Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНТРОПОЛОГИЯ СЛОЖНЫХ ВЕЩЕЙ

Работа №123714

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Антропология вещей
1.1. Проблема корреляционизма: реабилитация вещей…………...….…….9–17
1.2. «Изобретение» простоты: простота как фантазм………………...…...17–35
Глава II. Антропологический смысл сложных вещей
2.1. Вещи в модусе сложности: «возмутительная» материальность…..…36–46
2.2. Формы репрезентация «человеческого» посредством сложных вещей
Заключение………………………………...……….…………………….....60–63
Список используемой литературы……………………………………….


Представляется, что вещь – своеобразный симптом философии, поэтому неслучайно в историко-философском контексте это понятие из раза в раз проблематизируется. Содержание исследований, посвященных вещи, как правило, варьируется в зависимости от методологических целей исследования. Тем не менее, значительную часть этих различных интерпретаций все-таки пронизывает общий лейтмотив, который объединяет многообразие существующих подходов к пониманию вещи. Указанный лейтмотив связан с попыткой создания простого образа сложной вещи. Так, зачастую вещи редуцируются к «единичной сущности», к «явлению», к «актору», к «товару», etc. В этом отношении упрощение представляет собой способ фокусировки, наведение видимости, попытку субстанциализировать вещь. Сделать ее пассивной и косной.
Притом подобный способ фокусировки реализуется двояко. Во-первых, как фантазм, срабатывающий на уровне акта высказывания: через концептуализацию вещей посредством категории «простоты», которая насыщается исключительно положительными коннотациями. В этом случае «простые вещи» изобретаются, конструируются именно как «простые». Во-вторых, как акцентирование внимания на «чем-то большем», чем «просто» вещь, что в результате приводит к подмене вещи только лишь ее видимостью, ее упрощенным образом. Но оба указанных сценария упрощения спрессовывают вещь, утрамбовывают ее, приводят к какому-либо уплотненному единству. Упрощение, таким образом, пронизывает структуру этих сценариев как стержневая операция.
Тогда как эвристически ценным представляется приостановка редукции через заострение внимания на этапах, составляющих сложенность вещи. Это совпадает и с этимологической связанностью слова «вещь» с местом для собраний («тинг»; «вече»), то есть с собиранием, о котором, например, пишет Б. Латур: «во всех европейских языках, включая русский, существует ярко выраженная связь между словами, обозначающими вещь и прообраз законодательного собрания. Исландцы гордятся тем, что имеют самый древний парламент, который они называют Альтинг (Althing). А во многих скандинавских странах еще можно посетить места для собраний, называемые «Тингами» (Ding или Thing)».
Таким образом, сложность – это как раз то, что указывает на собирание как определенную сложенность. А вещи, дефиницированные через сложность, могут мыслиться как собирание, которое не должно, в свою очередь, приводиться к единству простоты, но может его включать, собирать в себе. Следовательно, аналитика «сложных вещей» – распаковывание того, что некогда было утрамбовано и приведено к иллюзорному единству «простого».
Тема работы представляется актуальной, поскольку ее проблематика заостряется на попытке ответить на вопрос о том, каковы причины обозначенной редукции, «очеловечивания», «упрощения» вещей и в чем именно состоит «сложность» вещи. Притом этот вопрос важен с антропологической точки зрения, так как способы аналитики вещей, как принципиально других по отношению к «человеческому», позволяют очертить границы «человеческого». Иначе говоря, человеческое проявляется в сравнении с инаковостью вещи, поскольку в этом срезе вещь репрезентирует не только «вещное», но и «человеческое», человека. Итак, объектом исследования является собственно антропологический срез в значении случая мышления, предметом – сложные вещи в обозначенном срезе.
