Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современная политика КНР по отношению к Афганистану: содержание, интересы, цели

Работа №123532

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы87
Год сдачи2022
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава №1. Внешняя политика КНР по отношению к Афганистану в период с 2001 по 2014 г. 13
1.1 Афганская политика КНР в контексте китайских национальных интересов 13
1.1.1 Ретроспектива двусторонних отношений 13
1.1.2 Национальные интересы Китая 17
1.1.3 Содержание внешней политики КНР по отношению к Афганистану в период с 2001 по 2014 гг. 26
1.2 Экономические интересы КНР в Афганистане 35
1.2.1 Интерес Китая к природным ресурсам Афганистана 35
1.2.2 Транзитный потенциал Афганистана как фактор экономического интереса Китая 38
1.2.3 Афгано-китайские торгово-инвестиционные отношения как фактор экономического интереса 40
Глава №2. Политика КНР по отношению к Афганистану после 2014 г 46
2.1 Трансформация внешнеполитического курса Китая в Афганистане: факторы и направленность 46
2.1.1 Активизация участия Китая в мирном урегулировании афганского вопроса 50
2.1.2 Афгано-китайские торгово-экономические отношения 58
2.2 Риски и вызовы КНР в контексте реализации политики в отношении Афганистана после 2021 г 64
Заключение 73
Список источников и литературы 76


Афганистан –государство, находящееся в Центральной Азиина пересечении торговых путей,– нестабильная внутриполитическая обстановка которого на протяжении десятилетий остается важным фактором дестабилизации региональной обстановки. Результатом продолжительной борьбы за власть в регионе великих и региональных держав стал статус «хрупкого» и «неудавшегося» Афганского государства, на территории которого активно действовали преступные военизированные группировки. В 2001 г. началась согласованная Советом Безопасности ООН интервенция Международных сил содействия безопасности (ISAF), продлившаяся 20 лет. В 2014 г. операция «Несокрушимая свобода» была завершена и присутствующие войска сократились, уступив место незначительному количеству военным и небоевым подразделениям в рамках операции «Решительная поддержка» НАТО. Как указывают эксперты ,за годы присутствия Западных стран «афганская проблема» не только не была решена, но и эволюционировала в комплексный кризис, с остро стоящими внутриполитическими, экономическими, институционными и социо-гуманитарными проблемами, состояние которых ухудшалось во втором десятилетии ХХI в. в связи с активной террористической деятельностью радикальной группировки «Талибан»*. В 2021 г., согласно предварительной договоренности «Декларация о мире в Афганистане», подписанной в Дохе между представителями Талибана* и США, войска последних были в спешке выведены с территории страны. Результатом стала стремительное ухудшение обстановки в Исламской Республике Афганистан, дестабилизация региональной системы безопасности, внутриполитическая разобщенность, приход радикальной исламистской партии Талибан* к власти. Также прямым следствием стало значительное ухудшение гуманитарной, экономической и внутриполитической ситуации.
В сложившейся обстановке особую важность приобретает политика региональных держав, в первую очередь Китая, Индии, Пакистана, Ирана, России и стран Центральной Азии, которые постараются заполнить образовавшийся вакуум власти в региональном балансе сил. Афганская нестабильность в первую очередь угрожает национальной безопасности всех стран региона, поскольку слабые государственные институты, отсутствие государственного контроля над территорией страны и границами рискуют превратить Афганистан в плацдарм для преступных группировок и радикальных террористических организаций (ИГИЛ, Аль-Каида), как это уже было в прошлом.
Учитывая геополитическую ситуацию в Афганистане, а также угрозы и возможности, связанные с ней, стратегическое значение афганского направления возросло.Развитию отношений КНР и ИРА способствует ряд факторов: Афганистан имеет достаточно выгодное геополитическое положение, позволяющее доминировать в региональной геополитической системе, находится вблизи от основных маршрутов магистральной внешнеэкономической китайской инициативы «Пояс и Путь», издержки на реализацию которой растут от нестабильности в Афганистане. Отдельную критическую важность имеет небольшая граница Ваханского коридора и Синьцзян-Уйгурского автономного округа, на территорию которого есть риск распространения идей терроризма, сепаратизма и экстремизма.
Афганская проблема вышла за рамки регионального конфликта и приобрела неоспоримое значение в формирующимся глобальном миропорядке. В структуре внешней политики Российской Федерации Афганистан занимает отдельную роль ввиду сохраняющихся на протяжении таких угроз как терроризм, экстремизм и наркоторговля. Нельзя не отметить вовлеченность Москвы в урегулирование афганского кризиса. Осознавая необходимость для России противостоять факторам нестабильности в регионе, продвигать свою внешнеполитическую повестку и усиливать свое присутствие, а также будучи приверженными сходной точки зрения по Афганистану с Китаем, представляется необходимым комплексное исследование национальных интересов, целей и содержания внешней политики Китайской Народной Республики в Афганистане.
Объект исследования: афганская политика КНР.
Предмет исследования политика КНР по отношению к Афганистану с начала XXI в. – до нынешнего времени.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2001 по 2021 г. Выбор нижней границы обусловлен тем, что в 2001 г. началась согласованная ООН операция «Нерушимая свобода» НАТО. Выбор верхней границы обусловлен полноценным выводом иностранного контингента и сменой политической власти в Афганистане. Изучаемый период поделен на два этапа:
 2001-2014 г. – период максимального присутствия НАТО в политической и экономической системе Афганистана;
 2014-2021 г. – вывод большей части военного контингента, более самостоятельная политика Кабула, активизация деятельности антиправительственных группировок.
Цель работы - определить содержание, интересы и цели КНР в Афганистане на современном этапе.
Задачи работы:
1. Рассмотреть историю афгано-китайских отношений;
2. Сформулировать и обосновать стратегические интересы КНР в Афганистане;
3. Сформулировать и обосновать экономические интересы КНР в Афганистане;
4. Проанализировать содержание внешней политики Китая по отношению к Афганистану в период с 2001 по 2014 г.;
5. Проанализировать содержание внешней политики Китая по отношению к Афганистану в период с 2014 по 2021 г.;
6. Сформулировать и обосновать риски и вызовы, осложняющие внешнюю политику КНР в Афганистане после 2021 г.
Теоретико-методологическая база исследования:
― Сравнительно-исторический метод позволяет рассмотреть взаимосвязь событий и процессов исследуемых периодов для анализа развития внешнеполитического курса КНР в Афганистане с 2001 по 2021 г.
