Введение 4
Глава 1. Теоретические основы диверсификации туристского продукта территории 6
§ 1.1 Основные понятия в области диверсификации туристского продукта 6
§ 1.2 Отечественный и зарубежный опыт диверсификации туристского продукта 12
§ 1.3 Правовое регулирование в российской индустрии туризма 17
Глава 2. Республика Бурятия как перспективная туристская дестинация 22
§ 2.1 Туристские ресурсы и современное состояние туристской инфраструктуры в Республике Бурятия 22
§ 2.2 Современные туристские продукты, реализуемые на территории Республики Бурятия 31
§ 2.3 Направления диверсификации туристского продукта в Республике Бурятия 36
§ 2.4 Анализ туристско-рекреационных возможностей территории 42
Глава 3. Разработка туристского продукта на территории Республики Бурятия 53
§ 3.1 Общая характеристика разработанного туристского продукта 53
§ 3.2 Экономические расчеты 62
§ 3.3 Пути продвижения туристского продукта 68
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Приложения
Уникальные природные историко-культурные туристско-рекреационные ресурсы Республики Бурятия стали главной причиной того, что развитие туризма на территории региона – это приоритетное направление социально-экономического развития Бурятии. Регион привлекает своими культурным и религиозным наследием, традициями бурят, старообрядцев (или как их называют в Бурятии – «семейских»), эвенков и забайкальского казачества. Отдельное внимание уделяют многочисленным минеральным и термальным источникам, которые находятся на территории Республики Бурятия, и национальным паркам и заповедникам, расположенным вокруг Байкала.
Актуальность темы обусловлена потребностью в развитии внутреннего туризма в Республики Бурятия, а данный регион имеет предпосылки и потенциал для расширения географии туристических маршрутов. С помощью диверсификации туристского продукта повысится привлекательность Бурятии не только на российском туристском рынке, но и на международном. Диверсификация является одной из стратегий развития туризма на территории Российской Федерации, которая позволяет улучшить туристскую инфраструктуру (транспортную сеть, объекты размещения и питания), открыть новые объекты туристического показа, и данный процесс будет способствовать социально-экономическому развитию региона, увеличению его доходов и занятости населения.
Объект исследования – туристский продукт Республики Бурятия.
Предмет исследования – специфика развития и пути диверсификации туризма в Республике Бурятия.
Целью данного исследования является разработка нового туристского продукта, на основе выявленных направлений диверсификации туристского продукта в Республике Бурятия.
Для достижения цели в настоящей работе требуется решить нижеследующие задачи:
1) Исследование теоретических основ понятия «диверсификация туристского продукта»;
2) Изучить туристско-рекреационные ресурсы и состояние туристской инфраструктуры в Республике Бурятия;
3) Проанализировать конкурентоспособность Республики Бурятия на туристическом рынке;
4) Выявить направления диверсификации туристского продукта Республики Бурятия;
5) Разработка рекомендаций по развитию туризма в Республике Бурятия;
6) Создание актуального туристского продукта.
Выпускная квалификационная работа выполнена с использованием методов анализа, статистики, классификации и сравнения.
Информационной и теоретико-методологической основой данной работы являются нормативно-правовые документы, статистические данные, научная литература в области туризма и рекреации, электронные ресурсы.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Содержание первой главы определяет терминологию диверсификации туристского продукта и раскрывает место Республики Бурятия на российском туристическом рынке на основе статистических данных. Вторая глава характеризует современное состояние туристской инфраструктуры Республики Бурятия и определяет направления диверсификации туристского продукта в регионе. Также во второй главе даны рекомендации по развитию туризма в Бурятии. Третья глава посвящена разработке туристского продукта на территории Республики Бурятия и путей его продвижения на туристическом рынке. Работа содержит таблицы.
В настоящей выпускной квалификационной работе была рассмотрена тема диверсификации туристского продукта в Республике Бурятия.
Диверсификация туристского продукта является одним из способов развития туризма и повышения конкурентоспособности региона за счет создания новых туристических предложений и связей с другими субъектами страны, и внедрения новых объектов в индустрию туризма. В Республике Бурятия диверсификация туризма также может повысить инвестиционную привлекательность региона.
В ходе работы были решены все заданные задачи, то есть:
1. В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретические аспекты диверсификации туристского продукта. Были приведены виды и методы диверсификации, даны основные понятия и охарактеризованы положительные и проблемные стороны данного явления.