Для реализации цели работы, которая заключается в аналитике принципа сложности вещей, необходимо решить следующие задачи:
– охарактеризовать основные сценарии концептуализации вещей, раскрыв тем самым смысл понятия «антропология вещей»;
– проанализировать возможные причины и способы редуцирования вещей;
– обозначить вещь в обратном по отношению к ее редуцированному модусу – в модусе сложности;
– обосновать формы репрезентации «человеческого» в указанном модусе вещи.
Степень разработанности проблемы.
Вещь – одна из ключевых категорий философии, поэтому существует значительное количество исследований, посвященных этой проблематике. В данной работе следовало ограничиться теми из них, которые так или иначе связаны с аналитикой вещи в антропологическом срезе. А также исследованиями, рассматривающими вещь в каком-либо определенном модусе («единичная сущность», «явление», «актор», «товар» и так далее), необходимыми для изучения тех способов упрощения вещей, которые в них представлены как базовая операция. Ключевыми исследованиями, проблематизирующими вещь на стыке антропологии и социологии, являются работы В. Беньямина, Г. Зиммеля, Р. Харре, Д. Ло, Б. Латура, В. Вахштайна. Частным, но немаловажным случаем этой группы исследований выступает аналитика вещей с использованием методов и понятий аналитической антропологии («событие», «наблюдатель», «желание», «аура», «образ»). К этой группе относится, главным образом, В. Подорога и его монография «Вопрос о вещи», а также исследования И. Чубарова. Стоит также отметить сборник статей «Метафизика простых вещей» под редакцией С.А. Лишаева, осмысляющий принцип локализации «силы» вещей и возможности его познания.
Вторая группа исследований – самая обширная. Это и работы, посвященные типологии вещей, в частности, следует отметить ключевую в этом отношении монографию С.С. Неретиной и А.П. Огурцова «Реабилитация вещи», подробно и последовательно эксплицирующую динамику осмысления вещи в историко-философском контексте. И работы, рассматривающие вещь в конкретных модусах в ситуации так называемой «утраты вещей» и их «поиска», которую открывает феноменологическая традиция. Далее подручная вещь М. Хайдеггера, вещь как репрезентация отношений и повседневности у Э. Кассирера, вещь как знак у Ч. Пирса. Особенно значимыми для данной текста исследованиями служат работы, отмеченные влиянием как «лингвистического поворота», так и поворота к «повседневности». В частности, уже программные тексты Ж. Бодрийяра, Р. Барта. Интенции, эпистемологические стратегии указанных «поворотов» и их следствия подробно разбираются в монографии Б.В. Маркова «Знаки бытия».
Обобщая этот историографический экскурс, следует отметить, что понимание вещидолгое время находилось и продолжает находиться в тесной связи с проблемой корреляционизма. В связи с этим аналитика вещей зачастую разворачивалась в рамках двухвековой дискуссии «вещи-в-себе» и «вещи-для-нас», отмеченной доминированием позиции ограниченного доступа к познанию вещей, либо – обратной ей, где ключевую роль играло сознание субъекта. И поэтому в методологическом отношенииработа ограничивается, главным образом, основным тезисамитак называемых «спекулятивных реалистов» (в частности, К. Мейясу, Г. Хармана), которые расшатывают уже привычные позиции «в-себе» и «для-нас». Указанные авторы артикулируют возможности преодоления редукционизма, связанного с зацикливанием на разломе «человек-мир», где миру отводится вторичная роль по отношению к человеку, либо наоборот. Это позволяет нивелировать высокий статус «человеческого», заключить его в скобки с целью реабилитации статуса вещей. Также спекулятивный реализм в данной работе необходим в качестве обоснования «плоской онтологии», которая размещает все объекты в горизонтальной плоскости. Указанное позволяет уклониться от иерархии вещей, редуцирующей те из них, которые оказались за пределами привилегированного положения. В силу этого в формулировке темы работы используется множественное число: антропология «сложных вещей», то есть всей совокупности вещей в их симметричности.
