Введение
Глава I. Антропология вещей
1.1. Проблема корреляционизма: реабилитация вещей…………...….…….9–17
1.2. «Изобретение» простоты: простота как фантазм………………...…...17–35
Глава II. Антропологический смысл сложных вещей
2.1. Вещи в модусе сложности: «возмутительная» материальность…..…36–46
2.2. Формы репрезентация «человеческого» посредством сложных вещей
Заключение………………………………...……….…………………….....60–63
Список используемой литературы……………………………………….
Представляется, что вещь – своеобразный симптом философии, поэтому неслучайно в историко-философском контексте это понятие из раза в раз проблематизируется. Содержание исследований, посвященных вещи, как правило, варьируется в зависимости от методологических целей исследования. Тем не менее, значительную часть этих различных интерпретаций все-таки пронизывает общий лейтмотив, который объединяет многообразие существующих подходов к пониманию вещи. Указанный лейтмотив связан с попыткой создания простого образа сложной вещи. Так, зачастую вещи редуцируются к «единичной сущности», к «явлению», к «актору», к «товару», etc. В этом отношении упрощение представляет собой способ фокусировки, наведение видимости, попытку субстанциализировать вещь. Сделать ее пассивной и косной.
Притом подобный способ фокусировки реализуется двояко. Во-первых, как фантазм, срабатывающий на уровне акта высказывания: через концептуализацию вещей посредством категории «простоты», которая насыщается исключительно положительными коннотациями. В этом случае «простые вещи» изобретаются, конструируются именно как «простые». Во-вторых, как акцентирование внимания на «чем-то большем», чем «просто» вещь, что в результате приводит к подмене вещи только лишь ее видимостью, ее упрощенным образом. Но оба указанных сценария упрощения спрессовывают вещь, утрамбовывают ее, приводят к какому-либо уплотненному единству. Упрощение, таким образом, пронизывает структуру этих сценариев как стержневая операция.
Тогда как эвристически ценным представляется приостановка редукции через заострение внимания на этапах, составляющих сложенность вещи. Это совпадает и с этимологической связанностью слова «вещь» с местом для собраний («тинг»; «вече»), то есть с собиранием, о котором, например, пишет Б. Латур: «во всех европейских языках, включая русский, существует ярко выраженная связь между словами, обозначающими вещь и прообраз законодательного собрания. Исландцы гордятся тем, что имеют самый древний парламент, который они называют Альтинг (Althing). А во многих скандинавских странах еще можно посетить места для собраний, называемые «Тингами» (Ding или Thing)».
Таким образом, сложность – это как раз то, что указывает на собирание как определенную сложенность. А вещи, дефиницированные через сложность, могут мыслиться как собирание, которое не должно, в свою очередь, приводиться к единству простоты, но может его включать, собирать в себе. Следовательно, аналитика «сложных вещей» – распаковывание того, что некогда было утрамбовано и приведено к иллюзорному единству «простого».
Тема работы представляется актуальной, поскольку ее проблематика заостряется на попытке ответить на вопрос о том, каковы причины обозначенной редукции, «очеловечивания», «упрощения» вещей и в чем именно состоит «сложность» вещи. Притом этот вопрос важен с антропологической точки зрения, так как способы аналитики вещей, как принципиально других по отношению к «человеческому», позволяют очертить границы «человеческого». Иначе говоря, человеческое проявляется в сравнении с инаковостью вещи, поскольку в этом срезе вещь репрезентирует не только «вещное», но и «человеческое», человека. Итак, объектом исследования является собственно антропологический срез в значении случая мышления, предметом – сложные вещи в обозначенном срезе.
Для реализации цели работы, которая заключается в аналитике принципа сложности вещей, необходимо решить следующие задачи:
– охарактеризовать основные сценарии концептуализации вещей, раскрыв тем самым смысл понятия «антропология вещей»;
– проанализировать возможные причины и способы редуцирования вещей;
– обозначить вещь в обратном по отношению к ее редуцированному модусу – в модусе сложности;
– обосновать формы репрезентации «человеческого» в указанном модусе вещи.