― Сравнительный метод используется для выявления различий во внешнеполитическом курсе КНР в два периода (2001-2014, 2014-2021), а также анализа целей, приоритетов и содержания внешней политики КНР в ИРА.
― Ретроспективный метод используется для рассмотрения взаимодействия двух стран и определения причин и предпосылок китайского участия в афганском конфликте.
― Case-studyнеобходим для рассмотрения конкретных ситуаций, экономических и инвестиционных проектов КНР, анализа их цели, значения и эффективности в рамках внешней политики.
― Эволюционный метод необходим для исследования формирования и развития ситуации.
― Причинно-следственный метод используется для выявления факторов, оказывающих влияние на формирование афганской политики КНР.
― Системный метод используется для комплексного анализа структуры национальных интересов всех стран региона для восприятия региона в качестве системы и для формирования и анализа всех процессов, происходящих в нем.
Источниковая база работы:
В процессе исследования были использованы источники на русском, английском и китайском языках, а также фарси. Среди них – нормативно-правовые акты и документы, материалы аналитических центров, публицистические материалы, статистические данные, интернет-источники.
Первую группу источников составляют нормативно-правовые акты, законодательные акты, документы внешнеполитических ведомств, публичные выступления высших лиц, двусторонние документы, официальная статистика КНР которые позволили рассмотреть нормативно-правовую базу афгано-китайских взаимоотношений, официальную позицию Пекина по Афганскому вопросу. Отдельную позицию занимает анализ Ежегодных статистических книг КНР, в которых были проанализированы показатели импорта, экспорта, двусторонней торговли, двусторонних инвестиций, объем проектов и трудовых мигрантов.
Вторую группу источников составляют нормативно-правовые акты, законодательные акты, документы внешнеполитических ведомств, публичные выступления высших лиц, двусторонние документы, официальная статистика ИРА. Анализ этих источников позволил проанализировать отношение Кабула к КНР, его восприятие китайской мягкой силы, провести анализ основных внешнеэкономических показателей. Главной проблемой афганских источников стало прекращение работы многих государственных сайтов и источников в связи со сменой политической власти. Также в эту группу вошли официальные источники Афганистана во главе с Талибаном*.
Третью группу источников составляют статистические анализы, нормативно-правовые акты, документы международных организаций. Были проанализированы международные меморандумы, резолюция ООН №1386 от 20 декабря 2001 г., статистические книги Управления ООН по наркотикам и преступности, обзоры и документы МВФ по Афганистану.
Степень научной разработанности темы.
В контексте разработанности вопроса китайской политики в Афганистане необходимо в первую очередь рассмотреть саму проблематику этой страны, ее внутриполитическую специфику, основные проблемы и вызовы, влияние процессов ввода и вывода войск НАТО на внутриполитическую и геополитическую обстановку вокруг ИРА. Исследованию Афганской проблемы посвящены работы многих отечественных экспертов, в том числеС.М. Акимбекова, В. Я Белокреницкого, А.В. Кортунова, В.Г. Коргуна, М.А. Конаровского, А.А. Князева, Ю.В. Морозова, Д. Малышевой, О.Н. Новиковой,В.Н. Панина, Е. Пономаревой, И. Сафранчука, Р.Р. Сикоева, А.А. Сушенцова,А. Умнова, Н.И. Шапиро, и многих других.
Афганская проблема также широко освещена среди зарубежных экспертов. Стоит отметить, что в работах западных ученых часто подчеркивается стабилизирующая роль введенных войск НАТО на территорию Афганистана, уделяется значительное внимание внутриполитическому конфликту, демократическому транзиту и демократическим выборам. Здесь можно выделить работы А. Дхака, Т. Зиммермана, О. Оликера, А. Рашида, М. Шанти. Отдельно среди иностранных экспертов стоит выделить ученых из стран Центральной и Южной Азии, в работах которых в большей степени подчеркивается региональная специфика, широко рассматривается вопрос региональной стабильности и безопасности. Здесь можно выделить таких экспертов как К. Байзакова, Ж. Байзакова, А. Зохидова, Р.Махмудова, Г. Юлдашева, З.И. Юсуфзай.
Очевидно, что изучение Афганистана невозможно без комплексного рассмотрения Центральной Азии и специфики взаимоотношений Китая со странами этого региона. Особенностям современных геополитических процессов в Центральной Азии и Афганистане уделяется большое внимание в трудах К.С. Ануфриева У. Сайдалиева, В.А. Матвеева, Ю.М. Морозова, А.И. Кулагина, Я.В. Лексютиной,С.Г. Лузянина, К.Л. Сыроежкина и других.
Изучение внешней политики Китая в Центральной Азии и Афганистане невозможно без общего понимания общей внешнеполитической стратегии Пекина, а также стоящих перед ним политических, экономических, экологических и других проблем, положения на мировой политической арене, а также взаимоотношения с другими государствами. Исследованию механизмов формировании и реализации внешней политики Китая посвящены работы М.Е. Байдаровой, Е.В. Гулиной, И.Е. Денисова, Т.С. Таракановой, Я.В. Лексютиной, С.Г. Лузянина,Ю Хань, В. Иджоу, Л. Цзайци и других.
К национальным интересам Китая в Афганистане относят вопросы национальной безопасности, экономики, геополитического влияния в регионе, а также сопутствующие интересы. Непосредственно раскрытию национальных интересов Китая в Афганистане посвящены работы российских экспертов Д.О. Воронковой, Ф.Э. Гусейнова, М.В. Данилович, В. Дергачева, Т.Л. Дейч, М.А. Дьяконовой, Н.А. Замараевой, И.Н. Золотухина, А.С. Науменко, Л.А. Шашок, И.Ю. Фроловой и других.
Вопросом национальных интересов КНР в Афганистане занимались китайские исследователи Чжао Хуашенг, Чжао Хонг, Ху Шишэн, ДуЧжэюань, Ван Шида, Линь Имин, а также другие.
Подход КНР к Афганистану в парадигме национальных интересов исследуют западные эксперты Д. ван дер Клей, Дж. Т. Рид, Д. Рашке, Х.Емади, Е.С. Даунс, С.Т. Мюррей, Б. Фишман, М.Д. Фазил,М. Фрох, Дж. З. Людвиг, А. Паливал, Н. Р. Тахири и другие.