Новизна текста обусловлена отсутствием специальных исследований, посвященных специфике «сложности» вещи в ее связи с антропологическим аспектом, хотя, безусловно, существует немало работ по антропологии вещей, что указывает на проблематичность статуса вещи и обозначенной темы работы. Неслучайно последние несколько лет отмечены возникновением так называемых «новых онтологий», включающих в себя понятия акторов, ассамбляжей, «объектов», свидетельствующих о том, что человек, наконец, утрачивает свой статус Император философии, как выражается ГрэмХарман в статье «Сети и ассамбляжи: возрождение вещей у Латура и Деланда».
Практическая значимость исследования заключается в том, что реабилитация вещей как принципиально инаковых, чуждых, других по отношению к «человеческому» позволяют высветить как раз те важные лакуны «человеческого», которые упускаются изнутри этого полюса. А также позволяют ограничить господство дуалистической установки с доминантой человеческого, которая продолжает определять не только теоретические стратегии, но и практики «освоения» мира, способы поведения в нем.
Теоретическая значимость работы состоит в попытке переосмысления привычной сборки «человеческого» (классической, постклассической), артикуляции доступа к вещам, а не только к различным способам их дискурсивной репрезентации, и возвращения вещам их прав, которые подрывались под влиянием антропоцентристских позиций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В историко-философском дискурсе с симптоматичной регулярностью поднимался вопрос о том, что же такое вещь. Зачастую попытки ответить на него заканчивались подменой вещи ее редуцированным, «очеловеченным» образом. Представляется, отчасти это связано с тем, что подобную постановку вопроса заведомо пронизывает допущение, согласно которому вещь, в конце концов, настолько проста, что ее можно раз и навсегда поймать в понятийную сеть. В обратном состояла интенция этой работы: необходимо было исходить, в первую очередь, из «сложности» вещи, то есть из того, что значит быть вещью, реабилитированной в своих правах. Другими словами, вещью, сопротивляющейся концептуальным границам и категориям, через которые она познается.
Сами вещи в рамках обозначенной цели работы дефиницировались через понятие «сложности». Уже отмечалось, что этимологически слово «вещь» почти во всех европейских языках связывается с местом для собраний («тинг», «вече»). А собрание, собирание, в свою очередь, синонимично сложенности. Иначе говоря, сложность – это как раз то, что указывает на собирание как определенную сложенность. В то же самое время в этом понятии можно усмотреть логику, препятствующую замыслу данного текста. В частности, если сложенность трактуется как утромбовывание, сжимание, спрессовывание и, в конце концов, «снятие» посредством приведения к уплотненному единству. Важным представляется избегание логики диктата сложения: сложное не должно приводиться к обозначенному уплотненному единству простого. Итак, выходит, что вещь, осмысленная через сложность, понимается как собирание, которое не должно приводиться к единству простоты, но может собирать в себе и его в том числе.
Тем не менее, в ходе решение поставленных задач выяснилось, что вещи зачастую как раз редуцировались до какого-либо единства. Аналитика сценариев концептуализации вещей в историко-философском дискурсе с точки зрения пронизывающих их стратегий упрощения позволила выделить два ключевых аспекта.
Во-первых, существует определенная традиция апологии простоты. Простота в данном случае насыщается исключительно положительными коннотациями и носит фантазматический характер. Отголоски этого воспевания простого схватываются даже на рутинном словарном уровне: «все гениальное – просто». Тем не менее, как и любой фантазм, эта «простота» покоится исключительно в воображении того, кто артикулирует захваченность ею. Репрезентативным примером служит случай Руссо: чем дальше Руссо заходит в оправдании «простоты», «первичного состояния», метафоры «простого истока», тем более изощренными и сложными становятся его аргументы. Иначе говоря, простота в этом отношении воображается, конструируется, изобретается. В качестве частного, но репрезентативного случая культивирование принципа простоты в работе выступал теологический аспект, а именно: идея «святой простоты» в христианской метрике.