Степень разработанности проблемы.
Вещь – одна из ключевых категорий философии, поэтому существует значительное количество исследований, посвященных этой проблематике. В данной работе следовало ограничиться теми из них, которые так или иначе связаны с аналитикой вещи в антропологическом срезе. А также исследованиями, рассматривающими вещь в каком-либо определенном модусе («единичная сущность», «явление», «актор», «товар» и так далее), необходимыми для изучения тех способов упрощения вещей, которые в них представлены как базовая операция. Ключевыми исследованиями, проблематизирующими вещь на стыке антропологии и социологии, являются работы В. Беньямина, Г. Зиммеля, Р. Харре, Д. Ло, Б. Латура, В. Вахштайна. Частным, но немаловажным случаем этой группы исследований выступает аналитика вещей с использованием методов и понятий аналитической антропологии («событие», «наблюдатель», «желание», «аура», «образ»). К этой группе относится, главным образом, В. Подорога и его монография «Вопрос о вещи», а также исследования И. Чубарова. Стоит также отметить сборник статей «Метафизика простых вещей» под редакцией С.А. Лишаева, осмысляющий принцип локализации «силы» вещей и возможности его познания.
Вторая группа исследований – самая обширная. Это и работы, посвященные типологии вещей, в частности, следует отметить ключевую в этом отношении монографию С.С. Неретиной и А.П. Огурцова «Реабилитация вещи», подробно и последовательно эксплицирующую динамику осмысления вещи в историко-философском контексте. И работы, рассматривающие вещь в конкретных модусах в ситуации так называемой «утраты вещей» и их «поиска», которую открывает феноменологическая традиция. Далее подручная вещь М. Хайдеггера, вещь как репрезентация отношений и повседневности у Э. Кассирера, вещь как знак у Ч. Пирса. Особенно значимыми для данной текста исследованиями служат работы, отмеченные влиянием как «лингвистического поворота», так и поворота к «повседневности». В частности, уже программные тексты Ж. Бодрийяра, Р. Барта. Интенции, эпистемологические стратегии указанных «поворотов» и их следствия подробно разбираются в монографии Б.В. Маркова «Знаки бытия».
Обобщая этот историографический экскурс, следует отметить, что понимание вещидолгое время находилось и продолжает находиться в тесной связи с проблемой корреляционизма. В связи с этим аналитика вещей зачастую разворачивалась в рамках двухвековой дискуссии «вещи-в-себе» и «вещи-для-нас», отмеченной доминированием позиции ограниченного доступа к познанию вещей, либо – обратной ей, где ключевую роль играло сознание субъекта. И поэтому в методологическом отношенииработа ограничивается, главным образом, основным тезисамитак называемых «спекулятивных реалистов» (в частности, К. Мейясу, Г. Хармана), которые расшатывают уже привычные позиции «в-себе» и «для-нас». Указанные авторы артикулируют возможности преодоления редукционизма, связанного с зацикливанием на разломе «человек-мир», где миру отводится вторичная роль по отношению к человеку, либо наоборот. Это позволяет нивелировать высокий статус «человеческого», заключить его в скобки с целью реабилитации статуса вещей. Также спекулятивный реализм в данной работе необходим в качестве обоснования «плоской онтологии», которая размещает все объекты в горизонтальной плоскости. Указанное позволяет уклониться от иерархии вещей, редуцирующей те из них, которые оказались за пределами привилегированного положения. В силу этого в формулировке темы работы используется множественное число: антропология «сложных вещей», то есть всей совокупности вещей в их симметричности.
