’а ал-‘арабийа [خطاب الصحافة النسائية العربية تجاه الحقوق السياسية للمرأة العربية. Дискурс арабской женской прессы о политических правах арабских женщин] // Ал-Маджала ал-‘илмийа либух̣ӯс̱ ас̣-с̣их̣а̄фа [المجلة العلمية لبحوث الصحافة. Научный журнал исследований по журналистике]. 2016. № 3. P. 357 - 389. URL: https://sjsj.journals.ekb.eg/article_91544_58b67fa4187f2434eed2fb90457d92a6.pdf (дата обращения: 13.02.2021).
125. ’Афифи ’Абдалла [عبد الله عفيفي]. ِАл-мар’a ал-‘арабийа фи джа̄хилийатуха ва исла̄миха [المرأة العربية في جاهليتها وإسلامها − Арабская женщина в джахилии и исламе]. Ал-Мадина: Мактабат ал-с̱ака̄фа, 1932.
126. Ахмад Ал-Хуфи [احمد الحوفي]. Ал-мар’а фи ал-шиʿр ал-джа̄хилий [المرأة في الشعر الجاهلي – Женщина в джахилийских стихах]. С. 465.
127. Ах̣мад Ат-Тауфик̣ [أحمد التوفيق]. Ал-муджтам‘ ал-маг̣рибий фи ал-к̣арн ат-та̄си‘ ‘ашар [المجتمع المغربي في القرن التاسع عشر – Марокканское общество в девятнадцатом веке]. 2011. С. 190.
128. Вад̣х̣а Ал-‘Ус̱ма̄н [وضحة العثمان]. Ал-с̣ах̣а̄фа ал-ниса̄’ийа ал-‘арабийа ал-та̄рих̱ ва ал-т̣умух̣а̄т [الصحافة النسائية العربية التاريخ والطموحات – Арабская женская журналистика (история и амбиции)]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.alraafed.com/2019/04/06/الصحافة-النسائية-العربية-التاريخ-وال/ (дата обращения: 13.02.21).
129. Джава̄д ‘Али [جواد علي]. Та̄рих̱ ал-‘араб к̣абл ал-исла̄м [تاريخ العرب قبل الإسلام. История арабов до ислама]. Ал-маджма‘ ал-‘илмий ал-‘ира̄к̣ий, 2011.
130. Женщины и культура в эпоху арабского Возрождения. Газета Ал-Дустур: [Электронный ресурс] URL: https://www.addustour.com/articles/483797-المرأة-والثقافة-في-عصر-النهضة-العربية-*-زهير-توفيق (дата обращения: 18.04.21).