2. Во второй главе работы были изучены туристско-рекреационные ресурсы Республики Бурятия и охарактеризовано состояние туристской инфраструктуры региона. Бурятия обладает богатыми природными и историко-культурными рекреационными ресурсами, можно перечислить буддийские и старообрядческие храмы, археологические памятники, территории национальных парков и заповедников, минеральные и термальные источники и т.д. На основе этих рекреационных ресурсов можно создавать перспективные туристические маршруты, но многое пока реализовать невозможно из-за слаборазвитой туристской инфраструктуры в большинстве районов республики.
3. Также была проанализирована конкурентоспособность Республики Бурятия на туристическом рынке России. Во второй главе представлены SWOT-анализ, анализ пяти сил Портера и анализ конкурентов, и на их основе можно сделать вывод, что главным конкурентом на туристическом рынке региона является Иркутская область, побережье Байкала которой считается более привлекательным для туристов. Но при этом наблюдается рост туристических показателей в Республике Бурятия, что свидетельствует о постепенном росте конкурентоспособности региона.
4. Были выявлены направления диверсификации туристского продукта Республики Бурятия. Так как указанный регион является центром буддизма России, то следует сосредоточиться на развитии религиозного и паломнического туризма, это уже считается отличительной чертой республики и базой ее конкурентоспособности. Также, учитывая разнообразие минеральных и термальных источников на территории Бурятии, можно выделить и лечебно-оздоровительный туризм, как перспективное направление туризма. И, наконец, принимая во внимание культурные особенности региона, важными направлениями диверсификации являются этнографический и событийный туризм.
5. Во второй главе работы приведены разработанные рекомендации по развитию туризма в Республике Бурятия, которые были сформулированы на основе туристических возможностей региона и проведенных в ходе работе анализов.
6. В третьей главе работы была выполнена разработка актуального туристского маршрута.
Результатом работы стала разработка туристического маршрута по Республике Бурятия на одну неделю, что и было обозначено как цель исследования. Тур является уникальным и, следовательно, конкурентным предложением, так как многие туристические маршруты по Бурятии однотипные, а в этот тур включены объекты туризма, которые редко используются туроператорами при создании туристических предложений, или не используются вообще. Такими туристическими объектами являются два музея в селе Желтура, то есть музей-усадьба «Казачья изба» и музей К.К. Рокоссовского, Меркитская крепость и Иволгинское городище. Тур «Многогранная Бурятия» может также повысить привлекательность Бурятии на туристическом рынке России и диверсифицировать туристическое предложение, так как он показывает регион с разных сторон, представляет различные культурные особенности республики, и наравне с популярными объектами показа, такими как озеро Байкал и Иволгинский дацан, здесь использованы менее популярные, но не менее интересные достопримечательности. При этом, основываясь на экономических расчетах, представленных в третьей главе работы, можно сделать вывод, что предложенный тур является экономически выгодным, прибыльным и перспективным.
1. The official website of UNWTO. Product development. [Электронный ресурс] URL: https://www.unwto.org/tourism-development-products (дата обращения: 20.02.2022)
2. Справочник от Автор24. Разработка новых направлений в туризме, 2016. [Электронный ресурс] URL: https://spravochnick.ru/turizm/innovacii_v_turizme/razrabotka_novyh_napravleniy_v_turizme/ (дата обращения: 20.02.2022)
3. Postium. Концепция «Маркетинг-микс»: что такое комплекс маркетинга, инструменты, модель 4p; 2022. [Электронный ресурс] URL: https://postium.ru/koncepciya-marketing-miks/ (дата обращения: 20.02.2022)
4. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»
5. Studbooks. Сущность стратегии диверсификации в туристской деятельности. [Электронный ресурс] URL: https://studbooks.net/715841/turizm/suschnost_strategii_diversifikatsii_turistskoy_deyatelnosti (дата обращения: 25.02.2022)
6. Воробьева, Е. В. Диверсификация туристского продукта как способ развития туризма на региональном уровне / Е. В. Воробьева // Лицейские чтения. Шаг в будущее: современное студенчество как творческий, научный и профессиональный потенциал России: материалы XII Международной научн. студенческой конф. – 2020, С. 82-85
7. Ганеев Т.А., Смольянинов Н.Е. Диверсификация как стратегия развития предприятия // Управление экономикой: методы, модели, технологии, 2018. С. 66–70.