Новизна текста обусловлена отсутствием специальных исследований, посвященных специфике «сложности» вещи в ее связи с антропологическим аспектом, хотя, безусловно, существует немало работ по антропологии вещей, что указывает на проблематичность статуса вещи и обозначенной темы работы. Неслучайно последние несколько лет отмечены возникновением так называемых «новых онтологий», включающих в себя понятия акторов, ассамбляжей, «объектов», свидетельствующих о том, что человек, наконец, утрачивает свой статус Император философии, как выражается ГрэмХарман в статье «Сети и ассамбляжи: возрождение вещей у Латура и Деланда».
Практическая значимость исследования заключается в том, что реабилитация вещей как принципиально инаковых, чуждых, других по отношению к «человеческому» позволяют высветить как раз те важные лакуны «человеческого», которые упускаются изнутри этого полюса. А также позволяют ограничить господство дуалистической установки с доминантой человеческого, которая продолжает определять не только теоретические стратегии, но и практики «освоения» мира, способы поведения в нем.
Теоретическая значимость работы состоит в попытке переосмысления привычной сборки «человеческого» (классической, постклассической), артикуляции доступа к вещам, а не только к различным способам их дискурсивной репрезентации, и возвращения вещам их прав, которые подрывались под влиянием антропоцентристских позиций.
В историко-философском дискурсе с симптоматичной регулярностью поднимался вопрос о том, что же такое вещь. Зачастую попытки ответить на него заканчивались подменой вещи ее редуцированным, «очеловеченным» образом. Представляется, отчасти это связано с тем, что подобную постановку вопроса заведомо пронизывает допущение, согласно которому вещь, в конце концов, настолько проста, что ее можно раз и навсегда поймать в понятийную сеть. В обратном состояла интенция этой работы: необходимо было исходить, в первую очередь, из «сложности» вещи, то есть из того, что значит быть вещью, реабилитированной в своих правах. Другими словами, вещью, сопротивляющейся концептуальным границам и категориям, через которые она познается.
Сами вещи в рамках обозначенной цели работы дефиницировались через понятие «сложности». Уже отмечалось, что этимологически слово «вещь» почти во всех европейских языках связывается с местом для собраний («тинг», «вече»). А собрание, собирание, в свою очередь, синонимично сложенности. Иначе говоря, сложность – это как раз то, что указывает на собирание как определенную сложенность. В то же самое время в этом понятии можно усмотреть логику, препятствующую замыслу данного текста. В частности, если сложенность трактуется как утромбовывание, сжимание, спрессовывание и, в конце концов, «снятие» посредством приведения к уплотненному единству. Важным представляется избегание логики диктата сложения: сложное не должно приводиться к обозначенному уплотненному единству простого. Итак, выходит, что вещь, осмысленная через сложность, понимается как собирание, которое не должно приводиться к единству простоты, но может собирать в себе и его в том числе.
Тем не менее, в ходе решение поставленных задач выяснилось, что вещи зачастую как раз редуцировались до какого-либо единства. Аналитика сценариев концептуализации вещей в историко-философском дискурсе с точки зрения пронизывающих их стратегий упрощения позволила выделить два ключевых аспекта.
Во-первых, существует определенная традиция апологии простоты. Простота в данном случае насыщается исключительно положительными коннотациями и носит фантазматический характер. Отголоски этого воспевания простого схватываются даже на рутинном словарном уровне: «все гениальное – просто». Тем не менее, как и любой фантазм, эта «простота» покоится исключительно в воображении того, кто артикулирует захваченность ею. Репрезентативным примером служит случай Руссо: чем дальше Руссо заходит в оправдании «простоты», «первичного состояния», метафоры «простого истока», тем более изощренными и сложными становятся его аргументы. Иначе говоря, простота в этом отношении воображается, конструируется, изобретается. В качестве частного, но репрезентативного случая культивирование принципа простоты в работе выступал теологический аспект, а именно: идея «святой простоты» в христианской метрике.
