Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политика Екатерины II по отношению к мусульманскому населению Среднего Поволжья

Работа №60060

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
780
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Политика Екатерины II по отношению к мусульманам Поволжья (1762-1773 гг.) 9
1.1. Правительственные меры в отношении мусульман в начале
царствования Екатерины II 9
1.2. Взаимодействие Екатерины II с мусульманами Поволжья в 1767
году 20
1.3. Создание Указа 1773 г 37
Глава 2. Институциализация ислама в России в царствование Екатерины II 43
2.1. Учреждение «Духовного собрания мусульманского закона» 43
2.2. Мусульмане в правительственной политике Екатерины II (1773-1796
гг.) 48
Глава 3. Этносоциальная политика Екатерины II по отношению к
татарскому населению 59
3.1. Изменения в этносоциальной структуре татарского общества 59
3.2. Сословные права знати мусульман 62
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 74


Актуальность темы. Россия - многонациональная и
многоконфессиональная страна. В современной России идет процесс возрождения религиозных ценностей и церковных институтов, о чем можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые храмы и мечети; выпускаются газеты и журналы религиозного содержания, в прессе все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с тематикой религии. Сегодня в Российской Федерации существует законодательная база, регулирующая взаимоотношения между государством и религиозными объединениями. Общественная дискуссия о месте и роли религии в жизни страны, о перспективах партнёрства религиозных организаций и государства продолжается. Нередко приходится слышать о несовместимости двух религий и невозможности их мирного сосуществования, исконной враждебности и агрессивности ислама с одной стороны, а с другой - призывы к тотальной исламизации. Все это делает изучение историко¬правового опыта взаимоотношений двух религий и их представителей в России крайне востребованными сегодня, когда мирное сосуществование различных религий является одной из насущных задач современной цивилизации.
Ислам в истории России оказывал (и продолжает в определенной мере делать это сейчас) влияние на религиозную ситуацию в стране, этнокультурные и этносоциальные процессы, межэтнические и идеологические конфликты, экономическое и политическое развитие, международные позиции и внешнюю политику России.
Вопрос и мирном взаимодействии двух религий представляет серьезную проблему. Опыт решения этой проблемы в прошлом имеет большое значение для настоящего времени. Большую роль в укреплении взаимоотношений двух религий в России внесла Екатерина II. Екатерина II была великой русской императрицей, сыгравшей важную роль в истории России. В дореволюционной, советской и современной русской и зарубежной
исторической науке многие авторы посвятили свои обширные труды этой неординарной личности, жизнь и деятельность которой заслуживают самого серьезного изучения.
Поэтому изучение политики Екатерины II в области взаимоотношения двух религий имеет большое научное и политическое значение. Это обусловило актуальность темы данной дипломной работы.
Источниковую базу исследования составили документы, относящиеся к периоду правления Екатерины II . Это законодательные акты Екатерины II Указы, письма, воспоминания.
Нормативная основа исследования представлена актами, регулирующими отношения в религиозной сфере с участием государственных учреждений. Среди опубликованных источников ключевое значение в определении
положения исламских институтов в общеимперском правовом пространстве имеют законодательные акты, в частности указы Екатерины II,
опубликованные в «Полном собрании законов Российской империи» .
Они позволяют рассмотреть изменения в отношении к исламу, дают возможность выявить внутриполитический курс правительства, прежде всего, по отношению к сословным группам мусульман, религиозным институтам; определить области «разграничения полномочий» между гражданским законодательством и нормами шариата в повседневной жизни мусульман и т.п.
Наиболее полным сборником законов (124 законодательного акта), позволяющим проследить историю становления исламских институтов в России и формирования юридического положения религиозных управлений, военного и гражданского духовенства, мечетей, приходов, и отдельных аспектов семейного права мусульман и т.п., является издание, составленное профессором Д.Ю. Араповым1.
К источникам исследования также относятся письма, документы личного происхождения. В качестве методов работы с источниками применялась историческая реконструкция событий.