8. Zigern-Korn N., Kol O. Diversification of tourism product as the proper way for regional tourism development strategies. International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts SGEM. 2018. Vol. 5. P. 19–25.
9. Weidenfeld A. Tourism Diversification and Its Implications for Smart Specialisation. Coventry University: Sustainability. 2018. Vol. 10(2). № 319. P. 24–48.
10. Оганесян Л.Л., Фоменко Е.В. Проблемы применения диверсификационной стратегии в развитии туристского продукта региона // Курорты. Сервис. Туризм. 2014. № 1. С. 129–141.
11. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – Москва: Экономика, 1989. – 303 с.
12. Моисеева, Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: учебник / Н.К. Моисеева. – Москва: Финансы и статистика, 2011. – 230 с.
13. Официальный портал Министерства туризма Республики Бурятия. [Электронный ресурс] URL: https://www.economy.buryatia.ru/minturizm/activities/operations_results/ (дата обращения: 10.03.2022)
14. Bstudy. Устойчивое развитие туризма: определения, принципы, организационная и нормативно-правовая основы. [Электронный ресурс] URL: https://bstudy.net/692910/turizm/ustoychivoe_razvitie_turizma_opredeleniya_printsipy_organizatsionnaya_normativno_pravovaya_osnovy (дата обращения: 15.03.2022).
15. Hendrickson M., Skerrette N. Industrial upgrading and diversification to address competitiveness challenges in the Caribbean, the case of tourism. ECLAC - Studies and Perspectives series-The Caribbean No. 85, 85 p.
16. Стратегический менеджмент: учебник / [А. Н. Петров и др.]; под ред. А. Н. Петрова. – Москва: Питер, 2012. – 496 с.
17. Abdelati, M. B. Product Diversification, Product Relationships and the Economic Resilience of Libyan Tourist Destinations: a thesis of the degree of Doctorate of Philosophy submitted to Sheffield Business School / M. B. Abdelati. – Sheffield: Sheffield Business School, 2013. –411 p.
18. Об утверждении Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на период до 2035 года: распоряжения правительства Республики Бурятия от 28.11.2019 № 714-p [электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения 23.02.2022).
19. Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия»: постановление правительства Республики Бурятия от 25.09.2018 № 524, С. 5, 17, 20.
20. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (дата обращения 20.03.2022).
21. Рейтинговое агентство Expert. Вопреки кризису регионы нарастили инвестпривлекательность. [Электронный ресурс] URL: https://raexpert.ru/researches/regions/regions_invest_2021/ (дата обращения 23.03.2022).
22. BFM.RU. Прибайкальские регионы. Часть I: туристическая инфраструктура – крупный план. [Электронный ресурс] URL: https://www.bfm.ru/news/484079 (дата обращения 23.03.2022).
23. BaikalTravel. Министерство туризма Республики Бурятия подвело итоги года. [Электронный ресурс] URL: https://baikaltravel.ru/news/events/1321/ (дата обращения 23.03.2022).
24. Арустамов Э.А., Волгин А.В., Крылов П.М., Шильнов А.А. «Состояние и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия» // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы», 2019 №2 [электронный ресурс]. URL: https://resources.today/PDF/17ECOR219.pdf (дата обращения 23.02.2022).
25. Развитие рынка туризма в Республике Бурятия [электронный ресурс]. URL: https://works.doklad.ru/ (дата обращения 23.02.2022).
26. ООО «Байкал Бурятия». Министр туризма Республики Бурятия рассказала об основных итогах 2019 года в туризме [электронный ресурс]. URL: http://www.visitburyatia.ru/ (дата обращения 23.03.2022).
27. Цыбенова Л.Ц. Потенциал Республики Бурятия в развитии туризма // СГГА, Новосибирск, 4 стр.
28. Studbooks. Рекреационные ресурсы Республики Бурятия [электронный ресурс]. URL:https://studbooks.net/1804353/geografiya/rekreatsionnye_resursy_respubliki_buryatiya (дата обращения 23.03.2022).
29. Отдых на Байкале. Основные виды туризма и отдыха в Бурятии [электронный ресурс]. URL: https://baikal-turs.ru/osnovnye-vidy-turizma-i-otdyxa-v-buryatii/ (дата обращения 23.03.2022).
30. GoToNature. Республика Бурятия [электронный ресурс]. URL: https://gotonature.ru/1111-respublika-buryatiya.html (дата обращения 26.03.2022).