Во-вторых, стратегии упрощения, которые пронизывают упомянутые в данной работе исследования вещей, отмечены редуцированием их «материальности», «обыденности» технической сборки. Эпистемологическое различение «акта» и «содержания» высказывания позволило обнаружить определенный зазор, который пронизывает исследования, посвященные вещам. Так, например, на уровне акта высказывания может артикулироваться утрата вещей и необходимость их реабилитации (особенно в дискурсе потребления и эмансипации означающего), тогда как на уровне содержания – недооценивание именно того, ради чего всё затевалось: обыкновения вещи, ее материальности. Материальность отторгается и редуцируется, как не заслуживающая анализа. В силу указанного в этом тексте она получает соответствующие предикаты – «возмутительная», «вопиющая».
В работе показано, что материальность представляет собой «реальное» вещей, «преимущество объекта» и одновременно его избыток, который всегда ускользает от схватывания в вещи. Материальность, как «реальное» вещей, содержит в себе следы провалов и отсутствия, на которые натыкается субъект. В этом отношении «возмутительная» материальность вещи «возмутительна» именно в том смысле, что способна разбить все человеческие «надежды и ожидания». Следствием же (и следом) этих разбитых надежд и ожиданий служат попытки восполнить «нехватку» посредством прибегания к стратегиям «очеловечивания» и упрощения вещей.
Соответственно, сложность вещей сосредоточена в их материальности. Именно она представляет собой то ускользающее меньшее, которое провоцирует схватку с ней, заставляет вновь и вновь набрасывать на нее «человеческие маски». Ввиду этого в «возмутительной» материальности обнаруживаются следы «человеческого», то есть все те чаяния, направленные на заслонение обозначенного «преимущества объекта».
В работе приводятся различные примеры, позволяющие проследить формы репрезентации «человеческого» в указанном модусе вещей. Так, например, антропологическая сборка функционирует с постоянными сбоями: сложность то и дело вносит в нее помехи. Сложность сопротивляется категориальному аппарату, выводит его из строя, вскрывает допущения и фантазмы, которые его пронизывают. К примеру, фантазм изначальной простоты приводит к ложной концептуализации дихотомии «простое-сложное», где сложное мыслится вытекающим из простого.
Допущение, превратно толкующее материальность, вовсе подменяет вещи их видимостью, образом. Оно же задает иерархию, в которой материальность вещей оказывается на периферии, что в результате приводит к доминированию субъект-объектной парадигмы и дискурсивного способа аналитики.
Также для антропологической размерности демифологизация статуса материальности в обозначенном ключе – это возможность переосмыслить релевантность эпистемологических стратегий, редуцирующих вещи до социальных, культурных, дискурсивных, биологических и иных проявлений. Кроме того, эта демифологизация реабилитирует статус вещей и приоткрывает доступ к ним, а не только ко всевозможным способам их репрезентации в языке.
Таким образом, рассмотрение принципа «сложности» вещей разворачивается в данном тексте посредством аналитики способов редукции этой «сложности». Реабилитация материальности, чье значение зачастую преуменьшается, служит, в первую очередь, попыткой реабилитировать вещи, уклоняясь от операций, сводящих ихк различным вариантам «видимости» (подручное, социальные отношения, товар, знак, etc), что совпадает с поставленными в начале работы задачами данного текста. В определенном смысле реабилитация материальности, составляющей «сложность» вещей, является способом возвращения к «реальному» вещей, то есть к тому, что сопротивляется концептуальным рамкам, через которые вещи исследуются. Однако, что важно, указанное возвращение должно осуществляться не путем повторения ключевых сценариев догматической философии, но путем, по выражению К. Мейясу, «неметафизической спекуляции» .
1. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / под ред.Е. В. Смирницкой. М.: ННН, 1995. 272 с.
2. Сила простых вещей / сб. под ред. Лишаева С.А. СПб.: Алетейя, 2014. 384 с.