Хронологические рамки исследования ограничены промежутком времени, начиная с середины XVI в. до конца XVIII в. Левая граница связана с началом реализации политики веротерпимости по отношению к исламу и мусульманам, теоретически обоснованной в 1767 г. в «Наказе» Екатерины II. Географические рамки исследования ограничены территорией Среднего Поволжья.
Степень разработанности темы. Среди отечественных ученых, которые непосредственно исследовали правовую регламентацию религиозной жизни в России, в том числе по отношению к мусульманам - Н. Тальберг , А.Н. Филиппов, С.О. Шмидт, Я.Н. Щапов.
В последнее время наметились важные изменения в изучении взаимоотношений светской власти Российского государства и его подданных- мусульман. Вышли в свет несколько сборников документов, посвященных российскому законодательству в отношении мусульман .
Отдельные аспекты взаимоотношений государства и ислама нашли отражение в статьях и фундаментальных монографических исследованиях, основанных на архивных (Г.В. Ибнеева , А.И. Ногманов1, Д.Ю. Арапов и др.) и иных материалах И.А. Гилязов2, Д.М. Усманова3, С.Ф. Фаизов4 и др.
Однако работы вышеперечисленных авторов посвящены, прежде всего, исследованию проблем гражданско-правового регулирования в законодательной практике XIX-XX вв. Специальных исследований, посвященных законодательному регулированию ислама в Российском государстве и правовому положению мусульман в России во время правления Екатерины II., а также осмыслению этого опыта в историографии до сих пор не достаточно.
Наиболее полно вопросы имперской политики Екатерины II в срезе ее политической практики, а именно путешествий по стране, рассматривает Г.В. Ибнеева . Г.В. Ибнеева анализирует различные аспекты влияния поездок Екатерины II на ее имперскую политику: формирование идеологии этнокультурной терпимости, взаимоотношения центральной власти и локальных элит. Монография написана на основе широкого круга неопубликованных источников из архивохранилищ Москвы, Петербурга, Казани, Риги, Тарту, Киева, Марбурга.
В настоящее время тема взаимоотношения государственной власти и религиозных институтов, а особенно религиозных меньшинств, приобретает особое звучание.
Политика Екатерины II по отношению к исламу оказалась дальновиднее, а результаты действеннее, чем у ее предшественников. Пойдя на сознательное ослабление религиозного гнета, поступившись на какое-то время унификационными устремлениями в духовной сфере, власть компенсировала это тем, что добилась превращения мусульманского духовенства из оплота оппозиционных самодержавию сил, в своего приверженца и пособника. В настоящее время этой теме посвящены научные статьи в журналах .
Объект исследования: государственная политика по отношению к
мусульманам.
Предмет исследования: политика Екатерины II по отношению к
мусульманскому населению Среднего Поволжья.
Цель исследования заключается в исследовании политики Екатерины II по отношению к мусульманскому населению Среднего Поволжья, в том числе в период пребывания в Казани, исследование законодательных актов указов позволяющих проанализировать институционализацию ислама, развитие политики Екатерины II в отношении мусульман.
Исходя из цели, были поставлены три задачи:
- изучить политику Екатерины II по отношению к мусульманам Поволжья;
- охарактеризовать вопросы институциализации ислама в политике Екатерины II;
- проанализировать этносоциальную политику Екатерины II по отношению к татарскому населению.
Методологической основой проводимого нами исследования является подход к анализу материала на основе строгого соблюдения принципов объективности и историзма. В работе используются системный, статистический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы.
Научная новизна дипломного исследования определяется тем, что в работе охарактеризована политика по отношению к мусульманам Среднего Поволжья.
В XVIII в. формируется система государственного регулирования духовной жизни российских мусульман, что приводит к созданию в России Уфимского и Таврического муфтиятов.
Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов совершенствования взаимоотношений государства и религиозных институтов. Материалы исследования могут быть использованы в вузах при преподавании дисциплин историко-правового цикла.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрена политика Екатерины II по отношению к мусульманам Поволжья, проанализирована встреча Екатерины II с мусульманами в 1867 году, пребывание в Казани, строительство мечетей и проанализирован Указ о веротерпимости. Во второй главе проанализированы вопросы институциализации ислама в политике Екатерины II в Поволжье и Казахстане. В третьей главе обобщен опыт этносоциальной политики Екатерины II по отношению к татарскому населению, становления и регламентации сословных прав знати мусульманских народов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Российское государство в процессе образования многонациональной империи прошло длительный и сложный путь исторического развития, что предопределило особенности его государственного строя и правовой системы. С середины XVI века в составе России оказались обширные земли, населенные мусульманами. Положение ислама в российской истории со времени появления первых мусульманских подданных и до ликвидации империи. не было единым и неизменным. Изменения статуса ислама отражались в законодательстве и в государственной политике по отношению к мусульманам.
В процессе исследования выявлены и изучены законодательные акты ХVШ вв., определявшие положение мусульман в Российском государстве. Проанализирован процесс становления законодательства Екатерины II, регулирующего правоотношения с участием российских подданных- мусульман.
Начало царствования Екатерины II характеризовалось некоторой либерализацией по отношению к неправославному населению. Важную роль в осмыслении» проблемы «мусульманства» сыграло личное посещение царицей Поволжья весной-летом 1867 г., незадолго до начала работы Уложенной комиссии.
В середине XVIII века во внутренней политике России намечается постепенное утверждение принципа веротерпимости в отношении представителей неправославных конфессий. Последовательная реализация этого принципа была связана с государственной деятельностью императрицы Екатерины II, что, с одной стороны, объясняется распространением идеологии Просвещения, а с другой, внешнеполитическими событиями того времени — русско-турецкими войнами и включением в состав России обширных территорий, населенными мусульманами.
Полученные императрицей в ходе путешествия по Волге впечатления расширили изначально существовавшие у нее представления об империи. В
этот период «многонародность» российской империи находила выражение в множетсвенности этноконфессиональных групп, поэтому последующее законотворчество Екатерины II, направленное на упрочение принципа (пусть и ограниченного) веротерпимости, выходило за рамки сферы религиозной жизни. «Поход в Казань» Екатерины II 1767 года зафиксировал это политический поворот.
Таким образом, ислам рассматривался как средство интеграции казахов в имперское пространство России. В целом XVIII век характеризуется все большим проникновением государственного регулирования в жизнь татарского общества. Политика Екатерины II по отношению к исламу оказалась дальновиднее, а результаты действеннее, чем у ее предшественников. Пойдя на сознательное ослабление религиозного гнета, власть компенсировала это тем, что добилась превращения мусульманского духовенства из оплота оппозиционных самодержавию сил, в своего приверженца и пособника. Интересы государства сыграли важную роль в изменении политики правительства при Екатерине II. Таким образом, в конце XVIII в. происходит перелом в государственно-религиозной политике по отношению к иноверным конфессиям. Принцип веротерпимости, провозглашенный Екатериной II, положительно повлиял и на правовое положение мусульман Российской империи.
Царствование Екатерины II (1762-1796 гг.) отмечено рядом значимых событий в истории татар Среднего Поволжья и Приуралья. Большинство из них тесно связано с кардинальным изменением отношения государства к исламу. После многолетнего пребывания в положении гонимой религии он получил официальное признание и статус терпимой конфессии.
Таким образом, обобщив историко-правовой опыт законодательного регулирования ислама в России в период правления Екатерины II, можно .....
сделать вывод, что в отличие от других стран, Россия пошла по пути социальной интеграции мусульманского населения в структуру российского общества.



1.1. Абрамович Д.И. Киево-Печерский патерик. Киев, 1991.
1.2. Акты археографической экспедиции Академии наук. Т. I. СПб., 1836.
1.3. Акты царствования Екатерины II: Учреждения для управления губерний и жалованные грамоты дворянству и городам / Под ред. Г.Н. Шмелева. - М., 1907.
1.4. Арапов Д.Ю. Документы об управлении мусульманами Тавриды в конце XVIII — начале XIX вв.: Законодательные акты Екатерины II и Александра I, доклад И.В. Лопухина // Сборник Русского исторического общества. - М., 2003. Т. 7 (155).
1.5. Арапов Д.Ю. Министерство внутренних дел и «мусульманский вопрос» // Источник. - М., 2002. № 1.