Во-вторых, стратегии упрощения, которые пронизывают упомянутые в данной работе исследования вещей, отмечены редуцированием их «материальности», «обыденности» технической сборки. Эпистемологическое различение «акта» и «содержания» высказывания позволило обнаружить определенный зазор, который пронизывает исследования, посвященные вещам. Так, например, на уровне акта высказывания может артикулироваться утрата вещей и необходимость их реабилитации (особенно в дискурсе потребления и эмансипации означающего), тогда как на уровне содержания – недооценивание именно того, ради чего всё затевалось: обыкновения вещи, ее материальности. Материальность отторгается и редуцируется, как не заслуживающая анализа. В силу указанного в этом тексте она получает соответствующие предикаты – «возмутительная», «вопиющая».
В работе показано, что материальность представляет собой «реальное» вещей, «преимущество объекта» и одновременно его избыток, который всегда ускользает от схватывания в вещи. Материальность, как «реальное» вещей, содержит в себе следы провалов и отсутствия, на которые натыкается субъект. В этом отношении «возмутительная» материальность вещи «возмутительна» именно в том смысле, что способна разбить все человеческие «надежды и ожидания». Следствием же (и следом) этих разбитых надежд и ожиданий служат попытки восполнить «нехватку» посредством прибегания к стратегиям «очеловечивания» и упрощения вещей.
Соответственно, сложность вещей сосредоточена в их материальности. Именно она представляет собой то ускользающее меньшее, которое провоцирует схватку с ней, заставляет вновь и вновь набрасывать на нее «человеческие маски». Ввиду этого в «возмутительной» материальности обнаруживаются следы «человеческого», то есть все те чаяния, направленные на заслонение обозначенного «преимущества объекта».
В работе приводятся различные примеры, позволяющие проследить формы репрезентации «человеческого» в указанном модусе вещей. Так, например, антропологическая сборка функционирует с постоянными сбоями: сложность то и дело вносит в нее помехи. Сложность сопротивляется категориальному аппарату, выводит его из строя, вскрывает допущения и фантазмы, которые его пронизывают. К примеру, фантазм изначальной простоты приводит к ложной концептуализации дихотомии «простое-сложное», где сложное мыслится вытекающим из простого.
Допущение, превратно толкующее материальность, вовсе подменяет вещи их видимостью, образом. Оно же задает иерархию, в которой материальность вещей оказывается на периферии, что в результате приводит к доминированию субъект-объектной парадигмы и дискурсивного способа аналитики.
Также для антропологической размерности демифологизация статуса материальности в обозначенном ключе – это возможность переосмыслить релевантность эпистемологических стратегий, редуцирующих вещи до социальных, культурных, дискурсивных, биологических и иных проявлений. Кроме того, эта демифологизация реабилитирует статус вещей и приоткрывает доступ к ним, а не только ко всевозможным способам их репрезентации в языке.
Таким образом, рассмотрение принципа «сложности» вещей разворачивается в данном тексте посредством аналитики способов редукции этой «сложности». Реабилитация материальности, чье значение зачастую преуменьшается, служит, в первую очередь, попыткой реабилитировать вещи, уклоняясь от операций, сводящих ихк различным вариантам «видимости» (подручное, социальные отношения, товар, знак, etc), что совпадает с поставленными в начале работы задачами данного текста. В определенном смысле реабилитация материальности, составляющей «сложность» вещей, является способом возвращения к «реальному» вещей, то есть к тому, что сопротивляется концептуальным рамкам, через которые вещи исследуются. Однако, что важно, указанное возвращение должно осуществляться не путем повторения ключевых сценариев догматической философии, но путем, по выражению К. Мейясу, «неметафизической спекуляции» .



1. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / под ред.Е. В. Смирницкой. М.: ННН, 1995. 272 с.
2. Сила простых вещей / сб. под ред. Лишаева С.А. СПб.: Алетейя, 2014. 384 с.