Значительной важностью для комплексного анализа внешней политики КНР в Афганистане необходима точка зрения афганских экспертов, таких как Ш. Нозар, А. Арианфара, С. М. Монади, М. Н. Акхтера, Дж. М. Малика, А.А. Мокхтара и других. Однако, в связи с ограничительными мерами Талибана* сайты многих афганских научно-исследовательских центров закрыты. В процессе написания работы автор сохранил ряд работ, например Нурзада А. Н.
Радикальная смена власти в Афганистане, процесс и последствия выхода США из страны в 2021 г., обострение внутриполитического и регионального кризиса, а также политика КНР в новых политических условиях рассматриваются в работах Ф.Э. Гусейновой, А. Дкар, М.А. Дьяконовой, А.А. Кокошина, З.А. Кокошина, М.А. Конаровского, А. Кортунова,Т. Кивимаки, Е.А. Литвинова, Т. Остермеера,Ф.Ф. Шарипова, Ван Шида, ХайчиДженг, Чжан Юйлинь.
Однако, несмотря на значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных современной внешней политике Китая и геополитической значимости Афганистана, в российской науке существуют определенные пробелы в этой области знаний. Поэтому возникает необходимость комплексного исследования интересов, целей и содержания внешней политики Китая в Афганистане.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к исследованию и сравнению содержания афганской политики КНР за два периода с 2001 по 2014 и с 2014 по 2021 гг. Новизна исследования заключается в актуализации данных о политике Китая в отношении Афганистана с учетом произошедших изменений в Афганистане после вывода американского контингента из страны в августе 2021 г.
Апробация работы. Основные положения и выводы работы были представлены на Первой Международной студенческой научной конференции «Зимняя конференция СНО: тренды и вызовы современной дипломатии».
Структура работы состоит из введения, двух глав, первая включает в себя два параграфа с тремя пунктами каждый, вторая включает в себя два параграфа, библиографического списка использованной литературы, состоящего из 133 источников и литературы, в том числе 95 на иностранных языках (английский, китайский, пушту). Общий объем работы составляет 75страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы были проанализированы основные национальные интересы Пекина, а также осуществляемая им внешнеполитическая и внешнеэкономическую политика по отношению к Афганистану в два периода с 2001 по 2014 г. и с 2014 по 2021 г. В реализации внешней политики в Афганистане КНР преследует следующие национальные интересы: безопасность, в том числе предотвращение распространения терроризма, экстремизма и сепаратизма, прекращение распространения наркотических средств, обеспечение безопасности китайцев в Афганистане и в Центральной Азии, развитие торгово-экономических связей, в том числе разведка и добыча природных ресурсов, развитие транзитного потенциала Афганистана, рост геополитического влияния в Центральной Азии.
За исследуемые периоды 2001 по 2014 г. и с 2014 по 2021 г. национальные интересы Китая не изменились и остались прежними. Однако, критические обстоятельства 2021-2022 г. и последующих годов до достижения стабильной политической и экономической обстановки в Афганистане, серьезно повлияли на приоритетность национальных интересов. Все внешнеполитические усилия Пекина касательно Афганистана направлены на достижение национальной безопасности, предотвращение и нераспространение терроризма, экстремизма и сепаратизма в регионе и в СУАР.
В результате описанных событий реализация экономического и транзитного потенциала превратилась в механизмы достижения национальной безопасности, т.к. по мнению Пекина экономическое развитие ИРА возможно лишь при развитии торгово-экономических связей, строительства инфраструктуры и активного включения в региональное взаимодействие, что возможно лишь в случае стабильной внутриполитической обстановки.
Афганистан является критическим элементом архитектуры безопасности Центральной Азии. Центральная Азия необходима Пекину для успешной реализации флагманской внешнеэкономической инициативы «Пояс и Путь», диверсификации своей торговли и поставок природных ресурсов. Исходя из этого, основная цель КНР в Афганистане – достижение стабильности в регионе Центральной Азии для продвижения своих глобальных национальных интересов.
Также результатом вывода войск США в 2021 г. стало достижение одной из национальных целей Китая – США и Индия в значительной степени потеряли свое влияние в стране и регионе. Если бы Х. Карзай остался у власти в Кабуле, США и Индия остались бы значительными игроками, однако Правительство Талибана* слабо идет на контакт с Индией и практически нет никаких заявлений о наличии таковых с США. По итогам можно говорить о качественном изменении баланса сил в Центральной Азии, усилении позиций Пакистана, Китая, качественном возобновлении деятельности региональных организаций ОДКБ и ШОС.
Сравнивая политику Пекина в два исследуемых периода, можно отметить следующие факторы:
1. КНР использует экономические инструменты своей внешней политики. Основной массив составили меры экономической помощи, кредиты, и займы, небольшой объем торговли и прямых иностранных инвестиций; большой объем строительства социальных объектов и инфраструктуры. Отметить здесь стоит постепенный значительный для Афганистана рост двусторонней торговли, качественный рост которой произошла в период после 2014 г.
2. Отдельно стоит отметить экономическое взаимодействие после 2014 г. Пекин не только значительно увеличил экономическую помощь (в 2014 г. КНР предоставил 80 $ млн и в течение 2014-2017 гг. предоставил еще 240 $ млн ) и инвестировал в социальные объекты на территории Афганистана (строительство больниц и жилых домов в Кабуле, небольшие заводы, здания для Кабульского университета , ж/д от Хайранана до границы с Узбекистаном, шоссе, линии электропередач, линии оптоволокна), но и начал предпринимать шаги по включению страны в Китайско-Пакистанский экономический коридор.
3. Отдельным фактором стоит обозначить самый масштабный инвестиционный проект в Афганистане - медное месторождение Мес-Айнак, тендер на разработку которого получили китайские компании China Metallurgical Group Corporation (MCC) и Jiangxi Copper Company Limited в 2007 г. Не смотря на большой энтузиазм и значительные экономические преференции для Кабула, а также стратегически важный объем ресурсов для Пекина, проект был заморожен по соображениям безопасности. Отдельно отягощает разработку месторождения нахождение на его вершине древнего города – памятника архитектуры. Попытки начать работу прекратились уже к 2013 г., а официально был заморожен в 2016 г. С приходом группировки Талибан* к власти вопрос о возобновлении проекта вновь был поднят на высшем уровне, однако разработка будет возможна лишь при официальном признании Талибана* в качестве официального Правительства, завершении археологических раскопок, а также стабилизации политической, экономической и гуманитарной ситуации в стране.