3. Словари и энциклопедии на Академики. [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/987330 (дата обращения: 20.10.2016)
4. Адорно Т.-В. Эстетическая теория / пер. А. Дранова. М.: Республика, 2001. 527 с.
5. Альтюссер Л. За Маркса / пер. А.В. Денежкина. М.: Праксис, 2006. 392 с.
6. Анненкова Л. «Реалогия» и смысл вещи // Декоративное искусство. –1986. – № 10 (347). – С. 41–42.
7. Барт Р. Мифологии / пер., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 с.
8. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / под. ред. Ю. А. Здорового. М.: Медиум, 1996. 240 с.
9. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. С. Зенкина. М.: Домино, 1995. 212 с.
10. Брассье Р. Понятия и объекты // Логос. – Т.27, №3. – 2017. – С. 227–260.
11. Бродский И. Урания. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 11.
12. Брайант Леви Р. На пути к окончательному освобождению объекта от субъекта // Логос. – 2014. – № 4. – С. 275–292.
13. Брикмон Ж., Сокал А. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна. М.: «Дом интеллектуальной книги», 2002. 248 с.
14. Бурдьё П. Практический смысл. СПб: Аллетейя, 2001. 562 с.
15. Бычков В. В. Эстетика отцов церкви. М.: Ладомир, 1995. 593 с.
16. Бэкон Ф. Новый органон наук / Франциск Бэкон Веруламский / пер. С. Красильщикова, вступ. и предисл. Я. Боровского. М.: Канон+, 2016. С. 213.
17. Вахштайн В. C. Возвращение материального. «Пространства», «сети»,
«потоки» в акторно-сетевой теории // Социологическое обозрение. – 2005. – Т. 4. № 1. – С. 94–115.
18. Вахштайн В. С. Действующие вещи. [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/longreads/25956 (дата обращения: 23.12.2016)
19. Вяткин Д. Плазма в себе // Логос. – Т.27, №3. – 2017. – С. 57–83.
20. ГачевГ. Д. Вещают вещи, мыслят образы. М.: Академический Проект, 2000. 496 с.
21. Гачев Г. Д. Философия наивности / сост. А.С. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 2001. 384 с.
22. Гумбрехт Х.У. Производство присутствия: чего не может передать значение. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 183 с.
23. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1. / пер. А. Михайлова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 336 с.
24. Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. ст. Наталии Автономовой. М.: AdMarginem, 2000. С. 115–540.
25. Деланда М. Новая онтология для социальных наук // Логос. – Т.27, №3. – 2017. – С. 35–57.
26. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / пер. с фр. Я. И. Свирского, науч. ред. В. Ю. Кузнецов. М.: Астрель, 2010. 895 с.
27. Ерофеева М. Акторно-сетевая теория: объектно-ориентированная онтология без объектов? // Логос. – Т.27, №3. – 2017. – С. 83–113.
28. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999. 236 с.
29. Жижек С. Щекотливый субъект. М.: Дело, 2014. 528 с.
30. Жинкин Н. Вещь // Логос. – 1998. – №1. – С. 62–102.
31. Зиммель Г. Рама картины. Эстетический опыт // Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В.С. Вахштайна. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 48–54.
32. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999. 472 с.
33. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 712 с.
34. КассирерЭ. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. 784 с.
35. Козлова Н.Н. Упрощение знак эпохи? // Социологические исследования. – 1990. – №7. – С. 11–21.
36. Кошут Дж. Искусство после философии / пер. А. Курбановского // Искусствознание. – №1. – 2001. – С. 543–563.
37. Кузнецов А.Г. Латур и его «технолог»: вещи, объекты и технологии в акторно-сетевой теории // Социология власти. – 2015. - №1. – С. 55–89.
38. Куренной В. Сами вещи Мартина Хайдеггера // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. – 2001. – С. 6–44.
39. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос. – 2002. - №5-6 (35). – С. 1–30.