3. Словари и энциклопедии на Академики. [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/987330 (дата обращения: 20.10.2016)
4. Адорно Т.-В. Эстетическая теория / пер. А. Дранова. М.: Республика, 2001. 527 с.
5. Альтюссер Л. За Маркса / пер. А.В. Денежкина. М.: Праксис, 2006. 392 с.
6. Анненкова Л. «Реалогия» и смысл вещи // Декоративное искусство. –1986. – № 10 (347). – С. 41–42.
7. Барт Р. Мифологии / пер., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 с.
8. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / под. ред. Ю. А. Здорового. М.: Медиум, 1996. 240 с.
9. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. С. Зенкина. М.: Домино, 1995. 212 с.
10. Брассье Р. Понятия и объекты // Логос. – Т.27, №3. – 2017. – С. 227–260.
11. Бродский И. Урания. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 11.
12. Брайант Леви Р. На пути к окончательному освобождению объекта от субъекта // Логос. – 2014. – № 4. – С. 275–292.
13. Брикмон Ж., Сокал А. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна. М.: «Дом интеллектуальной книги», 2002. 248 с.
14. Бурдьё П. Практический смысл. СПб: Аллетейя, 2001. 562 с.
15. Бычков В. В. Эстетика отцов церкви. М.: Ладомир, 1995. 593 с.
16. Бэкон Ф. Новый органон наук / Франциск Бэкон Веруламский / пер. С. Красильщикова, вступ. и предисл. Я. Боровского. М.: Канон+, 2016. С. 213.
17. Вахштайн В. C. Возвращение материального. «Пространства», «сети»,
«потоки» в акторно-сетевой теории // Социологическое обозрение. – 2005. – Т. 4. № 1. – С. 94–115.
18. Вахштайн В. С. Действующие вещи. [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/longreads/25956 (дата обращения: 23.12.2016)
19. Вяткин Д. Плазма в себе // Логос. – Т.27, №3. – 2017. – С. 57–83.
20. ГачевГ. Д. Вещают вещи, мыслят образы. М.: Академический Проект, 2000. 496 с.
21. Гачев Г. Д. Философия наивности / сост. А.С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. 384 с.
22. Гумбрехт Х.У. Производство присутствия: чего не может передать значение. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 183 с.
23. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1. / пер. А. Михайлова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 336 с.
24. Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. ст. Наталии Автономовой. М.: AdMarginem, 2000. С. 115–540.
25. Деланда М. Новая онтология для социальных наук // Логос. – Т.27, №3. – 2017. – С. 35–57.
26. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / пер. с фр. Я. И. Свирского, науч. ред. В. Ю. Кузнецов. М.: Астрель, 2010. 895 с.
27. Ерофеева М. Акторно-сетевая теория: объектно-ориентированная онтология без объектов? // Логос. – Т.27, №3. – 2017. – С. 83–113.
28. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999. 236 с.
29. Жижек С. Щекотливый субъект. М.: Дело, 2014. 528 с.
30. Жинкин Н. Вещь // Логос. – 1998. – №1. – С. 62–102.
31. Зиммель Г. Рама картины. Эстетический опыт // Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В.С. Вахштайна. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 48–54.
32. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999. 472 с.
33. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 712 с.
34. КассирерЭ. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. 784 с.
35. Козлова Н.Н. Упрощение знак эпохи? // Социологические исследования. – 1990. – №7. – С. 11–21.
36. Кошут Дж. Искусство после философии / пер. А. Курбановского // Искусствознание. – №1. – 2001. – С. 543–563.
37. Кузнецов А.Г. Латур и его «технолог»: вещи, объекты и технологии в акторно-сетевой теории // Социология власти. – 2015. - №1. – С. 55–89.
38. Куренной В. Сами вещи Мартина Хайдеггера // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. – 2001. – С. 6–44.
39. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос. – 2002. - №5-6 (35). – С. 1–30.