4. Участие в мирном процессе. В период после 2014 г. КНР увеличил уровень своей вовлеченности в Афганистан. Связано это с двумя факторами: решением США и союзников сократить свое присутствие в регионе и началом активного строительства Китайско-Пакистанского Экономического Коридора, который проходит вблизи Афганистана. Отдельно стоит отметить контакты не только с официальным Кабулом, но и неофициальные с Талибаном* за исследуемый период. Начиная с 2014 г. представители МИД КНР вели консультации с делегациями группировки на территории Китая, а к 2020 г. официально признавали группировку в качестве действенной политической силы. Пекин стал гарантом мирного процесса на переговорах между представителями Талибан* и Кабулом. Также при его посредничестве было достигнуто прекращение огня на время праздника Курбан-Байрам.
5. Одним из важнейших достижений дипломатической деятельности Пекина стало урегулирование острых противоречий между Афганистаном и Пакистаном, а также создание конструктивного диалога на высшем уровне Афганистан-Пакистан-Китай. В рамках этого диалога произошли качественные подвижки в экономическом взаимодействии, была построена и модернизирована инфраструктура между Афганистаном и Пакистаном, в разы увеличился афганский экспорт. Важность этого механизма подтверждает тот факт, что он по-прежнему функционирует даже в условиях смены правительства.
6. Внешняя политика Пекина по отношению к Афганистану за исследуемые 20 лет отношений осуществлялась в русле общей внешнеполитический доктрины на основании политик мирного сосуществования; невмешательства во внутренние дела других государств. Однако, важным стало решение Пекина использовать методы «конструктивного вмешательства» с китайской спецификой начиная с 2018 г. Таким образом, КНР обозначил свою готовность занять место США в стране и регионе, предлагая свое решение внутриполитических проблем.
7. Произошедшие события значительно активизировали региональных объединений – ОДКБ, ШОС, дали им актуальную проблему и позволили продемонстрировать эффективное выполнение своей задачи. Также усилилась координация соседних стран Узбекистана, Таджикистана, Пакистана, Ирана, Китая и России по афганскому вопросу.



1. Террористическим силам "Восточного Туркистана" не уйти от ответственности за преступления // Посольство КНР в РФ // https://www.mfa.gov.cn/ce/cerus//rus/xwdt/t70644.htm
2. Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Секретариатом ОДКБ // Электронный фонд правовых и нормативно-технологических документов //https://docs.cntd.ru/document/902383860
3. Резолюция ООН 1386 (2001) от 20 декабря 2001 г. // Организация Объединенных Наций. 20.12.2001 // https://undocs.org/ru/S/RES/1386(2001)
4. Let Us Join Hands to Promote Security and Prosperity of Afghanistan and the Region Speech by H.E. Li Keqiang // MFA of the PPC 31.10.2014 // https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/zyjh_665391/201411/t20141102_678237.html
5. "East Turkistan" Terrorist Forces Cannot Get Away with Impunity // Permanent Mission of the People’s Republic of China to the United Nations Office at Geneva and other International Organizations in Switzerland 21.01.2002 // https://www.mfa.gov.cn/ce/cegv//eng/zgbd/smwx/t85792.htm
6. Afghanistan Opium Survey 2018 //United Nations Office on Drugs and Crime // https://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/Afghanistan/Afghanistan_opium_survey_2018.pdf 70 р.
7. Afghanistan Opium Survey 2020 //United Nations Office on Drugs and Crime // https://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/Afghanistan/20210503_Executive_summary_Opium_Survey_2020_SMALL.pdf19 р.
8. Synthetic Drugs in East and Southeast Asia // United Nations Office on Drugs and Crime 09.2020 // https://www.unodc.org/documents/scientific/ATS/2020_ESEA_Regonal_Synthetic_Drug_Report_web.pdf 116 p.
9. Let Us Join Hands to Promote Security and Prosperity of Afghanistan and the Region Speech by H.E. Li Keqiang // MFA of the PPC 31.10.2014 // https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/zyjh_665391/201411/t20141102_678237.html
10. Afghan President Karzai Meets with Yang Jiechi // Посольство КНР в ИРА 21.07.2010 // https://www.mfa.gov.cn/ce/ceaf/eng/zagx/sbgx/t853164.htm
11. Ministry of Commerce // The US-China Business Council 04.2021 // https://www.uschina.org/sites/default/files/2021.04.23_mofcom_organization_chart.pdf
12. Islamic Republic of Afghanistan: First Review Under the Extended Credit Facility Arrangement, Request for Waiver of Nonobservance of a Performance Criterion, Modification of Performance Criteria, and Rephasing of Disbursements Staff Report; Staff Supplement; Staff Statement; Press Release on the Executive Board Discussion; and Statement by the Executive Director for the Islamic Republic of Afghanistan // International Monetary Fund: Washington DC, 2012104 p. https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2016/12/31/Islamic-Republic-of-Afghanistan-First-Review-Under-the-Extended-Credit-Facility-Arrangement-26197
13. China Statistics Press 2002 // the National Bureau of Statistics of PRC // http://www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/yearlydata/YB2002e/ml/indexE.htm
14. China Statistics Press 2007 // the National Bureau of Statistics of PRC // http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2007/indexeh.htm
15. China Statistics Press 2009 // the National Bureau of Statistics of PRC //http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2009/indexeh.htm
16. China Statistics Press 2011 // the National Bureau of Statistics of PRC // http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2011/indexeh.htm
17. China Statistics Press 2012 // the National Bureau of Statistics of PRC //http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2012/indexeh.htm
18. China Statistics Press 2013 // the National Bureau of Statistics of PRC // http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2013/indexeh.htm
19. China Statistics Press 2014 // the National Bureau of Statistics of PRC //http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2014/indexeh.htm