1.6. Арапов Д.Ю. Правила устройства духовной жизни мусульман в казачьих войсках России // Источник. М., 2003. № 4.
1.7. Выступления депутатов Уложенной комиссии // Сборник императорского русского исторического общества. - СПб, 1889. Т. 68. - 748 с.
1.8. Екатерина II. Записки императрицы Екатерины II. - Репринтное
воспроизведение изд. 1859 г. Лондон. - М.: Наука, 1990. - 288 с. (Россия XVIII столетия в изданиях Вольной русской типографии А.И.Герцена и П.Н.Огарева)
1.9. Ислам в законодательстве России. 1554-1929 гг.: Сборник
законодательных актов / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. А.Б. Юнусова, Ю.Н. Сергеев, В.В. Латыпова. Уфа, 1999.
1.10. Ислам в Российской империи: Законодательные акты, описания, статистика / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Д.Ю. Арапов. - М., 2001.
1.11. Мертваго Д.Б. Записки (1760-1824) / Изд. Подгот. С.Д. Дзюбанов, Г.Г.Мартынов, перепеч. С изд. 1867 г. - СПб.: Русская симфония, 2006. - 368 с.
1.12. Наказ императрицы Екатерины II данной комиссии по сочинению проекта нового Уложения/ Под ред. Н.Д.Чечулина. - М., 1907. - 175 с.
1.13. Переписка российской императрицы Екатерины Второй с Вольтером с 1765 по 1778 гг. Часть 1. Перевел Михаил Антоновский. - СПб: Императорская Академия наук, 1802.
1.14. Письмо Екатерины II И.И. Бецкому из Казани в 1767 году с предложением обучать кадет татарскому языку, 30 мая 1767 г. // А.Савельев. Исторический очерк инженерного управления России. - СПб, 1879. - С.252-253.
1.15. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое: с 1649 по 12.12.1825. - СПб: Тип 2 отд. Собств. И.И.В. Канцелярии 1830. Т.4,11,15-20,22,23.
1.16. Разные поучения и речи, сказыванныя на пришествие... государыни Екатерины Вторыя в 1787 год, а притом и в другия разных годов высокоторжественные дня, синодальным членом архиепископомтверским Иоасафом. - М., 1787. - 176 с.
1.17. Собственноручные указы и письма императрицы Екатерины Великой / Сообщ. проф. Д.В.Цветаевым / ЖМЮ. - 1915. -№10. -С.182-218.
1.18. Сочинения императрицы Екатерины II на основании подлинных рукописей с объяснительными примечаниями акад. А.Н. Пыпина. В 12 т. Т. 11. Труды исторические. Записки касательно Российской империи. - СПб, 1903.
1.19. Указ «О терпимости всех вероисповеданий» от 17 июня 1773 г. // Полное Собрание Законов Российской Империи. СПб: Тип 2 отд. Собств. И.И.В. Канцелярии 1830. 48 т.
1.20. Указ Екатерины II от Симбирскому и Уфимскому генерал- губернатору барону Игельстрому об учреждении б Уфе Духовного собрания магометанского закона 22 сентября 1788 года // ПСЗ. Т.22. №16711. - С.1107¬1108.
1.21. Указ императрицы Екатерины II данный Уфимскому губернатору Пеутлингу, об оставлении пятничного дня, для духовного в Уфе магометанского собрания, свободным от присутствия от 15 июня 1792г., / ПСЗ. Т.23.№17053.-С. 341.
1.22. Указ Сената О выборе мулл в Учрежденное в Уфе Духовное правление Магометанского закона через три года от 17 августа 1793 г. // ПСЗ. Т.23. №17146.-С. 452-454.
1.23. Указ императрицы Екатерины данный генерал-поручику Каменскому, о дозволении подданным магометанского закона самим выбирать у себя ахунов от 28 января 1783 г., // ПСЗ. - Т.21. - № 15563. - С. 805.
1.24. Указ императрицы Екатерины II данный генерал-поручику барону Игельстрому, о доставлении киргиз-кайсаками в случающихся между ими распрях и жалобах скорого и справедливого удовлетворения и о снабжении их потребным числом мулл от 21апреля 1787 года // ПСЗ. - Т.22. - № 16534. - С. 839.