40. Латур Б. Извините, вы не могли бы вернуть нам материализм? // Логос. – 2014. – №4 (100). – С. 265–274.
41. Латур Б. Hового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии / пер. с фр. Д. Я. Калугина; Науч. ред. О.В. Хархордин. СПб.: Изд-во Европейского университета в С.-Петербурге, 2006. 240 с.
42. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. 382 с.
43. Латур Б. Почему критика выдохлась? [Электронный ресурс] // Государственный центр современного искусства. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/2/article/7 (дата обращения: 20.01.2017)
44. Лишаев С.А. Метафизика простых вещей (простая вещь как место сборки мира и человека) // Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». – 2008. – №1 (3). – С. 10–21.
45. Ло Дж. Объекты и пространства / пер. с англ. В. Вахштайна // Социологическое обозрение. – 2006. – № 1. – С. 30–42.
46. Ло Дж. После метода: беспорядок и социальной наука. М.: Издательство Института Гайдара, 2015. 352 с.
47. Лосев А. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. 561 с.
48. Лукач Г. Исследования по марксистской диалектике / пер. С. Земляного. М.: Логос-Альтера, 2003. 413 с.
49. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб: Наука, 2001. 568 с.
50. Мейсу К. Дилемма призрака // Логос. – 2013. – №2 (92). – С. 70–80.
51. Мейясу К. Время без становления [Электронный ресурс]: доклад в Университете Мидлсекса в рамках семинара Центра исследования современной европейской философии. URL: http://www.ncca.ru/app/mediatech/file/Quentin_Meillassoux.pdf (дата обращения: 12.11.2016)
52. Мейясу К. После конечности: эссе о необходимости контингентности / пер. Л. Медведевой. М.: Кабинетный ученый, 2015. 196 с.
53. Милбанк Дж. Материализм и трансцендентность // Логос. – 2011. – № 3 (82). – С. 206–245.
54. Михайловский А.В. Мартин Хайдеггер [Электронный ресурс]: философ на лесной тропе. URL:http://www.bogoslov.ru/text/472549.html (дата обращения: 10.11.2016)
55. Неретина С.С. Огурцов А.П. Реабилитация вещи. СПб: Изд. дом «Мiръ», 2010. 800 с.
56. Павлов А.В. Штурмуя публичное пространство: слова о гетеротопии плохого вкуса // Логос. – 2014. – №5 (101). – С. 2–26.
57. Пикеринг Э. Новые онтологии // Логос. – Т.27, №3. – 2017. – С. 153–173.
58. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. 412 с.
59. Пятигорский А. М. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 1996. 594 с.
60. Регев Й. Меч херувима // Логос. – 2013. – №2 (92). – С.94–112.
61. Розен М. Куда девать бабушкин комод // Мы. –2004. –№2. –С. 76–84.
62. Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах // Избранные сочинения: в 3-х т. Т. 1. М.: 1961. С. 44–60.
63. Секацкий А.К. Изыскания. – СПб.: Лимбус-пресс, 2009. 400 с.
64. Секацкий А.К. О святой простоте и дьявольской изощренности // ThePrimeRussianMаgazine. – 2013. – №2.
65. Секацкий А.К.Размышления. – СПб.: Лимбус-пресс, 2014. – 496 с.
66. Секацкий А.К. Прикладная метафизика. – СПб.: Амфора, 2005. – 414 с.
67. Сластелин П.В. Категория простоты в современной архитектуре // Градостроительство и архитектура. – №3. – 2001 – С. 6–8.
68. Слотердайк П. Правила для человеческого зоопарка [Электронный ресурс] URL: http://www.nietzsche.ru/influence/philosophie/sloterdijk (дата обращения: 2.09.2016)
69. Смулянский А. К понятию акта высказывания (3 лекции семинара лакан-ликбез). СПб: «ТрансЛит», 2014. 60 с.
70. Тертуллиан. О плаще / пер. с лат. А.Я. Тыжова. СПб.: Алетейя, 2000. 224 с.