20. China Statistics Press 2015 // the National Bureau of Statistics of PRC // http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2015/indexeh.htm
21. China Statistics Press 2016 // the National Bureau of Statistics of PRC // http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm
22. China Statistics Press 2017 // the National Bureau of Statistics of PRC // http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2017/indexeh.htm
23. China Statistics Press 2018 // the National Bureau of Statistics of PRC // http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2018/indexeh.htm
24. China Statistics Press 2019 // the National Bureau of Statistics of PRC // http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2019/indexeh.htm
25. China Statistics Press 2020 // the National Bureau of Statistics of PRC // http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2020/indexeh.htm
26. China Statistics Press 2021 // the National Bureau of Statistics of PRC //http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2021/indexeh.htm
27. Afghanistan Statistical Yearbook 2018-19 // Islamic Republic of Afghanistan National Statistics and Information Authority – July 2019, #40. / 274 p. Afghanistan_Statistical-Yearbook-2018-19_compressed.pdf (esmap.org)
28. Afghanistan Investment Support Agency // Islamic Republic of Afghanistanhttps://web.archive.org/web/20140527232749/http://www.aisa.org.af/pre.php
29. Joint Statement of the 2nd Afghanistan-China-Pakistan Foreign Ministers' Dialogue // МИД КНР 17.12.2018 // https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/2649_665393/201812/t20181217_679554.html
30. Wang Yi Chairs the Foreign Ministers' Meeting among China, Afghanistan and Pakistan // Постоянная Миссия КНР при ООН и других международных организациях в Вене, 31.03.2022 //http://www.chinesemission-vienna.at/eng/zgbd/202203/t20220331_10658064.htm
31. India and Afghanistan A Development Partnership // External Publicity Division Ministry of External Affairs Government of India. – URL://https://mea.gov.in/Uploads/PublicationDocs/176_india-and-afghanistan-a-development-partnership.pdf
32. 中华人民共和国与阿富汗伊斯兰共和国联合声明 [СовместноезаявлениеКитайскойНароднойРеспубликииИсламскойРеспубликиАфганистан] // Посольство КНР в Афганистане 26.08.2011 //http://af.china-embassy.org/zagx/wxzl/201108/t20110826_1311371.htm
33. 中阿经贸合作概况 [Обзор китайско-афганского экономического и торгового сотрудничества] // Посольство КНР в Афганистане 31.01.2015 //http://af.china-embassy.org/zagx/ztgk/201311/t20131110_1309555.htm
34. 阿富汗总统矿产能源高级顾问为杨厚兰大使饯行 [СтаршийсоветникпрезидентаАфганистанапополезнымископаемымиэнергетикепочтилпамятьпослаЯнХоулана] // ПосольствоКНРвИРА 13.01.2009 // http://af.china-embassy.org/zagx/sbwl/200901/t20090113_1309652.htm
35. 驻阿富汗大使杨厚兰向工矿部长阿迪尔辞行 [ПосолКитаявАфганистанеЯнХоуланпопрощалсясминистромпромышленностиишахтАдилем]// Посольство КНР в ИРА. 14.01.2009 // http://af.china-embassy.org/zagx/sbwl/200901/t20090114_1309655.htm
36. 驻阿富汗大使杨厚兰会见阿马苏德基金会主席 [Посол Ян Хоулан встретился с председателем Фонда Амасуд] // Сайт посольства КНР в ИРА 18.11.2008 //http://af.china-embassy.org/zagx/sbwl/200811/t20081118_1309616.htm
37. 中国同阿富汗双边关系 [Двусторонние отношения Китая и Афганистана] // МИД КНР 28.08.2007 // https://www.fmprc.gov.cn/chn/pds/gjhdq/gj/yz/1206/sbgx/
38. 中阿关于深化战略合作伙伴关系的联合声明 [Китайско-арабское совместное заявление об углублении стратегического партнерства сотрудничества] // Государственный департамент КНР, 28.10.2014 //http://www.gov.cn/xinwen/2014-10/28/content_2771891.htm
39. Wang Yi Holds Talks with Foreign Minister of Afghanistan Zarar Ahmed Moqbel Osmani // Посольство КНР в ИРА, 23.02.2014 // http://af.china-embassy.org/eng/zagx/sbgx/201402/t20140225_1311970.htm
40. First Round of China-Afghanistan-Pakistan Trilateral Strategic Dialogue Held in Kabul // МИД КНР, 10.02.2015 // https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjb_663304/zzjg_663340/yzs_663350/gjlb_663354/2676_663356/2678_663360/201502/t20150211_509477.html
Литература
Монографии
41. Кортунов, А. В. Решение проблемы Афганистана: необходимые условия и международные последствия: доклад Российского совета по международным делам (РСМД) № 76/2021 // А. В. Кортунов; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2021. С. 30.
42. Dirk van der Kley, China’s foreign policy in Afghanistan. / Dirk van der Kley. – Sidney: Lowy Institute for International Policy, 2014. – 24 p.
43. Holsti K.J. The Problem of Change in International Relations Theory / Holsti K.J. – Canada, British Columbia: The University of British Columbia, 1998. – 21 p.
44. Tahiri N. R. Afghanistan and China Trade Relationship / Tahiri N. R. – Munich Personal RePEc Archive: Oruj University. 6.08.2017. – 28 P.
45. Rashid А. Talibán. Islam, Oil and the New Great Game in Central Asia / Rashid А. –London, New York: I.B.Tauris Publishers, 2000. – 274 р.
46. Reed J. T., Raschke D. The ETIM: China's Islamic Militants and the Global Terrorist Threat / Reed J. T., Raschke D. – Westport, CT: Praeger Security International, 2010. – 139 р.
47. 杜哲元百年大变局下中国在阿富汗的利益再辨析 [ДуЧжэюань: Повторный анализ интересов Китая в Афганистане в условиях великих перемен века] / 杜哲元 // 开放中原发展研究中心, 2021. – 76 p.
48. Hotak M. Sharif 2001年后上海合作组织在推动阿富汗和平与稳定中的作用 [Роль Шанхайской организации сотрудничества в укреплении мира и стабильности в Афганистане после 2001 г.] / Hotak M. Sharif// 吉林大学. – 73 p.

Научные исследования и другие исследования
49. Воронкова Д. О. Корректировка внешнеполитического курса КНР в ходе событий «Арабской весны» / Д. О. Воронкова // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. – 2019. №2. – С.103-113.
50. Гусейнова Ф. Э. и др. Кризис Экономики Афганистана после прихода Талибов к власти / Ф. Э. Гусейнова // Молодёжь, наука, инновации: актуальные вопросы современности. – 2021. №1. – С. 72-75.
51. Дергачев В. Европейская Геополитика. Афганистан. Черная Дыра для завоевателей. / В.Дергачев // Молдавский журнал международного права и международных отношений 2022. – Vol. 17. –P.42-55.