1.25. Указ Екатерины II данный правящему должность генерал- губернатора Симбирского и Уфимского барону Игельстрому, о снабжении разных родов киргизских муллами от 27 ноября 1785 г. // ПСЗ. - Т.22. - №16292. - С. 493.
1.26. Указ Екатерины II данный Сенату, о позволении князьям и мурзам татарским пользоваться всеми преимуществами российского дворянства от 22 февраля 1784 г. // ПСЗ. - Т.22. - №15936. - С. 51-52.
1.27. Указ Екатерины II данный генералу Гудовичу, об упразднении суда и
расправы между горскими народами от 28 февраля 1792 г // ПСЗ. - Т.23. -
№17025. - С.308.
2. Литература:
2.1. Абдулатипов Р. Исламская цивилизация и ее роль в диалоге между Западом и Востоком / Р. Абдулатипов // Диалог Культур: Опыт России и Левантийского Востока: Материалы международной конференции 22-23 марта 2001 года / Сост. и автор предисловия С. Фарах. Ливан, 2002.
2.2. Айзатуллова А.Ш. Система подконтрольного государству исламского просвещения татар-мусульман во второй половине XIII - начале XX веков (на материалах губерний Среднего Поволжья) / Айзатуллова А.Ш. // Вестник Чувашского университета. -2008. -№3. -С.12-18/
2.3. Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII-XIX вв. / Д.Д. Азаматов; Рос. акад. наук. Уфим. науч. центр. Ин-т истории, яз. и лит., Акад. наук Респ. Башкортостан. Отд-ние гуманит. наук. - Уфа: Гилем, 1999 (обл. 1996). - 193 с.
2.4. Алишев С.Х. Участие татар Среднего Поволжья в крестьянской войне 1773-1775 гг. под предводительством Е.И.Пугачева) №571- История СССР) / С.Х. Алишев. Автореферат диссертации. Казань, 1968.
2.5. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа / М.А. Алпатов. - М.: Наука, 1985. - 262 с.
2.6. Анисимов Е.В. Реформы Екатерины II / Е.В. Анисимов // Власть и реформы: от самодержавной к советской России / Под ред. Б.В. Ананьич. - СПб, 1996. - С. 164-191.
2.7. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало ХХ века). Автореферат диссертации / Д.Ю. Арапов. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2002.
2.8. Бекмаханова Н.Е. Государственное законодательство и народы России / Н.Е. Бекмаханова // Российская многонациональная цивилизация: Единство и противоречия. - М., 2003. - С. 21-81.
2.9. Бессарабова Н.В. Путешествия Екатерины II по России / Н.В. Бессарабова. - М, 2005. - 272 с.
2.10. Брикнер А.Г. История Екатерины II / А.Г. Брикнер. - М.: Сварог и К, 1998. - 800 с.
2.11. Васильев Д.В. Мусульманская политика Российской империи в Туркестанском и Степном генерал-губернаторствах / Д.В. Васильев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2015. - №2. - Т.4. - С. 117-126.
2.12. Воропанов В.А. Национально-религиозный вопрос в судебной политике Екатерины / В.А. Воропанов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2006. -№ 3. -С. 72-79.
2.13. Гафаров А.А. Общекультурные сдвиги в жизни российских мусульман в контексте общеисламской модернизации (19) век / А.А. Гафаров// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №4. - С.141-146.
2.14. Гилязов И.А. Казанский край в составе Русского государства (2-ая половина XVI-XVIII вв.) / И.А. Гилязов // Татарстан: из века в век. Казань: Заман Татарское кн.изд-во, 2013. - С. 88-109.
2.15. Голиков А.В. Источниковедение отечественной истории / А.В. Голиков, Т.А.Круглова. - М.: РОССПЭН, 2000. - 440 с.
2.16. Давыдова М.Ю. Мусульмане Саратовского Поволжья во второй половине XIX - начале XX веков / М.Ю. Давыдова // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2014. №13 (140). - Т.17. - С.18¬21.