71. Топоров В. Н. Апология Плюшкина. Миф. Ритуал. Образ. Символ: Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс–Культура, 1995. 624 с.
72. Третьяков С. Биография вещи // Литература факта: Первый сборник материалов работников ЛЕФа / Под ред. Н.Ф. Чужака. М.: Захаров, 2000. 354 с.
73. Ушакин С. Динамизирующая вещь // НЛО. – 2013. – № 120. С. 29–34.
74. Ушакин С. Объекта артефакта [Электронный ресурс]: к материалогии эмоций. URL: http://qps.ru/WFUOe (дата обращения: 23.12.2016)
75. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура / пер.с нем., сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. М.: Ренессанс, 1992. 289 с.
76. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. СПб: А-cad, 1994. 405 с.
77. Хайдарова Г. Предисловие. Судьба нигилизма. Э. Юнгер, М. Хайдеггер, Д. Кампер, Г. Фигаль. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 315 с.
78. Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический Проект, 2008. 528 с.
79. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. Бибихина. Харьков: «Фолио», 2003. 503 с.
80. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: 1991. С.134–145.
81. Харре Р. Материальные объекты в социальных мирах / Социология вещей: сб. под ред. В. Вахштайна. М., 2006. С. 118-133.
82. Харман Г. Государь сетей: Бруно Латур и метатифизика// Логос. – 2014. - №4 (100). – С. 229–248.
83. Харман Г. Сети и ассамбляжи: возрождение вещей у Латуры и Деланда // Логос. – 2017. – Т. 27, №3. – С.1–35.
84. Харман Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера / пер. с англ. А. Морозов и О. Мышкин. Пермь: Гиле Пресс, 2015. 152 с.
85. Харман Г. О замещающей причинности / Пер. А. Маркова // Новое литературное обозрение. – 2012. – № 2 (114).– С. 75–90.
86. Чубаров И.М. Машинная антропология. Запоздалый манифест // Логос. – 2015. – №2 (104) – С.122–141.
87. Чубаров И.М. Освобожденная вещь vs. овеществленное сознание. Взаимодействие понятий «остранение» (Verfremdung) и «отчуждение» (Entfremdung) в русском авангарде // EINAI: Проблемы философии и теологии. – 2013. – Том 2, № 1/2 (3/4). – С. 5–22.
88. Шавиро С. Вселенная вещей // Логос. – Т.27, №3. – С. 127 – 153.
89. Шапиро М. Натюрморт как личный объект: заметки о Хайдеггере и Ван Гоге // Топос. – 2001. – № 2-3 (5). – С. 28 –39.
90. Эпштейн М. Н. Реалогия– наука о единичных вещах // Декоративное искусство. –1985. – № 6. – С. 21–22.
91. Bennett J. Systems and Things: A Response to Graham Harman and Timothy Morton. [Электронный ресурc]NewLiteraryHistory. - 2012. URL: http://qoo.by/l6B (дата обращения: 24.05.2016)
92. Bruce A. Graham Harman / [Электронный ресурс] Office Products International. –2006. URL: http://qoo.by/l6A (дата обращения: 24.05.2016)
93. Gabriel, M. Fields of sense: a new realist ontology / Edinburgh: Edinburgh University Press, 2015. 386 p.
94. Harman G. Quentin Meilassoux– Philosophy in the Making. Edinburgh:Edinburgh University Press, 2011. pp. 175–238.
95. Harman G. Towards speculative realism: essays and lectures / Winchester: Zero Books, 2010. 212 p.
96. Peter G. Speculative realism: problems and prospects / London: Bloomsbury Academic, 2014. 266 p.
97. Steiner C.J. Ontological dance: A Dialogue Between Heidegger and Pickering. The Mangle in Practice: Science, Society, and Becoming, Durham, London, Duke University Press, 2008, pp. 221–243.