52. Дьяконова, М. А. Геополитические интересы Китая в Центральной Азии и Афганистане / М. А. Дьяконова, О. А. Тимофеев, Ф. Ф. Шарипов // 70 лет современному китайскому государству: Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН, Москва, 20–22 марта 2019 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2019. – С. 285-286.
53. Замараева Н. А. Китайско-Пакистанский экономический коридор: итоги и вызовы 2017-2018 гг. / Н. А. Замараева //Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2018. Т. 23. №. 23. – С. 304-318.
54. Замараева Н. А. КНР на Ближнем и среднем Востоке и в Южной Азии (проект Китайско-пакистанского экономического коридора) / Н. А. Замараева // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2019. vol. 24. №24. – Р. 207-224.
55. Киреева А. А. " Инициатива пояса и пути": содержание, цели и значение / А. А.Киреева //Сравнительная политика. – 2018. Т. 9. №. 3. – С. 61-74.
56. Кортунов А. В. Решение проблемы Афганистана: необходимые условия и международные последствия: доклад Российского совета по международным делам (РСМД) № 76/2021 / А. В. Кортунов; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2021. — 46 с.
57. Круглей И.И. Политика США в Центральной Азии: «Стратегия Шелкового пути» (1991-2011) / И.И. Круглей // " Via in tempore. История. Политология. – 2016.vol. 40. №. 22. – p. 67-71.
58. Науменко А. С. Сотрудничество Китая и России в области ядерного разоружения / А. С. Науменко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО" Донецкий национальный университет". – 2020. Т. 2. №. 12-1. – С. 176-180.
59. Пластун В.Н. Наркобизнес как одна из угроз на новом шелковом пути / В.Н. Пластун // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2018. №17(4). – С. 121-127.
60. Сагайдак Е.А. Проекты трубопроводов ИПИ и ТАПИ как попытка ослабления экономической зависимости Индии / Е.А.Сагайдак // Москва: МГУ, Мировая политика. – 2014. №3. – С. 523-529.
61. Сафранчук И.А. Об итогах президентских выборов в Афганистане в 2014 году и судьбе политического транзита / И.А. Сафранчук // Международная аналитика. – 2015. №4. – С. 126-140.
62. Сизов Г.А. Обеспечение безопасности Китайско-пакистанского экономического коридора: состояние проблемы и подход КНР к её решению / Г.А. Сизов // Проблемы национальной стратегии. – 2022. № 1 (70). – С. 100–129.
63. Трушкин А. Г. Развитие китайско-афганских отношений в XXI веке: ресурсный фактор / А. Г. Трушкин // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2015. Т. 14. № 4. – С. 81-85.
64. Шашок Л.А. О намерениях Китая и Пакистана усилить взаимодействие с Афганистаном в рамках КПЭК / Л.А. Шашок// Институт Ближнего Востока. – URL://http://www.iimes.ru/?p=69598 - 10.09.2020.
65. An Yu The Indian Modi Government’s Adjustment of Afghan Policies: Motivations, Contents and Challenges (in Chinese) / An Yu // Academic Exploration, CAJ Electronic Publishing House. – 2021. №3. – C. 61-68.
66. ChulaneeAttanayake Zheng Haiqi Understanding China in Taliban-led Afghanistan / ChulaneeAttanayake Zheng Haiqi // Journal of Indo-Pacific Affairs. – 2021. №1. – Р.1-5.
67. Emadi H. China's Politics and Developments in Afghanistan / H.Emadi// African and Asian Studies. – 1993. №28(1). – Р. 107–117.
68. Downs E. S. China Buys into Afghanistan / E. S. Downs // SAIS Review. – 2012. Vol. XXXII.№. 2. – Р. 65-84.
69. Fishman B. Al-Qaeda and the Rise of China: Jihadi Geopolitics in a Post-Hegemonic World / B. Fishman // The Washington Quarterly. – 2011. №34. –Р. 47-62.
70. Fazil M. D. China in Afghanistan: Contemporary Engagements and Challenges Ahead / M. D. Fazil// IOSR Journal of Humanities and Social Science (IOSR-JHSS). – 2014. Vol. 19. Issue 8. Ver. II. – P. 83-88.
71. Khan A. The Future of Afghan Government and Taliban talks / A. Khan // Institute of Strategic Studies, Pakistan, 2015, 6 p. – URL: http://issi.org.pk/wp-content/uploads/2015/09/Final-Issue-brief-Amina-on-The-Future-of-Afghan-Government-and-Taliban-talks.pdf
72. Ludwig J. Z. Sixty years of Sino-Afghan relations / J. Z. Ludwig // Cambridge Review of International Affairs. – 2013. №26(2). – Р. 392–410.
73. Oliker O. Conflict in Central Asia and South Caucasus Implications of Foreign Interests and Involvement / O.Oliker, Th.S. Szayna. // Faultines of Conflict in Central Asia and the South Caucasus. Implication for the U.S Army. – Santa Monica: Rand, 2003. – P.8-21.
74. Osman B.The Murree Process: Divisive peace talks further complicated by Mullah Omar’s death / B. Osman // Afghanistan Analysts Network 5.08.2015 // https://www.afghanistan-analysts.org/en/reports/war-and-peace/the-murree-process-divisive-peace-talks-further-complicated-by-mullah-omars-death/
75. Paliwal A. Silent Game: China's Engagement in Afghanistan / A. Paliwal// ORF Issue Brief, 2011. - https://eprints.soas.ac.uk/24195/1/IssueBrief_31.pdf
76. ShanthieMariet D`Souza Karzai’s Balancing Act: Bringing ‘China’ In? / ShanthieMariet D`Souza // Perspectives on South Asian Security. – 2012. №1. –Р. 139–150.
77. Vinay K. The Pakistan Factor in Chana’s Afghanistan Policy: Emerging Regional Faultlines amid US Withdrawal. / Vinay K. – Washington, D.C.: The Middle East Institute, 2021. – 24 P.
78. Zhao Huasheng China and Afghanistan: China’s interest, stances and perspective / Zhao Huasheng // Centre for Strategic and International Studies, p.2, March 2012. // https://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/publication/120322_Zhao_ChinaAfghan_web.pdf
79. Zhao Hong China’s Afghan Policy: the Forming of the “March WEST” Strait / Zhao Hong // The Journal of East Asian Affairs. – 2013. Vol. 27, №. 2. – P. 9.