2.17. Ибнеева Г.В. Екатерина II и крымские татары в церемониале путешествия в Крым 1787 г. // Окраины Московского государсвта и Российской империи: инновационные подходы в изучении имперской политики россии: материалы международной научной конференции (Казань, 29-30 ноября 2012 г.) отв. ред. Г.В. Ибнеева. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2015. - 382 с.
2.18. Ибнеева Г.В. Екатерина II и «многонародный» регион Среднего Поволжья: опыт формирования имперской политики / Г.В. Ибнеева // Вторые Кремлевские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Екатерина II и имперское многообразие России: опыт политического и культурного взаимодействия» (Казань, 25-26 сентября 2009 г.). - Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. - 324 с.
2.19. Ибнеева Г.В. Имперская политика Екатерины II в зеркале венценосных путешествий / Г.В. Ибнеева. - М.: Памятники исторической мысли, 2009. - 469 с.
2.20. Измайлов Б.И. Казанская татарская ратуша: Автореферат диссертации / Б.И. Измайлов. - Казань, 2002.
2.21. Ислаев Ф.Г. Ислам и православие в XVII столетия: от конфронтации к терпимости / Ф.Г. Ислаев. - Казань, 2001. - 219 с.
2.22. Ислаев Ф.Г.Мусульмане в Уложенной комиссии: вопросы
межконфессиональных отношений // Восток, Афро-Азиатские общества . - 2008. - №1. - С. 113-120.
2.23. Ислам в Поволжье и Приуралье: история и современность: информационный бюллетень I международная конференция «Исламская культура в Волго-Уральском регионе», Казань, 8-11 июня 2001 г.- Казань, 2005.
- 16 с.
2.24. Ислам в татарском мире: История и современность / Материалы международного симпозиума: Казань, 29 апреля - 1 мая 1996 г. Казань, 1997.
2.25. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины II / А.Б. Каменский. - М.: Знание, 1997. - 288с.
2.26. Каппелер А. Россия - многонациональная империя: возникновение, история, распад / А. Каппелер. - М.: Прогресс, 2000. - 575 с.
2.27. Керимов Г.М. История вероисповедной политики в России (исламский аспект) / Г.М. Керимов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом.
- 2010. - №2. - С. 260-261.
2.28. Лайда Р.Г. Ислам в истории России / Р.Г. Лайда. - М., 1995.
2.29. Левин В.Ф. Государственная и церковная политика России по отношению к мусульманской религии в конце 18-начале 19 веков / В.Ф. Левин // Вестник Чувашского университета. - 2011. - № 2. - С. 72-74.
2.30. Леонтьева О.Б. Национальная и конфессиональная политика Российской империи в современной историографии / О.Б. Леонтьева // Вестник Самарского государственного университета. - 2012. - №8-2. - С. 12-19/
2.31. Лукьянов С.А. Вероисповедная политика Екатерины II в отношении российских мусульман / С.А. Лукьянов // Государство и право. Юридические науки .- 2008.
2.32. Марджани Ш. «Моста-фад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Болгар» // «Кладезь сведений о делах Казани и Булгара», Казань, 1989.
2.33. Надеева М.И. Факторы формирования конфессионального пространства России / М.И. Надеева // Вестник Казанского технологического университета. - 2013.- №22. - Т. 16. -С. 381-386.
2.34. Ногманов А. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в российском законодательстве второй половины XVI-XVIII вв. / А. Ногманов. - Казань: Фэн, 2002. - 232 с.
2.35. Ногманов А.И. Государственно-исламские отношения в России во второй половине XVI - начале XX вв. (политико-правовой аспект) / А. Ногманов // Пути познания истории России: Новые подходы и интерпретации. - М., 2001. -С. 298-316.
2.36. Ногманов А.И. Законодательная политика российского государства по отношению к татарам Среднего Поволжья и Приуралья во второй половине XVI - начале ХХ веков проблема периодизации / А. Ногманов // Вестник Чувашского университета. - 2006. - №7. - С. 12-18.
2.37. Ногманов А.И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в религиозной политике Екатерины II (по материалам законодательства) / А. Ногманов // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 6. - С. 18-26.