40. Латур Б. Извините, вы не могли бы вернуть нам материализм? // Логос. – 2014. – №4 (100). – С. 265–274.
41. Латур Б. Hового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии / пер. с фр. Д. Я. Калугина; Науч. ред. О.В. Хархордин. СПб.: Изд-во Европейского университета в С.-Петербурге, 2006. 240 с.
42. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. 382 с.
43. Латур Б. Почему критика выдохлась? [Электронный ресурс] // Государственный центр современного искусства. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/2/article/7 (дата обращения: 20.01.2017)
44. Лишаев С.А. Метафизика простых вещей (простая вещь как место сборки мира и человека) // Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». – 2008. – №1 (3). – С. 10–21.
45. Ло Дж. Объекты и пространства / пер. с англ. В. Вахштайна // Социологическое обозрение. – 2006. – № 1. – С. 30–42.
46. Ло Дж. После метода: беспорядок и социальной наука. М.: Издательство Института Гайдара, 2015. 352 с.
47. Лосев А. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. 561 с.
48. Лукач Г. Исследования по марксистской диалектике / пер. С. Земляного. М.: Логос-Альтера, 2003. 413 с.
49. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб: Наука, 2001. 568 с.
50. Мейсу К. Дилемма призрака // Логос. – 2013. – №2 (92). – С. 70–80.
51. Мейясу К. Время без становления [Электронный ресурс]: доклад в Университете Мидлсекса в рамках семинара Центра исследования современной европейской философии. URL: http://www.ncca.ru/app/mediatech/file/Quentin_Meillassoux.pdf (дата обращения: 12.11.2016)
52. Мейясу К. После конечности: эссе о необходимости контингентности / пер. Л. Медведевой. М.: Кабинетный ученый, 2015. 196 с.
53. Милбанк Дж. Материализм и трансцендентность // Логос. – 2011. – № 3 (82). – С. 206–245.
54. Михайловский А.В. Мартин Хайдеггер [Электронный ресурс]: философ на лесной тропе. URL:http://www.bogoslov.ru/text/472549.html (дата обращения: 10.11.2016)
55. Неретина С.С. Огурцов А.П. Реабилитация вещи. СПб: Изд. дом «Мiръ», 2010. 800 с.
56. Павлов А.В. Штурмуя публичное пространство: слова о гетеротопии плохого вкуса // Логос. – 2014. – №5 (101). – С. 2–26.
57. Пикеринг Э. Новые онтологии // Логос. – Т.27, №3. – 2017. – С. 153–173.
58. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. 412 с.
59. Пятигорский А. М. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 1996. 594 с.
60. Регев Й. Меч херувима // Логос. – 2013. – №2 (92). – С.94–112.
61. Розен М. Куда девать бабушкин комод // Мы. –2004. –№2. –С. 76–84.
62. Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах // Избранные сочинения: в 3-х т. Т. 1. М.: 1961. С. 44–60.
63. Секацкий А.К. Изыскания. – СПб.: Лимбус-пресс, 2009. 400 с.
64. Секацкий А.К. О святой простоте и дьявольской изощренности // ThePrimeRussianMаgazine. – 2013. – №2.
65. Секацкий А.К.Размышления. – СПб.: Лимбус-пресс, 2014. – 496 с.
66. Секацкий А.К. Прикладная метафизика. – СПб.: Амфора, 2005. – 414 с.
67. Сластелин П.В. Категория простоты в современной архитектуре // Градостроительство и архитектура. – №3. – 2001 – С. 6–8.
68. Слотердайк П. Правила для человеческого зоопарка [Электронный ресурс] URL: http://www.nietzsche.ru/influence/philosophie/sloterdijk (дата обращения: 2.09.2016)
69. Смулянский А. К понятию акта высказывания (3 лекции семинара лакан-ликбез). СПб: «ТрансЛит», 2014. 60 с.