80. 胡仕胜中阿巴外长对话机制的四重意义 [ХуШишэнЧетырезначениямеханизмадиалогамеждуминистрамииностранныхдел Китая и Афганистана]/ 胡仕胜 // China Institutes of Contemporary International Relations 8. 06. 2021 // http://www.cicir.ac.cn/NEW/opinion.html?id=62cd0259-7df3-4b9b-b37b-9fc712eb58f2
81. 胡仕胜中国如何“建设性介入”阿富汗重建 [ХуШишэн, Как Китай «конструктивновмешивается» в восстановлениеАфганистана] // China Institutes of Contemporary International Relations, 24.08.2021 // http://www.cicir.ac.cn/NEW/opinion.html?id=de8701ba-5514-4973-96cd-ac4bba0cf183
82. Devastating Blows: Religious Repression of Uighurs in Xinjiang // Human’s Rights Watch 04.2005 // https://www.hrw.org/reports/2005/china0405/4.htm

Диссертационные исследования и авторефераты диссертаций
83. Akhter M. N. China’s Changing Policy towards Afghanistan (2009-2019) Dokt, Diss. Shandong, 2021. 197 p.
84. Mokhtar A. A. China’s Involvement in Afghanistan after 2014: Opportunities and Challenges (in Chinese) Dokt. Dis, 2020. 75 p.

Материалы новостных сайтов и электронных газет
85. Гиёсов М., Ризоен Ш. Непрогнозируемый кризис в Афганистане: взгляд из Душанбе / М. Гиёсов, Ш. Ризоен // Central AsianAnalytical Network 21.07.2021 // https://www.caa-network.org/archives/22021
86. Казанцев А. Кризис в Афганистане: проблемы безопасности России и стран Центральной Азии / А. Казанцев // Российский совет по международным делам. - URL:// https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/krizis-v-afganistane-problemy-bezopasnosti-rossii-i-stran-tsentralnoy-azii/
87. Панфилова В. Таджикистан и его союзников готовят к дестабилизации / В. Панфилова // Независимая газета 17.03.2022 // https://www.ng.ru/cis/2022-03-17/5_8394_tajikistan.html
88. Мисник Л. Россия и Китай поделят Таджикистан / Л. Мисник // Газета.ru. 28.10.2021 // https://www.gazeta.ru/politics/2021/10/28_a_14145691.shtml
89. Мишустин Г., Лакстыгал И.В Афганистане объявлен запрет на выращивание опийного мака / Г. Мишустин, И. Лакстыгал// Ведомости. 03.04.2022 // https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2022/04/03/916411-afganistane-zapret-maka
90. Шашок Л. Мягкая сила, жесткая воля / Л. Шашок// Независимое военное обозрение, 29.04.2021. // https://nvo.ng.ru/realty/2021-04-29/9_1139_china.html
91. Борьба с наркотиками в Китае. Белая Книга // Китайский информационный Интернет-центр //http://russian.china.org.cn/russian/32993.htm
92. РСМД :: Сценарный прогноз развития ситуации в Центральной Азии после вывода коалиционных войск из Афганистана 2014 – 2024 гг. http://www.russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/stsenarnyy-prognoz-razvitiya-situatsii-v-tsentralnoy-azii-po/?sphrase_id=89759759
93. Региональная антитеррористическая структура Шанхайской Организации Сотрудничества // РАТС ШОС // https://ecrats.org/istoriya/
94. РАТС ШОС и Контртеррористический комитет СБ ООН активизируют сотрудничество // РИА Новости, 22.02.2018 //https://ria.ru/20180222/1515106577.html
95. Контактная группа «ШОС – Афганистан» // Официальный сайт ШОС // http://rus.sectsco.org/about_sco/20190716/565424.html
96. Работа контактной группы «ШОС – Афганистан» оказывает решающее значение на формирование миростроительства в ИРА // Институт Стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан 10.10.2020 // http://isrs.uz/ru/page/pdf/anematov-iniciativa-glavy-uzbekistana-otkroet-novuu-stranicu-v-afganskoj-politike-sos
97. Главы МИД стран ШОС провели встречу в рамках контактной группы по Афганистану // СИНЬХУА Новости 15.07.2021 //http://russian.news.cn/2021-07/15/c_1310061654.htm
98. Дипломаты из Кыргызстана встретились с талибами по поручению Жапарова // Sputnik 24.09.2021 // https://tj.sputniknews.ru/20210924/taliban-afghanistan-kyrgyzstan-zhaparov-1042469925.html
99. Узбекистан предложил разморозить активы Афганистана в зарубежных банках. Что о них известно? // Газета.uz, 17.09.2021 // https://www.gazeta.uz/ru/2021/09/17/frozen-assets/
100. Ван И председательствовал на 3-й встрече министров иностранных дел стран-соседей Афганистана // Синьхуа Новости 01.04.2022 // http://russian.news.cn/2022-04/01/c_1310538590.htm
101. Исследование Би-би-си: влияние "Талибана" растет // BBC news. 31.01.2018 // https://www.bbc.com/russian/features-42885511
102. Талибы и США подписали мирное соглашение в Катаре. // Интерфакс 29.02.20. // https://www.interfax.ru /world/697226
103. Китай готов поддержать мирное восстановление и экономическое развитие Афганистана. // МИД Синьхуа. – URL:// http://russian.news.cn/2021-09/13/c_1310185718.htm - 13.09.2021.
104. Китай направил в Афганистан гуманитарную помощь и зимние вещи. // Russian.people.cn. 21.11.2021.