31. Studwood. Особенности развития туризма в Бурятии [электронный ресурс]. URL: https://studwood.net/1110101/turizm/osobennosti_razvitiya_turizma_respublike_buryatiya (дата обращения 26.03.2022).
32. 101hotels [электронный ресурс]. URL: https://101hotels.com (дата обращения 26.03.2022).
33. ООО «Байкал Макс» [электронный ресурс]. URL: https://baikalmax.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
34. ООО «Дикая Сибирь» [электронный ресурс]. URL: https://www.wildsiberiatour.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
35. ООО «Набаймар» [электронный ресурс]. URL: https://www.baikal-olkhon.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
36. ООО «Мармелад» [электронный ресурс]. URL: http://marmelad-camp.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
37. ООО «Гранд Бурятия» [электронный ресурс]. URL: https://ulan-ude-hotels.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
38. ООО «АЯТРЕВЕЛ-БАЙКАЛ» [электронный ресурс]. URL: https://ya-baikal.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
39. ООО «Байгал Трэвел» [электронный ресурс]. URL: https://baigaltravel.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
40. ООО «Байкал Комфорт» [электронный ресурс]. URL: http://baikal-comfort.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
41. ООО «Байкальский партнер» [электронный ресурс]. URL: https://baikal-tourist.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
42. ООО «БурятИнтур» [электронный ресурс]. URL: https://www.buryatintour.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
43. ООО «Бэлиг-Я» [электронный ресурс]. URL: http://belic-ya.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
44. ООО «Жассо Тур» [электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
45. ООО «Кумуткан» [электронный ресурс]. URL: https://kumutkan.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
46. ООО «Сакральная Бурятия» [электронный ресурс]. URL: http://xn--80adb0bxalg6fb.xn--p1ai/ (дата обращения 27.03.2022).
47. ООО «Сибирский кедр» [электронный ресурс]. URL: https://absolut-baikal.com/ (дата обращения 27.03.2022).
48. ООО «Сибирь-Тур» [электронный ресурс]. URL: https://siberia-tour.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
49. ООО «Спутник-Бурятия» [электронный ресурс]. URL: http://sputnik.e-baikal.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
50. ООО «Три кита» [электронный ресурс]. URL: http://www.trikita-travel.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
51. ООО «Байкал-Интур» [электронный ресурс]. URL: https://welovebaikal.com/ (дата обращения 27.03.2022).
52. Федеральное агентство по туризму. Единый федеральный реестр туроператоров [электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/operators/ (дата обращения 27.03.2022).
53. TUI Group (Fun & Sun Travel) [электронный ресурс]. URL: https://fstravel.com/resort/europe/russia/baycal (дата обращения 27.03.2022).
54. БиблиоГлобусТур [электронный ресурс]. URL: https://biblioglobustours.ru/tury-na-kamchatku-altai-baikal (дата обращения 27.03.2022).
55. Pac Group [электронный ресурс]. URL: https://www.pac.ru/ (дата обращения 27.03.2022).
56. Туристическая фирма «Созвездие» [электронный ресурс]. URL: https://sozvezdie-tour.ru/cat/tury/rossiya/buryatiya (дата обращения 27.03.2022).
57. Meteors Travel [электронный ресурс]. URL: https://russia.meteors.ru/tours/bajkal (дата обращения 27.03.2022).
58. Неизведанный мир [электронный ресурс]. URL: https://wildrussia.travel/ (дата обращения 27.03.2022).
59. Globus Tur [электронный ресурс]. URL: https://globusturspb.ru/catalog/evropa/rossiya/buryatiya/ (дата обращения 27.03.2022).
60. Планета Travel [электронный ресурс]. URL: https://plantravel.ru/countries/russia/tours/semidnevnii_tur_na_shumak/ (дата обращения 27.03.2022).
61. Admselenga. Официальный сайт органов власти МО «Селенгинский район» [электронный ресурс]. URL: https://admselenga.ru/trzm/turistsko-rekreacionnyj-klaster/ (дата обращения 28.03.2022).
62. Смартека. Международный туристский проект «Сказочный Сагаалган в Бурятии» [электронный ресурс]. URL: https://smarteka.com/practices/mezdunarodnyj-turistskij-proekt-skazocnyj-sagaalgan-v-buratii (дата обращения 28.03.2022).
63. Коллективный блог grb. На шелковом пути [электронный ресурс]. URL: https://blogrb.ru/news/191805 (дата обращения 28.03.2022).
64. Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» [электронный ресурс]. URL: https://xn--90ahjab5agodcj0k.xn--p1ai/vostochnoe-kolczo-rossii (дата обращения 28.03.2022).
65. Самые красивые деревни и городки России [электронный ресурс]. URL: https://krasaderevni.ru/villages/atsagat/ (дата обращения 28.03.2022).
66. Большая байкальская тропа [электронный ресурс]. URL: https://greatbaikaltrail.org/trails (дата обращения 28.03.2022).
67. Официальный портал Иркутской области [электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/region/turizm/ (дата обращения 30.03.2022).
68. Ассистентус [электронный ресурс]. URL: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/diversifikaciya-proizvodstva/ (дата обращения 15.04.2022).
69. Гомилевская Г.А., Соломонюк Д.В. Диверсификация туристской деятельности в условиях неопределенности внешней среды, связанной с эпидемией COVID-19 // Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, 13 стр.
70. Ефремова М.В., Кочкурова Е.А., Зыкова Т.В., Рябова О.В. Анализ возможностей диверсификации внутреннего туризма в условиях новых вызовов // Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Нижний Новгород: Человек. Спорт. Медицина. 2021. Т. 21, № S1. С.159-165.
71. Glonass Travel. Основные виды туризма [электронный ресурс]. URL: https://glonasstravel.com/destination/vidy-turizma/ (дата обращения 20.04.2022).
72. ВикиЧтение. Социально-экономический ресурс туризма [электронный ресурс]. URL: https://sport.wikireading.ru/31959 (дата обращения 21.04.2022)
73. Шерешева М.Ю., Чжан Сяоин Формирование и развитие туристского бренда малого города: опыт Китайской Народной Республики // Развитие внутреннего и въездного туризма в России и за рубежом, Москва, 2017 г., С. 35-48.
74. Волкова Т.А., Миненкова В.В., Максимов Д.В. Туристско-рекреационный комплекс Краснодарского края в современных условиях: тенденции и перспективы развития // Международный научный журнал «Инновационная наука», №8/2015, 5 стр.
75. Studwood. Виды туризма и классификация потребителей туристических услуг [электронный ресурс]. URL: https://studwood.net/1023260/turizm/vidy_turizma_klassifikatsiya_potrebiteley_turisticheskih_uslug (дата обращения 23.04.2022)
76. Капустина Л.М., Вязовская В.В. Конкурентоспособность стран на мировом рынке туристских услуг // Екатеринбург, Уральский государственный экономический университет, 2017 год, 169 стр.
77. Bstudy. Тенденции развития туризма на мировом и национальных уровнях [электронный ресурс]. URL: https://bstudy.net/711646/turizm/tendentsii_razvitiya_turizma_mirovom_natsionalnom_urovnyah (дата обращения 23.04.2022)
78. Современная научно-технологическая академия. Правовое регулирование в туризме: что это [электронный ресурс]. URL: https://www.snta.ru/press-center/pravovoe-regulirovanie-v-turizme-/ (дата обращения 23.04.2022)
79. Старкова И.И., Кондрашова Е.В., Фалилеева О.Ю. Особенности государственного регулирования сферы туризма в Республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета №3/2020, 9 стр.
80. MKRU Улан-Удэ. Бурятию стали в два раза больше посещать туристы из Европы и США [электронный ресурс]. URL: https://ulan.mk.ru/economics/2020/04/25/buryatiyu-stali-v-dva-raza-bolshe-poseshhat-turisty-iz-evropy-i-ssha.html (дата обращения 24.04.2022)
81. Межрегиональная ассоциация «Посетить Сибирь». Буддийские храмы Бурятии [электронный ресурс]. URL: https://xn--90ahjab5agodcj0k.xn--p1ai/respublika-buryatiya/buddijskie-khramy-buryatii (дата обращения 24.04.2022)
82. Блог о буддизме и культуре востока. Буддийские храмы в Бурятии – азиатский колорит в России [электронный ресурс]. URL: https://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/khramy-v-buryatii (дата обращения 24.04.2022)
83. Указ Главы Республики Бурятия от 13 марта 2020 года №37 «О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-19)
84. Аригус. В Бурятии опубликовали полный список ограничений на период локдауна [электронный ресурс]. URL: https://arigus.tv/news/society/18600-v-buryatii-opublikovali-polnyy-spisok-ogranicheniy-na-period-lokdauna/ (дата обращения 25.04.2022)