70. Тертуллиан. О плаще / пер. с лат. А.Я. Тыжова. СПб.: Алетейя, 2000. 224 с.
71. Топоров В. Н. Апология Плюшкина. Миф. Ритуал. Образ. Символ: Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс–Культура, 1995. 624 с.
72. Третьяков С. Биография вещи // Литература факта: Первый сборник материалов работников ЛЕФа / Под ред. Н.Ф. Чужака. М.: Захаров, 2000. 354 с.
73. Ушакин С. Динамизирующая вещь // НЛО. – 2013. – № 120. С. 29–34.
74. Ушакин С. Объекта артефакта [Электронный ресурс]: к материалогии эмоций. URL: http://qps.ru/WFUOe (дата обращения: 23.12.2016)
75. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура / пер.с нем., сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. М.: Ренессанс, 1992. 289 с.
76. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. СПб: А-cad, 1994. 405 с.
77. Хайдарова Г. Предисловие. Судьба нигилизма. Э. Юнгер, М. Хайдеггер, Д. Кампер, Г. Фигаль. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 315 с.
78. Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический Проект, 2008. 528 с.
79. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. Бибихина. Харьков: «Фолио», 2003. 503 с.
80. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: 1991. С.134–145.
81. Харре Р. Материальные объекты в социальных мирах / Социология вещей: сб. под ред. В. Вахштайна. М., 2006. С. 118-133.
82. Харман Г. Государь сетей: Бруно Латур и метатифизика// Логос. – 2014. - №4 (100). – С. 229–248.
83. Харман Г. Сети и ассамбляжи: возрождение вещей у Латуры и Деланда // Логос. – 2017. – Т. 27, №3. – С.1–35.
84. Харман Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера / пер. с англ. А. Морозов и О. Мышкин. Пермь: Гиле Пресс, 2015. 152 с.
85. Харман Г. О замещающей причинности / Пер. А. Маркова // Новое литературное обозрение. – 2012. – № 2 (114).– С. 75–90.
86. Чубаров И.М. Машинная антропология. Запоздалый манифест // Логос. – 2015. – №2 (104) – С.122–141.
87. Чубаров И.М. Освобожденная вещь vs. овеществленное сознание. Взаимодействие понятий «остранение» (Verfremdung) и «отчуждение» (Entfremdung) в русском авангарде // EINAI: Проблемы философии и теологии. – 2013. – Том 2, № 1/2 (3/4). – С. 5–22.
88. Шавиро С. Вселенная вещей // Логос. – Т.27, №3. – С. 127 – 153.
89. Шапиро М. Натюрморт как личный объект: заметки о Хайдеггере и Ван Гоге // Топос. – 2001. – № 2-3 (5). – С. 28 –39.
90. Эпштейн М. Н. Реалогия– наука о единичных вещах // Декоративное искусство. –1985. – № 6. – С. 21–22.
91. Bennett J. Systems and Things: A Response to Graham Harman and Timothy Morton. [Электронный ресурc]NewLiteraryHistory. - 2012. URL: http://qoo.by/l6B (дата обращения: 24.05.2016)
92. Bruce A. Graham Harman / [Электронный ресурс] Office Products International. –2006. URL: http://qoo.by/l6A (дата обращения: 24.05.2016)
93. Gabriel, M. Fields of sense: a new realist ontology / Edinburgh: Edinburgh University Press, 2015. 386 p.
94. Harman G. Quentin Meilassoux– Philosophy in the Making. Edinburgh:Edinburgh University Press, 2011. pp. 175–238.
95. Harman G. Towards speculative realism: essays and lectures / Winchester: Zero Books, 2010. 212 p.
96. Peter G. Speculative realism: problems and prospects / London: Bloomsbury Academic, 2014. 266 p.
97. Steiner C.J. Ontological dance: A Dialogue Between Heidegger and Pickering. The Mangle in Practice: Science, Society, and Becoming, Durham, London, Duke University Press, 2008, pp. 221–243.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