105. Amini M. China’s ‘Silk Road’ railway hits a snag in Afghanistan / M. Amini// CNBC 13.10.2016. // https://www.cnbc.com/2016/10/13/chinas-silk-road-railway-disrupted-by-uzbekistan-security.html -
106. Bryanski G., Buckley C. China's Hu sees role for regional bloc in Afghanistan // Reuters 6.06.2012 / G.Bryanski, C. Buckley // https://www.reuters.com/article/oukwd-uk-china-russia-hu-afghanistan-idAFBRE85504R20120606
107. Kaplan R. D. Beijing’s Afghan Gamble / R. D. Kaplan // New York Times, 6.10.2009 //https://www.nytimes.com/2009/10/07/opinion/07kaplan.html
108. Kamran Y. Afghan Eid truce ‘backed by Pakistan, China’ / Y. Kamran // The Express Tribune, 11.06.2018 // https://tribune.com.pk/story/1732330/1-afghan-eid-truce-backed-pakistan-china
109. Mohsin A. The Story Behind China’s Long-Stalled Mine in Afghanistan / A. Mohsin // The Diplomat 07.01.2017 //https://thediplomat.com/2017/01/the-story-behind-chinas-long-stalled-mine-in-afghanistan/
110. Moradian D. Beijing’s Afghanistan gamble: Can emerging China-Taliban-Pakistan triangle deliver peace? / D. Moradian// The Print 30.03.2022 // https://theprint.in/opinion/afghans-future-now-rests-on-taliban-china-pakistan-triangle-and-beijings-role-is-key/894215/
111. Navarro P. As ISIS Strikes, China Rises (And America's Pivot Seems on Hold...Again) // The National Interest, 17.10.2015 / P. Navarro // https://nationalinterest.org/blog/the-buzz/isis-strikes-china-rises-americas-pivot-seems-holdagain-14360
112. O’Donnell L. Afghanistan Wanted Chinese Mining Investment. It Got a Chinese Spy Ring Instead / L. O’Donnell // the Foreign Policy 27.01.2021 // https://foreignpolicy.com/2021/01/27/afghanistan-china-spy-ring-mcc-mining-negotiations-mineral-wealth/
113. Pantucci R. The myth of Chinese investment in Afghanistan / R. Pantucci// Nikkei Asia. 16.08.2021 // URL:// https://asia.nikkei.com/Opinion/The-myth-of-Chinese-investment-in-Afghanistan2
114. Pennington M. Pentagon: Afghan war costing US $45 billion per year // Military Times. 2018. 7.02.2018 / M. Pennington // https://www.militarytimes.com/news/pentagon-congress/2018/02/07/pentagon-afghan-war-costing-us-45-billion-per-year/
115. Ramachandran S. Is China Bringing Peace to Afghanistan? / S. Ramachandran // The Diplomat, 20.06.2018 //https://thediplomat.com/2018/06/is-china-bringing-peace-to-afghanistan/
116. KulgamiS. S. ‘Moscow Format’: An Attempt in Right Direction // The Geopolitics, 19.11. 2018. / S. S. Kulgami //https://thegeopolitics.com/moscow-format-an-attempt-in-right-direction/
117. Seth G. Jones, Blanchette J.China’s Afghanistan Dilemma / Seth G. Jones, Blanchette J.// Foreign Affairs 13.09.2021 // https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2021-09-13/chinas-afghanistan-dilemma?check_logged_in=1&utm_medium=promo_email&utm_source=lo_flows&utm_campaign=registered_user_welcome&utm_term=email_1&utm_content=20220410
118. Tarzi А. NATO’s Involvement in Afghanistan between the Prague and Istanbul summits / А. Tarzi// Afghan Report: June 18, 2004 // https://www.rferl.org/a/1340579.html
119. Wang A. China, the Taliban and the threats from the illegal drug trade / A. Wang // South China Morning Post, 25.08.2021 //https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3146233/china-taliban-and-threats-illegal-drug-trade?module=perpetual_scroll_0&pgtype=article&campaign=3146233
120. Yusufzai R. China’s role, and stakes, in the Afghan peace process / R. Yusufzai // Arab News, 02.07.2019 // https://www.arabnews.com/node/1519451/%7B%7B
121. China Promises Karzai $150 Million Aid // VOA news 27.10.2009 //https://www.voanews.com/a/a-13-a-2002-01-24-19-china-66453357/551205.html
122. U.S.-China Counterterrorism Cooperation: Issues for U.S. Policy // EveryCRSReport.com 21.07.2005 – 15.07.2010 //https://www.everycrsreport.com/reports/RL33001.html
123. Three guards of copper mine killed in Logar // Afghanistan mineral and extractive industries news portal // Three guards of copper mine killed in Logar | Afghanistan mineral and extractive industries news portal
124. China denies group's claim of role in bus bombings // Reuters 28.07.2008 // https://www.reuters.com/article/idINIndia-34689920080726
125. U.S. watchdog warns billions invested in Afghan security at risk // Afghanistan Crossroad 24.01.2011 // https://afghanistan.blogs.cnn.com/2011/01/24/u-s-watchdog-warns-billions-invested-in-afghan-security-at-risk/
126. China offers military help to Iraq to defeat ISIS // Russia Today 14.12.2014 // https://www.rt.com/news/214243-china-iraq-military-isis/ц
127. Shanghai Cooperation Organization (SCO) Afghanistan Contact Group Meeting // Bakhtar News Agency, 13.10.2017 // https://bakhtarnews.af/en/shanghai-cooperation-organization-sco-afghanistan-contact-group-meeting/
128. Trilateral dialogue: Pakistan, China, Afghanistan agree on 'enhancing counterterrorism cooperation' // DAWN Today’s Paper, 7.09.2019 // https://www.dawn.com/news/1504054
129. China to Create Mountain Brigade for Afghan Army in Badakhshan // Ariana News 29.12.2017 //https://ariananews.af/china-to-create-mountain-brigade-for-afghan-army-in-badakhshan/
130. Chinese officials and Taliban meet, in sign of warming ties // Al Jazeera, 28.07.2021 // https://www.aljazeera.com/news/2021/7/28/chinese-officials-taliban-vow-warm-ties-in-meeting
131. 反恐,我们别无选择 [У нас нет выбора кроме как бороться с терроризмом] // 扬子晚报 16.12.2003 //https://news.sina.com.cn/o/2003-12-16/12191355370s.shtml
132. 在阿富汗遇难的中国工人们大多是头部胸部中弹 [Большинство китайских рабочих, убитых в Афганистане, получили ранения в голову и грудь] // CRI Online // http://news.cri.cn/gb/3821/2004/06/11/144@191879.htm
133. 专家:中国必须“介入”阿富汗未来重建进程![Эксперт: Китай должен «вмешаться» в будущий процесс восстановления Афганистана!] // kan.china.com 19.09.2021 // https://kan.china.com/article/1211981_4.html
134. ПарлумоникасбиимамлакатСозишномаҳоро ба тасвибрасонид [парламент страны ратифицировал соглашения]// Высшее Собрание Таджикистана 27.10.2021 // https://www.parlament.tj/news/967-parlumoni-kasbii-mamlakat-sozishnoma-oro-ba-tasvib-rasonid


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