2.38. Очерки истории Поволжья и Приуралья в имперский период / Под ред. В.Н.Данилова и П.С. Кабытова. - Саратов: Наука, 20100. - 356 с.
2.39. Павленко Н.И. Екатерина Великая / Н.И.Павленко. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 495 с.
2.40. Поволжье - «внутренняя окраина» России: государство и общество в освоении новых территорий (конец XVI - начало XX века) / Под ред. Э.Л. Дубмана, П.С. Кабытова. Самара: Самарское отделение Литфонда, 2007. - 328 с.
2.41. Романовская Р.Л. Государственно-религиозная политика по отношению к мусульманам (перелом на рубеже веков) / Р.Л. Романовская // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 4. - С.149-152.
2.42. Российская империя в сравнительной перспективе: сб. ст. / Под ред. А.И. Миллера. - М.: Новое издательство, 2004. - 384 с.
2.43. Салихов Р.Р. Исторические мечети в Казани / Р.Р. Салихов, Р.Р. Хайрутдинов. - Казань: Татар.кн. изд-в, 2005. - 191 с.
2.44. Самсонов Н.В. Правовое положение мусульман в России во второй половине XVI-XVIII вв.: Историко-правовой аспект: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве / Н. В. Самсонов; Науч. рук. М. В. Хачатурян. - М., 2007. - 23 с.
2.45. Свердлова А.М. Казанское купечество: социально-экономический портрет (кон. XVIII-нач. XX в.) / А.М. Свердлова. - Казань: Тататр.кн. изд-во, 2011. - 319 с.
2.46. Тальберг Н.Д. Отечественная быль. - Джорданвилль. - 336 с.
2.47. Тихонов А.К. К политике правительства Российской империи в отношении неправославных исповеданий во второй половине XIX-начале XX вв. (обзор источников) / А.К. Тихонов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История . - 2014. - № 3-4. - С. 19-29.
2.48. Усманова Д.М. Ислам и православие в позднеимперской России: институты и социально-правовой статус (на примере Волго-Уральского региона): учебное пособие / Д. М. Усманова, А. Ю. Михайлов; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный ун-т». Казань: 2014. 187 с.
2.49. Фаизов С. Ф. Ислам в Поволжье. VIII-XX вв: Очерк истории / С.Ф. Фаизов. - М.: Спутник, 1999. - 73 с.
2.50. Фаизов С.Г. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. С.Ф. Фаизов. - Уфа, 1995.
2.51. Файзрахманов И.З. Развитие мануфактурной промышленности Казанского края во второй половине XVIII в. / И.З. Файзрахманов. - Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2013. - 208 с.
2.52. Файзрахманов И.З. Наказы татар Среднего Поволжья в Уложенную комиссию 1767-1768 гг.: вопросы торговли и повинностей / И.З. Файзрахманов. // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып. 5. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2015. - С. 454-561.
2.53. Хайрутдинов Р.Р. Реализация в Казанской губернии указа Екатерины
II «О позволении князьям и мурзам татарским пользоваться всеми преимуществами российского дворянства (22 февраля 1784 г.) // Вторые
Кремлевские чтения: материалы Всероссийской научно-практической
конференции «Екатерина II и имперское многообразие России: опыт политического и культурного взаимодействия» (Казань, 25-26 сентября 2009 г.). - Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. - 324 с.
2.54. Циунчук Р.А. Российская империя как система «центр-регионы»: генезис, развитие, кризис / Р.А. Циунчук / Пути познания истории России: новые подходы и интерпретация. - М., 2001. - С.126-144.
2.55. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане / А.Б. Юнусова. - Уфа, 1999.
3. Справочные и библиографические издания:
3.1. Екатерина II: аннотированная библиография публикаций / Сост. И.В. Бабич, Т.А. Лаптева. - М.: РОССПЭН, 2004. - 928 с.
3.2. Терпимость // Словарь Академии Российской. - СПб, 1794. - Ч.6. - С.104.
3.3. Энциклопедический словарь / Под ред. И.Е.Андреевского, К.К. Арсеньева, Ф.Ф.Петрушевского: 82 тома+4 дополнительных. - СПб, 1890-1907: Издатели Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